Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ШТУРМАНОВ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ШТУРМАНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОСНОВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ВОЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ШТУРМАН / КУРСАНТ-ШТУРМАН / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиверстов С.А.

В данной статье используется деятельностный подход, а предметом исследования выступает образовательная деятельность как средство развития и формирования ПВК курсантов-штурманов на практико-ориентированной основе. Деятельностный подход, рассматриваемый в рамках исследования, как практико-ориентированная основа формирования профессиональных качеств курсантов-штурманов выступает, как основной предмет изучения. На наш взгляд, он составляет основу формирования профессиональных качеств курсантов-штурманов, поскольку именно для данной специальности лётное обучение становится основополагающей практико-ориентированной педагогической деятельностью, необходимой для овладения требуемыми компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиверстов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY APPROACH AS A PRACTICE-ORIENTED BASIS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF CADETS OF AVIATION NAVIGATORS

In this article I use an activity-based approach. The subject of the research is educational activity as a means of developing professionally important qualities of cadets. It is formed оп the bаsis of thе implementation of practical tasks. The article examines the activity approach as a practice-oriented basis for the formation of professional qualities of cadets of aviation navigators. The activity approach is the basis for the formation of professionally important qualities of cadets of aviation navigators. Flight training is a fundamental practically oriented pedagogical activity in the process оf develоpmentаnd fоrmаtiоn of prоfessiоnаlly impоrtаntquаlitiesоf an aviation navigator cadet.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ШТУРМАНОВ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.6 СЕЛИВЕРСТОВ С.А.

аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: seliverstovsa@gmail.com

UDC 378.6 SELIVERSTOV S.A.

Graduate Student at the Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical

University

E-mail: seliverstovsa@gmail.com

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ШТУРМАНОВ

ACTIVITY APPROACH AS A PRACTICE-ORIENTED BASIS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF CADETS OF AVIATION NAVIGATORS

В данной статье используется деятельностный подход, а предметом исследования выступает образовательная деятельность как средство развития и формирования ПВК курсантов-штурманов на практико-ориентированной основе. Деятельностный подход, рассматриваемый в рамках исследования, как практико-ориентированная основа формирования профессиональных качеств курсантов-штурманов выступает, как основной предмет изучения. На наш взгляд, он составляет основу формирования профессиональных качеств курсантов-штурманов, поскольку именно для данной специальности лётное обучение становится основополагающей практико-ориентированной педагогической деятельностью, необходимой для овладения требуемыми компетенциями.

Ключевые слова: деятельностный подход, практико-ориентированная основа, профессионально важные качества личности, военный авиационный штурман, курсант-штурман, профессиональная деятельность.

In this article I use an activity-based approach. The subject of the research is educational activity as a means of developing professionally important qualities of cadets. It is formed оп the bаsis of thе implementation of practical tasks. The article examines the activity approach as a practice-oriented basis for the formation of professional qualities of cadets of aviation navigators. The activity approach is the basis for the formation of professionally important qualities of cadets of aviation navigators. Flight training is a fundamental practically oriented pedagogical activity in the process оf develоpmentаnd fоrmаtiоn of prоfessiоnаlly impоrtаntquаlitiesоf an aviation navigator cadet.

Keywords: activity approach, practically oriented basis, professionally important personality traits, military aviation navigator, cadet aviation navigator, professional activity.

Система военного образования является частью образовательного пространства Российской Федерации, будучи обусловленной в своем развитии не только государственной политикой в сфере образования, но также и обороны, что ставит ее в довольно специфическое положение. Ведь понятно, что любые, даже незначительные, изменения социально-экономической и военно-политической обстановки в государстве и за его пределами расширяют круг задач, решаемых вооруженными силами. Именно они требуют от современного военного и высокого профессионализма, и способности квалифицированно решать сложные служебно-боевые задачи. При этом военно-технический прогресс, обусловливающий оснащение современной армии техникой и вооружением новейшего поколения, требует достаточно высокой квалификации практико-ориентированных военных специалистов, способных сочетать фундаментальную теоретическую подготовку с навыками, направленными на обеспечение эксплуатации высокотехнологичных боевых систем [7].

Уточним, что изменения в системе военного образования направлены не только на повышение уровня профессиональной, но и военно-профессиональной

подготовки военных кадров. Вкупе с ярко выраженными личными качествами, такими, как, к примеру, инициативность и целеустремленность, они способствуют оперативному достижению как частных высоких результатов в профессиональной деятельности, так развития системы военного образования, в целом. Понятно, что в таких условиях, диктуемых уровнем развития современного общества, основной стратегической задачей обеспечения национальной безопасности страны, безусловно, должно становиться повышение качества профессионального образования в военных вузах.

Современные федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в качестве конечного результата обучения курсантов военных вузов называют освоение курсантами образовательных программ, формирующих общепрофессиональные и военно-профессиональные компетенции. В то же время, некоторые исследователи указывают на то, что они не предъявляют требования к формированию у них профессионально-важных качеств (ПВК), что, несомненно, обусловлено спецификой образования в военном вузе: «.. .ПВК будущего специалиста являются метапредметной категорией, которые

© Селиверстов С.А. © Seliverstov S.A.

развиваются и формируются при формировании у курсанта общекультурных и профессиональных компетенций» [4, с. 160-171]. Именно это объясняет невозможность единовременного измерения и оценивания уровня ПВК. Для специфической среды курсантов он устанавливается только по результатам экспертных оценок преподавателей дисциплин, командиров и летно-инструкторского состава.

Уделяя внимание деятельностному подходу к образовательной деятельности как средству развития и формирования ПВК курсантов-штурманов на практико-ориентированной основе следует, прежде всего, уделить внимание терминологии. Деятельностный подход, вслед за В. Н. Сагатовским, мы определяем как «методологическое направление исследования, включающее в себяописание, объяснение и проектирование различныхпредметов» [6, с. 70]. Данныепредметы подлежат научному рассмотрению с позиции категории «деятельность», а методология в общем виде сводится к изучению любого деятельност-ного феномена, предполагающего анализ его структуры и генезиса (см. В.Д. Шариков [12], В. С. Швырев [13]).

Полагаясь на данные исследования, мы рассматриваем деятельностный подход как сложное новообразование, которое в ходе педагогической деятельности проходит несколько этапов. Оно интегрировано в структурно-логическую схему междисциплинарных взаимодействий, обусловливая формирование профессиональных компетенций и необходимых ПВК курсантов-штурманов. При этом специфика данных компетенций не только определяется целью и мотивами обучения, но и состоит из способов выполнения действий и реализации умений.

Предлагаемый нами к анализу деятельностный подход позволяет, как объяснять собственно педагогические категории (например, воспитание, обучение, развитие личности), так и использовать особые (деятельност-ные) механизмы на практике для формирования личности курсанта-штурмана. Основные компоненты деятельности летно-инструкторского состава, преподавателей и курсантов-штурманов мы также предлагаем рассматривать в единых методологических позициях. Основываясь на результатах монографического исследования «Педагогическое исследование: содержание и представление результатов» [15], мы предполагаем, что это необходимо для того, чтобы иметь возможность раскрыть природу их взаимодействия. Отметим здесь, что применительно к нашему исследованию деятельност-ный подход позволяет:

- изучить специфические особенности деятельности всех курсантов-штурманов;

- на основе полученных данных сформировать ПВК курсантов-штурманов в качестве базового компонента профессиональной подготовки;

- выстроить педагогический процесс в соответствии со спецификой обучения курсантов-штурманов, связанной с непрерывной сменой различных видов деятельности в соответствии с конкретными компонентами

педагогической деятельности и требованием выявления индивидуальных способностей курсантов-штурманов

[3];

- организовать процесс формирования ПВК курсантов-штурманов в интегральной связи межпредметного взаимодействия, ориентируясь на получение курсантами профессионального опыта;

- на практике внедрять психолого-педагогический инструментарий формирования ПВК, включающий методы, формы, средства, направленные на активизацию мыслительной деятельности курсантов-штурманов, а также выявлению индивидуальных способностей и личностных свойств личности обучаемых;

- проводить мониторинг формирования и развития ПВК курсантов-штурманов, обусловливая возможность откорректировать педагогический процесс по необходимости.

Отметим здесь, что педагогическую деятельность по формированию профессиональных качеств у курсантов-штурманов мы определяем как профессиональную деятельность в условиях педагогического процесса, направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. При этом результат педагогической деятельности, в целом, равнонаправлен-но обусловлен совместной деятельностью преподавателя, инструктора и курсанта-штурмана, а формирование и развитие требуемых ПВК у обучаемых проходит более эффективно при соблюдении ряда условий:

1) преподаватель и инструктор в своей деятельности должны быть ориентированы как на результаты процесса, так и на способы их достижения;

2) сама модель формирования ПВК должна быть практико-ориентированной и направлена на последовательное формирование профессионального опыта обучаемых. Под практико-ориентированным педагогическим процессом мы понимаем процесс формирования профессионального опыта у курсанта-штурмана при погружении его в профессиональную среду в ходе педагогической деятельности, а также процесс передачи духовно-практического опыта от педагога к обучаемому в ходе производственной и преддипломной практики. Кроме того, этот термин предполагает профессионально-ориентированные технологии обучения, направленные на формирование необходимых для профессиональной деятельности знаний, умений и навыков будущих специалистов [7, с. 228-231].

Вслед за Н.Н. Солодовником мы связываем такой практико-ориентированный педагогический процесс с деятельностным подходом, предполагая, что это позволяет курсантам-штурманам максимально эффективно использовать возможности контекстного изучения необходимых дисциплин, решая задачу по формированию социально- и профессионально-значимых компетенций, что является более «высокой ступенью развития» обучаемого, нежели получение знаний, умений, навыков, поскольку формирование подобного опыта профессиональной деятельности является внутренним

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

условием движенияличности к поставленной цели, выступая маркером готовности обучаемого к конкретным действиям и операциям на основе полученных знаний, умений и навыков [7, с. 228-231].

Поскольку в военном вузе интегрированы разные виды деятельности: учебная, педагогическая, научная и будущая профессиональная деятельность, которую осваивают курсанты-штурманы, - то реализация наиболее оптимальных педагогических процессов предполагает использование в педагогике военного вуза деятельностного подхода как основополагающей методологической базы. В результате подготовки обучаемых в военном вузе должен быть сформирован целый ряд компетенций и профессиональных качеств, направленных на решение задач в области лётной эксплуатации и применения авиационных комплексов.

Основным направлением решения данной задачи в вузе является лётное обучение, благодаря которому курсанты получают профессиональный опыт своей будущей профессии военного авиационного штурмана.

В период лётного обучения происходит полное проявление полученных знаний, умений и навыков, формируется суть контекстного формирования ПВК курсанта-штурмана. Совершенствование процесса подготовки будущих штурманов при этом проходит через развитие личности курсанта, смены его пассивной позиции на активную и практическую направленность в обучении.

Основными задачами лётного обучения, как важнейшей части профессиональной подготовки курсанта-штурмана, являются:

- закрепление теории;

- формирование необходимого практического опыта;

- знакомство со спецификой профессиональной деятельности;

- воспитание профессиональной культуры и стиля поведения;

- формирование профессиональных качеств личности специалиста;

- умение не только ставить цели и формулировать профессиональные задачи, но и осуществлять взаимодействие с другими членами экипажа.

В качестве цели лётного обучения можно определить:

- формирование у курсантов профессиональных навыков в выполнении полетов на учебно-штурманском самолете, ознакомление с психофизиологическими особенностями труда летного состава;

- формирование практических навыков эксплуатации авиационной техники;

- развитие профессиональных качеств военного авиационного штурмана.

Совокупными задачами преподавателей и летно-инструкторского состава военного вуза в процессе обучения курсантов является:

- определение их профессиональной пригодности к выбранным специальностям;

- прохождение лётной штурманской подготовки курсантов на воздушном судне (вывозные, контрольные, зачетные и тренировочные полёты с учебных и рабочих мест);

- выработка у курсантов умений и навыков в выполнении воздушной навигации при полетах в районе аэродрома и по маршруту, боевого применения по наземным целям с использованием геотехнического и радиотехнического оборудования.

Лётное обучение в целом имеет комплексный характер, обусловленный сложной многоканальной и иерархической структурой. Его обычно проводят в три этапа [5]:

- теоретический;

- тренажерный;

- лётный (в структуре лётной подготовки можно выделить наземную, предварительную, предполетную подготовку, а также учебно-тренировочные полёты и разбор полетов).

В целом, как видим, лётное обучение способствует подготовке авиационного штурмана, способного компетентно выполнять весь комплекс профессиональной деятельности, предусмотренный квалификационными требованиями.

Лётное обучение предполагает этап группового обучения, который организуется и проводится в составе лётной группы в количестве 12-25 курсантов.

Необходимо сказать, что подобная подготовка в «группе» характеризуется 2-мя факторами: не только ограниченной возможностью учебно-материальной базы военного вуза, но и социально-дидактической потребностью сформировать у обучающихся ЗУН и умение выполнять работу в составе группы (в экипаже). Подобная «работа в команде» - одна из основных профкомпетенций, которые предписаны ФГОС, поэтому она характеризует умение курсантов:

- демонстрировать правильную рефлексию (идентификация себя в социальной группе);

- отстаивать не только личные интересы, но и быть заинтересованным в солюдении интересов групповых;

- выполнять предписанные роли в составе группы;

- находить инструменты для наиболее эффективного взаимодействия в составе группы для достижения поставленных целей;

- лично отвечать за общий результат, полученный командно.

Лётное обучение можно охарактеризовать тремя последовательнымитехнологическимиоперация ми, среди которых можно выделить: 1) целеполагание, планирование и организацию подготовки; 2) непосредственную подготовку; 3) учебно-тренировочный полёт.

На этапе целеполагания инструктор ставит задачу на выполнение практического упражнения на тренажере или учебно-штурманском самолете, сообщает курсантам цель и порядок выполнения конкретного

«полётного задания», уточняет, какие элементы необходимо отработать, объясняет условия выполнения. После уяснения задачи лётная группа начинает готовиться к выполнению «полётного задания»:

- подготавливает полётные карты;

- заполняет бортовые журналы;

- изучает маршрут полета (под руководством инструктора или самостоятельно в составе летной группы);

- отрабатывают методом «пеший по-лётному» сложные элементы «полётного задания».

В завершение подготовки специалист из числа летно-инструкторского состава проводит контроль готовности курсантов-штурманов лётной группы, по итогам которого делает вывод о готовности лётной группы к выполнению «полетного задания».

Учебные полеты, в процессе которых обучаются курсанты, подразделяются на:

- ознакомительные - выполняются с курсантами-штурманами для демонстрации порядка использования навигационного, специального оборудования на самолете и особенностей действий специалиста-штурмана в различных условиях; штурман-инструктор при этом показывает и рассказывает обучаемым весь объем работы согласно штурманскому плану полёта;

- вывозные - данный тип практики необходим для личной отработки у обучающихся устойчивого навыка, необходимого для дальнейшего успешного выполнения профессиональных задач в целом, а также для выполнения в процессе дальнейшего практического обучения контрольных и самостоятельных полётов, предполагающими сохранение высокого уровня безопасности; этот этап дает возможность для выявления и коррекции ошибок в выполнении курсантами рабочих задач;

- контрольные - предполагают контроль усвоения знаний и умений, полученных на предыдущих этапах (не только практических - в период ознакомительных и вывозных полётов, но и также учебных - во время теоретической подготовки)

- самостоятельные (тренировочные) - дают возможность будущим специалистам отработать и закрепить навык, необходимый для дальнейшей служебной

деятельности, предполагают уверенное пользование техническими особенностями самолета.

Комплексно представленное и последовательно организованное летное обучение возможно в условиях четкого соблюдения правил безопасности полетов. В процессе такой отработки практических умений курсанты получают возможность для формирования и отработки личных профессиональных компетенций, связанных не только со знанием предмета или умением применить свои ЗУН инструментально, но и такие качества, как стрессоустойчивость, дисциплинированность и уверенность в правильности выполнения задач.

В качестве итога следует отметить, что суть практико-ориентированного обучения - это освоение курсантами-штурманами образовательной программы не в аудитории, а на деле, формирование у курсантов профессиональных компетенций (ПВК) за счет выполнения ими реальных профессиональных задач в процессе лётного обучения.

Для того, чтобы повысить эффективность и устойчивость ПВК у обучающихся военного вуза, на наш взгляд, следует [1]:

1. Разработать эффективную дидактическую основу, способную отвечать требованиям ФГОС и уровню технического развития современной военной отрасли, а также позволяющую выпускнику военного вуза наиболее компетентно и эффективно применять свои ЗУН на практике.

2. Планировать учебную деятельность как совокупность усилий педагога-предметника, летно-инструкторского состава и обучающихся.

3. Максимально членить любые практические действия на элементарные процедуры для создания условий более успешного применения ЗУН курсантов, а также эффективного применения их во время выполнения реальных задач, приближенных к боевым.

4. Планировать контроль практико-ориентированной учебной деятельности курсантов на всех этапах для предотвращения возможных и максимально быстрого и эффективного устранения уже имеющихся ошибок не только при работе в группе. Но и индивидуальном выполнении задач.

Библиографический список

1. Валюженич М.К., Михелькевич В.Н., Попов Д.В. Развитие и формирование у студентов личностных профессионально значимых качеств в процессе выполнения лабораторных работ / М. К. Валюженич, В. Н. Михелькевич, Д. В. Попов // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы воспитания личности молодого человека в образовательном процессе». Ч. 2. Москва : Российская правовая академия Министерства юстиции России, 2013. С. 416-420.

2. ДурановМ.Е., ГостевА.Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности : учебное пособие / М. Е. Дуранов, А. Г. Гостев. Челябинск : Челябинский государственный университет,1996. 72 с.

3. Карабанова О.Р. Методологические подходы к созданию модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будушцх офицеров-штурманов / О. Р. Карабанова // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 5. С. 132-136.

4. Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (14 ноября 2014 г.). Самара : Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения и наказания России, 2015. 344 с.

5. Руководство по организации и проведению летного обучения в высших военных учебных заведениях ВВС. Министерство обороны Российской Федерации, Военно-воздушные силы. Москва : Элион, 2008. 128 с.

6. Сагатовский В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода. Деятельность: теории, методология, проблемы. Москва : Политиздат, 1990. 366 с.

7. Солодовник Н.Н. Организация практико-ориентированного обучения и исследовательская деятельность студентов коллед-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

жа / Н. Н. Солодовник // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. С. 228-231.

8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Москва, 1995. 270 с.

9. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Москва : Издательство ЛКИ, 2008. 168 с.

10. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: https: // http: // www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения : 22.03.2021)

11. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы: психолого-дидактические основы преподавания. Москва : Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, 2000. 424 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Москва : Логос, 1996. 318 с.

13. Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки). // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 107-115.

14. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. Москва : Эдиториал URSS, 1997. 440 с.

15. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов : монография. Челябинск : Русско-Британский институт управления, 2010. 316 с.

References

1. Valyuzhenich M.K., Mikhelkevich V.N., Popov D.V. Development and formation of students' personal professionally significant qualities in the process of laboratory work: materials of the International scientific-practical conference «Problems of upbringing the personality of a young person in the educational process». Part 2. Moscow: Russian Law Academy of the Ministry of Justice of Russia, 2013 Pp. 416-420. (in Russian)

2. Duranov M.E., Gostev A.G. Research approach to professional and pedagogical activity : textbook. Chelyabinsk : Chelyabinsk State University, 1996. 72 p. (in Russian)

3. Karabanova O.R. Methodological approaches to the creation of a model for the formation of orienting-gnostic activity of future officers-navigators. Modern high technologies. 2019. No. 5. Pp. 132-136. (in Russian)

4. Legal and Spiritual and Moral Education of Russian Officers: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (November 14, 2014). Samara: Samara Law Institute of the Federal Service for Execution and Punishment of Russia, 2015. 344 p. (in Russian)

5. Guidelines for the organization and conduct of flight training in higher military educational institutions of the Air Force // Ministry of Defense of the Russian Federation, Air Force. Moscow : Elion, 2008. 128 p. (in Russian)

6. Sagatovsky V.N. The categorical context of the activity approach. Activity: theories, methodology, problems. Moscow : Politizdat, 1990. 366 p. (in Russian)

7. Solodovnik N.N. Organization of practice-oriented education and research activities of college students. Theory and practice of education in the modern world: materials of the V International scientific conference (St. Petersburg, July 2014). St. Petersburg: Satis, 2014. Pp. 228-231. (in Russian)

8. Smirnov S.D. Pedagogy and psychology of higher education: from activity to personality. Moscow, 1995. 270 p. (in Russian)

9. Sukhodolsky G.V Foundations of the psychological theory of activity. Moscow: Publishing House LKI, 2008. 168 p. (in Russian)

10. Federal Law of the Russian Federation «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 N 273-Federal Law (latest edition) [Electronic resource]. URL : https: // http:// www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_140174/ (in Russian)

11. Fokin Yu.G. Psychodidactics of higher education: psychological and didactic foundations of teaching. Moscow: Moscow State Technical University named after N. E. Bauman, 2000. 424 p. (in Russian)

12. Shadrikov V.D. Psychology of activity and human abilities. Moscow: Logos, 1996. 318 p. (in Russian)

13. Shvyrev V.S. On the activity-based approach to the interpretation of the «human phenomenon» (an attempt at a modern assessment) / Philosophy questions. 2001. No. 2. Pp. 107-115. (in Russian)

14. Yudin E.G. Methodology of Science. Consistency. Activity. Moscow: Editorial URSS, 1997. 440 p. (in Russian)

15. Yakovlev E.V., Yakovleva, N.O. Pedagogical research: content and presentation of results : monograph. Chelyabinsk : Russian-British Institute of Management, 2010. 316 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.