Научная статья на тему 'Методы активации аутопсихологического личностного ресурса'

Методы активации аутопсихологического личностного ресурса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
304
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ / OUTPSYCHOLOGIC RESOURCE / MENTAL PROCESSES / SELF-CONTROL OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лемещенко Марина Юрьевна

В статье описываются методы аккумулирования субъектом целенаправленной активности, касающейся адекватных стереотипов реагирования на неблагоприятные воздействия среды и внутренней готовности субъекта к решению поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ACTIVATION OF THE OUTPSYCHOLOGIC PERSONAL RESOURCE

In article methods of accumulation by the subject of the purposeful activity concerning adequate stereotypes of response to adverse influence of the environment and internal readiness of the subject to the solution of objectives are described.

Текст научной работы на тему «Методы активации аутопсихологического личностного ресурса»

ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА

М. Ю. ЛЕМЕЩЕНКО

В статье описываются методы аккумулирования субъектом целенаправленной активности, касающейся адекватных стереотипов реагирования на неблагоприятные воздействия среды и внутренней готовности субъекта к решению поставленных задач.

Ключевые слова: аутопсихологический ресурс; психические процессы; саморегуляция личности.

Проблема активации аутопсихологического личностного ресурса, в той или иной степени, затрагивает почти каждого современного человека. Мы живем в мире научного и технического прогресса, предъявляющего к нам жесткие требования, которым необходимо соответствовать, приобретая все новые психологические знания и совершенствуя предыдущий жизненный опыт. Гипердинамичность происходящего вокруг, предельная информационная насыщенность, медиа-навязчивость - факторы, негативно влияющие на личность и ее деформирующие. Стихийно, грубо или планомерно-длительно воздействуя на человеческое сознание, а иногда вторгаясь и в область бессознательного, они нарушают целостность системного образования социально-значимых свойств, качеств и отношений индивида к окружающей действительности. Возникающий на этом фоне дисбаланс, сужая множество личностных параметров, подводит почву под серьезные жизненные трудности, имеющие свойство усугубляться, если мы не обращаемся к внутреннему миру и не предпринимаем попыток привести его в соответствие с обновленной реальностью. При этом, только мы сами и, опираясь на собственную систему ценностей, способны изменить картину мира, сделать ее более реалистичной, понятной и комфортной [5].

Серьезная роль в аккумулировании субъектом целенаправленной активности, позволяющей осознанно контролировать происходящие события и должным образом на них реагировать, отводится аутопсихологическому личностному ресурсу - внутренней готовности к решению поставленных задач. Он формируется в течение жизни и при определенных условиях способен воспол-

няться, то есть наращивать качественные и количественные характеристики и возможности. Такие обстоятельства и диктует необходимость изыскания надежных и обоснованных методов его активации, в первую очередь, касающихся адекватных стереотипов реагирования на воздействия среды, а затем - саморегуляции этих стереотипов. Один из таких методов - цветозвукокоррекционный относительно мало распространен, но имеющий несомненную практическую значимость вследствие своей безопасности, высокоэффективности, доступности и экономичности, а значит, имеющий место быть подробно описанным.

Различные свойства цвета и звука известны человечеству с древнейших времен. На протяжении нескольких тысячелетий у людей складывались цветовые и звуковые предпочтения и теперь ни для кого не секрет, что красный способен возбуждать, черный - подавлять, зеленый - успокаивать, а оранжевый - улучшать настроение. В современном мире огромное значение придается цветовому климату, например, окраске в определенные тона офисных помещений, школьных классов, больничных палат, спортивных залов. Немецкие ученые подсчитали, что правильно подобранная цветовая гамма при оформлении рабочих мест на фабриках и заводах способна увеличивать производительность труда приблизительно на 25 %. Интересный эксперимент с цветом и звуком провели нидерландские исследователи, намеренно изменявшие окраску продуктов питания. С помощью специально подобранных фильтров, мясо они делали землисто серым, зеленый горошек - ярко фиолетовым, молоко - красно-оранжевым, яичный желток - коричневым, и эту необычную пищу предлагали съесть порядком про-

голодавшимся людям, причем, под звуки громкой ритмичной музыки. В таких условиях почти все испытуемые теряли аппетит, а те, кто из любопытства все же осмеливался пробовать предложенные блюда, начинали испытывать тошноту. Именно цвет лег в основу известной проективной психодиагностической методики швейцарца Макса Люшера, экспериментально установившего зависимость между предпочтением человеком определенных цветовых оттенков и текущим психологическим состоянием, которая в течение целого ряда лет пользуется неизменной популярностью [4].

Считается, что знания о цвете и звуке зародились в древней Греции, где было принято «купать» ослабленных психически и физически людей в потоках целительных солнечных лучей, окружая пением птиц или виртуозной игрой на флейте. Цветом и звуком воздействовали на эмоциональное состояние человека в Китае, Индии, Персии. При современных археологических раскопках египетских храмов неоднократно обнаруживались строения, конструкция которых обеспечивала преломление солнечных лучей в разнообразные спектральные тона, а потоки ветра в звуковые колебания. Существуют документальные подтверждения, что китайские врачи тысячи лет назад лечили болезни желудка желтым цветом, а пациенты, пытающиеся исцелиться от скарлатины, носили красные шарфы. В средние века, чтобы «отпугнуть» злых духов или демонов, звонили в колокола, а на Тибете до настоящего времени практикуются очень мелодичные, гармонизирующие тело и душу звуки, извлекаемые из полых продолговатых трубочек. Гете - немецкий поэт средних веков, подметил взаимосвязь между характером создаваемых им произведений и стеклами очков, в которых приходилось работать, и пришел к интересному выводу - красные и желтые линзы возбуждают в нем энергию, а синие вызывают уныние, подавляют настроение и негативно влияют на самообладание [2].

Начало серьезному изучению влияния цвета на человеческий организм, в том числе его психическую деятельность, положили клинические наблюдения за неврологическими больными русских и немецких ученых в начале ХХ в. Ими был подмечен болеутоляющий, бактерицидный и релаксационный эффект солнечного света преломленного через голубой фильтр. Вслед за этим, известный психоневролог Гольдштейн обнаружил, что если человека с завязанными глазами осветить красным цветом, он стремится развести руки в стороны, а при освещении синим - свести их.

Суть такого явления заключается в том, что существует различная степень активации красным и синим цветом основных двигательных структур мозга, имеющих отношение к церебральному комплексу. Изучением вопроса о взаимоотношениях органов человеческого тела и цветовых лучей занимался и русский ученый - невропатолог В. М. Бехтерев. Он исследовал воздействие цвета на ощущения человека и скорость психических процессов, протекающих в его организме. Оказывается, лучи, расположенные ближе к тепловой части спектра, производят оживляющее действие, при этом желтый цвет практически не влияет на психику, зеленый - замедляет реакции, а фиолетовый заметно угнетает психические процессы и настроение. Кроме того, Бехтеревым был сделан ряд открытий о воздействии видимого света на подсознание человека.

Параллельно со светом изучался и звук, и уже в первой трети ХХ столетия появилось несколько серьезных исследований об изменениях человеческого сознания при помощи звука. Поднятие боевого духа солдат и поддержание его на должном уровне - вот что, в первую очередь, интересовало ученых того времени. И это понятно, ведь Европа пережила одну мировую войну и фактически стояла на пороге второй. Несколько позже, в 5060-х гг., в научном мире вспыхнул интерес к ре-лаксирующему (расслабляющему) эффекту так называемых «природных шумов» - океанскому прибою, журчанию ручья, пению птиц в весеннем лесу. На этом фоне начали разрабатываться гип-ноиндуктивные (с элементами внушения) методики, способствующие, например, устранению возбуждения, стабилизации эмоций и гармонизации психики в целом. Еще немного позже, в 6070-х гг., исследователей стали интересовать транквилизирующие свойства звука, в основном, как альтернатива наркотикам, захлестнувшим Старый и Новый Свет. И в результате серьезных научных изысканий в арсенале психологов появились специальные устройства, способные вызывать у человека определенные психические состояния, погружаясь в которые он мог значительно расширять творческие способности и более полно раскрывать интеллектуальные, причем совершенно легально, без того вреда, который наносился организму употреблением наркотических веществ. Конечно, с течением времени, психостимулирующие и психорелаксационные технологии совершенствовались и в настоящее время используются несколько безопасных, высокоэффективных и достаточно экономичных способов активации аутопсихологического личностного ресурса

М. Ю. ЛЕМЕЩЕНКО

283

при помощи цвета и звука. В их основе лежит генерация, передача и переработка мозгом сигналов, вызывающих возбуждение или торможение определенных нейронных групп, моделирующих регуляторную работу Центральной нервной системы [6].

Механизмы этого явления примерно таковы.

Современные приборы электроэнцефалографии позволяют фиксировать электрические явления, сопровождающие возбуждение и торможение нейронов в коре головного мозга. На экранах таких приборов отчетливо видны цветовые пятна различных размеров и интенсивности. Они разбегаются в разные стороны, распадаются на отдельные фрагменты, вновь объединяются, меняют форму и окраску... Эти явления сложны, многообразны и внешне хаотичны, но на фоне кажущейся хаотичности выделяются достаточно мощные ритмические изменения электрических потенциалов, распространяющихся по всей коре. Самые мощные из них достигают периодичности колебаний 10-12 циклов в секунду и называются альфа-ритмами. Их частота приближена к частоте колебаний электромагнитного поля земли. Достоверно известно, что альфа-ритмы преобладают в деятельности мозга, когда человек спокоен, расслаблен и не занят обдумыванием чего-то важного. Стоит мыслям переключиться на серьезные проблемы или, например, начать решение даже совсем несложных математических задач, как альфа-ритмы из электрической активности коры головного мозга исчезают. При очень глубоком и спокойном сне, состоянии стабильной релаксации альфа-колебания сменяются медленными дельта-колебаниями с периодичностью 1-3 цикла в секунду. При серьезной интеллектуальной работе или длительном сосредоточении внимания они сменяются неровными, достаточно стремительными и мелкими волнами с частотой 30-40 циклов в секунду. Это бета-ритмы, и они появляются в ответ на неожиданные и довольно серьезные раздражители, например, поиск необходимой информации или важных воспоминаний, то есть они реагируют на переработку поступающей в мозг информации. При эмоциональных переживаниях, особенно негативных, в височных долях доминирует «тета-ритм», частота колебаний которого 4-7 циклов в секунду, а частота волны 200-400 герц. Кроме того, существует еще и особая Е-волна, которая фиксируется при намерении человека осуществить какую-либо деятельность.

Таким образом, можно говорить о том, что альфа-ритмы связаны с поиском информации, дельта - с управлением органическими функция-

ми, бета - с переработкой информации, тетта -отношением к этой информации. Искусственно вызывая в мозге человека с помощью цвета и звука различные ритмы, возможно вызвать у него и определенные психические состояния, находясь в которых, он сможет, например, в течение короткого времени мобилизоваться на выполнение сложной, ответственной работы или, наоборот, по ее окончанию не чувствовать себя утомленным или опустошенным.

Свет - это поток электромагнитного излучения в видимом для человеческого глаза диапазоне длин волн. Его составные части воспринимаются как цветовая октава, где каждый оттенок оказывает специфическое влияние на психику. Длинноволновая часть видимого света - красный, оранжевый и желтый цвета - оказывает симпатико-тоническое влияние, а коротковолновая часть -голубой, синий, фиолетовый - парасимпатическое влияние. Согласует оба влияния зеленый. Потоки цветовой энергии передаются в регуляторные центры головного мозга, вызывая в организме целый ряд превращений, которые человек может необходимым образом направлять и корректировать. Нечто подобное происходит и со звуком -волновым колебательным процессом, воздействующим на слуховые рецепторы. При прослушивании любимой музыки, например, мы испытываем очень позитивные чувства и эмоции, а громкий звук работающего ночью за стеной телевизора портит настроение и даже может вызывать ухудшение состояния здоровья. Здесь необходимо отметить, что человеческое ухо воспринимает лишь акустические звуковые колебания в диапазоне от 15 Гц до 20 кГц., хотя в природе существуют ин-фра и ультразвуки идущие от медленно вибрирующих (приблизительно 20 колебаний в секунду) и быстро вибрирующих (более 20 000 колебаний в секунду) предметов. Такие звуки мы не слышим, но достаточно многообразно на них реагируем.

Сейчас, цветозвукокоррекция используется в различных областях и с различными целями. В психологии, например, она применяется для расширения творческих возможностей, актуализации ценностных ориентаций, увеличения продуктивности деятельности, совершенствования знаний, умений и навыков. С помощью цвета и звука аккумулируются соответствующие поставленным задачам внутренние ресурсы, оптимизирующие личность в целом и способствующие ее переходу от достижений количественных к достижениям качественным. Это обозначает направленность коррекции не только на проблему, но и

ее содержательное наполнение, а также вариативность отреагирования. Процессы активации здесь напрямую связываются с переходом от уровня личностной мобилизации к уровню ее саморегуляции, когда стереотипно формируются и стабильно закрепляются не только поведенческие реакции, но и мотивы, потребности и побуждения - надежный залог преобразований в системе отношений к себе и окружающей действительности [3].

Анализ опыта цветозвукокоррекции позволяет говорить об ее несомненной практической значимости в современной психологии развития. В целом она обладает достаточным потенциалом для целенаправленного воздействия на процесс желаемого преобразования жизненного пространства человека, конструктивно подходящего к разрешению жизненных проблем и стремящегося к дальнейшему самосовершенствованию.

Сведения о цветозвукокоррекционных приборах и устройствах, непосредственно применяющихся для активации аутопсихологического личностного ресурса, могут быть почерпнуты в специализированных литературных источниках.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

2. Гете И. В. Трактат о цвете // Избранные сочинения по естествознанию. М, 1957.

3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология СПб., 2003.

4. Домова К., Коттас А., Славиньска Й. Учебник для теста цветов М. Люшера. Варшава, 1988.

5. Коваль Н. А. Психология духовности личности. Тамбов, 1996.

6. Смирнов В. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. М. Смирнов, С. М. Будылина. 3-е изд., испр. и доп. М., 2007.

* * *

METHODS OF ACTIVATION OF THE OUTPSYCHOLOGIC PERSONAL RESOURCE

M. Yu. Lemeshchenko

In article methods of accumulation by the subject of the purposeful activity concerning adequate stereotypes of response to adverse influence of the environment and internal readiness of the subject to the solution of objectives are described.

Key words: outpsychologic resource, mental processes, self-control of personality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.