КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14855 УДК 378.147
Кондракова Э. В., Бурсова А. П. Компетентностный подход в дискуссиях о проблемах и путях модернизации российского образования // Концепт.- 2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14855. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14855.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Кондракова Эльвира Васильевна,
доктор медицинских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Тихорецк elvira [email protected]
Бурсова Алефтина Павловна,
старший преподаватель кафедры физкультурно-спортивного образования филиала ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский госуниверситет им. У. Д. Алиева», г. Кропоткин [email protected]
Компетентностный подход в дискуссиях о проблемах и путях модернизации
российского образования
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы и пути модернизации российского образования, призванные поднять качество подготовки специалистов для всевозможных сфер деятельности общественного и хозяйственного секторов экономики. В статье раскрывается внедрение компетентностного подхода в российское образование, который переносит акценты с содержания образования на результаты обучения. В основе образовательных моделей разных стран, а теперь и России - путь перехода на многоуровневую систему подготовки, так как их базис - единая Европейская рамка квалификаций.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, профессиональная подготовка бакалавра, образовательные программы, компетентностный подход, основы кредитно-модульной системы.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Реформа высшего профессионального образования стала одной из актуальных в теоретических и практических разделах педагогики высшей школы. Она призвана поднять качество подготовки специалистов для всевозможных сфер деятельности общественного и хозяйственного секторов экономики. Россию всегда отличало высокое качество человеческих ресурсов, их традиционная начитанность и образованность, которая проявляет воздействие на мировые процессы.
В современных научных дискуссиях нынешняя трансформация Российского социума предполагает переход от индустриального общества к информационному, а в нём процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Многими исследователями отмечается, что эти процессы в значительной степени опираются на формирование новых образовательных систем [1; 2; 3; 4]. Современные молодые люди вынуждены быстро постигать смену социальных и экономических ролей, входить в глобализированный мир, в открытое информационное пространство [5].
Россия присоединилась к Болонскому процессу, цель которого формирование общеевропейского образовательного пространства. Это приобщение потребовало кардинально реформировать систему обучения в целом и в том числе в высшем профессиональном образовании. Перестройка потребовала разработать такие российские образовательные программы, которые могли быть совместимы с европейскими образовательными программами. Для воплощения Болонских соглашений появилась надобность трансформировать не только вузовские структуры, а также их нормативную базу, изменить технологию преподавания [6; 7; 8].
г\л Л г\л
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14855 УДК 378.147
Кондракова Э. В., Бурсова А. П. Компетентностный подход в дискуссиях о проблемах и путях модернизации российского образования // Концепт.- 2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14855. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14855.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Главным убеждением Болонского процесса является создание перечня программ, показанных в основной образовательной программе, набор квалификаций, наличие двухуровневого высшего образования (бакалавр и магистр), кредитномодульное построение программ.
В профессиональной подготовке бакалавров акцент делается на информационный и творческий фактор. Вместо стабильного персонала экономичнее иметь временные трудовые коллективы для кратковременных проектов. Исподволь в обществе исчезает соображение профессионального роста карьеры на одном рабочем месте, а ценится «нестандартизированный» характер рабочей силы. Стабильно утратилась идентификация традиционных видов труда, разрушены профессиональные касты, сформированы так называемые «плавающие» грани специальностей.
Глобализация профессий и их прогрессивная динамика увеличиваются. Современное профессиональное образование в европейском образовательном пространстве утратило ориентировку на моноспециализацию. Вот так кардинально видоизменяются подходы к оценке профессиональных качеств работника в нынешнем обществе. Оттого существовавшие раньше и до сих пор реализуемые в специалитете образовательные модели устарели, вследствие того, что они были направлены на передачу теоретических знаний и профессиональных навыков, что обеспечило постоянную занятость и карьерный рост на одном или подобном рабочем месте.
Современной экономике нужны другие профессионалы. По Болонскому протоколу Российское образование переносит акценты с содержания образования на результаты обучения. В основе образовательных моделей разных стран лежит путь перехода на многоуровневую систему подготовки, так как базис их на единой Европейской рамке квалификаций. Они признают взаимовыдачу документов об образовании, полученном в различных европейских государствах.
При помощи компетенций основная образовательная программа намерена описывать плоды обучения. Компетенции содержат динамическую совокупность знаний, умений, способностей, навыков и личностных качеств. По окончании образовательной программы студент обязан показать уровень усвоения этих компетенций. В российском образовании при обучении специалистов имели место так называемые «ЗУНы»: знания, умения, навыки. Компетенции включают знаниевый компонент, поведенческих аспект, систему нравственных и профессиональных ориентиров. Они помогают выпускнику - бакалавру целесообразно и продуктивно вести себя в многообразных профессиональных обстоятельствах и в непрофессиональной обстановке.
Компетенции формируются благодаря изучению различных предметов, в процессе практики, при участии в коллоквиумах, в студенческих научно-практических конференциях, в работе студенческого научного общества, в проектной деятельности, при написании выпускной квалификационной работы.
Формирование компетенций происходит благодаря совмещению различных технологий обучения, когда воспринятое на лекции испытывается на семинарских занятиях, в процессе текущего контроля знаний, отшлифовывается на практике.
Образовательные программы, вырабатывающие компетенции, имеют модульное строение. Модуль обладает предначертанной логической завершённостью, соответствует выработке одной или группы компетенций. Для соотнесения трудозатрат на изучение отдельного модуля введена единая система условных кредитных единиц (кредитов). В России применена ECTS Европейская система перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System), которую применяют большинство
IV О rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14855 УДК 378.147
Кондракова Э. В., Бурсова А. П. Компетентностный подход в дискуссиях о проблемах и путях модернизации российского образования // Концепт.- 2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14855. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14855.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
европейских государств. Кредиты начисляют студенту после положительной отметки итогового экзамена по предмету (в форме зачета, экзамена и т. д.).
Для «болонских» образовательных программ характерен компетентностный подход, модульное строение, кредитный объём учебной нагрузки. Эти характеристики коротко взаимосвязаны между собой. Студент по мировоззрению Болонского процесса имеет потенциал изучать именно тот комплект учебных курсов и видов учебных работ, который необходим ему для будущей удачной профессиональной деятельности.
Тем не менее уже в современных образовательных программах прослежена активизация студента, увеличение степени его мотивированности и ответственности за качество постижения образовательных программ. Претворять в жизнь компетентностный подход можно с поддержкой активных и интерактивных форм проведения занятий. Внеаудиторная работа в соединении с деловыми играми, компьютерными симуляциями, тренингами, кейс-заданиями и проблемными задачами, иными технологиями оказывают содействие вырабатыванию профессиональных навыков студен-тов-бакалавров.
Отличительной особенностью обучения бакалавров являются предусмотренные в предметах встречи с возможными работодателями российских и заграничных компаний, в зависимости от профиля подготовки.
В педагогическом профиле нужно предусмотреть мастер-классы ведущих преподавателей, встречи с экспертами государственных и общественных объединений, муниципалитета. Интерактивное обучение построено на групповом взаимодействии, сотрудничестве, коалиции студентов [9]. В подготовке бакалавров удельный вес интерактивных образовательных технологий составляет не менее 20 процентов от аудиторных занятий. Соответственно убавляется число лекций и поднимается доля самостоятельной работы студента.
Курс лекций в направлениях подготовки назначен для определения строения и задач конкретного предмета, сообщении базовой терминологии по предмету, разбора эмпирического материала, освещения подобий и отличий в толковании разнообразных научных течений и альтернативных школ. Непременно постановка проблемных вопросов и спорных обсуждений на лекции с целью обоснованной критики. Таким образом, главное в лекционном курсе у бакалавров не столь сообщать информацию, а определить проблему и сориентировать студентов на самостоятельный розыск решений с поддержкой доступных источников. А итоги поисковой деятельности студента обсуждаются на семинарах и практиках. Студенты демонстрируют владение общей структурой дисциплины и связь её с другими предметами, применение методов критического разбора.
Обучение бакалавров предусматривает отображение в программах самостоятельной работы студентов, как значительной составляющей образовательного процесса. В программе подробно пошагово излагается вид и характер самостоятельной работы. В специальной методической литературе выделяют неимитационные, неигровые имитационные и игровые имитационные методы обучения бакалавров.
Кардинально изменилась в подготовке бакалавров теоретическая подача материала. Знаниевый подход в обучении студентов реформировался в практикоориентированный. Инновационные методы и технологии учебы сориентированы на деятельностный подход в образовании. Они обращены на формирование творческой активности и инициативности студентов. Актуальными являются интерактивные технологии обучения, из которых эффективными следует признать проблемную лекцию, лекцию вдвоём, лекцию - пресс-конференцию, лекцию - дискуссию.
IV 3 ^
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14855 УДК 378.147
Кондракова Э. В., Бурсова А. П. Компетентностный подход в дискуссиях о проблемах и путях модернизации российского образования // Концепт.- 2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14855. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14855.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Проблемная лекция завязывается с вопросов, с постановки проблемы, которую при изложении материала надлежит решать. Лекция вдвоём - образовательная интерактивная технология, когда материал проблемного содержания излагается в диалогическом общении двух преподавателей между собой. Она способствует моделированию профессиональных полемик между разными специалистами, например, теоретиком и практиком, поборником и антагонистом определенной концепции. Интересна ещё одна интерактивная форма изложения материала - лекция с заблаговременно намеченными ляпсусами. Студенты при этом вовлекаются в обсуждение и изобличают ляпсусы. Список ляпсусов открывается студентам только в конце лекции. На лекции - пресс-конференции педагог объявляет тему и спрашивает студентов в письменной форме задавать вопросы по озвученной теме. Студенты задают свои вопросы в течение пяти минут, а далее преподаватель рассортирует записки и начинает чтение лекции в форме связного доклада.
Кейс-метод относят к неигровым имитационным методам. Название у него от английского слова «кейс» - папка, чемодан, портфель, «случай, ситуация». При этом запас знаний, умения, навыки даются студенту не в качестве объекта для запоминания, а в качестве тренинга. Игровые имитационные методы исполняют роль мозгового штурма, как свободной формы дискуссии, которая разрешает ввести в учебную деятельность всех членов учебной группы. Мозговой штурм эффективен для генерации всевозможных идей, их отбора и оценки. Ещё одна образовательная интерактивная технология - деловые (ролевые) игры, которые бывают имитационными, операционными, ролевыми. Данная технология предполагает соревновательный характер освоения знаний и практических навыков, тесно взаимодействует со специальными или профессиональными компетенциями, помогает им реализоваться.
Для решения проблемы вследствие самостоятельных действий с обязательной презентацией используется проективный метод. Проективный метод представляет собой совокупность учебно-познавательных приемов. Итогом проективного метода становится оценивание итогов и самого процесса проектной деятельности бакалавра. С точки зрения психологии и педагогики важнейшими тенденциями видоизменения образовательных технологий профессиональной подготовки являются переход от обучения, как функции запоминания к учению как процессу интеллектуального формирования. Статическая ассоциативная модель приобретения знаний сменилась динамическими системами обучения.
Дифференцированные и индивидуализированные программы обучения заменили внешнее мотивирование обучения. Вместо внешнего мотивирования обучения сложилась нравственно-волевая регуляция. Студент - бакалавр имеет личные внутренние мотивы для образовательной деятельности, поскольку сориентирован на предполагаемую профессиональную деятельность. Умение поднимать свою квалификацию, усовершенствовать профессиональную подготовку становится приоритетным для карьерного роста молодого специалиста.
Компетентностный подход в подготовке бакалавров является социально обусловленным, ориентируясь на формирование личности человека, бесконфликтно адаптирующийся к условиям рыночной экономики. Введение кредитно-модульной системы профессионального образования бакалавров устремлено на становление компетентного специалиста. В подготовке бакалавров формируются общекультурные, профессиональные и специальные компетенции.
Личностно ориентированная парадигма организации учебной деятельности в вузе опирается на вырабатывании именно профессиональных компетенций. Их изу-
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14855 УДК 378.147
Кондракова Э. В., Бурсова А. П. Компетентностный подход в дискуссиях о проблемах и путях модернизации российского образования // Концепт.- 2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14855. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14855.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
чение гарантирует бакалавру устойчивый личностный и профессиональный рост в течение жизненного пути. Профессиональные компетентности не могут вырабатываться только в пределах образовательной системы, они принуждают бакалавра к интеграции образовательного и жизненного пространства. Другими словами, образование становится субъектом совершенствования жизни, а жизнь является субъектом совершенствования образования [10].
Реальное модулирование профессионального образования реализует основы кредитно-модульной системы, способствует видоизменению базовых шаблонов европейского образовательного пространства в российскую систему национального образования. Конкурентоспособность учебного заведения обеспечивает и конкурентоспособность выпускникам этого вуза на рынке труда. Высшие учебные заведения в выработавшихся экономических условиях должны выбрать правильный ориентир формирования своей образовательной системы.
Государственные критерии эффективности вузов как раз и стимулируют деятельность высших профессиональных заведений для усиления интегративных процессов, образования целостного образовательного пространства. Таким образом, профессиональная компетентность специалиста является следствием функционирования кредитно-модульной системы образования. Компетентностное образование не является внешним преобразованным вариацией классического образования, а имеет принципиальные различия концепции, функциональной модели, технологии ее реализации, так как студент - бакалавр выступает основным субъектом обучения.
Студент сам предопределяет личную линию своего профессионального развития, оптимальные для себя потенциальные и стартовые возможности, вырабатывает своё воззрение, как маневренного лица, способного к профессиональному самосовершенствованию на протяжении всего жизненного пути. В итоге профессионального роста студента обеспечивается интеграция профессиональных и личностных значений, так как компетенции вырабатываются на основе «Я - концепции». Становление личностно - ориентированной концепции стиля будущей профессиональной деятельности начинается уже в процессе учебы.
Основная образовательная программа в подготовке бакалавров сориентирована на воплощение в жизнь общеевропейских принципов. Выраженность гуманистического направления в образовании и превалирующая система ценностей в обществе и стране осуществлена через студентоцентрированность основной образовательной программы. Реализована технология проблемно-модульного обучения. Основная образовательная программа приоритетным ставит практикоориентированный багаж знаний, умения, навыки бакалавра. Задачей основной образовательной программы подготовки бакалавров является вырабатывание готовности принимать решения и профессионально функционировать в личностно и профессионально-значимых обстоятельствах. Потребность совершенствования педагогического мастерства самого преподавателя стимулируется постоянным развитием инновационной деятельности в профессиональной сфере [11; 12; 13].
Педагоги вузов ещё не в абсолютной мере ознакомлены с компетентностным подходом в образовании, поэтому слабо сориентированы в практическом осуществлении его в учебно-воспитательном процессе. Так предопределено в настоящее время, что знания, умения, практические навыки преподавателя являются ресурсами деятельности для самого студента. Осваивать новый тип системного управления цельной ситуацией также сложно для преподавателя, потому что первоначально самому педагогу надо изменить свою личную позицию и свою роль в учебных обстоя-
(V С rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14855 УДК 378.147
Кондракова Э. В., Бурсова А. П. Компетентностный подход в дискуссиях о проблемах и путях модернизации российского образования // Концепт.- 2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14855. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14855.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
тельствах. Таким образом, многоуровневая модель высшего образования с его ком-петентностным подходом в нынешней России находится на этапе формирования.
Ссылки на источники
1. Горовая В. И., Пьянкова Н. Г. О подготовке студентов к инновационной профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2008. - Т. 14. -№ 2. - С. 51-57.
2. Кондракова Э. В. Социально-экономические аспекты дистанционного обучения студентов-инвалидов // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 3. - С. 99-104.
3. Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности // Концепт: науч.-метод. журн. -2014. - Т. 20. - С. 1741-1745.
4. Сердюк И. И. Проблемы повышения качества профессионального образования. Концепт: науч.-метод. журн. - 2014. - Т. 20. - С. 4046-4050.
5. Ящук Н. Ю. Динамика изменения значимости установок молодёжи в процессе профессионального становления: дис. ... канд. психол. наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М., 2009.
6. Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Указ. соч.
7. Сердюк И. И. Указ. соч.
8. Ящук Н. Ю. Указ. соч.
9. Жигимонт С. Н. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Современные научные исследования. Вып. 2. - Концепт. - 2014. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54493.htm
10. Лобанова А. В., Кондракова Э. В., Бурсова А. П. Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовантельного учреждения // Концепт: науч.-метод. журн. - 2014. - Т. 20. - С. 481-485.
11. Горовая В. И., Пьянкова Н. Г. Указ. соч.
12. Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Указ. соч.
13. Сердюк И. И. Указ. соч.
Elvira Kondrakova,
Doctor of Medical Sciences, Professor of the chair of social-humanitarian disciplines of branch “The Kuban State University”, Tikhoretsk elvira [email protected] Alenina Bursova,
Senior teacher of the Department of sports education branch of Federal state educational institution “Karachaevo-Cherkess state University to them. U.D. Aliyev”, Kropotkin [email protected] Competence approach in discussions about the problems and ways of modernization of russian education Abstract. The article deals with the problems and ways of modernization of Russian education designed to raise the quality of training for various areas of public and economic sectors. The article describes the implementation of the competence-based approach in Russian education, which shifts the emphasis from the content of education on learning outcomes. In the basis of educational models in different countries, and now Russia, lies the path of transition to a multi-level system of training, as the basis for their lies on the common European framework of qualifications.
Key words: higher education, vocational training bachelor, educational programs, competency-based approach, the basics of credit-modular system.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт» 6
r>J
6 ~