Научная статья на тему 'Методики диагностики и коррекции психологической устойчивости'

Методики диагностики и коррекции психологической устойчивости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2516
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методики диагностики и коррекции психологической устойчивости»

7. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. - 1997.

8. Бахтияров О. Г. Постинформационные технологии: введение в психонетику, 1997.

9. АнаньевБ.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека.

10. http://www.terpsy.ru/page/425.shtml.

Е.Т. Тытарь, А.Д. Тытарь

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

УСТОЙЧИВОСТИ

Главные причины дезорганизации поведения неустойчивых людей состоят в отсутствии в личном опыте эффективных способов преодоления трудностей и в переживании угрозы для личности. У неустойчивых личностей иногда наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что приводит, в конечном счете, к тому, что неустойчивая личность чувствует полную беспомощность как по отношению к трудным заданиям, так и по отношению к своему поведению в трудной ситуации.

Под психологически устойчивым поведением мы будем понимать адекватную реакцию на события, людей, обстоятельства.

Основываясь на исследованиях выдающихся отечественных учёных динамической функциональной структуры личности и, в частности, на книге «Структура и развитие личности» Платонова К. К., выделим следующие компоненты психологической устойчивости:

- направление активности личности, которое формируют убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания - является основой мотивации к действию;

- опыт: профессиональные и волевые навыки, привычки, умения, знания проявляющиеся в качестве выполняемой деятельности и позволяющие прогнозировать поведение в осложнённых, “нештатных” ситуациях;

- особенности протекания психических процессов: внимание, восприятие, мышление, память, воля, чувства, ощущения, эмоции. Тренинг рефлексивности и волевой саморегуляции повышают психическую устойчивость личности;

- биопсихические свойства: темперамент; сила и подвижность нервных процессов определяют психомоторный стиль активности.

Диагностика биопсихических свойств не вызывает никаких затруднений, разработано большое количество тестовых методик как опросников, так и психометрических. Такая же ситуация и с диагностикой психических процессов являющихся показателями психологической устойчивости.

Направления активности личности часто маскируются, не соответствуют демонстрируемым, а часто и для самих людей являются неосознаваемыми. Это приводит к непредсказуемому, неадекватному поведению в сложных ситуациях. Существующие опросники, направленные на выявление этих компонентов структуры личности, не всегда обеспечивают удовлетворительные результаты. Значительный шаг в этом направлении сделал И.В.Смирнов, директор института компьютерных психотехнологий РАЕН, но подготовка ассоциативного эксперимента с подпоро-говым зондированием акцентных локусов латентной информации (АЛЛИ), которые и определяют направление активности личности, требуют больших временных затрат.

Е.Т. Тытарь разработала тестовую методику, позволяющую значительно сократить эту процедуру.

Методика направлена на выявление истинного отношения субъекта к различным областям его жизни и деятельности. Она построена таким образом, что во время её выполнения не даёт возможности обследуемому контролировать истинную задачу тестирования, что и позволяет выявить в семантическом поле теста подлинные ценности, опасения и предпочтения субъекта в исследуемой области.

В методике реализуются следующие принципы:

1. Обследуемый не должен знать до конца обследования, на что именно направлена задача обследования.

2. Неоконченные предложения (НП) должны быть построены таким образом, чтобы их совокупность описывала исследуемую область с разных сторон.

3. Кроме НП, в методику могут быть включены другие задания: рациональные вербальные описания тестируемой области (деньги, Бог, семья, любовь и т.д.), а также визуализация этой области в образно-символической форме (метод активного воображения). Это необходимо бывает для анализа расхождений между истинной оценкой и рациональной, т.е. социально-обусловленной и чувственноэмоциональной. Степень и характер этих расхождений могут оказаться весьма информативными.

Способ обработки теста представляет собой грамматико-морфологический анализ текста, представленного обследуемым, с группировкой слов по частям речи: существительные, глаголы, определения, обстоятельства, местоимения. Все эти части речи выписываются в отдельные группы, при этом сохраняется количество повторяющихся слов и частица «не» (если она присутствует).

Интерпретация результатов:

ГРУППА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ описывает индивидуальное пространство тестируемой области жизни субъекта, заполненное обозначенными им предметами либо абстрактными понятиями. При анализе обращается внимание на следующее:

- общее количество существительных;

- количественное соотношение конкретных и абстрактных существительных;

- количество конструктивно и негативно ориентированных существительных;

- количество существительных, несущих моральную оценку.

При анализе следует учитывать, адекватны ли абстрактные существительные как объекты самой исследуемой области жизни (деятельности). Так, при исследовании темы «Деньги» абстрактные и оценочные существительные указывают на то, что данный субъект, скорее всего, не ориентирован на практические действия в этой области.

Полезно предложить обследуемому зачитать вслух все существительные и далее представить себе пространство (например, комнату), заполненную этими предметами, учитывая при этом, что это именно та самая область (в нашем примере это область «Деньги»). Абстрактные существительные пусть будут висеть, конкретные стоять в этом пространстве, и пусть субъект оценит это воображаемое зрелище сточки зрения адекватности поставленной задачи, например, возможности в этом пространстве, с этими предметами, зарабатывать деньги.

ГРУППА ГЛАГОЛОВ описывает те действия, которые обследуемый совершает в пространстве объектов-существительных. Здесь следует обратить внимание:

- на общее количество глаголов (характеризует активность субъекта в этой области);

- количество глаголов с частицей «не» (уровень негативизма по отношению к возможной активности в данной области);

- количество глаголов, описывающих деструктивные действия;

- количественное соотношение конкретных и абстрактных глаголов, а также описывающих морально-ориентированные действия (уровень социальной зрелости субъекта).

При анализе группы глаголов можно сделать вывод как об общей активности субъекта, так и о её активном либо пассивном характере и о её направленности -на дело либо на её оценку. Так, большое количество отрицательных и деструктивных глаголов свидетельствует о негативном отношении субъекта к данной области либо о неверии его в свои силы.

Глаголы, описывающие абстрактные или морально ориентированные действия в области, требующей как раз конкретных действий, указывают на личностную незрелость субъекта, предпочитающего рассуждать там, где надо действовать.

Обследуемому предлагается вернуться мысленно к образу пространства предметов-существительных и, попытавшись проделать (промоделировать) в нём описанные им действия, оценить результат.

ГРУППА ОПРЕДЕЛЕНИЙ представляет собой оценку субъектом исследуемой области.

Обращается внимание:

- на соотношение положительно и отрицательно окрашенных определений (что говорит об общем эмоциональном тонусе обследуемого, относительно действий в данной области);

- количество моральных оценок, выраженных определениями (свидетельствует об уровне моральной регуляции поведения в данной области);

- общее количество определений (говорит об эмоциональной вовлечённости субъекта либо в данную область, либо о характерном для него эмоциональном уровне реакций.

ГРУППА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ (времени, места, образа действий) говорит о том, как склонен действовать субъект в данной области, а также о наличии у него опасений, страхов либо оптимизма.

Здесь важно отметить:

- соотношение положительно и отрицательно окрашенных слов;

- количество оценочных обстоятельств (свидетельствует об уровне самоконтроля и саморегуляции как и об их характере: поощряющем либо репрессивном.

ГРУППА МЕСТОИМЕНИЙ указывает, ради кого совершаются действия в исследуемой области жизни субъекта. Имеет значение здесь следующее:

- количество местоимений первого лица (в любом падеже) и третьего лица (что свидетельствует о направленности действий на себя лично либо игнорирование себя, своих интересов);

- наличие и количество местоимений второго лица («ты») - говорит о некоторой степени самоотчуждения;

- наличие и количество указательных местоимений (говорит о желании объяснять свои поступки себе или другим);

- наличие обобщающих местоимений ( «все, всё») свидетельствует о стремлении к обобщениям и, возможно, резонёрству.

Таким образом, обеспечение психологической устойчивости состоит из решения следующих задач и организационных мероприятий:

- выявление специальными тестовыми методиками и ассоциативным подпоро-говым тестированием сфер убеждения, мировоззрения, идеалов, стремления, интересов, желания;

- психометрии данных биопсихических свойств необходимых для выполнения деятельности;

- проведения профессионального тренинга - приобретение опыта работы в штатных и нештатных ситуациях, что обычно проводится на различных симуляторах или в видео - групповых тренингах или в некоторых разновидностях коучинга;

- проведения психологического тренинга: внимания, восприятия, мышления, памяти и их целевой самоорганизации; рефлексии ощущений, чувств, эмоций и их саморегуляция; тренингом волевых качеств на специальных аппаратнопрограммных комплексах, обычно с использованием биообратных связей по показателям психофизиологического состояния и внешнего контроля, по выполняемой модельной деятельности, управляемой сложности и вводимых информационных воздействий с целью выведения на границу устойчивости для расширения личностного диапазона возможностей устойчивого функционирования. Последняя задача требует адекватных индивидуально-ориентированных методик психологического тренинга эффективного рабочего состояния, обеспечивающего протекание психических процессов необходимых для успешных действий во всех возможных ситуациях в данной деятельности; разработки показателей объективизирующих успешность данного психологического тренинга. Индивидуально-ориентированный тренинг должен учитывать особенности реагирования на информационные воздействия, как контекстуального, так и психоинтрузионного характера;

- допускового контроля к деятельности на основе специального набора функциональных проб, учитывающего соответствие текущих показателей психической устойчивости нормативным для данной личности;

- текущего контролем психической устойчивости и по этим данным и результатам допускового контроля, динамики деятельности семиотического моделирования с учётом биопсихических свойств личности для прогноза эффективности в деятельности;

- использования реабилитационного комплекса для восстановления при неудовлетворительном психофизиологическом состоянии и несоответствии нормативным текущих показателей психической устойчивости для данной личности.

Интегральное использование перечисленных выше направлений позволит в значительной степени повысить степень психологической устойчивости личности.

А.Д. Тытарь, Е.Т. Тытарь, А.Ю. Тулынина, Г.А. Дорофеева, А.Ю. Евтушенко

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Устойчивость протекания психических процессов во многом определяет эффективность деятельности оператора. Соответственно ключевой задачей повышения устойчивости является построение прогностических показателей состояния динамической функциональной структуры личности.

Для определения структуры показателей нами проводился тренинг на модели деятельности, представляющей собой расширенный аналог разноцветной таблицы Шульте-Горбова. Тренинг заключался в прохождении таблицы большой размерности, необходимости разнонаправленного её прохождения в случае нескольких цифровых последовательностей при внешнем контроле выполняемой модельной деятельности, управляемой сложности и вводимых информационных воздействиях с целью определения пограничных условий устойчивого функционирования. Испытуемому ставилась задача рефлексировать ощущения, чувства, эмоции и включать волевую саморегуляцию при нарушении состояния деконцентрации а также при появлении отвлекающих и дезорганизующих факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.