Научная статья на тему 'Методологические аспекты оценки туристского рынка в регионе'

Методологические аспекты оценки туристского рынка в регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
369
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / ВЫЕЗДНОЙ И ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / TOURISM MARKET / ECONOMIC GEOGRAPHY / OUT-BOUND AND IN-COUNTRY TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хромешкин В. М.

Разрабатывается понятийный аппарат регионального туризма на стыке смежных наук региональной экономики и экономической географии. Проводится анализ туристической деятельности в Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECT OF THE METHODOLOGE OF EVALUATION FOR TOURIST MARKET IN REGION

Regional tourism conceptual apparatus is elaborated at the juncture of related disciplines such as regional economics and economic geography. Tourism activity in Irkutsk Oblast is analyzed.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты оценки туристского рынка в регионе»

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

И УПРАВЛЕНИЕ

В.М. ХРОМЕШКИН

кандидат географических наук, докторант Иркутского государственного технического университета

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ТУРИСТСКОГО РЫНКА

В РЕГИОНЕ

Отправной точкой анализа рынка туризма в рамках системы национальных счетов (1993 г.) и международной туристской статистики (2000 г.) является определение географического места (территории) туристского потребления. По месту туристского потребления различают основные виды туризма (и туристские рынки): внутренний, въездной, выездной, а также производные — туризм в пределах страны и национальный1. Однако в системе рекомендаций международной статистики отсутствует фундаментальное понятие регионального туризма. Недостаточно полно учитывается региональная специфика и в туристской статистике России. Повысить адекватность аналитических оценок туристских рынков российских регионов возможно на основе предлагаемой в данной статье методологии.

Ранее автором была предпринята попытка разработки понятийного аппарата регионального туризма на стыке смежных наук — региональной экономики и экономической географии2. Туризм в пределах региона (и, соответственно, региональный туристский рынок) определяется как специфическая деятельность посетителей (резидентов и нерезидентов) в границах экономической территории данного региона. Конкретизируя это положение, отметим, что в качестве нерезидентов целесообразно рассматривать иностранных посетителей и россиян, прибывающих из иных регионов России, а резидентами считать не только отдельных жителей области, путешествующих в ее границах с туристскими целями, но и региональные домохозяйства. Туристская деятельность до-мохозяйств осуществляется в интересах их членов или посетителей (друзей, родствен-

ников, знакомых и др.) и характеризуется совокупностью произведенных расходов, непосредственно связанных с удовлетворением туристских потребностей.

В рамках указанных концепций туризм в пределах региона имеет въездную (международную и внутреннюю российскую), а также внутрирегиональную (местную) составляющие, непосредственно формирующие региональный рынок туризма. Далее остановимся на методических вопросах оценки указанных составляющих и масштаба (объема) регионального рынка туризма в целом.

Сегодня в мире под туризмом подразумевают деятельность лиц за пределами их обычной среды с любыми целями, не связанными с получением экономической выгоды за счет источника в месте посещения3. Это означает, что не только отдых и рекреация, но и частные или деловые поездки (командировки) как соответствующие данному определению могут классифицироваться в качестве туризма. Цели въездного туризма в Приангарье представлены в табл. 1, из которой следует, что на основании общепринятой международной классификации 80-90% посетителей Иркутской области относится к категории туристов.

Таблица 1

Цели поездок в Иркутскую область, %

Цели поездок СНГ В том числе Россия Страны дальнего зарубежья В том числе

азиатские евро-пейс-кие северо-американские

Частные 92,0 5,6 8 7 11 12

Деловые 1,8 76,5 62 67 14 28

Туристские 0,2 6,8 12 8 58 45

Обучение / работа 6,0 11,1 18 18 17 15

© В.М. Хромешкин, 2007

В.М. ХРОМЕШКИН

Рис. 1. Территориальная структура въездного туристского потока Приангарья, %

Оценка объемов рынка въездного иностранного туризма трудностей не представляет и возможна на основе региональной статистики соответствующих посещений. Статистическая информация, предоставленная в распоряжение автора УФМС ИО и Иркутскстатом, свидетельствует, что въезд иностранных граждан на территорию Иркутской области за последние годы (20042005) практически стабилен и составляет 50 тыс. чел. в год. Структура въездного потока показана на рис. 1.

На территорию области в подавляющем большинстве прибывают путешественники с трех континентов — Азии, Европы и Северной Америки. Абсолютное большинство въезжающих — представители Азиатского материка (до 90%), число туристов из Европы существенно меньше — около 10%. Довольно малочисленны заокеанские посетители из США, Канады, Австралии и других стран. Значительную долю въездного потока иностранцев (60% и более) составляют наши бывшие соотечественники — граждане стран СНГ (или ближнего зарубежья). Масштабы въездного иностранного туризма в Приангарье (50 тыс. посещений в год) составляют лишь 0,2% общего числа иностранных посетителей России — 22 млн чел. в год4.

В отечественной статистике иностранных посетителей принято подразделять на посетителей из СНГ и вне СНГ. Можно отметить, что из стран ближнего зарубежья в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане формируется 77% спроса на посещение нашей области, на Украине, в Белоруссии и Молдавии — 10%, в Закавказье — 7%, в Казахстане — 5% и в Прибалтике — менее 1% спроса. Вне СНГ по числу въезжающих

в область туристов лидируют Китай (73,0%), Монголия (10,0%), Германия (3,4%), Северная (2,0%) и Южная (1,9%) Корея, США (1,1%) и Вьетнам (0,9%).

Результаты группировки иностранных посетителей по макрорегионам и странам свидетельствуют о доминировании двух туристских направлений — из среднеазиатских республик СНГ (Киргизии, Таджикистана и Узбекистана) и Китая, на долю которых в сумме приходится 78% иностранных посещений (рис. 2).

Рис. 2. Структура спроса на посещение Приангарья (въездной туризм), %

Основными зарубежными направляющими рынками Иркутской области являются среднеазиатские республики СНГ, Китай (около 18 тыс. прибытий), Закавказье, Казахстан и Монголия (около 1,8 тыс. прибытий). Однако по данным туристским дестинациям Иркутская область испытывает сильную конкуренцию. Например, в Республике Бурятии количество монгольских туристов практически сравнимо с их количеством в Иркутской области5. По потокам въездного китайского

Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

туризма Иркутская область значительно уступает Читинской и Амурской областям (до 0,3 млн посещений в год), Хабаровскому и Приморскому краям (более 0,5 млн посещений)6.

Поскольку формы стандартной статистической отчетности Росстата (№ 1-КСР) не предусматривают получение сведений о внутренних посетителях в территориальном разрезе, рынки туризма, возникающие в отдельных регионах в результате деятельности посетителей из иных регионов России, мало изучены. С целью выявления внутренних направляющих туристских рынков автором было выполнено исследование ряда гостиниц Иркутска (обработано 30 тыс. посещений). Обобщенная структура спроса на посещение Приангарья, отмечаемого в регионах России, показана на рис. 3.

Приволжский 3

Южный 2

Уральский 4

Дальневосточный 6

Центральный 23

Сибирски^ ^^^^ \ Север°-58 Западный

4

Рис. 3. Структура спроса на посещение Приангарья, отмечаемого в федеральных округах РФ (внутренний туризм), %

Как видно, основные направляющие туристские рынки области формируются на территории Сибирского и Центрального федеральных округов. Доля туристских рынков остальных пяти округов не является значительной в потоке въездного внутреннего туризма (от 2 до 6%). В Сибирском федеральном округе наибольший спрос на посещение Приангарья отмечается в Байкальском регионе (Республика Бурятия, Иркутская и Читинская области, соотношение посещений — 2 : 7 : 1) — 70%, Красноярском крае — 11% и Новосибирской области — 10%. Омская, Томская и Кемеровская области направляют

нам от 1,5 до 2,0% посетителей. Региональными туристскими центрами Сибирского федерального округа (направляющими в Иркутск наибольшее количество туристов) являются Братск (16% туристов), Новосибирск (9%), Красноярск (9%), Усть-Илимск (7%), Улан-Удэ (6,5%) и Чита (6%). Что касается Центрального федерального округа, то наибольшее число туристов прибывает к нам из Москвы (70%) и Московской области (21%). Доля остальных 16 территорий данного округа весьма незначительна и не превышает 1% для отдельной территории.

В рамках указанных концепций и определений объем туристского рынка в регионе Утрр может быть представлен следующей зависимостью:

УТрр = С1(Пдз + 0,7 Пснг) + С2Пр + ТРдх,

где С1 — средняя стоимость пребывания на территории региона для посетителя из стран дальнего зарубежья; Пдз — общее количество поездок из стран дальнего зарубежья; Пснг — общее количество поездок из стран СНГ; С2 — средняя стоимость пребывания на территории региона для жителя России; Пр — общее количество поездок из иных регионов России; ТРдх — сумма туристских расходов домохозяйств.

Определение показателя ТРдх производилось на основе данных региональной статистики, Пр — данных о размещении туристов в гостиницах, С1 и С2 — на основе анкетирования.

Расчет основных составляющих туристского рынка Приангарья представлен в табл. 2. При ее составлении были использованы данные Иркутскстата, опубликованные в статистических сборниках, информационные материалы УФМС ИО и служб размещения гостиниц Иркутска, любезно предоставленные в распоряжение автора в ответ на запросы, а также данные региональной статистики7. Сумма туристских расходов домохозяйств Иркутской области, характеризующая внутрирегиональную составляющую туристского рынка, на основании данных, приведенных в работе «Иркутская область: Валовой региональный продукт и туристские расходы домохозяйств», была принята в 2003 г. в 247 млн дол., или 7,4 млрд р.8

Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)

Ю.А. ГАЛЕЕВА

Таблица 2

Структура туристского рынка Приангарья в 2003 г.

Тип рынка Объем Количество

рынка, млн дол. (%) прибытий, тыс. (%)

Туристский рынок Прибайкалья 316 (100) —

Въездной туристский 69 (22) 165 (100)

рынок

В том числе:

дальнее зарубежье 27 (9) 20 (12)

СНГ 21 (7) 30 (18)

внутренний рынок (регионы России) 21,0 (6) 115,0 / 70 (100)

В том числе по фе-

деральным округам:

Центральный 4,8 (-) 26,4 / — (23)

Сибирский 12,2 (-) 66,7 / — (58)

Северо-Западный 0,8 (-) 4,6 / — (4)

Южный 0,4 (-) 2,3 / — (2)

Приволжский 0,6 (-) 3,5 / — (3)

Уральский 0,8 (-) 4,6 / — (4)

Дальневосточный 1,3 (-) 6,9 / — (6)

Внутрирегиональный 247 (78) —

туристский рынок

Представление туристского рынка отдельного российского региона посредством оценки совокупного объема потребления его посетителей характеризует не только его масштаб. Поскольку туристское потребление является прямым и конечным, представляется целесообразным его сравнение с фактическим конечным потреблением домашних хозяйств и их потребительскими расходами. Это может быть использовано для количественной оценки воздействия туризма на региональную экономику.

В 2003 г. ВРП Иркутской области достиг 5,9 млрд дол. (или 177 млрд р.), из которых расходы домохозяйств на конечное потребление составляли 4 млрд дол. (120,4 млрд р.). Объем туристского рынка Приангарья был

оценен в 316 млн дол. (9,5 млрд р.). По своим масштабам региональный туристский рынок соответствует 5% ВРП, или 15% расходов домашних хозяйств региона на конечное потребление. Объем въездного туристского рынка (48 млн дол.) оценивается в 6% в сравнении с объемом чистого экспорта товаров и услуг в регионе.

Примечания

1 Всемирная туристская организация — ВТО: Технические пособия: Концепции, определения и классификации для туризма: Техническое пособие № 1. 1995; Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа Комиссии европейских сообществ / Евростат. Люксембург, 2002—Х; Всемирная туристская организация — ВТО: Вспомогательный счет в туризме (ВСТ): Рекомендации по методологической структуре. Мадрид, 2001; Tourism Highlights / World Tourism Organization. Madrid, 2004.

2 Хромешкин В.М. Актуальные вопросы экономики туризма в регионе // Вестник ИрГТУ. 2005. № 3 (23).

3 Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа Комиссии европейских сообществ; Всемирная туристская организация — ВТО: Вспомогательный счет в туризме (ВСТ): Рекомендации по методологической структуре.

4 Российский статистический ежегодник: 1991 — 2002 / Госкомстат РФ. М., 2003; Россия в цифрах: 2005: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2005.

5 Устойчивое развитие туризма: направления, тенденции, технологии // Материалы 1-й международной научно-практической конференции, г. Улан-Удэ, 25-27 мая 2005 г. Улан-Удэ, 2005.

6 Нинь Шинь Минь. О дальнейшем освоении российского туристского рынка // Состояние и перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России: материалы 4-й междунар. науч.-практ. конф. Хабаровск, 2001.

7 Основные показатели обследования семей (за 2002-2003 годы): стат. сб. Иркутск, 2004; Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области / Ир-кутскстат. Иркутск, 2004.

8 Хромешкин В.М. Иркутская область: Валовой региональный продукт и туристские расходы домохо-зяйств // Вестник ИрГТУ. 2006. № 3 (27). С. 156.

Ю.А. ГАЛЕЕВА

МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

В настоящее время в результате про- шийся за многие десятилетия строительный ведения отраслевой приватизации сложив- комплекс перестал существовать как от© ЮА. Галеева, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.