ПЕРСОНАЛИИ, ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ
Д. В. Смирнов
Методолог архетипической природы педагогики детского туризма и краеведения (к юбилею А. Л. Шипко)
В статье описаны этапы становления педагога-преподавателя, ученого-исследователя, организатора школы инструкторов школьного туризма Херсонского государственного педагогического университета А. Л. Шипко. Дана краткая характеристика профессионально-педагогического становления ученого-методолога педагогики и психологии детско-юношеского туризма и краеведения. Показан творческий вклад А. Л. Шипко в развитие кон цепции А. А. Остапца-Свешникова «Школа жизни - окружающий мир», в методику и содержание дополнительного образования детей, организацию педагогических систем детского оздоровительного отдыха, повышение эффективности обучения, воспитания, развития, профессионального самоопределения и социализации подрастающего поколения рациональным использованием в каникулярный период форм и средств детско-юношеского туризма и краеведения.
Ключевые слова: методология, педагогика туризма, краеведение, архетип туризма, детско-юношеский туризм, поход, инструктор школьного туризма, А. А. Остапец-Свешников, А. Л. Шипко, спортивные походы, маршрут-полигон, туристские лагеря.
Андрей Леонидович Шипко, кандидат педагогических наук, доцент, академик по специальности детско-юношеский туризм и краеведение Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени Александра Александровича Остапца-Свешникова с 1997 г., первый аспирант А. А. Остапца-Свешникова, успешно защитивший кандидатскую диссертацию, сегодня исследует архетипическую природу педагогики детского туризма и краеведения, живет на Украине, в г. Херсоне.
Родился Андрей Леонидович 30 октября 1951 г. в г. Херсоне Украинской ССР. По национальности русский. Его отец был военным, и поэтому в детстве он жил в военных городках: г. Херсон, Германская Демократическая Республика и г. Владимир-Волынский.
Свою трудовую деятельность А. Л. Шипко начал в 1968 г. по окончании обучения в общеобразовательной школе № 30 г. Херсона столяром на херсонском заводе железобетонных изделий.
Срочную воинскую службу проходил в пограничных войсках в Закавказском пограничном округе (Ахалцихский пограничный отряд) с ноября 1969 г. по ноябрь 1971 г. Именно служба на границе, Андрей Леонидович в этом убежден, заложила в нем чувства ценности Родины, понимание бесценности человеческой жизни. Срочную службу в пограничных войсках он проходил на пропускном пункте, где осознал личную ответственность за Родину и охрану её рубежей. Там же почувствовал всю значимость воинского братства и товарищества, когда прикрываешь собой, не прячась за чужие спины. Горная Грузия, приводные ландшафты, люди разных национальностей и конфессий, с которыми приходилось ему общаться по служ-
бе, послужили основой к увлечению занятиями туризмом и краеведением после возвращения со службы домой, на Украину.
После службы в армии он год работал слесарем на херсонском заводе полупроводниковых изделий и в 1972 г. поступил на подготовительное отделение Херсонского пединститута, очевидно, знания, полученные в ходе службы погранотряде и опыт общения с людьми на границе, также сыграли определяющую роль в выборе будущей профессии - педагога.
В 1978 г. А. Л. Шипко с отличием окончил общетехнический факультет Херсонского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской, получив квалификацию учителя общетехнических дисциплин и труда с дополнительной специальностью физика.
По окончании института Андрей Леонидович трудился в Херсонском пединституте преподавателем кафедры трудового обучения. Через год преподавательской деятельности скромный преподаватель А. Л. Шипко был назначен заместителем декана общетехнического факультета (декабрь 1979 г. - май 1982 г.), позднее - заведующим учебным отделом института (май 1982 г. - октябрь 1985 г.).
В период работы в Херсонском пединституте он с энтузиазмом преподавал студентам дисциплины: практикум в учебных мастерских, теплотехника и др. Но что-то не давало Андрею Леонидовичу покоя: как сегодняшние студенты, придя в школу после института, будут увлекать школьников, какими средствами будут воздействовать на их души и развитие? В 1980 г., через год профессиональной деятельности в должности зам. декана, А. Л. Шипко поставил вопрос ребром перед деканом факультета - необходимо развивать на факультете туризм, обучить студентов теории и практике организации туристских походов со школьниками - средству воспитательной работы в школе и во нешкольной жизни. Декан дал добро, и осенью провели первый туристский слет факультета. Результаты студенческого слета несколько озадачили и Андрея Леонидовича, и декана, и его коллег - вечером студенты увлеклись горячительным. Но преподаватели факультета не сдались и продолжили кропотливую воспитательную деятельность средствами туристских походов среди студентов. Привлекли студенческий актив, показав собственным примером, что в туристских студенческих походах и на турслетах есть альтернатива алкоголю - активный досуг! Через три года факультет получил положительный результат - на студенческих слетах студенты забыли про горячительное!
По инициативе А. Л. Шипко и Ю. А. Грабовского в 1980 г. на общетехническом факультете Херсонского пединститута была начата подготовка инструкторов школьного туризма. Они совместно разработали и стали вести учебный предмет «Туристско-краеведческая работа в школе и ПТУ». Позднее разработанная ими программа «Туристско-краеведческая работа в школе и ПТУ» была издана с грифом «Рекомендована Министерством просвещения СССР для общетехнических факультетов педагогических институтов». Качество подготовки инструкторов школьного туризма на об-
щетехническом факультете Херсонского государственного педагогического института в средине 80-х гг. ХХ в. Министерством образования СССР было признано лучшим в стране.
Андрея Леонидовича направили на стажировку в Москву, в Институт педагогики. Там, в Институте педагогики, один из коллег сообщил ему, что есть ученый, который занимается в Москве детским туризмом. Пошли, познакомились. Так в коридоре, на ходу состоялась судьбоносная для будущей научно-исследовательской и профессионально-педагогической деятельности А. Л. Шипко встреча с А. А. Остапцом.
А. А. Остапец дал А. Л. Шипко и его коллеге Ю. А. Грабовскому адрес клуба «Родина» в Москве на ул. Челябинской, дом 5б. Вечером состоялось неформальное «погружение» двух молодых преподавателей из Херсона в заразительные идеи детско-юношеского туризма и краеведения Александра Александровича Остапца-Свешникова. Позднее Андрей Леонидович творчески, но трепетно, с сыновьей заботой методологически форматировал в своих теоретических исследованиях архетипическую природу детского туризма и практически реализовывал идеи своего научного руководителя А. А. Остапца-Свешникова в Херсонской области и на Украине.
А. А. Остапец привел А. Л. Шипко на Центральную станцию юных туристов СССР, у которой была проблема подготовки кадров - инструкторов для системы детско-юношеского туризма и краеведения и ее методического обеспечения, где познакомил с коллегами. Во время знакомства А. Л. Шипко с работниками Центральной станции юных туристов СССР Александр Александрович Остапец-Свешников как бы мимоходом с присущим юморком бросил: «Что вы тут все разрабатываете, да изобретаете, вот у коллег из Херсона все есть, и успешно реализуется на Украине модель подготовки инструкторов детско-юношеского туризма для работы с подростками в школе». Общение и сотрудничество с организаторами и методистами детского туризма СССР и г. Москвы наложило отпечаток на характер всей последующей научной и преподавательской деятельности Андрея Леонидовича.
Для того чтобы эффективно учить студентов основам туризма, Андрей Леонидович с коллегами посчитали необходимым не просто самим ходить в походы «для удовольствия», но и совершить сложные категорий-ные спортивные походы со студентами в разных регионах необъятной Родины - Союза ССР. Походы со студентами от 1-й до 5-й категории сложности с участием А. Л. Шипко и его коллег проходили в Карпатах, Крыму, на Урале, Кавказе, Кадаре. В результате этой походно-спортивной практики в должности руководителя туристской группы студентов Андрею Леонидовичу был присвоена квалификация «инструктор пешеходного туризма».
В качестве учебной базы общетехнического факультета Херсонского государственного педагогического института для практической подготовки студентов как инструкторов школьного туризма были использованы маршруты по Горному Крыму. При активном участии А. Л. Шипко была
разработана и реализована концепция учебного туристского маршрута -полигона. Это дало возможность использовать в качестве инструкторов учебных туристских групп студентов, членов туристского клуба «Грей», созданного как объединение по интересам (прототип факультета общественных профессий) в Херсонском пединституте. Такая организация практической подготовки в чем-то нарушала инструкции Министерства просвещения, но практика показала и безопасность, и надежность, и высокую эффективность педагогического процесса спортивной, тактико-технической и психологической подготовки инструкторов школьного туризма.
А. Л. Шипко в походе 5-й категории сложности по хребту Кадар
Позднее, в средине 80-х, А. А. Остапец приехал по линии Общества «Знание» в Херсон читать лекции. Он нашел Андрея Леонидовича Шипко и Юрия Антоновича Грабовского и фактически вселил в них уверенность, подав идею и подтолкнул на учебу в годичную аспирантуру...
В 1987 г. из Министерства просвещения УССР в Херсонский госпединститут сообщили, что годичные аспирантуры на Украине закрыли. Но увлеченный и окрыленный идеями А. А. Остапца, Андрей Леонидович через Киев все же собирает документы и добирается до Москвы, где в Министерстве просвещения СССР скромный преподаватель провинциального
Херсонского пединститута пробивается на приём к начальнику управления подготовки научно-педагогических кадров В. К. Розову. Тема исследования А. Л. Шипко «Подготовка кадров для детского туризма...», оказавшаяся, по мнению чиновника из Минпроса СССР, крайне актуальной, и сыграла решающую роль - Андрей Леонидович «заскочил в уходящий поезд» и попал в годичную аспирантуру при НИИ общих проблем воспитания АПН СССР в г. Москве.
Слева направо А. Шипко, А. Берг, М. Ямницкий, две фамилии в памяти не сохранились, А. Остапец, П. Истомин
А. А. Остапец-Свешников стал научным руководителем диссертационного исследования А. Л. Шипко, разместил молодого аспиранта жить в клубе «Родина» на ул. Челябинской, которым руководил. Очевидно, немаловажно, что А. А. Остапец-Свешников помог погрузиться в неформальную социокультурную среду ПЕДАГОГИКИ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА экспериментального Центра детско-юношеского туризма и экскурсий - клуба «Родина» г. Москвы, и Андрей Леонидович был активным участником педагогического эксперимента с использованием средств туризма и краеведения, проводимого его научным руководителем в школах Восточного административного округа Москвы. Андрей Леонидович получил бесценный опыт организации туристско-краеведческой деятельности с трудными подростками, воспитанниками детских домов и туристскими группами семейного туризма «дети с родителями» (форма, использованная А. А. Остапцом в семейном туризме: это ДЕТИ идут в поход и берут с собой родителей! Ведущая роль в таком САМОДЕЯТЕЛЬНОМ туристском походе принадлежит ДЕТЯМ!). В последующей своей деятельности А. Л. Шипко
всегда опирался на опыт, перенятый от своего научного руководителя А. А. Остапца, творчески его переосмысливая, трансформируя, обогащая и адаптируя к современным реалиям и особенностям восприятия окружающего мира детьми.
Андрей Леонидович был аспирантом-«первенцем» в плеяде аспирантов и докторантов А. А. Остапца-Свешникова. Были жаркие споры и дискуссии, сомнения и исследовательский поиск. Что-то, как всегда в науке, пошло «в корзину», не вошло в «кирпич» диссертации, но опыт исследователя, методолога, экспериментатора, практическая вовлеченность в экспериментальную работу с детьми и подростками позволили Андрею Леонидовичу перенять у Учителя - Александра Александровича Остапца-Свешникова - увлеченность наукой, детьми, туризмом и краеведением.
В 1989 г. А. Л. Шипко блестяще защитил диссертацию на тему «Ту-ристско-краеведческая деятельность как средство формирования готовности старшеклассников к защите Родины» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Вернувшись после Москвы в 1990 г. на родину, Андрей Леонидович предложил работникам Херсонской областной станции юных туристов идею проведения лагеря скаутского типа в условиях автономного существования. В соавторстве с Ю. Грабовским и О. Штерном были разработаны методические рекомендации «Организация и работа туристского лагеря районного Дома пионеров». В первом таком лагере на базе Днепровского Дома пионеров апробировал предложенную методику поработав старшим инструктором. И лагеря пошли во все районы Херсонской области.
При реализации на практике программ организации и проведения детских туристских лагерей районного Дома пионеров Андрей Леонидович понял, в чем смысл автономного существования туристской походной группы в природной среде. Он обосновал в результатах своих исследований, публикациях, что воспитание не может быть эффективным без опоры на реальные потребности человека и в первую очередь витальные1 (обеспечить себя и товарищей пищей, комфортными условиями отдыха, теплом и т. п.).
Но сложные процессы, проходившие в стране в начале 90-х гг., фактически «выдернули» А. Л. Шипко из педагогики детского туризма и «вынудили», подчиняясь партийной дисциплине, перейти работать в Херсонский обком КПУ руководителем лекторской группы. В 1990-1991 гг. А. Л. Шипко работал секретарем парткома Херсонского государственного педагогического института.
1 Витальные потребности Первая группа - витальные потребности, от слова vita - жизнь. Это жизненно необходимые потребности, без которых невозможно само наше существование. И если они не будут реализовываться, удовлетворяться, то организм просто умрет. К ним относятся прежде всего пищевое и питьевое поведение, а также потребность в безопасности (оборонительное поведение).
В сентябре 1991 г. А. Л. Шипко вернулся к любимому делу - преподаванию на кафедре педагогики Херсонского государственного педагогического института и научно-исследовательской деятельности в педагогике детского туризма. Он с увлечением преподавал студентам дисциплины: педагогику, методику воспитательной работы, историю педагогики и педагогическую психологию. По совместительству в Херсонском филиале Киевского университета культуры для будущих менеджеров туризма преподавал туризмоведение, педагогику и психологию туризма и др.
Андрей Леонидович включился в организацию научно-исследовательской деятельности студентов, руководил написанием дипломных и магистерских работ. Организовывал и проводил студенческие научные конференции, редактировал сборники студенческих научных работ Херсонского государственного университета «Студенческие научные исследования».
В 1997 г. А. Л. Шипко избран действительным членом-академиком только что созданной его учителем А. А. Остапцом-Свешниковым Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения (г. Москва). Он проводит большую работу по организации деятельности Академии на Украине, активно участвует в организации и проведении Международных научно-практических конференций, где обсуждаются проблематика развития детско-юношеского туризма и краеведения, подготовки педагогических кадров для системы детского и молодёжного туризма.
Андрей Леонидович активно занимался всю свою профессиональную деятельность научно-исследовательской работой по актуальным и сегодня, в XXI в., проблемам, связанным прежде всего с педагогикой и психологией детско-юношеского туризма, скаутского движения, организации активного отдыха детей и подростков в каникулярное время. Им разработаны и апробированы квалификационные требования и содержание программы практической подготовки инструкторов детско-юношеского экологического туризма. Он был инициатором проведения цикла Международных научно-практических конференций «Краеведение и туризм: образование, воспитание, стиль жизни».
В нулевые годы А. Л. Шипко активно работает в направлении совершенствования туристской отрасли Украины. Проводит семинары для работников государственных администраций и органов местного самоуправления по управлению туристской отраслью. При его непосредственном участии организованы туристские форумы для работников государственных администраций, местного самоуправления и руководителей туристской отрасли Южного, Западного и Центрального регионов Украины.
В мае 2004 г. А. Л. Шипко прошел подготовку в Малопольском институте самоуправления и администрации (Польша) по стратегическому планированию развития территориальных общин. На основе методики стратегического планирования, принятой в европейских странах, разработал
методику формирования туристско-рекреационного комплекса Херсонской области. Принял активное участие в работе по разработке Стратегии туристско-рекреационного комплекса Херсонской области.
В 2012 г. избирается членом Ученого и экспертного советов Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова», с 2013 г. является членом редакционного совета печатного СМИ - «Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения».
А. Л. Шипко, май 2013 г., Международный форум «Образование, отдых и туризм», г. Скадоск, Украина
Важное место в научно-педагогической деятельности А. Л. Шипко занимает развитие международного сотрудничества ученых, педагогов-исследователей, организаторов детско-юношеского туризма и краеведения, руководителей и вожатых детских летних оздоровительных лагерей на постсоветском пространстве. По его инициативе в 2013 г. была создана научно-исследовательская и опытно-экспериментальная площадка реализации совместных образовательных и научно-исследовательских программ ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» Российской академии образования, Херсонского государственного университета, МОО
«Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова» и сети детских оздоровительных лагерей санаторного типа Херсонской области «Приморье (с. Железный Порт), «Юбилейный» (с. Красное), «Чайка» (с. Лазурное) по теме «Формирование педагогического пространства детского оздоровительного лагеря».
А. А. Горбачев, Ю. С. Константинов, Д. В. Смирнов и А. Л. Шипко.
Расширенное заседание бюро Украинского зарубежного филиала МОО «МАДЮТКК» г. Переславль-Хмельницкий, Украина, апрель 2012 г.
В опытно-экспериментальную работу Международной экспериментальной площадки были вовлечены ученые лаборатории туризма и кафедры английского и турецкого языков Херсонского государственного университета, лаборатории дополнительного образования ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» Российской академии образования, студенты и аспиранты, педагоги сети детских оздоровительных лагерей санаторного типа Херсонской области. Полученные результаты существенно расширили методики и содержание дополнительного образования детей и детского оздоровительного отдыха, способствовали выявлению критериев и показателей оценки качества и повышения эффективности обучения, воспитания, развития, профессионального самоопределения и социализации детей и подростков рациональным использованием в каникулярный период форм и средств детско-юношеского туризма и краеведения, активного образа жизнедеятельности в безопасной и педагогически целесообразно организованной социокультурной среде. В чем, естественно, бесспорен творческий вклад методолога педагогики туризма Андрея Леонидовича Шипко.
А. Л. Шипко, Д. В. Смирнов и В. С. Серебрий, май 2013 г., Международный форум «Образование, отдых и туризм», г. Скадоск, Украина
Андрей Леонидович является автором и экспертом-рецензентом печатных СМИ: журналов «Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения» издаваемого МОО «Международная общественная организация академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова» и «Педагогическое искусство», издаваемого ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», г Киров.
За достижения в научной и общественно-педагогической деятельности Андрей Леонидович Шипко награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Украины, Министерства культуры и туризма Украины, Почетной грамотой Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова, удостоен звания Лауреата Международного конкурса «Золотой компас 2020» в номинации «Научно-педагогическое сопровождение подготовки и профессиональной переподготовки педагогических кадров для системы детско-юношеского туризма и краеведения».
Научный руководитель А. Л. Шипко работал с аспирантами, четверо из которых успешно защитили диссертации на соискание ученых степеней кандидатов педагогических наук в предметной области физическая культура и трудятся преподавателями физической культуры и спорта. Иван Геннадьевич Глухов сегодня является деканом факультета физической культуры и спорта Херсонского государственного университета, а Юрий Борисович Кан - начальник управления физической культуры и спорта Херсонской области.
Публикационная активность А. Л. Шипко. Здесь следует отдельно отметить, фундаментальность проработки выносимых Андреем Леонидовичем на суд научно-педагогической общественности идей и умозаключений, их глубокую философско-педагогическую проработку с различных
методологических оснований, согласование с основами гигиены и закономерностями возрастной психологии. Очевидно «партийное советское», в хорошем содержательном контексте, существенно отразилось на результатах научно-исследовательского творчества, выразившихся в опубликованных трудах - «лучше меньше, да лучше» [1]. Всего А. Л. Шипко опубликовал более 100 научных и научно-методических трудов [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16]. Большая часть из которых посвящена теоретико-методологическим основаниям ментальных потребностей человека как основы педагогики детского туризма, активного познания окружающего мира и экологии человека.
А. Л. Шипко (крайний справа) со студентами в спортивном походе
в Горном Крыму
В своих публикациях Андрей Леонидович детско-юношеский туризм рассматривает как средство, принципиально отличное от педагогических средств, традиционно используемых в рамках школьного образования и воспитания. Он опирается и в научных теоретических исследования, и в организации практической педагогической и туристско-краеведческой деятельности на основные идеи концепции А. А. Остапца-Свешникова «Школа жизни - окружающий мир» [2, 3], развивая их в использовании в педагогически целесообразно организованной социокультурной среде, автономной от благ цивилизации туристской группы, окружающего мира, в качестве субъекта педагогического процесса. При этом туризм и краеведе-
ние рассматривает только как взаимодополняющие компоненты, располагающие возможностями моделирования пространства ДЕТСТВА в соответствии с целями воспитания и развития Личности. В своих исследованиях и публикациях он пытается снять противоречия в дефиниции детско-юношеского туризма, определяя и характеризуя его основные черты -«пространство детско-юношеского туризма». Рассматривая ключевые теоретические аспекты детско-юношеского туризма, А. Л. Шипко создает предпосылки для очерчивания направлений дальнейшего изучения этого социокультурного явления, разработки его законодательной основы, более полного раскрытия воспитательного потенциала «пространства детско-юношеского туризма». В своих работах он методологически обосновал архетипическую природу туризма, единую классификацию туризма.
Выйдя на пенсию, А. Л. Шипко активно продолжал свою обществен ную и педагогическую деятельность, работал в бюро Украинского зарубежного филиала МОО «Международная общественная организация академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова».
Сегодня по инициативе Андрея Леонидовича Шипко и при его непосредственном кураторстве МОО «Международная общественная организация академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова» проводит цикл методологических вебинаров «Детско-юношеский туризм в современном мире» для учителей, педагогов, аспирантов, магистрантов, докторантов и ученых.
В заключение еще раз хотелось бы от всех нас поздравить уважаемого Андрея Леонидовича Шипко с юбилеем - 70-летием и пожелать крепкого здоровья, благополучия, мирного неба над головой, верных друзей-товарищей туристского сообщества, соратников в педагогике детства и плодотворного творчества на ниве методологии педагогики детско-юношеского туризма и краеведения, организации активного досуга и отдыха детей, подростков и юношества, подготовки педагогических кадров для сферы детско-юношеского туризма
Примечания
1. Ленин В. И. Лучше меньше, да лучше // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. - С. 389-406.
2. Остапец А. А. Цикл-программа // Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, 4-6 декабря 1998 г. - М. : ЦДЮТур РФ, 1998. - С. 11-12.
3. Остапец-Свешников А. А. Детский туризм - специфическая образовательная система : концепция / А. А. Остапец-Свешников, Л. В. Алиева // Школа жизни - окружающий мир. (Опыт программирования деятельности учреждения доп. образования) : сб. программно-метод. материалов. -М. : ДдиЮТиЭ «Родина», 2004. - С. 7-14.
4. Шипко А. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания готовности старшеклассников к защите Родины : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1988.
5. Шипко А. Л., Смирнов Д. В. Процесс социализации кочевого архетипа в дополнительном туристско-краеведческом образовании как средство формирования готовности личности к совершению туристских путешествий // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. № 1(110). - С. 39-64.
6. Шипко А. Л. Туризм как средство управляемой социализации // Актуальные вопросы состояния и развития рекреации, спортивно-оздоровительного и детско-юношеского туризма : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 125-летию спортивного туризма в России, 18 декабря 2020 г. (РГУФКСМиТ) / под общ. ред. И. А. Дрогова, Д. В. Смирнова. - М., 2020. - С. 54-57.
7. Шипко А. Л. Детско-юношеский туризм в контексте научного исследования // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2018. № 1. - С. 90-105.
8. Шипко А.Л. Педагогическая технология А. А. Остапца-Свешникова и современность // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 2. -С. 8-21.
9. Колотуха О.В., Шипко А. Л. Спортивний туризм в загальнгй струк-турi туризму: пгдходи до систематизацп // Географiя та туризм. 2014. -С. 20-38.
10. Шипко А. Л. Аналiз економгчно!' полгтики Херсонсько!' областг в галузi туризму // Аспекти самоврядування (часопис украшсько-американсько'1 програми 2005
11. Шипко А. Л. Формирование патриотизма и современность // Педагогическое искусство. 2017. № 1. - С. 110-114.
12. Шипко А. Л., Грабовский Ю. А. Особенности нравственного воспитания в туристских походах // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. № 3. - С. 34-41.
13. Шипко А. Л., Грабовский Ю. А. Визначення взаемозв'язку фгзично-го розвитку туристгв з ефективнгстю подолання категоргйних походiв // Туризм i краезнавство : Збiрник наукових праць. - Додаток до Гуманитарного .2013
14. Шипко А. Л., Грабовский Ю. А. Подготовка органiзаторiв туристсь-ко-краезнавчо'1 дiяльностi // Гумангтарний вгсник державного вищого навчального закладу «Переяслав-Хмельницький». 2012. Вип. 20 - С. 207210
15. Шипко А. Л. Особливостг формування колективу у туристсько-краезнавчгй дгяльностг //Гумангтарний вгсник державного вищого нав-чального закладу «Переяслав-Хмельницький. 2008. - С. 146-151.
16. Шипко А. Л. Родовидовий аналiз сучасного туризму // Гуманггар-ний вюник державного вищого навчального закладу «Переяслав -Хмельницький. 2008.- С. 146-151.
Д. В. Смирнов
Лидер педагогики социально-культурной сферы Московской области - Вера Петровна Исаенко (к 75-летию со дня рождения)
В статье представлен процесс личностного развития и профессионального становления учителя, организатора, преподавателя, исследователя, ученого, доктора педагогических наук, профессора Веры Петровны Исаенко. Показана роль туристских путешествий и средств краеведения в совершенствовании стратегии самосбережения здоровья, профессионально-педагогического мастерства учителя, осмысления исследовательского опыта при разработке и апробации методик формирования клубных самодеятельных коллективов, формировании здоровьесберегающей компетентности педагогов. Описан творческий вклад В. П. Исаенко в педагогику социально-культурной сферы, теорию и методику дополнительного образования детей и подготовку педагогических кадров.
Ключевые слова: учитель, классный руководитель, ученый, дополнительное образование детей, профессиональная деятельность, научная деятельность, игровая культура, русская ментальность, клубный коллектив, туристские путешествия, воспитание туризмом, здоро-вьесберегающая компетентность.
Вся жизнь есть обучение, и каждый в ней учитель и вечный ученик.
А. Маслоу
Вера Петровна Исаенко родилась 24 ноября 1946 г. в небольшом Подмосковном городке Ивантеевка. Средняя школа № 1 г. Ивантеевки была практически на одной улице, рядом с домом, где жила маленькая и озорная, непоседливая девочка Вера. «Планы в жизни намечать начала годочков в пять. Хочу учителем я стать» - так о себе пишет Вера Петровна.
О своей учебе в школе Вера Петровна вспоминает: «В классы с куклой захожу, за первой партой посижу, у доски урок отвечу, стихотворение расскажу. Отметки куклы получают, а учитель подрастает. Пролетели 8 лет, школа, до свидания, педучилищу привет, я сдаю экзамены. Вот идет за годом год, выпускной уже грядет.»
В 1964 г. Вера Петровна закончила обучение в школе и поступила в Истринское педагогическое училище, которое успешно закончила в 1966 г. После окончания педучилища Вера Петровна вернулась в родную Ивантеевку трудиться учителем начальных классов в Ивантеевской средней школе, которую сама окончила. Она приняла первый класс, о котором с нежностью и сегодня вспоминает: «Вижу их любовь ко мне. Я же им плачу вдвойне. Стала лучшим педагогом, даю открытые уроки для города и области, не жалею молодости... » Свой класс она «провела» по школьной жиз-