Научная статья на тему 'Методологические аспекты обоснования облика перспективной группировки спасательных воинских формирований МЧС России'

Методологические аспекты обоснования облика перспективной группировки спасательных воинских формирований МЧС России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛИК ПЕРСПЕКТИВНОЙ ГРУППИРОВКИ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ / IMAGE OF PROSPECTIVE GROUPING OF RESCUE MILITARY FORMATION OF EMERCOM OF RUSSIA / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГРУППИРОВКИ / ORGANIZATIONAL-TECHNICAL STRUCTURE OF GROUPING / МАТЕРИАЛЬНЫЕ / MATERIAL / ТРУДОВЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / LABOR AND FINANCIAL RESOURCES / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ / PROGRAM-TARGET METHOD OF PLANNING / КРИТЕРИЙ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ-СТОИМОСТЬ-ЧИСЛЕННОСТЬ ЛИЧНОГО СОСТАВА" / CRITERION "EFFECTIVENESS-PRICE-QUANTITY OF CREW"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барышев Павел Фёдорович

В статье рассмотрены факторы, влияющие на облик перспективной группировки спасательных воинских формирований МЧС России, выявлено противоречие, обуславливающее необходимость обоснования его рациональных параметров. Определены цель и задачи формирования организационно-технической структуры группировки, предложены варианты постановок задач определения ее рациональных параметров и методические подходы к их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барышев Павел Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF JUSTIFICATION OF IMAGE OF PROSPECTIVE GROUPING OF RESCUE MILITARY FORMATION OF EMERCOM OF RUSSIA

The factors having an impact on the image of prospective grouping of rescue military formation of EMERCOM of Russia are considered, the collision stipulating the necessity of justification of its rational parameters is revealed. The aims and targets of establishing of organizational-technical structure of grouping are set, the variants of setting of tasks of defining of its rational parameters and the methodological approaches of its solving are offered.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты обоснования облика перспективной группировки спасательных воинских формирований МЧС России»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

УДК 351.862

П.Ф. Барышев

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ ОБЛИКА ПЕРСПЕКТИВНОЙ ГРУППИРОВКИ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ

В статье рассмотрены факторы, влияющие на облик перспективной группировки спасательных воинских формирований МЧС России, выявлено противоречие, обуславливающее необходимость обоснования его рациональных параметров. Определены цель и задачи формирования организационно-технической структуры группировки, предложены варианты постановок задач определения ее рациональных параметров и методические подходы к их решению.

Ключевые слова: облик перспективной группировки спасательных воинских формирований МЧС России, организационно-техническая структура группировки, материальные, трудовые и финансовые ресурсы, программно-целевой метод планирования, критерий «эффективность-стоимость-численность личного состава».

P. Baryshev

METHODOLOGICAL ASPECTS OF JUSTIFICATION OF IMAGE OF PROSPECTIVE GROUPING OF RESCUE MILITARY FORMATION OF EMERCOM OF RUSSIA

The factors having an impact on the image of prospective grouping of rescue military formation of EMERCOM of Russia are considered, the collision stipulating the necessity of justification of its rational parameters is revealed. The aims and targets of establishing of organizational-technical structure of grouping are set, the variants of setting of tasks of defining of its rational parameters and the methodological approaches of its solving are offered.

Key words: image of prospective grouping of rescue military formation of EMERCOM of Russia; organizational-technical structure of grouping; material, labor and financial resources; program-target method ofplanning; criterion «effectiveness-price-quantity of crew».

Обороноспособность страны, строительство, подготовка и применение военной организации были и остаются одной из постоянных забот государства. Решение этих вопросов при ограниченных ресурсах требует научного обоснования путей и приоритетов в военном строительстве.

Изменения военно-политической обстановки в мире, геостратегического, социально-экономического и демографического положения Российской Федерации, влияние ряда других факторов вызывают необходимость уточнения характера и объёма задач по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, что, в свою очередь, требует обоснования направлений развития группировки спасательных воинских формирований МЧС России (далее -СВФ МЧС России) [1]. Целью создания такой группировки является обеспечение требуемого уровня выполнения задач, возложенных на СВФ МЧС России, при минимальных затратах на её

функционирование. Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие основные задачи:

сформировать альтернативные варианты организационного состава перспективной группировки СВФ МЧС России с учётом рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в зонах ответственности и создания в её составе аэромобильных структур [2];

для каждого альтернативного варианта обосновать структуру и численность личного состава подразделений СВФ МЧС России, а также предложения по их техническому оснащению;

провести военно-экономический анализ альтернативных вариантов облика перспективной группировки СВФ МЧС России и выбрать рациональный по критерию «эффективность-стоимость-численность личного состава».

Перечисленные задачи должны решаться на единой методологической основе в рамках комплекса мероприятий по развитию группировки СВФ МЧС России, а результаты их решения определяют организационно-техническую структуру, т. е. облик перспективной группировки.

В последнее время всё в более явном виде проявляется противоречие, обуславливающее необходимость обоснования рациональных параметров облика перспективной группировки СВФ МЧС России:

с одной стороны, в результате совершенствования форм и способов применения СВФ МЧС России, а также влияния вышеперечисленных факторов изменяется объём и характер задач, решаемых в мирное и военное время основными подразделениями, расширяется круг задач управленческого и обеспечивающего характера, что обуславливает необходимость проведения соответствующих организационно-технических мероприятий;

с другой стороны, планирование этих мероприятий осуществляется без учёта следующих факторов: влияния на эффективность применения группировки СВФ МЧС России, прогноза рисков возникновения чрезвычайных ситуаций с учётом региональных особенностей, специфики социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации и др.

Разрешение данного противоречия возможно на основе приведения в соответствие параметров облика перспективной группировки СВФ МЧС России объёму и характеру выполняемых задач, тщательного согласования их содержания, сроков реализации и требуемых ресурсов. Сложность и комплексность данной проблемы предопределяют необходимость проведения соответствующих научных исследований для разработки теоретических основ, методического аппарата и научно-обоснованных рекомендаций по формированию облика перспективной группировки СВФ МЧС России, обеспечивающего требуемый уровень готовности подразделений к выполнению задач по предназначению.

Достижение необходимого уровня готовности СВФ МЧС России к выполнению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций связано со значительными расходами материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В условиях жёстких бюджетных ограничений, как правило, характерных для всех времен и государств, уровень готовности СВФ МЧС России зависит не только от объёма ресурсов, выделяемых на развитие группировки, но и от эффективности их использования. Связь результатов деятельности подразделений СВФ с эффективностью использования ресурсов становится более тесной и ощутимой. В этих условиях возрастает роль военно-экономического анализа, который обеспечивает практическую деятельность руководителей всех уровней методами количественной оценки и обоснования решений [5].

Общей методологической основой обоснования облика перспективной группировки СВФ МЧС России является диалектический метод. Он ориентирует на выявление реальных факторов, влияющих на организационно-техническую структуру группировки, требует учёта специфики социально-экономического развития федеральных округов РФ, находящихся под защитой спасательных центров МЧС России, и реализации комплексного подхода для решения ключевых проблем и стратегических задач по обеспечению безопасности населения и территории от угроз возможных чрезвычайных ситуаций.

Методологической основой исследования процесса организационно-технического развития группировки СВФ МЧС России является теория систем, а основным и наиболее приемлемым инструментом, обеспечивающим полный и всесторонний анализ данного процесса - системный подход. Сущность системного подхода состоит в том, что изучаемые явления и объекты рассматриваются не только как самостоятельные системы, но и как подсистемы некоторой системы более высокого порядка. Системный подход опирается на известный диалектический закон взаимосвязи и взаимообусловленности и требует рассмотрения не только внутренних, но и внешних связей между объектами, развивающимися под действием факторов внешней среды [7]. Для реализации указанного подхода при обосновании облика перспективной группировки СВФ МЧС России целесообразно использовать программно-целевой метод планирования, в соответствии с которым организационно-техническое развитие группировки должно осуществляться от конкретных целей к задачам элементов более низкого иерархического уровня и далее, вплоть до программ реализации конкретных мероприятий [4]. При этом предполагается установление соответствия между целями развития группировки СВФ МЧС России и средствами, выделяемыми на их реализацию, по всем уровням иерархии и временным периодам планирования (долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным планам).

Целевая направленность долгосрочного планирования заключается в определении основных требований к перспективной группировке СВФ МЧС России, выявлении возможных путей удовлетворения этих требований и последующей оценке возможности реализации выбранных направлений. Особенность долгосрочного планирования заключается в преобладающем использовании прогнозных методов для определения рациональных параметров облика перспективной группировки СВФ МЧС России, её количественных и качественных характеристик.

На этапе долгосрочного планирования решается следующая задача - на основе анализа перечня задач, возлагаемых в перспективе на СВФ МЧС России, прогноза рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, учёта факторов, влияющих на социально-экономическое развитие федеральных округов РФ, а также с учётом взглядов вероятного противника на характер и способы ведения войн, перспектив развития его систем вооружения необходимо:

сформулировать требования, предъявляемые к группировке СВФ МЧС России; на фоне этих требований оценить возможности существующей организационно-технической структуры группировки СВФ МЧС России;

на основе анализа полученных оценок разработать основные направления организационно-технического развития группировки СВФ МЧС России;

определить требуемые финансовые, людские и иные ресурсы, необходимые для реализации возможных направлений организационно-технического развития группировки СВФ МЧС России;

сформировать альтернативные варианты облика перспективной группировки и выбрать наиболее приоритетные из них.

Весь процесс долгосрочного планирования организационно-технического развития группировки СВФ МЧС России можно разделить на два этапа. На первом этапе необходимо провести анализ исходной информации, определить оперативно-стратегические требования к группировке СВФ МЧС России, выявить возможные пути удовлетворения этих требований. На втором этапе следует определить целесообразные направления организационно-технического развития группировки и разработать предложения по проектам документов долгосрочного планирования.

Решение задач среднесрочного и краткосрочного планирования предусматривает обоснование и поддержание на необходимом уровне требований к конкретным элементам облика перспективной группировки СВФ МЧС России. Решаемая при этом задача оптимизации организационно -технического развития может быть сформулирована следующим образом.

Заданы: перечень и объёмы задач, решаемых СВФ МЧС России; требования к уровню эффективности выполнения задач; перечень и характеристики образцов военной и специальной техники, намечаемых к включению в состав группировки в расчётный период; определены также ограничения на финансовые и людские ресурсы, выделяемые для развития перспективной группировки.

Требуется найти такой план организационно-технического развития группировки СВФ МЧС России, при котором в расчётный период достигается согласование требуемого уровня выполнения задач, объёма необходимых ассигнований и выделяемого личного состава на развитие группировки в мирное и военное время с учётом выполнения заданной системы ограничений.

Задача выбора оптимального варианта организационно-технического развития группировки СВФ МЧС России может быть сформулирована в виде прямой или обратной задачи [3].

Прямая задача заключается в определении такого варианта организационно-технического развития группировки, для реализации которого требуются минимальные финансовые затраты, при этом обеспечивается требуемый уровень эффективности выполнения задач, стоящих перед СВФ, и выполняются ограничения на выделяемые людские ресурсы.

Обратная задача состоит в определении варианта организационно-технического развития группировки, обеспечивающего выполнение поставленных задач с максимальной эффективностью, при заданных ограничениях на финансовые и людские ресурсы.

Обе эти постановки являются взаимодополняющими в том смысле, что решение одной из задач может быть получено в результате многократного решения другой. Решение прямой задачи, основанной на критерии минимизации финансовых затрат, предпочтительнее, т. к. это связано с удобством использования в виде основного показателя оптимизации скалярной функции.

Сложность обратной задачи определяется векторным характером показателей эффективности выполнения задач, стоящих перед СВФ, что требует решения методологических проблем выбора функционала интегральной свёртки векторного показателя к скалярному виду [6].

Для решения столь сложных и многоплановых задач необходимо разработать комплексную модель формирования и проведения военно-экономического анализа альтернативных вариантов организационно-технического развития группировки СВФ МЧС России. Комплексность модели означает объединение в её рамках совокупности частных моделей и методик, необходимых для анализа и выбора рациональных параметров облика перспективной группировки СВФ МЧС России.

В результате моделирования определяются рациональные варианты облика перспективной группировки СВФ МЧС России, сбалансированные по затратам, выделяемым ресурсам и решаемым задачам. Выбор оптимального варианта осуществляется на основе сравнительного количественного и качественного анализа.

При количественном анализе варианты сравниваются по критерию «эффективность -стоимость-численность личного состава». Качественный анализ, проводимый при окончательном выборе оптимального варианта облика перспективной группировки СВФ МЧС России, предполагает дополнительную оценку с точки зрения выполнения требований к тем практически важным показателям, которые не удалось формализовать в рамках разрабатываемой модели.

Выбранный оптимальный вариант является основой для разработки программы развития группировки СВФ МЧС России - директивного документа, представляющего собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс мероприятий, направленных на обеспечение заданного уровня готовности спасательных воинских формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса».

2. Решение Коллегии МЧС России от 19 февраля 2014 г. № 1/II «О создании аэромобильной группировки сил на основе спасательных воинских формирований МЧС России, региональных и специализированных подразделений ФПС ГПС для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров».

3. Жилин В.А. Организационное строительство Вооружённых Сил: история и современность. - М.: Воентехиздат, 2002.

4. Мильнер Б.З. Теория организации: Учеб. для студ. вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,

2006.

5. Основы организации и ведения гражданской обороны в современных условиях / Под общ. ред. С.К. Шойгу; МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2005.

6. Теория организации: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.Г. Алиева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.,

2003.

7. Управление организацией: Учебник./ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. -М.: ИНФРА-М, 2010.

Рецензент: доктор военных наук, профессор Мазаник А.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.