Научная статья на тему '2016. 01. 064. Белов Г. Л. Институциональные основы формирования организационно-экономического механизма развития экспорта туристических услуг. - Чебоксары: Чуваш. Гос. Пед. Ун-т, 2015. - 172 с'

2016. 01. 064. Белов Г. Л. Институциональные основы формирования организационно-экономического механизма развития экспорта туристических услуг. - Чебоксары: Чуваш. Гос. Пед. Ун-т, 2015. - 172 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ТУРИЗМ / ЭКСПОРТ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ЭКСПОРТА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 064. Белов Г. Л. Институциональные основы формирования организационно-экономического механизма развития экспорта туристических услуг. - Чебоксары: Чуваш. Гос. Пед. Ун-т, 2015. - 172 с»

Со своей стороны, оценивая поворот в энергетической политике России, Т. Жерар отмечает, что этот процесс, безусловно, идет, но глубокая взаимозависимость России и Западной Европы сохраняется (063). Европа нуждается в России, снабжающей ее газом, а Россия - в европейском рынке углеводородов, а также в западных технологиях для эффективной эксплуатации своих ресурсов. Европу и Россию ожидает длинная общая история, начало которой заложено в энергетической сфере.

И.Ю. Жилина

2016.01.064. БЕЛОВ Г Л. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. - 172 с.

Ключевые слова: Россия; Чувашская Республика; туризм; экспорт туристических услуг; статистический учет экспорта туристических услуг; государственная и региональная политика; сельский туризм.

Индустрия туризма, отмечает автор, является одной из высокодоходных и динамичных отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации (ВТО/ЮНВТО), на долю туризма приходится около 10% мирового валового продукта (с. 4). Россия обладает достаточно высоким потенциалом для развития международного туризма, но на международном рынке туризма пока занимает весьма скромное место. В 2009 г. ее доля в мировом экспорте туристических услуг составила 1,3%, в импорте - 2,9% (с. 64).

По данным Росстата, в 2013 г. из РФ было совершено за рубеж 54,069 млн. поездок, что на 13% больше, чем в 2012 г. С целью туризма россияне съездили за границу 18,292 млн раз (это на 19,3% больше, чем в 2012 г.). Иностранными туристами в 2013 г. было совершено 2,665 млн. поездок в нашу страну, что на 3,7% больше, чем в 2012 г. В 2012 г. рост поездок иностранных туристов по сравнению с 2011 г. равнялся 10%. В 2011 г. турпоток иностранных туристов вырос на 9%, в 2010 - на 2%, в 2009 г. вообще ушел в минус (-8%), в 2008 г. не превысил 4% (с. 55). Эти скачущие цифры говорят или о чрезвычайной неустойчивости въездного потока,

подверженного факторам политического и экономического свойства, или о несовершенстве отечественной статистики.

Согласно авторскому определению, экспорт туристских услуг - это сфера внешнеэкономической деятельности, охватывающая экономические отношения по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, востребованного на международном рынке услуг. Эта сфера включает деятельность туроператоров, федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления. Динамика экспорта туристских услуг формируется под влиянием большого количества факторов внутренней и внешней среды. Конкурентоспособность в этой сфере определяется совокупностью экономических, политических, социально-культурных, экологических и технологических факторов.

В России оборот международных операций, связанных с поездками, составляет 30% оборота всех экспортируемых страной услуг (30 млрд долл.) (с. 64). В общей структуре экспорта услуг поездки (туристские услуги) занимают менее 20%, и эта доля имеет тенденцию к сокращению (2005 г. - 20,4%, 2010 г. - 18,0 и 2013 г. -17,1%). В общей структуре импорта услуг поездки занимают около 40% (2005 г. - 41,9%, 2010 г. - 35,5 и 2013 г. - 41,6%). В 2012 г. в структуре экспорта туристских услуг преобладали деловые поездки (62,8%) над личными (37,2%), а в структуре импорта, наоборот, преобладающая часть приходилась на личные поездки (95,2%) (с. 55).

Статистический учет. Страна, принимающая туристов, является туристской дестинацией, а поступающие денежные средства от туристов учитываются в ее платежном балансе по статье «Поездки».

По расчетам Центрального банка России, средние расходы одного въехавшего на территорию РФ нерезидента в 2014 г. составили 364 долл. Среднедушевые расходы граждан дальнего зарубежья на поездки в Россию в I квартале 2014 г. составили 604 долл. (рост с аналогичным периодом прошлого года на 11 %), а граждан СНГ - 207 долл. (это на 8% меньше, чем в том же периоде 2013 г.). Выезжающие граждане РФ в 2013 г. в среднем тратили 988 долл. за рубежом. При этом в странах дальнего зарубежья средние затраты (в I квартале 2014 г.) равнялись 1420 долл. против 1312 (на 8% больше), а в странах СНГ - 208 долл. против 212 (на 2% меньше).

В результате российский платежный баланс по статье «Поездки» складывается с дефицитом, который увеличивался вплоть до 2014 г.: если в 2005 г. он составлял 11,1 млрд долл., то в 2010 г. вырос до 17,8 млрд, а в 2013 г. - до 41,0 млрд долл. (с. 54).

Регулирование платежного баланса в сфере международного туризма сводится, по мнению автора, к трем основным направлениям: стимулирование экспорта туристских услуг на международном рынке; ограничение туристского импорта; переориентация выездного туристского потока на внутренние туристские маршруты. Использование прямого (административного) регулирования платежного баланса целесообразно при превышении абсолютного значения объема экспорта или импорта туризма более чем на 60% (с. 95). При этом эффективность государственного регулирования во многом зависит от наличия объективной информации о состоянии туристской индустрии, инфраструктуры и смежных отраслей экономики.

Однако, отмечает автор, действующая система статистических наблюдений, учета и отчетности в сфере туризма не отвечает возросшим требованиям отечественной туристской индустрии. Необходимо создать более современную и комплексную систему. Международные рекомендации по статистике туризма 2008 г. предлагают использовать вспомогательный счет - набор из взаимосвязанных таблиц, которые отражают различные категории потребления со стороны посетителей, связанные с различными видами туризма, а также производство характерных для туризма продуктов, смежных туристских и прочих продуктов в отраслях туризма и других отраслях. Данный вспомогательный счет применяется в ведущих странах мира для учета вклада туризма в экономику (Норвегия, Бельгия, Канада и др.). В РФ его введение планируется в 2016-2017 гг.

Кроме того, приказом Росстата от 12 августа 2014 г. № 510 утверждена новая методология оценки числа въездных и выездных туристских поездок. Изменения в показателях по въездному туризму уже видны по итогам 9 месяцев 2014 г. По предварительным данным, в РФ было совершено 19,141 млн поездок с туристской целью, в то время как в 2013 г. всего было менее 2,7 млн международных туристских прибытий (с. 71).

По мнению автора, следует также определить базовую информацию, необходимую для разработки моделей воздействия туризма на экономику как на национальном уровне, так и в глобальном масштабе, а также выявить взаимосвязи между стоимостной и количественной информацией по туризму. К последней относится, в частности, число поездок, продолжительность пребывания, цели поездок, виды транспорта и т.д. Для выявления новых тенденций и факторов, влияющих на экспорт туристских услуг, предлагается использовать различные методы статистических наблюдений. Например, выборочные исследования по отдельным направлениям развития въездного туризма, которые дают представление о значимых факторах туристского спроса.

Государственное регулирование. Как убедительно показывают цифры, в России сегодня нет четкой стратегии привлечения зарубежных туристов ни на уровне страны, ни на уровне регионов. Темпы прироста количества зарубежных туристов за последние десять лет были намного ниже, чем средние мировые темпы роста туристских прибытий. Интерес зарубежных турагентств к нашей стране проявляется только как к стране-поставщику туристов, а не как к стране, обладающей богатейшим туристским потенциалом. Политику в отношении развития внутреннего туризма можно назвать «выдавливанием» российских туристов с внутреннего рынка, так как цены на туристские услуги в России завышены и не соответствуют качеству предоставляемых услуг.

Сложившаяся практика позволяет автору выделить два возможных варианта действий по развитию экспорта туристских услуг на уровне региона. Первый вариант - это совокупность ситуативных действий по решению отдельных наиболее критических проблем. Для этого достаточно отдельных положений Конституции РФ, действующего федерального закона в сфере туризма, основных требований внешнеэкономической деятельности в сфере услуг. В данном случае основным механизмом развития экспорта туристских услуг является саморегуляция рынка, а регулятором выступает норма прибыли на вложенный капитал.

Популярные отечественные туристские регионы, такие как Краснодарский край, Крым, Золотое Кольцо, Санкт-Петербург, в краткосрочном периоде могут существовать на данных условиях, но без организационно-экономического механизма экспорта турист-

ских услуг не могут конкурировать на международном рынке путешествий и туризма.

Второй вариант исходит из необходимости существования региональной политики в виде нормативно закрепленных стратегий, конкретизированных в соответствующих среднесрочных и краткосрочных программах, реализация которых обеспечивается деятельностью всех органов государственной власти на основе однозначно четкого разграничения между ними полномочий и ответственности, а также налаживания межведомственной координации. Институциональные регуляторы и инструменты организационно-экономического механизма экспорта туристских услуг в регионе, по мнению автора, включают: межрегиональное международное взаимодействие по созданию взаимовыгодных условий для туристских потоков и совместного туристского продукта; межрегиональные интеграционные связи по продвижению общего туристского продукта; государственно-частное партнерство в сфере создания инфраструктуры и продвижения туристского продукта на международные рыки; организационно-методическая и финансовая поддержка экспорта туристских услуг; создание туристско-рекреаци-онных кластеров.

Для обеспечения роста экономических выгод от развития международного туризма государственные органы управления могут использовать такие методы, как управление спросом и доходами, предложением и инфраструктурой. При этом туристская деятельность должна развиваться во взаимосвязи с другими отраслями экономики.

Туристические услуги в Республике Чувашия. На сектор туризма в ВРП Чувашии приходится около 0,3%. Планируется, что к 2020 г. эта цифра достигнет 1,2% (с. 121). Региональный рынок туристических услуг достаточно стабилен. В 2014 г. в республике оказанием туристических услуг занимались 138 туристских организаций. Многие фирмы выдержали несколько экономических кризисов, сформировали стабильную клиентскую базу и работают на определенном сегменте рынка.

За первое полугодие 2013 г. турфирмы Чувашии обслужили свыше 67 тыс. человек, что на 8 тыс. человек больше, чем за аналогичный период 2012 г. В числе обслуженных граждан иностранные туристы составляют более 30 тыс. человек. В гостиницах и анало-

гичных средствах размещения было обслужено более 130 тыс. человек, общий объем оказанных коллективными средствами размещения услуг составил более 223,8 млн руб., или свыше 101% к уровню предыдущего года (с. 121).

Официально направлениями развития туризма в регионе определены: 1) круизный туризм по рекам Волга и Сура; 2) санатор-но-оздоровительное направление, в том числе развитие санаторно-курортной деятельности, молодежного и детского туризма, «активного отдыха» и самодеятельного туризма; 3) агротуризм как форма диверсификации осуществляемых в сельской местности видов экономической деятельности; 4) событийный туризм, включающий спортивные мероприятия, фестивали, памятные даты; 5) деловой туризм, включая автотуризм и транзит.

Однако в Чувашской Республике не сформирован туристский продукт, который может конкурировать на международном рынке. Существующее туристское предложение отвечает требованиям внутрирегионального и межрегионального спроса. Возможности межрегиональной интеграции и создания совместного туристского продукта, способного конкурировать на международном рынке, не используются. Проект межрегионального соглашения о сотрудничестве в сфере туризма «Великая Волга» носит не рабочий, а представительский характер. На уровне федеральных министерств, ту-ристско-информационных систем и ведущих туроператоров по въездному туризму Чувашская Республика не ассоциируется как регион, привлекательный для иностранных туристов. В Чувашской Республике также нет туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного и выездного туризма.

Стратегические перспективы развития экспорта туристских услуг в Чувашской Республике, по мнению автора, связаны с созданием туристского кластера «Этническая Чувашия» и автотуристского кластера «Чувашия - сердце Волги», а также сетевого кластера сельского и экологического туризма «Чувашия - край ста тысяч песен, ста тысяч вышивок...».

К проблемным вопросам расширения экспорта услуг сельского туризма в РФ и Чувашской Республике, в частности, относится: целевая подготовка специалистов; проведение маркетинговых кампаний для местного населения с целью информирования об экономической и социальной значимости туризма; сохранение и

восстановление памятных мест, достопримечательностей на селе (музеев, усадеб известных людей, ветряных и водяных мельниц, кузниц и др.); развитие малого бизнеса, связанного с сельским туризмом. Кроме того, необходимо создание соответствующей инфраструктуры: дорог, коммуникаций и энергоснабжения, финансовой и социальной сферы, страхования.

Формирование туристских кластеров, маркетинг и брендинг туристского потенциала территории - взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы, в которых должны участвовать как региональная и местные администрации, так и специализированные предприятия сферы туризма. И очень важно, чтобы усилия всех заинтересованных сторон были скоординированы, делает вывод автор.

М.А. Положихина

2015.03.065. ХАНАЛИЕВ НУ. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД. - М.: Логос, 2014. - 232 с.

Ключевые слова: Россия; Северо-Кавказский федеральный округ; национальные республики; Республика Дагестан; конфессиональные противоречия; коррупция; безработица; теневая экономика.

В монографии анализируется современная социально-экономическая ситуация на Северном Кавказе. Особое место отведено характеристике политических режимов национальных республик. Рассматривается также необходимость разработки экономических моделей для развития каждого субъекта Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

Северный Кавказ (СК), отмечает автор, - уникальный по эт-нонациональному и конфессиональному составу регион, имеющий важное стратегическое значение для национальной безопасности России, особенно в связи с тем, что он является звеном в «дуге нестабильности», охватывающей территорию от Балкан до Афганистана. В настоящее время регион характеризуется возрождением этнизма, национализма, религиозного фундаментализма, сосредотачивает в себе разнообразные противоречия и конфликты. При анализе положения на СК следует учитывать, что он состоит из множества обществ, отличающихся уровнем экономического и со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.