Научная статья на тему 'Индивидуальные технические средства психотренинга'

Индивидуальные технические средства психотренинга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
698
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хало П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные технические средства психотренинга»

Раздел VI

Современные психотехнологии

В результате прохождения таблицы формировался результирующий показатель, который включал в себя характеристики устойчивости внимания, восприятия, мышления и памяти. Целевой задачей эксперимента ставилось удержание деконцентрированного внимания при сохранении ритмичности прохождения таблицы.

Одновременно фиксировались интервалы времени в последовательности прохождения таблицы и ритмограммы, по которым рассчитывались показатели уровня напряжений регуляторных механизмов и уровень регуляторных возможностей.

В эксперименте использовались программно-аппаратные средства, разработанные в Инновационной лаборатории психофизиологических исследований (ИЛПИ) ТРТУ, а также программно-аппаратный комплекс «ВюМоше», разработанный компанией КеигоЬаЬ.

Показатели уровня напряжений регуляторных механизмов и уровень регуляторных возможностей сопоставлялись с показателями программно-аппаратного комплекса «ВюМоше»:

1. ФУС - функциональный уровень системы. Ее величина определялась абсолютными значениями времени реакции.

2. УР - устойчивость реакции. Величина этого показателя определялась рассеиванием времени реакции.

3. УФВ - уровень функциональных возможностей. Этот критерий предлагается разработчиком как наиболее полный и позволяющий судить о способности формировать адекватную заданию функциональную систему и достаточно длительно ее удерживать.

На момент написания статьи эксперименты носили постановочный характер, но выбранная методика показала перспективу такого подхода для текущей оценки психологической устойчивости и проведения психологического тренинга для её повышения.

П. В. Хало

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПСИХОТРЕНИНГА

Повышение уровня психологических нагрузок и как следствие этого рост психосоматических заболеваний в современном обществе заставляет искать все новые и новые подходы в решении этой проблемы. В настоящее время уделяется большое внимание подходам аналитической психологии: методам основанным на юн-гианском анализе, трансперсональной психологии, психосинтезе, холистической парадигме и т.д..

Из различных моделей сознания (карта психического пространства Фишера, спектр сознания Кена Уилбера, кластерная структура сознания Щербакова и пр.) известно, что в процессе его онтогенеза, происходит формирование нескольких слоев сознания: а-, Р-, 9- и Д-состояния, а из-за отсутствия интеграции между слоями происходит формирование патологических структур, ведущих к различным психосоматическим заболеваниям. Решением проблемы является формирование канального кластера (Щербаков), повышение уровня осознанности и интеграция (Кен Уилбер) и пр. Современные методы компьютерного анализа электрической активности мозга позволили установить, что эффективность работы мозга тем больше, чем выше когерентность колебаний наблюдается во всех диапазонах в симметричных зонах обоих полушарий мозга, что тоже говорит в пользу интеграции различных слоев сознания [1,2].

На основе этого можно выделить следующие методы для индивидуальных психотренингов:

1) Методы ритмического воздействия.

2) Методы цветового воздействия.

3) Дыхательные психотехники.

4) Методы аудиопсихокоррекции.

Рассмотрим их более подробно.

Методы ритмического воздействия. В 50-е годы, прошлого столетия было установлено, что частота биоэлектрических колебаний мозга способна синхронизироваться, при определенных условиях, с различными ритмичными стимулами, например, импульсами слабого электрического тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования стимулов находится в рамках естественного диапазона частот биоэлектрических потенциалов мозга. Совмещение различных каналов воздействия (световой, звуковой, электрический, магнитный) при стимуляции существенно усиливает этот эффект.

Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 8-25Гц, но при тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных частот мозга. Это открытие позволило создать эффективную систему тренировки мозга для достижения необходимых состояний [3].

Использование бинауральных ритмов является очень простым и в то же время мощным средством воздействия на биоэлектрическую активность мозга. Было проведено достаточно много исследований, доказавших их эффективность для целого ряда приложений, в частности, для ускоренного обучения. Например, в исследовании Ричарда Кеннерли было показано, что фонограмма с наложенными бинауральными ритмами в р-диапазоне вызывала достоверное улучшение памяти у студентов.

Для формирования ритмической активности мозга в нужном направлении необходимо «накладывать» бинауральные ритмы друг на друга в несколько “слоев”.

Методы цветового воздействия. Из исследований М. Люшера известно о связи между психоэмоциональными состояниями и воздействием цвета на человека, что говорит о возможности дополнительного цветового воздействия при стимуляции. Сравнительный анализ данных полученных в исследованиях М. Люшера с характеристиками различных слоев сознания приведен в табл. 1 [4].

Дыхательные психотехники. Общеизвестен факт тесной связи психоэмоционального состояния человека с пневмо- и кардиограммой. На основе этого в нашей стране в настоящее время выпускается ряд приборов «Консонанс» и «Прана»[5].

Методы аудиопсихокоррекции. При рассмотрении методов психофизиологического влияния на человека-оператора, нельзя обойти метод аудиопсихокоррекции. Корректирующее действие этого метода определяется высокой значимостью семантических посылок, недоступных восприятию сознания и потому недоступных критическому анализу. Словесное воздействие можно разделить на три основных компонента:

1) невербальное (интонация, громкость, темп речи, внятность, смысловые ударения и т. п.);

2) фоносемантическое (оценка звучания фразы, восприятие звуков на уровне подсознания);

3) психосемантическое (смысл сказанной фразы).

Невербальное. В настоящее время существует методика, позволяющая производить диагностику и коррекцию психофизиологического состояния человека, основываясь только на амплитудно-частотной характеристике голоса.

251

Таблица 1

Возможное соответствие Люшеровских цветов с периодами развития сознания

Спектр сознания плерома Уробо-рос Тифон стадия Речевого участия раннее «эго» среднее «эго» позднее «эго» кентавр

Слои сознания состояние Д состояние 9 состояние а состояние Р Ввсокая когерентность всех ритмов ЭЭГ

Ведущая деятельность эмоциональное общение предметная игровая учебная трудовая трудовая

Люшеровские цвета красный желтый зеленый синий

Воздействие цветов Люше-ра вызывает возбуждение вызывает предприимчивость вызывает твердость вызывает успокоенность

Соответствие цвета и Самоощущение человека по Люшеру оживленное, деятельное, воодушевленное, самоуверенность (уверенность в собственных силах) веселое, радостное, свобода (самовыражение) серьезное, строгое, важное, самоуважение (идентичность) удовлетворение, интеграция

Соответствие цвета и вида поведения по Люшеру активное общительное, отзывчивое, изменчивость настойчивое спокойное, расслабленность

Раздел VI

Современные психотехнологии

252

Окончание табл. 1

Аусубель (стадии эго) всемогущество эго Кризис обесценивания «эго» начало привязанности привязанность кризис распада привязанности, Распад привязанности

Маслоу (иерархия потребностей) физиологические потребности, Начало Безопасности безопасность принадлежность самоуважение самоактуализация

С. Гроф стадии развития соматическия, эстетическая психодинамическая фрейдовская системы конденсированного опыта экзистенциальная / смерть-возрождение

Эриксон стадии развития доверие против закрытости автономность против зависимости инициатива против чувства вины трудолюбие против чувства не полноценности тождественность против смешения ролей. Близость против изоляции. Творчество против застоя интегрированность против отчаяния

Левинджер (уровни «эго») досоциальное Симбиотическое Импульсивное самозащищающееся конформистское совестливое-конформистское интегрированное

Известия ТРТУ Тематический выпуск

Например, известно, что положительные эмоции локализуются в более высоком частотном регистре и отмечаются достаточно плавным движением частоты основного тона, а отрицательные эмоции, базисные в первую очередь, характеризуются понижением регистра; сложные эмоции - гнев, ирония имеют резкое нарастание крутизны фона. Кроме сказанного, сравниваемые эмоции отличаются временными показателями консонантов [6].

Фоносемантическое воздействие. В 1952 году американский психолог Ч. Осгуд, анализируя публичные выступления политиков, заметил: из двух примерно одинаковых кандидатов (и их столь же идентичных программ) выигрывает тот, кто использует более благозвучную мелодику речи. В условиях митинга, когда восприятие ориентировано на общее впечатление от выступления, этот фактор оказался одним из решающих. Ч. Осгуд разработал способ управления «музыкой слов», назвав его методом «семантических дифференциалов», показывая испытуемым таблички с написанными бессмысленными созвучиями и слогами, ученый попросил оценить ощущения, вызываемые тем или иным звуком: сильный он или слабый, светлый или темный, большой, маленький и т.д.

В настоящее время отечественными исследователями были открыты статистически достоверные зависимости между психологическими чертами автора, определенным набором слов из его сочинения, и особенностями людей, которым оно понравилось.

В основе оценки эмоционального воздействия фонетики слова и текста на подсознание человека лежит дополнительное символическое значение звуков. Существует два типа звукосимволизма. Первичный звукосимволизм заключается в том, что символика звуков является изначальной, первичной по отношению к условному значению и возникшей под влиянием звуков природы.

Во вторичном звукосимволизме, символика звука является отсветом, который бросает условное значение слова на свою звуковую форму. Если случайно оказывается, что некоторый звук встречается в нескольких частотных словах со сходной семантикой, то эта семантика в сильно обобщенном виде проецируется на данный звук, и теперь уже звук, даже отдельно взятый, вызывает подсознательные ассоциации, связанные с семантикой слов [7,8].

Психосемантическое. Надежность работы человека-оператора зависит не только от уровня его тренированности и природных свойств нервной системы, а и от способности сохранять операторскую мотивацию в экстремальных условиях. Психологический анализ мотивационных нарушений, является единственным средством определения ведущего мотива, который непосредственно стимулирует все поведение человека [9]. Одним из наиболее перспективных направлений на этом пути является психосемантика - метод диагностики, включающий изучение форм существования значений в индивидуальном сознании (образы, символы, символические действия, а также знаковые, вербальные формы), которые позволяют выявить влияние мотивационных факторов и эмоциональных состояний субъекта на формирующуюся у него систему значений. Основным методом экспериментальной психосемантики является построение субъективных семантических пространств, являющихся модельным представлением категориальных структур индивидуального сознания.

Начало этим исследованиям положили в 50-е годы работы Ч. Осгуда и Дж. Келли. Однако существенным и очевидным недостатком их методик является фактор прямого вмешательства сознания человека в ход исследования, что часто искажает результаты тестирования.

Методы психологической обратной связи (psychofeedback, mental feedback) -представляют собой новый класс систем, основанных на создании обратной связи

по психологическим, в отличие от биообратной связи, характеристикам. Эти методы позволяют оперативно изменять характер коррекции и тестирования в зависимости от психологических изменений человека-оператора.

Тестовыми стимулами являются специально подобранные и сгруппированные по семантическому значению слова, короткие фразы и образы. Их неосознавае-мость достигается замаскированным предъявлением стимулов, что позволяет преодолеть «цензуру» сознания обследуемого, определить, какие из тестовых стимулов являются для него личностно значимыми и осуществить диагностику или коррекцию мотивационной сферы обследуемого. Возникающая при использовании подобных систем замкнутая система «человек-машина» создает принципиально новые возможности для решения задач медицины, психологии и социологии [52].

Стимул, многократно ассоциирующийся в индивидуальном опыте с предметом или событием, вызывающим некоторую реакцию, становится знаковым его заместителем, связанным с этой реакцией. Стимулы могут представлять собой как слова, так и словосочетания, знаки или символы, имеющие однозначное толкование для определенной группы людей, отражающие конкретную сферу жизнедеятельности (например, сферы семьи, работы, профессиональных знаний, привычек, зависимостей), и могут быть описаны соответствующими словами. Стимулы, случайным образом «разбросаны» в семантической базе данных, и могут предъявляться как в начале, в середине, так и в конце процедуры [9].

Следует так же ввести категорию стимулов являющихся обобщением бессмысленных буквосочетаний всех слов представленных в базе данных или наборов цифр (априори считается, что данная информация не несет никакой семантической нагрузки).

В семантической базе данных тестируемые стимулы и стимулы, относящиеся к категории бессмысленных, последовательно чередуются, что позволяет, сделать результаты психосемантического анализа независимыми от изменений психофизического состояния испытуемого во время процедуры.

Далее назначаются маскеры - наборы символов для реализации алгоритма двойного маскирования на этапе предъявления. Обычно это ряды цифр. Стимулы предъявляются согласно алгоритму двойного маскирования, то есть время экспозиции стимула составляет приблизительно 30-40 мс, после чего без паузы предъявляется маскер (время его экспозиции порядка 200-300 мс). Таким образом, времени экспозиции стимула недостаточно для его осознавания, хотя зрительный анализатор информацию фиксирует. Наличие маскера препятствует формированию «следового изображения» стимульного слова на сетчатке глаза. Далее следует пауза - время ожидания реакции. Такой может быть: сложная зрительно-моторная реакция, кожногальваническая реакция, ЭЭГ-реакция, стабилометрическая реакция и т. п. При выборе каналов, для оценки психологической реакции, следует исходить из принципа их максимальной мобильности и комфортности, например все каналы для оценки и коррекции должны помещаться в шлеме водителя танка или пилота самолета.

Психосемантический анализ выявляет не только сознательно скрываемую информацию, но и скрытую, по большей части недоступную сознанию человека. При этом можно установить наличие и содержание невротических комплексов, определить иерархию основных мотивов поведения и наличие патологических мотивов, установить причины стрессовых состояний, информационные (семантические) признаки ранних проявлений пограничных психических и психосоматических расстройств, включая различные аспекты профессиональной патологии [9].

Алгоритмы психосемантического исследования позволяют диагностировать как осознаваемые, так и неосознаваемые элементы психосемантической сферы. В

результате удается определить распределение в семантическом пространстве отдельных сфер значимости (например, для оценки истинного отношения к служебному долгу при профотборе, профнадежности, установлении мотивов выбора профессии, установлении правонарушений в прошлом и их содержания и пр.); сведения о ядре личности, характере аутоидентификации и пр. [9].

Статистический анализ информации, получаемой при семантической диагностике, показывает наличие «болевых точек» в подсознании - психосемантических комплексов, которые подлежат коррекции. Их значимость для личности может быть точно измерена. Специалист может применить эти данные при психокоррекции и психотерапии.

Диагностику человека-оператора можно вести как в специальном тестовом режиме, так и непрерывно, анализируя семантическое содержание фраз произносимых оператором в процессе выполнения трудовой деятельности. Дополнительным каналом, для определения эмоционального состояния оператора, является анализ частотного спектра его голоса [10].

Возможность диагностики и коррекции по одним и тем же каналам восприятия существенно упрощает построение систем для индивидуальных психотренингов, с биологической и психологической обратными связями. С этой точки зрения все методы можно разбить на следующие группы:

1. Группа аудиовоздейстивя: методы звукостимуляции, аудиопсихокоррекции (фоносемантика, психосемантика, невербальное воздействие), управление дыханием (с помощью навязывания ритма дыхания, например, воспроизведение необходимого ритма дыхания в фоновом режиме), коррекция и анализ спектральных характеристик голоса и съема параметров дыхательной волны можно осуществлять с помощью стереомикрофона.

2. Группа методов воздействующих на зрительные анализаторы (визиовоз-действие): светостимуляция, цветокоррекция, для коррекции и определения критической частоты слияния мельканий, цветовое воздействие для диагностики.

3. Группа методов электростимуляции: транскраниальная стимуляция, другие типы электростимуляции (по Фолю и Накатани и пр.), коррекция и ЭЭГ, омегаметрия, КГР, ЭКГ для диагностики.

4. Группа методов воздействия с помощью магнитной стимуляции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. К. Уилбер Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. - М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004.

2. http://www.ipd.ru/articles/index.shtml.

3. Патрушев А.В. Формы и методы оказания психологической помощи сотрудникам ОВД, получившим ранение при выполнении служебно-боевых задач. www.Humans.ru.

4. ЛюшерМ. Четырехцветный человек, или путь к внутреннему равновесию. - М., 1994

5. Хало П.В. Диагностика и коррекция психофизиологического состояния человека-оператора в условиях развивающегося информационного общества. Психология и педагогика. Тематический выпуск. // Известия ТРТУ. - №1. - 2006.

6. Варфоломеев А.П. Тембральный аспект мотивации восприятия речи. - Калининград, 1976.

7. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М.: Посвящение 1991.

8. Котлячков А., Горин С. Оружие - слово. Оборона и нападение с помощью... (Практическое руководство). - М.: «КСП+», 2001.

9. Смирнов И.В., БезносюкЕ.В., Журавлёв А.Н. Психотехнологии. - М.: "Прогресс", 1995.

10. Хало П.В. Психологическая обратная связь как способ оценки и коррекции психофизиологического состояния человека-оператора. // Известия ТРТУ. - №6. 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.