ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
УДК 159.923 - 057.36
М. А. Ахмедханов
Методика развития психологических характеристик военнослужащих на этапе обучения в учебном центре внутренних войск МВД России
В статье рассмотрена методика развития психологических характеристик военнослужащих на этапе обучения в учебном центре внутренних войск МВД России. Выявлены психологические характеристики, определяющие успешность развития личности в учебном центре. Определена динамика развития психологических характеристик военнослужащих учебного центра.
The author describes a technique of psychological characteristics of the soldiers on the stage of training at the training center of the Interior Ministry of Russia. It was revealed psychological characteristics that determine the success of the development of the person in the training center. It was determined dynamics of the psychological characteristics of the military training center.
Ключевые слова: развитие личности, психологические характеристики, военнослужащие, методика развития, учебный центр.
Key words: personal development, psychological characteristics, military, methodology of development, training center.
Одной из задач психологии развития признается исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития в зависимости от различных видов обучения и воспитания, а так же разработка методик развития психологических характеристик личности [6, с. 12-13]. Для развития психологических характеристик военнослужащих учебного центра внутренних войск МВД России проводилось эмпирическое исследование на базе учебного центра по подготовке младших специалистов по охране важных государственных объектов внутренних войск МВД России [1].
В соответствии с целью и задачами исследование проводилось в три этапа: первый - в начале обучения (по прибытии в учебный центр), второй - по окончании обучения (перед сдачей выпускных экзаменов), третий - по истечении трёх месяцев с момента окончания учебного центра (в процессе обучения, включенного в «профессиональную», так как обучение является непрерывным процессом военной службы, деятельность).
Объектом исследования являлись специалисты по охране ВГО. Общий объём выборки составил 235 чел. Возраст исследуемых составил от 18 до 29 лет [2].
© Ахмедханов М. А., 2015
58
Для выявления психологических характеристик, определяющих успешность развития личности в учебном центре, было проведено условное разделение на группы высоко успевающих и низко успевающих, включая в первую из них только тех, чьи значения по успешности обучения превышают среднюю величину не менее чем на одну четвертую стандартного отклонения, а во вторую группу -только тех, чьи значения ниже средней величины. При этом все, кто оказывается в зоне средних величин (Мх+1/4а), выпадают из дальнейших сопоставлений.
Для выявления связей между психологическими характеристиками обучающихся и успешностью учебной деятельности был проведен корреляционный анализ, который выявил психологические характеристики, с которыми успеваемость имеет связи на протяжении трех этапов исследования. Для обучающихся по специальности «младший командир» такими характеристиками являются: (I) самоуверенность, (L) эгоцентричность, (Q2) независимость, (МКУ) мотивация к успеху, (НПУ) нервно-психическая устойчивость, (N) дипломатичность; для обучающихся по специальности «механик ИТСО»: (Q2) независимость, (Q1) консерватизм, (МКУ) мотивация к успеху, (N) дипломатичность, (Е) подчиненность, (В) интеллектуальные способности. Результаты показали значимые различия между группами в следующих психологических характеристиках: для обучающихся по специальности «младших командир» - самоуверенность, эгоцентричность, развитое воображение, дипломатичность, независимость, нервно-психическая устойчивость, мотивация к успеху (табл. 1).
Таблица 1
Значимые различия между группами с высокой успеваемостью и низкой успеваемостью обучающихся по специальности «младший командир»
Переменная Низкоуспевающие Высокоуспевающие Т -критерий
Мх±а Мх±а
I (самоуверенность) 4,37±1,45 6±0,96 4,16***
L (эгоцентричность) 5,52±1,75 6,63±1,07 -2,44**
M (развитое воображение) 6,05±1,36 5,05±1,18 2,46*
N (дипломатичность) 4,37±1,51 5,24±0,60 2,34*
Q2 (нонконформизм) 5,52±1,47 6,47±1,47 -2,04***
НПУ (нервно-психическая устойчивость) 6,53±1,31 5,29±1,58 -2,72**
МКУ (мотивация к успеху) 11,79±1,59 13,86±3,28 2,5*
Примечание: ***p<0,001 **p<0,01 *p<0,05.
59
Для обучающихся по специальности «механик ИТСО» значимые различия между группами выявлены в следующих психологических характеристиках: эмоциональная устойчивость, подчиненность, высокая нормативность поведения, замкнутость, дипломатичность, консерватизм, независимость, высокий самоконтроль, напряженность, нервно-психическая устойчивость, организаторские склонности, мотивация к избеганию неудач (табл. 2).
Таблица 2
Значимые различия между группами высокоуспевающих и низкоуспевающих обучающихся по специальности «механик ИТСО»
Психологические Н изкоуспевающие Высокоуспевающие Т - критерий
характеристики
Мх±о Мх±о
С(эмоциональная устойчивость) 4,40±1,39 6,42±2,06 3,57***
Е (подчиненность) 4,55±1,20 6,11±1,73 3,25***
G (высокая нормативность поведения) 5,63±1,57 6,80±1,11 -2,70*
A (общительность) 5,00±1,33 6,25±0,79 -3,59***
N (дипломатичность) 4,42±1,17 5,25±0,91 -2,48*
Q1 (консерватизм) 3,58±0,90 4,70±1,72 -2,57*
Q2 (независимость) 4,74±1,24 5,70±1,53 -2,17*
Q3 (высокий самоконтроль) 5,00±1,53 6,25±1,16 -2,88*
Q4 (напряженность) 5,37±0,90 4,70±0,73 2,54*
НПУ (нервно-психическая устойчивость) 5,32±1,57 4,05±1,50 2,57**
OC (организаторские склонности) 14,37±2,52 12,15±4,15 2,01*
МКУ (мотивация к успеху) 12,79±1,84 14,35±1,57 -2,86**
Примечание: ***p<0,001 **p<0,01 *p<0,05.
Следующим шагом стало сопоставление приведенных выше результатов корреляционного и сравнительного анализа; и в качестве психологических характеристик, определяющих успешность развития личности в учебном центре, были оставлены лишь те, с которыми успеваемость имеет связи на протяжении всех трех этапов исследования; также они наиболее выражены в группе высоко успевающих в сравнении с группой низко успевающих обучающихся. Для обучающихся по специальности младший командир такими характеристиками являются: (I) самоуверенность, (L) эгоцентричность, (Q2) независимость, (МКУ) мотивация к успеху, (НПУ) нервнопсихическая устойчивость, (N) дипломатичность; для обучающихся по специальности механик ИТСО: (Q2) независимость, (Ql) консерватизм, (МКУ) мотивация к успеху, (N) дипломатичность, (Е) подчиненность.
60
Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод, что психологическими характеристиками, определяющими успешность развития личности в учебном центре внутренних войск МВД России, для обучающихся по специальности «младший командир» являются: I) самоуверенность, (L) эгоцентричность, (Q2) независимость, (МКУ) мотивация к успеху, (НПУ) нервно-психическая устойчивость, (N) дипломатичность; для обучающихся по специальности механик ИТСО: (Q2) независимость, (Q1) консерватизм, (МКУ) мотивация к успеху, (N) дипломатичность, (Е) подчиненность.
Следующим этапом стал анализ развития психологических характеристик исследуемых на протяжении всех трех этапов исследования с обучающимися первого потока (контрольная группа), обучение в которой проводилось без применения разработанной нами методики и с обучаемыми второго потока (экспериментальная группа), в котором обучение проводилось с использованием разработанной методики [4]. Для определения динамики развития психологических характеристик обучающихся первого потока (контрольная группа) проводилось лонгитюдное исследование с использованием критерия Т-Вилкоксона. Выявлены характеристики, имеющие значимые различия на уровне достоверности p<0,05 на протяжении трех срезов исследования. У обучающихся по специальности «младший командир» выявлена динамика развития личностных характеристик 16-факторного личностного опросника Р. Кетелла - интеллектуальные способности (В), средний ранг вырос на 21,6 единиц; эгоцентричность (L), средний ранг вырос на 32,64; тревожность (О), средний ранг вырос на 19,98 единиц; независимость (Q2), средний ранг вырос на 21,2 единицы. Данные свидетельствуют о значительном развитии вышеуказанных личностных характеристик. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что у младших командиров первого потока обучения (контрольная группа) из выявленных психологических характеристик, определяющих успешность развития личности, лишь две характеристики имеют значительно выраженную динамику развития: независимость, эгоцентричность (табл. 3).
Таблица 3
Динамика развития психологических характеристик первого потока обучающихся по специальности «младший командир»
№ Психологические характеристики Средний ранг 1 этап Средний ранг 2 этап Средний ранг 3 этап Р=
1 B 48,08 63,63 69,80 0,01
2 L 41,28 66,34 73,89 0,00
3 O 49,70 61,13 69,68 0,04
4 Q2 50,56 62,18 71,76 0,05
Сумма средних рангов 47,40 63,32 71,28 -
Разница входа и выхода 23,88 -
Примечания: В - интеллектуальные способности; L - эгоцентричность; Q2 - независимость; О - тревожность
61
У обучающих по специальности механик ИТСО определено значительное изменение уровня развития следующих личностных характеристик - сдержанность (F), средний ранг вырос на 25,11 единиц; эгоцентричность (L), средний ранг вырос на 23,83 единицы; (N), средний ранг вырос на 21,57 единиц; тревожность (О), средний ранг вырос на 21,03 единицы. Данные указывают на положительную динамику развития указанных личностных характеристик. Исследования свидетельствуют о значимом развитии лишь одной (N - дипломатичность) из пяти выявленных психологических характеристик, определяющих успешность учебной деятельности, при этом отмечено слабое развитие нервно-психической устойчивости (НПУ), переменной теста «МЛО Адаптивность», мотивации к успеху (МКУ), переменной диагностики Т. Эллерса, независимости (Q2), консерватизма (Q1) и подчиненности, (Е) переменных 16 -ФЛО Кетелла (табл. 4).
Таблица 4
Динамика психологических характеристик первого потока обучающихся по специальности «механик ИТСО»
№ Психологические характеристики Средний ранг 1 этап Средний ранг 2 этап Средний ранг 3 этап Р=
1 F 45,94 64,51 71,05 0,01
2 L 45,48 64,71 69,31 0,00
3 N 45,96 60,01 67,53 0,04
4 O 48,65 63,18 69,68 0,05
Сумма средних рангов 46,50 63,10 69,39 -
Разница входа и выхода 22,89 -
Примечания: F - сдержанность; L - эгоцентричность; N - дипломатичность; О - тревожность.
Следующим этапом провели исследования, с целью выявления динамики развития психологических характеристик второго потока обучения (экспериментальная группа). Для этого был проведен сравнительный анализ первого этапа обследования (по прибытию в учебный центр) со вторым этапом обследования (по окончанию обучения) и первого с третьим этапом обследования (в процессе обучения включенного в профессиональную деятельность, по истечении трех месяцев с окончания обучения) при помощи статистического критерия Стьюдента (t-критерий), отдельно для группы высоко успевающих и низко успевающих обучающихся по специальности младший командир. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у младших командиров на протяжении всех этапов исследования в экспериментальной группе у высокоуспевающих обучающихся положительная динамика выявлена в следующих психологических характеристиках: независимость, интеллектуальные способности, самоуверенность, эгоцентричность, дипломатичность, мотивация к успеху,
62
нервно-психическая устойчивость, адаптивные способности, коммуникативные склонности. Как мы видим, на протяжении всего процесса исследования у высокоуспевающих обучающихся экспериментальной группы имеют положительную динамику все выявленные нами психологические характеристики, определяющие успешность развития личности в учебном центре (рис. 1).
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
□ 1этап
□ 2 этап
13 этап
В Q2
N МКУ AC НПУ KC
L
Рис. 1. Динамика развития психологических характеристик высокоуспевающих младших командиров экспериментальной группы
Примечание: B - интеллектуальные способности; Q2 - независимость,
I - самоуверенность, L - эгоцентричность, N - дипломатичность, МКУ - мотивация к успеху, АС - адаптивные способности, НПУ - нервно-психическая устойчивость, КС - коммуникативные склонности
У низкоуспевающих обучающихся экспериментальной группы выявлена положительная динамика следующих психологических характеристик; Q2 - независимость; G - высокая нормативность поведения; H - робость; O - тревожность; С - эмоциональная устойчивость; Q3 - высокий самоконтроль; Q4 - напряженность. При этом из выявленных психологических характеристик, определяющих успешность развития личности, положительную динамику имеет лишь независимость (рис. 2).
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
C G H O Q2 Q3 Q4
□ 1 этап
□ 2 этап ■ 3 этап
Рис. 2. Динамика развития психологических характеристик высоко успевающих младших командиров экспериментальной группы
Примечание: С - эмоциональная устойчивость; G - высокая нормативность поведения; H - робость; O - тревожность; Q2 - независимость; Q3 - высокий самоконтроль; Q4 - напряженность
63
В экспериментальной группе у высокоуспевающих обучающихся по специальности «механик ИТСО» положительная динамика выявлена в следующих психологических характеристиках: N - дипломатичность; В - интеллектуальные способности; Е - подчиненность; G - высокая нормативность поведения; Q3 - высокий самоконтроль; Q1 - консерватизм; Q2 - независимость; НПУ - нервно-психическая устойчивость; KC - коммуникативные склонности; ОС - организаторские склонности; МКУ - мотивация к успеху; N - дипломатичность. Как мы видим, на протяжении всего процесса исследования у высокоуспевающих обучающихся экспериментальной группы имеют положительную динамику имеют все выявленные нами психологические характеристики, определяющие успешность развития личности (рис. 3).
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
Рис. 3. Динамика развития психологических характеристик высокоуспевающих механиков ИТСО экспериментальной группы
Примечание: В - интеллектуальные способности; Е - подчиненность; G -высокая нормативность поведения.; Q3 - высокий самоконтроль.; Q1 - консерватизм; Q2 - независимость; НПУ - нервно-психическая устойчивость.; KC -коммуникативные склонности; ОС - организаторские склонности; МКУ - мотивация к успеху; N - дипломатичность
У низкоуспевающих обучающихся экспериментальной группы выявлена положительная динамика следующих психологических характеристик; F - сдержанность; L - эгоцентричность; О - тревожность; N - дипломатичность; В - интеллектуальные способности; Е - подчиненность; G - высокая нормативность поведения; Q3 - высокий самоконтроль; Q1 - консерватизм; Q2 - независимость; НПУ - нервнопсихическая устойчивость; KC - коммуникативные склонности; ОС -организаторские склонности; МКУ - мотивация к успеху; N - дипломатичность; А - общительность, Q4 - напряженность; АС - адаптивные способности. При этом из выявленных психологических характери-
□ 1этап
- П2 этап ■ 3 этап
В Е G Q3 Q1 Q2 НПУ KC ОС МКУ N
64
стик, определяющих успешность развития личности, положительную динамику имеет лишь подчиненность и консерватизм (рис. 4).
Рис. 4. Динамика развития психологических характеристик низкоуспевающих механиков ИТСО экспериментальной группы
Примечание: A - общительность; E - подчиненность; F - сдержанность; G - высокая нормативность поведения; I - самоуверенность; L - эгоцентричность; Q1 - консерватизм; Q4 - напряженность; AC - адаптивные способности; O - тревожность
Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод, что динамика развития психологических особенностей обучающегося в учебном центре внутренних войск МВД России характеризуется следующим образом: для обучающихся по
специальности «младший командир» в группе с высокой успеваемостью - интеллектуальные способности, независимость, самоуверенность, эгоцентричность, дипломатичность, мотивация к успеху, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные склонности; в группе с низкой успеваемостью - эмоциональная устойчивость, высокая нормативность поведения, робость, тревожность, независимость, высокий самоконтроль, напряженность. Для обучающихся по специальности «механик ИТСО» динамика развития психологических особенностей выглядит следующим образом: в группе с высокой успеваемостью - интеллектуальные способности, подчиненность, высокая нормативность поведения, высокий самоконтроль, консерватизм, независимость, нервнопсихическая устойчивость, коммуникативные склонности, организаторские склонности, мотивация к успеху, дипломатичность; в группе с низкой успеваемостью - общительность, подчиненность, сдержанность, высокая нормативность поведения, самоуверенность, эгоцентризм, консерватизм, напряженность, адаптивные способности, тревожность [8].
65
Для обоснования третьего научного результата была разработана и внедрена в процесс обучения методика развития психологических характеристик военнослужащих на этапе обучения в учебном центре внутренних войск МВД России [8].
Методика включает в себя следующие блоки.
1 блок - изучение индивидуальных характеристик и моральноделовых качеств, прибывших на обучение в учебный центр внутренних войск МВД России. На данном этапе проводится социальнопсихологическое изучение и психодиагностическое обследование, изучение характеризующих документов и обобщение полученных данных [3].
2 блок - выявление психологических характеристик обучающихся учебного центра внутренних войск МВД России, определяющих успешность развития личности.
3 блок - определение динамики развития психологических характеристик обучающихся в учебном центре внутренних войск МВД России.
4 блок - прогнозирование успешности учебной деятельности, на основе определения психологических характеристик субъектов обучения. С целью определения прогноза успешности учебной деятельности был проведен множественный регрессионный анализ методом Stepwise (пошаговый). Уравнение линейной регрессии обучающихся с высокой успеваемостью по специальности младший командир выглядит следующим образом:
У (успешность прогнозируемая) = 0,41*Х1 + 0,16*Х2 - 0,21*Х3 - 0,09
где : Х1 - независимость (Q2);
Х2 - нервно-психическая устойчивость (НПУ);
Х3 - дипломатичность (N).
Интервал числовых показателей высокоуспевающего обучающегося по специальности младший командир: 3, 25 < младший командир < 4,87
Для военнослужащих, обучающихся по специальности «механик ИТСО»:
У (успешность прогнозируемая) = 2,72 + 0,21 * Х1 - 0,17 * Х2 + 0,08 * Х3 + 0,12 * Х4
где: Х1 - подчиненность (Е);
Х2 - независимость (Q2);
Х3 - мотивация к успеху (МКУ);
Х4 - консерватизм (Q1).
66
Интервал числовых показателей высокоуспевающего обучающегося по специальности «механик ИТСО»: 3,15 < механик ИТСО < 4,98
Точность прогноза была определена путем соотнесения количества оправдавшихся прогнозов в каждой группе испытуемых. В первую группу испытуемых вошли обучаемые, которые распределялись по специальностям без использования методики (контрольная группа), а во вторую - которые были распределены на основе применения данной методики (экспериментальная группа). В первой группе испытуемых из 125 обучаемых у 62 оправдался прогноз успешности обучения, что составило 49,1 %, а у второй группы из 110 обучаемых у 78, что составило 71 %. Данные уравнения используются для распределения на специальности обучения при поступлении обучающихся в учебный центр [7].
5 блок - методика преподавания на основе внедрения положений теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Данная частная методика состоит из следующих элементов:
1) определение необходимых учебно-методических средств для развития выявленных психологических характеристик, определяющих успешность обучения, отдельно для каждой специальности на основе действующей учебной программы подготовки специалистов в учебном центре;
2) определение перечня тем из учебной программы по каждому предмету обучения, в которых следует использовать разрабатываемые нами учебно-методические средства;
3) разработка и применение адаптированной для развития выявленных психологических характеристик, определяющих успешность обучения, оперативной схемы выполнения действий (ОСВД);
4) разработка и применение адаптированных для развития выявленных психологических характеристик схем ориентировочной основы действия на основе положений теории поэтапного формирования умственных действий профессора П.Я. Гальперина (ООД) и учебно-тренировочных карт Б.Ц. Бадмаева;
5) выработка рекомендаций для педагогов и обучающихся (рис. 5).
67
Рис. 5. Методика развития психологических характеристик военнослужащих на этапе обучения в учебном центре внутренних войск МВД России
68
Успешность учебной деятельности личности в учебном центре на основе внедрения методики развития психологических характеристик военнослужащих учебного центра внутренних войск МВД России, повысилась у младших командиров с 42,1 до 72,3 %, а у механиков ИТСО с 49,7 до 70,4 %. В целом успешность обучения по специальностям «младший командир» и «специалист ИТСО» достигла 71 %.
Таким образом, полученные результаты определяют значимость применения разработанной методики для развития психологических характеристик военнослужащих в учебном центре внутренних войск МВД России. Данная методика, основываясь на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, позволяет пересмотреть психолого-педагогические технологии, применяемые при обучении в учебном центре внутренних войск МВД России, и проводить распределение на группы обучения с учетом выявленных психологических характеристик, определяющих успешность учебной деятельности обучающихся по специальности младший командир и механик ИТСО.
Список литературы
1. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П. и др. Основы военной психологии и педагогики: учеб. пособие / под ред. А.В. Барабанщикова. - М., 1988.
2. Губин В.А., Ахмедханов М.А. Психологические характеристики специалистов в области охраны важных государственных объектов и специальных грузов, определяющие успешность профессиональной деятельности // Армия и общество. - 2013. - №5. - С. 79-87.
3. Губин В.А., Ахмедханов М.А., Андреевский Е.В. Комплексная методика установления взаимного соответствия требований учебной и профессиональной деятельности и свойств психики военнослужащих-контрактников внутренних войск МВД России // Вестн. Орловск. гос. ун-та. - 2014. - № 6.
4. Губин В.А., Кособуцкий А.О. Обучение курсантов вузов внутренних войск МВД России, организация морально-психологического обеспечения служебнобоевой деятельности. - Екатеринбург: Уральск. ин-т практ. психологии. 2013.
5. Губин В.А., Загорюев А.Л. Направленность молодежи на военнопрофессиональную деятельность: классификация факторов, диагностика и пути развития. - Екатеринбург: Уральск. ин-т практ. психологии. - 2011.
6. Ермолаев М.В. Психология развития: метод. пособие. - 2-е изд. - М.: Московск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2003.
7. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учеб. для вузов. - СПб., 2008.
8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 2001.
69