Научная статья на тему 'Экспериментальная оценка психологической устойчивости человека-оператора в открытой информационной среде'

Экспериментальная оценка психологической устойчивости человека-оператора в открытой информационной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
204
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тытарь А. Д., Тытарь Е. Т., Тулынина А. Ю., Дорофеева Г. А., Евтушенко А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная оценка психологической устойчивости человека-оператора в открытой информационной среде»

А.Д. Тытарь, Е.Т.Тытарь, А.Ю. Тулынина, Г.А. Дорофеева, А.Ю. Евтушенко

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА В ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Понятие психологической устойчивости объединяет целый комплекс способностей [1]: стойкость, стабильность; уравновешенность, сопротивляемость (резистентность).

Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения.

Уравновешенность - соразмерность силы реагирования, активности

поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести).

Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.

Целью экспериментальной работы было определено: с целью повышения психологической устойчивости обучить испытуемых приёмам деконцентрации внимания и их использованию в экспериментальной деятельности и обыденной жизни; предложить корректировать свой процесс формирования навыка деконцентрации на основе саморефлексии.

Мы в своём исследовании опирались на понимание рефлексии как направленного на себя интеллектуального действия субъекта. Подобное действие позволяет испытуемому осмыслить происходящее с ним, высказать или описать свои размышления. Рефлексия исследователей в экспериментальном процессе направлена на осмысление видения этого процесса (например, соответствует ли целям эксперимента опыт, полученный и представленный испытуемым).

Схема поведения у психологически неустойчивой личности: задача-мотив -осуществление действий, ведущих к его реализации,- осознание трудности, -негативная эмоциональная реакция, - хаотические поиски выхода, - усугубление осознаваемых трудностей, - возрастание негативных эмоций, - ухудшение функционирования, - понижение мотивации или оборонительная реакция [2].

Поскольку устойчивость протекания психических процессов в процессе деятельности определяет прогноз эффективности в деятельности, а соответственно и безопасность в целом, то ключевой задачей успешности её повышения является построение прогностических показателей состояния динамической

функциональной структуры личности.

Нами проводился психологический тренинг на модели деятельности, расширенный аналог разноцветной таблицы Шульте-Горбова, в которой результирующий показатель включал устойчивость внимания, восприятия, мышления и памяти.

Целевой задачей испытуемым ставилось удержание деконцентрированного внимания при сохранении ритмичности прохождения таблицы. При этом необходимо было рефлексировать ощущения, чувства, эмоции и включать волевую саморегуляцию при нарушении состояния деконцентрации и появлении отвлекающих и дезорганизующих факторов.

Тренинг волевых качеств заключался в прохождении большой размерности таблицы при необходимости разнонаправленного её прохождения нескольких цифровых последовательностей при внешнем контроле выполняемой модельной деятельности управляемой сложности и вводимых информационных воздействиях с целью выведения на границу устойчивости для оценки устойчивости функционирования.

Одновременно фиксировалась последовательность интервалов времени в последовательности прохождения таблицы и пульсограмма, по которой рассчитывались показатели уровня напряжений регуляторных механизмов и уровень регуляторных возможностей. В эксперименте использовалась аппаратнопрограммные средства, разработанные в Инновационной лаборатории психофизиологических исследований (ИЛПИ), рис 1.

В исследовании принимали участие студенты - волонтёры ТРТУ в возрасте 18-27 лет.

В начале экспериментального процесса испытуемых познакомили с приёмами деконцентрации внимания. Далее им было предложено поработать с таблицами Шульте-Горбова, используя первоначально следующие настройки тестовой программы: таблица двухцветная 7 на 7; время прохождения одного испытания -10 минут; считать испытуемому следует поочерёдно цифры одного цвета по возрастанию, другого - по убыванию.

В дальнейшем испытуемым необходимо было усложнять настройки программы по своему усмотрению, чтобы постепенно усложнять себе задание, одновременно применяя во время работы умения деконцентрироваться.

Эксперимент проводился в 2 этапа. 1-й этап - работа испытуемых с таблицами с целью улучшения личного результата их прохождения по таким критериям, как увеличение количества просмотренных таблиц и уменьшение количества ошибок за фиксированный отрезок времени (10 мин.); а также снижение глазодвигательных реакций при поиске очередной цифры за счёт отработки процесса деконцентрации. 2-й этап - работа с таблицами индивидуально и максимально сложными для испытуемого (параметры устанавливаются по усмотрению испытуемых) с целью отработки навыка деконцентрации при добавлении в процессе его работы шумовых помех.

По завершении первого этапа участники эксперимента рассказали о своих субъективных ощущениях успешности освоения метода деконцентрации при работе с таблицами Шульте-Горбова и о пробах применять этот метод в обыденной жизни, в конце высказывания оценили свои умения по 10-бальной шкале.

30 % студентов-волонтёров с таблицами Шульте-Горбова познакомились в процессе эксперимента, поэтому первые одно - два испытания у них были посвящены освоению работы с методикой прохождения таблиц от начала до конца, а примерно со второго или третьего испытания - встраиванию в процесс работы умений деконцентрироваться. 70 % испытуемых были знакомы с методикой и с первого испытания стали практиковаться в применении приёмов деконцентрации. Однако все испытуемые отметили, что выработке устойчивого навыка применения деконцентрации в работе с таблицами мешали такие обстоятельства, как повышенное напряжение глаз при работе с компьютерной версией таблиц; посторонние шумы (в помещении, за окном); личная ситуативная усталость и др.

Среди характерных высказываний о работе с таблицами можно отметить -Д.Ю., 19л.: «При поиске цифр зрению легче «бегать» по экрану, чем использовать устойчивость деконцентрации»; З.Л., 20л.: «При использовании приёмов

деконцентрации цифра «выскакивала» сама. Но удержать процесс деконцентрации после 2-3-х «выскакиваний» очень трудно»; К.Е., 20л.: «Процесс деконцентрации удерживаю неплохо, но в таблице 9х9 не вижу при деконцентрации границ таблицы»; К.Л., 20л.: «Я почувствовала, что процесс деконцентрации получился. В ходе работы часто тревожилась о том, как и что у меня получается. Заметила, что когда за мной наблюдают, у меня ухудшаются результаты»; Д.О., 18л.: «При использовании приёма деконцентрации я знала, в каком месте находится нужная в данный момент цифра. Я её только мышью отмечала»; М.М., 19л.: «Моё умение деконцентрироваться развивалось скачками. Сейчас я чувствую лёгкость при работе с таблицами, результаты у меня хорошие».

Итак, применение приёмов деконцентрации при работе с компьютерным тестом было интересным для волонтёров, однако, с их точки зрения, не лёгким. На данном этапе исследования нельзя однозначно сказать о том, что именно применение приёмов деконцентрации внимания привели обусловили улучшение результатов тренинга.

Поскольку испытуемые ещё в начале эксперимента были сориентированы на то, чтобы полученные знания и развивающиеся умения применять в своей обыденной жизни, то во время обмена мнениями мы услышали следующие высказывания об этом применении - Д.Ю., 19л.: «Во время праздничного гуляния в городе с помощью приёма деконцентрации (просто шла и тренировалась) я в толпе увидела свою сестру. Это было здорово»; К.Ф., 27л.: «Я был искренне удивлён, когда применил способ деконцентрации во время игры в настольный теннис. Я просто видел, куда шарик летит, и всегда его принимал!»; К.А., 19л.: «Освоение приёмов деконцентрации, на мой взгляд, улучшили мои интуитивные способности»; Н.А., 19л.: «Деконцентрация помогла мне шире посмотреть на взаимоотношения с близкими людьми. Мне стало легко, я перестала многого бояться...».

Высказывания студентов-волонтёров позволяют говорить о положительном влиянии применения приёмов деконцентрации внимания в обыденной жизни на их личное мироощущение, взаимоотношения с другими людьми.

Разброс баллов, которые выставили себе испытуемые, оценивая умение применять приёмы деконцентрации - от 5 до 8, средний по группе - 6,4 балла. Испытуемые более чем на 50 %, по их мнению, развили в себе качества, помогающие применять способность деконцентрировать внимание. Однако все отметили неустойчивость этих качеств и желание совершенствовать их в дальнейшем с помощью специальных упражнений.

Интересен тот факт, что одна из испытуемых выставила себе 4 балла (она очень критична к себе), однако, послушав высказывания членов группы и их самооценку, «переоценила» свои умения на 6 баллов.

В процессе эксперимента испытуемые заполняли «Дневники рефлексии».

Анализируя дневниковые записи, мы стремились понять, как испытуемые оценивают своё состояние психоэмоциональной напряжённости, свой уровень обученности саморегуляции, зависимость успешности работы с таблицами от уровня освоения и применения приёмов деконцентрации.

Первый этап

Внимание участников эксперимента приковано к технике прохождения испытания. В дневниках рефлексии отмечалось количество пройденных за 10

минут таблиц Шульте-Горбова (от 1 до 4- максимум), количество допущенных в ходе работы ошибок (от 2 до 24).

Войти в состояние деконцентрации испытуемым удаётся редко и на короткое время (конкретных временных периодов в дневниках не отмечено), чаще поиск очередной цифры таблицы осуществлялся путём «бегания глаз» по экрану.

Уже со 2-го-3-го занятия (после дополнительного теоретико-практического разъяснения испытуемым работы по деконцентрации внимания) отмечается увеличение количества пройденных за 10 мин. таблиц (до 3-4), уменьшение количества ошибок (от 0 до 12), а также возрастание сложности задаваемых испытуемыми себе параметров таблиц (8 на8, 9 на 9, иногда три цвета).

В дневниках читаем: «Сидя за компьютером и выполняя задание, ощущаю напряжение, все мышцы буквально натянуты. Даже, если перед экспериментом настроюсь, расслаблюсь, то по истечении времени, работая с таблицей, чувствую -напряжена. Напряжение и в теле вообще, и особенно глаза напрягаются. Я, как говорят наблюдатели, и руками, и ногами двигаю, и шевелю губами при работе с тестом.», «Когда я нервничаю, реакция затормаживается.» (М.М.,19л.); «При прохождении таблиц я чувствую напряжение только, если слышу посторонние звуки - разговоры людей, хлопанье дверей и пр. Когда ничего не мешает, я как бы замираю, деконцентрируюсь, у меня ничего не двигается, кроме правой руки с мышкой. Кстати, при достижении деконцентрации даже не ощущаю усталости тела и глаз.», «Деконцентрация получается, но не очень надолго. Трудно входить в это состояние, оно легко теряется и трудно восстанавливается... Я не могу ещё обнаружить те процессы в организме, которые позволяют удерживать внимание в течение более длительного времени в состоянии деконцентрации, чем сейчас.» (Ч.Е.,19л.); «Сегодня открыла новый о себе факт - когда устаю деконцентрироваться, расслабляю глаза «до мутного видения» и нужные цифры начинают сами «выплывать», даже если я не осознаю это или вообще не думаю о следующей цифре. Получается, что сознание как бы отключено, а зрение (или мозг?) работает. Жаль, что это происходит только, когда я устаю и отвлекаюсь.» (К.А., 19л.); «Когда концентрируюсь на том, чтобы получилась деконцентрация, теряю внимание при работе с таблицами.» (М.Ю., 19л.).

Таким образом, практически во всех дневниках отмечается напряжение в начале экспериментального периода, которое испытуемым по-разному удалось регулировать уже к середине первого этапа эксперимента за счёт волевой саморегуляции. Состояние деконцентрации волонтёрам удаётся отследить, но зафиксировать на весь период работы с таблицами не удаётся. Отмечаются интересные самонаблюдения за реакциями сознания в процессе тренинга (см. цитату К. А.,19л.).

Второй этап

На втором этапе эксперимента работа испытуемых с таблицами «осложнялась» шумами, подаваемыми через наушники (текст аутогенной тренировки, сопровождаемый различными дополнительными звуками). В самоотчётах испытуемые писали, что удалось пройти по 3-5 таблиц за 15 мин. Ими было допущено от 1 до 24 ошибок.

Скорость прохождения таблиц по сравнению с первым этапом возросла, вероятно, из-за «натренированности» как в работе с таблицами, так и в приёмах деконцентрации внимания.

Отмечалось «выплывание» или «выскакивание» цифр в процессе работы с таблицами, однако устойчивости состояния деконцентрации в течение установленных 15 минут не отметил никто из испытуемых.

Некоторые цитаты:

«.мешают не просто шумы, а характер звуков. Вздохи, их нарастание и убывание вызывало во мне чувство неосознанной тревоги и беспокойства. Я теряю внимание и делаю много ошибок. Во второй раз я почти привыкла к звукам. Деконцентрируюсь, но очень не на долго.» (М.Ю.,19л.).

«На мой взгляд, у меня появился достаточно стабильный уровень удержания состояния деконцентрации, но не высокий.» (Д.Ю., 19л.).

«Состояние деконцентрации практически не нарушалось. Только при слишком больших шумах (барабаны, крики) у меня замедлялась реакция поиска и даже сбой в счёте. Громкие шумы раздражали.» (М.М., 19л.).

«Сначала мне удалось войти в состояние деконцентрации, но как только я пыталась запомнить слова аутогенной тренировки, объёмное восприятие таблиц исчезало. Может быть потому, что в моём представлении возникали те самые расслабленные ноги и руки, о которых шла речь. Очень мешали шумы.» (Ч.Е., 19л.).

«На первой пробе деконцентрация не удалась. Посторонние шумы вызывали много отрицательных эмоций, хотелось скорее прекратить эксперимент. На второй пробе я практически не обращала внимание на звуки, доносящиеся из наушников. Получилось деконцентрировать внимание, но удержать долго - нет.» (З.Л., 20л.).

«Деконцентрация отрывистая, звуковое сопровождение не мешает. Слышу почти все слова и звуки. В состоянии деконцентрации слов не слышу, сосредоточена на цифрах.» (Д.О., 18л.).

Подводя итог второго этапа эксперимента, можно сказать, что шумовые помехи первоначально вызвали у всех испытуемых неприятное ощущение, но только у одного человека состояние деконцентрации обнаруживалось с первой пробы, остальным испытуемым звуки в деконцентрации мешали.

Однако, как было отмечено участниками эксперимента, устойчивость навыка деконцентрации восстановилась уже ко второй пробе, и испытуемым в индивидуальном режиме удавалось слышать отдельные звуки в чередовании с процессом деконцентрации, при этом не испытывать сильного раздражения при потере состояния деконцентрации.

Абстрагироваться от звуков удалось примерно половине испытуемых.

Осмысление процесса развития и уровень своих умений деконцентрироваться в экспериментальной ситуации (работа с таблицами) помогало испытуемым корректировать себя и свою успешность в достижении поставленной цели. Рефлексивная деятельность испытуемых, на наш взгляд, могла оказывать влияние на их поведение в экспериментальном процессе и в обыденной жизни.

На момент написания статьи эксперименты носили постановочный характер, но выбранная методика показала перспективу такого подхода для текущей оценки психологической устойчивости и проведения психологического тренинга для её повышения.

Слмпйлмчвнкп Рпгоний Алокплндрпш

Мах 33

Т 1 Т

ю 27 О 11 21 5 6 16 14 1

9 32 1 17 9 13 11 33 25 2

27 22 15 19 14 20 13 12 8 11

12 30 22 29 16 29 33 7 17 28

Ю 26 15 31 24 32 8 23 28 20

16 4 26 2 30 13 20 23 26 18

Ю 21 21 2 15 3 19 6 27 19

25 8 24 18 25 23 29 6 33 7

31 17 9 12 30 32 28 4 4 31

14 22 3 7 3 18 5 1 5 24

Время эксперимента °-0:7

ЧСС (уд/мим)

б

Рис. 1. Примеры реализации компонентов стенда:

а - стимульная среда, предъявляемая испытуемому; б - результаты эксперимента

В верхнем окне представлена регистрируемая ритмограмма, в нижнем окне реакции испытуемого в процессе прохождения таблицы.

а

120,00

100,00

80,00

60,00

40.00

20.00 0,00

Средние значения ПАПР

95,29

85,70

80,70

71,22

♦" 42,25

36,64

44,07 41,82

" без помехи —- с помехой

1

2

3

4

Среднее значение ИН

без помехи - - * - - с помехой

Рис.2. Результаты обработки ритмограммы

В виде помехи предъявляются дезорганизующие аудиопрограммы. Слева показатель показатель адаптационной реакции, а справа индекс напряжённости.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. - СПб., 2004. Куликов Л.В. Глава 4. Психологическая устойчивость личности. - С. 87-115

2. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. 1970 (http://www.psY.msu.ru/people/platonov.html).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.