Научная статья на тему 'Методика технико-тактической подготовки боксеров-юниоров на предсоревновательном этапе'

Методика технико-тактической подготовки боксеров-юниоров на предсоревновательном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКС / БОКСЕРЫ-ЮНИОРЫ / МАНЕВРЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ / МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / BOXING / JUNIOR BOXERS / MANEUVERABLE ACTIONS / PRECOMPETITIVE STAGE OF PREPARATION / TECHNIQUE OF TECHNICAL AND TACTICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евграфов Иван Евгеньевич, Кузьмин Кирилл Валериевич, Хикматуллин Мударис Султанович

В статье представлена экспериментальная методика технико-тактической подготовки боксеров-юниоров на предсоревновательном этапе. Разработанная авторами методика включает в себя: вводный и итоговый контроль уровня развития общих и специальных физических качеств боксеров-юниоров, а также технико-тактической подготовленности боксеров-юниоров с использованием тестов для определения степени владения маневренными действиями; принципы оптимизации технико-тактической подготовки боксеров-юниоров (FIGHTING MOTION); специально подобранные комплексы упражнений, направленные на овладение различными способами передвижения в ринге; моделирование специальных заданий при работе в тройках и четверках, формирование умения быстро переключать свое внимание во время поединка на разный стиль (манеру) ведения боя; организацию и проведение тренировочных занятий на основе совершенствования техники маневрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евграфов Иван Евгеньевич, Кузьмин Кирилл Валериевич, Хикматуллин Мударис Султанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF JUNIOR BOXERS AT THE PRECOMPETITIVE STAGE

The experimental technique of technical and tactical training of junior boxers at a precompetitive stage is presented in article. The technique developed by authors includes: introduction and total control of the level of development of the general and special physical qualities of junior boxers and also technical and tactical readiness of junior boxers with use of tests for definition of extent of possession of maneuverable actions; principles of optimization of technical and tactical training of junior boxers (FIGHTING MOTION); specially picked up sets of exercises directed to mastering various ways of movement in a ring; modeling of special tasks during the work in the three and the fours, formation of ability to quickly switch the attention during a duel to different style (manner) of conducting fight; the organization and holding training occupations on the basis of improvement of the technology of maneuvering.

Текст научной работы на тему «Методика технико-тактической подготовки боксеров-юниоров на предсоревновательном этапе»

конференции. 24-25 апреля 2018г./ гл. ред. Г.П.Стефанова. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2018. - С. 69-72.

3. Краснова О.М. Технологии методической подготовки магистров образования к инновационной деятельности: монография. МОН РФ, ЮФУ. - Тамбов:ООО «Консалтинговая компания Юком», 2016. - 80 с.

4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

5. Сазонова З.С. Инженерная педагогика: проблемы подготовки преподавателей технических дисциплин в условиях инновационного образования: монография / З.С. Сазонова, Т.М. Ткачева. - М.: МАДИ, 2013. - 192 с.

6. Семенова Л.М. Образовательные технологии в стратегических коммуникациях: учебное пособие / Л.М. Семенова. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. - 81 с.

7. Сухоленцева Е.Н. Технологии активного обучения: контекстный подход: учебно-методическое пособие / Е.Н. Сухоленцева. - Орел, 2016. - 162 с.

8. Шайденко Н.А. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий подготовки современного учителя: Моногр. / Н.А. Шайденко, В.Г. Подзолков, А.Н. Сергеев, А.В. Сергеева. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. - 138 с.

Педагогика

УДК 796.332.015.12

кандидат педагогических наук, доцент Евграфов Иван Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); аспирант Кузьмин Кирилл Валериевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); учитель физической культуры Хикматуллин Мударис Султанович Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42» Приволжского района (г. Казань)

МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОКСЕРОВ-ЮНИОРОВ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье представлена экспериментальная методика технико-тактической подготовки боксеров-юниоров на предсоревновательном этапе. Разработанная авторами методика включает в себя: вводный и итоговый контроль уровня развития общих и специальных физических качеств боксеров-юниоров, а также технико-тактической подготовленности боксеров-юниоров с использованием тестов для определения степени владения маневренными действиями; принципы оптимизации технико-тактической подготовки боксеров-юниоров (FIGHTING MOTION); специально подобранные комплексы упражнений, направленные на овладение различными способами передвижения в ринге; моделирование специальных заданий при работе в тройках и четверках, формирование умения быстро переключать свое внимание во время поединка на разный стиль (манеру) ведения боя; организацию и проведение тренировочных занятий на основе совершенствования техники маневрирования.

Ключевые слова: бокс, боксеры-юниоры, маневренные действия, предсоревновательный этап подготовки, методика технико-тактической подготовки.

Annotation. The experimental technique of technical and tactical training of junior boxers at a precompetitive stage is presented in article. The technique developed by authors includes: introduction and total control of the level of development of the general and special physical qualities of junior boxers and also technical and tactical readiness of junior boxers with use of tests for definition of extent of possession of maneuverable actions; principles of optimization of technical and tactical training of junior boxers (FIGHTING MOTION); specially picked up sets of exercises directed to mastering various ways of movement in a ring; modeling of special tasks during the work in the three and the fours, formation of ability to quickly switch the attention during a duel to different style (manner) of conducting fight; the organization and holding training occupations on the basis of improvement of the technology of maneuvering.

Keywords: boxing, junior boxers, maneuverable actions, precompetitive stage of preparation, technique of technical and tactical preparation.

Введение. В настоящее время перед теорией и практикой спортивной подготовки в боксе стоит решение важнейших вопросов техники бокса, на которые нельзя не обратить внимания, затрудняющие или облегчающие эффективность проведения многих защитных и атакующих действий - это способы передвижения, скоординированная работа ног, согласованная вместе с атакующими, а также защитными техническими действиями [1, 4, 8, 12, 16, 17, 19].

Маневрирование боксеров на ринге представляет собой комплекс различных передвижений и обманных действий, с помощью которых боксер заставляет своего противника ошибаться в своих намерениях, принимать необдуманные решения и тем самым создавать положительные предпосылки для выгодных позиций, атак, контратак, что в итоге приводит к точному удару и поражению цели. Следует отметить, что в практике подготовки боксеров-юниоров нет однозначного подхода к применению маневренных действий, организации управления тренировочным процессом с учетом повышения техники маневрирования на ринге [1, 9, 15, 21, 22, 23].

Изложение основного материала статьи. С целью совершенствования маневренных действий боксера нами была разработана методика технико-тактической подготовки боксеров-юниоров на предсоревновательном этапе. При разработке методики мы основывались на работах В.М. Романова, Г.О. Джерояна, В.А. Осколкова, В.И. Филимонова, В.А. Стрельникова, A.B. Гаськова, А. А. Передельского, С. Л. Коникова. Кроме того, при выборе содержания методики использовались теоретические положения, изложенные в трудах Л.П. Матвеева и В.Н. Платонова [1, 10, 11, 13, 24].

Задачи применения методики технико-тактической подготовки: применять для определенных тактических целей средства техники, которыми овладел спортсмен в ходе обучения; строить планы боя в соответствии с особенностями противника, обстановкой боя; придавать каждому техническому действию тактический смысл: где, когда и при каких условиях применять изучаемый удар или защиту, контрудар в ответной или во встречной форме.

Методика технико-тактической подготовки боксеров-юниоров на предсоревновательном этапе включает в себя:

• вводный и итоговый контроль уровня развития общих и специальных физических качеств боксеров-юниоров, а также технико-тактической подготовленности боксеров-юниоров с использованием тестов для определения степени владения маневренными действиями;

• принципы оптимизации технико-тактической подготовки боксеров-юниоров (FIGHTING MOTION);

• специально подобранные комплексы упражнений, направленные на овладение различными способами передвижения в ринге, являющиеся средством эффективного маневрирования боксера;

• моделирование специальных заданий при работе в тройках и четверках и их применение в учебно-тренировочной практике боксеров, формирование умения быстро переключать свое внимание во время поединка на разный стиль (манеру) ведения боя;

• организацию и проведение учебно-тренировочных занятий на основе совершенствования техники маневрирования.

Принципы FIGHTING MOTION:

1. Технико-тактический приоритет контратакующего воздействия, чтобы контратакующий боец, начиная действие вторым, заканчивал его первым, опережая в итоге атаку противника, нейтрализуя его за счет разницы ударных траекторий.

2. Ориентация на ассиметрическое воздействие, реализуется за счет разницы ударных траекторий, системы характерных смещений, уклонов, сопровождающих, пересекающих или встречных смягчающих действий, гасящих или отводящих инерцию атакующего движения.

3. Комплексно-системного использования четырех бьющих конечнотей (рук и ног).

4. Постоянная смена, взаимоперетекания друг в друга атакующих и контратакующих действий.

5. Постоянные движения, перемещения со сменой дистанции и позиции, основано на технике скольжения, подскока, степа (челночного микросмещения).

6. Постоянное изменение право/левосторонних стоек во время атаки, в зоне непосредственного поражения через удар или комплекс ударов.

7. Эллиптичность ударного или защитного движения конечностями, позволяющего совершать безостановочные связки и повторы ударов с нарастанием силы.

8. Индивидуализация тренировочного процесса: совершенствование индивидуальной манеры ведения боя; совершенствование индивидуальной техники [7, 14, 20].

Методы обучения основным маневренным действиям, применяемые в методике: обучение без противника; с условным противником; с партнером; с противником. При совершенствовании способов передвижений необходимо соблюдать следующие правила: движения ног наиболее просты в исполнении и начинать обучение необходимо именно с них, т.к. они лежат в основе всех комбинированных защит; начинать необходимо с овладения одиночными приставными шагами, шагами вперед-назад, в стороны; обучать передвижению на дальние дистанции, затем на ближние; основной объем передвижений в бою приходится на долю маневрирования без ударов совершенствовать передвижения с ударами и защитами; упражнения в передвижениях следует практиковать на занятиях различной направленности (ОФП, СФП, в подготовительной и заключительной части тренировки, в бою «с тенью»); владеть всеми компонентами передвижений, независимо от манеры боя; использование маневрирования наиболее эффективно в бою на дальней дистанции; использовать различные схемы передвижений (по квадрату, по треугольнику) в боевой стойке в различных направлениях [5, 6].

В подготовке боксёров независимо от манеры ведения боя должен применяться комплекс специальных технико-тактических действий, направленных на овладение различными способами передвижения.

Весь период подготовки к основным соревнованиям разбит на 3 этапа: 1-й - общефизическая подготовка (2 недели); 2-й - специально-физическая подготовка (2 недели); 3-й - специальная подготовка (2 недели).

При подготовке боксеров по предлагаемой методике обращалось особое внимание на упражнения из «школы бокса», а именно правильное и наиболее эффективное передвижение по рингу с целью создания благоприятных условий для атаки или защиты [2, 3]. Нами было предложено распределение тренировочных средств на предсоревновательном этапе подготовки боксеров-юниоров, представленное в таблице.

Таблица

Распределение тренировочных средств на предсоревновательном этапе подготовки боксеров-

юниоров

№ Показатели Недели подготовки Всего

I II III IV V VI за этап

1 Количество тренировочных дней 6 6 6 6 6 6 36

2 Количество тренировок 12 12 12 12 12 12 72

3 Средняя продолжительность 145 136 118 126 100 90 750

тренировок за день

4 Общее время тренировок за микроцикл (мин) 870 816 708 756 600 540 4290

5 Объем общеразвивающих (%) 63,2 74,1 56,3 36,2 35 24,4 48,2

6 упражнений (мин) 550 605 398,6 273,6 210 131,7 2168,5

7 Объем средств (%) 42,5 36,9 41,9 68,7 55,5 56,2 51,8

8 специальной подготовки (мин) 370 301,1 296,6 520 333 303,5 2119,5

9 Объем (1 зона) (%) 35 26,5 22,6 50 44,7 52 45,1

10 нагрузки, выполняемо до 155 уд/мин (мин) 129,5 79,5 98,3 260 254,7 270 1084

11 й при ЧСС (2 зона) (%) 44,5 42 40 30,5 21 43,5 33,5

12 до 175 уд/мин (мин) 164,6 126 174 158,6 119,7 226,2 1063,1

13 (3 зона) (%) 20,5 21,5 17,4 19,5 4,3 4,5 14,6

14 свыше 176 уд/мин (мин) 75,8 64,5 75,6 101,4 235,2 23,4 567,9

15 Объем специальных упражнений аэробного характера (мин) 142 130 90 110 80 60 592

16 Боевая практика (вольные бои, спарринги) (мин) - 22 30 38 28 18 136

17 Работа на снарядах и - 115 130 80 80 40 445

индивидуальная работа на лапах (мин)

18 Совершенствование технико- 100 160 120 120 100 60 660

тактического мастерства

посредством моделирования боевых ситуаций (мин)

19 Специально-подготовительные (подводящие) упражнения на совершенствование техники маневрирования по рингу (мин) 240 220 140 140 80 62 882

Разработанное распределение тренировочных средств на этапе непосредственной подготовки к основным соревнованиям включает в себя тренировочную деятельность боксеров-юниоров с общим временем занятий 4290 мин, где объем средств общей физической подготовки составил 2484,7 мин, специальной -2119,5 мин.

Выводы. Таким образом, методика технико-тактической подготовки боксеров-юниоров на предсоревновательном этапе включает в себя: вводный и итоговый контроль уровня развития физических и специальных качеств боксеров-юниоров, а также технико-тактической подготовленности боксеров-юниоров с использованием тестов для определения степени владения маневренными действиями; принципы оптимизации технико-тактической подготовки боксеров-юниоров (FIGHTING MOTION); специально подобранные комплексы упражнений, направленные на овладение различными способами передвижения в ринге, являющиеся средством эффективного маневрирования боксера; моделирование специальных заданий при работе в тройках и четверках и их применение в тренировочной практике боксеров, формирование умения быстро переключать свое внимание во время поединка на разный стиль (манеру) ведения боя; организацию и проведение тренировочных занятий на основе совершенствования техники маневрирования.

Литература:

1. Ахматгатин A. A. Оптимизация тренировочного процесса боксеров высокой квалификации при подготовке к основным соревнованиям года: дис... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2003. - 167 с.

2. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. -С. 76-79.

5. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.

7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т.2 -№ 30. - С. 139-146

9. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.

14. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 95. - С. 253.

16. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.

17. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 4. - С. 141.

18. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.

19. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

20. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 6-18.

21. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Кудяшев М.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2 (77). - С. 51-57.

22. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 2.

- С. 46.

23. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174

24. Чапурин М.Н., Симязева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Егорова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар);

студентка 4 курса направления Туризм Радченко Александра Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В

КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы развития экскурсионно-образовательного туризма на Кубани, а также возможности его совершенствования. В ходе научно-исследовательской работы был предложен проект двухдневного экскурсионно-образовательного маршрута с выездом в г. Новороссийск «Уроки истории: маршал Г.К. Жуков», который способствует развитию экскурсионно-образовательного туризма на Кубани.

Ключевые слова: туризм, экскурсионно-образовательный туризм, развитие образовательного туризма, экскурсионно-образовательный туризм в Краснодарском крае.

An^tatton. This article examines the main problems of the development of excursion and educational tourism in the Kuban, as well as the opportunities for its improvement. In the course of the research work, a draft of a two-day excursion and educational route was proposed with a visit to Novorossiysk "History Lessons: Marshal G.K. Zhukov ", which contributes to the development of excursion and educational tourism in the Kuban.

Keywords: tourism, excursion and educational tourism, development of educational tourism, excursion and educational tourism in the Krasnodar Territory.

Введение. Современное развитие российского государства и общества ставит серьёзные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащейся молодёжи через экскурсионно-образовательный туризм, что и представляет собой актуальность выпускной квалификационной работы.

Для решения этой проблемы предлагается разработать экскурсионно-образовательный маршрут «Уроки истории: маршал Г.К. Жуков», в ходе которого будут обозреваться значимые исторические темы: биография и военные достижения маршала, а также вклад Георгия Константиновича в победу над фашизмом.

Под экскурсионно-образовательным туризмом с военно-патриотической тематикой подразумевается посещение мест военных сражений, памятных мемориалов, музеев истории и краеведения. Такой вид туризма служит средством примирения и упрочнения единства и дружбы народов, а также патриотического воспитания граждан.

Изначально формирование образовательного туризма в России заложил Петр I, однако более массовое развитие экскурсионно-образовательного туризма в России началось с 1907 года при «Российском обществе туристов» создается комиссия по организации образовательных экскурсий по России для школьников, которая занималась экскурсиями по России с целью знакомства с древними Русскими городами. В 1911 году правление общества переезжает из Петербурга в Москву. В 1914 году «Российское общество туризма» насчитывало 5 тысяч человек. После событий 1917 года многие организации и общества были запрещены. В 1918 году создается первая туристическая организация «Бюро школьных экскурсий». В результате событий смены власти и прочих факторов нестабильности в стране, негативно влияющих на развитие туризма в России в целом, становится очевидным необходимость развития экскурсионно-образовательного туризма в нашей стране.

Данные исторической справки говорят о том, что развитие экскурсионно-образовательного туризма актуально уже на протяжении более сотни лет. Данный факт позволяет охарактеризовать проект - разработку экскурсионно-образовательного маршрута «Уроки истории: маршал Г.К. Жуков» как несомненно актуальную тему, которой уже достаточно продолжительное время не уделяется должного внимания.

Ранее тема экскурсионного туризма была развита такими именитыми учеными, например, как известный теоретик и организатор экскурсионного дела в Советском Союзе и современной России Емельянов Б.В., а также такие именитые ученые как Биржаков М.Б., Сластенин В.А.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является продвижение экскурсионно-образовательного туризма как одного из основных факторов совершенствования системы образования, а также разработка маршрута «Уроки истории: маршал Г.К. Жуков». В работе проводится исследования тонкостей разработки экскурсионно-познавательного турпродукта, рассматривается понятие экскурсионного туризма, а также анализируется его развитость на рынке туристских услуг и особенности его продвижения в индустрии туризма.

Изложение основного материала статьи. В настоящий момент под экскурсионной деятельностью понимается организация путешествия, не более суток по заранее составленному расписанию и определённому маршруту в сопровождении экскурсовода. Целью такого мероприятия, как правило, является ознакомление с памятниками истории, архитектуры, природы, с музеями и прочимы значимыми местами. Этот процесс направлен на удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей и называется экскурсия [1, c. 151].

Экскурсия представляет собой коллективное или индивидуальное посещение достопримечательностей, связанных с различными аспектами человеческой жизни, а именно: природа, культура, архитектура, искусство, религия, образование и многое другое [2, c. 78].

Известный теоретик и организатор экскурсионного дела в Советском Союзе и современной России Б.В. Емельянов характеризует экскурсию как «целенаправленный процесс восприятия окружающей нас действительности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений». Кратко описать процесс экскурсии можно как организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо с образовательной или ознакомительной целью [3, c. 53].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.