Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами
Сибирский федеральный университет
660041, РФ, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 Контактный телефон: (391) 291-92-96 e-mail: [email protected]
ГОСТЕВА Ольга Валерьевна
Методика выбора ^-решений для автоматизации бизнес-процессов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса
Определены основные тенденций и особенности инновационного развития российских производственных предприятий оборонно-промышленного комплекса. Выявлена ведущая роль ИТ-технологий в процессах формирования стратегий инновационного развития производств. Предложена общая схема формирования стратегии инновационного развития конверсионных производств оборонно-промышленного комплекса, в рамках которой разработана методика выбора оптимального ИТ-решения для актуальных направлений инновационного развития предприятий.
JEL classificatiol С88, L69, O14
Ключевые слова: формирование стратегий; инновационное развитие; ^-решение; оптимизация выбора; критерий выбора; предприятие; оборонно-промышленный комплекс.
Российский оборонно-промышленный комплекс (ОПК) - это совокупность технологически родственных предприятий, представляющих целостный организм с выстроенной сложной структурой, состоящей из многоуровневых устойчивых коопераций. В российском оборонно-промышленном комплексе существует немало проблем. Они вызваны, прежде всего, необходимостью технического переоснащения предприятий и организаций ОПК для эффективной реализации госзаказов и федеральных целевых программ.
В российском ОПК в настоящее время применяется более 3 000 современных технологий суперкласса [1]. На долю предприятий ОПК приходится более 70% всей производимой в стране научной продукции [5]. По уровню интеллектуало емкости ОПК является лидирующим сектором российской экономики [6].
Доля отраслей ОПК в производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции по авиационной технике, гражданскому космосу, оптическому приборостроению, изделиям электронной техники, промышленным взрывчатым веществам достигает 100%1; судостроению, радиоэлектронной аппаратуре - 90%; средствам связи - 70%; сложной медицинской технике - 60%; оборудованию для топливно-энергетического комплекса - 30% [3].
Объектом исследования данной статьи являются предприятия оборонно-промышленного комплекса, осуществляющие инновационную деятельность, т. е. речь не идет об ИТ-компаниях, зарабатывающих на разработке ИТ-инноваций для внешнего рынка.
1 Военная доктрина Российской Федерации : утв. указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. ® № 146; Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного ком- §5 плекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу : утв. Прези- ^
о
(N
Я
о
дентом РФ 1 марта 2010 г. № Пр-528.
©
5(61)2015
Проблема выбора ИТ-решения (комплекса ИТ-решений) оказывает непосредственное влияние на формирование стратегии инновационного развития. Данное утверждение может показаться противоречивым, так как ИТ-решение представляет собой инструмент реализации стратегии. Но если строить стратегию инновационного развития без учета применения конкретных программных и программно-аппаратных продуктов, то риски провала достижения поставленных стратегических целей развития становятся неприемлемо великими. Так, при отсутствии методики выбора ИТ-решений не представляется возможным оценить на этапе формирования стратегии совокупную стоимость владения будущего решения (инновационной для предприятия информационной системы, либо ее функционального сегмента), а значит, оценить затраты компании на внедрение и использование данной инновации (вопрос финансирования). Не удастся провести календарное планирование внедрения инновации ввиду отсутствия рекомендуемых разработчиками и поддерживаемых сообществом методик внедрения (так как решение еще не выбрано). Это ведет к риску финансовых потерь, ибо отсутствие плана внедрения, скорее всего, сделает процесс внедрения неприемлемо длительным и слабо контролируемым, а следовательно, неоправданно дорогостоящим.
Таким образом, разработанная без учета выбора конкретных ИТ-решений стратегия инновационного развития становится опасной для предприятия, поскольку невозможно будет оценить последствия внедрения предусматриваемых стратегией инноваций. Другими словами, разработать стратегию инновационного развития без применения инструментов оценки и выбора ИТ-решений можно, но успех ее реализации будет трудно прогнозируемым [4].
Автор предлагает обобщенную методику выбора оптимального ИТ-решения конкретных задач автоматизации, актуальных для предприятий ОПК. Будем исходить из того, что изобретение и производство велосипеда в условиях объективной необходимости начать быстрое движение к намеченной цели не является хорошей стратегией. ИТ-рынок в достаточной степени насыщен продуктами, реализующими тот или иной инновационный для предприятия функционал. Предприятие строит собственную инновационную стратегию без директивного руководства вышестоящих организаций (обычно именно так бывает, когда речь идет о конверсионном производстве), хотя есть смысл оставить принципиальную возможность учесть перспективу интеграции ИТ-решения с информационными системами головной организации.
Недостаток достоверной статистической информации, неопределенности и нечеткости при опосредованном определении общего экономического эффекта внедрения информационных технологий делают применение классических экспертных и вероятностных методов затруднительными, а зачастую просто невозможными. В таких условиях наиболее целесообразно применение методов многокритериального анализа (выбора) альтернатив в нечетко-множественной постановке.
Критерии оценки ИТ-решения вырабатываются ответственным за выбор ИТ-решения специалистом (возможно, но не обязательно, руководителем будущего проекта внедрения). Перечень согласовывается с каждым задействованным в оценке экспертом.
Одними из показателей являются финансово-экономические критерии:
Стоимость первоначального и последующего приобретения лицензий программного обеспечения до полного оснащения необходимого количества рабочих мест пользователей-исполнителей. Практика показывает, что данный показатель не является определяющим при выборе с точки зрения минимизации финансовых затрат на приобретение и использование ИТ-решения, так как описывает лишь часть затрат в структуре совокупной стоимости владения (ТСО). Показатель характеризует прямые затраты [2].
Стоимость приобретения аппаратных средств автоматизации. Любое ИТ-решение предъявляет к аппаратной составляющей определенные требования, заявляемые производителем, которые могут значительно отличаться. Это касается и вспомогатель-
ных средств и систем, таких как подсистемы жизнеобеспечения, восстановления после сбоев. Показатель характеризует прямые затраты [1].
Расходы на внедрение ИТ-решения. Оцениваются трудозатраты собственного персонала, который будет непосредственно задействован в процессах внедрения, а также возможные затраты, связанные с привлечением сторонней компании-интегратора, что само по себе является качественным критерием. Для обеспечения работ по внедрению, возможно, потребуется разработка отдельного технического задания, что также увеличивает стоимость перехода на использование ИТ-решения. Показатель характеризует прямые затраты
Расходы на обучение персонала администраторов и пользователей. Величину данного показателя достаточно легко рассчитать, так как услуги по обучению, как правило, входят в прайс-лист вендора либо сторонних софтверных компаний. При этом обучающие курсы представляют собой готовые, законченные продукты.
Расходы на администрирование. Величина трудозатрат на администрирование также может значительно различаться. Так, в одном случае возможно увеличить нагрузку на имеющихся специалистов, обслуживающих смежные решения, в другом потребуется принятие в штат отдельного специалиста. В случае предприятий ОПК передача администрирования на аутсорсинг неприемлема ввиду объективных особенностей. Показатель характеризует прямые затраты.
Расходы на техническую поддержку аппаратных и программных средств (без учета обновления версий программного обеспечения). Если техподдержка аппаратной составляющей ИТ-решения, как правило, полностью ложится на соответствующее подразделение предприятия, то техподдержка программной составляющей в большинстве случаев является комбинацией функций вендора и ИТ-отдела. Нередко экономически целесообразно передавать вендору или сторонней специализированной организации техподдержку на аутсорсинг в полном объеме, экономя на обучении и содержании собственного штата квалифицированных специалистов (особенно актуально на начальных этапах эксплуатации). Показатель характеризует прямые затраты.
Стоимость обновления версий программного обеспечения полного пакета приобретенных лицензий за расчетный период. Периодическое обновление (переход на новые версии) - явление объективное и неизбежное, а значит, учет данного показателя обязателен при оценке совокупной стоимости использования ИТ-решения. Расчетный период целесообразно выбирать общим для всех рассматриваемых вариантов решений, основываясь на средней периодичности выхода обновлений большинства из них. Стоимость обновления за выбранный период вычисляется для каждого ИТ-решения исходя из условий разработчика.
Расходы на разработку прикладного программного обеспечения внутренними силами. Показатель напрямую связан с таким качественным показателем, как «совместимость со смежными решениями». Рассчитать его величину в принципе нереально, оценку целесообразно производить по факту договоренности с собственными специалистами (прямой договор подряда, либо количество времени, отвлекаемое от основной работы специалиста для решения поставленных задач внедрения). Показатель характеризует прямые затраты.
Следует отметить, что мы не берем во внимание часть операционных расходов, таких как фонд оплаты труда работников, ответственных за эксплуатацию оборудования, затраты на электроэнергию и ряд других. Для сравнения ИТ-решений данные расходы являются второстепенными и в большинстве случаев будут постоянными для всех вариантов решений.
Основные финансово-экономические критерии представлены на рис. 1.
Скрытые финансовые затраты. Скрытые расходы рассматриваются как текущие затраты бизнес-системы. Они обусловлены низким качеством ИТ (например,
недоступностью или ненадежностью эксплуатации) и потерями производительности бизнес-системы из-за того, что пользователи вынуждены отвлекаться от своих прямых обязанностей в связи с проблемами в выполнении функций информационной системы. Среди скрытых затрат можно выделить:
• потери рабочего времени пользователей на самообучение;
• потери времени на самостоятельное решение проблем (без обращения в службу технической поддержки);
• потери предприятия от сбоев в работе ИТ-системы, когда системы становятся недоступными.
тсо
>'_ _у
Прямые затраты Скрытые затраты
Капитальные вложения Операционные расходы Стоимость непроизводительно затраченного фонда времени Потери в бизнесе
Рис. 1 Финансово-экономические критерии оценки ИТ-решений
Скрытые расходы могут быть определены только экспертным методом - хронометражем работы конечных пользователей в течение длительного периода времени. Они играют существенную роль в оценке эффективности информационных технологий.
Рассмотрим качественные критерии.
Учитывая тот факт, что ни один из представленных выше качественных методов оценки эффективности внедрения ИТ-решений, строго говоря, не подходит для сравнения эффектов от альтернативных ИТ-решений, построим собственную систему показателей.
Распространенность успешного применения ИТ-решения в отрасли. Представлены конкретные примеры успешного внедрения и использования ИТ-решения на предприятиях отрасли, а также смежных отраслей.
Вендор зачастую является ключевым фактором выбора. Это и количество успешных проектов внедрения на предприятиях отрасли, и наличие распределенной, и, что немаловажно, доступной технической поддержки, и наличие возможностей и желания вендора или производителя дорабатывать уже проданный и эксплуатируемый продукт в соответствии с неизбежными изменениями законодательной и нормативной базы. В условиях тревожной внешнеполитической ситуации все более возрастают риски внедрения и использования ИТ-решений зарубежных вендоров (особенно это касается комплексных и замкнутых решений масштаба предприятия), так как резко увеличиваются риски, связанные со своевременным обновлением и технической поддержкой таких решений (продуктов).
Полнота закрытия необходимого функционала. Возможно, что рассматриваемое ИТ-решение не позволяет в полном объеме решить имеющиеся прикладные задачи. При этом требуемый функционал частично можно обеспечить дополнительным бесплатным или дешевым ИТ-решением. Также возможно, что ни одно из рассматриваемых решений в полном объеме не перекрывает требуемый функционал. Оценку и ранжирование рекомендуется проводить методом экспертной оценки с привлечением консультантов - специалистов из нижнего руководящего состава [7; 8].
Совместимость со смежными решениями. Суть данного критерия заключается в том, что оцениваемое решение должно иметь реализованные либо принципиально реализуемые силами команды внедрения механизмы взаимодействия (обмена данными)
со смежными подсистемами автоматизации. Подсистема технологической подготовки производства должна иметь возможность получать и корректно обрабатывать собственными алгоритмами данные о составе того или иного разработанного изделия из подсистемы PDM (product data management) - подсистемы управления инженерными данными об изделиях - и в самом простом случае выдавать данные о результатах технологической подготовки (нормах материалов, трудозатрат и инструмента) в подсистему ERP (enterprise resource planning) - подсистему управления ресурсами. Смежные подсистемы имеются всегда, и оценка по данному критерию (набор возможных метрик) должна предусматривать как наличие/отсутствие механизмов обмена данными (max и min значения метрики), так и промежуточный результат, величина которого должна определяться возможностью реализации требуемых механизмов при внедрении, а также сложностью, временными и трудовыми затратами данного процесса.
Наличие возможности создания произвольных отчетов по введенным в систему данным.
Наличие у разработчика собственных ИТ-продуктов для смежных областей деятельности предприятия. Сам факт такого наличия говорит о зрелости рассматриваемого решения и означает, что решение полностью обеспечивает заявляемый функционал и способно выдавать объективные, непротиворечивые результаты в смежные решения.
Привлечение сторонней компании-интегратора для внедрения решения. Данный критерий несет в себе как экономическую (затратную) составляющую, так и качественную, определяющую скорость разворачивания и перехода на промышленное использование решения. В зависимости от масштабов и сложности решаемых задач привлечение сторонней компании-интегратора может оказаться наилучшим вариантом действий, несмотря на единовременные затраты на оплату услуг интегратора. При этом достаточно четко определяются сроки, в течение которых будет произведено внедрение.
Доступность решения. Как ни странно, данный критерий не является второстепенным. Имеется в виду доступность центров компетенции по конкретному решению. Возможна ситуация, когда есть весьма убедительная статистика успешного внедрения решения; купить лицензии и получить ключи также не является проблемой, но специалисты, которые способны и должны оказывать техподдержку и участвовать в процессах внедрения, находятся географически очень далеко1. Подобные обстоятельства сводят на нет большую часть преимуществ такого решения, ибо внедрение становится дорогостоящим и трудно прогнозируемым по срокам реализации.
Соответствие ИТ-решения отечественным стандартам, нормативной и правовой базам.
Дружественный пользовательский и административный интерфейс.
Совместимость ИТ-решения с системами головной организации. Если функционал ИТ-решения распространяется не только на конверсионное, но и на основные направления деятельности предприятия, то данный критерий становится весьма существенным при принятии решения о переходе на использование рассматриваемого ИТ-продукта.
Степень отказоустойчивости. Определяется состав использованных базовых технологий, таких как технология систем управления базами данных, программной платформы разработки, используемых протоколов взаимодействия. Экспертным путем выявляется возможность отказоустойчивого использования ИТ-решения при
1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 : утв. указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537; Военная доктрина Российской Федерации : утв. указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146.
необходимой пользовательской нагрузке, а также степень соответствия использованных базовых ИТ-технологий современному уровню их развития.
Степень соответствия тенденциям развития ИТ. Определяется степень соответствия использованных базовых информационных технологий современным тенденциям развития. Важно, чтобы в обозримое время использования ИТ-решение оставалось работоспособным.
Как обосновано выше, прямые финансовые результаты от применения информационных технологий и систем являются лишь частью общего хозяйственного экономического эффекта. При этом только некоторые аспекты эффективности внедрения могут быть выражены количественно, а значительная часть показателей имеет качественный, неопределенный, нечеткий, лингвистический характер. Основные качественные критерии выбора ИТ-решений представлены на рис. 2.
Рис. 2. Качественные критерии выбора ИТ-решений
С учетом приведенного выше анализа методов оценки ИТ-проектов и решений предлагается оценивать все альтернативные варианты решения конкретной задачи автоматизации по двум основным направлениям: сравнение финансово-экономических показателей на базе метода определения совокупной стоимости владения (ТСО); сравнение качественных технических и эксплуатационных показателей ИТ-решений на основе многокритериального анализа альтернатив. Данный подход позволит наиболее полно и качественно оценить альтернативные ИТ-решения с учетом особенностей и ограничений объекта исследования. Общая схема процедуры выбора наилучшего ИТ-решения из представленных на рынке альтернатив приведена на рис. 3.
При формировании инновационной стратегии необходимо учитывать основные тенденции и особенности инновационного развития российских предприятий ОПК, в том числе госрегулирование, а также рыночную ситуацию, так как госзаказ не позволяет предприятиям полностью обеспечивать воспроизводство и дальнейшее развитие. Необходимо рассматривать существующие ИТ-технологии, задающие тенденции дальнейшего инновационного развития отрасли в целом.
В данной методике учтено, что применить инвестиционные методы к внедрению инноваций в подсистемы управления производством достаточно сложно, так как в общем случае внедрение ИТ-решения не является чисто коммерческим проектом, а следовательно, не имеет собственной коммерческой ценности. Зачастую отсутствует принципиальная возможность оценить прямой экономический эффект от внедрения
Конверсия
г
Рынок
ИТ-технологаи
1. Стратегия инновационного развития
2. Формулирование требований к ИТ-решению
3. Постановка задачи внедрения ИТ-решения
I
4. Выработка критериев выбора
5. Отбор ИТ-решений (кандидатов)
6. Пересмотр критериев с учетом особенностей решений-кандидатов
7-1. Сбор и систематизация необходимой информации о решениях-кандидатах
7-2. Выработка и утверждение системы оценивания
8. Разработка форм оценочных протоколов и выдача материалов экспертам
£
9-1. Оценка каждого ИТ-решения по финансово-экономическим критериям
Да Есть ли прямой Нет 1 экономический эффект? имиджевые критерии, функциональные критерии, эксплуатационные критерии, технологические критерии
Оценка методами инвестиционного анализа
\ /
10. Проведение серии совещаний экспертов на предмет уточнения оценочных данных
3
9-2. Оценка каждого ИТ-решения
11. Получение усредненных показателей
12. Расчет результирующих параметров по усредненным показателям
13. Формирование итоговой сравнительной таблицы
I
14. Принятие решения об итоговых рангах (определение наилучшего решения)
Рис. 3. Методика выбора ИТ-решений как инструмент формирования стратегии инновационного развития
конкретного решения на конкретном участке производственного процесса. По этой же причине не будем анализировать метод оценки совокупного экономического эффекта, тем более что базой данного анализа является метод TCO. Вероятностные методы также применять не будем в силу их специфичности и неприменимости для объекта исследования.
Рассмотрим алгоритм методики.
1. Анализ проекта стратегии инновационного развития предприятия.
2. Формулирование требований к ИТ-решениям и основных критериев оценки эффективности его внедрения.
3. Постановка задачи внедрения ИТ-решения. На данном этапе определяются основные задачи и цели внедрения ИТ-решения, а также ожидаемые результаты по отдельным составляющим, как в численном, так и в ином выражении. Следует максимально четко и подробно формализовать функционал, который должно реализовывать ИТ-решение; определить не только круг будущих пользователей, но и то, как и насколько ИТ-решение изменит условия и качество их работы, в каком виде будут реализовы-ваться, храниться и обрабатываться результаты их труда. Формируется группа экспертов для оценки альтернативных ИТ-решений на основе собранных и предоставленных данных, а также собственного экспертного опыта.
4. Выработка критериев выбора. Для выбора наиболее подходящего ИТ-решения с целью обеспечения планируемого инновационного процесса определяются ключевые критерии оценки.
5-9. Уточнение особенностей ИТ-решения и последствий его внедрения на предприятии.
9-12. Интегральная оценка вариантов ИТ-решения и моделирование эффекта их внедрения.
13-15. Сравнение результатов по выбранным ИТ-решениям.
Если результаты позволяют получить ожидаемые эффекты, то стратегия и ИТ-решения рекомендуются к реализации. Если результаты имеют отклонения от ожидаемых эффектов, то проводится коррекция либо требований к ИТ-решениям (возможно были упущены жизненно важные критерии выбора), либо к самой стратегии инновационного развития предприятия (в ходе анализа появились возможности, которые сделают стратегию более эффективной.)
В ходе исследования была выявлена ведущая роль ИТ-технологий в процессах формирования стратегий инновационного развития предприятий ОПК. Для оптимизации разработки данных стратегий предложена общая схема процесса их формирования с учетом применения ИТ-технологий, в рамках которой разработана методика выбора оптимального ИТ-решения для актуальных направлений инновационного развития предприятия.
Использование предложенной методики выбора ИТ-решений как инструмента формирования стратегии инновационного развития позволяет найти оптимальное ИТ-решение, влияющее на инновационную деятельность предприятия и на его развитие.
Источники
1. Бойко А. А., Бахмарева Н. В. Инструменты построения процессно-ориентирован-ного управления воспроизводством основных фондов предприятий ракетно-космической промышленности // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. 2011. № 2.
2. Бойко А. А., Рыбачек Н. В. Развитие функционально-стоимостного анализа на машиностроительных предприятиях // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. 2005. № 3.
3. Горлевский К.И., Кукарцев А. В., Огурченок И. В. Алгоритм управления инновационными бизнес-процессами предприятия ракетно-космической промышленности // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. 2014. № 2.
4. Ерыгин Ю. В., Павлова Е. О. Инструменты формирования портфельной стратегии инновационного развития предприятия оборонно-промышленного комплекса // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. 2013. № 2.
5. Ерыгин Ю. В., Рагозина М. А. Инструменты стратегического планирования производственной программы предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. 2011. № 2.
6. Ерыгина Л. В., Шаталова Н. Н. Систематизация факторов, оказывающих влияние на развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. 2011. № 2.
7. Колмыков В. А., Улицкая Т. Р. Инструменты стратегического планирования инновационного развития конверсионных производств предприятий ракетно-космической отрасли. Красноярск: СибГАУ 2009.
8. Прохоров В. В. Инструменты стратегического планирования параметров облигационной формы инвестирования в инновационную деятельность предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. 2014. № 2.