Г убин Владимир Алексеевич - доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры общей и прикладной психологии
ЛГУ имени А.С. Пушкина.
Ахмедханов Мурадхан Алдерханович - заместитель начальника учебного центра войсковой части 3278 внутренних войск МВД России, аспирант кафедры общей и прикладной
психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ВАЖНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУЗОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В современных условиях мировой политической нестабильности, активизации деятельности террористических организаций, особо актуальной является проблема обеспечения безопасности личности, общества и государства. В таких напряженных условиях, от полноты и качества работы силовых структурных подразделений зависит стабильность, сохранение суверенитета и способность развития каждого государства. Одним из важнейших условий безопасности государства является обеспечение безопасности важных государственных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов (ВГО и СГ). В соответствии с ФЗ «О внутренних войсках министерства внутренних дел РФ» данная задача возложена на внутренние войска министерства внутренних дел Российской Федерации (ВВ МВД РФ) и обеспечивается подразделениями и частями по охране ВГО и СГ. Надежность охраны ВГО и СГ в полной мере зависит от качественного отбора, подбора и расстановки кадров, постоянного совершенствования процесса обучения и воспитания. Наряду с офицерским корпусом, особая роль в организации управления данными подразделениями, как и любыми другими родами войск, отведена сержантскому составу. Нельзя не вспомнить слова великого маршала Советского Союза Г.К. Жукова о том, что армией командуем я и мои сержанты. Для подготовки младших командиров по охране ВГО и СГ и специалистов в области эксплуатации и обслуживания комплексов инженерно - технических средств охраны сформирован учебный центр ВВ МВД России. Успешность обучения и эффективность последующей профессиональной деятельности специалистов по охране ВГО и СГ зависит от наличия способностей к данному
виду деятельности. В связи с этим большое значение имеют выявление и диагностика личностных психологических характеристик и качеств курсантов учебного центра, влияющих на процесс их обучения и эффективность последующей профессиональной деятельности. [4]
Для проведения исследования были привлечены курсанты - выпускники учебного центра ВВ МВД России. Общий объём выборки составили - 80 человек: 40 младших командиров подразделений по охране ВГО и СГ и 40 специалистов в области эксплуатации и обслуживания комплексов инженерно -технических средств охраны. Исследование проводилось в три этапа: в начале обучения (по прибытии в учебный центр), по окончанию обучения (перед сдачей выпускных экзаменов), по истечению трёх месяцев с момента окончания учебного центра. Данные исследования были математически обработаны с помощью программы ЗРББ.
В соответствии с рассмотренными теоретико - методологическими подходами были использованы следующие методики обследования психофизиологических и социально - психологических характеристик личности: многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность»; многофакторный личностный опросник Р. Кетелла (16РБ); КОС-2 «Коммуникативные и организаторские склонности»; Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудачи Т. Элерса; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. [2]
После этого было проведено общее лонгитюдное исследование военнослужащих на протяжении 3 этапов исследования для выявления развития личностных характеристик в процессе обучения с помощью расчётов коэффициентов линейной корреляции Пирсона. Была установлена тенденция повышения показателей таких характеристик как: экспрессивность,
доверчивость, дипломатичность, тревожность, конформизм, эмоциональная устойчивость. (рис. 1., таблица 1). [1]
Таблица 1. Развитие личностных характеристик военнослужащих в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Блоки характеристик Тестирование Средний ранг Хи-квадрат Р<0,05
Б 1 100.45 12.55491 0
2 124.57
3 136.48
L 1 85.80 34.79104 0
2 132.91
3 142.79
N 1 98.54 13.51472 0
2 129.79
3 133.18
0 1 97.84 14.59235 0
2 127.86
3 135.81
Q2 1 103.26 9.297171 0.01
2 124.61
3 133.63
С 1 135.31 5.926913 0.05
2 113.27
3 112.92
Рис. 1. Развитие личностных характеристик военнослужащих в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
160,00
140.00
120.00 100,00
80,00
60,00
40.00
20.00 0,00
Примечание: F - «сдержанность-экспрессивность»; L - «доверчивость-подозрительность»; N - «прямолинейность-дипломатичность», О - «уверенность в себе-тревожность», Q2 - «конформизм-нонконформизм», С - «эмоциональная неустойчивость-эмоциональная устойчивость»
Тест 1 Тест 2 Тест 3
О 02
Р
I
N
С
Следующим этапом стало распределение исследуемых на категории успешных и неуспешных в обучении, выведенных по итогам выпускных экзаменов из оценки за теорию и оценки за практические действия в ходе
отработки нормативов боевой подготовки. [5] В самом простом случае критерием для разделения выборки на «успешные» и «неуспешные» была бы средняя величина по показателю успешности обучения. Однако такое деление является довольно грубым (лица, получившие близкие оценки по УО, могут оказаться в противоположных группах). Это может исказить результаты сопоставления групп или, по крайней мере, сделать различия между группами менее заметными. Чтобы избежать этого, мы выделили группы «успешные» и «неуспешные» более строго, включая в первую из них только тех, чьи значения по успешности обучения превышают среднюю величину не менее чем на одну четвертую стандартного отклонения, а во вторую группу - только тех, чьи значения не менее чем на одну четвертую стандартного отклонения ниже средней величины. При этом все, кто оказывается в зоне средних величин, (Мх+1/4б), выпадают из дальнейших сопоставлений. [6]
С помощью корреляционного анализа были определены качества, свойственные успешным специалистам. [8]
Таким образом, успешные специалисты в отличие от неуспешных обладают более высокими адаптивными способностями и коммуникативными особенностями. Для них характерна более высокая моральная нормативность и нервно - психологическая устойчивость. (рис. 2., таблица 2).
Таблица 2. Значимые различия психологических характеристик по группам успешности
Блоки характери стик Группа успешнос ти Мх±^ Стд. ошибка среднего Т-критерий по модулю Ошибка
АС 1 5,067±1,438 0,371 3,241 0,005
3 5,400±1,056 0,273 4,800 0,004
НПУ 1 5,133±1,125 0,291 2,121 0,05
3 5,600±0,986 0,254 3,020 0,031
КО 1 5,400±1,454 0,375 4,163 0,001
3 5,733±0,704 0,182 9,539 0
В 1 4,26±0,961 0,248 -2,000 0,05
3 4,66±,816 0,211 -2,535 0,05
МН 1 5,067±1,710 0,441 3,081 0,007
3 5,867±1,187 0,307 4,858 0,003
Примечание: 1 - неуспешные в процессе обучения; 2 - неуспешные в процессе
обучения
Рис. 2. Значимые различия психологических характеристик по группам успешности
АС
НПУ
КО
МН
I Неуспешные Успешные
В
Примечание: АС - «адаптивные способности»; НПУ - «нервно-психическая устойчивость»; КО - «коммуникативные особенности»; МН - «моральная нормативность», В - «интеллект».
Следующим этапом стало выявление различий между успешными и не успешными в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности военнослужащими, исходя из их учетной специальности - группа младших командиров и группа специалистов технических средств охраны (ТСО).
Исследование показало, что специалисты ТСО, успешные в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности, наряду с более высоким личностным адаптационным потенциалом отличаются от неуспешных сдержанностью. (рис. 2., таблица 2.) [3]
Таблица 2. Значимые различия психологических характеристик по группам успешности для специалистов ТСО
Блоки характеристик Группа успешности Средний ранг Сумма рангов Р<0,05
Б 1 6,55 65,5 0,03
3 11,75 70,5 0,03
СБТП 1 5,5 55 0
3 13,5 81 0
СБПП 1 5,5 55 0
3 13,5 81 0
ОСБ 1 5,5 55 0
3 13,5 81 0
Рис. 2. Значимые различия психологических характеристик по группам успешности для специалистов ТСО
Примечание: Б - «сдержанность-экспрессивность», СБТП - средний балл по теоретической подготовке, СБПП - средний балл практической подготовки, ОСБ
- общий средний балл.
Для успешных командиров характерна более выраженная характеристика ОС - «Организаторские склонности» (рис. 3., таблица 3.)
Таблица 3. Значимые различия психологических характеристик по группам успешности для командиров
Блоки характеристик Группа успешности Средний ранг Сумма рангов Р<0,05
ОС 1 4,4 22 0,04
3 9,2222222 83 0,04
СБТП 1 3 15 0
3 10 90 0
СБПП 1 3 15 0
3 10 90 0
ОСБ 1 3 15 0
3 10 90 0
Рис. 3. Значимые различия психологических характеристик по группам успешности для командиров
Приечания : ОС - «Организаторские склонности», СБТП - средний балл по теоретической подготовке, СБПП - средний балл практической подготовки, ОСБ
- общий средний балл.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что организация учебного процесса в учебном центре не в полной мере развивает те психологические характеристики и качества, значимые для формирования знаний, навыков, и умений (компетенций) необходимых для специалистов ТСО и младших командиров по охране ВГО и СГ. Это заставляет задуматься о пересмотре системы организации учебного процесса в учебном центре ВВ МВД России по подготовке специалистов по охране ВГО и СГ. Результаты исследования позволяют составить «психологический портрет», а также построить математические модели успешных специалистов в данной области и совершенствовать мероприятия по профессиональному психологическому отбору военнослужащих в подразделения по охране ВГО и СГ, организовать учебный процесс на основе выявления психологических характеристик военнослужащих, успешных в учебно-профессиональной деятельности. [7]
Литература
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. Пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001, с. 511
2. Губин В.А. Совершенствование подбора и расстановки актива воинского
коллектива (психологическое исследование): автореф.дис. ...
канд.психол.наук. М., 1990. 24 с.
3. Корзунин В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: Дис. насоиск. учен. степени д-ра психол. Наук. СПбГУ, 2002. с 555
4. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учебник для вузов. - СПб.:Питер, 2008, с.480
5. Надуваев А.А. Психологический анализ структуры профессиональной деятельности офицера ВМФ: Методическое пособие. - СПб: ВВМУ, 1997, с.117
6. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. №-е изд., стереотип. СПб.: Речь, 2008, с. 392
7. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996, с.176
8. Сидоренко Е.С. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2001, С. 39-40.