Научная статья на тему 'Теория изучения цвета'

Теория изучения цвета Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6093
744
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ / ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / ЭМОЦИИ / СРЕДА / ДИНАМИКА / МЕЛОДИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА С ПСИХИКОЙ ЧЕЛОВЕКА / РЕФЛЕКС / АНАЛИЗАТОР / ЭНЕРГОКАНАЛ / ЭНЕРГОЦЕНТР / ROLE / GRAPHIC IMAGES EMOTIONS / DYNAMICS / MELODY / INTERACTION OF THE COLOR WITH A PERSON S PSYCHOLOGY / REFLEX / ANALYSATOR / ENERGETIC CANAL / ENERGETIC CENTRE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шалимова Людмила Алексеевна, Насонова Людмила Ивановна

В статье рассматриваются теоретические предпосылки и исследования изучения цвета, в которых приняли участие не только ученые и философы всех исторических формаций человечества, а продолжили современные ученые многих стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY STUDDING OF THE COLOR

Theoretical preconditions and researches of studding the color where not only scientists and philosophers of all historic formations of humanity took part and continued the modern scientists of many countries of the world.

Текст научной работы на тему «Теория изучения цвета»

основы секретов побед спортсменов из Китая, США и других стран, занимающих лидирующие положения в плавании и других видах спорта. Исследования показывают, что даже в традиционных видах спорта применимы дыхательные и физические техники из буддийской йоги, гимнастики тайцзицюань. Таким образом, гипотеза для решения основной проблемы такова, что ограниченные силы российских спортсменов, уже исчерпавших физический ресурс, можно восстановить за счет более рационального их использования с помощью работы с сознанием, дыханием. А это возможно в многоуровневой методологии, в последние годы усиленно разрабатываемой в современной философии медицины, спорта, образования.

Литература

1. Лафлин Т., Делвз Дж. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче / Терри Лафлин, Джон Делвз: пер. с англ. [Екатерины Шелеховой и Карины Бильдано-вой] под ред. М.Буслаева. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 208 с.

2. Майер Б.О. Внутренняя энергия тайцзицюань: мифы и реальность / Сборник материалов 3-й Международной конференции «Вопросы интеграции традиционной китайской и европейской медицины в России». - Новосибирск, 2010. - с. 89-95.

3. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. / Л.Е. Янгутов. - Новосибирск: Наука,1995. - С. 86.

4. Тинлей Д. Ум и пустота. - М.: Цонкапа, 2002. -224 с.

5. Лао-цзы «Дао дэ цзин» / Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. Т.1, п. 55. - М., 1972.

6. Mayer В. О. Epistemology of taijichuan // Pohyb Ve Vychove, umeni a sport. - Praha, 2005. - P. 124-132.

7. Mayer B.O. Epistemology of «inner style» of Wushu: Experience of demystification // Nasilive ve vychove, umeni a sportu. - Praha, 2006. - P. 82-88.

Захаров Аюр Константинович, ассистент кафедры физической культуры Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, тренер по плаванию школы №49, г. Улан-Удэ. Сандакова Людмила Гармаевна, доктор философских наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, email: bsu.philos@mail.ru.

Zaharov Ayur Konstantinovich, assistant, department of physical training, Eastern-Siberian State University of Technology and Management, swimming coach, school №49, Ulan-Ude.

Sandakova Ludmila Garmaevna, doctor of philosophical science, professor, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: bsu.philos@mail.ru.

УДК 7.017.4 © Л.А. Шалимова, Л.И. Насонова

ТЕОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦВЕТА

В статье рассматриваются теоретические предпосылки и исследования изучения цвета, в которых приняли участие не только ученые и философы всех исторических формаций человечества, а продолжили современные ученые многих стран мира.

Ключевые слова: роль, графические изображения, эмоции, среда, динамика, мелодия, взаимодействие цвета с психикой человека, рефлекс, анализатор, энергоканал, энергоцентр.

L.A. Shalimova, L.I. Nasonova

THEORY STUDDING OF THE COLOR

Theoretical preconditions and researches of studding the color where not only scientists and philosophers of all historic formations of humanity took part and continued the modern scientists of many countries of the world.

Key words: role, graphic images emotions, dynamics, melody, interaction of the color with a person s psychology, reflex, analysator, energetic canal, energetic centre.

Цвет играет важную роль в жизни человека. В современном мире мы каждый день видим столько графических изображений, сколько наши предки не видели, наверное, за всю свою жизнь. Различные цвета способны вызывать у человека определенные эмоции (возбуждение, успокоение, агрессивность и т.д.). Связано это с тем, что восприятие цвета у людей сформирова-

но в результате их взаимодействия с окружающих средой. На протяжении длительного периода исторического развития человек был чрезвычайно зависим от окружающей обстановки, и цвета являлись для него символами определенного окружения. Например, светлый день ассоциировался с белым, желтым, зеленым, голубым цветом - это время активной деятельности: по-

2012/6

иска пропитания и житейского обустройства. Темная ночь ассоциировалась в первую очередь с черным и синим цветом, что означало время прекращения дневных дел, отдыха, но одновременно и возможной угрозы нападения какого-либо противника: человека или животного. На границе дня и ночи - сумерки (серые, неясные тона). Интерес к изучению цвета проявлялся еще 40 000 лет тому назад. Именно пещерные рисунки палеолита отражают зарождение у человека чувства формы и цвета. Феномен цвето-восприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Древние эзотерики и современные парапсихологи - сотни поколений ученых пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого микрокосмоса. Древние индусы считали человека «светоносным», подразумевая под этим фундаментальное единство цветовых энергий тела. Согласно доктринам индийских йогов, человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека [8].

Издревле все ясновидящие отмечали наличие глубинных соответствий, определенными цветами. Учение «Живой Этики», вынесенное из наблюдаемых между различными энергоцентрами и энергоканалами из недр эзотерических орденов супругами Рерих, содержит множество указаний на прямую связь между наблюдаемыми экстрасенсами с разнообразными расцветками ауральной энергооболочки человека и определенными психологическими состояниями. Древние именовали глаза «окнами» организма, «вратами восприятия». Мы привыкли к тому, что наш организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора. Однако, это не единственный, по которому световая энергия может достигать организма. Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали принципиальную возможность восприятия цвета не только посредством рецепторов сетчатки глаза, но и практически любыми клетками организма.

Известный российский психолог

А.Н. Леонтьев разработал методику развития у людей высокой чувствительности к цвету. В эксперименте ему удалось выработать у группы испытуемых условный рефлекс на восприятие цветовых потоков, которые осуществлялись с помощью ладони человека. Цветной луч падал на ладонь, а специальные приборы регистриро-

вали тот или иной характер специфической реакции. Причем ее характер точно соответствовал спектральному составу падающего на ладонь луча. Более того, испытуемые Леонтьева научились различать цвета «ладонью», при полном исключении возможности увидеть цветовой поток с помощью глаз.

Аналогичные эксперименты проводились в 70-е годы в Чехословакии. Испытуемый, обвешанный датчиками, связанными с многочисленными регистрирующими устройствами, заходил обнаженным в экспериментальную комнату. Все предметы в комнате были выкрашены в один определенный тон, и приборы регистрировали совершенно определенную реакцию человека на воспринимаемый всей поверхностью кожи цвет. По показаниям приборов можно было легко различить, в какую именно комнату - синюю или красную, желтую или зеленую - зашел испытуемый. Сами испытуемые со временем научились по каким-то еле уловимым признакам и одним лишь им ведомым критериям различать цвета, в поле действия которых они попадали. Самым удивительным в этом эксперименте оказалось получение достоверных значимых результатов при полном отсутствии освещения в «цветных комнатах». Люди заходили в темное помещение, в котором и глаз бы не различил превалирующий цветовой тон. Тем не менее, организм четко реагировал на «поставленную задачу» - происходило ясное определение характера цвета, в пространстве которого оказался человек.

Многие авторы полагают, что за долгую историю развития человечества в культурной традиции сложились неосознаваемые (биоархети-пические) соответствия между отдельными цветами и определенными символическими значениями. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закрепленным в данной культурной традиции символическим смыслом.

Древние философы и современные психологи утверждают о важности цвета и о необходимости его применения в различных областях знаний. К примеру, известный психиатр В.М. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна воздействовать на нервную систему, более чем иная микстура». Аристотель писал: «Все живое стремится к цвету... Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными». Ивли Грант заметил: «Чем больше смотришь на этот

мир, тем больше убеждаешься в том, что цвет создан для красоты, и красота эта - не удовлетворение прихоти человека, а необходимость для него» [10].

Действительно, цвет способен возбуждать и подавлять, возносить, низвергать, лечить и облагораживать. Приведем несколько выдержек из замечательной книги Мориса Дерибере «Цвет в деятельности человека»: «Физиологическое и психофизическое воздействие цвета на живые существа позволило разработать богатую технику цветотерапии... Особое внимание привлекал красный цвет, его использовали еще средневековые врачи для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний. Изучались и другие цветные лучи. Лечение неврологических явлений светом началось очень давно. Вначале оно было очень эмпиричным, но после наблюдений Плезантона над болеутоляющим свойством света, пропущенного через голубой фильтр, и наблюдений Поэга, над тем же свойством фиолетового света, оно стало очень точным. В начале нашего века несколько русских и немецких терапевтов подтвердили наблюдения о благоприятном воздействии голубых и фиолетовых лучей при лечении невралгических заболеваний...» [10].

В своей работе «Многомерная медицина» Л. Г. Пучко констатировала, что красный и желтый лучи дают интересные результаты при лечении апатичных и анемичных детей, увеличивая количество красных кровяных телец, рост ребенка, повышая его активность и улучшая общее настроение. При этом зеленый цвет был использован ученым Потто при лечении нервных заболеваний, психопатических расстройств, он считал, что зеленый цвет действует при условии, когда нужно дисциплинировать ум и тело и вынудить больного контролировать свои поступки. Рекомендовал оставлять больного, страдавшего психозом, на несколько часов в красной комнате [10].

Современной медициной цвет до сих пор активно не используется, несмотря на наличие большого числа фактических данных, касающихся психологического и физиологического действия цвета. Возможности же цветовоздейст-вия попросту фантастичны.

Цвет, как и звук, является естественным интегратором физиологических и психических процессов. Использование ранжирующих методик, определение характера предпочтений помогают поставить точный «энергетический диагноз» и направлено подобрать особую «цветовую микстуру». Так можно управлять живой системой и психологическими процессами самым ес-

тественным образом, влияя наиболее привычным путем, достигая значимых результатов без использования синтетических лекарств и сложных физиотерапевтических воздействий.

Разумеется, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Цветовое влияние необходимо сочетать с особого рода ритмическим воздействием. Добавление особых ароматов, мелодий и вкусов также имеет свое значение. Лечебное воздействие должно быть комплексным, но методологические секреты его организации пока не могут быть раскрыты даже специалистам. В данном контексте идет речь о чрезвычайно эффективном методе управления психологической и телесной сторонами жизни индивидуума, и орудие это может быть использовано как для исцеления, так и для разрешения воздействующим собственных корыстных проблем.

Первый, кто создал стройную систему цветов, был гений Возрождения - Леонардо да Винчи. Он установил, что многообразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Великий художник констатировал о том, что простых цветов всего шесть: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный и выделил два возможных аспектов цветов -художественный и физический.

Полтора столетия спустя 23-летний Исаак Ньютон при помощи солнечной призмы и стекла преломил солнечный свет и получил радугу (спектр). Он считал основными цветами синий, желтый и красный, из которых получаются остальные промежуточные цвета. В 1676 году Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на световой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного. Ньютон ставил свой опыт следующим образом: солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом, он направлялся затем на экран, где возникло изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, желтый, зеленый, синий, кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет. Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления. Существуют и другие физические пути образования цвета, например, связанные с процессами интерференции, дифракции, популяризации и флуоресценции. Например: разделяя цветовой спектр на две части -на красно-оранжево-желтую и зелено-синефиолетовую, можно собрать каждую из этих

2012/6

групп специальной линзой, в результате смешенных двух цветов получаем белый цвет. Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами. При этом если удалить из спектра один цвет - зеленый - и посредством линзы собрать оставшиеся цвета - красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому. Если удалить желтый цвет, то оставшиеся цвета: красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к желтому цвету.

Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длинной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Каким образом он распознает эти волны, до настоящего времени еще полностью не известно. Мы только знаем, что различные цвета возникают в результате количественных различий светочувствительности.

Важен также вопрос о корпусном цвете предметов. Если человек поставит фильтр, пропускающий красный цвет, и фильтр, пропускающий зеленый цвет, перед дуговой лампой, то оба фильтра вместе дадут черный цвет или темноту. Красный цвет поглощает все лучи спектра, кроме лучей в том интервале, который отвечает красному цвету, а зеленый фильтр задерживает все цвета, кроме зеленого, таким образом, не пропускается ни один луч, и ученые получают темноту. При этом, все поглощаемые в физическом эксперименте цвета называются вычитаемыми.

Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красное яблоко выглядит красным потому, что оно поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда исследователи говорят о том, что данное яблоко красное, то на самом деле имеют в виду молекулярный состав поверхности яблока при этом, само яблоко не имеет ни какого цвета, цвет создается при его освещении. Или если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зеленым цветом, то бумага покажется нам черной, потому что зеленый цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой.

Особенный интерес вызывает «Труд о природе цвета», автором которого был Иоганн Вольф-гант Гете. Представляется важным раздел о воздействии цветов на зрение и разум. Гете рассматривал феномен цветов комплексно, учитывая его физиологические и психологические аспекты. Он открыл феномен контраста: если мы смотрим на свет, то получаем темную копию предмета, и, наоборот, если смотреть из темноты на освещенный предмет, виден и цвет предмета. Происходящий эффект сочетания цветов между собой, когда одни из них усиливают друг друга, а другие приглушают.

В современном цветовом многоустройстве работы Гете, Ньютона, Леонардо да Винчи, античных и современных ученых о цвете не потеряли своей актуальности. Немаловажно и значение исследования цвета для человечества, в его теоретических и практических обоснованиях взаимодействия и воздействия на сознание человека.

Литература

1. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., Рудомино, 1995.

2. Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции. - Л., Наука, 1974.

3. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: Изд.-во МГУ, 1980.

4. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. - М., ЭКСМО-Пресс,1998.

5. Люшер М. Цвет вашего характера. - М., Вече, 1997.

6. Люис Б.А., Пуселик Р.Ф. Магия нейролингвистического программирования без тайн. - СПб.: Питербург-ХХ век, 1995.

7. Соколов Е.Н., Измайлов Ч.А. Цветовое зрение. - М., 1984.

8. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство. -М., Стройиздат, 1973.

9. Land E.H., McCaun J.J. Lightness and retinex theory // J. Opt. Sos. Amer. - 1971. - Vol. 61.

10. Гранд И. Природа цвета. - М., Стройиздат, 1980.

11. Гете В.И. Учение о цветах. - М.,Искусство,1975.

Шалимова Людмила Алексеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук филиала Российского Государственного социального университета, г. Дедовске, e-mail: Shalimova-

Istra@mail.ru.

Насонова Людмила Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук филиала Российского Государственного социального университета, г. Дедовске.

Shalimova Luydmila Alekseevna, candidate of philosophical science, associate professor, department of humanities sciences, Russian state social university, De-dovsk, e-mail: Shalimova-Istra@mail.ru.

Nasonova Ludmila Ivanovna, doctor of philosophical science, professor, department of humanities sciences, Russian state social university, Dedovsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.