Губин Владимир Алексеевич - доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры общей и прикладной психологии ЛГУ им. А.С.
Пушкина.
Ахмедханов Мурадхан Алдерханович - заместитель начальника учебного центра войсковой части 3278 внутренних войск МВД России, аспирант кафедры общей и прикладной
психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ВАЖНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК.
Данная статья написана на основании исследования, проходившего на базе учебного центра по подготовке специалистов по охране важных государственных объектов и специальных грузов (ВГО и СГ). Целью данного исследования было выявление психологических характеристик военнослужащих как субъектов учебной деятельности по специальностям «командир» и «специалист технических средств охраны (ТСО)», определяющих успешность обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. [1]
С момента поступления на обучение в учебный центр военнослужащие включаются в новый тип деятельности - учебный, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей военно-профессиональной деятельности, его отношения к воинскому труду. В связи с этим, большое значение имеет выявление и диагностика уровня развития психологических характеристик военнослужащих, поступающих на обучение в учебный центр, влияющих на эффективность их последующей профессиональной деятельности. Во время обучения в учебном центре внутренних войск формируется прочная основа военно-профессиональной деятельности: личностный адаптационный потенциал, общее интеллектуальное развитие военнослужащего. [2] При проведении анализа исследований по усвоению знаний, умений и навыков в процессе учебной деятельности, выявлению психологических характеристик, определяющих успешность обучения и прогнозирования дальнейшей профессиональной деятельности, было
найдено большое количество научных трудов для категории офицерского состава и выявлено недостаточное количество исследований, проводимых в отношении младших командиров и специалистов технических специальностей. Для нашего исследования были привлечены курсанты - выпускники учебного центра внутренних войск МВД России. Все исследуемые имеют различное семейное положение, хорошие или удовлетворительные материальные и жилищно-бытовые условия, среднее, средне-специальное и высшее образование. Средний возраст исследуемых - 20 лет. Общий объём выборки составили - 80 человек: 40 младших командиров подразделений по охране ВГО и СГ и 40 специалистов в области эксплуатации и обслуживания комплексов инженернотехнических средств охраны. Исследование проводилось в три этапа: в начале обучения (по прибытии в учебный центр), по окончанию обучения (перед сдачей выпускных экзаменов), по истечению трёх месяцев с момента окончания учебного центра. Данные исследования были математически обработаны на электронной вычислительной машине с помощью программы ЗРББ. В соответствии с рассмотренными теоретико - методологическими подходами были использованы следующие методики обследования психофизиологических и социально - психологических характеристик личности:многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность»; многофакторный личностный опросник Р. Кетелла (16РБ); КОС-2 «Коммуникативные и организаторские склонности»; Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудачи Т. Элерса; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. [4]
В ходе исследования были выявлены психологические характеристики военнослужащих учебного центра внутренних войск, определяющие успешность обучения и качества, развивающиеся в процессе обучения. Успешные специалисты в отличии от неуспешных обладают более высокими адаптивными способностями и коммуникативными особенностями. Для них характерна более высокая моральная нормативность и нервно - психологическая устойчивость. (Рис. 1., таблица 1)
Блоки характеристик Группа успеш ности Мх±^ Стд. ошибка среднего Т-критерий по модулю Ошибка
АС 1 5,067±1,438 0,371 3,241 0,005
3 5,400±1,056 0,273 4,800 0,004
НПУ 1 5,133±1,125 0,291 2,121 0,05
3 5,600±0,986 0,254 3,020 0,031
КО 1 5,400±1,454 0,375 4,163 0,001
3 5,733±0,704 0,182 9,539 0
B 1 4,26±0,961 0,248 -2,000 0,05
3 4,66±,816 0,211 -2,535 0,05
МН 1 5,067±1,710 0,441 3,081 0,007
3 5,867±1,187 0,307 4,858 0,003
Примечания: АС - «адаптивные способности»; НПУ - «нервно-
психическая устойчивость»; КО - «коммуникативные особенности»; МН -«моральная нормативность» и В - «интеллект»
Рис. 1. Значимые различия психологических характеристик по группам успешности
Для успешных специалистов ТСО также характерна более выраженная переменная F - «Сдержанность-экспрессивность» (Рис. 2., таблица 2)
Блоки характеристик Группа успешности Средний ранг Сумма рангов P<0,05
F 1 6,55 65,5 0,03
3 11,75 70,5 0,03
СБТП 1 5,5 55 0
3 13,5 81 0
СБПП 1 5,5 55 0
3 13,5 81 0
ОСБ 1 5,5 55 0
3 13,5 81 0
Рис. 2. Значимые различия психологических характеристик по группам успешности для специалистов ТСО
Примечания: Б - «сдержанность-экспрессивность», СБТП - средний балл по теоретической подготовке, СБПП - средний балл практической подготовки, ОСБ
- общий средний балл.
Для успешных командиров характерна более выраженная переменная ОС -«Организаторские склонности» (Рис. 3., таблица 3)
Блоки характеристик Группа успешности Средний ранг Сумма рангов P<0,05
ОС 1 4,4 22 0,04
3 9,2222222 83 0,04
СБТП 1 3 15 0
3 10 90 0
СБПП 1 3 15 0
3 10 90 0
ОСБ 1 3 15 0
3 10 90 0
Рис. 3. Значимые различия психологических характеристик по группам успешности для командиров
Примечания: ОС - «Организаторские склонности», СБТП - средний балл по теоретической подготовке, СБПП - средний балл практической подготовки, ОСБ
- общий средний балл, 1 - неуспешные, 3 - успешные.
Следующим этапом стало проведение множественного регрессионного анализа пошаговым методом «Stepwise». Это объясняется необходимостью выделения из числа переменных, связанных с «успешностью» тех, которые будут прогнозировать с определенной долей вероятности ее присутствие у различных групп испытуемых. [5] Было получено общее регрессионное уравнение для военнослужащих, проходящих обучение в учебном центре внутренних войск, которое выглядит следующим образом:
У (успешность прогнозируемая) = 2,32 + 0,15*С - 0,13*Q1 + 0,11*Мн -0,07*Мотивация к избег.неуд.
где С - «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость», r =
0,15
Q1 - «консерватизм-радикализм», г = 0,13 Мн - «моральная нормативность», г = 0,11 Мотивация к избеганию неудач, г = 0,07
Следующим этапом стало составление регрессионного уравнения отдельно для военно-учетной специальности «командир» и «специалист технических средств охраны». [3]
Регрессионное уравнение для командиров:
У (успешность прогнозируемая) = - 2,04 - 0,08*Ь - 0,13*М + 0,08*0 + 0,11*Д + 0,12*Мн - 0,038*Мотивация к избег.неуд + 0,55*СБТП + 0,40*СБПП
где L - «доверчивость-подозрительность» , г = 0,08
М - «практичность-развитое воображение» , г = 0,13
О - «уверенность в себе-тревожность» , г = 0,08
Д - «достоверность» , г = 0,11
Мн - «моральная нормативность», г = 0,12
Мотивация к избеганию неудач, г = 0,038
СБТП - средний балл теоретической подготовки, г = 0,55
СБПП - средний балл практической подготовки, г = 0,40
Регрессионное уравнение для специалистов ТСО: [6]
У (успешность прогнозируемая) = - 3,95 + 0,11*А - 0,07*Г + 0,09*М +
0,10*О + 0,06*04 - 0,07*НПУ + 0,05*КС - 0,07*ОС + 0,58*СБТП + 0,52*СБПП
где А - «замкнутость-общительность», г = 0,11
F - «сдержанность-экспрессивность», г = 0,07
М - «практичность-развитое воображение» , г = 0,09
О - «уверенность в себе-тревожность» , г = 0,10
Q4 - «расслабленность-напряженность», г = 0,06
НПУ - «нервно-психологическая устойчивость», г = 0,07
КС - «коммуникативные склонности», г = 0,05
ОС - «организаторские склонности», г = 0,07
СБТП - средний балл теоретической подготовки, г = 0,58
СБПП - средний балл практической подготовки, г = 0,52
Данные позволяют методически и организованно обосновывать пути развития психологических характеристик и личностных качеств в период обучения в учебном центре внутренних войск, в соответствии с требованиями будущей военно-профессиональной деятельности, и развивать те качества и характеристики, которые бы обеспечивали их оптимальное участие для успешного выполнения служебно-боевых задач. [7]
Литература
1. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Основы военной психологии и педагогики: учебное пособие/ под ред. А.В. Барабанщикова. М., 1988 г.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов. М., 2001 г.
3. Военная профессиология / под общ. ред. А.Г. Караяни, Ю.Г. Сулимова, М., 2004
4. Губин В.А., Кособуцкий А.О. Обучение курсантов вузов внутренних войск
МВД России, организация морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности. Екатеринбург: Уральский институт
практической психологии, 2013 г.
5. Губин В.А., Загорюев А.Л. Направленность молодежи на военнопрофессиональную деятельность: классификация факторов, диагностика и пути развития. Екатеринбург, Уральский институт практической психологии, 2011 г.
6. Иванова Е.М. Профориентационная профессиография: методическое
пособие/ под ред. В.А. Бодрова. М., 2005
7. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учебник для вузов. СПб., 2008