Научная статья на тему 'Диагностика и коррекция психофизиологического состояния человека-оператора в условиях развивающегося информационного общества'

Диагностика и коррекция психофизиологического состояния человека-оператора в условиях развивающегося информационного общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
445
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика и коррекция психофизиологического состояния человека-оператора в условиях развивающегося информационного общества»

4. По сравнению с девушками у юношей выявлена более высокая степень генетической обусловленности комплекса природных свойств, что проявляется, во-первых, в достаточно тесной взаимосвязи параметров данной конституциональной подсистемы интегральной индивидуальности, во-вторых, в относительной дифференциации природного и социального.

5. Девушки модификационно могут сильнее отклоняться от генотипа благодаря интенсивному воздействию на базовые подструктуры интегральной индивидуальности свойств социальных уровней, что зафиксировано в более плотных много-многозначных взаимозависимостях между наследственным и приобретенным.

6. Обусловленные полом различия между группами испытуемых особенно весомы на природных уровнях, испытывающих на себе прежде всего генетическое давление, и менее значимы на социальных уровнях организации психики. Последнее, по-видимому, объясняется кардинальным изменением на современном этапе в России общественной системы ценностей, стиля жизни, что приводит к размыванию некогда традиционных гендерно маркированных стандартов.

7. Весьма существенны половые различия в механизмах саморегуляции интегральной индивидуальности в ситуации реагирования на определенный психологический дискомфорт, вызванный новой, усложненной деятельностью.

8. Полагаем, что демографическая закономерность, согласно которой продолжительность жизни у женщин больше, чем у мужчин, в определенной степени находит свое объяснение в рамках проведенного исследования. В результате полученных нами данных по сравнению с юношами у девушек интегральная индивидуальность представляется более целостным, помехоустойчивым и жизнестойким образованием. Целостность базируется на усиливающихся взаимосвязях переменных системы в процессе ее функционирования и развития в условиях подвижной среды, а также на динамической сбалансированности эволюционно-генетических и социокультурных подструктур.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб: Питер, 2001.

2. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. -Пятигорск: ПГЛУ, 2002.

3. Иорданов А.Ф. Особенности развития гендерных структур интегральной индивидуальности у студентов гуманитарного вуза: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2003.

4. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова. - М.-Воронеж, 1996.

П.В. Хало

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА В УСЛОВИЯХ

РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В последние годы, в связи с развитием информационного общества, одним из основных факторов возникновения болезней становится социальный или психоэмоциональный стресс. Приспособляемость же человека к современным условиям жизни оставляет желать лучшего, о чём свидетельствует постоянный рост динамики заболеваний. При мощных стрессовых воздействиях нарушаются координация и взаимодействие между функциональными системами (ФС) организма. Каждая на-

чинает работать самостоятельно, а наиболее слабые выходят из строя. На начальном этапе патологического процесса организм ощущает нарушения во взаимодействии ФС только на эмоциональном уровне (дискомфорт, нарушение сна и т.д.). Эти нарушения, еще не имеют клинически выраженных проявлений и поэтому остаются недиагностированными.

Деятельность мозга это непрерывный процесс целесообразного воздействия на организм человека. Непрерывность управления обеспечивается непрерывностью движения информации. Всякий управленческий цикл начинается со сбора данных и заканчивается получением информации, которая необходима для нового цикла. Жизнедеятельность любого организма обеспечивается постоянным обменом информации между головным мозгом и двумя средами: внешней и внутренней (собственно организмом), т.е. постоянным кругооборотом информации.

Головным мозгом строятся две группы матриц - матрицы, описывающие и детализирующие внешнюю среду (т.е. окружающий нас мир) и матрицы, описывающие и детализирующие внутреннюю среду (т.е. собственно организм человека). Взаимодействие этих групп обеспечивается программой управления, которая способна определять отношения матриц друг к другу и всегда находить матрицы наиболее близкие по характеристикам, в зависимости от требования ситуации. Совокупность всех матриц составляет «схему тела» или биоматематическую модель организма. Имеющуюся схему тела мозг постоянно приводит в соответствие с эталонной за счёт основных своих функций (восприятие, воображение, ассоциативное мышление, память, мотивация, принятие решений и др.), обеспечивая тем самым сохранение гомеостаза и эффективную деятельность всех ФС, органов и тканей. Под влиянием самых разнообразных неблагоприятных факторов и экстремальных воздействий, особенно на фоне повышенной возбудимости или слабости тормозных систем ЦНС, могут появляться так называемые ошибки управления, т.е. временные или стойкие нарушения в деятельности высших регуляторных систем. Например, следствием таких нарушений в системе регуляции движений, приводящих к диско-ординации в работе мышц-антагонистов, являются травмы опорно-двигательного аппарата у спортсменов и артистов балета [1].

При длительных воздействиях неблагоприятных факторов головным мозгом вырабатывается искажённый директивный сигнал, не соответствующий «схеме тела», вследствие чего в какой-то системе, органе или ткани формируется патологический очаг с последующим развитием болезни. В свою очередь под влиянием афферентных сигналов из очагов поражений в соответствующих зонах головного мозга возникают очаги патологического возбуждения и формируется патологическая ФС. Так формируется замкнутый порочный круг, превращающий острое заболевание в хроническое.

Самым простым способом решения проблемы является построение системы, приводящую схему тела к норме. Именно этот подход, был реализован в комплексе психофизиологической диагностики и коррекции «Странник». Метод разработан И.Г. Граковым в 1998 г., за норму принимается среднестатистические показания человека в возрасте от 18 до 30 лет [1].

Вместе с тем определение психофизиологической нормы неоднозначно. Макс Люшер, говоря о норме, пишет: «Ошибкой и заблуждением является распространенное явление, когда такие понятия, как «нормальность» и «средний уровень» или «средний показатель» употребляются как равнозначные. Нормален ли хитрый и пронырливый делец? В том числе, когда ему недостает человеческого, что приходится уже говорить о его ненормальном духовном обеднении? Тогда он уже становится сравнимым с «бездуховным психопатом», у которого также отсутствуют чувства сострадания, собственного достоинства, справедливости и стыда. В среднем

люди перестают быть честными тогда, когда их ожидает какая-либо существенная выгода. Тем не менее, ни родители, ни партнер по браку не считают нечестность нормальной установкой. Для этого следует иметь какой-то масштаб, т.е. какие-то определенные нормы, которыми можно руководствоваться. Таковыми являются авторитетные и определяющие идеалы, которые в качестве духовных контрольных показателей (в качестве совести) указывают необходимый путь. Духовные нормы, таким образом, являются целевыми направлениями, идеалами, которыми руководствуется человек, чтобы быть в состоянии правильно вести себя и делать правильные оценки и суждения. Человек, у которого на самом деле не было бы никаких идеалов, фактически не был бы нормальным человеком. Но совершенно иное означает «нормальность», когда имеется в виду «норма» духовного контрольного показателя, норма идеала. Идеал в качестве руководящей нормы не имеет ничего общего со средним показателем. Категории количества и среднего не играют здесь вообще никакой роли. Независимо от того, честны ли люди «в среднем», искренность и правдивость по отношению к окружающим людям остается авторитетным идеалом, руководящей мерой, на которую нормальный человек ориентируется в своих высказываниях и в своем поведении» [2, с.14].

Тенденции развития информационного общества ведут к постоянному усложнению человеко-операторских задач и соответственно возрастающих требований к организации ФС человека, которые уже не укладываются в понимание среднестатистической нормальности. Вместе с тем, существует множество высокоэффективных ФС, связанных с расширенными состояниями сознания, и очень далеких от психофизиологических показателей среднего человека. Эти состояния имеют высокую корреляцию с морально-этическими нормами индивида [3, с.67].

Если принять, что нормальность является не средним показателем, а идеальной нормой, она принципиально не может быть рассчитана ни количественно, ни статистически. Среднестатистический показатель даёт лишь социологическую информацию. Он не позволяют проникнуть ни в структуру существа человеческой психики, ни определить мотивации его поведения. Нормальность, которая крайне важна для психологической оценки и для психологического консультирования как здоровых, так и отягощенных внутренними конфликтами невротических людей, может, таким образом, быть измерена лишь с помощью качественно определенных идеальных норм.

Идеалы - это направляющие вектора, всегда указывающий лишь направление, в котором должен двигаться человек, желающий самореализовать или самово-плотить себя. Чем последовательнее человек ориентируется на эти вектора, тем более высока его нормальность и тем в большей степени он отдаляется от среднего индивида нашего общества, которое с помощью ненормальных (социальных) ролей и противоестественного принуждения отягощает его жизнь.

Тот, кто однажды придерживался ошибочных «идеалов» и затем, разочаровавшись, часто отказывается от идеалов вообще. Теперь считает себя «реалистом» и тем самым попадает под влияние другой идеологии, в которой иметь идеалы и быть идеалистом - наивность. Подобная стратегия поведения часто является причиной различных психофизиологических нарушений и продуцирует патологические ФС [2, с.19].

Можно сделать вывод, что о нормальности или норме, можно говорить как о неком эталонном психофизиологическом состоянии, не имеющим ничего общего со среднестатистическим показателем. Поскольку определение эталона является затруднительным, то коррекция психофизиологического состояния человека-опера-тора должна основываться не на понятии нормы, а на сохранении внутреннего равновесия в системе.

М. Люшер далее пишет: «Точка, относительно которой происходит качание

коромысла весов, - это знание реальности, это убеждение. Оборонительное или защитное поведение проявляется во всех случаях безразличия и духовной лености. В противоположность этому, человек, ориентирующийся на реальности, реагирует всегда спонтанно, непринужденно-дружески или озабоченно. Отсутствие спонтанности (непринужденности) - это тревожный сигнал. Это сигнал о дистанцирующемся, пессимистичном или даже циничном поведении в жизни.

Но, существуют еще различные и противоположные роли-идолы (или различные сверх-Я), и точно так же существуют различного рода роли-защиты (виды «Оно»). Поэтому многие виды ролевого поведения выражаются в столь разнообразных сигналах личностей. Противоположность между ролями-идолами и ролями-защитами всегда выражалась как «хорошее» и «плохое» поведение. Эта противоположность стала чрезвычайно надуманной действительностью в рамках христианской церкви. В беспрерывной, положительной или отрицательной, самооценке, в жизненном тонусе, который создается самоощущениями, в этом состоит особенность человека, его ад и его рай» [2, с.22].

В результате сотен тысяч исследований цвета в США, Европе, России, Африке, Японии, Индии, Австралии, известно, что каждый определенный цвет вызывает у любого человека, даже дальтоника, любого культурного слоя одну и ту же физиологическую реакцию. У животных наблюдаются те же самые физические реакции на цвета. Цветовое возбуждение передается от глаза по вегетативной нервной системе в промежуточный мозг, где осуществляется руководство нервной системой и гипофизом. Они, со своей стороны, осуществляют согласованную работу органов. Если регуляция настроена на ускорение и повышение функциональной способности (эрготроп-ная), то состояние возбуждения нервов соответствует частоте колебаний оранжевокрасного цвета. Если вегетативная нервная система настроена на замедление, успокоение и отдых (трофотропная), то ей соответствует темно-синий цвет [2, с.33].

Так как цвета, независимо от сознания, действуют непосредственно на вегетативную нервную систему, то цветовой тест - это простое средство определения психофизиологического состояния человека-оператора. Что и являет собой классический цветовой тест Люшера (ЦТЛ). Вместе с тем ЦТЛ диагностирует не свойства личности, а ее состояния. Опыты показывают, что через 15 минут люди могут разложить ЦТЛ совершенно иначе. Но при профотборе, где необходимо учитывать только устойчивые во времени характеристики личности, он малопригоден. Обработка результата еще и во многом зависит от воззрений психолога или его начальства. Необходимо учитывать и желание человека показаться лучше, чем он есть и ту легкость, с которой сейчас можно найти интерпретацию теста Люшера в Интернете, а так же определенные этнические и социальные предубеждения к определенным цветам, влияние моды и пр. Все это снижает эффективность теста Люшера в развивающемся информационном обществе.

Ситуацию можно изменить, применив принципы построения систем с биологической и психологической обратной связью. В системах, где демонстрация люшеровских цветов сопровождалась бы одновременным снятием физиологических показателей неконтролируемых сознанием, таких как ЭКГ, ЭЭГ, ЭАК, стабилогра-фия и пр. достоверность диагностики должна существенно возрасти. При этом, применив психосемантические наборы символов, можно воссоздать текущую психосемантическую матрицу человека, тем же самым методом цветового воздействия откорректировать ее в соответствии с поставленной перед оператором задачей, ориентируясь на известные для выполнения этой задачи ФС, проверить успешность ее модификации, и в случае неудачи откорректировать снова.

Ориентировочные затраты времени на комплексную диагностику подобной системы могут составить не более 10-15 минут и коррекцию 15-20 минут. Главной

целью подобной коррекции является нормализация управленческих и регуляторных функций головного мозга. Система может быть применена во всех областях деятельности, связанных с большими физическими нагрузками и повышенными требованиями к системам регуляции и координации движений (силовые структуры, спорт, хореография и др.) При этом имеет смысл начинать процедуру коррекции любого состояния со снятия дискомфортности, подключая другие методы по необходимости. Необходимо иметь полную, объективную информацию о состоянии всего организма, обновлять ее не реже одного раза в три-шесть месяцев. При этом внимательно наблюдать за теми органами, где присутствуют патологические сигналы или признаки общего снижения компенсаторных возможностей. Обращать особое внимание на их рост и стабильность во времени.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Граков И.Г. Комплекс психофизиологической диагностики и коррекции «Странник» // www.strannik.info.

2. Люшер М. Четырехцветный человек, или путь к внутреннему равновесию. - М., 1994. - С.14-33.

3. Дрёмов С.В., Сёмин И.Р. Измененные состояния сознания: Психологическая и философская проблема в психиатрии. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2001. - 204с.

М.В. Картавенко

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ ГЛУБИННЫХ СЕМАНТИК

Исследование внутреннего мира человека направляется различными мотивами. Во-первых, прагматическими - зная устройство человека возможно построение технологий психологических манипуляции и защиты от них, создание эргономики построенной на знании психических тонкостей каждого конкретного человека, конструирование технологий управления организмическими объектами и т. д. Во-вторых, научными - наука стремиться понять, как устроен объект ее исследования - его состав, строение и функционирование. Понимание, внутреннего, интрап-сихического наполнения человека (вне зависимости от того, как оно называется -психика, сознание или душа) и является конечной целью психологии. И, в-третьих, экзистенциальные мотивы в свете трагичности и внешней конечности человеческой жизни побуждают людей искать ответы на вопросы о том кто они, как они устроены, искать смыслы.

Традиционно выделяют следующие методологические позиции, на основе которых строятся объяснительные концепции и модели сознания: физиологическая, поведенческая и социологическая позиции. Каждая из них внесла много новых результатов в знание о человеке и его сознании. Физиологическая позиция помогла понять генетические основания человеческой психики, строение и состав потребностей и инстинктов человека, структуру и работу «интерфейсов» взаимодействия человека с миром - его органов чувств и т. д. Именно физиологически мыслящим учеными были открыты законы функционирования психики - закон рефлекса (И.П. Павлов), доминанты (А.А. Ухтомский), обратной связи (П.К. Анохин) и т.д. Поведенческая и социологическая позиции обогатили нас знанием о социальной природе психики и сознания, о построении внутреннего мира человека путем интериориза-ции фактов мира внешнего, о культурно-исторической природе сознания и т.д. Од-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.