Научная статья на тему 'МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ В РЕГБИ (АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)'

МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ В РЕГБИ (АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГБИ / ТРЕНИРОВКА / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / СИЛОВЫЕ НАГРУЗКИ / НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арансон Максим Всеволодович, Озолин Эдвин Сигизмундович, Тупоногова Ольга Васильевна, Овчаренко Лариса Николаевна

В работе проведен контент-анализ современной научной литературы, посвященной построению тренировочного процесса в разных дисциплинах регби, за последние 5 лет. Работы этого направления занимают значительную часть среди научных публикаций по данному виду спорта. Определено, что значимость силовой подготовки стабильно высока вследствие специфики вида спорта. Рассмотрено применение принципа периодизации в тренировках и её специфика на различных этапах подготовки. Выявлены существенные различия в профиле подготовленности игроков разных дисциплин, требующие различной структуры тренировок. Подчеркивается, что использование специфичных для вида спорта нагрузок, в частности беговых, способствует повышению результативности тренировочного процесса. Выделен ряд проблемных областей, в частности подготовка начинающих спортсменов и изменения в структуре тренировочных нагрузок при переходе между возрастными категориями и уровнями спортивного мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арансон Максим Всеволодович, Озолин Эдвин Сигизмундович, Тупоногова Ольга Васильевна, Овчаренко Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING METHODS IN RUGBY (ANALYSIS OF FOREIGN LITERATURE)

This article presents content analysis of the modern scientific literature covering the training process in various rugby disciplines for over the past 5 years. Researches in this area contain the significant part of the scientific publications regarding this sport. It was determined that the importance of strength training is consistently high due to the specifics of the sport. The application of the periodization principle in training and its specificity at various stages of training are considered. Significant differences revealed in the fitness profile of the players from different disciplines, requiring different training structures. It is emphasized that the use of the sport-specific loads, in particular, running, helps to increase the effectiveness of the training process. A number of problem areas have been identified, in particular, the training of beginner athletes and changes in the structure of training loads during the transition between age categories and levels of sportsmanship.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ В РЕГБИ (АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)»

URL: https://www.ranepa.ru/images/docs/prikazy-ranhigs/pologenie_fizra.pdf, (дата обращения: 26.11.2021).

REFERENCES

1. State Committee of the Russian Federation for Higher Education (1994), "On the organization of the process of physical education in higher educational institutions", Order of the dated July 26, 1994 N 777, available at: https://base.garant.ru/72089554/ (date of access: 11/26/2021).

2. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Nazarenko E.A., Puchkova, M.V. (2020), "On the ratio of the requirements of the federal state educational standard of higher education of the generation "3++" to the discipline "Physical culture" of the actual order of its implementation at the present stage", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 3-9.

3. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Kulikov, M.L., Puchkova, M.V. (2021), "Physical education at the university, what is it?", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 11-17.

4. Caravan, A.V. (2021), Regulations on the procedure for the implementation of disciplines in physical culture and sports in St. Petersburg State Agrarian University of Architecture, St. Petersburg, available at: https://doc.spbgasu.ru/umu/Polozhenie_fizkult.pdf (date of access: 11/26/2021).

5. The procedure for conducting physical education classes at the Russian Academy of National Economy and Public Administration in various forms of education, with a combination of various forms of education, as well as in the development of an educational program by people with disabilities and people with disabilities. Moscow (2021), available at: https://www.ranepa.ru/images/docs/prikazy-ranhigs/pologenie_fizra.pdf (date of access: 11/26/2021).

Контактная информация: ageevets59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.06.2022

УДК 796.333

МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ В РЕГБИ (АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Максим Всеволодович Арансон, кандидат биологических наук, Эдвин Сигизмундович Озолин, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Васильевна, Тупоногова, кандидат педагогических наук, Лариса Николаевна Овчаренко, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, г. Москва

Аннотация

В работе проведен контент-анализ современной научной литературы, посвященной построению тренировочного процесса в разных дисциплинах регби, за последние 5 лет. Работы этого направления занимают значительную часть среди научных публикаций по данному виду спорта. Определено, что значимость силовой подготовки стабильно высока вследствие специфики вида спорта. Рассмотрено применение принципа периодизации в тренировках и её специфика на различных этапах подготовки. Выявлены существенные различия в профиле подготовленности игроков разных дисциплин, требующие различной структуры тренировок. Подчеркивается, что использование специфичных для вида спорта нагрузок, в частности беговых, способствует повышению результативности тренировочного процесса. Выделен ряд проблемных областей, в частности подготовка начинающих спортсменов и изменения в структуре тренировочных нагрузок при переходе между возрастными категориями и уровнями спортивного мастерства.

Ключевые слова: регби, тренировка, специфические нагрузки, силовые нагрузки, научная литература, контент-анализ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p21-27

TRAINING METHODS IN RUGBY (ANALYSIS OF FOREIGN LITERATURE)

Maxim Vsevolodovich Aranson, the candidate of biological sciences, Edvin Sigismundovich

Ozolin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Olga Vasilyevna, Tuponogova, the can-

didate of pedagogical sciences, Larisa Nikolaevna Ovcharenko, the senior research associate, Federal scientific center of physical culture and sport, Moscow

Abstract

This article presents content analysis of the modern scientific literature covering the training process in various rugby disciplines for over the past 5 years. Researches in this area contain the significant part of the scientific publications regarding this sport. It was determined that the importance of strength training is consistently high due to the specifics of the sport. The application of the periodization principle in training and its specificity at various stages of training are considered. Significant differences revealed in the fitness profile of the players from different disciplines, requiring different training structures. It is emphasized that the use of the sport-specific loads, in particular, running, helps to increase the effectiveness of the training process. A number of problem areas have been identified, in particular, the training of beginner athletes and changes in the structure of training loads during the transition between age categories and levels of sportsmanship.

Keywords: rugby, training, specific loads, power loads, scientific literature, content analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Регби - командный игровой вид спорта, соревновательные действия в котором включают в себя большое количество силовых и скоростно-силовых усилий (высокоинтенсивный прерывистый бег), а также непосредственный контакт между игроками. Поэтому подготовка регбистов по своей специфике отличается от подготовки других игровиков.

Целью работы было выявление основных научных направлений в методике тренировки регбистов на основе контент-анализа зарубежной научной литературы (статьи, рефераты статей, монографии, диссертации) по регби-лиге, регби-юнион и регби-7 за период 2018-2022 гг.

Метод: контент-анализ научной литературы.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Из 192 релевантных работ для анализа отобрано 18. Установлено, что исследования, посвященные различным аспектам тренировки в регби, составляют в среднем 9,2% от общего количества (7,1-15,3%). Выполняются они, прежде всего, в странах, где регби развито хорошо или интенсивно развивается.

Далее приводим краткий обзор наиболее интересных материалов по регби.

Регби-7 присутствует на Олимпийских играх с 2016 г. Обычно соревнования в турнирном формате проходят 6 раз за 2-3 дня. Сезоны игры регби-7 на высшем уровне часто включают в себя более 12 турниров менее чем за 9 месяцев. Это требует обдуманного и тщательного баланса между тренировками и восстановлением, а также управления рабочей нагрузкой наряду с развитием необходимых физических качеств, необходимых для соревнований. В работе ученых из США, Франции, Катара, Великобритании и Ирландии [1] описано построение тренировочного процесса в данном виде спорта с учетом его особенностей. Рекомендуется сосредоточиться на беговых и повторных силовых тренировках, развивая, прежде всего, физические навыки, необходимые для матча. Подходы с частичным снижением нагрузки в сочетании с высокоскоростным бегом (>5 м/с по GPS) до и между турнирами могут снизить уровень травматизма и повысить производительность. Управление логистикой, включая питание и восстановление, является залогом успеха в физической подготовке элитных спортсменов по регби-7.

Несмотря на рост популярности и престижа регби-7 во всем мире, технические, тактические, физические и физиологические требования международных соревнований изучены мало, и соответственно специфика подготовки неясна. Одна из целей диссертации исследователя из Австралии [2] - количественно определить специфику современных методов тренировок на поле. Линейное смешанное моделирование результатов 392

международных команд выявило несколько показателей эффективности, положительно или отрицательно связанных с количеством очков, набранных командой. Профилирование активности 174 игроков в наблюдениях за 27 матчами, продемонстрировало более высокую интенсивность движений в международных матчах по сравнению с национальными. Лабораторные и полевые тесты 18 международных игроков в регби-7 показали, что они обладают высокоразвитыми физическими качествами, в соответствии с требованиями соревнований. Игроки в регби-7 имели антропометрические характеристики, аналогичные таковым защитников в международном регби-юнион. Нападающие были тяжелее, чем защитники как в регби-юнион, так и в регби-7. Модели движений и физиологические потребности 42 игроков в регби-7 отслеживались во время 22 международных матчей и 63 тренировок по регби. В течение 21 месяца наблюдения за тренировками на поле выяснено, что технические и игровые упражнения, как правило, не могли воспроизвести физические и физиологические требования к позиционным группам на соревнованиях. Таким образом, несоответствие структуры соревнований между регби юнион и регби-7 диктует разные характеристики и соответственно, разные приоритеты в подготовке игроков.

Цель работы ученых Великобритании [3] - определить эффективность специфических для бега и регби интервальных упражнений для профессиональных игроков лиги регби академического уровня. Участники (31 человек) были распределены в группу интервальных спринтерских тренировок по регби ^ГГг^, п=16) или бегу ^ГГг, п=15). Измерения различных показателей проводились до и после 2-недельного тренировочного цикла. Во время SITr/s и SITr оценивали внутренние, внешние и перцептивные реакции, а самочувствие и нервно-мышечная функция оценивались перед каждым сеансом. Несмотря на неоднозначность реакций на тренировки, улучшения физических и физиологических характеристик наблюдались после обоих видов нагрузок. Межгрупповой анализ показал преимущество тренировок SITr/s по результатам большинства тестов, кроме самочувствия и нервно-мышечной функции. Однако 14-дневный курс по обоим методикам был эффективен для улучшения физических характеристик. Следовательно, надо предусмотреть использование специфических для вида спорта двигательных действий для подготовки игроков лиги регби к сезону.

Концепция тактической периодизации (ТП) была впервые применена в игровых видах футбольными тренерами. Есть данные, что подходы, основанные на тактической периодизации, используются в элитном регби-юнион. Однако литературы на эту тему мало, а ресурсы для тренеров, заинтересованных в использовании данного подхода, ограничены. Статья английских ученых [4] показывает, как можно применять тактическую периодизацию в регби, чтобы строить длительные планы, повышать специфичность тренировок и более эффективно готовить игроков к соревнованиям. Развитие навыков наиболее успешно, когда оно переходит от общего к частному, и навыки лучше всего изучать изолированно, прежде чем их связывать и комбинировать в специфических спортивных ситуациях. Единообразное применение ТП на всех уровнях подготовленности не рекомендуется. Однако для спортсменов, которые уже соответствуют требованиям к физическим и техническим навыкам в конкретном виде спорта, ТП может обеспечить возможность улучшения командной тактической координации.

Сила, мощность, скорость, ловкость, форма и размер тела - важные параметры для успешного выступления регбиста. Физические требования в регби сложны, и одновременное улучшение указанных показателей требует тщательно спланированной программы подготовки. Глава из книги южноафриканских ученых [5] посвящена построению тренировочного процесса в разные периоды годового цикла. Тренерам по физической подготовке следует применять программу структурированных изменений тренировочной схемы, называемую периодизацией. В соответствии с ней, годовой цикл можно разбить на конкретные области. Программам тренировок с отягощениями обычно уделяют особое

внимание в каждой фазе годового цикла. Например, в фазе межсезонья работа может быть сосредоточена на общей подготовке и гипертрофии мышц, тогда как в предсезонье -преимущественно на развитии силы и мощности. В течение сезона надо делать акцент на поддержании уровня физической подготовленности, достигнутого в межсезонье и в предсезонный период. Структура физической подготовки может быть разной на определенных этапах тренировочного года.

Статья специалистов из США и Великобритании [6] посвящена учету хронологического возраста и биологического созревания при создании тренировочных программ для молодёжи. Биологическое созревание связано со значительным изменением ряда физиологических и структурных процессов на протяжении всего детского и подросткового возраста. Излишне быстрый рост длинных костей по сравнению с мышцами может нарушить структуру тела, нервно-мышечную функцию и физическую работоспособность. Специалисты, работающие со спортсменами школьного возраста, должны знать об этих возрастных изменениях, чтобы создавать максимально безопасные и эффективные программы силовой и общефизической подготовки для повышения результативности и снижения риска травм. Существует несколько доступных методов оценки биологической зрелости, и специалисты, работающие с молодежью, могут учитывать влияние последней на двигательную активность у детей и подростков. Обсуждаются методы оценки и дается обоснование для понимания применимых инструментов оценки биологического созревания, которые могут помочь в разработке тренировочных программ для молодежи.

В женском спорте в последнее время наблюдается резкий рост численности и профессионализма спортсменов. Однако инфраструктура и уровень спортивной науки во многих женских видах спорта ниже, чем в мужских. Известно, что между полами имеются существенные различия в физических и физиологических характеристиках. Хотя методы физической подготовки спортсменов-мужчин известны, в настоящее время не опубликовано работ, относящихся исключительно к спортсменкам-женщинам. Совместное исследование ученых Великобритании, Австралии и ЮАР [7] посвящено изучению методов тренировок, используемых в женских видах регби (юнион, лига и регби-7). Разработана анкета для оценки методов физической подготовки, восстановления, контроля и использования новых технологий; обсуждались уникальные аспекты женского регби. На анкету ответили 37 специалистов по физической подготовке. 78% участников работали со спортсменками национального или регионального уровня. Тестирование производительности чаще оценивалось в пред- (97%) и в сезоне (86%), чем в межсезонье (23%). Силовые, аэробные, спринтерские и плиометрические, а также восстановительные тренировки применяют более 89% участников. Технологии спортивной науки в 54% использовались для информационных целей. Фазу менструального цикла контролировали 22% практикующих врачей. Наиболее часто обсуждаемые уникальные аспекты женского регби: психосоциальные вопросы (41%), менструальный цикл (22%) и физические различия (22%).

Многочисленные исследования выявили различия в физических характеристиках между игровыми уровнями и позициями в регби-юнион; однако исследований по продольным изменениям состава тела и физической работоспособности мало, а степень зависимость каждого компонента подготовленности от требований соревнований, неизвестна. Такая информация особенно важна при формировании тренировочных программ подростков с целью улучшения физических характеристик и достижения высоких результатов. Целью диссертации автора из Новой Зеландии [8] было установить эффективность межсезонной программы физической подготовки подростков, играющих в регби. Определялась таже взаимосвязь между физическими характеристиками и игровым поведением на поле. Время спринта коррелировало с игровым поведением, связанным с высокоинтенсивным бегом (например, разрывы линии и засчитанные попытки). Способность к повторному спринтерскому бегу и процентное содержание жира в организме коррелировали с уровнем активности. Хотя низкие корреляции указывают на то, что с производительно-

стью на поле могут быть связаны и другие факторы, однако понятна значимость скорости, повторяемости спринтерских способностей и состава тела для эффективного выполнения задач на соревнованиях. Определена эффективность 15-недельной программы подготовки в межсезонье под наблюдением по сравнению с идентичной программой без наблюдения у 44 подростков - игроков регби. Тренировка под наблюдением увеличила прирост силы с различиями между группами в увеличении максимума на одно повторение (1RM) после программы подготовки. Сила снизилась в контрольной группе во время неконтролируемой фазы соревнований, в результате чего различие между долгосрочными изменениями групп в приседаниях с 1RM мало. Большинство других различий между группами в результате тренировки несущественны. Не выяснено влияние возраста на изменения физических характеристик в результате тренировок. Больший прогресс, достигнутый в контрольной тренировочной группе на этапе подготовки, мог быть результатом большей мотивации и общей тренировочной нагрузки. Отсутствие четких различий после этапа соревнований иллюстрирует важность контроля при развитии физических качеств. Скорость, состав тела и способность к повторяющимся спринтам, по-видимому, являются важными физическими характеристиками игроков регби. Существенное улучшение физической работоспособности у игроков-подростков может быть достигнуто после структурированной, организованной и контролируемой программы тренировок.

В главе из книги Talent Identification and Development in Sport [9] рассматривается так называемый двойной подход Союза регби Англии к выявлению и развитию молодых игроков в регби. Этот подход включает в себя занятия регби для разных возрастных категорий и направления развития игроков, реализуемого через 14 региональных академий. Двойной путь характеризуется как широким и проявляющимся, так и узким и сфокусированным направлениями. Преимущества такого «двойного» пути обсуждаются наряду с проблемами, которые существуют в рамках его реализации.

Работа ученых из Великобритании описывает основные направления спортивной науки в регби юнион (RU) [10]. В Англии возрастные категории регби регулируют участие и развитие талантов молодых игроков. Методы развития игроков RU недавно подвергались критике в отношении результативности и сохранения здоровья и благополучия. Поведено обобщение и критическая оценка литературу, касающейся прикладной науки о спорте в отношении возрастных категории игроков мужчин RU в Англии. Особое внимание уделяется: (1) игровым характеристикам, (2) тренировочным воздействиям, (3) физическим качествам, (4) утомлению и восстановлению, (5) питанию, (6) психологическим проблемам и развитию, (7) травмам. Тренировочное воздействие описывается как «организованный хаос» из-за множества заинтересованных сторон, участвующих в составлении расписаний тренировок. Усталость проявляется в течение 72 часов после матча. Хорошо развитые физические качества важны для развития игрока и снижения риска травм. Также были выявлены опасения по поводу ухудшения психологических характеристик. Объясняется, где некоторые современные методы могут быть неоптимальными; обсуждаются принципы эффективной подготовке игроков к целостным требованиям молодежного RU и рассматриваются области для будущих исследований.

ВЫВОДЫ

Как видно из анализа научной литературы, основными факторами в тренировке регбистов являются: использование специфических тренировочных нагрузок; структурирование их в соответствии с периодом годового цикла; учет специфики как вида спорта в целом, так и отдельных его дисциплин. При этом значимость силовой и скоростно-силовой подготовки остаётся существенной, поскольку соревновательные действия в регби большей частью носят скоростно-силовой (спринты) или силовой (столкновения) характер.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБУ ФНЦ ВНИИФК № 777-0000521-00

ЛИТЕРАТУРА

1. Physical Preparation Recommendations for Elite Rugby Sevens Performance / J. Schuster, D. Howells, J. Robineau, A. Couderc, A. Natera, N. Lumley, T.J. Gabbett, N. Winkelman // International Journal of Sports Physiology and Performance. - 2018. - Volume 13. - Issue 3. - P. 255-267.

2. Higham D.G. Applied Physiology of Rugby Sevens: Performance Analysis and Elite Player Development. A thesis submitted to the University of Canberra for the degree of Doctor of Philosophy / Higham D.G. - University of Canberra, 2013. - 252 p

3. The effects of in-season, low-volume sprint interval training with and without sport-specific actions on the physical characteristics of elite academy rugby league players / N. Dobbin, J. Highton, S. Moss, C. Twist // International Journal of Sports Physiology and Performance. - 2020. - No. 15 (5). - P. 705-713.

4. Tee, J.C. Tactical Periodization Approach for Rugby Union / J.C. Tee, M. Ashford, D.A. Pig-gott / NSCA Volume 40, Number 5, October 2018. - URL: https://journals.lww.com/nsca-scj/F ulltext/2018/10000/A_Tactical_Periodization_Approach_for_Rugby_Union. 1 .aspx (дата доступа 16/03/2022).

5. Posthumus M. Physical conditioning for rugby / M. Posthumus, J. Durandt. - BokSmart, 2009 - 170 pp.

6. Chronological age versus biological maturation: implications for exercise programming in youth / R.S. Lloyd, J.L. Oliver, A.D. Faigenbaum, G.D. Myer M. , de Ste Croix // Journal of Strength and Conditioning Research. - 2014. - No. 28 (5). - P. 1454-1464.

7. Physical Preparation in Female Rugby Codes: An Investigation of Current Practices / O. Heyward, B. Nicholson, S. Emmonds, G. Roe, B. Jones // Frontiers in Sports and Active Living. - 2020. -26 Nocember. - URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fspor.2020.584194/full (дата доступа 16/03/2022)

8. Smart D.J. Physical Profiling of Rugby Union Players: Implications for Talent Development. A thesis submitted to Auckland University of Technology in fulfilment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy / Smart D.J. - Auckland, 2011. - 182 p.

9. Till K., Barrell D., Lawn J., Lazenby B., Rock A., Cobley S. 'Wide and Emergent - Narrow and Focussed'. A Dual-Pathway Approach to Talent Identification and Development in England Rugby Union // В кн.: Talent Identification and Development in Sport. 2nd Edition. Routledge, 2020. Pages 14. eBook ISBN 9781003049111 дата доступа 18/03/2022

10. Till, K. et al. Applied Sport Science for Male Age-Grade Rugby Union in England // Sports Medicine Open. - 2020. - 6:14 - URL: https://sportsmedicine-open.springeropen.com/articles/10.1186/s40798-020-0236-6 (дата доступа 18/03/2022).

REFERENCES

1. Schuster, J., Howells, D., Robineau, J., Couderc A., Natera, A., Lumley, N., Gabbett, T.J. and Winkelman, N. (2018), "Physical Preparation Recommendations for Elite Rugby Sevens Performance", International Journal of Sports Physiology and Performance, Vol. 13, Issue 3, pp.255-267.

2. Higham, D.G. (2013), Applied Physiology of Rugby Sevens: Performance Analysis and Elite Player Development. A thesis submitted to the University of Canberra for the degree of Doctor ofPhilosophy. University of Canberra. 252 p

3. Dobbin, N., Highton, J., Moss, S. and Twist, C. (2020), "The effects of in-season, low-volume sprint interval training with and without sport-specific actions on the physical characteristics of elite academy rugby league players", International Journal of Sports Physiology and Performance, No.15 (5), pp. 705-713.

4. Tee, J.C., Ashford, M. and Piggott, D. (2018), "A Tactical Periodization Approach for Rugby Union" NSCA, Volume 40, Number 5, available at: https://doi.org/10.1519/SSC.0000000000000390 access date 16/03/2022

5. Posthumus, M. and Durandt, J. (2009), Physical conditioning for rugby, BokSmart, 170 pp.

6. Lloyd, R.S., Oliver, J.L., Faigenbaum, A.D., Myer, G.D. and de Ste Croix, M. (2014), "Chronological age versus biological maturation: implications for exercise programming in youth ", Journal of Strength and Conditioning Research, No.28(5), pp. 1454-1464.

7. Heyward, O., Nicholson, B., Emmonds, S., Roe, G. and Jones, B. (2020), "Physical Preparation in Female Rugby Codes: An Investigation of Current Practices", available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fspor.2020.584194/full access date 16/03/2022.

S. Smart, D.J. (2011), Physical Profiling of Rugby Union Players: Implications for Talent Development. A thesis submitted to Auckland University of Technology in fulfilment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy, Auckland, 182 p

9. Till, K., Barrell, D., Lawn, J., Lazenby, B., Rock, A. and Cobley, S. (2020) 'Wide and Emergent - Narrow and Focussed'. A Dual-Pathway Approach to Talent Identification and Development in England Rugby Union, In Book: Talent Identification and Development in Sport. 2nd Edition. Routledg,. Pages 14. eBook ISBN 9781003049111 access date 18/03/2022

10. Till, K., et al. (2020) "Applied Sport Science for Male Age-Grade Rugby Union in England, Sports Medicine Open, 6:14, available at: https://sportsmedicine-open.springeropen.com/articles/10.1186/s40798-020-0236-6

11. Контактная информация: aranson.m.v@vniifk.ru

Статья поступила в редакцию 15.06.2022

УДК 796.015.15:376.42

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Нина Викторовна Арнст, Кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Александровна Мартиросова, доктор педагогических наук, доцент, Артем Александрович Мельничук, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева, г. Красноярск

Аннотация

Введение. Человек с ограниченными возможностями, первично попадая в определенные условия, начинает приспосабливаться к ним. Процесс воспитания, обучения проходит в условиях переменных социальных, внешних и внутренних воздействий, влияя на его поведение, формируя личность, обеспечивая социализацию, адаптивную двигательную деятельность, рекреацию, реабилитацию, формируя его психическое и физическое развитие. Для психического и физического развития спортсмена с нарушением интеллекта, необходимо разработать коррекционно-педагогическое сопровождение занятий адаптивным спортом, создавая учебно-тренировочную среду, сопутствующую индивидуальному спортивному маршруту его продвижению в спортивной деятельности. Цель исследования: разработать и проверить коррекционно-педагогическое сопровождение тренировочного процесса лиц с нарушением интеллекта. Методика и организация исследования. Занятия спортом детей с умственной отсталостью должны базироваться на семи стержневых принципах процесса обучения: воспитывающая и развивающая функция, доступность обучения, регулярность и четкая последовательность обучения, принцип коррекционного воздействия, связь обучения с жизнедеятельностью, принцип наглядности, устойчивость знаний и приобретенных умений, сознательность и инициативность тренирующихся, индивидуальный и разграниченный подход. Результаты исследования. Выявлены этапы реализации коррекционно-педагогическое сопровождения тренировочного процесса лиц с нарушением интеллекта: констатирующий эксперимент - первичная диагностика уровня физического и психического развития детей с нарушениями интеллекта; формирующий - подбор индивидуальных заданий для каждого спортсмена с целью коррекции физического и психического развития; сравнительный анализ данных, полученных до формирующего эксперимента и после его проведения - повторная диагностика уровня физического и психического развития детей с нарушениями интеллекта. Выводы. Занятия адаптивным спортом лиц с нарушением интеллекта - это максимально возможная самореализация в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение реабилитационного потенциала и уровня качества жизни, социализация и последующая социальная интеграция. Залогом успеха тренера в работе с ними могут быть только знание особенностей и возможностей спортсмена и индивидуальный подход к их обучению и воспитанию.

Ключевые слова: адаптивный спорт, умственная отсталость, психическое развитие, физическое развитие, интеллектуальная недостаточность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.