Научная статья на тему 'Моделирование инвестиционной политики предприятия пищевой промышленности и оценка ее эффективности'

Моделирование инвестиционной политики предприятия пищевой промышленности и оценка ее эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование инвестиционной политики предприятия пищевой промышленности и оценка ее эффективности»

Экономические науки

Таблица 2

МежАуиароАНые туристские прибытия, млн./%

МАКРОРЕГИОН Год

2003 2010 2020

Весь мир 691/100 1006,4/100 1561,1/100

Европа 398,8/57,7/100 527,3/52,4 717/45,9

1. Франция 75/10,9/18,8 - 93,3/5,8

2. Испания 51,8/7,5/13 - 71/4,4

3. Италия 39,6/5,7/9,9 52,9/3,3

4. Великобритания 24,7/3,6/6,2 - 52,8/3,3

5. Россия: 22,5/3,3/5,6/1 00 40/4 58/3,7

СНГ 14.5/-/-/65 - -

Дальнее зарубежье 8/-/-/35 - -

Прибайкалье 0.05/Ш2 - -

6. Австрия 19,1/2,8/4,8 - -

7. Германия 18,4/2,7/4,6 - -

8. Греция 14/2/3,5 - -

9. Турция 13,3/1,9/3,3 - -

10. Португалия 11,7/1,7/2,9 м -

По оценкам ВТО [4,5,6] потенциальные возможности России позволяют (при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры) принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, что по отношению к прогнозу 2010 года составит 4% мирового туристского потока. К 2020 году, при прогнозных темпах роста 4,5%/год, Россию могут посетить 58 млн. иностранцев или 3,7% всех международных путешественников мира. Прогнозы свидетельствуют, что в долгосрочной перспективе доля России в мировом туристском потоке не превысит 4%. Вместе с тем, сравнительные оценки показывают, что уже сегодня въездной туристский рынок нашей страны по числу прибытий может быть отнесен к крупнейшим туристским рынкам Европы и мира (табл. 2).

Маркетинговые исследования, выполненные у нас в стране и за рубежом [6,7 и др.], показывают, что регионами, в пределах которых формируются основные направляющие туристские рынки, для России являются страны дальнего зарубежья: Финляндия, Германия, США, Великобритания, Южная Корея, Япония, Италия и Франция. Существует мнение, что именно на эти страны, в первую очередь, должно ориентироваться предложение национального туристского продукта России [6]. По мнению автора, подобные представления являются в значительной степени односторонними, поскольку количество посетителей из стран СНГ не только не уступает, но и существенно превосходит количество посетителей, въезжающих в страны ДЗ (табл. 2).

На основе данных статистики въезда иностранцев в Россию и экспертно определенной стоимости пребывания была выполнена ориентировочная оценка объема (масштаба) российского рынка въездного туризма. Для расчетов сумма расходов среднестатистического посетителя из дальнего зарубежья принята в $1350 на одну поездку, что соответствует экспертным оценкам [6]. Для гостей из СНГ

туристские расходы приняты в 0,7 от расходов представителей дальнего зарубежья. Объем туристского рынка (VВТ) определялся как произведение среднестатистической стоимости поездки на количество поездок по формуле

Увт = С1(Г1дз + 0,7Пснг), (1)

где С1 - средняя стоимость поездки посетителя дальнего зарубежья; Пдз - общее количество поездок из стран дальнего зарубежья; Пснг - общее количество поездок из стран СНГ.

Сравнительный анализ объемов туристских поступлений в отдельных странах и макрорегионах позволяет оценить масштабы российского рынка въездного туризма в мире. На основе данных, опубликованных в [5,6], был составлен рейтинг наиболее популярных рынков туризма с учетом имеющегося потенциала туристского рынка РФ [11] (табл. 3). Как видно, по объемам туристских поступлений наша страна в 2003 году занимала 5-е место в мире вслед за США, Испанией, Францией и Италией, опережая такие страны, как Германия, Великобритания, Китай, Турция, Греция.

Таблица 3

Масштабы международных туристских рынков, 2003 г.

Тип рынка Объем, $ млрд./%

Мировой туристский рынок 523/100

Туристский рынок Европы 285/54,5/100

1. США 64,5/12,3

2. Испания 41,8/8

3. Франция 37/7,1

4. Италия 31,2/6

5. Туристский рынок России: 24,5/4,6/8,4/100

СНГ 13,7/2,6/4,7

Дальнее зарубежье 10,8/2/3,7

Въездной туррынок Прибайкалья 0,048/0,009/0,017

6. Германия 23/4,4

7. Великобритания 22,8/4,3

8. Китай 17,4/3,3

9. Австрия 14,1/2,7

10. Турция 13,2/2,5

11. Греция 10,7/2

Туризм в пределах региона имеет въездную (международную и внутреннюю российскую), а также внутрирегиональную (местную) составляющие, формирующие региональный туристский рынок. При оценке регионального (точнее, внутрирегионального) туризма обнаруживается непроработанность этого понятия в системе российской и международной туристской статистики [1-3]. Автор полагает, что деятельность внутрирегиональных посетителей (туристов), а следовательно, и объем соответствующего туристского рынка характеризует сумма произведенных расходов, непосредственно связанных с удовлетворением туристских потребностей членов домо-хозяйств региона или их посетителей: друзей, родственников, знакомых и иных. Таким образом, оценку объема туристского рынка в регионе (Утрр) возможно выполнить на основе следующей зависимости:

Утрр = С1(Пдз + 0,7Пснг) + С2Г1р + ТРдх, (2) где ТРдх - сумма туристских расходов домохозяйстз; Пр - общее количество поездок из иных регионов России; С 2 - средняя стоимость посещения региона для жителя России.

Остальные обозначения в формуле (2) аналогичны обозначениям в формуле (1). Определение С2 и ТРдх производится на основе данных региональной статистики, Пр - данных размещения в гостиницах.

В рамках концепций и определений регионального туризма, представленных в [8], с учетом данных региональной статистики [10,13], туристские расходы домохозяйств Иркутской области были оценены в 7,4 млрд, рублей ($247 млн.) [9]. Оценка основных составляющих туристского рынка Приангарья представлена в табл. 4. При ее составлении были использованы данные Иркутскстата, опубликованные в статистических сборниках, информационные материалы УФМС ИО и служб размещения ряда гостиниц г. Иркутска, любезно предоставленные в распоряжение автора согласно соответствующим запросам.

Таблица 4

Тип рынка Объем, $ млн./% Прибытие, тыс./%

Туристский рынок Прибайкалья: 316/100 ••

Въездной туристский рынок: 48/16 165/100

Дальнее зарубежье 27/9 20/12

СНГ 21/7 30/18

Внутренний рынок (регионы России): 21/6 115/70/10 0

Центральный Федеральный округ 4,8/- 26.4/-/23

Сибирский Федеральный округ 12,2/- 66,7/-/58

Северо-Западный Федеральный округ 0,8/- 4,6/-/4

Южный Федеральный округ 0,4/- 2.3/-/2

Приволжский Федеральный округ 0,6/- 3.5/-/3

Уральский Федеральный округ 0,8/- 4,6/-/4

Дальневосточный Федеральный округ 1,3/- Ь,91-16

Внутрирегиональный туристский рынок 247/78 ш

Выводы:

1. Стратегические прогнозы ВТО свидетельствуют об устойчивости достигнутых пропорций развития мирового

туристского рынка в разрезе отдельных стран и макрорегионов,

2. С учетом общего количества иностранных прибытий из ближнего и дальнего зарубежья Россия является крупнейшим туристским рынком Европы и мира. Въездной поток иностранного туризма в Приангарье составляет 0,2% всероссийского.

3. Туристский спрос Приангарья определяется его жителями, которые обеспечивают до 80% объема регионального туристского рынка. Объемы въездных туристских рынков (из ДЗ, СНГ и иных регионов РФ) практически сопоставимы и в сумме составляют около 20%.

4. Формирование туристского

ской области целесообразно проводить с учетом интере-

сов населения области и посетителе

предложения Иркут-

й из стран СНГ.

список

Европ. сообществ. I 2002 - X, 108 с.

^экономические усло-тореф. дис. ... канд.

Библиографический ,

1. Всемирная туристская организация - ВТО/ Технические пособия: Концепции, определения и классификации для туризма/Яехническое подобие.- 1995. - №1.-20 с.

2. Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа Комисс Евростат [и др.].- Люксембург [и др,

3. Всемирная туристская организация - ВТО, Вспомогательный счет в туризме (ВСТ). Рекомендации по методологической структуре,- Мадрид. - 2001. - 138 с.

4. Tourism Highlights. Edition 2004. World Tourism Organization, Madrid, 2004.

5. Tourism 2020 Vision. A new f orecast from the World Tourism Organization. Volume 4- ljurope. WTO, Madrid, 2000.

6. Стржалковский В.И. Макр вия развития сферы туризма// А£ экон, наук - М.: Ин-т экономики переходного периода, 2005. -28 с.

7. The Economic impact of tourism/ World tourism organization.- [Madrid, 1999] -[4].

8. Хромешкин B.M. Актуальные вопросы экономики туризма в регионе.- Вестник ИрГТУ. - 2005. - №3(27). -С.168.

9. Хромешкин В.М. Иркутская область: валовой региональный продукт и туристские расходы домохозяйств// Вестник ИрГТУ. - 2006. - №3(27).

10. Основные показатели обследования семей (за 2002-2003 годы) II Статистический сборник. - Иркутск, 2004. - 40с.

11. Россия в цифрах.2005:Крат.стат.с6. / Росстат. -М., 2005. - 477с.

12. Туринфо. - 2001. - №12.

13. Иркутскстат. Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской бласти. - Иркутск, 2004. - 70 с.

Статья принята к публикации 29.11.06

Ю.В. Баранова

Моделирование инвестиционной политики предприятия пищевой промышленности и оценка ее эффективности

В планировании и управлении производством с применением математических методов решающее значение имеют модели, на основе которых можно дать определенную интерпретацию изучаемого процесса и, более того, представить его содержание. Модель - это приближенное или упрощенное воспроизведение важнейших сторон, особенностей и характеристик изучаемых систем, явлений и процессов.

В группе математических моделей важное место занимают экономико-математические модели. Модели экономических процессов являются исключительно эффективным средством познания, всестороннего исследования и обобщения качественных и количественных закономерностей изучаемых явлений.

На основе модели можно сравнительно быстро отыскать решение задачи и определить соответствие его реальным условиям. В планировании и управлении возникают задачи, особенностью которых являются сложные взаимозависимые связи различных характеристик. Их отражение с помощью модели позволяет полнее и глубже изучить факторы, учитываемые при решении задач.

Наиболее обширный класс моделей, применяющихся на практике: оптимизационный, основанный на методах математического программирования. Структура моделей содержит следующие общие элементы, входящие в базовую модель: исходные значения ресурсов; переменные величины, значения которых должны определяться в результате моделирования; технико-экономические коэффициенты и нормативы, необходимые для отображения закономерных взаимосвязей ресурсов с выходными показателями; условия (ограничения), описывающие характер и логику взаимосвязей в модели; критерий оптимальности, определяющий качество функционирования исследуемой системы; целевая функция.

В общем виде оптимизационная задача формулируется следующим образом: необходимо минимизировать или максимизировать целевую функцию, на переменные которой наложены ограничения.

Последовательность этапов представлена на рис. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Блок- схема процесса моделирования инвестиционного проекта ЗАО «Иркутский хладокомбинат «Фабрика

мороженого»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.