Научная статья на тему 'Туризм в контексте глобализации и современного экономического кризиса'

Туризм в контексте глобализации и современного экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1073
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА / TOURISM / LEVELS OF DEVELOPMENT / GLOBALIZATION AND REGIONALIZATION / ECONOMIC CRISIS / SPECIAL ECONOMIC ZONES OF TOURIST-RECREATIONAL TYPE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Абалаков Александр Дмитриевич, Панкеева Наталья Сергеевна

Глобализация и современный экономический кризис оказали влияние на многие виды хозяйственной деятельности, том числе туризм. Спад в туризме, обусловленный глобальным экономическим кризисом, оказался меньше, чем в других отраслях экономики. Устойчивость туризма обусловлена растущей потребностью населения в путешествиях и отдыхе в условиях постиндустриального общества, активными мерами различных государств по его поддержанию. Для стабильности туризма необходимы нестандартные решения, модернизация туристической отрасли, инновационные подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism in the context of globalization and the current economic crisis

Globalization and the current economic crisis have affected many types of economic activity, including tourism. The depression in tourism, which is attributable to the world economic crisis, appeared to be smaller than in other branches of economy. Stability of tourism is due to the growing need of population in traveling and rest under the conditions of postindustrial society, and active measures taken by different states for its maintenance. Stability of tourism necessitates nonstandard decisions, modernization of the tourism industry, and innovative approaches.

Текст научной работы на тему «Туризм в контексте глобализации и современного экономического кризиса»

Серия «Науки о Земле» 2011. Т. 4, № 1. С. 14-32 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 911.3:338.483

Туризм в контексте глобализации и современного экономического кризиса

А. Д. Абалаков ([email protected]), Н. С. Панкеева ([email protected])

Аннотация. Глобализация и современный экономический кризис оказали влияние на многие виды хозяйственной деятельности, том числе туризм. Спад в туризме, обусловленный глобальным экономическим кризисом, оказался меньше, чем в других отраслях экономики. Устойчивость туризма обусловлена растущей потребностью населения в путешествиях и отдыхе в условиях постиндустриального общества, активными мерами различных государств по его поддержанию. Для стабильности туризма необходимы нестандартные решения, модернизация туристической отрасли, инновационные подходы.

Ключевые слова: туризм, уровни развития, глобализация и регионализация, экономический кризис, особые экономические зоны туристско-рекреационного типа.

Введение

Туризм называют «феноменом» ХХ1 в. вследствие интенсивности развития, глобальности охвата стран-участников этого процесса, изменения стереотипов восприятия окружающего мира, формирования новых экономических отношений, как на мировом рынке, так и между отдельными странами и регионами [12].

Происходящие в мире процессы глобализации затронули и туризм. Глобализация рассматривается как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, т. е. охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

В туризме глобализация проявляется в процессе развития массовых видов отдыха, унификации услуг, концентрации капитала транснациональными компаниями, развития информационных технологий. В то же время глобализация оказывает и негативное воздействие на развитие туризма, так

как при этом утрачивается национальное, культурное территориальное своеобразие. Перед лицом глобальных влияний растет осознание региональных интересов, что проявляется в противоположном глобализации процессе регионализации.

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения, что особенно важно во время экономического кризиса. Согласно мнению экспертов ООН, туристический бизнес в условиях кризиса быстро адаптируется по сравнению с другими областями экономики. В материалах Федерального агентства по туризму подчеркивается, что туризм обладает своими ресурсами и может стать донором для других отраслей экономики в условиях кризиса [18].

Международный туризм и глобализация

Наиболее активно глобализация проявились в конце ХХ в. Ее отличительная особенность состоит в том, что все основные виды экономической деятельности - производство и потребление товаров и услуг, управление, распространение информации и технологий, функционирование рынков -осуществляются в международном масштабе. Процессы глобализации в самом широком смысле характеризуются резким усилением и усложнением взаимных связей и взаимных зависимостей в основных областях экономической, политической, общественной жизни, приобретающих планетарные масштабы. Глобализация выражается в растущей взаимозависимости стран в мире в результате увеличивающегося объема и разнообразия трансграничного движения товаров и услуг, а также быстрого и широкого распространения всех видов технологий [10].

Глобализацию в туризме можно определить как процесс резкого усиления туристических потоков, а также потоков услуг, капитала, информации и технологий, обычно не попадающих под регулирование национальных правительств [11]. Туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в настоящее время значительные масштабы (табл.1).

Таблица 1

Прибытия туристов по регионам мира (млн прибытий) [14]

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Весь мир 709 696 766 794 846 898 922 880 935

Европа 407,4 408,6 425,6 443,9 460,8 480,1 487,9 456,9 471,5

Азия и Океания 126,1 114,2 145,4 156,2 167,8 184,9 184,1 181,0 204,0

Южная Азия 5,8 6,4 7,6 7,9 9,0 9,7 10,4 9,9 10,9

Америка 116,7 113,1 125,8 133,1 135,7 142,1 147,2 140,5 151,2

Африка 29,5 30,7 33,3 36,7 40,9 44,2 44,4 45,8 48,7

Ближний Восток 29,2 30,0 35,9 38,4 41,0 46,4 55,6 52,7 60,0

Доля туризма в мировом ВВП в различные годы неодинакова. В

2007 г. эта доля составила 3,6 %, в 2008 г. она снизилась до 2,8 %, в 2009 г. увеличилась до 3,2 %, а в 2010 г. уменьшилась до 3,0 %. В настоящее время в сфере туризма занято почти 250 млн чел. В глобальном масштабе доходы от туризма достигают 4 трлн долл. Экспортные поступления от международного туризма в 2009 г. достигли 852 млрд долл. США, а число прибытий туристов в 2010 г. выросло до 935 млн чел.

Особенностью глобализации является и регионализация мировой экономики. Системной характеристикой глобальной экономики является внутреннее подразделение на регионы. Например, как видно из табл. 1, в сфере международной торговли туристическими услугами можно выделить 3 региона: Европу, Азию и Океанию, Америку. По мнению специалистов, эти регионы и в будущем будут оставаться лидерами по количеству туристских прибытий.

Одна из характерных черт глобализации - концентрация капитала в руках крупных транснациональных монополий. В туризме этот процесс находит выражение в деятельности туристских транснациональных компаний (ТНК).

Туристские ТНК играют важную роль в формировании и развитии мирового рынка туризма. Открывая филиалы за границей, они внедряются в экономику принимающих стран, а сами страны вписываются в интернационально организованные этими корпорациями производства турпродук-тов. Деятельность туристских ТНК усиливает взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних туристских рынков отдельных стран, которые рассматриваются как сегменты единого глобального рынка туризма.

За последние десятилетия в деятельности туристских ТНК произошли серьезные изменения. Исторически самой ранней формой интеграции в туризме было объединение туристских предприятий, находящихся на одной ступени технологического процесса, т. е. выпускающих одинаковую продукцию или оказывающих аналогичные услуги. Ей обязаны своим появлением первые международные гостиничные цепи (Хилтон, Шератон, Марриот и др.). Современные туристские ТНК представляют собой крупные диверсифицированные комплексы с широким участием банковских учреждений. Под единым финансовым контролем они объединяют предприятия, расположенные в разных странах мира и относящиеся к разным отраслям экономики и секторам индустрии туризма. Настоящий этап развития туристских ТНК характеризуется обострением конкуренции между ними и вместе с тем возникновением взаимоотношений сотрудничества в рамках стратегических альянсов. Эти новые организационные формы нацелены на согласование и координацию усилий в решении самых разных задач [5].

Штаб-квартиры туристских ТНК находятся, как правило, в развитых странах, а их дочерние компании - в развивающихся. ТНК воздействует на развитие туризма в развивающихся странах посредством контроля над структурой туристского рынка, развитием индустрии туризма и отдельных

ее секторов в принимающей стране. ТНК осуществляют контроль над туристскими потоками; регулируют трансфертное ценообразование на туристские продукты. Они решают возникновение проблем утечки доходов от международного туризма за границу, технологического влияния ТНК на экономику стран-импортеров.

Усилия ТНК по привлечению туристов в туристский регион нередко вступают в противоречие с интересами национальных туристских администраций, которые часто выбирают в качестве целевого сравнительно узкий рыночный сегмент элитарных туристов, рассчитывая на высокий доход от обслуживания. Однако ТНК, руководствующейся мотивом максимизации прибыли, может быть выгоднее работать с массовым туристом. Организуемые и направляемые ею широкие туристские потоки заключают в себе угрозу для местной культуры, традиций и окружающей среды.

Современные ТНК отличаются глобальной стратегией поведения на мировом рынке путешествий. Она проявляется в механизме трансфертного ценообразования. Манипулируя ценами на компоненты турпродукта при совершении внутрифирменных операций - в одних случаях завышая их, в других, наоборот, занижая - ТНК увеличивает корпоративную прибыль. Использование механизма трансфертного ценообразования в целях уклонения от уплаты налогов подвергается критике, так как оборачивается огромными потерями для государственных бюджетов развивающихся стран. Одна из самых острых проблем - утечка доходов от международного туризма (МТ) из принимающей страны [5]. Она распадается на две составные части: оплата импортируемых товаров и выплата вознаграждения владельцам производственных ресурсов. Импорт товаров и услуг по линии МТ является заметной статьей платежного баланса развивающихся стран. На вложенный капитал ТНК получает доход в виде процента, который переводит на «родину». Основная часть занятой в ее филиалах рабочей силы, особенно менеджеры высшего и среднего звена - это квалифицированные кадры, приглашаемые из-за рубежа. Большую часть поступлений от МТ принимающая страна теряет в результате вывоза ТНК своих прибылей. Независимо от того, является ли ТНК собственником предприятия или управляет им по контракту, она имеет предпринимательский доход. С помощью механизма трансфертного ценообразования прибыль может быть переведена из одной страны в другую без видимой утечки [5].

Вместе с тем отмечается тенденция к включению МТ в экономику принимающей страны путем привлечения местной рабочей силы, использования местных материалов, мультипликативного эффекта от развития туризма. В этом случае МТ увеличивает ВНП страны-реципиента, способствуя ее экономическому развитию.

Оценка влияния ТНК на национальную экономику будет неполной, если обойти вниманием роль ТНК в передаче знаний, опыта, технологических секретов. Все это - капитал нематериальный, но ценный. Некоторые правительства теперь отдельно оговаривают трансферт технологий как условие деятельности ТНК на территории их государств [5].

Процессы глобализации приводят к стиранию национальных отличий, потере индивидуальности и самобытности, этнической идентификации, что особенно негативно сказывается на развитии отдельных видов рекреации и туризма. Сохранению разнообразия дестинаций, их местной специфики, способствует обратный глобализации процесс - регионализация.

Регионализация характеризуется как развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между областями или государствами, входящими в один регион; возникновение региональных объединений государств. Регионализм определяется как подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения интересов и потребностей того или иного региона [5].

Регион оказывает все большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальными и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается его влияние на внутренние дела государства. Причем регионализация становится характерной не только для государств с федеративной формой устройства, но и унитарных государств, для целых континентов и частей света. Наглядным примером регионализации является Европейский союз (ЕС), где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации, как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов.

Равнозначность глобального и регионального векторов современного международного туризма делают его уникальным и мощным фактором экономического развития на разных иерархических уровнях. Используя преимущества двух главных тенденций развития мирового хозяйства, международный туризм наглядно демонстрирует преимущества применения регионального подхода в условиях глобализации, при котором культурная самобытность местных обществ и уникальность регионов превращаются в специфический и одновременно востребованный массовый туристский продукт.

Глобализация рассматривается как одна из причин развития современного экономического кризиса. Экономический кризис 2008-2009 гг. оказал негативное влияние на туристские потоки во всем мире. Количество туристских прибытий в 2009 г. сократилось на 4,3 % по сравнению с

2008 г. и составило 880 млн чел. Падение коснулось всех регионов, за исключением Африки, где рост составил 3 %. Больше всего туристов (10 %) потеряла Европа (см. табл. 1). Рынки Центральной Южной Америки упали примерно на 5 %, в основном из-за спада спроса в США.

Основные причины уменьшения количества туристских прибытий в

2009 г. - экономический кризис и эпидемия гриппа А(НШ1). Среди других негативных факторов - ослабление валют некоторых государств АТР, а также политическая нестабильность в Таиланде, одного из самых популярных туристских центров региона.

Для борьбы с последствиями экономического кризиса ЮНВТО создала комитет по восстановлению туризма. Цель работы комитета - анализ воздействия кризиса на туриндустрию, а также разработка рекомендаций по восстановлению сектора мирового туризма.

В 2010 г. по сравнению с другими отраслями и сферами деятельности, туризм показал способность к быстрому восстановлению. Въездной туризм в мире в 2010 г. вырос на 6,7 % (на 58 млн чел.) по сравнению с 2009 г. и составил 935 млн чел. Тенденция к росту потока туристов затронула все без исключения регионы, но больше всего - развивающиеся страны (на 8 % больше, чем в 2009 г.). В Европе, серьезно пострадавшей весной 2010 г. от извержения исландского вулкана, этот показатель составил 471 млн чел. -на 3 % больше, чем в предыдущем году. По прогнозам ЮНВТО в 2011 г. рост количества международных туристских прибытий увеличится до 4-5 % [14].

Главным двигателем восстановления туризма является рост экономики: мировой ВВП, рассчитанный по ППС, составлял: в 2007 г. - 64 трлн долл.,

2008 г. - 70,6 трлн долл., 2009 г. - 72,5 трлн долл., 2010 - 74,2 трлн долл. [18]. Быстрые темпы восстановления туризма, менее скорые в развитых экономиках (+5 %), более высокие в растущих экономиках (+8 %), являются отражением в более широкой перспективе глобальной экономической ситуации и, вероятно, будут преобладать в 2011 г., и в обозримом будущем.

Таким образом, туризм проявил себя как сектор, обладающий высокой сопротивляемостью к экономическому кризису. Устойчивость туризма обусловлена растущей потребностью населения в путешествиях и отдыхе в процессе развития постиндустриального общества, постепенным выходом мировой экономики из кризиса.

Туристский рынок России в условиях глобализации и современного экономического кризиса

Особенностью нынешнего экономического кризиса 2008-2009 гг. является то, что он разразился в экономически развитых странах, прежде всего США. Начавшись в финансово-кредитной сфере, что явилось следствием ее чрезмерной гипертрофированности, он затронул и реальный сектор экономики. Существенная особенность современного кризиса - финансово-спекулятивный характер экономики, сильная зависимость от доллара как мировой резервной валюты. Если раньше работала схема «деньги - товар - деньги», то в настоящее время она стала выглядеть «деньги - товарные бумаги - деньги». Произошел отрыв финансово-кредитной сферы от реального сектора экономики. В 2006 г. совокупный объем мировой экономики составил 47 трлн долл., а сумма дериватов, обращающихся на фондовом рынке, - 473 трлн долл. «Ценные» бумаги стали «стоить» в 10 раз больше произведенных товаров и услуг. Сильный перегрев финансовокредитного сектора экономики привел к глобальному спаду [1].

Российские особенности мирового экономического кризиса существенно другие. Реальный сектор экономики страны имеет преимущественно

экспортно-сырьевую ориентацию. За счет продажи сырья, в основном нефти и газа, формируется почти 80 % внутреннего валового продукта (ВВП). Топливно-энергетические товары составляют почти 70 % от внешнеторгового оборота. В то же время страна импортирует много товаров, доля которых составляет около 50 % потребительского рынка. Из-за кризиса резко снизились цены на продаваемое сырье и объемы поставок. В результате резко усилилась инфляция и девальвация рубля, сильно уменьшились доходы государства. Ситуация усугубляется еще и тем, что стратегически важные ресурсно-сырьевые отрасли экономики принадлежат сильно коррумпированным и низко эффективным государственным компаниям, а также транснациональным компаниям (ТНК). Значительная часть таких ТНК в России находится в собственности олигархов. Получаемые ими доходы уходят за границу и лишь частично поступают в государственный бюджет. В России прибыль оседает в значительной мере в центральных городах, прежде всего в Москве, где находятся головные офисы предприятий.

Кризис в России начался в конце 2008 г. и в полной мере проявился в 2009 г. По отношению к 2008 г. в 2009 г. произошло снижение ВВП с 41,3 до 39,02 трлн руб., его темп роста упал на 7,9 %. Это максимально низкий показатель за последние 10 лет. В 2010 г. наметилась тенденция выхода экономики России из кризиса. ВВП по сравнению с 2009 г. вырос на 3,8 %. Индекс промышленного производства (ИПП) в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составил 108,2 %, в декабре 2010 г. по сравнению с декабрем

2009 г. - 106,3 %, по сравнению с ноябрем 2010 г. - 104,3 % [13].

Кризис оказал влияние на все отрасли экономики страны, в том числе и туризм. Согласно данным Всемирного экономического форума нашему государству в 2009 г. в области маркетинга туристских возможностей среди 133 стран мира отведено 122-е место, по эффективности государственной политики в отрасли она занимает 127-е место, а в рейтинге туристской привлекательности - 59-е место. Вместе с тем Россия занимает 5-е место по туристским возможностям и 9-е по культурно-историческому туристскому потенциалу. Наиболее развиты следующие виды туризма - пляжный отдых (доля рынка - 38 %), культурно-познавательный (доля рынка -20 %), деловой туризм (доля рынка - 18 %) [16].

Доля туризма в ВВП страны увеличилась с 2,28 % в 2008 г. до 2,5 % в

2009 г. Соответственно, доходы от туризма возросли с 0,94 до 0,97 трлн руб. (табл. 2).

Как видно из табл. 2, зависимости между ВВП, ИПП со среднедушевыми денежными доходами населения (СДДН) и доходами от туризма (ДТ) не прослеживаются. Наблюдается устойчивая корреляция совокупного дохода населения и дохода от туризма. Отсутствие влияния общеэкономических показателей (ВВП, ИПП) на уровень жизни и доходы от туризма (СДДН, ДТ) объясняется ресурсно-сырьевой экспортно-ориентированной экономикой, прибыль от которой аккумулируется у представителей крупного бизнеса. В стране - чрезвычайно неравномерное распределение доходов (децильный коэффициент более 15).

Таблица 2

Туризм в системе социально-экономических показателей России [13]

Основные показатели 2007 2008 2009 2010

ВВП, трлн руб. 32,99 41,3 39,02 42,40

Темп роста ВВП,% 8,1 5,6 -7,9 3,8

ВВП, место 4 2 3 1

ВВП, баллы 1 9,55 6,77 10

ИПП (в % к пред. году) 106,8 100,6 90,7 125,0*

ИПП, место 2 3 4 1

ИПП, баллы* 7,4 5,2 1 10

Доля туризма в ВВП, % 3,5 2,28 2,5 3,0

Доход от туризма, трлн руб. 1,2 0,94 0,97 1,3

Туризм, место 2 3 4 1

Туризм, баллы 7,5 1 1,75 10

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. 12 940,9 14 940,6 16 856,9 19 160,0

СДДН, место 4 3 2 1

СДДН, баллы 1 3,9 6,7 10

*Расчеты баллов проведены по следующей формуле:

Бх — (х - X т|п) / (хтах — хшп) х 9 + 15

где Бх - балл оцениваемого показателя, х - оцениваемый показатель, хшіп - минимальный показатель, хшах - максимальный показатель, 9 - количество интервалов

В 2007 г. рост ВВП к предыдущему году составил 8,5 %. Это максимальный показатель с 2001 г. При цене за баррель нефти 75 долл. приток капитала составил 81 млрд долл. В 2008 г. рост ВВП составил 5,2 % при рекордной цене за баррель нефти 105 долл. В этом же году произошел также рекордный отток капитала в сумме 134 млрд долл., наибольший за последние 10 лет. В кризисном 2009 г. произошло снижение ВВП на 7,8 % при цене на нефть 65 долл. за баррель. Отток капитала составил 57 млрд долл. В 2010 г. наметился рост ВВП на 3,8 % при возросшей цене за нефть 85 долл. за баррель, но несмотря на столь высокую цену, произошел отток капитала из страны в размере 38 млрд долл. Парадокс российской экономики - нефть дорожает, а денег больше не становится. Поэтому рост производства, в том числе и турбизнеса, могут обеспечить лишь новые инвестиции. Но для этого в стране слишком неблагоприятный инвестиционный климат. Финансирование нашей экономики для предпринимателей сопряжено с большим риском. Об этом свидетельствует отток капитала, который превышает его приток. В настоящее время цена на нефть превышает 100 долл. за баррель. Раньше при такой ситуации наблюдался приток капитала, а сейчас наоборот [6].

Капитал вывозится не только вследствие низкой инвестиционной привлекательности российской экономики, но и потому, что бизнесмены не уверены, что их права будут защищены. Поэтому восстановление страны

после кризиса, в том числе туризма, станет возможным при условии проведения экономических и политических реформ, создания правовой и социально ориентированной экономики.

По прогнозам специалистов, цена на нефть в следующие 10 лет будет достаточно высокой, порядка 70-80 долл. за баррель. Это опасно тем, что при таком сценарии у властей не будет стимулов проводить экономические реформы, которые нужны стране [7].

Устойчивая корреляция между СДДН и ДТ объясняется антикризисными мерами правительства, направленными на поддержание социальной стабильности и обеспечения социальной защиты населения, которая в основном выражается в сохранении минимальной зарплаты, выплате пособий и увеличении пенсий. Эти меры принципиально не решают проблему повышения жизненного уровня и имеют цель успокоить население и предотвратить социальное недовольство. Не смогут они привести и к существенному росту массового туризма в стране.

В целом выездной туризм из России в 2009 г. снизился на 15,5 %, т. е. почти 1,8 млн российских туристов (1758 тыс. чел.) предпочли в период кризиса сэкономить на отдыхе. Въездной туризм снизился лишь на 8,5 %, что в численном выражении составило около 194 тыс. чел. Внутренний турпоток за 2009 г. увеличился на 3 млн чел. В I полугодии 2010 г. произошло увеличение числа турпоездок, что привело не только к возврату значений рассматриваемых показателей к уровню докризисного 2008 г., но иногда к значительному их превышению [18]. В частности, по сравнению с I полугодием 2009 г., более чем в 2 раза увеличилось количество туристов, посетивших Египет, Таиланд, Кипр, Израиль, Хорватию, Мальту и Канаду.

Для снижения в сфере туризма и смежных отраслях экономики негативных социально-экономических последствий кризиса в 2009 г. Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ разработана концепция федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)». Главная цель программы - создание благоприятных условий для устойчивого развития туризма в стране. Для этого определены туристско-рекреационные кластеры с учетом ключевых региональных ресурсов. Вокруг кластеров планируется объединение возможностей федеральных и региональных органов власти по развитию туризма и решению социально-экономических проблем территорий в целом, увеличение потока туристов, создание новых туристских маршрутов, увеличение количества рабочих мест, рост доходов от туристских услуг. Как предполагается, общий бюджет ФЦП будет складываться из федеральных, региональных, муниципальных и частных инвестиций. По предварительным подсчетам, на реализацию программы потребуется порядка 96 млрд руб. [18]. Одним из кластеров, имеющих большие перспективы развития туризма, является Байкальский регион.

Особенности развития туризма в Байкальском регионе в современных условиях

Экономика Иркутской области и Республики Бурятия носит преимущественно экспортно-ориентированный характер. Наибольшую долю в ВРП составляет доход от сырьевых отраслей, основанных на использовании природных ресурсов. В основном экспортируется продукция с низкой добавленной стоимостью. Во время глобального экономического кризиса объемы экспорта и мировые цены на такие ресурсы резко снизились. В качестве одной из главных антикризисных мер рассматривается диверсифицированное развитие региональной экономики. С учетом наличия в пределах региона уникального природного объекта оз. Байкал, включенного в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, наиболее приоритетными являются экологически ориентированные направления хозяйственной деятельности. К таким видам относится туризм, соответствующий принципам устойчивого развития.

Обобщенные показатели развития туризма в Байкальском регионе выглядят следующим образом (табл. 3).

Таблица 3

Показатели туризма в Байкальском регионе Сибирского федерального округа за 2009 г. [13]

Показатели Гостиницы и аналогичные средства размещения Ночевки в гостиницах и аналогичных средствах размещения Обслуживание в коллективных средствах размещения Платные услуги гостиниц и аналогичных средств размещения

кол-во % число (тыс. ночевок) % численность размещенных. (тыс. чел.) % объем услуг (млн руб.) %

СФО 1315 100 4974,7 100 3494,5 100 6688,9 100

Республика Бурятия 109 8,3 308,7 6,2 247,4 7,1 405,6 6,1

Иркутская область 161 12,2 744,7 14,9 499,5 14,3 1146,5 17,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Забайкальский край 95 7,2 383,5 7,7 194,8 5,6 960,2 14,4

Байкальская Сибирь обладает уникальными туристическими ресурсами. Для Байкальского региона характерна развитая сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ), прилегающих, главным образом, к Байкалу. Реализацию их рекреационного потенциала, особенно в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, целесообразно осуществлять через развитие экологического туризма, что позволит сделать охрану ООПТ и природных комплексов в целом экономически выгодной.

В списке предпочтений посетителей на первом месте - знакомство с уникальной природой озера, на втором - с национальными традициями, на третьем - круизы по Байкалу [16].

Вместе с тем развитию туризма в Байкальском регионе препятствуют различные факторы. Среди них: отдаленность региона от основных российских и мировых районов рекреационного спроса; относительно невысокая плотность дорожной сети; слабо развитая инфраструктура речного транспорта (порты/причалы) и сфера коммунальных услуг; ярко выраженная сезонность турпотока в результате резко континентального климата; недостаток квалифицированных кадров; нехватка гостиниц туристского класса, отвечающих международным стандартам и объектов развлекательной индустрии.

Вместе с тем притягательность Байкала как объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО и возрастающая популярность экологического туризма способствуют тому, что в последние годы туристская отрасль в регионе стабильно развивалась. Росло количество туристских прибытий в область, туристских предприятий, число занятых в туристско-рекреационной сфере.

В Иркутской области и Республике Бурятия в 2009 г. по сравнению с

2008 г. количество обслуженных туристов увеличилось. В Иркутской области наиболее возросло количество внутренних туристов, но уменьшилось количество въездных и выездных международных туристов. В Бурятии существенно возрос внутренний турпоток, увеличилось число въездных туристов. Однако количество выездных туристов сократилось (табл. 4).

Таблица 4

Туризм в Иркутской области и Республике Бурятия: сравнительный анализ [3; 17]

2008 2009

Показатели Иркутская область Республика Бурятия Иркутская область Республика Бурятия

Количество обслуженных туристов, чел. 752,9 341,6 757,0 392,4

Внутренний туризм 619,4 291,0 657,5 347,7

Въездной туризм 58,5 16,5 44,5 17,2

Выездной туризм 75,0 34,1 55,0 27,5

В Иркутской области в течение ряда лет ведется выбор площадки особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Вначале местом ее строительства был намечен пос. Листвянка, затем пос. Голоустное. Рассматривалась возможность ее размещения на о. Ольхон и Приольхонье. По каждому из этих вариантов разрабатывалась проектно-сметная документация. Тема активно обсуждалась в научной литературе и в средствах массовой информации [2, 9]. В настоящее время наиболее предпочтительным выглядит вариант размещения зоны в г. Байкальске, где туркомплекс будет формироваться на базе горнолыжного курорта «Соболиная гора».

К числу перспективных туристских объектов относятся и Кругобайкальская железная дорога, г. Слюдянка, где предполагается организация музейно-туристского комплекса «Казачий острог». Стоимость проекта оценивается на уровне 537,8 млн руб, срок окупаемости инвестиционных

затрат составляет 4 года. В результате реализации проекта планируется создать 160 рабочих мест. Плановые налоговые отчисления после запуска комплекса составят 43,5 млн руб. в год [8].

Излюбленное место отдыха иркутян - о. Ольхон и Приольхонье. Здесь построено множество турбаз. Пребывание неорганизованных «диких туристов» негативно влияет на экологическое состояние территорий, большей частью входящих в состав Прибайкальского национального парка. Ведутся проектные разработки по созданию Ольхонского туристского центра. По назначению это должен быть региональный курорт для активного отдыха на природе. Упорядочение туристских потоков позволит решить проблему охраны окружающей среды. Особое значение уделяется обустройству территории и созданию защитной инфраструктуры. Единовременная емкость территории составит 1,5 тыс. туристов, 220 тыс. чел. в год. Максимальная площадь застройки территории - 39 тыс. м2. Эксплуатация курорта принесет около 500 млн руб. в бюджет к 2028 г. Налоговые поступления от туристского сектора и смежных отраслей в 2028 г. составят более 3 млрд руб. Развитие курорта позволит создать к этому времени около 1,4 тыс. рабочих мест. Подписано соглашение с инвесторами на сумму 1152 млн руб. [3, 8].

Перспективы туризма в районах Иркутской области, удаленных от Байкала, связаны с общим развитием экономики Северного промышленного пояса и созданием местных баз отдыха для жителей этих районов, прежде всего Братского и Усть-Илимского. Здесь имеются перспективы развития экологического, историко-культурного, водного туризма.

Развитие туризма в Качугском, Жигаловском и Казачинско-Ленском районах связано с крупными перспективными проектами освоения зоны БАМ, Ковыктинского газоконденсатного месторождения и других месторождений. Реализация указанных проектов обеспечит эти районы базовой инфраструктурой и сделает их более доступными для туристов в транспортном отношении.

Направления развития туризма в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе связаны с сельским туризмом, знакомством с традиционной бурятской культурой.

Республика Бурятия в 2010 г. приняла более 400 тыс. туристов, что превышает результат 2009 г. на 11 %, а докризисного 2007 - на 74 %. Доходы туристской отрасли региона в 2008 г. достигли 1,18 млрд руб. - это на 80 % больше, чем в 2007 г. [17].

Наибольшее значение в республике придается созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) «Байкальская гавань» на восточном побережье Байкала в Прибайкальском районе. Это вопрос специально рассматривается в следующем разделе. К другим значимым инвестиционным предложениям в сфере туризма относятся следующие проекты: зоны регионального значения в г. Улан-Удэ, г. Байкаль-ске, Северо-Байкальском, Заиграевском и Тункинском районах. К важнейшим туристско-рекреационным объектам относятся 8РЛ-курорт «Тункин-ский», парк-отель «Верхняя Березовка», этнокомплекс «Степной ко-

чевник», 8РЛ-курорт «Киран», экоотель «Притяжение», лечебнооздоровительный комплекс «Ильинка-8РА», туркомплекс «Мишиха», проекты по строительству гостиниц в г. Улан-Удэ.

Большие перспективы для развития туризма в Республике Бурятия имеет Баргузинский район. Здесь завершается реконструкция тракта Улан-Удэ - Усть-Баргузин (Забайкальский национальный парк), планируется строительство моста через р. Баргузин в пос. Усть-Баргузин, что облегчит проезд на территорию парка и в Баргузинскую долину. В перспективе планируется реконструкция дороги с доведением ее до пос. Курумкан. Все это позволит вовлечь значительные рекреационные ресурсы Баргузинского района в сферу туризма.

Особые перспективы по развитию туризма в Республике Бурятия связываются с завершением работ по прокладке Большой Байкальской тропы, обустройством маршрута Великого чайного пути, проектированием Бай-кал-Хубсугульской трансграничной территории [17].

Используя формулу, представленную в табл. 2, были рассчитаны баллы, характеризующие развитие туризма в Байкальском регионе (табл. 5).

На основе полученных данных сделаны следующие выводы. Для Иркутской области наибольшая корреляция ВРП, СДДН с количеством обслуженных туристов. Для Республики Бурятия характерна корреляция СДДН с количеством обслуженных туристов.

Развитие туризма наиболее тесно связано с доходами населения. Хуже проявляется зависимость доходов населения и туризма с ВРП и ИПП, вероятно, это объясняется слабой зависимостью зарплаты от экономики региона. Стабильность зарплаты, хотя и не высокой, во многом является следствием антикризисных социальных мер правительства.

Таким образом, повышение доходов от туризма позволит увеличить ВРП и, соответственно, доходы населения. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) рассматриваются как высокоэффективные точки экономического роста, катализаторы развития туристского бизнеса. ОЭЗ ТРТ являются одновременно формой, как процессов глобализации, так и регионализации, что связано со спецификой создания турпродукта.

Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа как инструмент интеграции Байкальского региона в мировой туристский рынок

В Байкальском регионе идет формирование двух ОЭЗ ТРТ - «Ворота Байкала» в Иркутской области и «Байкальская гавань» в Республике Бурятия. Эти зоны созданы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации.

Таблица 5

Туризм в системе показателей социально-экономического развития Байкальского региона [13; 3; 17]

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Республика Бурятия

ВРП, млн руб. 111 928,8 132 070,6 130 000,0 -

ВРП, место 3 1 2 -

ВРП, баллы 1 10 9,1 -

ИПП (в % к пред. году) 108,7 108,6 98,3 *122,9

ИПП, место 2 3 4 1

ИПП, баллы 4,8 4,7 1 10

СДДН, руб. 8471,6 11 298,5 13 011,4 -

СДДН, место 3 2 1 -

СДДН, баллы 1 6,6 10 -

Количество обслуженных туристов, тыс. чел. — 341,6 392,4 418,0

Туризм, место - 3 2 1

Туризм, баллы - 1 6,9 10

Иркутская область

ВРП, млн руб 402 654,7 456 704,8 536 040,7 577 630,0

ВРП, место 4 3 2 1

ВРП, баллы 1 3,8 7,9 10

ИПП (в % к пред. году) 105,2 105,4 96,3 **122,3

ИПП, место 3 2 4 1

ИПП, баллы 3,9 4,1 1 10

СДДН, руб 10 078,1 12 881,6 13 511,4 14 063,0

СДДН, место 4 3 2 1

СДДН, баллы 1 7,3 8,8 10

Количество обслуженных туристов, тыс. чел. 529,0 677,9 657,5 -

Туризм, место 3 1 2 -

Туризм, баллы 1 10 8,7 -

* данные января-апреля 2010 г. к январю-апрелю 2009 г.

**данные января-сентября 2010 г. к январю-сентябрю 2009 г.

ВРП - внутренний региональный продукт, ИПП - индекс промышленного производства, СДДН - среднедушевые денежные доходы населения.

Проект ОЭЗ, разработанный и представленный Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия, был одним из самых крупных по капитальным вложениям из 7 утвержденных на заседании Правительства РФ проектов по созданию ОЭЗ ТРТ. До полного завершения всех работ в 2026 г. планируется освоить 57,06 млрд руб. Для сравнения: создание турзоны в Иркутской области оценивалось в

15,04 млрд руб., в Алтайском крае - в 10,47 млрд руб. [15].

С начала проектирования туристских зон на Байкале до настоящего времени произошли значительные изменения, особенно существенные для Иркутской области [2, 9].

Ранее предполагалось, что особая экономическая зона «Ворота Байкала» разместится в пос. Большое Голоустное в 125 км от Иркутска. В ОЭЗ планировалось построить 11 гостиниц, способных принять единовременно

1.2 тыс. туристов, и несколько вилл. Там же должны были появиться 8РА-курорт, аквапарк, бассейн с раздвижной крышей, конгресс-холл. Общие инвестиции в проект оценивались в 18,8 млрд руб. В конце 2009 г. пос. Большое Голоустное был признан региональной властью бесперспективным для создания ОЭЗ ТРТ. На проектные работы в поселке было израсходовано 83 млн руб. Рассматривался вариант расширения ОЭЗ ТРТ за счет включения в зону о. Ольхон.

В сентябре 2010 г. правительство РФ приняло постановление «Об ОЭЗ туристско-рекреационного типа, созданной на территории Иркутской области», которое предусматривает увеличение площади ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» за счет земельных участков, расположенных в Слюдянском районе Иркутской области, куда входит моногород Байкальск. В феврале 2011 г. Депутаты Законодательного собрания Иркутской области рассмотрели концепцию развития ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала». В настоящее время проводятся работы по созданию цифровой модели территории ОЭЗ, установлены предварительные координаты ее границ. На первом этапе планируется развитие участка «Гора Соболиная» площадью 828,8 га. Концепцией предусмотрено формирование здесь крупного круглогодичного курорта. При реализации проекта принимается во внимание не только то, что создание ОЭЗ позволит перепрофилировать действующий в Байкальске целлюлозно-бумажный комбинат, но и наличие базовой инфраструктуры, уже сложившийся туристический поток, готовность инвесторов вкладывать средства. Предполагается, что этот участок ОЭЗ ТРТ обеспечит рабочими местами около 2 тыс. чел. Проектом предполагается увеличение объема туристов к 2026 г. до 450 тыс. чел. в год, площади застройки - до 761 га, объема государственных инвестиций - до 2,25 млрд руб., частных - до 6,2 млрд руб. Объем налоговых поступлений к 2026 г. должен увеличиться до

12.2 млрд руб. Позже планируется организовать региональный центр подготовки спортсменов по зимним видам спорта. Третий этап будет реализован в Большом Голоустном [8, 15].

ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» в Прибайкальском районе Бурятии располагается на пяти участках: «Турка», «Пески», «Гора Бычья - вершина 1771», «Бухта Безымянная», «Гремячинск». Строительство инфраструктуры началось в 2009 г., спустя год введена в строй первая очередь строительства объектов ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» в пос. Турка.

Специализация зоны - всесезонный курорт мирового уровня. Площадь пяти участков - 3613,5 га, мест размещения - 7128, планируемое количество прибытий в год до 1 млн чел. Туристическое предложение для различных категорий посетителей - от эконом-класса до класса «люкс». Преимущества, создающие привлекательность для инвесторов - льготный налоговый режим, возможность выкупа участков собственниками туробъ-ектов [17].

Предполагается, что все отели в ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» будут построены к 2014 г. На развитие зоны в федеральном бюджете на 2010 г. было заложено 2,2 млрд руб. На первую очередь строительства участка «Турка» из федерального бюджета было выделено более 1 млрд руб. Предполагается, что строительство инфраструктуры завершится уже в 2011 г. Федеральные и региональные власти инвестируют 2 млрд руб. в 2011 г. в развитие инфраструктуры «Байкальской гавани». Средства федерального бюджета составляют 76 %, остальные 34 % будут выделены из бюджета Республики Бурятия. Это позволит практически завершить обустройство инфраструктуры двух из пяти участков - «Турка» и «Пески» [17].

Частные инвестиции в ОЭЗ власти оценивают в 7 млрд руб. По состоянию на сентябрь 2010 г. в «Байкальской гавани» зарегистрировано девять резидентов, среди которых - ООО «Путник Сибирь», ООО «Рыбацкая деревня» и ООО «Байкальская гавань», входящие в группу компаний «Метрополь».

Министерством регионального развития России проект строительства ТРТ ОЭЗ «Байкальская гавань» отобран в качестве объекта инвестиций в рамках реализации российско-китайской программы сотрудничества. Инвестиции по этой программе в «Байкальскую гавань» составят 38 млрд руб., что составит около 60 % от общей суммы предполагаемых инвестиций [17].

Основная часть рассмотренных ОЭЗ ТРТ находится в пределах Байкальской природной территории - в Центральной экологической зоне, соответствующей Участку Всемирного природного наследия. Здесь рекреация и туризм выступают как экономически оправданный, социально обоснованный и экологически допустимый вид деятельности, который является альтернативой промышленному освоению территории. В то же время концепции ОЭЗ ТРТ должны соответствовать принципам устойчивого развития, предусматривающих эффективное решение вопросов социальноэкономического характера и охраны природы.

Выводы

Глобализация - один из основных трендов в индустрии международного туризма, сопровождается концентрацией доли рынка и влияния в руках крупных компаний. Эти компании, помимо экономии в больших масштабах, возможности распределять риск между различными рынками, применения современных маркетинговых схем и доступа на международный рынок труда, также выигрывают от активного использования новых технологий. Глобализация, по мнению многих исследователей, является одной из причин возникновения современного мирового экономического кризиса. Он охватил практически все сферы деятельности, в том числе и туризм.

В результате, в 2009 г. число международных туристских прибытий сократилось на 4,3 % по сравнению с 2008 г. Однако в 2010 г. наметился рост показателей в туристской сфере, количество туристов в мире стало

больше на 6,7 % , чем в 2009 г. Таким образом, международный туризм проявил себя как сектор, обладающий высокой сопротивляемостью к кризису.

Реакция на кризис в различных странах мира проявилась неодинаково, что зависит от региональных особенностей и антикризисных мер национальных правительств.

Россия имеет большой потенциал туристского развития, однако ее ресурсы используются не достаточно и не эффективно. Доля туризма в ВВП России во время кризиса 2008-2009 гг. снизилась, однако в 2010 г. наметилась тенденция к ее повышению. Вместе с тем в России остается целый комплекс нерешенных проблем, тормозящих развитие отечественного туризма. Для преодоления кризисных явлений в туризме на федеральном уровне принимаются соответствующие программы, однако ответственность за развитие конкретных туристских комплексов все больше переносится на региональный уровень.

Одной из инновационных форм организации туризма является создание ОЭЗ ТРТ. Две таких зоны организованы на Байкале. Республика Бурятия приступила к строительству туристских объектов на участках ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань». Иркутская область заметно отстает в этом процессе, что во многом является следствием недостаточного внимания областного правительства, отсутствием концепции и неэффективным использованием денег на проектирование.

Создание ОЭЗ ТРТ будет способствовать социально-экономическому развитию Байкальского региона, что особенно актуально в условиях природоохранных ограничений, действующих в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. В сложившейся ситуации такие формы организации туризма являются эффективным приемом преодоления кризиса, сочетающими и дополняющими преимущества глобализации и регионализации. При организации туристских зон необходимо учитывать опыт развития туризма на Байкале в условиях ценных и чувствительных к антропогенному воздействию ландшафтов, эндемичности флоры и фауны, самобытной культуры местного населения. Строительство будет осуществляться в районах высокой сейсмичности и специфических природноклиматических условий, особого байкальского типа климата, близкого к морскому, активных горообразовательных процессов, на территории, относимой к байкальской рифтовой формации. В проекты строительства должны закладываться приемы, обеспечивающие техническую и экологическую безопасность, использоваться инновационные подходы.

Список литературы

1. Абалаков А. Д. Трансграничные отношения России в период глобального экономического кризиса // Геополитический потенциал трансграничного сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона. - Владивосток : Дальнаука ; Изд-во ВГУЭС, 2010. - С. 77-100.

2. Абалаков А. Д. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа России: современный этап развития I А. Д. Абалаков, Н. С. Панкеева II Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Науки о Земле. - 2010. - Т. 3, № 2. - С. 3-18.

3. Агентство по туризму Иркутской области [Электронный ресурс]. - URL: http:IItour.irkobl.ruI (дата обращения: 08.02.2011).

4. Большой энциклопедический словарь. - М. : Большая рос. энцикл., 1998. -685 с.

5. География туризма : учебник I кол. авторов ; под ред. А. Ю. Александровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : КНОРУС, 2009. - 592 с.

6. Гуриев С. При цене нефти в $100 за баррель раньше деньги к нам текли, а сейчас убегают [Электронный ресурс] I С. Гуриев. - URL: http:IIwww.kp.ruIdailyI 25629I794996I (дата обращения: 28.01.2011).

7. Гуриев С. Задачи посткризисной российской экономики I С. Гуриев, О. Цывинский II Россия после кризиса. - М. : Юнайтед Пресс, 2011. - С. 29-70.

8. Иркутская область [Электронный ресурс] II URL: http:IIwww.irkobl.ru (дата обращения: 08.02.2011).

9. Корытный Л. М. Туристско-рекреационная зона на Байкале: миф или реальность? II Исток. - 2009. - № 3. - С. 8-9.

10. Максимова М. Проблемы стабильности мировой экономики II МЭ и МО. -2004. - № 9. - С. 13-21.

11. Милинчук Е. С. Туризм и культурное наследие. [Электронный ресурс] I Е. С. Милинчук. - URL: http:IItourlib.net (дата обращения: 10.02.2011).

12. Николаенко Д. В. Рекреационная география : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений I Д. В. Николаенко. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 288 с.

13. Официальная статистическая информация [Электронный ресурс] : офиц. сайт Федер. службы гос. статистики. - URL: http:IIwww.gks.ruIwpsIwcm/connect/ rosstatIrosstatsiteImainI (дата обращения: 10.02.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Показатели международного туризма [Электронный ресурс] II Всемирная туристская организация : офиц. портал. - URL: http:IIunwto.orgIru (дата обращения: 17.02.2011).

15. Российские особые экономические зоны [Электронный ресурс]. - URL: http:IIwww.rosez.ru (дата обращения: 17.02.2011).

16. Рященко С. В. Региональный анализ рекреационной деятельности I С. В. Рященко, В. Н. Богданов, О. И. Романова. - Иркутск : Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2008. - 143 с.

17. Туризм и отдых в Бурятии [Электронный ресурс]: офиц. сайт Респ. агентства по туризму. - URL: http:IIwww.baikaltravel.ru (дата обращения: 18.02.2011).

18. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]: офиц. сайт Ростуризма. - URL: http:IIwww.russiatourism.ru I (дата обращения: 11.02.2011).

19. Gross domestic product (2009). The World Bank: World Development Indicators database. World Bank. 27 September 2010. Retrieved 2010-10-05 - [Electronic re-sourse]. - URL: http:IIsiteresources.worldbank.orgIDATASTATISTICSIResourcesI GDP_PPP.pdf (дата обращения: 15.02.2011).

Tourism in the context of globalization and the current economic crisis

A. D. Abalakov, N. S. Pankeeva

Annotation. Globalization and the current economic crisis have affected many types of economic activity, including tourism. The depression in tourism, which is attributable to the world economic crisis, appeared to be smaller than in other branches of economy. Stability of tourism is due to the growing need of population in traveling and rest under the conditions of postindustrial society, and active measures taken by different states for its maintenance. Stability of tourism necessitates nonstandard decisions, modernization of the tourism industry, and innovative approaches.

Key words: tourism, levels of development, globalization and regionalization, economic crisis, special economic zones of tourist-recreational type.

Абалаков Александр Дмитриевич Панкеева Наталья Сергеевна

доктор географических наук, профессор кандидат географических наук, доцент

Иркутский государственный университет Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1

тел.: (3952) 24-32-80. тел.: (3952) 52-10-43.

Институт географии им. В. Б. Сочавы Институт географии им. В. Б. Сочавы

СО РАН СО РАН

ведущий научный сотрудник ведущий инженер

664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1 664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1

тел.: (3952) 42-67-60. тел.: (3952) 42-67-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.