Экономические науки
Таблица 2
МежАуиароАНые туристские прибытия, млн./%
МАКРОРЕГИОН Год
2003 2010 2020
Весь мир 691/100 1006,4/100 1561,1/100
Европа 398,8/57,7/100 527,3/52,4 717/45,9
1. Франция 75/10,9/18,8 - 93,3/5,8
2. Испания 51,8/7,5/13 - 71/4,4
3. Италия 39,6/5,7/9,9 52,9/3,3
4. Великобритания 24,7/3,6/6,2 - 52,8/3,3
5. Россия: 22,5/3,3/5,6/1 00 40/4 58/3,7
СНГ 14.5/-/-/65 - -
Дальнее зарубежье 8/-/-/35 - -
Прибайкалье 0.05/Ш2 - -
6. Австрия 19,1/2,8/4,8 - -
7. Германия 18,4/2,7/4,6 - -
8. Греция 14/2/3,5 - -
9. Турция 13,3/1,9/3,3 - -
10. Португалия 11,7/1,7/2,9 м -
По оценкам ВТО [4,5,6] потенциальные возможности России позволяют (при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры) принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, что по отношению к прогнозу 2010 года составит 4% мирового туристского потока. К 2020 году, при прогнозных темпах роста 4,5%/год, Россию могут посетить 58 млн. иностранцев или 3,7% всех международных путешественников мира. Прогнозы свидетельствуют, что в долгосрочной перспективе доля России в мировом туристском потоке не превысит 4%. Вместе с тем, сравнительные оценки показывают, что уже сегодня въездной туристский рынок нашей страны по числу прибытий может быть отнесен к крупнейшим туристским рынкам Европы и мира (табл. 2).
Маркетинговые исследования, выполненные у нас в стране и за рубежом [6,7 и др.], показывают, что регионами, в пределах которых формируются основные направляющие туристские рынки, для России являются страны дальнего зарубежья: Финляндия, Германия, США, Великобритания, Южная Корея, Япония, Италия и Франция. Существует мнение, что именно на эти страны, в первую очередь, должно ориентироваться предложение национального туристского продукта России [6]. По мнению автора, подобные представления являются в значительной степени односторонними, поскольку количество посетителей из стран СНГ не только не уступает, но и существенно превосходит количество посетителей, въезжающих в страны ДЗ (табл. 2).
На основе данных статистики въезда иностранцев в Россию и экспертно определенной стоимости пребывания была выполнена ориентировочная оценка объема (масштаба) российского рынка въездного туризма. Для расчетов сумма расходов среднестатистического посетителя из дальнего зарубежья принята в $1350 на одну поездку, что соответствует экспертным оценкам [6]. Для гостей из СНГ
туристские расходы приняты в 0,7 от расходов представителей дальнего зарубежья. Объем туристского рынка (VВТ) определялся как произведение среднестатистической стоимости поездки на количество поездок по формуле
Увт = С1(Г1дз + 0,7Пснг), (1)
где С1 - средняя стоимость поездки посетителя дальнего зарубежья; Пдз - общее количество поездок из стран дальнего зарубежья; Пснг - общее количество поездок из стран СНГ.
Сравнительный анализ объемов туристских поступлений в отдельных странах и макрорегионах позволяет оценить масштабы российского рынка въездного туризма в мире. На основе данных, опубликованных в [5,6], был составлен рейтинг наиболее популярных рынков туризма с учетом имеющегося потенциала туристского рынка РФ [11] (табл. 3). Как видно, по объемам туристских поступлений наша страна в 2003 году занимала 5-е место в мире вслед за США, Испанией, Францией и Италией, опережая такие страны, как Германия, Великобритания, Китай, Турция, Греция.
Таблица 3
Масштабы международных туристских рынков, 2003 г.
Тип рынка Объем, $ млрд./%
Мировой туристский рынок 523/100
Туристский рынок Европы 285/54,5/100
1. США 64,5/12,3
2. Испания 41,8/8
3. Франция 37/7,1
4. Италия 31,2/6
5. Туристский рынок России: 24,5/4,6/8,4/100
СНГ 13,7/2,6/4,7
Дальнее зарубежье 10,8/2/3,7
Въездной туррынок Прибайкалья 0,048/0,009/0,017
6. Германия 23/4,4
7. Великобритания 22,8/4,3
8. Китай 17,4/3,3
9. Австрия 14,1/2,7
10. Турция 13,2/2,5
11. Греция 10,7/2
Туризм в пределах региона имеет въездную (международную и внутреннюю российскую), а также внутрирегиональную (местную) составляющие, формирующие региональный туристский рынок. При оценке регионального (точнее, внутрирегионального) туризма обнаруживается непроработанность этого понятия в системе российской и международной туристской статистики [1-3]. Автор полагает, что деятельность внутрирегиональных посетителей (туристов), а следовательно, и объем соответствующего туристского рынка характеризует сумма произведенных расходов, непосредственно связанных с удовлетворением туристских потребностей членов домо-хозяйств региона или их посетителей: друзей, родственников, знакомых и иных. Таким образом, оценку объема туристского рынка в регионе (Утрр) возможно выполнить на основе следующей зависимости:
Утрр = С1(Пдз + 0,7Пснг) + С2Г1р + ТРдх, (2) где ТРдх - сумма туристских расходов домохозяйстз; Пр - общее количество поездок из иных регионов России; С 2 - средняя стоимость посещения региона для жителя России.
Остальные обозначения в формуле (2) аналогичны обозначениям в формуле (1). Определение С2 и ТРдх производится на основе данных региональной статистики, Пр - данных размещения в гостиницах.
В рамках концепций и определений регионального туризма, представленных в [8], с учетом данных региональной статистики [10,13], туристские расходы домохозяйств Иркутской области были оценены в 7,4 млрд, рублей ($247 млн.) [9]. Оценка основных составляющих туристского рынка Приангарья представлена в табл. 4. При ее составлении были использованы данные Иркутскстата, опубликованные в статистических сборниках, информационные материалы УФМС ИО и служб размещения ряда гостиниц г. Иркутска, любезно предоставленные в распоряжение автора согласно соответствующим запросам.
Таблица 4
Тип рынка Объем, $ млн./% Прибытие, тыс./%
Туристский рынок Прибайкалья: 316/100 ••
Въездной туристский рынок: 48/16 165/100
Дальнее зарубежье 27/9 20/12
СНГ 21/7 30/18
Внутренний рынок (регионы России): 21/6 115/70/10 0
Центральный Федеральный округ 4,8/- 26.4/-/23
Сибирский Федеральный округ 12,2/- 66,7/-/58
Северо-Западный Федеральный округ 0,8/- 4,6/-/4
Южный Федеральный округ 0,4/- 2.3/-/2
Приволжский Федеральный округ 0,6/- 3.5/-/3
Уральский Федеральный округ 0,8/- 4,6/-/4
Дальневосточный Федеральный округ 1,3/- Ь,91-16
Внутрирегиональный туристский рынок 247/78 ш
Выводы:
1. Стратегические прогнозы ВТО свидетельствуют об устойчивости достигнутых пропорций развития мирового
туристского рынка в разрезе отдельных стран и макрорегионов,
2. С учетом общего количества иностранных прибытий из ближнего и дальнего зарубежья Россия является крупнейшим туристским рынком Европы и мира. Въездной поток иностранного туризма в Приангарье составляет 0,2% всероссийского.
3. Туристский спрос Приангарья определяется его жителями, которые обеспечивают до 80% объема регионального туристского рынка. Объемы въездных туристских рынков (из ДЗ, СНГ и иных регионов РФ) практически сопоставимы и в сумме составляют около 20%.
4. Формирование туристского
ской области целесообразно проводить с учетом интере-
сов населения области и посетителе
предложения Иркут-
й из стран СНГ.
список
Европ. сообществ. I 2002 - X, 108 с.
^экономические усло-тореф. дис. ... канд.
Библиографический ,
1. Всемирная туристская организация - ВТО/ Технические пособия: Концепции, определения и классификации для туризма/Яехническое подобие.- 1995. - №1.-20 с.
2. Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа Комисс Евростат [и др.].- Люксембург [и др,
3. Всемирная туристская организация - ВТО, Вспомогательный счет в туризме (ВСТ). Рекомендации по методологической структуре,- Мадрид. - 2001. - 138 с.
4. Tourism Highlights. Edition 2004. World Tourism Organization, Madrid, 2004.
5. Tourism 2020 Vision. A new f orecast from the World Tourism Organization. Volume 4- ljurope. WTO, Madrid, 2000.
6. Стржалковский В.И. Макр вия развития сферы туризма// А£ экон, наук - М.: Ин-т экономики переходного периода, 2005. -28 с.
7. The Economic impact of tourism/ World tourism organization.- [Madrid, 1999] -[4].
8. Хромешкин B.M. Актуальные вопросы экономики туризма в регионе.- Вестник ИрГТУ. - 2005. - №3(27). -С.168.
9. Хромешкин В.М. Иркутская область: валовой региональный продукт и туристские расходы домохозяйств// Вестник ИрГТУ. - 2006. - №3(27).
10. Основные показатели обследования семей (за 2002-2003 годы) II Статистический сборник. - Иркутск, 2004. - 40с.
11. Россия в цифрах.2005:Крат.стат.с6. / Росстат. -М., 2005. - 477с.
12. Туринфо. - 2001. - №12.
13. Иркутскстат. Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской бласти. - Иркутск, 2004. - 70 с.
Статья принята к публикации 29.11.06
Ю.В. Баранова
Моделирование инвестиционной политики предприятия пищевой промышленности и оценка ее эффективности
В планировании и управлении производством с применением математических методов решающее значение имеют модели, на основе которых можно дать определенную интерпретацию изучаемого процесса и, более того, представить его содержание. Модель - это приближенное или упрощенное воспроизведение важнейших сторон, особенностей и характеристик изучаемых систем, явлений и процессов.
В группе математических моделей важное место занимают экономико-математические модели. Модели экономических процессов являются исключительно эффективным средством познания, всестороннего исследования и обобщения качественных и количественных закономерностей изучаемых явлений.
На основе модели можно сравнительно быстро отыскать решение задачи и определить соответствие его реальным условиям. В планировании и управлении возникают задачи, особенностью которых являются сложные взаимозависимые связи различных характеристик. Их отражение с помощью модели позволяет полнее и глубже изучить факторы, учитываемые при решении задач.
Наиболее обширный класс моделей, применяющихся на практике: оптимизационный, основанный на методах математического программирования. Структура моделей содержит следующие общие элементы, входящие в базовую модель: исходные значения ресурсов; переменные величины, значения которых должны определяться в результате моделирования; технико-экономические коэффициенты и нормативы, необходимые для отображения закономерных взаимосвязей ресурсов с выходными показателями; условия (ограничения), описывающие характер и логику взаимосвязей в модели; критерий оптимальности, определяющий качество функционирования исследуемой системы; целевая функция.
В общем виде оптимизационная задача формулируется следующим образом: необходимо минимизировать или максимизировать целевую функцию, на переменные которой наложены ограничения.
Последовательность этапов представлена на рис. 1.
Рис. 1. Блок- схема процесса моделирования инвестиционного проекта ЗАО «Иркутский хладокомбинат «Фабрика
мороженого»