Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ-ШТУРМАНОВ АВИАЦИОННОГО ВОЕННОГО ВУЗА'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ-ШТУРМАНОВ АВИАЦИОННОГО ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПВК КУРСАНТА-ШТУРМАНА / БУДУЩИЕ ОФИЦЕРЫ-ШТУРМАНЫ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПВК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиверстов Сергей Анатольевич, Селиверстов Александр Сергеевич

Введение. В статье представлена проблема развития профессионально важных качеств будущих штурманов военного авиационного вуза. Цель данной статьи заключается в теоретико-методологическом обосновании в качестве методологической стратегии применения системного, деятельностного, личностно ориентированного подходов при создании педагогической модели, которая направлена на развитие профессионально важных качеств (ПВК) у курсантов штурманов и внедрение ее в образовательную деятельность авиационного военного вуза. Методология. Исследование направлено на определение методологической стратегии развития у будущих офицеров-штурманов специфических профессиональных качеств. В процессе исследования определена рациональная методологическая стратегия формирования ПВК у курсантов-штурманов военного авиационного вуза, определены понятия ПВК курсанта-штурмана и процесса развития ПВК курсанта-штурмана. В качестве основных методологических подходов исследуемого заявлены системный, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Системный подход предлагает общенаучное основание исследования, которое обеспечивает изучение процесса развития ПВК личности курсантов-штурманов как целостность элементов системы. Деятельностный подход как практико-ориентированное средство исследования позволяет изучить структуру процесса развития ПВК курсанта-штурмана и служит теоретико-методологической базой, дающей возможность изучить содержание деятельности курсанта при развитии ПВК, оптимизировать процесс и способы развития качеств, определить пути практического совершенствования педагогического процесса. Личностно ориентированный подход отвечает за методологическую тактику развития ПВК личности, которая интегрирована в модель профессиональной подготовки будущих военных авиационных штурманов и направлена на достижение целей профессиональной подготовки. Кроме того, подход определяет принципы реализации технологий учебно-воспитательного процесса в вузе. Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу об эффективности развития у будущих офицеров-штурманов профессионально важных качеств, а также позволили определить наиболее оптимальные условия для достижения высоких показателей педагогического эксперимента. Результаты исследования показали, что выявленные нами подходы являются методологической стратегией развития ПВК у курсантов-штурманов. Благодаря выбранной стратегии, была разработана модель развития ПВК у курсантов-штурманов военного авиационного вуза. Заключение. Выбранная методологическая стратегия развития ПВК определена нами в качестве фундаментальной основы профессиональной подготовки офицеров-штурманов, так как результативные параметры, сопровождающие процесс его профессионального становления и способствующие успешности, в профессиональной деятельности штурмана зависят от уровня развития ПВК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиверстов Сергей Анатольевич, Селиверстов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF IMPORTANT PROFESSIONAL QUALITIES AMONG NAVIGATION CADETSOF A MILITARY AVIATION UNIVERSITY

Introduction. The article presents a theoretical study of the problem of developing important professional qualities of navigation-cadets of a military aviation university. The purpose of this article is to theoretically and methodologically substantiate, as a methodological strategy, the use of systemic, activity, personality-oriented approaches in creating a pedagogical model, which is aimed at further practical research on the problem of developing important professional qualities (hereinafter referred to as IPQ) among navigation cadets and its introduction into the educational activities of a military aviation university. Methodology. The research is aimed at determining the methodological strategy for the development of specific professional qualities of future navigation officers. In the course of the study, a rational methodological strategy for the formation of IPQ among navigation cadets of a military aviation university was determined. The concepts of IPQ of navigation cadets and the process of developing IPQ are defined. Systemic, activity-based and personality-oriented approaches have been identified as the main methodological approaches of the process under study. The systematic approach was chosen by us as the general scientific basis of the research, which provides a study of the process of development of the IPQ of navigation cadets' personality as a monolithic whole of system elements. The activity-based approach, as a practice-oriented means of research, allowed us to study the structure of the process of developing IPQ of navigation cadets. It serves as a theoretical and methodological base that makes it possible to study the content of cadets' activities during the development of IPQ, optimize the process and ways of developing professional qualities, and determine ways to improve the pedagogical process in practice. The personality-oriented approach has been chosen as a methodological tactic for the development of a person's IPQ, which is integrated into the model of professional training of future military aviation navigators and is aimed at achieving the goals of the pedagogical process. In addition, the approach defines the principles of implementing such technologies in the educational process at a university. Results. A certain level of theorization confirmed the hypothesis put forward regarding the effectiveness of the development of specific professional qualities of future navigation officers. The research allowed us to determine the most optimal conditions for achieving maximum results of a pedagogical experiment. The results of the study have shown that the approaches identified are a methodological strategy for the development of IPQ among navigation cadets. Thanks to the chosen strategy, a model for developing IPQ of navigation university cadets was created. Conclusion. We have defined the chosen methodological strategy for the development of IPQ as the fundamental basis for the professional training of navigation officers, since effective parameters accompanying the process of one's professional formation and contributing to the success in professional activity of a navigator depend on the level of development of IPQ.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ-ШТУРМАНОВ АВИАЦИОННОГО ВОЕННОГО ВУЗА»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

PROFESSIONAL GROWTH, EDUCATION AND DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL

УДК/UDC 378.6

DOI 10.54509/22203036_2022_1_52

Селиверстов Сергей Анатольевич

филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Челябинск

Селиверстов Александр Сергеевич

Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С. М. Штеменко, г. Краснодар

Seliverstov Sergey A.

a branch of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin", Chelyabinsk

Seliverstov Alexander S.

Krasnodar Higher Military School

named after Army General Shtemenko S. M., Krasnodar

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ-ШТУРМАНОВ АВИАЦИОННОГО ВОЕННОГО ВУЗА

METHODICAL STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF IMPORTANT PROFESSIONAL QUALITIES AMONG NAVIGATION CADETS OF A MILITARY AVIATION UNIVERSITY

Введение. В статье представлена проблема развития профессионально важных качеств будущих штурманов военного авиационного вуза. Цель данной статьи заключается в теоретико-методологическом обосновании в качестве методологической стратегии применения системного, деятельностного, личностно ориентированного подходов при создании педагогической модели, которая направлена на развитие профессионально важных качеств (ПВК) у курсантов

штурманов и внедрение ее в образовательную деятельность авиационного военного вуза.

Методология. Исследование направлено на определение методологической стратегии развития у будущих офицеров-штурманов специфических профессиональных качеств. В процессе исследования определена рациональная методологическая стратегия формирования ПВК у курсантов-штурманов военного авиационного вуза, определены понятия

ПВК курсанта-штурмана и процесса развития ПВК курсанта-штурмана. В качестве основных методологических подходов исследуемого заявлены системный, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Системный подход предлагает общенаучное основание исследования, которое обеспечивает изучение процесса развития ПВК личности курсантов-штурманов как целостность элементов системы. Деятельностный подход как практико-ориентированное средство исследования позволяет изучить структуру процесса развития ПВК курсанта-штурмана и служит теоретико-методологической базой, дающей возможность изучить содержание деятельности курсанта при развитии ПВК, оптимизировать процесс и способы развития качеств, определить пути практического совершенствования педагогического процесса. Личностно ориентированный подход отвечает за методологическую тактику развития ПВК личности, которая интегрирована в модель профессиональной подготовки будущих военных авиационных штурманов и направлена на достижение целей профессиональной подготовки. Кроме того, подход определяет принципы реализации технологий учебно-воспитательного процесса в вузе.

Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу об эффективности развития у будущих офицеров-штурманов профессионально важных качеств, а также позволили определить наиболее оптимальные условия для достижения высоких показателей педагогического эксперимента. Результаты исследования показали, что выявленные нами подходы являются методологической стратегией развития ПВК у курсантов-штурманов. Благодаря выбранной стратегии, была разработана модель развития ПВК у курсантов-штурманов военного авиационного вуза.

Заключение. Выбранная методологическая стратегия развития ПВК определена нами в качестве фундаментальной основы профессиональной подготовки офицеров-штурманов, так как результативные параметры, сопровождающие процесс его профессионального становления и способствующие успешности, в профессиональной деятельности штурмана зависят от уровня развития ПВК.

Introduction. The article presents a theoretical study of the problem of developing important professional qualities of navigation-cadets of a military aviation university. The purpose of this article is to theoretically and methodologically substantiate, as a methodological strategy, the use of systemic, activity, personality-oriented approaches in creat-

ing a pedagogical model, which is aimed at further practical research on the problem of developing important professional qualities (hereinafter referred to as IPQ) among navigation cadets and its introduction into the educational activities of a military aviation university.

Methodology. The research is aimed at determining the methodological strategy for the development of specific professional qualities of future navigation officers. In the course of the study, a rational methodological strategy for the formation of IPQ among navigation cadets of a military aviation university was determined. The concepts of IPQ of navigation cadets and the process of developing IPQ are defined. Systemic, activity-based and personality-oriented approaches have been identified as the main methodological approaches of the process under study. The systematic approach was chosen by us as the general scientific basis of the research, which provides a study of the process of development of the IPQ of navigation cadets' personality as a monolithic whole of system elements. The activity-based approach, as a practice-oriented means of research, allowed us to study the structure of the process of developing IPQ of navigation cadets. It serves as a theoretical and methodological base that makes it possible to study the content of cadets' activities during the development of IPQ, optimize the process and ways of developing professional qualities, and determine ways to improve the pedagogical process in practice. The personality-oriented approach has been chosen as a methodological tactic for the development of a person's IPQ, which is integrated into the model of professional training of future military aviation navigators and is aimed at achieving the goals of the pedagogical process. In addition, the approach defines the principles of implementing such technologies in the educational process at a university.

Results. A certain level of theorization confirmed the hypothesis put forward regarding the effectiveness of the development of specific professional qualities of future navigation officers. The research allowed us to determine the most optimal conditions for achieving maximum results of a pedagogical experiment. The results of the study have shown that the approaches identified are a methodological strategy for the development of IPQ among navigation cadets. Thanks to the chosen strategy, a model for developing IPQ of navigation university cadets was created.

Conclusion. We have defined the chosen methodological strategy for the development of IPQ as the fundamental basis for the professional training of navigation officers, since effective parameters accompanying the process of one's professional formation and contributing to the success in professional activity of a navigator depend on the level of development of IPQ.

Ключевые слова: методологическая стратегия, методологические подходы, ПВК курсанта-штурмана, будущие офицеры-штурманы, модель развития ПВК.

Keywords: methodological strategy, methodological approaches, important professional qualities of navigation cadets, future navigation officers, development model of important professional qualities.

Введение

Данная статья направлена на раскрытие основополагающих понятий системного, деятельностного и личностно ориентированного подходов, выступающих в роли методологической основы стратегии развития профессионально важных качеств (ПВК) у курсантов авиационного военного вуза. Проблема исследования процесса развития ПВК курсантов авиационного военного вуза стала актуальной по причине появления новых требований к подходам к изучению содержания образовательного процесса, не на уровне общепринятого формата, а в качестве структурного элемента профессиональной деятельности будущего авиационного военного штурмана. Потребность решения поставленной задачи требует определения ответов, связанных с развитием ПВК курсантов авиационного военного вуза, как в теоретическом, так и практическом аспектах, а также определения методологической стратегии исследования. Результатом работы стала взаимодополняющая, комплексная разработка выделенных подходов при обосновании стратегии развития ПВК курсантов-штурманов военного авиационного вуза.

В соответствии с определением, данным в «Большом энциклопедическом словаре», под методологией мы понимаем: «учение о принципах построения, формах и способах научного познания» [12]. Таким образом, в качестве основы научного познания выступают методологические подходы. Именно они определяют методологическую стратегию любого научного поиска. Это позволяет нам рассматривать и определять направление научного исследования педагогического явление. Б. С. Гершунский отмечает, что «именно подход к обоснованию всех компонентов учебно-воспитательных систем воплощает в себе методологические ориентиры реализации соответствующих стратегических доктрин образования. Разумеется, и сам подход может быть не единственным, он допускает и даже предполагает альтернативность в используемых образовательных стратегиях» [11].

Таким образом, основываясь на современной методологии научного поиска и исследования явле-

ний в педагогической науке и обобщая приобретенный в педагогических исследованиях опыт выбора методологических стратегий, при определении подхода в изучении проблемы развития ПВК курсанта-штурмана в своем исследовании мы приняли во внимание труды Е. А. Шумиловой. Она выделила четыре методологических уровня: философская методология, общенаучные и конкретно-научные знания, методика и техника научного исследования. Каждый уровень характеризуются своим исследовательским набором средств и способов познания [17].

Традиционный философский уровень в нашем исследовании представлен философской методологией исследования - диалектикой («теорией и методом познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления» [12]). Применение диалектики дало возможность правильно пользоваться педагогическими понятиями, учитывать их взаимосвязь и противоречивость, рассматривать их изменение и переход противоположных педагогических феноменов друг в друга [11].

Используя философскую методологию, мы придерживались философских принципов, которые позволили раскрыть суть нашей проблемы и правильно определить ход исследования [18]:

принцип историзма (предмет исследования рассматривался с точки зрения истории его возникновения и генезиса);

принцип диалектики (поиск истины основывался на анализе противоречий, возникающих в процессе изучения предмета исследования);

принцип практики (практическое взаимодействие предмета исследования с окружающей средой) [2].

Рассмотрение педагогической науки сквозь призму философской методологии показывает, что «наиболее целесообразную философскую базу научного познания дает диалектический и исторический материализм» [12].

По мнению И. В. Блауберга и Э. Г. Юдина, методологические подходы и определяют сочетание стратегических направлений исследования, что помогает решить задачи нашего исследования [4]:

а)систематизировать понятийное пространство процесса развития ПВК курсантов;

б) определить новые качества понятия исследуемого педагогического процесса;

в) раскрыть логику и принципы развития исследуемого процесса;

г) определить явления процесса, неподдающиеся исследованию;

д)определить направления развития процесса развития ПВК личности.

Методология

Методологическая стратегия развития ПВК курсантов обеспечивает определенный уровень теоретиза-ции обоснованности выносимой гипотезы об эффективности развития у будущих офицеров-штурманов специфических профессиональных качеств, поиск наиболее рациональных условий для достижения максимальных показателей педагогического эксперимента.

В начале своего исследования мы выдвинули гипотезу, которая заключается в том, что развитие ПВК курсантов-штурманов в процессе профессиональной подготовки в авиационном военном вузе будет эффективным, если:

а) определить понятие и структуру процесса развития ПВК курсантов-штурманов;

б) развитие ПВК курсантов-штурманов будет осуществляться в соответствии с моделью, разработанной на основе системного, деятельностного, лич-ностно ориентированного подходов.

Гипотеза определила методологическую стратегию и задачи нашего исследования. Первая задача: обосновать теоретико-методологические подходы, обеспечивающие исследование процесса развития ПВК курсантов, которые способны при определенной совокупности подходов определить методологический потенциал исследования, как точку зрения, как термин и концепцию, что задает стратегию исследования [15]. Вторая - повысить эффективность образовательного процесса вуза за счет внедрения разработанного комплекса модели развития ПВК курсантов.

В своей статье «Теоретические аспекты развития профессионально важных качеств у будущих штурманов» [7] в понятие «ПВК штурманов» мы заложили «качества, значимо и положительно влияющие на результативные параметры его профессиональной деятельности, способствующие процессу профессионального становления и признанию его - как специалиста штурмана; обуславливающие достижение профессионального мастерства, позволяющие выйти из опасной для жизни критической ситуации; влияющие положительно на его карьерный рост». При этом под понятием «развитие ПВК курсанта-штурмана» мы понимаем «динамический процесс позитивного изменения качеств личности курсанта-штурмана в процессе профессиональной подготовки в авиационном военном вузе, выражающийся: в понимании их сущности как профессионально важные качества, в осмыслении места этих качеств в образе «Я-профессионал»,

в рефлексии и адекватной самооценке их сформи-рованности; в осознанном стремлении к их овладению с целью достижения результативности, в освоении будущей профессиональной деятельностью штурмана; в возрастании степени их выраженности в личности курсанта и их устойчивом проявлении в профессиональной деятельности».

Результаты

При определении методологической стратегии развития ПВК курсантов в своем исследовании мы полагаемся на общенаучные знания при выборе системного подхода, и на конкретно-научные знания - на деятельностном и личностно ориентированном подходах. Проблема развития ПВК курсантов-штурманов исследуется нами в условиях профессиональной подготовки будущих военных штурманов в авиационном военном вузе. Профессиональная подготовка военных штурманов представляет собой систему и является частью системы военного образования. Делая упор на положения теории систем В. П. Бес-палько [3], В. Н. Спицнаделя [14], Э. Г. Юдина [19], А. Н. Аверьянова [1], Н. В. Кузьминой [10], с помощью системного подхода мы провели анализ всех факторов, влияющих на формирование и развитие ПВК курсантов в ходе профессиональной подготовки, что позволило создать модель исследуемого процесса как педагогическую систему. Системный подход позволил учесть следующие условия:

- система развития ПВК курсантов-штурманов авиационного военного вуза является главным элементом целостной системы профессиональной подготовки военных штурманов;

- процесс развития ПВК курсантов представляет собой систему, состоящую из совокупности достаточных и требуемых педагогических явлений;

- процессу развития ПВК присущи системные характеристики, такие как целостность, стабильность и устойчивость, дифференцированность и интегра-тивность, управляемость.

Используя системный подход, который стал для нашего исследования общенаучной основой, мы смогли определить для себя одну из важнейших задач, определить природу отношений между субъектами педагогического процесса развития ПВК курсантов, что позволило изучить его внутреннее строение, содержание и сущностные особенности. Использование концепции системного подхода позволило структурировать и решить основную задачу исследования - построение педагогической модели развития ПВК курсантов-штурманов.

В нашей модели реализовано ее основное предназначение, определено основное направление исследования процесса развития ПВК на уровне сущностных характеристик, таких как целостность, субъектность, организуемость, полиструктурность, непрерывность, цикличность. Целостность педагогического процесса определила компонентную и функциональную полноту структуры модели, а также согласованность всех элементов. Субъектность определила отношение участников системы при реализации педагогического процесса, где курсанты рассматриваются как активно действующие участники этого процесса, способные к самопознанию и самосознанию. Организуемость заключается в управляемости процесса, так как организуется педагогическим и инструкторским составом вуза и направлен на достижение главной цели профессиональной подготовки будущих военных штурманов. Полиструктурность педагогического процесса обусловлена его системностью, которая включает совокупность взаимосвязанных элементов. Непрерывность педагогического процесса заключается в непрерывном характере процесса развития ПВК на протяжении всей профессиональной деятельности штурмана. Цикличность процесса связана с наличием в нем повторяющихся этапов, таких как контроль и коррекция процесса развития ПВК курсантов-штурманов.

В нашем исследовании системный подход позволил исследовать абстрактные свойства педагогической модели без указания субстратных характеристик. Поэтому системный подход мы дополнили деятельностным, который играет роль практико-ориентированной основы развития ПВК курсантов-штурманов и позволяет изучить содержание деятельности субъектов педагогического процесса, оптимизировать способы осуществления, определить пути его прикладного совершенствования. Основные требования деятельностного подхода нашли отражение в нашем исследовании [5]:

- субъектами процесса развития ПВК курсантов являются преподаватели, инструкторский состав вуза, курсанты-штурманы;

- в основе педагогической модели лежит взаимная субъект-субъектная деятельность курсантов, преподавателей и инструкторского состава вуза;

- целью процесса развития ПВК курсантов является возбуждение у курсантов мотивов, помогающих эффективной организации профессиональной подготовки будущих офицеров-штурманов;

- развитие ПВК личности происходит посредством совокупности форм, методов и технологий.

Деятельностный подход уточняет общие конструктивные особенности созданной педагогической модели процесса развития ПВК курсантов-штурманов. Однако деятельностный подход не дает возможности выявить содержание результата процесса развития ПВК курсантов, что является важным в нашем исследовании. Применение личностно ориентированного подхода, по нашему мнению, исключает данный недочет и способствует [13]:

- определению принципов и способов личностно ориентированного взаимодействия субъектов педагогического процесса развития ПВК курсантов-штурманов;

- организации форм взаимодействия всех субъектов педагогического процесса с учетом личностных особенностей, специфики профессиональой подготовки;

- определению направления изучения процесса развития ПВК курсантов-штурманов;

- выявлению свойств личности курсанта, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности;

- обоснованию содержания образовательного процесса, ориентированного на потребности и интересы личности курсанта-штурмана;

- организации учебно-воспитательной среды с использованием высокотехнологичных и инновационных педагогических средств развития ПВК у будущих военных штурманов.

- поиску возможности и целесообразности дальнейшего повышения эффективности процесса развития ПВК личности.

В нашем исследовании личностно ориентированный подход выступает как принцип организации учебно-воспитательного процесса и раскрывает основные требования к его реализации. Реализация идей и основных положений личностно ориентированного подхода в вопросах развития ПВК личности курсанта позволило при организации профессионально-образовательного процесса организовать условия для профессионально-личностного развития курсантов военного авиационного вуза:

- создана среда эмоциональной комфортности и мотивации к профессиональному развитию курсантов;

- организован постоянный мониторинг уровня развития ПВК курсантов;

- организована в условиях военного вуза воспитательная среда, направленная на коррекцию социального и профессионального самоопределения личности курсанта-штурмана и его ПВК [9].

Обобщая вышесказанное, можем утверждать, что выбранные нами методологические подходы дополняют друг друга, а интегрируя их в общую исследовательскую систему, мы создаем методологическую стратегию развития ПВК курсантов-штурманов авиационного военного вуза, которые выступают неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки будущих офицеров-штурманов и реализуются в педагогической модели. Это позволяет нам изучить и воспроизвести необходимые характеристики исследуемого педагогического феномена в образовательном процессе авиационного военного вуза. По мнению В. П. Беспалько [3], Б. С. Гершунского [6], В. И. Загвязинского [8], В. А. Штофа [16]: «Создать модель в педагогике - значит провести мысленное или материальное имитирование реально существующей системы путем создания специальных аналогов, в которых производятся принципы организации и функционирования этой системы». Наиболее приемлемым методом построения модели является интегра-тивный метод. Данный метод позволяет в педагогическом исследовании объединить теоретическое и эмпирическое. Моделирование педагогических процессов дает возможность многостороннего и целостного их исследования. В рамках нашей педагогической модели системный подход позволяет выявить структуру модели и охарактеризовать ее педагогическое содержание. Деятельностный - определить специфику деятельности субъектов в данной системе, направленной на освоение ее профессиональных норм, а личностно ориентированный подход позволяет выявить измене-

ния качеств личности посредством оказания влияния нашей педагогической модели на личность курсанта, ее становления в процессе развития ПВК личности курсантов в военном вузе. Использование таких подходов позволило обеспечить методологическую стратегию исследования и организационную комплексность теоретического построения, исследование основных характеристик нашей модели.

Созданная нами модель процесса развития ПВК курсантов-штурманов авиационного военного вуза с применением в совокупности комплекса теоретико-методологических подходов учитывает особенности образовательного процесса и позволила точно представить сущность, структуру и содержание исследуемого педагогического феномена. Модель дала возможность имитировать реально существующую систему профессиональной подготовки штурманов. Модель является структурно-функциональной педагогической моделью, она воспроизводит систему развития ПВК личности курсанта в условиях военного вуза и представляет собой совокупность компонентов, объединенных единой целью, задачами, ресурсами, управлением. Результат функционирования модели - эффективное развитие ПВК курсантов-штурманов и достижение основной цели - подготовка высококвалифицированного офицера-штурмана, соответствующего требованиям заказчика. Наша модель отображает связи управленческих воздействий с различными компонентами, интегрированными между собой в педагогической системе, и включает следующие основные структурные компоненты (блоки), указанные на рисунке 1.

Рис. 1. Модель процесса развития ПВК курсантов-штурманов авиационного военного вуза

Заключение

Методологическая стратегия изучения педагогического процесса развития профессионально важных качеств курсантов-штурманов авиационного военного вуза в результате разработки нашего исследования была определена совокупностью методологических подходов: системного, деятельност-ного, личностно ориентированного. Это позволило на основе философской методологии, общенаучных и конкретно-научных знаний, указанных методологических подходов разработать и внедрить в систему профессиональной подготовки офицеров-штурманов авиационного военного вуза педагогическую модель процесса развития ПВК курсантов-штурманов. Выбранная методологическая стратегия развития ПВК определена нами в качестве личностно, дея-тельностно-ориентированной основы профессиональной подготовки курсанта-штурмана. Это обосновано результатами, которые сопровождают процесс профессионального становления будущего офицера-штурмана, и способствуют успешности в профессиональной деятельности штурмана, которые зависят от уровня развития ПВК личности. Решение задачи по развитию ПВК курсантов-штурманов требует от авиационного военного вуза совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-штурманов с учетом применения выявленной методологической стратегии.

Литература

1. Аверьянов А. Н. Система: философская категория и реальность. М., 1976. 187 с.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., 2001. 608 с.

3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1988. 160 с.

4. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. 271 с.

5. Быков В. П. Формирование базовых профессиональных умений курсантов вуза в период лётной практики: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2011. 197 с.

6. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М., 1998. 608 с.

7. Гнатышина Е. В., Селиверстов С. А. Теоретические аспекты формирования профессионально важных качеств личности будущих штурманов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (158). С. 80-95.

8. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2004. 192 с.

9. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М., 2009. 384 с.

10. Кузьмина Н. В. Понятие педагогическая система и критерии ее оценки. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980. 172 с.

11. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб., 2004. 672 с.

12. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1993. 1628 с.

13. Селиверстов С. А., Селиверстов А. С. Личностно-ориентированный подход формирования профессиональных качеств у курсантов-штурманов в военном авиационном вузе // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». 2021. № 1. С. 478-483.

14. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа. СПб., 2000. 326 с.

15. Швырев В. С. Научное познание как деятельность. М., 1984. 232 с.

16. Штоф В. А. Моделирование и философия. М., 1966. 301 с.

17. Шумилова Е. А. Методологический потенциал концепции формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2015. Т. 7, № 4. С. 13-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Гносеология в философии: понятие и основные идеи [Электронный ресурс]. URL: https://dnevnik-znaniy.ru/filosofiya/ gnoseologiya-v-filosofii.html (дата обращения: 22.12.2021).

19. Юдин Э. Г Системный подход и принципы деятельности. М., 1978. 391 с.

References

1. Averyanov A. N. Sistema: filosofskaya kategoriya i real'nost' [System: philosophical category and reality]. Moscow, 1976, 187 p. (In Russian).

2. Alekseev P. V., Panin A. V. Filosofiya [Philosophy]. Moscow, 2001, 608 p. (In Russian).

3. Bespalko V. P. Slagaemy'e pedagogicheskoj tekhnologii [The components of pedagogical technology]. Moscow, 1988, 160 p. (In Russian).

4. Blauberg I. V., Yudin E. G. Stanovlenie i sushchnost' sistemnogo podkhoda [Formation and the Essence of the System Approach]. Moscow, 1973, 271 p. (In Russian).

5. Bykov V. P. Formirovanie bazovy'kh professional'ny'kh umenij kur-santov vuza v period lyotnoj praktiki [Formation of basic professional skills of university cadets during the flight practice: dissertation of the candidate of pedagogical sciences]. Chelyabinsk, 2011, 197 p. (In Russian).

6. Gershunskiy B. S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka: v poiskakh praktiko-orientirovannykh obrazovatel'nykh kontseptsiy [Philosophy of Education for the XXI Century: in Search of Winter Framework of Practice-oriented Educational Concepts]. Moscow, 1998, 608 p. (In Russian).

7. Gnatyshina E. V., Seliverstov S. A. Teoreticheskie aspekty' formi-rovaniya professional'no-vazhny'kh kachestv lichnosti budush-hikh shturmanov [Theoretical aspects of the formation of professionally important personality qualities of future navigators]. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2020, no. 5 (158), pp. 80-95. (In Russian).

8. Zagvyazinsky V. I. Teoriya obucheniya: Sovremennaya interpre-tacziya [Theory of learning: Modern interpretation]. Moscow, 2004, 192 p. (In Russian).

9. Zeer E. F. Psikhologiya professional'nogo obrazovaniya: ucheb-nik dlya stud. vy'ssh. ucheb. zavedenij [Psychology of vocational education: a textbook for students of higher educational institutions]. Moscow, Academy, 2009, 384 p. (In Russian).

10. Kuzmina N. V. Ponyatie pedagogicheskaya sistema i kriterii ee oczenki. Metody' sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya [The concept of a pedagogical system and criteria for its evaluation. Methods of systematic pedagogical research]. Leningrad, 1980, 172 p. (In Russian).

11. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [Great Psychological Dictionary]. Comp. and eds. B. G. Meshcheryakov, V. P. Zinchenko. St. Petersburg, 2004, 672 p. (In Russian).

12. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar' [Great Encyclopedic Dictionary]. Ed. A. M. Prokhorov. Moscow, 1993, 1628 p. (In Russian).

13. Seliverstov S. A., Seliverstov A. S. Lichnostno-orientirovanny'j podkhod formirovaniya professional'ny'kh kachestv u kursantov-shturmanov v voennom aviaczionnom vuze [A personality-oriented approach to the formation of professional qualities among cadets-navigators in a military aviation university]. Osovsky pedagogical readings "Education in the modern world: new time - new solutions" 2021, no. 1, pp. 477-485. (In Russian).

14. Spitsnadel V. N. Osnovy' sistemnogo analiza [Fundamentals of system analysis]. St. Petersburg, 2000, 326 p. (In Russian).

15. Shvyrev V. S. Nauchnoe poznanie kak deyatel'nost' [Scientific knowledge as an activity]. Moscow, 1984, 232 p. (In Russian).

16. Shtof V. A. Modelirovanie i filosofiya [Modeling and philosophy]. Moscow, 1966, 301 p. (In Russian).

17. Shumilova E. A. Metodologicheskij potenczial konczepczii formirovaniya soczial'no-kommunikativnojkompetentnosti budush-hikh pedagogov [Methodological potential of the concept of formation of social and communicative competence of future teachers]. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences, 2015, vol. 7, no. 4, pp. 13-17. (In Russian).

18. Gnoseologiya v filosofii: ponyatie i osnovnye idei [Epistemology in philosophy: concept and main ideas]. Available at: https:// dnevnik-znaniy. ru/filosofiya/gnoseologiya-v-filosofii.html (accessed 22.12.2021). (In Russian).

19. Yudin E. G. Sistemny'j podkhod i princzipy' deyatel'nosti [System approach and principles of activity]. Moscow, 1978, 391 p. (In Russian).Kuzmina N. V. Ponyatie pedagogicheskaya sistema i kriterii ee oczenki. Metody' sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya [The concept of a pedagogical system and criteria for its evaluation. Methods of systematic pedagogical research]. N. V. Kuzmina. Leningrad: Leningrad State University, 1980, 172 p.

УДК/UDC 378.147.88

DOI 10.54509/22203036_2022_1_59

Поляков Олег Александрович

адъюнкт Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь

Polyakov Oleg A.

post-graduate military student of the Perm Military Institute of the National Guard Force of the Russian Federation, Perm

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РФ

MODELING OF THE PROCESS OF TRAINING CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES OF NATIONAL GUARD FORCE FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION IN THE MULTIETHNIC SPACE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Введение. В статье представлено исследование по проблеме подготовки будущих офицеров к профессиональной коммуникации в полиэтническом пространстве РФ. В процессе проводимых общественных трансформаций актуальность приобрели проблемы межэтнической нетерпимости, в связи с чем прилагаются усилия по повышению поликультурного взаимодействия на государственном уровне в рамках государственной программы «Реализация государственной национальной политики», утвержденной 29.12.2016 № 1532. Программой предусматривается создание условий для этнокультурного развития, преодоление сепаратизма и интеграции многонационального народа РФ. В Стратегии национальной безопасности (02.07.2021 № 400) обозначены цели сохранения и развития поликультурного пространства. Система

высшего образования предписывает разработку программ обучения на основе официальных документов, специфики поликультурного общества и формирования навыков общения граждан, обладающих различными этническими, конфессиональными и культурными особенностями. Повышение качества обучения в военных вузах обусловлено формированием готовности к профессиональной коммуникации в полиэтническом пространстве и потребностью в навыках бесконфликтного общения с представителями различных народов как внутри страны, так и за ее пределами, что является основой эффективности современной армии.

Методология. Проведен анализ современных научных исследований понятия готовности, характеризуемого сегодня с позиции конвергентности гума-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.