Научная статья на тему 'Актуальные вопросы экономики туризма в регионе'

Актуальные вопросы экономики туризма в регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
276
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хромешкин Валерий Михайлович

Представлены концепции и определения туризма в регионе. Их использование позволяет получить более полную оценку воздействия туризма на экономику региона. Показано, что в Иркутской области суммарный объем регионального туристского потребления, по сравнению с общим объемом реализации населению платных услуг, составляет 23%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы экономики туризма в регионе»

В.М.Хромешкин

Актуальные вопросы экономики туризма в регионе

В настоящее время в нашей стране отмечается повышенный интерес к оценке того воздействия, которое туризм способен оказать на совокупные экономические показатели, такие как потребление, расходы, прибыль, инвестиции, государственные доходы и занятость. Вместе с тем, воздействие туризма на экономику регионов России следует признать недостаточно изученным. Одной из основных причин, препятствующих развитию экономических исследований регионального туризма, является недостаточно разработанный понятийный аппарат. Отсутствие ясно выраженных представлений об особенностях туризма в регионах не позволяет осуществлять адекватные статистические измерения региональных туристских систем, затрудняет их методологическое осмысливание. За последние 5 лет, по данным летописи авторефератов диссертаций, в стране было защищено около восьмидесяти кандидатских диссертаций (и четыре докторские) по различным аспектам туристско-рекреационной деятельности. При этом только в 15% диссертационных исследований вопросы влияния туризма на экономику региона были рассмотрены как основные. В данной работе на примере Иркутской области обсуждается методология исследований экономики регионального туризма.

Современные концепции и понятия, используемые при исследованиях экономики туризма, были разработаны в рамках Вспомогательного счета в туризме (утвержденного Статистической комиссией ООН в марте 2000г.) [2]. Согласно данному документу туризм относится к тем видам деятельности, которые определяются с позиций спроса. К категории туристов (или посетителей) может быть отнесено любое лицо, путешествующее и осуществляющее пребывание за пределами своей обычной среды (в течение периода не более одного года) с целью отдыха, деловыми и прочими целями, не связанными с деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Из определения следует что, во-первых, абсолютное большинство жителей земли в отдельные периоды своей жизни выходит за рамки своей обычной среды и может быть отнесено к категории туристов. Во-вторых, деятельность туристов следует понимать 8 более широком смысле, чем экономическую производственную деятельность, поскольку она не предусматривает занятия оплачиваемой деятельностью.

Отправной точкой анализа экономического воздействия туризма в рамках системы национальных счетов (1993) и международной туристской статистики

(2000) является определение географического места туристского потребления, его территории. По месту туристского потребления различают следующие виды туризма: внутренний, въездной, выездной, в пределах страны и национальный [3]. Система национального туризма представляет собой сумму туризма в пределах данной страны и туризма выездного. Ее характеризует национальное туристское потребление, т.е. потребление туристов-резидентов внутри и вне пределов экономической территории страны. Туризм в пределах страны, в свою очередь, подразделяется на две неравные части: внутренний туризм, вовлеченным в который оказывается подавляющее большинство населения, и, как правило, существенно уступающий ему по объемам въездной туризм. Внутренний туризм -это туризм в пределах экономической территории данной страны, а внутреннее туристское потребление - потребление посетителей-резидентов в пределах ее экономической территории.

Понятие регионального туризма, а также связанные с ним понятия региональной индустрии туризма, регионального туристского потребления, отсутствуют в системе рекомендаций международной статистики. Это ограничивает возможности осуществления целенаправленных исследований воздействия туризма на экономику российских регионов. Автор полагает, что дальнейшая разработка понятийного аппарата регионального туризма в России возможна на стыке смежных наук - региональной экономики и экономической географии.

Исследователи, интересующиеся проблемами региональной экономики, рассматривают регион как объект средне-долгосрочного государственного прогнозирования, программирования и статистического учета, на территории которого находятся органы государственного и муниципального управления. При этом территория региона рассматривается как территория экономическая, выделенная на основе экономического районирования. С этих позиций, туризм в пределах региона определяется как деятельность посетителей (резидентов и нерезидентов) в пределах экономической территории данного региона.

Практически все путешествия осуществляются в определенные периоды времени: в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходные, праздничные дни, а также в свободное от работы время. Для организации международного туризма или длительных путешествий в пределах таких стран, как Россия, наиболее подходит период ежегодного отпуска. В более корот-

кие периоды свободного времени российские граждане предпочитают не удаляться на значительные расстояния от своей обычной среды и, как правило, путешествуют с туристскими целями в пределах экономической территории регионов.

В соответствии с действующим российским законодательством, продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска определена в 28 календарных дней. В то же время ежегодный период выходных и праздничных дней, для большинства работающего населения, в сумме составляет без малого треть года. В годовом бюджете свободного времени при пятидневной рабочей неделе повседневный отдых занимает 30-50%, отдых в конце недели - 50-60, длительный (ежегодный) отдых 15-20% [1]. Туристские расходы, которые совершаются в эти сравнительно короткие по времени путешествия, оказывают существенное влияние на региональную экономику. Совершенно очевидно, что с экономической точки зрения имеет смысл говорить о «региональном посетителе», как посетителе осуществляющем свою деятельность в пределах определенного региона России.

Таким образом, региональный посетитель - это лицо, постоянно проживающее (или находящееся) в пределах экономической территории региона и путешествующее в пределах этой территории с туристскими целями в выходные, праздничные дни и свободное от работы время. Для большей определенности будем полагать, что российские граждане, использующие для туризма период оплачиваемого отпуска, но пределы региона при этом не покидающие, относятся к внутренним посетителям.

Туризм в пределах региона имеет внутреннюю (российскую), въездную (проявляющуюся в приграничных регионах) и региональную (местную) составляющие. Региональные, внутренние и въезжающие посетители при подготовке или во время путешествия, а также в период пребывания на территории региона, потребляют необходимые товары и услуги, тем самым обеспечивают региональное туристское потребление. Определение структуры регионального туристского потребления является весьма важным для принятия управленческих решений и формирования региональной туристской политики. Главная цель региональной туристской политики состоит в обеспечении потребностей жителей и гостей региона в рациональном использовании выходных и праздничных дней, свободного от работы времени, а также в поддержке и развитии соответствующей сферы услуг.

Туризм в регионе может быть рассмотрен в качестве территориальной экономической системы, обладающей признаками внутренней и внешней интегрированное™ или регионального туристского комплекса. Региональный туристский комплекс - выделенная на основе экономического районирования совокупность факторов и ресурсов, а также тех от-

раслей материального производства и нематериальной сферы, наличие и функционирование которых связано с решением проблем по удовлетворению рекреационных потребностей населения региона и его гостей. Туристский комплекс региона включает посетителей - туристов, туристские ресурсы, объекты индустрии туризма и туристской инфраструктуры, органы управления туризмом (на макроуровне это государственные и муниципальные органы исполнительной власти региона).

К региональной индустрии туризма относятся находящиеся на экономической территории региона предприятия (организации) производственной сферы и сферы услуг, непосредственно участвующие в формировании регионального туристского продукта, его продвижении и реализации. Прежде всего, в нее входят организации, осуществляющие характерные для туризма виды деятельности. К ним следует отнести пассажирский транспорт, гостиничное хозяйство, санатории и курорты, организации, предоставляющие услуги физической культуры и спорта, туристско-экскурсионные услуги и услуги учреждений культуры. Это также организации розничной торговли, предоставляющие сопутствующие туризму продукты и услуги связи (почта, телеграф, телефон, мобильная связь, интернет) в части, имеющей непосредственное отношение к подготовке или осуществлению путешествий.

К показателям регионального туристского комплекса, представляющим особый аналитический интерес, следует также отнести: занятость, накопление основного туристского капитала и коллективное туристское потребление. Установление зависимости занятости от всего объема специфической туристской деятельности в регионе представляется весьма затруднительным. Под занятостью в сфере регионального туризма подразумевается число работающих (или число рабочих мест) в организациях, осуществляющих на территории региона характерные виды туристкой деятельности. К накоплению в регионе основного туристского капитала, наряду с его вложениями в основной капитал региональной индустрии туризма, следует отнести операции с недвижимостью (напри,мер, с землей) и аренду объектов инфраструктуры (аэропорты, причалы и др.). Отдельного рассмотрения требует коллективное региональное туристское потребление, которое является нерыночным экономическим показателем. Наличие коллективного туристского потребления обусловлено деятельностью в регионе государственных и муниципальных органов управления туризмом.

Сумма туристского потребления, накопления основного туристского капитала и коллективного туристского потребления, определенная в пределах экономической территории региона, может быть рассмотрена в качестве совокупного экономического показателя,

представляющего «региональный совокупный туристский спрос».

Традиционно оценка воздействия туризма на экономику Иркутской области осуществлялась на основе анализа деятельности туристских организаций (фирм). В [4] показано, что результаты этой деятельности соответствуют 1% объема оказанных населению платных услуг и 0,001% объема выпускаемой в регионе продукции. Поток въездного туризма оценивался в пределах 3% от общей численности населения области (в т.ч. иностранного - 1%). Как видно, эти показатели не являются экономически значимыми. В то же время, по мнению экспертов, потенциальная доля туризма в сравнении с объемом произведенной в регионе промышленной продукции весьма велика и может достигать 18%, что сравнимо с долей топливно-энергетического комплекса - одного из лидеров экономики области [6].

мые с туристскими целями в выходные, праздничные дни и в свободное от работы время.

В соответствии с представленной выше концепцией регионального туризма, были пересмотрены подходы к определению совокупных экономических показателей туристского комплекса Иркутской области. Представленные в [6, с.73-74] базовые таблицы были переформированы и дополнены (табл.1).

Как видно, при учете потребления региональных посетителей, суммарный объем услуг туристского комплекса составил 1384 млн. рублей ($46,1 min), что на 85% больше, чем по ранее выполненным оценкам. Доля въездного потребления иностранных посетителей, определенная экспертно в 90 млн. руб. ($3 min), не превышала в тот же период 7% общего объема регионального туристского потребления.

_ _ __Таблица 1

Виды услуг тур. комплекса Объем услуг, млн.р ($ min) Обслужено,чел. Занятость,чел.

Гостиницы 145 (4,8) 224000 1400

Транспорт* 182 (6) 5160000 7500

Связь* 16 (0,53) - 1000

Санатор,-оздоровительные 288 (9,6) 209000 4025

Физкультура и спорт 65 (2,2) 51000 875

Туристско-экскурсионные 123 (4,1) 19000 400

Культура 108 (3,6) 1464500 13858

Кафе, бары, рестораны* 422 (14Д) - 700

Фотоуслуги, прокат 35 (1,2) 200

Всего 1384 (46,1) 7127500 29958

* Экспертная оценка пригородных перевозок, работы ное от работы время (в целях обслуживания туристов),

Более поздние оценки воздействия туризма на экономику области были выполнены с привлечением дополнительных показателей, характеризующих деятельность туристского комплекса Приангарья [5,6]. Из данных работ следовало, что на период 2000 года доля туристского комплекса в сравнении с объемом платных услуг населению превышает 12%, в сравнении с объемом промышленного производства - 1%. Услуги в сфере туризма были оказаны более чем 745 тысячам посетителей на сумму 747 млн. рублей ($25 m!n). Доля занятости в организациях индустрии туризма составила 2,3% числа рабочих мес,т имеющихся в экономике области. Вместе с тем необходимо отметить, что указанные измерения и их интерпретация осуществлялись вне рамок рассмотренных выше концепций и определений регионального туризма. Практически в [5,6] была учтена лишь часть регионального туристского потребления - потребление региональных посетителей, которые путешествуют в пределах территории области в период оплачиваемого отпуска. Из анализа были также исключены услуги общепита (кафе, бары, рестораны), транспорта, связи, летних оздоровительных лагерей и другие услуги, представляе-

общепита и связи в выходные, праздничные дни и свобод-

Коллективное региональное туристское потребление определялось по затратам областного бюджета на реализацию мероприятий социального туризма и управление туризмом. В сумме эти затраты составляли 13,3 млн. рублей ($0,443 min). Накопления туристского основного капитала оценивались на основе анализа балансовой стоимости характерных для туризма основных средств: объектов гостиничного хозяйства, санаториев, баз туризма и отдыха. Балансовая стоимость обследованных объектов (всего 82 объекта) составила 890 млн. рублей ($30 min). Это небольшая доля в стоимости основных производственных фондов, занятых в экономике области, однако, значительное количество специфических туристских основных средств обследовано не было. Суммируя полученные результаты потребления региональных туристов, накопления основного капитала и коллективного туристского потребления, можно полагать, что региональный совокупный туристский спрос в Иркутской области на период 2000 года составлял не менее 2287 млн. рублей ($76 min).

Для региональной экономики особый интерес представляют исследования территориальной организации видов туризма и рекреационной деятельности. Антро-

поэкологические, производственные, ресурсные аспекты этих исследований были рассмотрены в [1, 7, 10]. Вместе с тем, территориальные аспекты организации туристского спроса следует признать недостаточно изученными.

обеспечение; образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание. В данных отраслях работает почти половина всего занятого населения области. Региональный туристский комплекс обеспечивает 6,2% суммарной занятости в базовых отраслях и 2,6%

Таблица 2

Среднегодовая занятость в экономике, тыс. чел. Занятость в туристской индустрии, % 1138 2,6

Объем услуг туристского комплекса, млн. руб. /$т!п 1384/46

Валовой региональный продукт (ВРП), млн. руб./$т1п Сравнительная доля туристского комплекса, % 82994/2767 1,7

Основные фонды в экономике области, млн. руб./$т1п Доля туристского комплекса, % 311891/10396 0,3*

Объем промышленной продукции, млн. руб. /$т1п Сравнительная доля туристского комплекса, % 69122 2

Объем платных услуг населению, млн. руб./$т!п Сравнительная доля туристского комплекса, % 6032/201 23

* Неполный объем донных

В территориальной организации туристского спроса региональных посетителей, усматриваются характерные особенности, обусловленные сложившимся распределением производительных сил. Выделяются две зоны рекреационного освоения (южная и северная). В южной зоне, сформировавшейся вокруг Иркутска, включая Шелехов, Ангарск и Усолье-Сибирское (здесь проживает более 1 миллиона человек), оказывается почти 2/3 областного объема туристских услуг. В северной зоне, с центром в Братске, к которому тяготеют Тайшет, Усть-Илимск, Усть-Кут, Железногорск (общая численность населения 0,5 млн. чел.), несмотря на суровые климатические условия, доля услуг, оказанных региональным посетителям, также весьма значительна - до 1\3 от аналогичного вида услуг, оказанных в целом по области.

Жители наиболее крупных городов Иркутской области (5 городов области имеют численность населения более 100 тысяч человек) весьма интенсивно осваивают наиболее ценные и доступные рекреационные ресурсы. Им формируется основной объем туристского спроса на путешествия и отдых в пределах Тункин-ской долины и северной оконечности Байкала, благодаря чему указанные территории являются экономически интегрированными в туристский комплекс Приан-гарья.

Отношение совокупных показателей регионального туристского комплекса к основным социально-экономическим показателям Иркутской области и место туризма в экономике Иркутской области (с учетом данных, представленных в [6]) представлены в табл. 2.

Туристский комплекс развивается на базе следующих отраслей экономики Приангарья: транспорт и связь; торговля и общественное питание, сбыт и заготовки; жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения; здравоохранение, физическая культура, социальное

общей занятости в экономике области. В целом по области количество региональных посещений почти на порядок превышает количество внутренних (внутри-российских) посещений.

Следует также отметить, что суммарный объем регионального туристского потребления, по сравнению с общим объемом реализации населению платных услуг, составил около 23%. Представленные в работе концепции и определения туризма в регионе позволяют получить более детальные и полные оценки его воздействия на экономику региона.

Виблнографический список

1. Зайцева ТА Рекреационная деятельность и ее типология II География и природные ресурсы.- 1997.- №1.-С.156-159.

2. Всемирная туристская организация - ВТО, Вспомогательный счет в туризме (ВСТ). Рекомендации по методологической структуре - Мадрид, 2001.-138 с.

3. Всемирная туристская организация - ВТО, Технические пособия: Концепции, определения и классификации для туризма II Техническое пособие. - 1995. - №1. - 20 с.

4. Хромешкин В.М. Диализ состояния и основные тенденции развития рекреационной деятельности в Прибайкалье // География и природные ресурсы. - 1997. - №3. - С.102-108.

5. Хромешкин В.М, Будущее Прибайкалья в наших руках (анализ состояния регионального туризма)// Сибирский путешественник. - 2001. - №11-12.

6. Винокуров МА, Суходолов А.П. Экономика Иркутской области: В 4 т.- Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. - Т.4. -248 с.

7. Гуляев В. Г. Социально-экономические основы развития туризма в России II Автореферат доктор, дисс. - М.: МГУ, 2003. -42 с.

8. Иркутская область в цифрах за 1999 год II Статистический сборник - Иркутск, Облкомстат, 2000. - 129с.

9. Объем реализации платных услуг населению за 2000 год II Статистический бюллетень. - Иркутск, Облкомстат, 2001. -21с.

10. Рященко С.В. Региональная антропоэкология Сибири. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. - 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.