Научная статья на тему 'Инновационные модели и технологии обучения в профессиональном образовании разного уровня'

Инновационные модели и технологии обучения в профессиональном образовании разного уровня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODEL OF EDUCATION / TECHNOLOGIES OF TRAINING / PROFESSIONAL EDUCATION / TECHNICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьякова Елена Анатольевна

В статье рассмотрены проблемы подготовки современного специалиста в технических и педагогических вузах и колледжах. Охарактеризована контекстно-имитационная модель подготовки специалиста, используемые в ее рамках эффективные образовательные технологии, новые подходы к проведению лекций и практических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьякова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE MODELS AND TECHNOLOGIES OF TRAINING IN VOCATIONAL EDUCATION OF DIFFERENT LEVELS

The article deals with the problems of training modern specialists in technical and pedagogical universities and colleges. The author characterizes the context-simulation model of specialist training, effective educational technologies used in its framework, new approaches to lectures and practical training.

Текст научной работы на тему «Инновационные модели и технологии обучения в профессиональном образовании разного уровня»

Педагогика

УДК: 378:377

доктор педагогических наук, профессор Дьякова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ РАЗНОГО УРОВНЯ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы подготовки современного специалиста в технических и педагогических вузах и колледжах. Охарактеризована контекстно-имитационная модель подготовки специалиста, используемые в ее рамках эффективные образовательные технологии, новые подходы к проведению лекций и практических занятий.

Ключевые слова: модель обучения, технологии обучения, профессиональное образование, техническое и педагогическое образование.

Annotation. The article deals with the problems of training modern specialists in technical and pedagogical universities and colleges. The author characterizes the context-simulation model of specialist training, effective educational technologies used in its framework, new approaches to lectures and practical training.

Keywords: model of education, technologies of training, professional education, technical and pedagogical education.

Введение. Концептуальные изменения в системе высшего образования назрели давно. Они касаются разных аспектов ее функционирования, в том числе - организации профессиональной подготовки.

Всегда инертная система образования перестраивается медленно. Многое здесь зависит от преподавателя, его открытости новому, осведомленности в современных технологиях, способности к творческому преобразованию своей деятельности, а главное - заинтересованности в этом. Стремление ничего не делать там, где это возможно, присуще не только студентам. Есть еще и профессиональное выгорание, избыток формальной бумажной, а сегодня - еще и электронной документации, которая должна быть готова «вчера». Проблем много. Определенную роль в обеспечении качественной подготовки будущих специалистов играет руководство вузов, от которого зависит материально-техническая оснащенность учебного процесса, заинтересованность преподавателей в профессиональном самосовершенствовании.

Размеренный монолог лектора даже при отсутствии необходимых учебников и пособий вызывает у студентов неприятие, они полагают, что нужную информацию всегда смогут найти самостоятельно, практика подготовки к семинарско-практическим занятиям тоже должна уйти в прошлое - студентам удобно, но малоэффективно. В быстро меняющемся мире только активная деятельность, дающая ощутимый практически (и материально) значимый результат позволяет почувствовать себя в тренде, причем, как студенту, так и преподавателю.

Изложение основного материала статьи. Система образования должна стать принципиально другой, конечно, сохранив все самое лучшее от развивавшейся многие десятилетия предшествующей. От выпускника современного вуза ждут мотивации к достижению цели, инициативности, способности генерировать идеи и принимать на себя ответственность, профессиональной мобильности, способности к коммуникации и работе в команде, а главное - готовности учиться и развиваться всю жизнь [1, 6]. Для этого его обучение в вузе должно быть учением (от слова «учиться»), студент должен принять ответственность за подготовку к профессиональной деятельности на себя, стать не объектом, а субъектом этой деятельности.

Обеспечить подобную подготовку могут современные модели и технологии обучения. Раньше нововведения приходили «сверху» - из министерства, из ученой среды, сегодня они - в руках преподавателя, у него полная свобода в выборе технологий, методов, средств обучения. Подготовка в вузе специалистов разных профессий, безусловно, отличается. Рассмотрим особенности моделей подготовки специалистов в техническом вузе и педагогическом, преемственность подготовки на уровнях СПО и ВО.

В техническом (технологическом) вузе освоение теории студентами основано на материале лекций и учебных пособий, трансляция информации может сопровождаться видеофрагментами, моделями, рисунками и т.д. Преподаватель - основной источник информации, хороший преподаватель включает студентов в рассмотрение проблемных вопросов, в переработку и осмысление информации в диалоге. При этом следует учитывать, что идет постоянное обновление профессиональных знаний, а потому содержание подготовки меняется уже в ее ходе. Студент должен видеть, что преподаватель всегда на шаг впереди в информационном поле, быстрее в нем ориентируется, поэтому в лекциях есть новейший материал, который сложно найти и усвоить. Преподаватель должен успевать осваивать новшества и знакомить с ними студентов [5]. Для этого ему нужен доступ к актуальной информации и время на ее освоение, причем, не только в теории, но и на практике. Это также значит, что он в идеале должен иметь возможность наблюдать реальные производственные процессы, постоянно проходить повышение квалификации на предприятиях. Поскольку это часто физически невозможно, то, как в зарубежной профессиональной школе, подготовка инженера должна состоять из двух согласованных частей: теоретической - в университете и практической -преимущественно на производстве.

Университетская система подготовки специалистов технического профиля должна обеспечить широкий характер теоретического обучения, создающего основу для овладения разными специализациями в рамках профессии, и практического, но уже со специализацией. Попытка реализовать такой поход - введение бакалавриата и магистратуры - оказалась не очень удачной, технические вузы частично вернулись к специалитету. При этом значительное место в подготовке специалиста должна занимать производственная практика на предприятии или в организации. Вернувшийся с такой практики студент (при ее эффективной реализации) может знать в профессии больше, чем отдельный преподаватель, его обучающий.

Это противоречие - следствие условного разделения профессиональной подготовки на теорию и практику, причем теорию - с дисциплинарной обособленностью, а практику - в аудитории и «в цеху». С теорией студенты знакомятся на лекции, в своих современных формах это лекция с элементами дискуссии, диалога, компьютерными технологиями, но все-таки ее ведущая функция - сообщение информации [7]. Отметим, что лекция в техническом университете будет эффективна тогда, когда ее содержание нельзя будет

просто заменить информацией из одного-двух источников, она должна показать, как решать профессиональные проблемы с помощью теоретических знаний, быть проблемной, а не информационной. Практика в аудитории - это формирование навыков применения теории при решении типовых практикоориентированных задач и отработка навыков работы с оборудованием на стендах. Программа укрупнения вузов направлена, в том числе, и на то, чтобы обеспечить им мощную материальную базу. Остальные часто вынуждены использовать виртуальные стенды, которые имеют ограниченные возможности.

Практика на производстве проходит в реальных условиях и с реальным оборудованием, где каждый шаг не контролируется и не направляется лаборантом, где рядом совершают свои действия другие люди, где цена ошибки - сбой в технологическом процессе. Развитие технико-технологического образования должно смещать акцент с первой составляющей практики на вторую, но пока это реализуется в малом числе ведущих вузов. Возможно, знакомство с профессиональной деятельностью специалистов всей технологической цепочки целесообразно осуществить в период первой производственной практики, причем - не поверхностно, а с реальным выполнением функций соответствующего звена. Тогда и проблемы профессиональной деятельности инженерного работника будут понятнее молодому специалисту. Есть образовательные организации, объединяющие уровни среднего и высшего профессионального образования. Выпускник одного уровня переходит на второй, т.е. овладевает профессиями разного уровня, наилучшим вариантом была бы профессиональная деятельность в промежутке между ними, позволяющая приобрести опыт в первичной профессии на реальном производстве.

Отдельный вопрос - как реализовать творческую составляющую? Выход был найден в открытии при вузах технопарков, конструкторских бюро, малых предприятий, учебных центров и площадок при предприятиях, которые в идеале должны охватить всех обучающихся [4].

В связи с вышесказанным можно говорить о контекстно-имитационной модели обучения в техническом (технологическом) вузе - с ориентацией обучения на предполагаемый профиль будущей деятельности, активным использованием метода анализа ситуаций, тренинга умений на реальном и виртуальном оборудовании и т.д. Контекстная составляющая интегрирует различные виды деятельности, используемые в профессии, предполагает осмысленное изучение теории через решение с ее помощью прикладных задач. Востребованность теории заставит студента ее запомнить, только в полезной деятельности формируются умения решать проблемы. Имитационная составляющая моделирует в учебном процессе и на производственной практике профессиональные виды деятельности, отвечает за формирование навыков ее выполнения. Она реализуется через моделирование и разрешение в учебном процессе реальных производственных ситуаций (методы анализа конкретной ситуации, кейс-метод, тренинги, деловые игры и т.д.). Обе составляющие модели базируются на деятельностном подходе, максимально реализуя слияние теории с практикой.

В отечественной системе подготовки профессиональных кадров всегда особо ценным считался специалист, прошедший путь от рабочего, мастера до инженера и главного инженера [5]. Он хорошо понимал всю технологическую цепочку, роль и особенности работы каждого. В средних профессиональных образовательных организациях технического направления сегодня также получают две профессии - рабочего и техника. Модель подготовки там проще, ее можно назвать информационно-тренинговой, теоретические дисциплины максимально приближены к прикладным, преобладают лабораторно-практические работы с оборудованием. Практические навыки обучаемые получают, выполняя действия по инструкциям. На этом уровне также необходимо усиливать творческую составляющую - вводить проектную деятельность, чаще использовать проблемные практические ситуации - ситуационные задачи, т.е. вводить тренинг решения таких задач. Для этого преподаватель должен освоить соответствующие технологии, уметь проектировать ситуационные задачи, владеть хорошими знаниями по производственной базе. Полученная базовая подготовка становится основой дальнейшего развития в профессиональной деятельности, новые умения приобретаются либо с помощью опытных специалистов, либо на основе информации из разных источников, включая Интернет. Для уровня СПО принципиально важно научить способам получения новых знаний и опыта в рамках своей профессии, этому способствует производственная практика. Меняющаяся материальная база осваивается непосредственно в работе, но и в организации ПО она должна быть максимально современной. Как уже говорилось, выпускнику СПО целесообразно поступать в вуз после приобретения опыта в профессии, но реальность такова, что ему проще поступать сразу в вуз, пока актуальны общеучебные умения, проще подготовиться к вступительным экзаменам.

Все это свидетельствует о необходимости очень внимательно подойти к дальнейшему совершенствованию системы подготовки технических кадров.

При подготовке будущих учителей, как не парадоксально, и модель, и проблемы, и пути решения их - те же [3], просто специфика педагогического образования позволяла в определенной степени решать их раньше.

Контекстно-имитационная модель подготовки учителя в педвузе в полной мере реализуется на психолого-педагогических и методических дисциплинах, при изучении большинства общих и специальных (не педагогических и не методических) дисциплин возможна только контекстная часть. Контекстный подход при изучении общих для всех дисциплин - истории, философии, иностранного языка, а также специальных, например, для будущих учителей физики - физики, электротехники - предполагает, что там, где возможно, следует демонстрировать или обсуждать вопросы и проблемы, связанные с профилем подготовки - для учителя физики в курс истории включать элементы истории физики, в курсе электротехники изучать работу школьного оборудования, в курсе иностранного языка - основные термины физики.

Остановимся на методике обучения предмету (физике). Сама сущность этой дисциплины - контекстная, она напрямую посвящена ежедневной деятельности учителя-предметника, рассматривает ее особенности, варианты реализации, рекомендует алгоритмы деятельности. Опытный преподаватель на лекции организует дискуссию, предлагает проблемы, сопровождая свою речь демонстрациями, слайдами, видеофрагментами. На современном этапе активно используются ИК технологии и средства, одна из основных проблем - недостаток методических пособий, характеризующих обучение предмету по новому стандарту, содержащих конкретные методические разработки. При отсутствии пособий значительную роль в подготовке методических рекомендаций играет преподаватель - он их разрабатывает, он вынужден изучать периодику, теоретические работы и предлагать студенту решение различных методических проблем. К сожалению, опубликовать эти методические разработки, массово создаваемые в педвузах, у преподавателей часто нет времени, нет средств, а издательства не слишком активны в этой области. Настоящим спасением становятся электронные

библиотеки, позволяющие сохранить и инвестировать в подготовку современного учителя этот бесценный труд [8]. Жаль, что доступ к ЭБС пока не свободен и недоступен учителю.

Рассмотрим имитационную часть модели. Еще до внедрения компетентностного подхода в вузовском образовании в подготовке учителя физики активно использовался деятельностный подход с имитацией фрагментов профессиональной деятельности, преимущественно на практических и лабораторных занятиях по курсу методики. Студенты самостоятельно (по инструкции) ставили и объясняли демонстрационные опыты, работая в малых группах. Результат демонстрировался всей группе, проводилась дискуссия с оценкой качества постановки и объяснения. На практических занятиях по методике студенты представляли и обсуждали свои проекты - проводили разработанные уроки физики разного типа. Преподаватель направлял эту работу, она строилась в логике «задание - отчет», пусть и в деятельностной форме. Это остается неизменным, но только отчасти.

Изменились позиции ученика (с объекта обучения на субъект), учителя (с источника информации, руководящего деятельностью учащихся по ее освоению на советчика, соучастника этой деятельности, задающего лишь определенные ее рамки). Изменились и требования к самой деятельности учащихся - она должна быть преимущественно самостоятельной, с правом на выбор своего пути освоения материала, что привело к необходимости использовать активные технологии - проблемную, проектную, исследовательскую, кейс-стади, ситуационных и практико-ориентированных задач. Большинство из них достаточно трудоемки для учителя, который должен обеспечить самостоятельность учащихся согласно требованиям стандарта. Не все учителя способны быстро овладеть такими технологиями, а вот методическая подготовка студентов к их использованию обязательна, как и подготовка к самообразованию и саморазвитию в профессии. Изменился и урок - по логике и структуре [2].

Практика подготовки современного учителя основана на преобладании проектной деятельности. Студенты готовят и обсуждают урок или его фрагмент по одной теме, но реализуемый с помощью разных технологий, имеющий разную структуру, определяют наиболее эффективный; разрабатывают средства диагностики разных образовательных результатов - разнообразные средства (задачи, задания, тесты, ситуационные задачи, домашние лабораторные работы, проблемные ситуации, обобщающие таблицы и пр.) и дифференцированные по уровням трудности (разнообразие результатов обусловливает необходимость разнообразия средств их формирования и проверки их достижения (к сожалению, пособий почти нет)); нарабатывают навыки постановки эксперимента и его использования с разными целями, разработки и использования различных электронных образовательных ресурсов о физике и т.д. Объем лекционных занятий не позволяет в полной мере овладеть большим комплексом образовательных технологий, часть их студенты осваивают самостоятельно. Большая самостоятельная работа приучает их находить и адаптировать новые ресурсы, осваивать новые методы и приемы, встраивать их в свою деятельность. Возможности современных информационных технологий позволяют интенсифицировать работу по методической подготовке учителя, представлять для обсуждения разные фрагменты учебного процесса (уроки, системы заданий нового типа, приемы обучения и т.д.), частично визуально - на слайдах, частично - как имитацию деятельности учителя, квазипрофессиональную деятельность. Творчество учителя ограничено только его компетентностью и обеспечением требуемого результата. А труд учителя - это всегда творчество, это постоянное профессиональное самосовершенствование, если он заинтересован в своей профессии. Незаинтересованным в ней делать нечего.

Значимое место в подготовке учителя занимает педагогическая практика - производственная практика в школе, на которой студент выполняет сначала часть, а затем всю деятельность учителя в реальном учебно-воспитательном процессе. Здесь приобретается тот опыт взаимодействия с обучаемыми, который невозможно приобрести в вузе. Здесь студенту приходится решать реальные проблемы, возникающие в этом взаимодействии. Чем больше студент проведет в школе - наблюдая, проводя уроки и внеурочные мероприятия, участвуя в жизни класса - тем качественнее будет его подготовка. Однако высказываемая идея об увеличении продолжительности практики до полугода или года вызывает сомнения - если выполнение будущим инженером должностных обязанностей на производственной практике на заводе чревато возможными сбоями и убытками, то замена опытного учителя практикантом на длительный срок может привести к ухудшению подготовки по предмету (остановить урок и переделать неудачный момент нельзя). Школьники - не подопытные кролики, на которых будущий учитель может «оттачивать» свои компетенции. Возможно, выход - в рассредоточенном построении практики, когда она разбивается на отдельные этапы с постепенным увеличением самостоятельности студента, но рассчитана, например, на год. Этот год студент «проживет» с классом, учителем, коллективом школы. И это очень трудоемкая организация практики для всех участников, но только реальная работа в профессии покажет, насколько студент готов быть учителем, можно знать, но не уметь.

В системе подготовки учителя остались педагогические колледжи (для части предметников), в них подготовка ведется (или должна вестись) так же, как в вузе, т.е. с приоритетом проектной деятельности.

Выводы. Подводя итог, отметим, что контекстно-имитационная модель подготовки современного специалиста позволяет эффективно формировать компетенции, заложенные в стандарте. Изменяются характеристики таких форм учебного процесса, как лекции и семинарско-практические занятия - на них активно используются проблемное, проектное обучение, дискуссии, ИКТ, больше времени отводится на самостоятельную работу. Лекция должна быть проблемной, дискуссионной, практикоориентированной, с ИКТ. Практическое занятие - ориентировано на решение практикоориентированных прикладных задач. Контекстной составляющей модели соответствуют: проблемная технология, технология практикоориентированных заданий, технология ситуационных задач, ТРИЗ, проектная технология, и др.; имитационной - методы анализа конкретной ситуации, кейс-метод, тренинги, деловые игры и др. При этом, чем больше в подготовке практики работы в реальном процессе на производстве или в школе, тем выше уровень подготовки.

Литература:

1. Данилов Д.А. Обновление образования в условиях глобальных преобразований: монография / Д.А. Данилов. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - 108 с.

2. Дьякова Е.А. Подготовка студентов педвуза к проектированию современного урока физики / Проектная деятельность: новый взгляд на образование: сборник трудов Всероссийской научно-практической

конференции. 24-25 апреля 2018г./ гл. ред. Г.П.Стефанова. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2018. - С. 69-72.

3. Краснова О.М. Технологии методической подготовки магистров образования к инновационной деятельности: монография. МОН РФ, ЮФУ. - Тамбов:ООО «Консалтинговая компания Юком», 2016. - 80 с.

4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

5. Сазонова З.С. Инженерная педагогика: проблемы подготовки преподавателей технических дисциплин в условиях инновационного образования: монография / З.С. Сазонова, Т.М. Ткачева. - М.: МАДИ, 2013. - 192 с.

6. Семенова Л.М. Образовательные технологии в стратегических коммуникациях: учебное пособие / Л.М. Семенова. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. - 81 с.

7. Сухоленцева Е.Н. Технологии активного обучения: контекстный подход: учебно-методическое пособие / Е.Н. Сухоленцева. - Орел, 2016. - 162 с.

8. Шайденко Н.А. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий подготовки современного учителя: Моногр. / Н.А. Шайденко, В.Г. Подзолков, А.Н. Сергеев, А.В. Сергеева. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. - 138 с.

Педагогика

УДК 796.332.015.12

кандидат педагогических наук, доцент Евграфов Иван Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); аспирант Кузьмин Кирилл Валериевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); учитель физической культуры Хикматуллин Мударис Султанович Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42» Приволжского района (г. Казань)

МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОКСЕРОВ-ЮНИОРОВ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье представлена экспериментальная методика технико-тактической подготовки боксеров-юниоров на предсоревновательном этапе. Разработанная авторами методика включает в себя: вводный и итоговый контроль уровня развития общих и специальных физических качеств боксеров-юниоров, а также технико-тактической подготовленности боксеров-юниоров с использованием тестов для определения степени владения маневренными действиями; принципы оптимизации технико-тактической подготовки боксеров-юниоров (FIGHTING MOTION); специально подобранные комплексы упражнений, направленные на овладение различными способами передвижения в ринге; моделирование специальных заданий при работе в тройках и четверках, формирование умения быстро переключать свое внимание во время поединка на разный стиль (манеру) ведения боя; организацию и проведение тренировочных занятий на основе совершенствования техники маневрирования.

Ключевые слова: бокс, боксеры-юниоры, маневренные действия, предсоревновательный этап подготовки, методика технико-тактической подготовки.

Annotation. The experimental technique of technical and tactical training of junior boxers at a precompetitive stage is presented in article. The technique developed by authors includes: introduction and total control of the level of development of the general and special physical qualities of junior boxers and also technical and tactical readiness of junior boxers with use of tests for definition of extent of possession of maneuverable actions; principles of optimization of technical and tactical training of junior boxers (FIGHTING MOTION); specially picked up sets of exercises directed to mastering various ways of movement in a ring; modeling of special tasks during the work in the three and the fours, formation of ability to quickly switch the attention during a duel to different style (manner) of conducting fight; the organization and holding training occupations on the basis of improvement of the technology of maneuvering.

Keywords: boxing, junior boxers, maneuverable actions, precompetitive stage of preparation, technique of technical and tactical preparation.

Введение. В настоящее время перед теорией и практикой спортивной подготовки в боксе стоит решение важнейших вопросов техники бокса, на которые нельзя не обратить внимания, затрудняющие или облегчающие эффективность проведения многих защитных и атакующих действий - это способы передвижения, скоординированная работа ног, согласованная вместе с атакующими, а также защитными техническими действиями [1, 4, 8, 12, 16, 17, 19].

Маневрирование боксеров на ринге представляет собой комплекс различных передвижений и обманных действий, с помощью которых боксер заставляет своего противника ошибаться в своих намерениях, принимать необдуманные решения и тем самым создавать положительные предпосылки для выгодных позиций, атак, контратак, что в итоге приводит к точному удару и поражению цели. Следует отметить, что в практике подготовки боксеров-юниоров нет однозначного подхода к применению маневренных действий, организации управления тренировочным процессом с учетом повышения техники маневрирования на ринге [1, 9, 15, 21, 22, 23].

Изложение основного материала статьи. С целью совершенствования маневренных действий боксера нами была разработана методика технико-тактической подготовки боксеров-юниоров на предсоревновательном этапе. При разработке методики мы основывались на работах В.М. Романова, Г.О. Джерояна, В.А. Осколкова, В.И. Филимонова, В.А. Стрельникова, A.B. Гаськова, А. А. Передельского, С. Л. Коникова. Кроме того, при выборе содержания методики использовались теоретические положения, изложенные в трудах Л.П. Матвеева и В.Н. Платонова [1, 10, 11, 13, 24].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.