УДК 502 (07)
Е.А. КРОТОВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: krotova-ea@mail.ru
О.М. ФИЛАТОВА, кандидат педагогических наук, доцент, ПГУ, e-mail: O.M.Filatova@yandex.ru
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ В САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
E.A. Krotova, O.M. Filatova ECOLOGICAL OLIMPIAD IN THE DETERMINATION OF STUDENTS
СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
SYSTEM OF PROFESSIONAL SELF-
В статье исследуется проблема профессионального самоопределения учащихся в современных социально-экономических условиях. Рассматриваются подходы к определению сущности профессионального самоопределения, раскрываются факторы его формирования, характерные особенности и типология. Экологические олимпиады авторы рассматривают в качестве ведущей формы профориентационной деятельности, оказывающей существенное влияние на результат профессионального самоопределения учащихся. Раскрываются цели, задачи, функции и уровни олимпиадного движения по экологии. На основе обобщения различных подходов к классификациям представлена типология олимпиад по экологии. Проанализированы подходы к отбору заданий различного уровня творческой активности в зависимости от вида олимпиады. Делается вывод о том, что участие школьников в экологических олимпиадах различных уровней способствует развитию творческой активности и становлению профессионального самоопределения будущего выпускника. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность, творческая активность, экологическая олимпиада.
This article examines the problem of professional self-determination of students in the contemporary socio-economic situation. It studies different approaches to the definition of professional self-determination, explainss the factors of its formation, characteristics and typology. Authors consider ecological competitions as the leading form of career-oriented activities that have a ignificant impact on the result of professional self-determination of students. They disclose goals, objectives, functions and levels of ecological competitions. On the basis of generalization of various approaches to the classifications presented typology Olympiad on ecology. They approaches to the selection of tasks at various levels of creative activity, depending on the type of competition. It is concluded that the participation of students in environmental competitions at various levels contributes to the development of creative activity and the building of professional self-determination of the future graduates.
Keywords: professional self-determination, career guidance activities, creative activity, environmental olympiad
Для успешной интеграции выпускников в социально-экономическую жизнь общества, необходимо учитывать профессиональные ориентиры, соотносящиеся с запросами рынка труда [10]. В современных условиях потребности в высокопрофессиональных, социально активных кадрах, обладающих инициативой и творческой активностью, особое значение приобретает проблема профессионального самоопределения школьников, основанная на овладении учащимися полной и своевременной информацией о профессиональной деятельности, выбираемой профессии и собственных возможностях [9].
Эффективность процесса профессионального самоопределения учащихся связана с взаимообусловленностью различных условий и факторов, таких как психологические возможности личности, способность быстро адаптироваться в условиях изменения жизни общества, специфика профессиональной деятельности. В этой связи личность учащегося рассматривается нами в качестве субъекта профессионального самоопределения.
Теоретические основы изучения профессионального самоопределения личности заложены в психолого-педагогических исследованиях И.В. Дубровиной, В.И. Журавлева,
A.Я. Журкиной, А.В. Запорожца, Н.Э Касаткиной, В.Г. Катышева, Е.А. Климова, И.С. Кона,
B.А. Полякова, Н.С. Пряжникова, С.Л. Рубинштейна, С.Н. Родичева, Е.Л. Рудневой, В.Ф. Сафина, В.Д. Симоненко, И.Д. Чечель, С.Н. Чистяковой, Ю.Ф. Чурляева, Б.А. Шавира, Т.И. Шалавиной, В.Ю. Шегуровой и других.
Сложность и многоаспектность понятия «профессиональное самоопределение» определили различные подходы к пониманию его сущности. По мнению, Н.С. Пряжникова, суть профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном нахождении личностного смысла в выбираемой, реализуемой деятельности в конкретной культурно-исторической ситуации, а также нахождении смысла в самом процессе самоопределения [4, с. 17]. Ведущим звеном профессионального самоопределения является формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно моделировать, корректировать и воплощать перспективы своего развития: профессионального, жизненного и личностного.
В представлении Э.Ф. Зеера, профессиональное самоопределение раскрывается как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации [3]. Е.А. Климова профессиональное самоопределение рассматривает в качестве деятельности, принимающей то или иное содержание в зависимости от этапа развития личности как субъекта труда [5, с.138].
Согласно исследованиям С.Н. Чистяковой, готовность к профессиональному самоопределению личности опирается на целостную систему профессионально значимых качеств личности [20].
Обобщая проведенный анализ подходов к профессиональному самоопределению личности выделяют основные характеристики этого процесса:
- профессиональное самоопределение выступает индивидуальным отношением личности к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии;
- ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих личностных особенностей и возможностей, специфики профессиональной деятельности;
- профессиональное самоопределение осуществляется на протяжении всей профессиональной карьеры на основе саморефлексии, переосознания своего профессионального развития и самоутверждения в профессии;
- актуализация профессионального самоопределения человека инициируется конкретными жизненными событиями, такими как окончание школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, изменение социального статуса, увольнение с работы;
- профессиональное самоопределение определяет социально-психологическую зрелость личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации [4].
Большинство исследователей среди факторов, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение, называют уровень развития личности, познавательный интерес к делу, способности, особенности семьи, условия воспитания и обучения, престижность профессий, роль СМИ и т.д. Некоторые факторы достаточно стабильны, например, роль образовательного уровня семьи, наличие способностей к делу, другие -
динамичны. Например, в современном обществе растет роль материальных факторов, меняется престиж некоторых профессий. Так, повышается востребованность профессий связанных с экологической наукой [7].
Профессиональное самоопределение личности сопровождается изменением представлений человека о себе, своем месте в профессиональном и социокультурном мире, т.е. обретением профессиональной идентичности. Личностная готовность к процессу самоопределения, по мнению И.В. Дубровиной, является важнейшим его компонентом [2]. Таким образом, профессиональное самоопределение связано с личностно-значимой ориентацией по отношению к требованиям профессии и профессионального сообщества. В результате этого процесса индивид принимает решение о содержании своей деятельности, желаемом профессиональном уровне, адекватных статусно-ролевых позициях в своей организации. Профессиональное самоопределение является длительным и развернутым во времени процессом, в ходе которого происходит постоянное совершенствование профессионала.
В психологической литературе рассматриваются различные подходы к типологии профессионального самоопределения. Анализ проблемы позволил выявить, что в настоящих условиях наиболее востребованная типология принадлежит Е.А.Климову [5]. Данная типология построена по принципу взаимодействия человека с предметом труда и включает пять сфер трудовой деятельности: 1) человек - природа; 2) человек - техника; 3) человек -знаковые системы; 4) человек - человек и 5) человек - художественный образ. В исследованиях ученого сконструирована модель - «восьмиугольник основных факторов выбора профессии», которые характеризуют процесс профессионального самоопределения будущего выпускника с учетом: 1) своих внутренних интересов и склонностей; 2) психологических способностей, внешних и внутренних возможностей; 3) востребованности выбираемой профессии; 4) информированности о ней; 5) позиции родителей; 6) мнения друзей и сверстников; 7) потребностей экономики и рынка профессий 8) четкой спроектированной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей. Причем наиболее удачная личная профессиональная перспектива опирается на взаимодействие всех перечисленных факторов.
Результатом процесса профессионального самоопределения старшеклассника является выбор будущей профессии. Согласно позиции Е.А. Челноковой, Р.Б. Набиева, процесс формирования профессионального самоопределения школьника не является естественным и стихийным процессом, поэтому он должен быть педагогически организован и обеспечен [19]. На выбор профессиональной траектории оказывает существенное влияние профориентационная деятельность, в которую включается будущий выпускник [17].
Профоориентационная деятельность, являясь вектором профессионального самоопределения экологической направленности, включает 1) создание курсов по выбору, построенных на междисциплинарном содержании и включающих профориентационный материал; 2) проведение профессиональных проб в учебной и внеучебной деятельности по экологии, профессиографических заданий на основе экологического материала, экологических практикумов, мастер-классов по актуальным экологическим проблемам; 3) развитие олимпиадного движения по экологии за счет участия школьников в экологических олимпиадах различного ранга.
Большое значение в принятии школьниками решения выбора образовательного маршрута будущей профессиональной деятельности принадлежит внеурочной деятельности, представленной различными направлениями. Однако, мы считаем, что ведущая роль в формировании профессионального самоопределения принадлежит такой форме внеурочной деятельности, как экологические олимпиады.
Проблемы изучения школьных экологических олимпиад нашли отражение в исследованиях Н.Ф. Винокуровой, Г.С. Камериловой, Е.В.Колесовой, В.Н. Кузнецова, В.В. Николиной, В.В. Пасечника, Л.В. Поповой, А.Г. Резанова, Е.В.Титова и др.
Основополагающими целями экологических олимпиад являются: формирование творческой активности, интереса и способностей к профессиональной природоохранной деятельности, выявление и развитие одаренных детей [18].
Анализ целей и задач олимпиад по экологии позволил выделить ее ведущие функции:
1) воспитательная - означает формирование жизненных установок и принципов природосообразного и культуросообразного поведения;
2) развивающая - предполагает личностное и профессиональное развитие школьников, преобразование учащихся в субъектов собственной деятельности, становление Я-концепции и концепции Я профессиональное;
3) мировоззренческая - формирование экологического мировоззрения на основе понимания единой и целостной картины мира, роли и назначения в нем человека и его экологической деятельности, гармонизации контактов с природой, обществом, профессией, самим собой;
4) креативная функции направлена на преобразование личности в процессе созидательной творческой деятельности, направленной на улучшение экологической ситуации за счет созидательности и оптимизации;
5) профориентационная функция - включает развитие эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер и на их основе формирования профессионального самоопределения школьников [14, 21].
Таким образом, система экологических олимпиад способствует популяризации экологической науки, выявлению талантливых школьников, способных проявлять высокую творческую активность в решении проблем взаимодействия общества и природы. Подчеркнем, что одной из важнейших функций экологических олимпиад является формирование профессионального самоопределения школьников. Включение олимпиады школьников по экологии в важнейшие программы государственной политики подтверждают важность и актуальность ее проведения и значимость в формировании современно образованных, высоконравственных членов общества, способных самостоятельно принимать решения в области охраны окружающей среды, прогнозировать возможные последствия развития экологических ситуации страны и мира, адаптироваться на рынке труда с учетом реальных потребностей общества в квалифицированных кадрах [8].
Формированию профессионального самоопределения школьников способствует система экологических олимпиад различного ранга. На основе анализа научно-методической литературы нами выделены различные подходы к типологии экологических олимпиад. (рисунок 1).
Рисунок 1 - Типы олимпиад по экологии
Школьное олимпиадное движение по экологии включает в себя несколько уровней олимпиад:
1. Всероссийская олимпиада школьников по экологии.
2. Городская экологическая олимпиада школьников.
3. Вузовская экологическая олимпиада, проводимая на факультете естественных, математических и компьютерных наук Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.
Всероссийская олимпиада школьников по экологии проводится в четыре этапа, иерархически связанных друг с другом: школьный, муниципальный, региональный и заключительный (общероссийский) [6].
Школьный этап Всероссийской олимпиады по экологии организуется среди школьников 5—11 классов и направлен на выявление учащихся, заинтересованных экологической наукой и практикой. Данный этап включает, как правило, только теоретический тур, состоящий из тестовых заданий различных уровней сложности, ориентированных на содержание программ школьных курсов естественнонаучных дисциплин.
Муниципальный этап олимпиады организуется органами местного самоуправления в сфере образования среди учащихся 7—11 классов. Муниципальный этап целесообразно проводить в два тура: первый тур - теоретический, второй тур - конкурс рефератов, на основе которых в дальнейшем учащиеся разрабатывают свои творческие экологические проекты [11].
Региональный этап организуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования для учащихся старшей возрастной группы (9—11 класс). По форме проведения и содержательному наполнению региональный тур в наибольшей степени соответствует заключительному этапу олимпиады. По аналогии с предыдущим этапом школьники участвуют в двух турах: теоретическом и проектном. Теоретический тур представлен тестовыми заданиями нескольких усложняющихся уровней: с выбором одного правильного ответа, с выбором правильного ответа и его обоснованием, с обоснованием не только правильного ответа, но и доказательством ошибочности остальных вариантов ответов, со свободной формулировкой ответа.
Заключительный этап организуется Министерством образования и науки Российской Федерации среди победителей регионального этапа. Олимпиадные задания отличаются от заданий предыдущих туров большей прикладной направленностью, выявлением знаний и умений, связанных с научными методами исследования и современными направлениями экологической науки. Конкурс исследовательских экологических проектов является логическим завершением олимпиады. Исследовательский проект демонстрирует научную экологическую культуру учащихся, проявляющуюся во владении научными экологическими знаниями, умениями, в прогностическом стиле экологического мышления, в эмоционально-ценностном отношении к природе, опытом экологически оправданного поведения по решению экологических проблем [12]. Перспективным направлением исследования в рамках проекта являются проблемы сохранения биоразнообразия на различных уровнях: от ландшафтного до видового [22, 23].
Системный анализ заданий Всероссийской олимпиады школьников показал, что на школьном туре олимпиады преобладают задания первого, стимульного-продуктивного уровня творческой активности, на муниципальном туре - задания эвристического уровня. Выполнение учащимися заданий регионального и заключительного этапов олимпиады свидетельствуют о сформированности у школьников наивысшего, креативного уровня творческой активности [1].
С целью поддержки одаренных учащихся, активно интересующихся вопросами экологии и охраны окружающей среды кафедра экологического образования и рационального природопользования Мининского университета систематически организует и проводит ряд экологических олимпиад.
Городская олимпиада школьников по экологии проводится среди учащихся 9-11 классов города Нижнего Новгорода на базе Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина при поддержке Департамента образования г. Н. Новгорода и Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов г. Н. Новгорода. Ежегодно в Городской олимпиаде по экологии принимают участие более 100 школьников г. Нижнего Новгорода.
Основными целями и задачами Олимпиады являются:
- развитие познавательного интереса учащихся к изучению различных областей экологических знаний;
- развитие творческой активности школьников средствами экологической олимпиады;
- активизация роста научных обществ учащихся, кружков, факультативов, секций и других форм внешкольной работы по экологии;
- формирование экологической культуры школьников;
- совершенствование работы с учащимися по ориентации их на профессии, связанные с экологией;
- привлечение преподавателей, научных сотрудников, ученых-экологов, ведущих специалистов по экологии и природопользованию к активной помощи школе в формировании профессионального самоопределения школьников [15].
Олимпиадные задания отличаются повышенным уровнем сложности и представлены тестовыми заданиями разного уровня: с выбором одного правильного ответа, с выбором нескольких правильных ответов, на установление соответствия и положения в классификационных рядах, со свободной формулировкой и обоснованием правильного ответа, а также творческими ситуационными задачами.
Вузовская экологическая олимпиада школьников города Нижнего Новгорода и Нижегородской области включена в систему олимпиад Мининского университета [13]. Традиционно олимпиада проводится в феврале-марте на факультете естественных, математических и компьютерных наук Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. В олимпиаде могут принять участие все школьников города Нижнего Новгорода и Нижегородской области, проявляющие интерес к экологии. Главной целью вузовской экологической олимпиады, наряду с развитием творческой активности школьников, является выявление и формирование профессионального самоопределения учащихся, связанного с экологической наукой и практикой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская, Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С.35-41
2. Дубровина, И.В.Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики [Текст] / И.В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1991. - 232 с.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
4. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: МПСИ, 2005. - 2016 с.
5. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
6. Колесова, Е.В., Титов, Е.В., Резанов А.Г. Всероссийская олимпиада школьников по экологии [Текст] / науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПКиППРО, 2005. - 168 с.
7. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
8. Кротова, Е.А. Готовим к экологической олимпиаде. Экологическая олимпиада как средство развития творческой активности школьников [Текст] / Е.А. Кротова. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. - 80 с.
9. Кутугина, В.И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях [Электронный носитель] // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 11. -С. 20 - URL: http:// http://
www.rae.ru/use/section=content&op=show article&artide id=7778476 (дата обращения: 19.04.2015)
10. Маркова, С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 3.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no3 (дата обращения: 13.03.2015)
11. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2014/15 учебном году [Электронный носитель] - URL: http:// http://education.tularegion.ru/netcat files/9815 (дата обращения: 12.04.2015)
12. Николина, В.В. Метод проектов в географическом образовании В.В. [Текст] // География в школе. - 2001. - № 6. - С.37-43
13. Новик, И.Р., Орлов, Н.А. , Перевозчиков, А.И. , Тростин, В.Л. , Каширина, С.В., Марков, Д.М. Методические рекомендации по организации вузовской олимпиады по химии для школьников// Вестник Мининского университета. - 2014. - № 2.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no6 (дата обращения: 13.03.2015)
14. Попова, Л.В., Кураков А.В. Задания для олимпиад по экологии: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.В. Попова, А.В. Кураков. - М.: Изд-во Московского университета, 2011. - 96 с.
15. Положение о порядке организации и проведения городской олимпиады по экологии [Электронный носитель] - URL: http:// http://www.admgor.nnov.ru/upload/fc/af/9/
16. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: учебное пособие [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: МГППИ, 2007. - 97 с.
17. Рябцева, И.В. Предпрофильная подготовка школьников в системе географического образования [Текст]: автореф. дис. ...докт. пед. наук / И.В. Рябцева. - СПб, 2011
18. Современные эколого-образовательные стратегии: коллективная монография [Текст] / под ред. Г.С. Камериловой, Н.Д. Андреевой. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. -307 с.
19. Челнокова, Е.А., Набиев, Р.Б. Тьюторская деятельность педагога в условиях профессионального самоопределения школьников // Вестник Мининского университета. -2015. - № 1. - URL: http://
http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific activities/vestnik/archive/1-9 (дата обращения: 18.04.2015)
20. Чистякова, С.Н., Родичев, Н.В. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования [Текст] / С.Н. Чистякова, Н.В. Родичев. - М.: Академия, 2007. -176 с.
21. Экологические олимпиады для школьников [Текст] / Сост. Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина. - Н.Новгород: НГПУ, 1993. - 63 с.
22. Kiseleva N., Polzikova E. Observations of migrating Eurasian Cranes during public mass actions of the Russian Bird Conservation Union// Conference programme and Abstract volume of the VIIth European Crane Conference. 14-17 Okt. 2010, Stralsund, 2010. S. 51
23. Kiseleva N.Yu., Nekipelova O.A. The common crane as the subject of school students' research activities in ecological camp /Scientific Absracts of Oral and poster contributions. VIII European Crane conference, Gallocanta Lake, 10 to 14 November 2014. Spain, 2014. P. 54
© Кротова Е.А., Филатова О.М., 2015