Научная статья на тему 'Экономические методы управления логистическими системами на предприятии'

Экономические методы управления логистическими системами на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2415
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнелиус В. И., Сафонов М. С., Гильц Н. Е.

В современном мире предприятиям становится все сложнее удерживать свою конкурентоспособность на высоком уровне, так как появляется много новых и перспективных организаций, вследствие чего усложняется конкурентная среда. Для экономического роста производства организации внедряют логистические системы, которые позволяют выйти на новый качественный уровень. Как показывает опыт зарубежных предприятий, использование логистических концепций занимает значительное место в управленческой идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические методы управления логистическими системами на предприятии»

Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»

предпочтительной доли рынка, на что и направлена оптимизация планирования продаж.

2. Совершенствование контроля выполнения планов сбыта; процедуры оперативного контроля хода выполнения планов сбыта (планов продаж, планов отгрузок) в промышленной организации целесообразно осуществлять по нижеописанной схеме. При этом наименования должностей работников, осуществляющих контроль, могут отличаться от указанных ниже.

3. Формирование базы данных (досье) на покупателей (заказчиков); создание полноценной базы на потребителей (заказчиков). Для планирования изготовления и реализации конверсии.

Таким образом, эффективность реализационного потенциала отдельного предприятия зависит не толь-

ко от решений, принимаемых при управлении этим предприятием, но и от множества других факторов, составляющих внешние условия использования произведенной продукции.

Библиографические ссылки

1. Ерыгин Ю. В., Лобков К. Ю. Устойчивое инновационное развитие предприятий ОПК: концепция, принципы и методы планирования : моногр. ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2004.

2. Тихонов А. Обеспечение конкурентоспособности предприятий ОПК на основе IT-решений. URL: http://www.cast.ru/journal].

© Кишкан В. В., Гильц Н. Е., 2011

УДК 669.713.7

В. И. Корнелиус, М. С. Сафонов Научный руководитель - Н. Е. Гильц Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

НА ПРЕДПРИЯТИИ

В современном мире предприятиям становится все сложнее удерживать свою конкурентоспособность на высоком уровне, так как появляется много новых и перспективных организаций, вследствие чего усложняется конкурентная среда. Для экономического роста производства организации внедряют логистические системы, которые позволяют выйти на новый качественный уровень. Как показывает опыт зарубежных предприятий, использование логистических концепций занимает значительное место в управленческой идеологии.

Логистические системы используются непосредственно в производственном процессе. Таким образом, для каждого типа производства, которые определяются в зависимости от объема выпуска продукции, существуют свои методы управления.

Первый тип - предприятия, которые отличаются большим разнообразием продукции и штучным выпуском, т. е. выполняют изделия на заказ. Для такого типа производства подходит метод PERT, где анализируются задачи, необходимые для выполнения проекта, и время, которое требуется для выполнения каждой отдельной задачи. Также эффективны и методы MRP, позволяющие определить, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции [4].

Для предприятий второго, третьего и четвертого типов (мелкосерийное, серийное и крупносерийное производство), которые характеризуются изготовлением ограниченной номенклатуры продукции партиями, повторяющимися через определенные промежутки времени, - это метод MRP II [4]. Данный метод предполагает планирование всех ресурсов предприятия, включая оборудование, людские ресурсы, материальные и финансовые ресурсы.

Также не менее действенна и ERP-система, которая поддерживает все основные аспекты управленческой деятельности предприятия - планирование ресурсов для производства товаров, оперативное управление выполнением планов снабжения и сбыта, все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности. Необходимо отметить, что ERP-системы, в

основном, используются на тех предприятиях, где их деятельность реализуется в международном масштабе. Вследствие этого возможности использования данной системы пока не слишком актуальны для России, так как доля российских компаний на международном рынке на сегодняшний день невелика [2].

Для дискретных предприятий пятого типа (транспортное машиностроение, производство электроники и компьютеров, электро- и промышленного оборудования, медицинское оборудования)- это методы JustIn-Time (JIT, Kanban). Могут работать также методы MRP II и ERP, если темпы сбыта продукции и темпы производства неустойчивы - вполне типичная ситуация в России, - то комплектные методы и JIT перестают работать и MRP II - единственная альтернатива.

Так, начальник отдела ИТ «Белебеевского завода „Автонормаль"» и заместитель генерального директора по стратегическому планированию и внедрению корпоративной системы управления предприятия «Калужский двигатель» уверены, что внедрение ERP-систем повысит уровень конкурентоспособности предприятиям машиностроения [1].

Российские организации внедряют логистические системы: предприятия «Протон - Пермские моторы» и «Кировский завод» реализуют проект внедрения комплекса решений SAP ERP, обеспечивая более эффективное управление логистикой, финансами и активами; завод «ОТИС», группы предприятий «ГМС» и «ГАЗ» выбрали систему Infor ERP LN. Мебельные компании, такие как «Мебель-Люкс» и «Модер» успешно вне-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

дряют системы комплексной автоматизации учета и управления на базе «1С: Предприятие» [1].

Опыт применения системы JIT активно используется на предприятиях автомобильной промышленности. По такому типу систем работает Уральский машиностроительный завод: увеличилась производительность, улучшилось качество машин «Урал». Павловский автобусный завод увеличил в течение года объемы продаж на 40 %. ОАО «Заволжский моторный завод» улучшило качество выпускаемой продукции, повысило производительность.

В ОАО «Заволжский моторный завод», ОАО «Горь-ковский автомобильный завод» и на ОАО «ЗМЗ» внедряют систему Kanban, направленную на повышение качества выпускаемой продукции, снижение затрат, улучшение рабочих мест и сокращение времени производственного цикла [3].

Необходимость внедрения логистических концепций управления осознает сейчас большинство руководителей, потому ожидается рост инвестиций в ИТ. Благодаря этому на предприятиях станут более сба-

лансированными информационное обеспечение, закупки, производство и сбыт, повысится грамотность во взаимоотношениях с поставщиками и потребителями, набор персонала станет более квалифицированным.

Библиографические ссылки

1. Бережливое производство: Складские запасы минимизируются //Мотор. 2007. № 22 (6686). С. 1-2.

2. Мазур Л. Е. Как выбрать систему управления для промышленного предприятия. URL: http://www. cfin.ru/itm/kis_for_production.shtml.

3. Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства : пособие // Логистика в малом бизнесе. URL: http://www.dist-cons.ru/ modules/logistic/section 1.html.

4. Автомобили УРАЛ. Официальный сайт. URL: http://www.uralaz.ru/index/events/np/?id=1939.

© Корнелиус В. И., Сафонов М. С., Гильц Н. Е., 2011

УДК 669.713.7

К. К. Минченко Научный руководитель - Н. В. Широченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Рассмотрены основные требования к параметрам финансовых потоков в логистической системе, а также особенности управления ресурсами и характер воздействия на финансовые потоки на отдельных стадиях логистического процесса. В качестве одной из проблем выделено рациональное управление финансовыми потоками на предприятии.

Ключевым аспектом логистической деятельности является управление материальными потоками : движением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции. Каждый материальный поток, возникающий в ходе закупки материалов или сбыта продукции, транспортировки или хранения товаров, сопровождается финансовым потоком: вложением финансов или компенсацией за реализацию товаров.

Параметры финансовых потоков служат индикаторами благополучия и устойчивости предприятий, свидетельствуют об эффективности логистической деятельности, они необходимы при планировании и организации взаимоотношений с контрагентами. Так, при составлении бюджета на текущий год прогнозируют размер будущих поступлений и необходимых вложений, рассчитывают показатели прибыльности и рентабельности, которые используют при составлении финансовой отчетности, обосновании привлечения инвестиций и кредитов, заключении договоров и соглашений, при взаимодействии с другими предприятиями и организациями.

Таким образом, финансовые потоки выполняют ряд важных функций по обеспечению, учету и координации движения ресурсов в логистических системах. Финансовые параметры во многом определяют

экономическую жизнеспособность предприятий, устойчивость на рынке, прочность связей с поставщиками и потребителями. Трудно переоценить важность управления финансовыми потоками для логистических систем.

Определим основные требования к параметрам финансовых потоков в логических системах:

1. Достаточность - наличие необходимого объема финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей или покрытия существующего дефицита.

2. Контроль и устранение проблем, связанных с движением финансовых потоков на основе построенных моделей и схем.

3. Оптимизация затрат путем рационального выбора источников, распределения и контроля за движением всех видов ресурсов.

4. Согласованность финансовых потоков с движением всех других видов потоков в логистической системе в различных экономических системах.

5. Адаптивность параметров и структур финансовых потоков к особенностям логистической системы и видам контрагентов.

6. Соответствие времени прихода финансовых ресурсов моменту возникновения потребностей в них, сокращение временных лагов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.