Научная статья на тему 'Вопросы сбыта конверсионной продукции'

Вопросы сбыта конверсионной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кишкан В. В., Гильц Н. Е.

Процессы вхождения предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в рыночную среду приобрели особую значимость в связи с определяющей ролью этих предприятий в обеспечении инновационного развития экономики России на современном этапе. В ходе реформирования ОПК предприятия ставят своей задачей производство не только отвечающих современным требованиям вооружений и военной техники, но и высокотехнологичной гражданской продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы сбыта конверсионной продукции»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 658

В. В. Кишкан Научный руководитель - Н. Е. Гильц Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВОПРОСЫ СБЫТА КОНВЕРСИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

Процессы вхождения предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в рыночную среду приобрели особую значимость в связи с определяющей ролью этих предприятий в обеспечении инновационного развития экономики России на современном этапе. В ходе реформирования ОПК предприятия ставят своей задачей производство не только отвечающих современным требованиям вооружений и военной техники, но и высокотехнологичной гражданской продукции.

Развитие конверсионных производств становится также важнейшим фактором обеспечения устойчивости функционирования и наращивания экономического потенциала предприятий ОПК. Только сбалансированность между основным и конверсионным производством может обеспечить их устойчивость в условиях конкурсного распределения государственного оборонного заказа и возможного снижения объемов его финансирования вследствие роста масштабов мирового финансового кризиса.

Интеграция оборонных предприятий в рыночную среду осуществляется путем включения в производственную программу выпуска конкурентоспособной конверсионной продукции, что способно обеспечить выживание и последующее эффективное развитие предприятий. Проблема обеспечения конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер, но большинство предприятий оборонной промышленности не готово к активному ведению конкурентной борьбы. Вместе с тем возможности имеющейся технологической базы и кадровый потенциал оборонных предприятий позволяют производить высокотехнологичную продукцию, обладающую высокой конкурентоспособностью на рынке гражданской продукции [1].

Процесс реализации машиностроительной продукции предполагает комплексное осуществление многих связанных друг с другом видов сбытовой деятельности. Из них относительно самым коротким является непосредственная продажа - передача продукции или других результатов деятельности предприятия в собственность покупателя.

Важным направлением рассматриваемой деятельности является использование возможностей многообразия производственных и сбытовых связей. Как известно, предприятие старается укрепить те связи, которые дают возможность добиться запланированного объема реализации продукции при наименьших затратах. К указанной деятельности относится и определение наиболее рационального ассортимента предлагаемых к выпуску товаров. К этой работе, естественно, необходимо привлекать специалистов, занимающихся подготовкой и осуществлением производства, его организацией для координирования требований рентабельности производства и интересов сбыта.

Стержнем процесса реализации является процесс продажи. С точки зрения организации эта функция может быть представлена двумя направлениями:

посредством договора о поставках или на основе непосредственной продажи через предприятие. В современных рыночных условиях реализация ассортимента продукции осуществляется, как правило, на основе договора о поставках, где в письменной форме оговаривается качество и количество продукции, которая должна быть поставлена покупателю, а также сроки и способы осуществления поставки, оплату их стоимости и услуг. Ведь в договоре о поставках обе заинтересованные стороны берут на себя обязательства: предприятие-поставщик - доставить покупателю определенный вид продукции в определенном количестве, в соответствующее время и соответствующего качества, а заказчик - обеспечить прием продукции и ее оплату. Таким образом, договоры о поставках можно рассматривать как средство организации системы товарооборота [2].

Оборонные предприятия до настоящего времени не испытывали необходимости в применении инструментария формирования производственной программы выпуска, основанного на оценке конкурентоспособности продукции. Определяющим было условие соответствия продукции техническим требованиям. Однако происходящее увеличение доли конверсионной продукции (до 50 % и более) и, как следствие, возрастание ее роли в обеспечении устойчивости развития предприятий ОПК требует совершенствования методического инструментария формирования производственной программы с учетом рыночных факторов.

Независимо от размеров, формы собственности и сферы приложения капитала предприятие, стремясь достичь стратегических целей своего развития, выполняет ряд функций. К числу важнейших из них можно отнести подготовку производства, изготовление продукции, финансово-экономические, обеспечивающие и маркетинг. Первоначально маркетинг рассматривался как одна из многочисленных и равноправных функций хозяйственной деятельности, затем как хозяйственная функция, превалирующая над другими, и, наконец, как интегрирующая хозяйственная функция [1]. Основные функции которые выполняет маркетинг при осуществлении сбытовой деятельности следующие:

1. Совершенствование контроля при планировании продаж; в рыночных условиях хозяйствования необходимой предпосылкой выживания коммерческой организации является завоевание и сохранение ею

Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»

предпочтительной доли рынка, на что и направлена оптимизация планирования продаж.

2. Совершенствование контроля выполнения планов сбыта; процедуры оперативного контроля хода выполнения планов сбыта (планов продаж, планов отгрузок) в промышленной организации целесообразно осуществлять по нижеописанной схеме. При этом наименования должностей работников, осуществляющих контроль, могут отличаться от указанных ниже.

3. Формирование базы данных (досье) на покупателей (заказчиков); создание полноценной базы на потребителей (заказчиков). Для планирования изготовления и реализации конверсии.

Таким образом, эффективность реализационного потенциала отдельного предприятия зависит не толь-

ко от решений, принимаемых при управлении этим предприятием, но и от множества других факторов, составляющих внешние условия использования произведенной продукции.

Библиографические ссылки

1. Ерыгин Ю. В., Лобков К. Ю. Устойчивое инновационное развитие предприятий ОПК: концепция, принципы и методы планирования : моногр. ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2004.

2. Тихонов А. Обеспечение конкурентоспособности предприятий ОПК на основе IT-решений. URL: http://www.cast.ru/journal].

© Кишкан В. В., Гильц Н. Е., 2011

УДК 669.713.7

В. И. Корнелиус, М. С. Сафонов Научный руководитель - Н. Е. Гильц Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

НА ПРЕДПРИЯТИИ

В современном мире предприятиям становится все сложнее удерживать свою конкурентоспособность на высоком уровне, так как появляется много новых и перспективных организаций, вследствие чего усложняется конкурентная среда. Для экономического роста производства организации внедряют логистические системы, которые позволяют выйти на новый качественный уровень. Как показывает опыт зарубежных предприятий, использование логистических концепций занимает значительное место в управленческой идеологии.

Логистические системы используются непосредственно в производственном процессе. Таким образом, для каждого типа производства, которые определяются в зависимости от объема выпуска продукции, существуют свои методы управления.

Первый тип - предприятия, которые отличаются большим разнообразием продукции и штучным выпуском, т. е. выполняют изделия на заказ. Для такого типа производства подходит метод PERT, где анализируются задачи, необходимые для выполнения проекта, и время, которое требуется для выполнения каждой отдельной задачи. Также эффективны и методы MRP, позволяющие определить, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции [4].

Для предприятий второго, третьего и четвертого типов (мелкосерийное, серийное и крупносерийное производство), которые характеризуются изготовлением ограниченной номенклатуры продукции партиями, повторяющимися через определенные промежутки времени, - это метод MRP II [4]. Данный метод предполагает планирование всех ресурсов предприятия, включая оборудование, людские ресурсы, материальные и финансовые ресурсы.

Также не менее действенна и ERP-система, которая поддерживает все основные аспекты управленческой деятельности предприятия - планирование ресурсов для производства товаров, оперативное управление выполнением планов снабжения и сбыта, все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности. Необходимо отметить, что ERP-системы, в

основном, используются на тех предприятиях, где их деятельность реализуется в международном масштабе. Вследствие этого возможности использования данной системы пока не слишком актуальны для России, так как доля российских компаний на международном рынке на сегодняшний день невелика [2].

Для дискретных предприятий пятого типа (транспортное машиностроение, производство электроники и компьютеров, электро- и промышленного оборудования, медицинское оборудования)- это методы JustIn-Time (JIT, Kanban). Могут работать также методы MRP II и ERP, если темпы сбыта продукции и темпы производства неустойчивы - вполне типичная ситуация в России, - то комплектные методы и JIT перестают работать и MRP II - единственная альтернатива.

Так, начальник отдела ИТ «Белебеевского завода „Автонормаль"» и заместитель генерального директора по стратегическому планированию и внедрению корпоративной системы управления предприятия «Калужский двигатель» уверены, что внедрение ERP-систем повысит уровень конкурентоспособности предприятиям машиностроения [1].

Российские организации внедряют логистические системы: предприятия «Протон - Пермские моторы» и «Кировский завод» реализуют проект внедрения комплекса решений SAP ERP, обеспечивая более эффективное управление логистикой, финансами и активами; завод «ОТИС», группы предприятий «ГМС» и «ГАЗ» выбрали систему Infor ERP LN. Мебельные компании, такие как «Мебель-Люкс» и «Модер» успешно вне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.