Научная статья на тему 'Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде'

Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде»

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

- проведения профессионального тренинга - приобретение опыта работы в штатных и нештатных ситуациях, что обычно проводится на различных симуляторах или в видео - групповых тренингах или в некоторых разновидностях коучинга;

- проведения психологического тренинга: внимания, восприятия, мышления, памяти и их целевой самоорганизации; рефлексии ощущений, чувств, эмоций и их саморегуляция; тренингом волевых качеств на специальных аппаратнопрограммных комплексах, обычно с использованием биообратных связей по показателям психофизиологического состояния и внешнего контроля, по выполняемой модельной деятельности, управляемой сложности и вводимых информационных воздействий с целью выведения на границу устойчивости для расширения личностного диапазона возможностей устойчивого функционирования. Последняя задача требует адекватных индивидуально-ориентированных методик психологического тренинга эффективного рабочего состояния, обеспечивающего протекание психических процессов необходимых для успешных действий во всех возможных ситуациях в данной деятельности; разработки показателей объективизирующих успешность данного психологического тренинга. Индивидуально-ориентированный тренинг должен учитывать особенности реагирования на информационные воздействия, как контекстуального, так и психоинтрузионного характера;

- допускового контроля к деятельности на основе специального набора функциональных проб, учитывающего соответствие текущих показателей психической устойчивости нормативным для данной личности;

- текущего контролем психической устойчивости и по этим данным и результатам допускового контроля, динамики деятельности семиотического моделирования с учётом биопсихических свойств личности для прогноза эффективности в деятельности;

- использования реабилитационного комплекса для восстановления при неудовлетворительном психофизиологическом состоянии и несоответствии нормативным текущих показателей психической устойчивости для данной личности.

Интегральное использование перечисленных выше направлений позволит в значительной степени повысить степень психологической устойчивости личности.

А.Д. Тытарь, Е.Т. Тытарь, А.Ю. Тулынина, Г.А. Дорофеева, А.Ю. Евтушенко

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Устойчивость протекания психических процессов во многом определяет эффективность деятельности оператора. Соответственно ключевой задачей повышения устойчивости является построение прогностических показателей состояния динамической функциональной структуры личности.

Для определения структуры показателей нами проводился тренинг на модели деятельности, представляющей собой расширенный аналог разноцветной таблицы Шульте-Горбова. Тренинг заключался в прохождении таблицы большой размерности, необходимости разнонаправленного её прохождения в случае нескольких цифровых последовательностей при внешнем контроле выполняемой модельной деятельности, управляемой сложности и вводимых информационных воздействиях с целью определения пограничных условий устойчивого функционирования. Испытуемому ставилась задача рефлексировать ощущения, чувства, эмоции и включать волевую саморегуляцию при нарушении состояния деконцентрации а также при появлении отвлекающих и дезорганизующих факторов.

Раздел VI

Современные психотехнологии

В результате прохождения таблицы формировался результирующий показатель, который включал в себя характеристики устойчивости внимания, восприятия, мышления и памяти. Целевой задачей эксперимента ставилось удержание деконцентрированного внимания при сохранении ритмичности прохождения таблицы.

Одновременно фиксировались интервалы времени в последовательности прохождения таблицы и ритмограммы, по которым рассчитывались показатели уровня напряжений регуляторных механизмов и уровень регуляторных возможностей.

В эксперименте использовались программно-аппаратные средства, разработанные в Инновационной лаборатории психофизиологических исследований (ИЛИИ) ТРТУ, а также программно-аппаратный комплекс «ВюМоше», разработанный компанией КеигоЬаЬ.

Показатели уровня напряжений регуляторных механизмов и уровень регуляторных возможностей сопоставлялись с показателями программно-аппаратного комплекса «ВюМоше»:

1. ФУС - функциональный уровень системы. Ее величина определялась абсолютными значениями времени реакции.

2. УР - устойчивость реакции. Величина этого показателя определялась рассеиванием времени реакции.

3. УФВ - уровень функциональных возможностей. Этот критерий предлагается разработчиком как наиболее полный и позволяющий судить о способности формировать адекватную заданию функциональную систему и достаточно длительно ее удерживать.

На момент написания статьи эксперименты носили постановочный характер, но выбранная методика показала перспективу такого подхода для текущей оценки психологической устойчивости и проведения психологического тренинга для её повышения.

П. В. Хало

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПСИХОТРЕНИНГА

Повышение уровня психологических нагрузок и как следствие этого рост психосоматических заболеваний в современном обществе заставляет искать все новые и новые подходы в решении этой проблемы. В настоящее время уделяется большое внимание подходам аналитической психологии: методам основанным на юн-гианском анализе, трансперсональной психологии, психосинтезе, холистической парадигме и т.д..

Из различных моделей сознания (карта психического пространства Фишера, спектр сознания Кена Уилбера, кластерная структура сознания Щербакова и пр.) известно, что в процессе его онтогенеза, происходит формирование нескольких слоев сознания: а-, Р-, 9- и Д-состояния, а из-за отсутствия интеграции между слоями происходит формирование патологических структур, ведущих к различным психосоматическим заболеваниям. Решением проблемы является формирование канального кластера (Щербаков), повышение уровня осознанности и интеграция (Кен Уилбер) и пр. Современные методы компьютерного анализа электрической активности мозга позволили установить, что эффективность работы мозга тем больше, чем выше когерентность колебаний наблюдается во всех диапазонах в симметричных зонах обоих полушарий мозга, что тоже говорит в пользу интеграции различных слоев сознания [1,2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.