Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ШТУРМАНОВ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ШТУРМАНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОСНОВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ВОЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ШТУРМАН / КУРСАНТ-ШТУРМАН / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиверстов Сергей Анатольевич

В статье рассматривается вопрос формирования профессионально важных качеств (ПВК) у будущих военных авиационных штурманов в условиях образовательной среды военного вуза. Ставится цель обосновать деятельностный подход как практико-ориентированную основу формирования профессиональных качеств у курсантов-штурманов. Проводится обзор и анализ научных исследований, публикаций позволяющий обнаружить значимость деятельностного подхода как методологического направления исследования. Методологической основой исследования выступают положения деятельностного подхода, которые используется в качестве основы развития и формирования ПВК у курсантов-штурманов в процессе практико-ориентированного образовательного процесса. Описание результатов связывается с характеристикой содержания и организации профессиональной деятельности курсантов-штурманов в процессе реализации производственной практики в виде лётного обучения. В рамках специфики деятельностного подхода с единых методологических позиций рассмотрены основные компоненты деятельности лётно-инструкторского состава, преподавателей и курсантов-штурманов. Раскрыта природа их взаимодействия. Определены акценты, на которые необходимо обратить внимание в ходе педагогической деятельности по формированию профессиональных качеств у курсантов-штурманов. Дано определение и предложены педагогические технологии по формированию профессионального опыта и профессиональных качеств у будущего специалиста в контексте практико-ориентированного педагогического процесса. Рассмотрена связь между опытом, получаемым обучаемым в ходе практико-ориентированного педагогического процесса, и формированием профессионально важных качеств личности специалиста. Определены основные цели и задачи по формированию необходимых профессиональных качеств у курсантов-штурманов при проведении лётного обучения. В ходе каждого этапа лётного обучения определены технологии, направленные на рациональное и целенаправленное воздействие на обучаемого в целях развития компетенций и личностных качеств. Предложены рекомендации преподавателям и инструкторам по повышению эффективности развития и формирования у курсантов-штурманов ПВК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиверстов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY APPROACH AS A PRACTICE-ORIENTED BASIS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF CADETS OF AVIATION NAVIGATORS

The article discusses the issue of the formation of professionally important qualities (PIQ) in future military aviation navigators in the educational environment of a military university. The goal is to substantiate the activity approach as a practice-oriented basis for the formation of professional qualities in cadets-navigators. A review and analysis of scientific research, publications is carried out, allowing to discover the significance of the activity approach as a methodological direction of research. The methodological basis of the research is the provisions of the activity approach, which are used as the basis for the development and formation of the PIQ among cadets-navigators in the process of a practice-oriented educational process. The description of the results is associated with the characteristics of the content and organization of the professional activity of cadets-navigators in the process of implementation of industrial practice in the form of flight training. Using the activity approach, the main components of the activities of flight instructors, teachers and cadets-navigators are considered, from a unified methodological point of view, and thus the nature of their interaction is revealed. Emphasis have been determined that need to be paid attention to in the course of pedagogical activity on the formation of professional qualities among cadets-navigators. A definition is given and pedagogical technologies are proposed for the formation of professional experience and professional qualities in a future specialist in the context of a practice-oriented pedagogical process. The relationship between the experience gained by the trainee in the practice-oriented pedagogical process and the formation of professionally important personality traits of a specialist is considered. The main goals and objectives for the formation of the necessary professional qualities of cadets-navigators during flight training have been determined. At the entrance of each stage of flight training, technologies are determined aimed at rational and purposeful impact on the student in order to develop competencies and personal qualities. Recommendations are offered to teachers and instructors to improve the efficiency of development and formation among cadets-navigators of the PIQ.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ШТУРМАНОВ»

УДК 378 ББК 74.48

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-3-126-136

С.А. Селиверстов

(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ШТУРМАНОВ

В статье рассматривается вопрос формирования профессионально важных качеств (ПВК) у будущих военных авиационных штурманов в условиях образовательной среды военного вуза. Ставится цель обосновать деятельностный подход как практико-ориен-тированную основу формирования профессиональных качеств у курсантов-штурманов. Проводится обзор и анализ научных исследований, публикаций позволяющий обнаружить значимость деятельностного подхода как методологического направления исследования. Методологической основой исследования выступают положения деятельностного подхода, которые используется в качестве основы развития и формирования ПВК у курсантов-штурманов в процессе практико-ориентированного образовательного процесса. Описание результатов связывается с характеристикой содержания и организации профессиональной деятельности курсантов-штурманов в процессе реализации производственной практики в виде лётного обучения. В рамках специфики деятельностного подхода с единых методологических позиций рассмотрены основные компоненты деятельности лётно-инструкторского состава, преподавателей и курсантов-штурманов. Раскрыта природа их взаимодействия. Определены акценты, на которые необходимо обратить внимание в ходе педагогической деятельности по формированию профессиональных качеств у курсантов-штурманов. Дано определение и предложены педагогические технологии по формированию профессионального опыта и профессиональных качеств у будущего специалиста в контексте практико-ориентированного педагогического процесса. Рассмотрена связь между опытом, получаемым обучаемым в ходе практико-ориентированного педагогического процесса, и формированием профессионально важных качеств личности специалиста. Определены основные цели и задачи по формированию необходимых профессиональных качеств у курсантов-штурманов при проведении лётного обучения. В ходе каждого этапа лётного обучения определены технологии, направленные на рациональное и целенаправленное воздействие на обучаемого в целях развития компетенций и личностных качеств. Предложены рекомендации преподавателям и инструкторам по повышению эффективности развития и формирования у курсантов-штурманов ПВК.

Ключевые слова: деятельностный подход, практико-ориентированная основа, профессионально важные качества личности, военный авиационный штурман, курсант-штурман, профессиональная деятельность

о н

о ф

со

S.A. Seliverstov

(South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia)

ACTIVITY APPROACH AS A PRACTICE-ORIENTED BASIS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF CADETS OF AVIATION NAVIGATORS

The article discusses the issue of the formation of professionally important qualities (PIQ) in future military aviation navigators in the educational environment of a military university. The goal is to substantiate the activity approach as a practice-oriented basis for the formation of professional qualities in cadets-navigators. A review and analysis of scientific research, publications is carried out, allowing to discover the significance of the activity approach as a methodological direction of research. The methodological basis of the research is the provisions of the activity approach, which are used as the basis for the development and formation of the PIQ among cadets-navigators in the process of a practice-oriented educational process. The description of the results is associated with the characteristics of the content and organization of the professional activity of cadets-navigators in the process of implementation of industrial practice in the form of flight training. Using the activity approach, the main components of the activities of flight instructors, teachers and cadets-navigators are considered, from a unified methodological point of view, and thus the nature of their interaction is revealed. Emphasis have been determined that need to be paid attention to in the course of pedagogical activity on the formation of professional qualities among cadets-navigators. A definition is given and pedagogical technologies are proposed for the formation of professional experience and professional qualities in a future specialist in the context of a practice-oriented pedagogical process. The relationship between the experience gained by the trainee in the practice-oriented pedagogical process and the formation of professionally important personality traits of a specialist is considered. The main goals and objectives for the formation of the necessary professional qualities of cadets-navigators during flight training have been determined. At the entrance of each stage of flight training, technologies are determined aimed at rational and purposeful impact on the student in order to develop competencies and personal qualities. Recommendations are offered to teachers and instructors to improve the efficiency of development and formation among cadets-navigators of the PIQ.

Keywords: activity approach, practically oriented basis, professionally importantpersonality traits, military aviation navigator, cadet aviation navigator, professional activity.

Система военного образования является важнейшим элементом военной организации государства, находится в едином образовательном пространстве Российской Федерации и развивается на основе государственной политики в сфере обороны и образования. Совершенствование системы военного образования должно быть направлено на повышение уровня профессиональной и военно-профессиональной подготовки военных кадров в

соответствии с потребностями армии и флота. Динамизм изменения социально-экономической и военно-политической обстановки в стране и за её пределами приводят к расширению круга задач, решаемых Вооруженными Силами Российской Федерации, и требуют от офицерского корпуса высокого профессионализма и способности квалифицированно решать сложные служебно-боевые задачи, обладающие профессиональными качествами

ш

о

ГО m ш ГО

0 S

1 Ü

о ^

™ m

I °

го I

m го

о о

Ü. Ü.

н ^

£ ¡5

s ЕЗ

Ü. ф

S X

а |

■= го

m 1

ГО О

сг О

О U

X £

S? &

о о

с Ü.

>s i=

к

I- I

О го

О Ш

^ °

-О ср

Ё Ü К

ф о

личности, как инициативность и целеустремленность на достижение высоких результатов профессиональной деятельности. Военно-технический прогресс и оснащение армии новейшей техникой и вооружением требует всевозрастающей потребности в практико-ориентирован-ных военных специалистах, сочетающих достаточную фундаментальную теоретическую подготовку с умениями и навыками, направленными на обеспечение эксплуатации высокотехнологических боевых систем [16]. Исходя из вышесказанного следует, что основной стратегической задачей обеспечения национальной безопасности является повышение качества профессионального образования курсантов военных вузов.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования «определяют в качестве конечного результата освоение курсантами образовательных программ, формирование у них совокупности общепрофессиональных и военно-профессиональных компетенций, но при этом не определяются требования по формированию у них профессионально-важных качеств (ПВК) личности. Это обусловлено тем, что ПВК будущего специалиста являются метапредметной категорией, которые развиваются и формируются при формировании у курсанта общекультурных и профессиональных компетенций; они не могут быть одномоментно измерены и оценены, а устанавливаются только в результате исследования и экспертных оценок командиров, преподавателей и летно-инструкторского состава» [11, с. 160-171].

Вопросы формирования и развития ПВК личности военнослужащих в разное время исследовались многими учеными: В.Н. Герасимовым [3], И.А. Липским [9], ш О.А. Воскресенским [2], Д.В. Мещеряко-

О

& вым [10], Р.А. Гуща [4] и др. Анализ на-

т учных трудов позволил выявить этапы

5 становления теории и практики в обла-

^ сти формирования ПВК личности спе-

Ь циалиста, подходы и пути повышения

эффективности образовательного процесса. Проведено значительное количество исследований по вопросам профессиональной подготовки лётного состава, в том числе и курсантов-штурманов в условиях военного вуза. С.К. Крикалёв ПВК лётного состава классифицирует по пяти группам: личностные, интеллектуальные, психофизиологические, физиологические и физические [8]. А.В. Селезнев в своей работе на основе экспертного опроса летно-инструкторского состава и руководителей штурманской службы авиационных формирований при изучении психологических особенностей деятельности авиационного штурмана выделил наиболее важные качества личности, которыми являются личностные и интеллектуальные качества [14].

А.И. Кадочников в своих исследованиях рассматривает ПВК личности военного авиационного штурмана как интегративное качество в совокупности когнитивного, операционально-деятель-ностного и личностного компонентов, отражающих уровень его способности и готовности точно и в срок выполнять профессиональную деятельность [6].

По мнению В.Д. Шадрикова учебная деятельность обучающегося - это познавательная деятельность, направленная на изменение собственного опыта [19]. Исходя из этого следует, что учебная деятельность курсанта в период лётной практики направлена на овладение комплексом специальных теоретических знаний, практических умений и навыков, творческого мышления и освоения новых профессиональных качеств. Это позволяет нам рассматривать деятельностный подход как практико-ориентированную основу формирования профессиональных качеств курсантов-штурманов, поскольку данный феномен является процессом деятельности обучающегося и обучаемого и выступает основой, предполагающей описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции деятельности.

Используя деятельностный подход, образовательную деятельность рассматриваем как средство развития и формирования ПВК курсантов-штурманов на практико-ориентированной основе. Дея-тельностный подход представляет собой методологическое направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности [13, с. 70]. В общем виде методология деятельностного подхода сводится к изучению любого, по своей сути, дея-тельностного феномена, с анализом его структуры и генезиса [19; 13; 20]. В нашем случае, деятельностный подход мы рассматриваем как сложное новообразование, поэтапно складывающееся в ходе педагогической деятельности, интегрированное в структурно-логической схеме междисциплинарных взаимодействий при формировании профессиональных компетенций и необходимых ПВК курсантов-штурманов, которые определяются мотивами, состоят из способов выполнения действий, умений, цели и основ обучения. Стоит обратить внимание на содержательную сторону структуры педагогической деятельности. Это совокупность и взаимосвязь действий, осуществляемых с момента принятия цели до ее достижения [18, с. 108]. Действие - это относительно законченный элемент деятельности, выступающий ее структурным элементом в процессуальном понимании [5, с. 23]. Основными объектами для анализа являются деятельность и личность. Деятельность с общенаучных позиций представлена как работа, занятие, труд, форма отношения человека к окружающему миру, содержание которого заключается в целесообразном для развития человека воздействии на объект и удовлетворении своих потребностей [21].

Деятельностный подход позволяет исследовать и объяснять многие педагогические явления (в том числе обучение, воспитание и развитие личности

как деятельность, активность субъекта в обучении), а также использовать дея-тельностные механизмы в формировании личности курсанта-штурмана. Следует отметить, что все образовательные системы и процессы функционируют и создаются как деятельность. Деятельность в общем смысле понимается как активность человека, направленная на целесообразное изменение и преобразование мира. Деятельность есть форма связи субъекта с миром. Она включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом и изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя все более широкой части предметного мира [15].

Используя деятельностный подход, мы рассматриваем основные компоненты деятельности летно-инструкторского состава, преподавателей и курсантов-штурманов, с единых методологических позиций и тем самым раскрываем природу их взаимодействия [22]. Применительно к нашему исследованию деятель-ностный подход позволил:

- изучить специфические особенности деятельности всех участников процесса - процесса формирования ПВК курсантов-штурманов за счет использования практико-ориентированной педагогической деятельности;

- определить процесс формирования ПВК курсантов-штурманов как непрерывную смену различных видов деятельности и выстроить педагогический процесс в соответствии с компонентами педагогической деятельности;

- выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных свойств в учебной деятельности курсантов-штурманов [7];

- представить формирование ПВК курсантов-штурманов в качестве базового компонента профессиональной подготовки военных авиационных штурманов, на основе

ш

о

го £

ш го

0 ^

1 О.

о ^

™ ш

I °

Го I

Ш (О

О о

СР СР

^ ^

н ^

¡5 ¡5

^ ЕЗ

СР ф

2 §

сг о

О и

X 2

о о

с СР 1=

к

I- I

О го

О Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ °

-О СР £

ф о

которого будут успешно осваиваться и другие виды профессиональной деятельности;

- построить процесс формирования ПВК курсантов-штурманов в интегральной связи межпредметного взаимодействия, ориентируясь на получение курсантами профессионального опыта;

- на практике внедрить психолого-педагогический инструментарий формирования ПВК, включаю -щий методы, формы, средства, направленные на активизацию мыслительной деятельности, индивидуальных способностей и личностных свойств курсантов-штурманов;

- осуществить мониторинги формирования и развития ПВК курсантов-штурманов с обеспечением коррекции педагогического процесса.

Под практико-ориентированным педагогическим процессом мы понимаем формирование профессионального опыта у курсанта-штурмана при погружении его в профессиональную среду в ходе педагогической деятельности, при передаче духовно-практического опыта от педагога, инструктора к курсанту-штурману. Это происходит в ходе производственной и преддипломной практики. Кроме того, профессионально-ориентированные технологии обучения направлены на формирование у будущих специалистов необходимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, ПВК [16, с. 228-231]. Деятельностный подход связывают с практико-ориенти-рованным педагогическим процессом как с основой, которая позволяет с использованием возможностей контекстного изучения курсантами-штурманами ш дисциплин решить основную задачу по о формированию социально и профессией онально значимых компетенций в ходе [о приобретения курсантами знаний, уме-^ ний, навыков и опыта профессиональной о деятельности. На основе практико-ори-

ентированного педагогического процесса курсанты-штурманы кроме знаний, умений, навыков приобретают опыт профессиональной деятельности, в процессе которой развивают и формируют профессиональные качества. Опыт профессиональной деятельности является внутренним условием движения личности к поставленной цели, он выступает как готовность этой личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных профессионально и социально значимых видов деятельности [16, с. 228-231].

В педагогике военного вуза при отсутствии деятельностного подхода становится весьма проблематичной реализация оптимальных педагогических процессов, так как здесь функционируют разные виды деятельности соответствующего содержания, которые должны быть целесообразно интегрированы: учебная деятельность; педагогическая деятельность; научная и главная - будущая профессиональная деятельность, которую осваивают курсанты-штурманы. Это обуславливает использование в педагогике военного вуза деятельностного подхода как основополагающей методологической базы.

В результате подготовки курсантов-штурманов в военном вузе должен быть сформирован целый ряд компетенций и профессиональных качеств, направленных на решение задач в области лётной эксплуатации и применения авиационных комплексов. Основным направлением решения данной задачи в вузе является лётное обучение, в результате которого курсанты-штурманы получают профессиональный опыт своей будущей профессии военного авиационного штурмана. Только в период лётного обучения проявляется суть контекстного формирования ПВК у курсанта-штурмана. В этот период происходит полное проявление полученных знаний, умений и навыков, утверждение выработанных

и формирование новых, необходимых ПВК у курсанта-штурмана. Опыт показывает, что совершенствование процесса подготовки будущих штурманов должно проходить через развитие личности курсанта, смены его пассивной позиции на активную и практическую направленность в обучении.

Основными задачами лётного обучения как важнейшей части профессиональной подготовки курсанта-штурмана являются закрепление теоретических знаний и получение необходимого практического опыта, знакомство со спецификой профессиональной деятельности, воспитание профессиональной культуры и стиля поведения, формирование профессиональных качеств личности специалиста, умения ставить цели и формировать профессиональные задачи, осуществлять взаимодействие между другими членами экипажа.

Педагогическую деятельность по формированию профессиональных качеств у курсантов-штурманов мы определяем как профессиональную деятельность, осуществляемую в условиях педагогического процесса, направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. При этом особый акцент следует обратить на то, что:

а) совместная деятельность преподавателя и курсанта-штурмана составляет педагогическую деятельность как целостное образование;

б) формирование и развитие требуемых ПВК у курсантов-штурманов будет эффективнее при условии, что преподаватель и инструктор в своей деятельности будут ориентированы не только на результаты процесса, но и на способы их достижения;

в) модель формирования ПВК должна быть практико-ориентирован-ной и направлена на формирование профессионального опыта курсантов-штурманов.

Учебная деятельность курсанта в период лётного обучения направлена на ов-

ладение комплексом специальных теоретических знаний, практических умений и навыков, творческого мышления и освоения новых профессиональных качеств. Она осуществляется на основании постулатов деятельности, нормативности и вариативности, анализа и синтеза. Все это позволяет нам рассматривать деятель-ностный подход как практико-ориенти-рованную основу нашего исследования, поскольку исследуемый феномен является процессом деятельности обучающегося и обучаемого и выступает основой, предполагающей описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции деятельности [15; 17].

Лётное обучение имеет сложную многоканальную и иерархическую структуру, в связи, с чем целесообразно произвести ее декомпозицию и представить в виде трех, преемственно следующих друг за другом видов подготовок [12]: теоретической, тренажерной, лётной.

Лётная подготовка включает в себя наземную подготовку, предварительную подготовку, предполетную подготовку, учебно-тренировочные полёты, разбор полетов.

Таким образом, лётное обучение в целом имеет комплексный характер, и способствуют подготовке авиационного штурмана, способного выполнять весь комплекс профессиональной деятельности, предусмотренный квалификационными требованиями.

На этапе группового обучения лётное обучение организуется и проводится в составе лётной группы в количестве 12-25 курсантов. Следует отметить, что «групповое» обучение обусловлено возможностью учебно-материальной базы вуза, а также таким социально-дидактическим фактором, как потребность сформировать у курсантов умения, навыки и способности работать в группе, в экипаже.

Лётное обучение содержит три преемственно и последовательно реализуемые технологические операции: целе-полагание, планирование и организация

ш

о

ГО m m го

0 S

1 CP

о ^

™ m

I °

го I

m го

о о

CP Ü.

s ^

н ^

£ Е5

s G

CP ф

2 °

сг о

о "

X ^

о о

с CP

>s 1=

к

I- I

О го

О Ш ^ °

-О CP

Ё I

k s-

ф о

со о н

о ф

Ш ^

с; ф

О <

О

подготовки, непосредственная подготовка и учебно-тренировочный полёт.

На этапе целеполагания инструктор ставит задачу на выполнение практического упражнения на тренажере или учебно-штурманском самолете, сообщает курсантам цель выполнения конкретного «полётного задания», порядок выполнения задания, какие элементы необходимо отработать, условия выполнения «полётного задания». После получения задачи лётная группа приступает к подготовке к выполнению «полётного задания». Готовятся полётные карты, заполняются бортовые журналы, изучаются под руководством инструктора или самостоятельно в составе летной группы маршрут полета, отрабатываются методом «пеший по-лётному» сложные элементы «полётного задания». По завершении подготовки группы инструктор проводит контроль готовности курсантов-штурманов лётной группы, по итогам которого делает вывод о готовности лётной группы к выполнению «полетного задания».

При выполнении рассмотренных операций и процедур по подготовке к «полётному заданию» у курсантов развиваются и формируются предметные, информационные, инструментальные, проектные компетенции, а также личностные качества, в том числе ответственность, аккуратность, уверенность в себе, системность мышления, нацеленность на результат.

Обучение курсантов в полете осуществляется в учебных полетах, которые подразделяются на следующие виды: - ознакомительные, выполняются с курсантами-штурманами в целях показа порядка использования навигационного, специального оборудования на самолете и особенностей по действиям штурмана в различных условиях. В ознакомительном полете штурман-инструктор, находясь на рабочем месте штурмана, показывает и рассказывает курсанту весь объ-

ем работы согласно штурманскому плану полёта;

- вывозные, имеют целью на основе имеющихся знаний выработать у курсантов практические умения и навыки, обеспечивающие успешное освоение ими навигации, боевого применения самолета и готовность их к выполнению контрольных и самостоятельных полетов с высоким качеством, гарантирующим безопасность полетов;

- контрольные, выполняются в целях определения качества навигации, боевого применения курсанта перед допуском его к самостоятельным полетам, а также выявления причин отклонений и ошибок курсантов в самостоятельных полетах;

- самостоятельные (тренировочные), выполняются в целях закрепления курсантами приобретенных навыков в навигации, боевом применении и дальнейшего их совершенствования, а также воспитания уверенности и самостоятельности при выполнении полетных заданий.

При проведении лётного обучения особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности. В процессе лётного обучения у курсантов-штурманов развиваются предметные, инструментальные, коммуникативные компетенции и личностные качества (дисциплинированность, стрессоустой-чивость, коммуникативность, уверенность в себе, ответственность).

Подводя итог, можно заявить, что суть практико-ориентированного обучения - это освоение курсантами-штурманами образовательной программы не в аудитории, а в реальном деле. В процессе лётного обучения у курсантов-штурманов формируются профессиональные компетенции и ПВК за счет выполнения ими реальных профессиональных задач. Формирование ПВК является процессом, а уровень сформированности является характеристикой, изменяющейся во вре-

мени. Для повышения эффективности развития и формирования у курсантов-штурманов ПВК необходимо [22]:

- процесс развития и формирования ПВК у курсантов-штурманов при выполнении ими любого вида учебной деятельности рассматривать как целостную дидактическую систему;

- учебная деятельность выстраивать как совокупность конечного числа целенаправленных действий (операций, процедур), выполняемых в общем случае инструктором и курсантами для достижения поставленной цели4

- при разработке заданий для любого вида практико-ориентиро-ванной учебной деятельности курсанта максимально разбивать её на элементарные действия, операции и процедуры.

- при постановке задач перед курсантами на выполнение того или иного вида практико-ориентиро-ванной учебной деятельности возлагать на них как можно больше действий, доведя в идеале процесс выполнения до полностью самоуправляемой учебной деятельности;

- наблюдение и контроль хода выполнения практико-ориентиро-ванной учебной деятельности курсантов проводить не только совокупно по всей работе, но и по каждому из выполненных действий, операций, процедур.

Библиографический список: 1. Валюженич М.К., Михелькевич В.Н., Попов Д.В. Развитие и формирование у студентов личностных профессионально значимых качеств в процессе выполнения лабораторных работ // Проблемы воспитания личности молодого человека в образовательном процессе: материалы Международной научно-практической конференции (Часть 2). - М.: Российская правовая академия Министерства юстиции России, 2013. - С. 416-420.

2. Воскресенский О.А., Бучнев О.А. Адаптация курсантов к образовательному процессу военного вуза // Высшее образование в России. -2013. - № 7. С.136-140.

3. Герасимов В.Н. Педагогика высшей военной школы. - М.: ВУМО РФ, 2001. - 175 с.

4. Гуща Р.А. Оптимизация развития профессиональных качеств у курсантов факультета сил специального назначения войск национальной гвардии: дисс. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2019. - 189 с.

5. Дуранов М.Е., Гостев А.Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 1996. - 72 с.

6. Кадочников А.И. Формирование навигаторской компетентности курсантов в процессе тренажной подготовки: дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск: ЧГПУ, 2009. - 209 с.

7. Карабанова О.Р. Методологические подходы к созданию модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов // Современные наукоемкие технологии. - 2019. -№ 5. С. 132-136.

8. Крикалёв С.К., Токарев В.И., Крючков Б.И. и др. Новые подходы к организации специальной летной подготовки космонавтов // Пилотируемые полеты в космос. - 2013. - № 4. С. 82-91.

9. Липский И.А. Методология военной педагогики: структура, модель, прогноз развития. - СПб.: СПВВИУС, 1994. - 92 с.

10. Мещеряков Д.В., Белошицкий А.В. Модель формирования профессиональной компетентности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза // Вестник ТГУ - 2012. - № 11 (114). С. 122-129.

11. Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: Материалы Всероссийской научно-

ш

о

го £

ш го

0 S

1 Ü.

о ^

™ m

I °

Го I

m го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о

ср ср

s ^

н ^

£ ¡5

СР ф

2 °

сг о

о "

X 2

о о

с СР

>s 1=

к

I- I

О го

О Ш

^ °

-О СР

Ё Ü К

ф о

практической конференции с международным участием (14 ноября 2014 г.). - Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения и наказания России, 2015. - 344 с.

12. Руководство по организации и проведению летного обучения в высших военных учебных заведениях ВВС. Министерство обороны Российской Федерации, Военно-воздушные силы. - М.: Элион, 2008. - 128 с.

13. Сагатовский В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода. Деятельность: теории, методология, проблемы. - Москва: Политиздат, 1990. - 366 с.

14. Селезнев А.В. Профессиограмма авиационного штурмана, как системообразующий фактор профессионального обучения [Электронный ресурс] // Сайт uchebilka.ru. - Режим доступа: https://uchebilka.ru/ biology/19926/index.html

15. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - Москва, 1995.

16. Солодовник Н.Н. Организация прак-тико-ориентированного обучения и исследовательская деятельность студентов колледжа. Теория и практика образования в современном мире: ма-

териалы V Международной научной конференции. - Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. - С. 228-231.

17. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. -Москва: Издательство ЛКИ, 2008. -168 с.

18. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы: психолого-дидактические основы преподавания. - Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2000. - 424 с.

19. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - Москва: Логос, 1996.

20. Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) // Вопросы философии. - 2001. -№ 2. С. 107-115.

21. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - Москва: Эдиториал УРСС, 1997. - 440 с.

22. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: монография. - Челябинск: Русско-Британский институт управления, 2010.

Поступила 29.09.2021

Об авторе:

Селиверстов Сергей Анатольевич, аспирант кафедры педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (Челябинск, Россия), seliverstovsa@gmail.com

Для цитирования: Селиверстов С.А. Деятельностный подход как практико-ори-ентированная основа формирования профессиональных качеств курсантов-штурманов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 3. С. 126-136. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-3-126-136

ш о н

о ф

ш

S

с; ф

О <

О

References:

1. Valyuzhenich M. K., Mikhelkevich V. N., Popov D. V. Development and formation of students' personal professionally significant qualities in the process of laboratory work. Problems of upbringing the personality of a young person in the educational process. Conference proceedings. Part 2. - Moscow: Russian Law Academy of the Ministry of Justice of Russia, 2013, pp. 416-420. [in Russian]

2. Voskresensky O.A. Adaptation of cadets to the educational process of a military university // Vyssheee obrtazovanie v Rossii. - 2013. - No. 7. P. 136-140. [in Russian]

3. Gerasimov V.N. Pedagogy of a higher military school. - M.: MUMD RF, 2001. - 175 p. [in Russian]

4. Gushcha R.A. Optimization of the development of professional qualities among the cadets of the faculty of special forces of the National Guard troops. Dis ... kand.ped.nauk. -Novosibirsk, 2019. - 189 p. [in Russian]

5. Duranov M.E., Gostev A.G. Research approach to professional and pedagogical activity. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 1996. - 72 p. [in Russian]

6. Kadochnikov A.I. Formation of cadets' navigational competence in the process of simulator training. Dis. ... kand.ped.nauk. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State Humanitarian Pedagogical University, 2009. - 209 p. [in Russian]

7. Karabanova O.R. Methodological approaches to the creation of a model for the formation of orienting-gnostic activity of future officers-navigators // Sovremannye naukoemkie tekhnologii. - 2019. - No. 5, pp. 132-136. [in Russian]

8. Krikalev S.K., Tokarev V.I., Kryuchkov B.I., Sorokin V.G., Khalikov M.R., Sokhin I.G., Ryzhikov S.N. New approaches to the organization of special flight training of cosmonauts // Pilotiruemye polity kosmonavtov. - 2013. - No. 4. P. 82-91. [in Russian]

9. Lipsky I.A. Methodology of military pedagogy: structure, model, development forecast. Part 1. - SPb.: Saint Petersburg Higher Military Engineering School of Communications, 1994. - 92 p. [in Russian]

10. Meshcheryakov D. V., Beloshitskiy A. V. Model of the formation of professional competence of future officers in the educational process of a military university // Vestnik TSU. - 2012. - № 11 (114). P. 122-129. [in Russian]

11. Legal and Spiritual and Moral Education of Russian Officers. Conference proceedings. -Samara Law Institute of the Federal Service for Execution and Punishment of Russia, 2015. - 344 p. [in Russian]

12. Guidelines for the organization and conduct of flight training in higher military educational institutions of the Air Force. Ministry of Defense of the Russian Federation, Air Force. -Moscow: Elion, 2008. - 128 p. [in Russian]

13. Sagatovsky V.N. The categorical context of the activity approach. Activity: theories, methodology, problems. - Moscow: Politizdat, 1990. - 366 p. [in Russian] g

14. Seleznev A.V. Professiogram of an aviation navigator as a system-forming factor of professional training [Electronic resource] // Available at: https://uchebilka.ru/biology/ 19926/index.html [in Russian] 1 o

15. Smirnov S.D. Pedagogy and psychology of higher education: from activity to personality. -Moscow, 1995. [in Russian]

16. Solodovnik N.N. Organization of practice-oriented education and research activities of college students. Theory and practice of education in the modern world. Conference proceedings. - St. Petersburg: Satis, 2014. - pp. 228-231. [in Russian] I x

17. Sukhodolsky G.V. Foundations of the psychological theory of activity. - Moscow: 5 Izdatelstvo LKI, 2008. - 168 p. [in Russian] * §

CO o

18. Fokin Yu.G. Psychodidactics of higher education: psychological and didactic * 5 foundations of teaching. - Moscow: Moscow State Technical University named after x ^ N.E. Bauman, 2000. - 424 p. [in Russian] £ |

19. Shadrikov V.D. Psychology of activity and human abilities. - Moscow: Logos, 1996. [in 2 | Russian] g g

20. Shvyrev V.S. On the activity-based approach to the interpretation ofthe "human phenomenon" | |. (an attempt at a modern assessment) //Voprosy filosofii. - 2001. - No. 2, P. 107-115. [in £ i.

. <uO

Russian] ci ■©■

m <0 о S X a. о ^ О I—

IK Э

ro

m

ro x

m ro

о о

ср ср

s ^

I- ^

£ 2

s Ej

CP ф

21. Yudin E.G. Methodology of Science. Consistency. Activity. - Moscow: Editorial URSS, 1997, - 440 p.

22. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical research: content and presentation of results. - Chelyabinsk: Russian-British Institute of Management, 2010. [in Russian]

About the author:

Seliverstov Sergei Anatolievich, Postgraduate student, Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), seliverstovsa@gmail.com

For citation: Seliverstov S.A. Activity approach as a practice-oriented basis for the formation of professional qualities of cadets of aviation navigators // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 3. P. 126-136. DOI: 10.7442/20719620-2021-13-3-126-136

m

о

H

о

<u m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.