Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У РЕГБИСТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У РЕГБИСТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общая и специальная выносливость / регби / средства / методы / функциональные процессы / двигательные способности / утомление / физические нагрузки / ловкость / сила / быстрота / подвижность суставов / general and special endurance / rugby / means / methods / functional processes / motor abilities / fatigue / physical activity / agility / strength / speed / joint mobility

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Швалева, Ж.В. Кузнецова, И.В. Карпухина

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме в спортивной игре регби – развитию выносливости у игроков. Регби – не слишком популярная в России игра, она нуждается в дальнейшем исследовании. В работе дается анализ теоретических исследований на развитие выносливости в научной литературе, рассматриваются виды выносливости и их характеристики. Большое значение уделяется методам развития выносливости. Для решения поставленной проблемы авторы разработали четыре комплекса упражнений, которые внедрены в педагогический эксперимент. Каждый комплекс включает упражнения, связанные с силовой выносливостью, в другом комплексе – со скоростной, в третьем – с координационной, следующий содержит упражнения, связанные с общей выносливостью. Поэтому одним из основных требований, предъявляемых к подготовленности регбистов, является высокий уровень развития различных видов выносливости, а именно – общей выносливости и специальной: скоростно-силовой, силовой, координационной. В заключение подводятся итоги исследовательской работы, которая показала, что использование разработанных комплексов упражнений в тренировочном процессе в значительной степени повысило развитие выносливости у игроков-регбистов в экспериментальной группе, нежели в контрольной. Можно сделать вывод, что данные комплексы можно использовать в тренировочном процессе при подготовке игроков-регбистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.А. Швалева, Ж.В. Кузнецова, И.В. Карпухина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENDURANCE DEVELOPMENT METHOFOLOGY BASED OF EXERCISE COMPLEXES FOR RUGBY PLAYERS

The article describes a contemporary rugby problem, which is the development of players’ endurance. Rugby in Russia is not very popular, so it needs to be additionally investigated. The article analyses theoretical research for development of endurance, existing in scientific literature, discusses types and characters of endurance. Methods of endurance development are stated as essential. The authors have developed four sets of exercises to resolve the stated problem, which are introduced into the pedagogical experiment. The first set of exercises includes exercises related to strength endurance, the second one – with speed endurance, the third one – with coordination endurance, the fourth one – exercises related to general endurance. Therefore, one of the main requirements for the preparedness of rugby players is a high level of development of various types of endurance, specifically general endurance, and special ones: speed-power, power, coordination. In conclusion, the results of the research work are summarized, it showed that application of the suggested complexes of exercises in the training process increased the development of endurance among rugby players in the experimental group higher than in the control group. It can be concluded that these complexes can be used in the training process when preparing rugby players.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У РЕГБИСТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ»

3. CDC finds unvaccinated 11 times more likely to die of COVID. By Lauran Neergaard. AP NEWS. 2021. Available at: https://apnews.com/article/science-health-coronavirus-pandemic-rochelle-walensky-centers-for-disease-control-and-prevention-31ddcca6119e018bd826d2a05df7f68b

4. Paltiel A.D., Schwartz J.L., Zheng A., Walensky R.P. Clinical outcomes of a COVID-19 vaccine: implementation over efficacy. Health affairs (Project Hope). 2021; № 40 (1): 42 - 52.

5. Vakcinaciya podrostkov ot koronavirusa nachnetsya v Rossii do konca goda. TASS; 2021, 10 dekabrya. Available at: https://tass.ru/obschestvo/13163897

6. Spasennikov B.A. COVID-19: uroki vakcinacii. Byulleten' Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obschestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko. 2021; № 3: 116 - 125.

7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 287. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

8. Otkrytyj bankzadanij OG'E. Biologiya. Available at: https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232-6

9. Rohlov V.S., Petrosova R.A. Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej, podgotovlennye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EG'E 2020 goda po biologii. Moskva, 2020. Available at: https://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2020/Biologiya_mr_2020.pdf

10. Pasechnik V.V. Problema formirovaniya funkcional'noj gramotnosti pri izuchenii disciplin estestvennonauchnogo cikla v osnovnoj shkole. Aktual'nye problemy biologicheskoj i himicheskoj 'ekologii: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj oblastnoj universitet, 2021: 548 - 552.

11. COVID-19 Content Portal of Johns Hopkins University. Available at: https://systems.jhu.edu/research/public-health/ncov/

12. Chowdhury M.A., Hossain N., Kashem M.A., Shahid M.A., Alam A. Immune response in COVID-19: A review. Journal of infection and public health. 2020; № 13 (11): 1619 - 1629.

13. Melenotte C., Silvin A., Goubet A.G., Lahmar I. et al. Immune responses during COVID-19 infection. Oncoimmunology. 2020; № 9 (1).

14. KarpinskiT.M., Ozarowski M., Seremak-Mrozikiewicz A., Wolski H., Wlodkowic D. The 2020 race towards SARS-CoV-2 specific vaccines. Theranostics. 2021; № 11(4): 1690 - 1702.

15. Adamyan L.V., Filippov O.S., Harchenko 'E I. i dr. Vakcinaciya protiv COVID-19 pri beremennosti bezopasna i 'effektivna (obzor literatury). Problemy reprodukcii. 2021; T. 27, № 5: 13 - 24.

16. Kletochnyj i gumoral'nyj immunitet, koronavirus, vakcinaciya. Biologiya 8 klass. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=8qYDSMMwN6M

17. Pasechnik V.V. Realizaciya sistemno-deyatel'nostnogo podhoda v obuchenii. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2017; № 5: 7 - 10.

18. Ryaguzova E.V. Kognitivnye aspekty otnosheniya studencheskoj molodezhi k vakcinacii ot COVID-19. Rossijskijpsihologicheskijzhurnal. 2021; T. 18, № 2: 109 - 121.

19. Orlova N.V., Fedulaev Yu.N., Filatova M.N., Orlova S.Yu. Vliyanie sredstv massovoj informacii i social'nyh setej na formirovanie obschestvennogo mneniya o vakcinacii. Pediatriya. Consilium Medicum. 2020; № 4: 17 - 24.

20. Solov'eva M.A. Uchebnaya diskussiya kak metod prepodavaniya v medicinskom vuze. Zhurnal psihiatrii i medicinskojpsihologii. 2019; № 1 (45): 98 - 101.

21. Mathias B., Waibel A., Hartwigsen G., Sureth L., Macedonia M., Mayer K.M., von Kriegstein K. Motor Cortex Causally Contributes to Vocabulary Translation following Sensorimotor-Enriched Training. Journal of Neuroscience. 2021; № 41 (41): 8618 - 8631.

22. Peskov soobschil o sryve planov po vakcinacii 60% rossiyan k oseni. Vedomosti. 2021; 29 iyunya. Available at: https://www.vedomosti.ru/society/news/2021/06/29/876121-o-srive-planov-po-vaktsinatsii-60-rossiyan-k-oseni

23. Bulat R.E., Strockaya E.E., Bajchorova H.S. Osobennosti vospriyatiya podrostkami informacii o neobhodimosti vakcinacii ot COVID-19. Psihologo-pedagogicheskie problemy bezopasnosti cheloveka i obschestva. 2021; № 3 (52): 41 - 48.

Статья поступила в редакцию 20.01.22

УДК [796.012.12. +796.012.6]: 796.333

Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Culture, Sports and Life Safety, Khakass State University

n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: shvaleva-t@ mail.ru

Kuznetsova Zh.V, senior teacher, Department of Physical Culture, Sports and Life Safety, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia)

Karpuhina I.V., Cand. of Sciences (Agriculture), senior lecturer, Biology Department, Khakas State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia)

ENDURANCE DEVELOPMENT METHOFOLOGY BASED OF EXERCISE COMPLEXES FOR RUGBY PLAYERS. The article describes a contemporary rugby problem, which is the development of players' endurance. Rugby in Russia is not very popular, so it needs to be additionally investigated. The article analyses theoretical research for development of endurance, existing in scientific literature, discusses types and characters of endurance. Methods of endurance development are stated as essential. The authors have developed four sets of exercises to resolve the stated problem, which are introduced into the pedagogical experiment. The first set of exercises includes exercises related to strength endurance, the second one - with speed endurance, the third one - with coordination endurance, the fourth one - exercises related to general endurance. Therefore, one of the main requirements for the preparedness of rugby players is a high level of development of various types of endurance, specifically general endurance, and special ones: speed-power, power, coordination. In conclusion, the results of the research work are summarized, it showed that application of the suggested complexes of exercises in the training process increased the development of endurance among rugby players in the experimental group higher than in the control group. It can be concluded that these complexes can be used in the training process when preparing rugby players.

Key words: general and special endurance, rugby, means, methods, functional processes, motor abilities, fatigue, physical activity, agility, strength, speed, joint mobility.

Т.А. Шеалееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катаноеа», г. Абакан,

Е-mail: shvaleva-t@ mail.ru

Ж.В. Кузнецова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катаноеа», г. Абакан

И.В. Карпухина, канд. с.-х. наук, доц., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», г. Абакан

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У РЕГБИСТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме в спортивной игре регби - развитию выносливости у игроков. Регби - не слишком популярная в России игра, она нуждается в дальнейшем исследовании. В работе дается анализ теоретических исследований на развитие выносливости в научной литературе, рассматриваются виды выносливости и их характеристики. Большое значение уделяется методам развития выносливости. Для решения поставленной проблемы авторы разработали четыре комплекса упражнений, которые внедрены в педагогический эксперимент. Каждый комплекс включает упражнения, связанные с силовой выносливостью, в другом комплексе - со скоростной, в третьем - с координационной, следующий содержит упражнения, связанные с общей выносливостью. Поэтому одним из основных требований, предъявляемых к подготовленности регбистов, является высокий уровень развития различных видов выносливости, а именно - общей выносливости и специальной: скоростно-силовой, силовой, координационной. В заключение подводятся итоги исследовательской работы, которая показала, что использование разработанных комплексов упражнений в тренировочном процессе в значительной степени повысило развитие выносливости у игроков-регбистов в экспериментальной группе, нежели в контрольной. Можно сделать вывод, что данные комплексы можно использовать в тренировочном процессе при подготовке игроков-регбистов.

Ключевые слова: общая и специальная выносливость, регби, средства, методы, функциональные процессы, двигательные способности, утомление, физические нагрузки, ловкость, сила, быстрота, подвижность суставов.

Данная статья посвящена одной из увлекательных спортивных игр - регби. К тому же этот вид спорта входит в программу Олимпийских игр. Сейчас в регби играют более чем в ста странах по всему миру, а в ряде государств данный вид спорта признан национальным.

Особое внимание в статье уделяется развитию выносливости. Чтобы играть в регби, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью, силой и выносливостью. Игра в регби требует от занимающихся мак-

симального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Занятия регби улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Выполняя игровые функции, игроки развивают двигательные способности, необходимые для соревновательной деятельности. Одним из важных качеств регбиста является выносливость, так как игра проводится 80 минут и требует от игроков большой стойкости. Это обусловило выбор темы нашей исследовательской работы.

Цель нашей работы заключается в следующем: теоретически обосновать и выявить методику развития выносливости у игроков-регбистов на основе комплексов упражнений. Для достижения цели необходимо решение следующих задач: проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме, раскрыть методы и средства развития выносливости, разработать комплексы упражнений и внедрить в педагогический эксперимент для проверки их эффективности использования в тренировочном процессе.

Теоретическая значимость заключается в расширении и обогащении теоретических положений по развитию выносливости применительно к спортивной игре регби. Практическая значимость заключается в том, что данной работой могут пользоваться учителя физической культуры, студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Физическая культура», тренеры ДЮСШ.

Анализ литературных источников дает нам теоретическое обоснование такого физического качества, как выносливость и ее характеристики. Понятие «выносливость» издавна связывают со способностью человека продолжать физическую работу длительное время и бороться, несмотря на утомление. Выносливость определяется временем, затраченным на выполнение мышечной деятельности. В игре регби замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. Железняк Ю.Д. рекомендует при подготовке спортивных резервов уделять большое внимание воспитанию двигательных способностей, в том числе и такого физического качества, как выносливость [1, с. 46].

Многие исследователи предлагают разные характеристики данного качества, но в общем все утверждают, что это качество связано с работой функциональных систем. Поэтому под физическим качеством «выносливость» подразумевают комплекс свойств индивида и его способность противостоять утомлению в процессе мышечной деятельности. По исследованиям Холодова Ж.К. установлено, что в процессе тренировки наступает утомление, которое принято называть временным снижением работоспособности вследствие осуществляемой деятельности [2, с. 107].

В исследованиях Зациорского В.М. доказано, что развитие физических способностей на различных этапах возрастного созревания организма происходит неравномерно. Это связано не только с работой функциональных систем, но и со стабильностью технически правильного выполнения действия. Поэтому в тренировочном процессе необходимо уделять достаточное внимание выносливости c юными регбистами [3, с. 32].

Другой автор, Матвеев Л.П., утверждает, что нужно тщательно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам при развитии выносливости [4].

Ж.К. Холодов, Б.А. Варакин, В.К. Петренчук доказывают, что одна из определяющих черт методики воспитания выносливости - постепенный переход к увеличению аэробных возможностей организма и воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности [5].

В исследованиях Пулен Р. выяснено, что при подготовке регбистов высокого класса необходимо воспитывать выносливость, так как это основной компонент двигательных способностей игрока, проявляющийся в игровой деятельности. Игрок, выполняя беговые упражнения с мячом, должен иметь большой запас кислородного долга, характеризующий эту работу и нарастающий во время ответственных матчей [6].

В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость характеризуют как общую и специальную: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям. Изменяя интенсивность упражнения, время его выполнения, количество повторений упражнения, интервалы и характер отдыха, можно избирательно подбирать нагрузку по ее преимущественному воздействию на различные компоненты выносливости. Например, от уровня развития силовой выносливости зависит успешность двигательной деятельности. Силовая выносливость - это сложное, комплексное физическое качество, которое определяется уровнем развития вегетативных систем, обеспечивающих кислородный режим, и состоянием нервно-мышечного аппарата. Статическая силовая выносливость характеризуется предельным временем сохранения определенных мышечных усилий, а динамическая силовая выносливость определяется числом повторений какого-либо упражнения. Скоростная выносливость обеспечивает поддержание предельной и околопредельной интенсивности движений (70-90% max) в течение длительного времени без снижения эффективности профессиональных действий. Координационная выносливость характеризуется способностью выполнять продолжи-

тельное время сложные по координационной структуре упражнения. Анализируя различные виды выносливости, мы целенаправленно воздействовали на организм комплексами упражнений для развития выносливости. В заключение статьи подводятся итоги исследовательской работы, анализируются результаты тестирования в группах, предлагаются выводы для практического применения в тренировочном процессе с регбистами. Мы считаем, что поднятая нами проблема считается актуальной на современном этапе развития спорта.

Исследование проводилось на базе г Минусинска в МБОУ СОШ № 5 с апреля 2020 года по июнь 2021 года, в котором участвовали регбисты 15-16-летнего возраста. Для организации исследования было создано 2 группы - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 22 человека в каждой. Эксперимент проходил в 3 этапа. На первом этапе (апрель 2020 г) изучалась и анализировалась специальная научно-методическая литература по проблеме содержания структуры учебно-тренировочных занятий и развития выносливости у регбистов. Второй этап (май 2020 г - май 2021 г) - экспериментальный. Третий этап (июнь 2021 г) - заключительный, подводились итоги исследовательской работы. Ниже мы представляем комплексы упражнений.

Комплекс упражнений № 1 для развития скоростной выносливости

1. Бег на дистанцию 400 м. Упражнение выполняется в зоне субмаксимальных и максимальных мощностях работы. Критерием развития скоростной выносливости является время, в течение которого поддерживается заданная скорость или темп движения. Продолжительность работы до 3 мин. Интервалы отдыха между подходами 1 мин. Упражнение выполняется сериями, без снижения интенсивности в основной части занятия.

2. Бег с изменением направления движения с мячом в руках. Дистанция 60 м. Выполнить упражнение следует 5 раз по 60 м на время в конце подготовительной части занятия.

3. Прыжки через вращающуюся скакалку в течение двух мин. в заданном темпе. Затем 1 мин. отдыха, и нагрузка повторяется. Упражнение выполняется в заключительной части занятия.

4. Прыжки с отталкиванием двумя ногами через гимнастическую скамейку в быстром темпе. Упражнение выполняется поточно в подготовительной части занятия.

5. Бег с изменением направления движения навстречу двум соперникам. Необходимо увернуться от них, чтобы они не осалили. Дистанция 60 м. Упражнение выполняется в подготовительной части занятия. Выполняя эти упражнения, используем интервальный метод.

6. Темповый бег 2 х 200 м. Отдых неполный - 60 сек.

7. Бег 3 х 100 м в максимальном темпе.

8. Подтягивание на перекладине за 2 мин. на количество раз.

9. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 2 мин. на количество раз.

Комплекс упражнений № 2 для развития силовой выносливости

1. Упражнения с отягощением методом повторных усилий. Упражнение выполняется в уступающем и преодолевающем режимах работы. Это выполнение жима штанги, лежа на скамье, под разным углом. Вес штанги должен быть оптимальный для каждого спортсмена. Упражнение выполняется в заключительной части занятия до утомления. Количество подходов 4-5 с интервалом отдыха 3 мин.

2. Упражнение на сопротивление. Выполняется в парах, стоя друг к другу лицом. Руки упираются в партнера. Один старается согнуть руки другому, а тот сопротивляется. Упражнение выполняется до утомления с интервалом отдыха 1 мин.

3. Упражнение в парах. Игроки держат мяч двумя руками, и по сигналу каждый старается вырвать мяч у другого.

4. Игрок, несущий мяч, должен попасть в зачетную зону команды соперника. Упражнение выполняется повторно на время.

5. Игрок самостоятельно передает пас себе, для этого надо ударить по мячу ногами. Задача игрока добраться до зачетной зоны с мячом в руках. Этот же мяч может взять и партнер по команде, если он находился именно за спиной пасующего игрока. Дистанция 60 м по 5 раз.

6. Атака. Это значит, что запрещена прямая передача мяча игрокам из своей команды, находящимся между ними и зоной зачета команды соперников. Группа атакующих (5 человек), передавая мяч друг другу, продвигается к воротам соперника. Необходимо игрокам в максимальном темпе убежать от соперников, которые пытаются перехватить мяч. Сила и скорость передвижения играет особую роль в этом случае.

7. Фартлек (игра скоростей, беговая игра). Этот бег на местности в переменном темпе служит средством тренировки аэробных возможностей на разных уровнях ЧСС (130-180 уд/мин). Длительность фартлека - 30 мин. В процессе фартлека бегун заменяет часть ускорений беговыми или прыжковыми упражнениями.

8. Подтягивание на перекладине до утомления.

9. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа до утомления.

10. Лазанье по канату 5 раз, высота каната 3м.

11. Многоскоки. Прыжковые упражнения в чередовании с беговыми. Дистанция - 300 м.

Комплекс упражнений № 3 на координационную выносливость

1. На старте у каждого игрока по мячу. По сигналу они выполняют скоростной бег с изменением направления движения по ориентирам. Дистанция 60 м. Выполнить 5 раз на время.

2. Стартуют два участника одновременно. Второй стоит за первым на три метра за ним. По сигналу игроки бегут до линии финиша, обегая поворотные пункты, первый в руках с мячом, второй должен догнать его и коснуться рукой.

3. Стартуют четыре участника одновременно, которые стоят парами. У двух игроков в руках мяч. Игроки, обегая фишки змейкой, передают мяч в парах друг другу до финиша.

4. Встречная эстафета с мячом. Участники делятся на четыре колонны и выстраиваются на расстоянии 60 м лицом друг другу. У двух команд по мячу. По сигналу первые игроки с мячами бегут навстречу своей колонне и одновременно игроки противоположных команд тоже начинают движение навстречу. Передав мяч партнеру при встречном движении, игроки добегают до противоположной команды и становятся в хвост колонны.

5. Игроки стоят в линии на старте. По сигналу бегут до отметки 10 м, принимают положение упор присев, упор лежа, упор присев и бегут до следующей отметки, принимают эти же положения. Необходимо преодолеть 5 отметок. Упражнение повторяется 5-6 раз.

Комплекс упражнений № 4 на развитие общей выносливости

1. Длительный кроссовый бег до 2000-3000 м (на ЧСС - до 150-160 уд./ мин.) использовался в подготовительном периоде.

2. Медленный длительный бег до 40 мин. Он применялся для поддержания необходимого уровня выносливости во все периоды тренировки. Применялся 2 раза в неделю.

3. Темповый кроссовый бег. Длительность темпового кроссового бега - от 20 мин. до 1 часа для развития аэробных возможностей организма при частоте сердечных сокращений 180 +10 уд./мин.

5. Фартлек (игра скоростей, беговая игра). Этот бег в переменном темпе служил средством тренировки аэробных возможностей на разных уровнях ЧСС (130-180 уд./мин.). Длительность фартлека - от 30 мин. до 60. В процессе фарт-лека бегун заменяет часть ускорений беговыми или прыжковыми упражнениями.

6. Многоскоки. Разновидности прыжковых упражнений в чередовании с беговыми. Дистанция - 300 м.

7. Прыжки со скакалкой до 3 мин.

8. Спортивные игры: футбол, баскетбол.

9. Катание на велосипеде до 15 км.

10. Плавание до 1000 м.

Организация педагогического эксперимента

В подготовке регбистов использовали две группы методов: непрерывного выполнения упражнения и прерывного. Метод непрерывного длительного упражнения, когда упражнение проводилось без пауз в равномерном или переменном темпе на протяжении длительного времени. Равномерный метод использовался, когда упражнения выполнялись непрерывно, с относительно постоянной скоростью, что позволяло совершенствовать аэробные возможности. Интервалы отдыха в этом методе выражены более чётко. Снижение частоты пульса до 120-130 уд./мин. является сигналом к началу нового повторения.

Для оценки эффективности применения разработанных нами комплексов упражнений в тренировочном процессе мы провели тестирование у игроков 15-16 лет по следующим показателям: для определения общей выносливости участники выполняли бег на дистанцию 1000 м, силовой выносливости - бег на дистанцию 800 м и координационной - бег на дистанцию 400 м. Тестирование было организовано в начале и в конце педагогического эксперимента. На основе изученной научно-методической литературы нами был сделан вывод, что необходимо разработать комплексы упражнений для развития выносливости и внедрить их в тренировочный процесс экспериментальной группы, которые применялись по определенной схеме. Результаты тестирования представлены в табл. 1.

группе в первом тесте «Бег на дистанцию 1000 м» средние результаты составили 3мин. 10 сек., а в контрольной группе - 3 мин. 11сек., что на 1 сек. хуже, чем в экспериментальной. Во втором тесте «Бег на дистанцию 400 м» в экспериментальной группе регбисты показали средний результат 54,6 сек., в то время как в контрольной он равнялся 55,1 сек. В третьем тесте «Бег на дистанцию 800 м» в экспериментальной группе средние результаты равны 2 мин. 15 сек., а в контрольной - 2 мин. 16 сек.

В конце педагогического эксперимента повторное тестирование показало, что результаты выросли в обеих группах, но с разными значениями. В экспериментальной группе в первом тесте «Бег на дистанцию 1000 м» средние результаты по тестированию составили 2 мин 50 сек., а в контрольной группе - 3 мин. 3сек., что на 13 сек. хуже, чем в экспериментальной. Во втором тесте «Бег на дистанцию 400 м» в экспериментальной группе регбисты показали средний результат 52,5 сек., в то время как в контрольной он составил 54,5 сек., что на 2 сек. хуже, чем в первой. В третьем тесте «Бег на дистанцию 800 м» в экспериментальной группе средние результаты выросли до 2 мин. 6 сек., а в контрольной составили 2 мин. 12 сек. Разница прироста между группами составляет 0,6 сек.

В ходе проведенного тестирования мы наблюдаем неоднородный прирост показателей в процентах как в обеих группах, так и между ними по всем исследованным показателям. Так, в экспериментальной группе в первом тесте «Бег на дистанцию 1000 м» прирост составил 10%, а в контрольной группе - 4%. Разница прироста между группами составила 6%. Во втором тесте «Бег на дистанцию 400 м» в экспериментальной группе регбисты повысили средний результат на 4%, в то время как контрольная группа улучшила результат всего на 1%. В третьем тесте «Бег на дистанцию 800 м» в экспериментальной группе средние результаты выросли до 7%, а в контрольной - на 3%. Разница прироста между группами составляет 4%.

Подводя итоги исследовательской работы можно сделать выводы, что внедренные комплексы упражнений в экспериментальную группу показали более высокие приросты по исследованным данным, чем в другой группе.

Таким образом, на основании проведенного исследования нами делаются следующие выводы:

1. Для проведения исследовательской работы мы анализировали научно-методическую литературу по проблеме исследования и выявили, что развитие выносливости в регби играет важную роль при подготовке игроков.

2. Рассмотрели понятие «выносливость» и ее разновидности с характеристиками. Выявили методы развития выносливости: равномерный, повторный, переменный, интервальный, которые используются в тренировочном процессе в зависимости от задач занятий. Выявили, что к средствам воспитания выносливости относятся разнообразные физические упражнения, выполняемые в разных режимах работы, с различной интенсивностью, темпом и ритмом движений. Это беговые упражнения, кроссы, длительное плавание, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, игра в футбол, баскетбол и игровые задания, игры.

3. Разработали четыре комплекса упражнений, направленные на развитие выносливости, и внедрили их в экспериментальную группу тренировочного процесса. Провели тестирование в обеих группах на начало и конец педагогического эксперимента. Результаты тестирования в группах в конце эксперимента оказались неоднозначными. В экспериментальной группе по всем исследованным показателям прирост был выше, чем в контрольной группе.

Тест № 1 «Бег на дистанцию 1000 м» - прирост в ЭГ составил 10%, а в КГ - 4%.

Тест № 2 «Бег на дистанцию 400 м» - прирост в ЭГ составил 4%, а в КГ - 1%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тест № 3 «Бег на дистанцию 800 м» - прирост в ЭГ составил 7%, а в КГ - 3%.

Таблица 1

Показатели тестирования регбистов в педагогическом эксперименте

№ Тесты Группы Начало эксперимента Конец эксперимента Прирост, в %

1 Бег на 1000 м, сек. ЭГ 3 мин. 10 сек. 2 мин. 50 сек. 10%

КГ 3 мин. 11 сек. 3 мин. 3 сек. 4%

2 Бег на 400 м, сек. ЭГ 54,6 52,5 4%

КГ 55,1 54,5 1%

3 Бег на 800 м, мин. ЭГ 2 мин. 15 сек. 2 мин. 6 сек. 7%

КГ 2 мин. 16 сек. 2 мин. 12 сек. 3%

На начало педагогического эксперимента проведенное тестирование показало, что результаты по всем исследованным показателям оказались почти равнозначными между экспериментальной и контрольной группами. Это говорит о том, что исследуемые группы были равнозначными по уровню физической подготовленности и развития, а также тренированности. Так, в экспериментальной

Библиографический список

Итак, можно сделать вывод, что использование разработанных нами комплексов упражнений для воспитания выносливости в педагогическом эксперименте показало свою эффективность в тренировочном процессе. Можно рекомендовать применять эти комплексы и в других видах спорта, связанных с таким физическим качеством, как выносливость.

1. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов. Москва: Академия, 2004.

3. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. Москва: ФиС, 2004.

4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Москва, 1997.

5. Холодов Ж.К., Варакин Б.А., Петренчук В.К. Основы подготовки регбистов. Москва: Издательство ФИС, 2013.

6. Пулен Р Регби игра и тренировка. Москва: Издательство ФКиС, 1978.

References

1. Sportivnye igry: tehnika, taktika, metodika obucheniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.

2. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademiya, 2004.

3. Zaciorskij V.M. Fizicheskie kachestva sportsmenov. Moskva: FiS, 2004.

4. Matveev L.P. Osnovy sportivnoj trenirovki. Moskva, 1997.

5. Holodov Zh.K., Varakin B.A., Petrenchuk V.K. Osnovy podgotovkiregbistov. Moskva: Izdatel'stvo FIS, 2013.

6. Pulen R. Regbi igra i trenirovka. Moskva: Izdatel'stvo FKiS, 1978.

Статья поступила в редакцию 11.01.22

УДК 378

Leila Gholinejad Bodagh, postgraduate, Department of Russian Language and Literature, University of Tehran ^hw, Iran), E-mail: l.gholinejad@ut.ac.ir

Seyyed Hasan Zahraei, Doctor of Sciences (Philology), Professor, University of Tehran (Tehran, Iran), E-mail: hzahraee@ut.ac.ir

Nahid Sheikhi Jolandan, Cand. of Sciences (Philology), senior Lecturer, University of Tehran (Tehran, Iran), E-mail: sheikhinahid@ut.ac.ir

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE RELEVANCE OF THE COMMUNICATIVE APPROACH IN TEACHING GRAMMAR OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE. In the methodology of teaching the Russian as a foreign language, the communicative approach is recognized as the most effective in teaching grammar as the most important aspect of RLI teaching. This forces both teachers to take this approach when teaching grammar and students to follow the strategy of this approach when learning it. This provision, first of all, requires acquaintance of teachers and students with the theoretical foundations and reasons for the necessity and effectiveness of this approach to realize the relevance and perception of the effectiveness of this approach. The article attempts to reveal the main reasons for the relevance of the communicative approach in the process of teaching the grammar. Drawing on methodological and psychological data regarding the teaching of grammar, the authors note the final and concluding role of this approach in the development of grammatical skills and the formation of grammatical competence. Teaching grammar using the communicative approach allows students to understand the real function of grammatical rules in speech and motivates them to consciously use their grammatical knowledge to communicate in Russian.

Key words: Russian grammar as a foreign language, grammatical knowledge, grammar skills, grammatical competence, communicative approach.

Лейла Голинежад Бодаг, аспирант, Тегеранский университет, г. Тегеран, E-mail: l.gholinejad@ut.ac.ir

Сейед Хасан Захраи, д-р филол. наук, проф., Тегеранский университет, г. Тегеран, E-mail: hzahraee@ut.ac.ir

Нахид Шейхи Джоландан, канд. филол. наук, доц., Тегеранский университет, г. Тегеран, E-mail: sheikhinahid@ut.ac.ir

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТУАЛЬНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

В методике преподавания РКИ коммуникативный подход признан наиболее эффективным при обучении грамматике как важнейшему аспекту преподавания РКИ. Это заставляет как преподавателей использовать данный подход при преподавании грамматики, так и студентов следовать стратегии данного подхода при выполнении самостоятельной деятельности. Это положение, прежде всего, требует ознакомления преподавателей и студентов с теоретическими основами и причинами необходимости данного подхода для осознания актуальности и восприятия эффективности данного подхода. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины актуальности применения коммуникативного подхода в процессе преподавания грамматики РКИ. Основываясь на методических и психологических данных, касающихся формирования грамматической компетенции, авторы отмечают теоретическое обоснование актуальности данного подхода в развитии грамматических навыков и формировании грамматической компетенции. Обучение грамматике с использованием коммуникативного подхода позволяет студентам понять реальную функцию грамматических явлений в речи и мотивирует их сознательно использовать свои грамматические знания для общения на русском языке.

Ключевые слова: грамматика РКИ, грамматическая компетенция, коммуникативный подход, грамматические знания, грамматические навыки и умения.

«Основной целью преподавания РКИ (как и любого другого иностранного языка) является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, под которой понимается свободное владение языком как средством общения» [1, с. 69]. При этой цели обучению грамматике принадлежит огромное значение. Грамматика представляет собой важнейший аспект преподавания РКИ. Целью обучения грамматике РКИ является формирование у учащихся грамматической компетенции. Она является обязательным компонентом коммуникативной компетенции как конечной цели обучения РКИ. Для формирования грамматической компетенции студентам необходимо приобрести не только сумму знаний о грамматике, но и умение и навыки их использования в практике общения. Суть грамматической компетенции заключается именно в этом - «знание грамматических элементов языка и умение их использовать в речи» [2, с. 53]. В методике преподавания РКИ коммуникативный подход признан наиболее эффективным при обучении грамматике как важнейшему аспекту преподавания РКИ. Возникает вопрос: каковы теоретические основы и причины актуальности коммуникативного подхода в преподавании грамматики? Несомненно, ознакомление преподавателей и студентов с теоретическими основами и методико-психологическими причинами актуальности данного подхода с целью побудить их применять его на практике и соблюдать его принципы в процессе преподавания и изучения грамматики может быть очень полезным. Этим объясняется актуальность данного исследования. Целью данной статьи является изучение теоретических основ обоснования актуальности применения коммуникативного подхода к обучению грамматике, чтобы глубже понять его актуальность. Для этого необходимо решение следующих задач исследования:

- определить особенности процесса формирования грамматической компетенции как цели обучения грамматике;

- определить методико-психологические основы процесса формирования грамматических навыков;

- рассмотреть пошаговый процесс формирования грамматических умений и навыков.

Новизна исследования связана с тем, что в статье раскрываются теоретические основы и методико-психологические причины обоснования эффективности коммуникативного подхода в обучении грамматике и достижении цели формирования грамматической компетенции в процессе преподавания РКИ. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в статье представлены методологические и психологические причины эффективности коммуникативного подхода в достижении наилучших результатов в обучении грамматике и его преимущества по сравнению с традиционными методами обучения грамматике. Настоящее исследование основано на описательно-аналитическом методе и опирается на выводы и цитаты методологических и психологических исследованиях по обучению грамматике РКИ.

Достижения теоретических исследований и научно-методической литературы по обучению грамматике обосновывают актуальность использования коммуникативного подхода к обучению грамматике в процессе обучения РКИ. Причины, приводимые специалистами для обоснования важности и необходимости использования коммуникативного подхода в преподавании грамматике, в основном вытекают из самой сущности грамматики РКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.