Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 658.785 (07)
О. В. Шорикова Научный руководитель - Н. Е. Гильц Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РОЛЬ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ
ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
Управление цепочкой поставок является на сегодняшний день одним из наиболее важных звеньев в компании. В этой связи все больше предприятий обращаются к информационным технологиям управления, чтобы перестроить свои логистические цепочки в соответствии с меняющимися требованиями рынка.
Роль автоматизированных информационных технологий в мире велика и общество все больше становится информационным. Современный бизнес уже немыслим без телематики - интеграции персональных компьютеров и коммуникаций, что одновременно приводит к быстрому изменению методов и способов производства, продвижению продукции и услуг, изменению архитектуры автоматизированных рабочих мест. Колоссальные перемены, происшедшие в 80-90-е гг., ассоциируются с Интернет, электронным бизнесом, глобализацией и интеграцией международных рынков и различных отраслей экономики, включая транспорт. Отмечается не только выстраивание и упрощение логистических цепей при взаимодействии «поставщик-покупатель», но и стандартизация бизнес-процессов, рост эффективности транспортировки. В итоге происходит наращивание возможностей цепей поставок и их объединение в логистические сети. Логистика и ее специфические методы управления стали рассматриваться как важнейший ресурс повышения производительности и эффективности. На этом фоне пристальное внимание ученых и практиков концентрируется на использовании информационных технологий управления цепями поставок. Решение теоретических и методологических проблем, связанных с повышением эффективности управления цепями поставок, становится все более очевидным и актуальным [1].
Термин «цепь поставок» отражает схему взаимосвязей организаций. Сегодня практически ни одна
организация не может самостоятельно контролировать всю цепочку поставок, начиная от добычи исходного сырья до продажи готового изделия конечному потребителю. Этот сложный цикл разбит на этапы, и множество организаций участвуют в нем в качестве поставщиков и покупателей (торговых партнеров). Управление цепочками поставок — это один из инструментов оптимизации производственно-сбытовых процессов. Он предполагает координацию бизнес-процессов производства, сбыта, снабжения, ведения складского хозяйства, доставки товаров или услуг клиентам и управление этими взаимосвязанными процессами. Также управление цепочками поставок включает в себя организацию эффективного взаимодействия участников процессов: подразделений компании, ее поставщиков и клиентов. Можно сказать, что в какой-то мере управление цепочками поставок является итогом многих перемен, которые произошли в различных управленческих и технических дисциплинах за последние несколько десятилетий [3].
Чтобы бизнес приносил прибыль в условиях жесткой конкуренции, необходимо решать целый комплекс задач, связанных с управлением цепочкой поставок: снижать затраты на транспортировку и дистрибуцию, оптимизировать цены, минимизировать запасы плохо реализуемых товаров и сокращать издержки на их хранение.
Взаимосвязь организаций в логистической цепи поставок
Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»
Информационные технологии управления цепями поставок
Наименование системы Краткая характеристика
CRM Автоматизированная система управления взаимоотношениями с клиентами. Система позволяет осуществлять создание, хранение, редактирование и сопровождение заказов; проводить регистрацию и учет клиентов; осуществлять поддержку нескольких территориально обособленных офисов и складов; производить обмен заказами между различными филиалами в разных регионах планеты
SCM Предназначена для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара
APS Системы синхронного оптимизационного планирования производства, которые ориентированы на интеграцию планирования звеньев цепочки поставок, учитывающие все особенности и ограничения производства. Системы APS предоставляют пользователю удобные средства анализа плановой информации - различных графики, диаграммы и возможность создавать пользовательские отчеты. Как правило, системы APS могут быть интегрированы с внешними системами построения отчетов
MES Производственная исполнительная система. Системы такого класса решают задачи синхронизации, координируют, анализируют и оптимизируют выпуск продукции в рамках какого-либо производства. MES включают в себя: активация производственных мощностей, отслеживание производственных мощностей, сбор информации, связанной с производством, отслеживание и контроль параметров качества
MRP Система планирования потребностей в материалах, одна из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число микрологистических систем. Система MRP позволяет определить сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания
Цепочка поставки, как правило, выполняет две основные функции: физическую и посредническую. Физическая функция цепочек поставки в принципе очевидна: материалы превращаются в детали, а те, в свою очередь, в готовые изделия, и все это тем или иным образом перемещается в пространстве. Посредническая функция менее очевидна, но не менее важна -на рынок должно приходить то, что нужно потребителям, а главное вовремя [2].
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что наибольшая эффективность в логистической цепочки достигается благодаря координации таких видов деятельности, как формирование логистической инфраструктуры, информационного обмена, транспортировки, управления запасами, складского хозяйства, грузопереработки и упаковки. Именно сведенные в единую систему, эти функциональные области способны обеспечивать потребности цепочки поставок. Именно информационные технологии управления могут помочь в достижении поставленных целей.
Рынок программного обеспечения предлагает большой выбор компьютерных информационных систем позволяющих осуществлять мониторинг сбытовой деятельности. Их отличительными особенностями являются интегрированность и универсальность. Данные системы позволяют объединять данные различных служб: финансовых отделов, отделов продаж, склада и т. д. - для создания общей базы, получения и совместного использования клиентских данных. Программы содержат информационно-поисковую систе-
му; набор аналитических инструментов и прочих средств поддержки принятия решений; средства моделирования, прогнозирования, долгосрочного планирования и многое другое [4].
Проведенный анализ информационных технологий управления цепями поставок представлен в таблице.
Цепь поставок отражает схему взаимосвязей организаций, а управление цепочками поставок является одним из инструментов оптимизации производственно-сбытовых процессов. Перечисленные информационные технологии управления помогут найти комплексное решение для координации бизнес-процессов производства, сбыта, снабжения, ведения складского хозяйства, доставки товаров или услуг клиентам и для управления этими взаимосвязанными процессами.
Библиографические ссылки
1. Горев А. Значение управления информационными потоками для повышения эффективности логистических систем // Логистика сегодня. 2004. № 2. С. 8-15.
2. Гапоненко А. Л., Панкрухина А. П. Теория управления : учебник. М. : Изд-во РАГС, 2003.
3. Сергеев В. И., Сергеев И. В. Логистические системы мониторинга цепей поставок. учеб. пособие. М. : Инфра-М, 2003.
4. Чувахин Н. Цепочки поставок и информационные системы. URL: http://www.itk.ru/article/scm.shtml.
© Шорикова О. В., Гильц Н. Е., 2011