Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГИИ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВНЕУРОЧНЫЙ КУРС "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ" / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / EXTRACURRICULAR WORK / ENVIRONMENTAL EDUCATION / METHODOLOGICAL SYSTEM / EXTRACURRICULAR COURSE "ENVIRONMENTAL MANAGEMENT"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зулхарнаева Анастасия Васильевна, Мусеибова Тахмина Гаджиалиевна

В статье раскрывается актуальная проблема современного образования, связанная с формированием личности, способной к самоопределению и самореализации в профессиональной области. Однако решение поставленной задачи затрудняет отсутствие единого системного подхода к разработке теории и методики развития профессионального самоопределения в отдельных профессиональных областях. В исследовании представлена методическая система развития профессионального самоопределения обучающихся во внеурочной работе по экологии как одного из перспективных и обеспечивающих безопасность направлений. Методическая система разработана на теоретико-методологическом (представленном экологическим и личностно-деятельностным подходом) и методическом уровнях (включающего целевой, содержательный, технологический, процессуальный и результативно-оценочный компоненты). Данная методическая система положена в основу разработки внеурочного курса по экологии «Экологический менеджмент», который прошел апробацию в практике школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зулхарнаева Анастасия Васильевна, Мусеибова Тахмина Гаджиалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR DEVELOPING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN EXTRA-TIME ENVIRONMENTAL WORK

The article reveals the urgent problem of modern education associated with the formation of a personality capable of self-determination and self-realization in the profession. However, the solution to this problem is hampered by the lack of a unified systematic approach to the development of the theory and methodology for the development of professional self-determination in certain professional areas. The study presents a methodological system for the development of professional self-determination of students in extracurricular work on ecology as one of the most promising and ensuring safety areas. The methodological system is developed on the theoretical-methodological (represented by the ecological and personal-activity approach) and methodological levels (including the target, content, technological, procedural and resultant-evaluative components). This methodological system is the basis for the development of an extracurricular course on ecology "Environmental Management", which has been tested in the practice of the school.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГИИ»

2. Горюнова Л.В. Интеграция образования и производства как направление развития системы профессионального образования в условиях развивающейся России. / Сборник трудов I Всероссийской научно-практической конференции «Современное непрерывное образование» Под редакцией А.Н. Царькова и И.А. Бугакова. Серпухов: Межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики». 2011. С. 82-86.

3. Горюнова Л.В. Событийность как основа современного образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 1. С. 38-44.

4. Землина Е.М. Формирование предпринимательских компетенций обучающихся в условиях ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 10 (октябрь). С. 26-36. URL: http://e-koncept.ru/2019/191063.htm.

5. Малий Н.Н. Формирование компетенций по предпринимательской деятельности у студентов алтайского колледжа промышленных технологий и бизнеса. Формирование и развитие предпринимательских компетенций молодежи: сборник тезисов II международной научно-практической конференции; Алт. академия гостеприимства. Барнаул: Литера, 2017. С. 182

6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в редакции ФЗ от 25.12.2018г. №497-ФЗ) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/. Дата обращения 05.12.2020.

7. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 №1083-р (ред. от 30.03.2018). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/. Дата обращения 05.12.2020.

8. Российская компания интернет-рекрутмента HeadHunter [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Группа компаний HeadHunter, 2020. Режим доступа: https://rostov.hh.ru/. Дата обращения: 01.12.2020.

9. Эбзеев М.М., Семенова Ф.О. Формирование экономической компетентности студентов в процессе обучения. Педагогическое образование и наука. Издательство: Некоммерческое партнерство "Международная академия наук педагогического образования". №5. 2007. С. 66-67.

Педагогика

УДК 372.891

кандидат педагогических наук Зулхарнаева Анастасия Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Мусеибова Тахмина Гаджиалиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО

ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГИИ

Аннотация. В статье раскрывается актуальная проблема современного образования, связанная с формированием личности, способной к самоопределению и самореализации в профессиональной области. Однако решение поставленной задачи затрудняет отсутствие единого системного подхода к разработке теории и методики развития профессионального самоопределения в отдельных профессиональных областях. В исследовании представлена методическая система развития профессионального самоопределения обучающихся во внеурочной работе по экологии как одного из перспективных и обеспечивающих безопасность направлений. Методическая система разработана на теоретико-методологическом (представленном экологическим и личностно-деятельностным подходом) и методическом уровнях (включающего целевой, содержательный, технологический, процессуальный и результативно-оценочный компоненты). Данная методическая система положена в основу разработки внеурочного курса по экологии «Экологический менеджмент», который прошел апробацию в практике школы.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, внеурочная работа, экологическое образование, методическая система, внеурочный курс «Экологический менеджмент».

Annotation. The article reveals the urgent problem of modern education associated with the formation of a personality capable of self-determination and self-realization in the profession. However, the solution to this problem is hampered by the lack of a unified systematic approach to the development of the theory and methodology for the development of professional self-determination in certain professional areas. The study presents a methodological system for the development of professional self-determination of students in extracurricular work on ecology as one of the most promising and ensuring safety areas. The methodological system is developed on the theoretical-methodological (represented by the ecological and personal-activity approach) and methodological levels (including the target, content, technological, procedural and resultant-evaluative components). This methodological system is the basis for the development of an extracurricular course on ecology "Environmental Management", which has been tested in the practice of the school.

Keywords: professional self-determination, extracurricular work, environmental education, methodological system, extracurricular course "Environmental Management".

Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00749 - "Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте")

Введение. Современный этап развития общества характеризуется значительными противоречиями в социоприродных системах. В связи с этим, профессии, связанные с их преодолением, обладают значительной актуальностью. Осознание необходимости профессионального подхода в решении экологических проблем и

установлении экологического равновесия на локальных территориях требует системной работы со стороны образования в направлении развития профессионального самоопределения подрастающего поколения. Федеральные государственный образовательный стандарт среднего общего образования отмечает необходимость личностного самоопределения в целом и профессионального самоопределения в частности как необходимого условия развития конкурентно способной личности и успешной профессиональной деятельности [13].

Однако, как показал анализ школьной практики, в урочной системе не всегда удается решить данную проблему. В этой связи особый потенциал имеет внеурочная деятельность, которая ориентируется на интересы обучающихся, имеет широкие возможности охвата изучаемого содержания, сетевого взаимодействия и форм работы [1, 6, 12].

В связи с этим сформировался ряд противоречий:

- между актуальностью профессии эколог и недостаточной работы школ по профессиональному самоопределению в данном направлении;

- между значительным потенциалом внеурочной работы в направлении профессионального самоопределения и его недостаточной реализованностью;

- между осознанием важности профессионального самоопределения в области экологии и отсутствием разработанной методики в данном направлении;

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования - разработка методики развития профессионального самоопределения обучающихся во внеклассной работе.

Изложение основного материала статьи. Философские и научно-экологические основы разрабатываемой методики составили идеи устойчивого развития, экологической этики, а так же исследования В.И. Чалова, В.И. Кушлина об экологическом менеджменте как системы управления с целью экологической безопасности [8, 14].

В основу разработки методики положены психолого-педагогические идеи С.Д. Леонтьева, Е.А. Климова о том, что в процессе самоопределения личность соотносит свои смыслы и потребности с общественными интересами и осуществляет выбор на основе осознания личных ценностных ориентаций. Данная идея возводит изучаемую проблему в разряд мировоззренческих, связанных с поиском своего социокультурного, профессионального места в мире. [1, 5, 9] В ряде исследований отмечается, что самоопределение в целом и профессиональное самоопределение в частности является одним из процессов становления жизнедеятельности субъекта в социо-природно-культурной и профессиональной среде [4, 5, 6, 10, 11]. Процессуальный аспект развития профессионального самоопределения включает в себя осмысление и осознание личностью собственной системы жизненных смыслов и принципов, формирование и постановку целей и задач, определение способов их достижения, сравнение и выбор ценностей и идеалов, определение собственной позиции субъекта по отношению к тому или иному вопросу [7].

Учитывая отмеченные выше основания, была разработана методическая система развития профессионального самоопределения обучающихся во внеклассной работе по экологии на основе факультатива для обучающихся 10-11 классов «Экологический менеджмент» на двух уровнях. Первый уровень - теоретико-методологический включает экологический и личностно-деятельностный подходы. Второй уровень - методический разрабатывался в единстве целевого, содержательного, технологического, процессуального и результативно-оценочного компонентов.

Целевой компонент представлен триединством целей. Стратегическая цель - формирование экологической культуры. Цель средство - планируемые результаты обучения. Цель субъект - формирование профессионального самоопределения обучающихся в области экологического менеджмента.

Задачи:

• формирование экологических и профессионально-экологических знаний;

• развитие самопознания, внутренних ресурсов личности (интересы, склонности, способности, наличие профессионально важных качеств и т.д.);

• формирование осознания необходимости самостоятельного целеполагания, планирования принятия решений;

• формирование ценностей устойчивого развития, универсальной ценности природы, экологической безопасности.

Разработка содержательного компонента методической системы основывалась на структуре профессионального самоопределения, включающего ценностно-смысловой, целевой, познавательный, практический аспекты [11].

1) Ценностно-смысловой компонент содержания включает осмысление и оценку профессии менеджер -эколог (ценностно-нравственная основа самоопределения), необходимости самоопределения и профессионального образования; ценность необходимости решения экологических проблем и прогнозирование этих изменений, престиж деятельности экологического менеджера и всего образа жизни; выделение личностного смысла деятельности менеджера - эколога.

2) Целевой компонент содержания включает изучение целевых ориентаций профессии менеджер-эколог, понятие экологической безопасности как профессиональной цели; изучение этапов достижения профессионального самоопределения в области экологии, постановка собственной цели, а так же изучение идей устойчивого развития, незаменимости биосферы, универсальной ценности природы как мировоззренческой основы профессии.

3) Познавательный компонент содержания предполагает рассмотрение сущности экологического менеджмента, системы экологического менеджмента, особенности понятия окружающая среда, экологический контроль, экологический мониторинг, история развития системы экологического менеджмента, а также экологическая политика, планирование, внедрение и функционирование, контроль и корректирующие действия, анализ со стороны руководства.

4) Практический компонент содержания включает изучение методов работы экологического менеджера, изучение исследовательских работ, связанных с оценкой состояния окружающей среды, отражает готовность учащихся к реализации идей, обуславливает способность к практическим действиям и исследованиям.

Технологический компонент методической системы представлен модульной технологией, включающей элементы диалоговой и проектной технологий.

Программа факультатива включает в себя четыре модуля. Каждый модуль - это отдельный элемент учебного процесса, включающий теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации, различные формы и методы, объединенные в познавательный, практический, коммуникативный блоки [1, 2, 3].

Первый модуль - мотивационно-ориентировочный - «Почему важен экологический менеджмент?» начинается с коммуникативного блока, где формируется социальная и личностная значимость профессии менеджер-эколог в процессе просмотра учебных фильмов и последующего их обсуждения в форме дискуссии. Познавательный блок предполагает проведение проблемно-ориентированных занятий специалистами экологами, работающими на предприятии. Практический блок включает в себя экскурсию на производства, где осуществляется экологический менеджмент и участие в мастер-классах.

Второй модуль - познавательно-продуктивный - «Введение в экологический менеджмент» - начинается с познавательного блока, в котором раскрывается теоретический материал, раскрывающие содержание профессии, сущность работы менеджера-эколога. Практический блок включает полевые исследования, направленные на анализ состояния окружающей среды населенного пункта, результаты которого затем докладываются на конференции в рамках коммуникативного блока.

Третий модуль - творческий - «Я-эколог» реализуется в форме группового проекта, направленного на создание управленческих решений в области охраны окружающей среды на основе данных об ее состоянии, полученных в предыдущем модуле. Проект так же предполагает теоретический, практический и коммуникативный блоки.

Четвертый модуль - рефлексивный - «Будущее в моих руках» предполагает самооценку и планирование личной самореализации в профессии. Познавательный блок предполагает обобщение теоретического материала и создание ментальных карт, итоговое тестирование. Коммуникативный блок проходит в форме дискуссий, разрешения педагогических ситуаций, связанных с осознанием себя как будущего эколога. Практический блок связан с формированием поэтапного плана действий, направленного на дальнейшее саморазвитие.

Процессуальный компонент методической системы предполагает выделение этапов развития профессионального самоопределения во внеклассной работе по экологии. Согласно теоретическим положениям, разработанным А.В. Карповым, В.Д. Шадриковым, И.В. Кузнецовой процесс профессионального самоопределения включает в себя следующую последовательность: мотивационная основа (постановка выбора профессии) - самоанализ (анализ профессий) - самоактуализация (уровень притязаний) - принятие решения о выборе профессии. С этой точки зрения выделяются мотивационно-ориентировочный, познавательно-когнитивный, практический и рефлексивный этапы формирования профессионального самоопределения [7].

• Мотивационно-ориентировочный этап направлен на развитии мотивации в овладении профессией менеджер-эколог. На данном этапе происходит самопознание субъекта относительно профессии (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента). В учебный процесс водится мотивационно-ориентировочный модуль факультатива «Экологический менеджмент». Он включает проведение занятий в форме беседы, дискуссий, беседы со специалистами, также экскурсии на предприятия. На данном этапе изучается экологический менеджмент, его роль в устойчивом развитии, история развития экологического менеджмента, система экологического менеджмента, экологическая политика предприятия, внедрение и функционирование, а также просмотр фильма «Экологический менеджмент в России», «Внедрение системы экологического менеджмента на предприятии».

• Познавательно-когнитивный этап предполагает получение информации о сущности профессии менеджер-эколог. Он предполагает самооценивание (сравнение результатов самопознания с имеющимися представлениями о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии). На данном этапе изучается познавательно-продуктивный модуль. Занятия проходят в формате семинара, конференции, а также полевых исследований. В условиях полевых исследований осуществляются: диагностика состояния атмосферы физическое загрязнение, диагностика количества отходов на территории предприятия.

• Практический этап направлен на осуществление профессиональных «проб», формируется саморазвитие личности (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности). Для реализации этого этапа используется творческий модуль. Он предполагает включение обучающихся в проектирование.

• Оценочно-рефлексивный этап предполагает самоактуализацию, самоподготовку и построение планов на саморазвитие в профессии. Данный этап включает в себя анализ профессиональных потребностей и достигнутых результатов. На данном этапе реализуется рефлексивный модуль. Он предполагает обобщение, самоанализ, составление плана действий для реализации себя в профессии менеджер-эколог.

Результативно-оценочный компонент методической системы разрабатывался в соответствии со структурой профессионального самоопределения на основе выделенных критериев. В качестве критерия диагностики мотивационно-потребностного компонента выбрана активность личности, познавательный компонент диагностировался на основе критериев полноты, обобщенности знаний; деятельностный -учитывал критерий самоорганизации, диагностика ценностного компонента осуществлялась на основе модальности. Отмеченные критерии были положены в основу разработки диагностических заданий и проведения педагогического эксперимента, результаты которого подтвердили эффективность разработанной методики. Внеурочный курс «Экологический менеджмент вызвал широкий интерес со стороны педагогов и обучающихся.

Выводы. Проблема развития профессионального самоопределения обучающихся во внеурочной работе по экологии является актуальной в контексте современных требований к модернизации отечественного образования. В нормативных документах отмечается, что развитие профессионального самоопределения обучающихся в области экологии следует рассматривать как важнейший социальных заказ общества современной школе. Вместе с тем, данная задача в практике школьного обучения реализуется фрагментарно, в учебных планах большинства школ России отсутствует предмет «Экология». Решением данной проблемы является внеурочная работа, обладающая значительным потенциалом в выборе содержания, методов и форм обучения.

Учитывая актуальность проблемы разработана методическая система развития профессионального самоопределения обучающихся во внеурочной работе по экологии, которая реализована в рамках внеурочного курса «Экологический менеджмент». В основу разработанной методики полжены научно-экологические, психолого-педагогические и методические идеи, определившие специфику цели, отбора и структурирования содержания педагогические технологии, методы и формы обучения, этапы формирования профессионального самоопределения в области экологического менеджмента, так же результативно-оценочного компонента. Целевой компонент методической системы представлен триединством цели предполагающей формирование экологической культуры (стратегическая цель), планируемые результаты обучения (цель средство), формирование профессионального самоопределения обучающихся в области экологического менеджмента (цель-субъект). Содержательный компонент разрабатывался с учетом структуры профессионального самоопределения и включает компоненты: ценностно-смысловой, целевой, познавательный, практический. Технологический компонент предполагает использование системы модулей, позволявших включать обучающихся в познавательную, коммуникативную и практическую деятельность по мотивации, познанию сущности, проектированию и рефлексии профессии менеджер - эколог. Процессуальный компонент включает этапы развития профессионального самоопределения, предполагающих динамику от мотивации к освоению профессии к планированию личного саморазвития в ней. Результативно-оценочный компонент включает критерии диагностики сформированности профессионального самоопределения на основе выделенных критериев.

Литература:

1. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методика реализации компетентностного подхода при изучении экологического краеведения // Современные проблемы науки и образования, 2018. №3. С. 97.

2. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 6.

3. Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. Технология кейс-стади в изучении экологических проблем. Учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: Мининский университет, 2018. - 176 с.

4. Зеер Э.Ф. Самоопределение учащейся молодежи в современных конфликтующих реальностях. Учебное пособие. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. - 100 с.

5. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993. - 340 с.

6. Кудрявцева Л.Д. Методика профессиональной ориентации для старшеклассников // Педдиагностика. М. 2006. - С. 86-92

7. Кузнецова М.Д., Шадриков В.Д., Карпов А.В. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. - М.: Логос, 2011.

8. Кушлин В.И. Экологический менеджмент // Вестник Российской Академии Наук, 2015. - Том 66. № 3, 261 с.

9. Леонтьев Д.Е. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. -М.: Смысл, 2001. - 103 с.

10. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. - МПСИ, 2002. 332 с.

11. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2015. - 496 с.

12. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 15.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Электронный ресурс. Режим доступа: file:///D:/Downloads/fgos_ru_sred.pdf.pdf

14. Чалов В.И. Экологический менеджмент // Вестник Российской Академии Наук, 2015. Том 66. № 3. 261 с.

Педагогика

УДК 378

учитель Игнатенко Мария Евгеньевна

МБОУ «Калачевская СОШ» Прокопьевского МО (с. Шарап)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности индивидуального проектирования старшеклассников в соответствии с ФГОС СОО. Также представлен опыт подобного проектирования и трудности, с которыми может столкнуться педагог в процессе своей работы.

Ключевые слова: проектная деятельность, индивидуальный итоговый проект, научное исследование, метапредметные результаты.

Annotation. The article discusses the features of the individual design of high school students in accordance with the Federal State Educational Standard of the secondary educational institution The experience of such design and the difficulties that a teacher may encounter in the process of his work are also presented.

Keywords: project activity, individual final project, scientific research, metasubject results.

Введение. В настоящее время метод проектной деятельности - неотъемлемая часть образовательного процесса. Он мотивирует обучающихся на развитие творческих способностей, самостоятельную работу, поиск информации и получение окончательного продукта. Знания имеют особенность устаревать и требуют постоянного обновления, поэтому школьников необходимо научить приобретать их самостоятельно для решения разнообразных образовательных задач.

Современным старшеклассникам важно научиться прогнозировать свою деятельность и управлять ей, предупреждать ее последствия, адаптируясь в постоянно меняющихся условиях обучения и жизни в целом. Наиболее эффективным для достижения этих целей является метод проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.