ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
С.А. МИХАЙЛОВА
Светлана Анатольевна Михайлова — кандидат экономических наук, доцент, докторант СПбГУЭФ.
В 1991 г. окончила Государственную финансовую академию. Автор 42 публикаций.
Сфера научных интересов — страхование туристов, туристских организаций, гостиничных предприятий; организация туристско-рекреационной деятельности; инновационные процессы и технологии в развитии туристского рынка России.
^ ^ ^
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ СТРАХОВАНИЯ
ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА
Развитие туристского бизнеса связано с рисками. Это повышает актуальность разработки научно обоснованной методики учета и анализа формирования страхового рынка в отечественной практике развития туризма. Разработка данной проблемы продиктована перспективами усиления роли России на международном рынке туристских услуг, а также решением задач, связанных с реализацией потенциала развития внутреннего туризма в стране. Показатели, отражающие сферу международного туризма, формируются на основе данных ФСБ России (Пограничной службы) по выезду российских граждан за границу и въезду иностранных граждан в РФ (см. табл. 1).
Таблица 1
Развитие туризма в Российской Федерации, число поездок
Виды туризма Темпы изменения по отношению к прошлому году, %
2004 2005 2006 2007 2008
1. Въезд иностранных граждан в Россию, все страны 90,77 83,36 102,01 90,96 103,71
1.1. Страны дальнего зарубежья 94,89 85,36 101,06 93,31 102,12
1.2. Страны СНГ 60,05 59,82 117,91 56,96 141,11
2. Выезд российских граждан за границу, все страны 116,26 103,48 114,27 120,83 120,77
2.1. Страны дальнего зарубежья 125,48 110,61 111,35 126,74 119,73
2.2. Страны СНГ 74,73 49,61 163,42 52,98 149,54
Ист.: Туризм в цифрах 2009: стат. сб. / ИИЦ «Статистика России, Федеральное агентство по туризму. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. С. 6.
Содержание табл. 1 свидетельствует о следующих особенностях динамики показателей въездного и выездного туризма за период 2004-2008 гг. Прежде всего обращает на себя внимание неустойчивость тенденции развития въездного туризма, особенно из стран СНГ: по показателю числа поездок въездного туризма из стран СНГ произошло самое большое снижение в 2007 г., по сравнению с 2006 г., на 43,04 % и самый большой прирост в 2008 г., по сравнению с 2007 г., — на 41,11 %.
Изменение значений показателя «число поездок» въездного туризма из стран дальнего зарубежья носит разнонаправленный характер: 2003-2004 гг., 2004-2005 гг. и 2006-2007 гг. — снижение, соответственно, на 5,4; 14,64; 6,68 %, рост за 2005-2006 гг. и 2007-2008 гг., соответственно, на 1,06 и 2,12 %.
Число поездок выездного туризма устойчиво растет: темп прироста в конце рассматриваемого периода (за 2007-2008 гг.) по сравнению с началом (за 2003-2007 гг.) увеличился с 16,26 до 20,77 %.
ГРНТИ 83.31.37 © С.А. Михайлова, 2011
Тенденция роста выездного туризма обусловлена в основном увеличением числа поездок в страны дальнего зарубежья, однако значения темпов прироста теряются при сравнении с ускоренным ростом общего числа поездок выездного туризма: темп прироста числа поездок в страны дальнего зарубежья составил за 2003-2004 гг. — 25,48 %; за 2007-2008 гг. — 19,73 %.
Характерной особенностью является высокая колеблемость показателей динамики выездного туризма в страны СНГ: наиболее резкие различия — снижение за 2004-2005 гг. на 50,39 %, рост за 2005-2006 гг. на 63,42 %.
Для характеристики информационной прозрачности туристской деятельности, учитывая наличие различных форм туризма (организованный и самодеятельный), представляет интерес анализ динамики показателей, характеризующих деятельность туристских фирм, на основе данных государственной статистики (см. табл. 2).
Таблица 2
Основные показатели деятельности туристских фирм за 2005-2008 гг.
Год Темп роста, %
число туристских путевок, реализованных населению, всего Из них гражданам России
По территории России По зарубежным странам
2005 2,126844 1,864682 2,410526
2006 1,072816 1,059507 1,101528
2007 1,253825 1,136301 1,340271
2008 0,739818 0,620856 0,78457
Ист.: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_13/IssWWW.exe/Stg/html2/09-25.htm
Данные табл. 2 показывают, что за период 2005-2008 гг. деятельность туристских фирм развивалась весьма неравномерно: за 2004-2005 гг. число реализованных населению туристских путевок увеличилось более чем в два раза (темп роста равен 212, 68 %), в 2007 г., по сравнению с 2006 г., рост значительно ниже: темп прироста составил только 25 %. В 2008 г наметившаяся тенденция роста числа реализованных населению туристских путевок сменилась сокращением их числа, особенно в сфере внутреннего туризма, по сравнению с 2007 г., число реализованных населению туристских путевок по зарубежным странам уменьшилось на 21,54 %, по территории России — на 37,92 %.
Сравнение показателей государственной статистики о деятельности фирм, представленных в табл. 2, с данными ведомственной статистики, представленными в табл. 1, обнаруживает различие в направлении изменения масштабов выездного туризма российских граждан в зарубежные страны. Показатели государственной статистики, представленные в табл. 2, охватывают сферу только организованного туризма, связанного с деятельностью туристских фирм. По данным табл. 1, в 2008 г., по сравнению с 2007 г., произошло только небольшое замедление темпов роста числа поездок российских граждан за границу: от 120,83 до 120,77 %. Между тем число реализованных туристскими фирмами путевок по зарубежным странам составило в 2008 г. 78,46 % от уровня 2007 г. Выявленные различия в показателях государственной и ведомственной статистики свидетельствуют о том, насколько существенное влияние может оказать недооценка развития самодеятельного туризма на анализ факторов, определяющих развитие самой туристской деятельности и других ее видов, задействованных в этом секторе, включая страхование туристов.
В соответствии с рекомендациями, которые предусмотрены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, одной из главных задач перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России.
Характеристика функциональной роли страхования в развитии туризма включает несколько аспектов анализа. Первый связан с тем, что страховые организации входят в состав финансового сектора экономики и развиваются во взаимодействии с остальными субъектами этого сектора. Второй предназначен для раскрытия связей между распространением страховой деятельности и уровнем социально-экономического развития региона, влияния этого фактора на содержание и условия реализации предлагаемых туристских услуг. Задача третьего направления — раскрыть, как страхование, обеспечивая устойчивое развитие туризма, увеличивает тем самым роль туристской деятельности в развитии регионов.
В настоящее время усиление взаимодействия различных финансовых организаций в сфере туризма (прежде всего, страховых и кредитных организаций) обусловлено новыми требованиями к характеру финансового обеспечения деятельности туристских организаций. Финансовое обеспечение возможно либо в форме банковской гарантии исполнения обязательств по договору, либо в форме договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта
(ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ст. 4.1 «Осуществление туроператорской деятельности в Российской Федерации»). Возможность использования банковских гарантий зависит от способности туристской организации предоставить банкам необходимое обеспечение. Кроме того, сложившиеся к настоящему времени отношения туристских фирм с конкретными страховыми организациями, наличие информации об их деятельности также определяют преимущества финансового обеспечения туристской деятельности в форме договора страхования гражданской ответственности.
Выбор формы финансового обеспечения зависит от уровня развития сети соответствующих финансовых институтов в регионах: числа самостоятельных кредитных и страховых организаций и их филиалов. Соотношение этих видов финансовых организаций по федеральным округам отражают данные табл. 3.
Таблица 3
Изменение соотношения кредитных и страховых организаций в федеральных округах РФ за 2006-2010 гг.
Федеральный округ число кредитных организаций по отношению к числу страховых организаций Доля в числе страховых организаций РФ, % Доля в числе кредитных организаций РФ, %
2006 2007 2006 2007 2006 2007 2010
Российская Федерация 1,41 1,46 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Центральный федеральный округ 1,52 1,55 56,98 56,60 52,76 53,06 56,52
Северо-Западный федеральный округ 1,05 1,08 6,70 6,73 9,01 9,07 7,09
Южный федеральный округ 3,20 3,65 10,22 10,43 4,50 4,17 10,68
Приволжский федеральный округ 1,60 1,65 11,65 11,69 10,26 10,29 11,81
Уральский федеральный округ 0,90 0,98 5,35 5,47 8,34 8,09 5,10
Сибирский федеральный округ 0,79 0,80 5,67 5,72 10,15 10,42 5,86
Дальневосточный федеральный округ 0,98 1,0 3,43 3,36 4,96 4,90 2,93
Ист.: Финансы России. 2008: стат. сб. / Росстат. М, 2008. С. 138, 390; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 860.
Как показывают данные табл. 3, только в трех федеральных округах (Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ) численность кредитных организаций не превышает численности страховых организаций. При этом в 2007 г., по сравнению с 2006 г., доля страховых организаций в указанных округах, за исключением Дальневосточного федерального округа, увеличивалась.
По аналогии с системой показателей, которая используется в финансовой статистике для характеристики роли банковского сектора в развитии экономики региона, уровень развития страховой деятельности в каждом регионе можно оценить с помощью следующих групп показателей:
— показатели институционального развития региональной системы страхования (распределение страховых организаций и их филиалов по регионам); удельные показатели развития системы страхования (количество страховых организаций, приходящихся на 100 тыс. человек, количество страховых организаций на 1 млрд руб. доходов населения);
— показатели, отражающие вклад деятельности страховых организаций в экономику региона (выплаты по отношению к ВРП, отношение разности суммы страховой премии и выплат к ВРП);
— показатели системного функционирования (отношение каждого показателя интенсивности развития системы страхования региона к средней величине соответствующего показателя для России в целом).
При анализе развития финансового сектора как составляющей региональной экономики необходимо учитывать, что в условиях рыночных отношений система показателей для такого анализа может быть сформирована с позиции производителя и с позиции потребителя товаров и услуг.
Методические основы сопоставимости системы статистических показателей, характеризующих производство и потребление товаров и услуг, определены международными стандартами, которые согласованы с концепцией национального счетоводства. (Система национальных счетов 1993. Брюссель/Люксембург, Вашингтон, О. К., Нью-Йорк, Париж, 1998 г.; Руководство по денежно-кредитной и финансовой статистике. Вашингтон, О.К., США: Международный валютный фонд, 2000 г.; Сателлитные (вспомогательные) счета туризма. ВТО, 2001 и др.).
Применительно к сфере туризма принципиальное значение имеют существующие в разных системах учета особенности в определении понятия «туристская деятельность». В отечественной статистической практике под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Согласно концепции Всемирной торговой организации туристская деятельность — это деятельность путешествующих лиц. Данное определение используется при построении сателлитных
счетов туризма.
Проблема измерения роли страхования в развитии туризма с позиции производителя во многом аналогична проблемам распределения операций многорегиональных институциональных единиц при построении системы национальных счетов на региональном уровне. Деятельность страховой компании может охватывать сферу туризма в нескольких регионах. В связи с этим необходима организация статистического учета развития страховой деятельности в туризме с позиции потребления.
Решение этой задачи, в свою очередь, предполагает наличие адекватной системы информации, отражающей формирование в регионах со стороны туристов дополнительного потребительского спроса, который стимулирует развитие связанных с туризмом отраслей (видов деятельности), создание дополнительных рабочих мест, объем инвестиций, а также взаимодействие со смежными с туризмом видами деятельности. В конечном счете все это обеспечивает дополнительные доходы бизнеса и государства. В Перечне основных мероприятий, предусмотренных Программой развития государственной статистики России в 2007-2011 гг., отмечается необходимость формирования статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны. Конечной целью выступает построение на систематической основе сателлитных счетов туризма, являющихся единственным инструментом определения его экономического мультипликативного эффекта [3]. Для развития страхования в секторе туризма основополагающее значение имеют данные, отражающие границы туристского потребления во времени и по содержанию. Согласно методическим рекомендациям построения вспомогательного счета туризма туристское потребление шире, чем совершаемые во время поездки покупки. Оно охватывает все расходы на товары и услуги во время поездки, в процессе подготовки к поездке, после поездки. Следовательно, риски потребительского поведения могут быть идентифицированы в рамках данного временного периода как основа разработки специализированных страховых продуктов. Содержание потребительского потребления раскрывает понятие «туристские продукты». Определение понятия «туристский продукт» в отечественной практике отличается от содержания этого термина, которое принято в международной практике в соответствии с концепциями национального счетоводства. В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ указано, что туристский продукт — это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. В таком контексте определения туристского продукта страхование рисков, связанных с туристским потреблением, опосредовано деятельностью туристских фирм и определяется общими условиями страхования ответственности.
Решению задач информационного обеспечения страхования самих туристов в большей степени отвечает представленное в документе «Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа» определение содержания термина «туристские продукты», которое предполагает раздельный учет всех услуг, потребляемых туристом.
В рамках методики формирования Вспомогательного счета туризма сформирован Перечень специфических туристских продуктов (относящихся к туристскому потреблению), который разграничивает две категории продуктов: типичные туристские продукты и смежные продукты.
Категория «типичные туристские продукты» обеспечивает возможность разработки общих принципов, определяющих содержание основных элементов тарификационной системы страхования рисков в туризме. Категория «смежные продукты» позволяет расширить сферу подлежащих страхованию рисков, обусловленных видами деятельности, которые присущи туризму в отдельных регионах страны. четкая граница между типичными и смежными продуктами зависит от структуры экономики страны, в контексте нашего исследования — от структуры экономики региона. При составлении вспомогательных счетов в области туризма рекомендуется использовать следующие критерии для разделения этих категорий продуктов: «Типичные туристские продукты: продукты, которые в большинстве стран в отсутствие посетителей могут прекратить свое существование в значимых объемах или уровень потребления которых будет значительно ниже и по которым представляется возможным получать статистическую информацию. Смежные туристские продукты: остаточная категория, включает продукты, определенные в конкретной стране как специфические туристские, но для которых это свойство не признается во всех других странах» [ВТС, с. 63].
Формирования системы показателей взаимодействия финансового сектора и туристской деятельности с позиции потребления предполагает наличие статистических данных о потребительском поведении покупателей туристского продукта и услуг страхования.
Покрытие дополнительных расходов, возникающих при наступлении страхового случая, возможно не только по условиям страхового договора, но и посредством использования банковских услуг. В свою очередь использование и выбор туристом тех или иных финансовых инструментов для обеспечения безопасности путешествий зави-
сит от его финансовых возможностей, информированности о преимуществах разных финансовых инструментов, их доступности, наличия навыков принятия финансовых решений, уровня финансовой культуры.
Общие тенденции в развитии отношения потребителей к операциям с нефинансовыми и финансовыми активами позволяют оценить данные о расходах домашних хозяйств (см. табл. 4).
Таблица 4
Структура использования денежных доходов населения, в % от общего объема денежных доходов
Федеральный округ Приобретение недвижимости Прирост финансовых активов
2000 2005 2008 2000 2005 2008
Российская Федерация 1,2 2,5 4,7 15,5 17,8 8,9
Центральный федеральный округ 1,9 4,2 8,4 2,9 14,3 3,7
Северо-Западный федеральный округ 1,6 2,6 6,4 19,9 22,5 3,8
Южный федеральный округ 0,5 1,2 2,0 15,1 13,6 8,1
Приволжский федеральный округ 0,7 1,5 2,0 19,4 18,9 11,9
Уральский федеральный округ 0,4 1,5 1,9 36,4 22,8 13,7
Сибирский федеральный округ 0,5 1,4 2,6 23,6 19,1 15,6
Дальневосточный федеральный округ 1,3 1,6 3,4 25,5 25,0 18,9
Ист.: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009. С. 923.
Данные табл. 4 показывают, что в использовании доходов населения преобладают операции с финансовыми активами, нежели операции с нефинансовыми активами. Однако за период 2000-2008 гг. общей тенденцией являются рост доли приобретения недвижимости и снижение величины прироста финансовых активов. За период 2005-2008 гг. наиболее резкое снижение прироста финансовых активов в структуре использования доходов населения произошло в крупных финансовых центрах: Центральный федеральный округ — на 10,6 пп.; СевероЗападный федеральный округ — на 18,7 пп. В этом мы видим продолжающееся воздействие финансового кризиса на структуру расходов населения, которое опосредовано факторами, отражающими поведенческие характеристики потребителей.
Для анализа поведенческой модели населения на рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) проводятся регулярные опросы потребительского поведения населения (опрашиваются 5,0 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах) во всех субъектах РФ. Результаты обследований, проведенных Росстатом в III квартале 2009 г., свидетельствуют о возрастании потребительской уверенности населения: на возможные положительные изменения в экономике указали примерно 18 % опрошенных против 13 % в I квартале 2009 г.; снизилось число респондентов, отметивших негативные изменения в экономике (29 % против 48 % в I квартале 2009 г.)
Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, составляет 11 % (в I и II кварталах 2009 г. — около 8 %). Ухудшение своего материального положения прогнозирует 23 % респондентов против 42 % в I квартале 2009 г. Более половины (52 %) опрошенных считают, что их материальное положение в течение следующих 12 месяцев не изменится [2].
Результаты проведенного нами анкетного опроса молодежи (как наиболее мобильной и одновременно склонной к рисковым видам туризма части населения) показывают, что выявленные макротенденции в поведении населения нашли отражение в сфере туризма и в использовании страхования для обеспечения надлежащего качества туристских услуг (см. табл. 5).
Таблица 5
Изменение в структуре поездок туристов и услуг страхования за 2007-2009 гг.
Вид туризма Общее количество поездок Количество поездок на одного туриста Доля застрахованных поездок,%
2008/2007 2009/2008 2007 2008 2009 2007 2008 2009
Внешний (дальнее зарубежье) 124,0 106,4 1,3 1,2 1,4 0,88 0,90 0,81
Внутренний 117,6 125,0 1,1 1,1 1,3 0,29 0,40 0,42
Страны СНГ 128,6 77,8 1,0 1,0 1,0 0,57 0,44 0,50
Данные табл. 5 позволяют сделать следующие выводы:
— за период 2007-2008 гг. для всех видов туризма наблюдается общая тенденция роста, самый большой темп прироста числа поездок в страны СНГ — 28,6 %, внутренний туризм отстает по темпам прироста — 17,6 %;
— за период 2008-2009 гг. тенденции развития по видам туризма приобретают разную направленность: для внешнего (дальнее зарубежье) и внутреннего туризма сохраняется тенденция роста, при этом темп прироста по-
ездок внешнего туризма снизился на 17,6 пп., тогда как внутреннего туризма увеличился на 7,4 пп.; за тот же период число поездок в страны СНГ уменьшилось на 22,2 %;
— интенсивность поездок в страны дальнего зарубежья носит неустойчивый характер: за период 2007-2008 гг. — небольшое снижение, за 2008-2009 гг. — рост с 1,2 до 1,4 поездок на одного туриста; интенсивность поездок внутреннего туризма за 2007-2008 гг. не менялась: за 2008-2009 гг. — возросла, но осталась меньше степени интенсивности поездок внешнего туризма, соответствуя ее уровню в 2007 г. — 1,3 поездок на одного человека; туристы в страны СНГ в этот период были удовлетворены одной поездкой.
— использование услуг страхования наиболее распространено во внешнем туризме: за период 2007-2008 гг. доля страхуемых поездок возросла до 90 %; за 2008-2009 гг. снизилась на 9 пп., но осталась самой высокой относительно других видов туризма; меньше всего доля страхуемых поездок по внутреннему туризму, но сложилась устойчивая тенденция роста: 2007-2008 гг. — на 11 пп., 2008-2009 гг. — на 2 пп.; динамика доли страхуемых поездок в страны СНГ неустойчива: за период 2007-2008 гг. произошло снижение на 13 пп., за 2008-2009гг. — рост на 6 пп.
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости усиления внимания к организации учета сферы внутреннего туризма и сферы самодеятельного туризма в рамках внутреннего и внешнего туризма. Наличие полноценной статистической информации создает условия для расширения страховой деятельности как важнейшей предпосылки для повышения качества туристских услуг.
Решение этой задачи предполагает повышение инновационной активности страховых компаний, в частности, возрастает роль маркетинговых инноваций, учитывающих потребительское поведение потенциальных и действительных покупателей туристских услуг. При этом информационное обеспечение маркетинговой стратегии должно сформировать потребительское восприятие необходимости страхования туризма. Как писал Г. Карпентер, «просто предлагать покупателям то, что они хотят, уже недостаточно. Преимущество получают те, кто помогает покупателям узнать, чего они хотят» [цит. по: 1, с. 51].
Именно такой подход, по нашему мнению, должен быть положен в основу создания системы показателей региональной статистики страхования внутреннего туризма, призванной отразить востребованность и роль страховых услуг как необходимого условия, обеспечивающего эффективность туристской деятельности в регионах РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Котлер Ф., КеллерХ.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. СПб.: Питер, 2006. 816 с.
2. Потребительские ожидания в России в III квартале 2009 г. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/195.htm
3. Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 2 октября 2006 г. № 595.