РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ
И УПРАВЛЕНИЕ
В.М. ХРОМЕШКИН
кандидат географических наук, докторант Иркутского государственного технического университета
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ТУРИСТСКОГО РЫНКА
В РЕГИОНЕ
Отправной точкой анализа рынка туризма в рамках системы национальных счетов (1993 г.) и международной туристской статистики (2000 г.) является определение географического места (территории) туристского потребления. По месту туристского потребления различают основные виды туризма (и туристские рынки): внутренний, въездной, выездной, а также производные — туризм в пределах страны и национальный1. Однако в системе рекомендаций международной статистики отсутствует фундаментальное понятие регионального туризма. Недостаточно полно учитывается региональная специфика и в туристской статистике России. Повысить адекватность аналитических оценок туристских рынков российских регионов возможно на основе предлагаемой в данной статье методологии.
Ранее автором была предпринята попытка разработки понятийного аппарата регионального туризма на стыке смежных наук — региональной экономики и экономической географии2. Туризм в пределах региона (и, соответственно, региональный туристский рынок) определяется как специфическая деятельность посетителей (резидентов и нерезидентов) в границах экономической территории данного региона. Конкретизируя это положение, отметим, что в качестве нерезидентов целесообразно рассматривать иностранных посетителей и россиян, прибывающих из иных регионов России, а резидентами считать не только отдельных жителей области, путешествующих в ее границах с туристскими целями, но и региональные домохозяйства. Туристская деятельность до-мохозяйств осуществляется в интересах их членов или посетителей (друзей, родствен-
ников, знакомых и др.) и характеризуется совокупностью произведенных расходов, непосредственно связанных с удовлетворением туристских потребностей.
В рамках указанных концепций туризм в пределах региона имеет въездную (международную и внутреннюю российскую), а также внутрирегиональную (местную) составляющие, непосредственно формирующие региональный рынок туризма. Далее остановимся на методических вопросах оценки указанных составляющих и масштаба (объема) регионального рынка туризма в целом.
Сегодня в мире под туризмом подразумевают деятельность лиц за пределами их обычной среды с любыми целями, не связанными с получением экономической выгоды за счет источника в месте посещения3. Это означает, что не только отдых и рекреация, но и частные или деловые поездки (командировки) как соответствующие данному определению могут классифицироваться в качестве туризма. Цели въездного туризма в Приангарье представлены в табл. 1, из которой следует, что на основании общепринятой международной классификации 80-90% посетителей Иркутской области относится к категории туристов.
Таблица 1
Цели поездок в Иркутскую область, %
Цели поездок СНГ В том числе Россия Страны дальнего зарубежья В том числе
азиатские евро-пейс-кие северо-американские
Частные 92,0 5,6 8 7 11 12
Деловые 1,8 76,5 62 67 14 28
Туристские 0,2 6,8 12 8 58 45
Обучение / работа 6,0 11,1 18 18 17 15
© В.М. Хромешкин, 2007
В.М. ХРОМЕШКИН
Рис. 1. Территориальная структура въездного туристского потока Приангарья, %
Оценка объемов рынка въездного иностранного туризма трудностей не представляет и возможна на основе региональной статистики соответствующих посещений. Статистическая информация, предоставленная в распоряжение автора УФМС ИО и Иркутскстатом, свидетельствует, что въезд иностранных граждан на территорию Иркутской области за последние годы (20042005) практически стабилен и составляет 50 тыс. чел. в год. Структура въездного потока показана на рис. 1.
На территорию области в подавляющем большинстве прибывают путешественники с трех континентов — Азии, Европы и Северной Америки. Абсолютное большинство въезжающих — представители Азиатского материка (до 90%), число туристов из Европы существенно меньше — около 10%. Довольно малочисленны заокеанские посетители из США, Канады, Австралии и других стран. Значительную долю въездного потока иностранцев (60% и более) составляют наши бывшие соотечественники — граждане стран СНГ (или ближнего зарубежья). Масштабы въездного иностранного туризма в Приангарье (50 тыс. посещений в год) составляют лишь 0,2% общего числа иностранных посетителей России — 22 млн чел. в год4.
В отечественной статистике иностранных посетителей принято подразделять на посетителей из СНГ и вне СНГ. Можно отметить, что из стран ближнего зарубежья в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане формируется 77% спроса на посещение нашей области, на Украине, в Белоруссии и Молдавии — 10%, в Закавказье — 7%, в Казахстане — 5% и в Прибалтике — менее 1% спроса. Вне СНГ по числу въезжающих
в область туристов лидируют Китай (73,0%), Монголия (10,0%), Германия (3,4%), Северная (2,0%) и Южная (1,9%) Корея, США (1,1%) и Вьетнам (0,9%).
Результаты группировки иностранных посетителей по макрорегионам и странам свидетельствуют о доминировании двух туристских направлений — из среднеазиатских республик СНГ (Киргизии, Таджикистана и Узбекистана) и Китая, на долю которых в сумме приходится 78% иностранных посещений (рис. 2).
Рис. 2. Структура спроса на посещение Приангарья (въездной туризм), %
Основными зарубежными направляющими рынками Иркутской области являются среднеазиатские республики СНГ, Китай (около 18 тыс. прибытий), Закавказье, Казахстан и Монголия (около 1,8 тыс. прибытий). Однако по данным туристским дестинациям Иркутская область испытывает сильную конкуренцию. Например, в Республике Бурятии количество монгольских туристов практически сравнимо с их количеством в Иркутской области5. По потокам въездного китайского
Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)
РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ
туризма Иркутская область значительно уступает Читинской и Амурской областям (до 0,3 млн посещений в год), Хабаровскому и Приморскому краям (более 0,5 млн посещений)6.
Поскольку формы стандартной статистической отчетности Росстата (№ 1-КСР) не предусматривают получение сведений о внутренних посетителях в территориальном разрезе, рынки туризма, возникающие в отдельных регионах в результате деятельности посетителей из иных регионов России, мало изучены. С целью выявления внутренних направляющих туристских рынков автором было выполнено исследование ряда гостиниц Иркутска (обработано 30 тыс. посещений). Обобщенная структура спроса на посещение Приангарья, отмечаемого в регионах России, показана на рис. 3.
Приволжский 3
Южный 2
Уральский 4
Дальневосточный 6
Центральный 23
Сибирски^ ^^^^ \ Север°-58 Западный
4
Рис. 3. Структура спроса на посещение Приангарья, отмечаемого в федеральных округах РФ (внутренний туризм), %
Как видно, основные направляющие туристские рынки области формируются на территории Сибирского и Центрального федеральных округов. Доля туристских рынков остальных пяти округов не является значительной в потоке въездного внутреннего туризма (от 2 до 6%). В Сибирском федеральном округе наибольший спрос на посещение Приангарья отмечается в Байкальском регионе (Республика Бурятия, Иркутская и Читинская области, соотношение посещений — 2 : 7 : 1) — 70%, Красноярском крае — 11% и Новосибирской области — 10%. Омская, Томская и Кемеровская области направляют
нам от 1,5 до 2,0% посетителей. Региональными туристскими центрами Сибирского федерального округа (направляющими в Иркутск наибольшее количество туристов) являются Братск (16% туристов), Новосибирск (9%), Красноярск (9%), Усть-Илимск (7%), Улан-Удэ (6,5%) и Чита (6%). Что касается Центрального федерального округа, то наибольшее число туристов прибывает к нам из Москвы (70%) и Московской области (21%). Доля остальных 16 территорий данного округа весьма незначительна и не превышает 1% для отдельной территории.
В рамках указанных концепций и определений объем туристского рынка в регионе Утрр может быть представлен следующей зависимостью:
УТрр = С1(Пдз + 0,7 Пснг) + С2Пр + ТРдх,
где С1 — средняя стоимость пребывания на территории региона для посетителя из стран дальнего зарубежья; Пдз — общее количество поездок из стран дальнего зарубежья; Пснг — общее количество поездок из стран СНГ; С2 — средняя стоимость пребывания на территории региона для жителя России; Пр — общее количество поездок из иных регионов России; ТРдх — сумма туристских расходов домохозяйств.
Определение показателя ТРдх производилось на основе данных региональной статистики, Пр — данных о размещении туристов в гостиницах, С1 и С2 — на основе анкетирования.
Расчет основных составляющих туристского рынка Приангарья представлен в табл. 2. При ее составлении были использованы данные Иркутскстата, опубликованные в статистических сборниках, информационные материалы УФМС ИО и служб размещения гостиниц Иркутска, любезно предоставленные в распоряжение автора в ответ на запросы, а также данные региональной статистики7. Сумма туристских расходов домохозяйств Иркутской области, характеризующая внутрирегиональную составляющую туристского рынка, на основании данных, приведенных в работе «Иркутская область: Валовой региональный продукт и туристские расходы домохозяйств», была принята в 2003 г. в 247 млн дол., или 7,4 млрд р.8
Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)
Ю.А. ГАЛЕЕВА
Таблица 2
Структура туристского рынка Приангарья в 2003 г.
Тип рынка Объем Количество
рынка, млн дол. (%) прибытий, тыс. (%)
Туристский рынок Прибайкалья 316 (100) —
Въездной туристский 69 (22) 165 (100)
рынок
В том числе:
дальнее зарубежье 27 (9) 20 (12)
СНГ 21 (7) 30 (18)
внутренний рынок (регионы России) 21,0 (6) 115,0 / 70 (100)
В том числе по фе-
деральным округам:
Центральный 4,8 (-) 26,4 / — (23)
Сибирский 12,2 (-) 66,7 / — (58)
Северо-Западный 0,8 (-) 4,6 / — (4)
Южный 0,4 (-) 2,3 / — (2)
Приволжский 0,6 (-) 3,5 / — (3)
Уральский 0,8 (-) 4,6 / — (4)
Дальневосточный 1,3 (-) 6,9 / — (6)
Внутрирегиональный 247 (78) —
туристский рынок
Представление туристского рынка отдельного российского региона посредством оценки совокупного объема потребления его посетителей характеризует не только его масштаб. Поскольку туристское потребление является прямым и конечным, представляется целесообразным его сравнение с фактическим конечным потреблением домашних хозяйств и их потребительскими расходами. Это может быть использовано для количественной оценки воздействия туризма на региональную экономику.
В 2003 г. ВРП Иркутской области достиг 5,9 млрд дол. (или 177 млрд р.), из которых расходы домохозяйств на конечное потребление составляли 4 млрд дол. (120,4 млрд р.). Объем туристского рынка Приангарья был
оценен в 316 млн дол. (9,5 млрд р.). По своим масштабам региональный туристский рынок соответствует 5% ВРП, или 15% расходов домашних хозяйств региона на конечное потребление. Объем въездного туристского рынка (48 млн дол.) оценивается в 6% в сравнении с объемом чистого экспорта товаров и услуг в регионе.
Примечания
1 Всемирная туристская организация — ВТО: Технические пособия: Концепции, определения и классификации для туризма: Техническое пособие № 1. 1995; Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа Комиссии европейских сообществ / Евростат. Люксембург, 2002—Х; Всемирная туристская организация — ВТО: Вспомогательный счет в туризме (ВСТ): Рекомендации по методологической структуре. Мадрид, 2001; Tourism Highlights / World Tourism Organization. Madrid, 2004.
2 Хромешкин В.М. Актуальные вопросы экономики туризма в регионе // Вестник ИрГТУ. 2005. № 3 (23).
3 Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа Комиссии европейских сообществ; Всемирная туристская организация — ВТО: Вспомогательный счет в туризме (ВСТ): Рекомендации по методологической структуре.
4 Российский статистический ежегодник: 1991 — 2002 / Госкомстат РФ. М., 2003; Россия в цифрах: 2005: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2005.
5 Устойчивое развитие туризма: направления, тенденции, технологии // Материалы 1-й международной научно-практической конференции, г. Улан-Удэ, 25-27 мая 2005 г. Улан-Удэ, 2005.
6 Нинь Шинь Минь. О дальнейшем освоении российского туристского рынка // Состояние и перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России: материалы 4-й междунар. науч.-практ. конф. Хабаровск, 2001.
7 Основные показатели обследования семей (за 2002-2003 годы): стат. сб. Иркутск, 2004; Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области / Ир-кутскстат. Иркутск, 2004.
8 Хромешкин В.М. Иркутская область: Валовой региональный продукт и туристские расходы домохо-зяйств // Вестник ИрГТУ. 2006. № 3 (27). С. 156.
Ю.А. ГАЛЕЕВА
МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
В настоящее время в результате про- шийся за многие десятилетия строительный ведения отраслевой приватизации сложив- комплекс перестал существовать как от© ЮА. Галеева, 2007