Научная статья на тему 'Механизм создания интегрированных корпоративных структур в строительном комплексе'

Механизм создания интегрированных корпоративных структур в строительном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
525
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ / ИНВЕСТИЦИИ / CIVIL ENGINEERING / INTEGRATED STRUCTURES / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галеева Юлия Александровна

Проводится анализ строительной отрасли. Предлагается создание новых организационных структур путем интеграции строительных предприятий разных форм собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MECHANISM OF CREATION OF THE INTEGRATED CORPORATE STRUCTURES IS IN A BUILD COMPLEX

Civil engineering industry is analyzed. Establishment of new organizational structures by integrating construction companies of various forms of proprietorship is argued for.

Текст научной работы на тему «Механизм создания интегрированных корпоративных структур в строительном комплексе»

Таблица 2

Структура туристского рынка Приангарья в 2003 г.

Тип рынка Объем Количество

рынка, млн дол. (%) прибытий, тыс. (%)

Туристский рынок Прибайкалья 316 (100) —

Въездной туристский 69 (22) 165 (100)

рынок

В том числе:

дальнее зарубежье 27 (9) 20 (12)

СНГ 21 (7) 30 (18)

внутренний рынок (регионы России) 21,0 (6) 115,0 / 70 (100)

В том числе по фе-

деральным округам:

Центральный 4,8 (-) 26,4 / — (23)

Сибирский 12,2 (-) 66,7 / — (58)

Северо-Западный 0,8 (-) 4,6 / — (4)

Южный 0,4 (-) 2,3 / — (2)

Приволжский 0,6 (-) 3,5 / — (3)

Уральский 0,8 (-) 4,6 / — (4)

Дальневосточный 1,3 (-) 6,9 / — (6)

Внутрирегиональный 247 (78) —

туристский рынок

Представление туристского рынка отдельного российского региона посредством оценки совокупного объема потребления его посетителей характеризует не только его масштаб. Поскольку туристское потребление является прямым и конечным, представляется целесообразным его сравнение с фактическим конечным потреблением домашних хозяйств и их потребительскими расходами. Это может быть использовано для количественной оценки воздействия туризма на региональную экономику.

В 2003 г. ВРП Иркутской области достиг 5,9 млрд дол. (или 177 млрд р.), из которых расходы домохозяйств на конечное потребление составляли 4 млрд дол. (120,4 млрд р.). Объем туристского рынка Приангарья был

оценен в 316 млн дол. (9,5 млрд р.). По своим масштабам региональный туристский рынок соответствует 5% ВРП, или 15% расходов домашних хозяйств региона на конечное потребление. Объем въездного туристского рынка (48 млн дол.) оценивается в 6% в сравнении с объемом чистого экспорта товаров и услуг в регионе.

Примечания

1 Всемирная туристская организация — ВТО: Технические пособия: Концепции, определения и классификации для туризма: Техническое пособие № 1. 1995; Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа Комиссии европейских сообществ / Евростат. Люксембург, 2002—Х; Всемирная туристская организация — ВТО: Вспомогательный счет в туризме (ВСТ): Рекомендации по методологической структуре. Мадрид, 2001; Tourism Highlights / World Tourism Organization. Madrid, 2004.

2 Хромешкин В.М. Актуальные вопросы экономики туризма в регионе // Вестник ИрГТУ. 2005. № 3 (23).

3 Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа Комиссии европейских сообществ; Всемирная туристская организация — ВТО: Вспомогательный счет в туризме (ВСТ): Рекомендации по методологической структуре.

4 Российский статистический ежегодник: 1991 — 2002 / Госкомстат РФ. М., 2003; Россия в цифрах: 2005: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2005.

5 Устойчивое развитие туризма: направления, тенденции, технологии // Материалы 1-й международной научно-практической конференции, г. Улан-Удэ, 25-27 мая 2005 г. Улан-Удэ, 2005.

6 Нинь Шинь Минь. О дальнейшем освоении российского туристского рынка // Состояние и перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России: материалы 4-й междунар. науч.-практ. конф. Хабаровск, 2001.

7 Основные показатели обследования семей (за 2002-2003 годы): стат. сб. Иркутск, 2004; Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области / Ир-кутскстат. Иркутск, 2004.

8 Хромешкин В.М. Иркутская область: Валовой региональный продукт и туристские расходы домохо-зяйств // Вестник ИрГТУ. 2006. № 3 (27). С. 156.

Ю.А. ГАЛЕЕВА

МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

В настоящее время в результате про- шийся за многие десятилетия строительный ведения отраслевой приватизации сложив- комплекс перестал существовать как от© ЮА. Галеева, 2007

раслевой и частично как межотраслевой народнохозяйственный комплекс и распался на множество самостоятельных мелких и средних предприятий и организаций, иррационально взаимодействующих между собой. Изменению подверглись не только организационно-правовые формы, принципы и цели их деятельности, но и методы функционирования.

Организационная разобщенность строительных предприятий привела к потере их управляемости, нарушению сложившихся хозяйственных связей, снижению экономической эффективности их функционирования. Кроме того, строительные предприятия оказались перед сложными проблемами выбора надежных партнеров, привлечения инвестиционных средств, прогнозирования вложения средств в активы и другими проблемами современного рынка.

В такой ситуации одним из наиболее эффективных путей решения данных проблем строительного комплекса, на наш взгляд, является создание новых организационных структур путем интеграции строительных предприятий разных форм собственности, масштаба и характера деятельности в единую группу в виде различных интегрированных корпоративных структур (ИКС).

Основной замысел объединения строительных компаний в ИКС состоит в концентрации ресурсов (трудовых, материальных, финансовых), необходимых для реализации инвестиционных проектов, участия в тендерах, расширения рынка и усиления позиций на нем.

На сегодняшний день процессы интеграции в строительном комплексе связаны с созданием таких рентабельных финансово-строительных групп, как НПП «ТЕМА», корпорация «КОНТИ», СУИхолдинг, концерн «РОССТРОЙ», рязанская ФПГ «Объединенная промышленно-строительная компания»; на северо-западе страны работают Рос-строй, ЛенСпецСМУ, Строймонтаж, Петер-бургстрой, Триада Холдинг и др.

Но в то же время, как показал анализ проблем функционирования ИКС, многие структуры функционируют неэффективно, происходят их распад, реорганизация, переделы собственности и, как результат, изменение конфигураций компаний. Это,

в частности, обусловлено неграмотным менеджментом руководства объединения, отсутствием эффективных стратегий интеграции, необоснованным, случайно сложившимся составом участников объединения и др.

По мнению автора, решению рассмотренных проблем, преодолению недостатков интеграции, а также достижению и усилению ее преимуществ могут способствовать теоретические и методические разработки в области создания и реализации организационно-экономического механизма объединения предприятий в корпоративную структуру.

В результате анализа экономической литературы нами были выделены следующие основные подходы к формированию ИКС: технологический, ситуационный, случайный (или подход «свободные деньги»), маркетинговый (табл.).

Отметим, что первые три подхода в сегодняшних экономических условиях неэффективны, так как имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, при принятии решения об интеграции факторы внешней среды (конкуренты, конъюнктура рынков, ее изменение), а также оценка преимуществ и недостатков объединения не являются главными, а в первую очередь оцениваются внутренние характеристики предприятий, их проблемы вне увязки с изменением внешних условий и без анализа их влияния. Во-вторых, субъект интеграции либо уже заранее определен (технологический подход), либо выбирается случайно, без учета анализа эффекта, получаемого от объединения с ним, и возможных проявлений недостатков интеграции. В-третьих, не разрабатывается стратегия поведения новой компании на новом рынке, поэтому не формулируются характеристики (образ, состав) нового интеграционного образования. В-четвертых, в рамках названных подходов не рассматриваются комплекс проблем предприятия и комплекс внешних факторов, не учитывается то, что эффект от достижения какого-либо одного преимущества может быть перекрыт негативным действием недостатков интеграции. И в-пятых, эти подходы не являются комплексными, они односторонни.

Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)

Подходы к формированию ИКС

Подход Суть подхода

Технологический Предприятия объединяются по технологической цепочке, оцениваются их технологическая совместимость, специфичность их активов

Ситуационный Оценивается возможное поведение предприятий в зависимости от конкретной ситуации (выживание, сохранение управляемости, производственного комплекса и др.)

«Свободные деньги» Решение об интеграции принимается исходя из наличия свободных денежных средств и желания их вложить, при этом субъект для интеграции выбирается по критерию «дешевизна продажи»

Маркетинговый Основан на анализе и оценке состояния и перспектив развития спроса, предложения, цен, конкуренции на рынке, где функционируют хозяйствующие субъекты и предполагается создание интегрированной структуры, а также на учете роли стратегии маркетинга при ее формировании и функционировании, на анализе возможных преимуществ и проявлений недостатков интеграции

Разработка стратегии Интеграция Контроль

интеграции —► и реализация —► результатов

стратегии интеграции интеграции

1 г г 1 г

Анализ состояния, проблем и перспектив развития рынка, на который будет выходить создаваемая ИКС, анализ проблем предприятий и выявление факторов внешней и внутренней среды, их вызывающих

Выявление предпосылок интеграции, определение мотивов интеграции, формирование ее стратегии

Поиск потенциальных субъектов интеграции, анализ их характеристик, определение преимуществ от интеграции с ними, возможных негативных

последствий

_у_

Переговоры с потенциальными партнерами, заключение договоров

Разработка стратегического плана маркетинга, который должен быть

направлен на выбор основных направлений бизнеса применительно к интегрированной компании в целом. В итоге должен быть разработан интегральный план, охватывающий все рынки и продукты

Структурирование компании, построение организационной схемы

_I_

Поиск источника финансирования (если это необходимо)

Формирование критериев контроля

Распределение ответственности за достижение отдельных поставленных целей

Оценка эффективности интеграции

Разработка маркетинговой стратегии как основы стратегии интеграции

Основные этапы формирования ИКС

Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)

Но следует заметить, что ИКС осуществляют свою деятельность не только в условиях внутригруппового взаимодействия, но и во взаимодействии с внешней средой. Поэтому для формирования эффективной и конкурентоспособной корпоративной структуры необходимо использование такого подхода, который бы учитывал взаимовлияние стратегического замысла организаторов объединения и внешних и внутренних факторов его деятельности.

В этой связи автору кажется целесообразным за основу создания механизма реализации процесса формирования ИКС взять маркетинговый подход, в рамках которого при принятии решения об объединении и выборе субъекта объединения преимущество

отдается именно анализу факторов внешней среды, изменению рынков до и после интеграции, оценке преимуществ и отрицательных последствий слияний и поглощений в зависимости от предпосылок и предполагаемых целей объединения.

За основу объединения реально существующих предприятий в ИКС может быть взят разработанный нами с использованием маркетингового подхода механизм создания ИКС. На рисунке описываются основные этапы процесса интеграции.

На наш взгляд, последовательная реализация предложенных нами этапов процесса интеграции позволит сформировать эффективную и конкурентоспособную интегрированную корпоративную структуру.

В.В. КАШКОВСКИЙ

доцент Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (института)

В.В. РАЗУМОВ

начальник кафедры эксплуатации авиационного оборудования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (института)

И.И. ТИХИЙ

доцент Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (института)

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРИСТИК НАДЕЖНОСТИ НЕВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ИЗДЕЛИЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПО РЕСУРСУ

Считается, что одним из важнейших параметров, необходимых для управления техническим состоянием невосстанавливаемых технических устройств, является интенсивность их отказов1, которую по результатам испытаний без замены отказавших устройств определяют для отрезка времени испытаний А/, как

л , л , ч 1 Ап,

и (А/,) = — -п-,

"т, А/1

где Ыт, — среднее число исправных изделий на интервале времени А/,-; Ап,- — число изделий, отказавших на отрезке времени А/,-.

По ряду причин оценка данного параметра в процессе эксплуатации устройств

затруднена или невозможна, поэтому для управления их техническим состоянием приходится применять другие показатели. Рассмотрим один из подходов к решению этой задачи.

Пусть по результатам испытаний получена статистическая плотность распределения наработки до отказа невосстанавливаемого технического устройства2 (рис. 1):

Г(П = ± АШ, , = й,

N0 А/,

где (*(/) — статистическая плотность распределения наработки до отказа; N — общее число изделий, участвовавших в испытаниях; к — число интервалов построения гистограммы.

© В.В. Кашковский, В.В. Разумов, И.И. Тихий, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.