Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH COMPETENCE / ECOLOGICAL CLUB / RESEARCH ACTIVITY / SUBJECT POSITION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лощилова Анна Александровна, Рыжечкина Лариса Игоревна

Статья посвящена проблеме формирования исследовательской компетентности обучающихся в условиях экологического клуба. Её актуальность обусловлена личностно-деятельностной парадигмой современного образования, его экологизацией и гуманизацией, целевыми ориентирами современных ФГОС. В статье представлена и обоснована методическая система формирования исследовательской компетентности в условиях экологического клуба, базирующаяся на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом. Методический уровень раскрыт в единстве целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов. Показана сопряжённость этапов и технологий формирования исследовательской компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лощилова Анна Александровна, Рыжечкина Лариса Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN IN ENVIRONMENT CLUB CONDITIONS

The article is devoted to the problem of the formation of research competence of students in the conditions of an ecological club. Its relevance is due to the personality-activity paradigm of modern education, its ecologization and humanization, the target guidelines of modern FSES. The article presents and substantiates a methodological system for the formation of research competence in an ecological club, based on two levels: theoretical-methodological and methodological. The methodological level is disclosed in the unity of the target, substantive, procedural, technological and effective-evaluative components. The conjugation of the stages and technologies of the formation of research competence is shown.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА»

4. Lomakina E.A. Personality-oriented approach in teaching a foreign language // Modern methods and

technologies of teaching foreign languages. Collection of scientific articles XVI International scientific and practical

conference. 2019. S. 46-50.

5. Pedagogical reflection // Scientific review. Pedagogical sciences. 2016. No. 3. P. 98-110; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1500

6. Pikalova E.A. The relationship of reflection and communication in the process of life // Bulletin of the Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov. 2005. No. 2 (10). P. 91-93

7. Semenov I.N. Interaction of domestic and foreign psychology of reflection: history and modernity / I.N. Semenov // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2008. V. 5 (1) - P. 64-76.

8. Shchedrovitsky G.P. Thinking. Understanding. Reflection / G.P. Shchedrovitsky. - Moscow: Eastern Literature, 2005 - 800 p.

9. Zotov V.V. Experience in implementing student business incubator in entrepreneurship education / Zotov V.V., Konyagina M.N., Shapkina E.A., Pikalova E.A., Stepanova D.I. // Journal of Entrepreneurship Education. 2019.V. 22(4) - P. 396.

Педагогика

УДК 37.033

кандидат педагогических наук Лощилова Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); аспирант Рыжечкина Лариса Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования исследовательской компетентности обучающихся в условиях экологического клуба. Её актуальность обусловлена личностно-деятельностной парадигмой современного образования, его экологизацией и гуманизацией, целевыми ориентирами современных ФГОС. В статье представлена и обоснована методическая система формирования исследовательской компетентности в условиях экологического клуба, базирующаяся на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом. Методический уровень раскрыт в единстве целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов. Показана сопряжённость этапов и технологий формирования исследовательской компетентности.

Ключевые слова: исследовательская компетентность, экологический клуб, исследовательская деятельность, субъектная позиция, внеурочная деятельность.

Annotation. The article is devoted to the problem of the formation of research competence of students in the conditions of an ecological club. Its relevance is due to the personality-activity paradigm of modern education, its ecologization and humanization, the target guidelines of modern FSES. The article presents and substantiates a methodological system for the formation of research competence in an ecological club, based on two levels: theoretical-methodological and methodological. The methodological level is disclosed in the unity of the target, substantive, procedural, technological and effective-evaluative components. The conjugation of the stages and technologies of the formation of research competence is shown.

Keywords: research competence, ecological club, research activity, subject position, extracurricular activities.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00749 Код конкурса А «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте»

Введение. В условиях неопределённости и масштабной трансформации современного общества основными вектором модернизации образования является личностно-деятельностная парадигма. Она задаёт новые целевые ориентиры учебно-воспитательному процессу в направлении развития личности, акцентирует внимание на результатах образования, отражающих ключевые компетенции. Воспитание компетентного гражданина России становится одной важнейших целей образования и одной из приоритетных задач общества и государства, что нашло отражение во ФГОС основного общего образования.

Данные положения актуализируют необходимость формирования исследовательской компетентности как интегрального личностного качества, выражающегося в готовности и способности к учебно-исследовательской деятельности, самостоятельному поиску знаний и применению их при решении стандартных и нестандартных задач.

Важность становления исследовательской компетентности у обучающихся отмечали А.В. Хуторской, И.И. Холодцева, Дж. Равен, И.А Зимняя, В.И. Андреев, А.В. Леонтович, А.И. Савенков, Л.А. Казарина, Н.М. Соловьёва.

Значительным потенциалом по формированию у школьников исследовательской компетентности обладает школьный экологический клуб. Он позволяет объединить разновозрастных детей по интересам, сплотить их вокруг общих исследовательских целей и задач, ценностей и традиций, превратить работу над исследованием в интересное приключение. Особенности его содержания создают предпосылки для включения школьников в исследовательскую деятельность по решению экологических проблем, прогнозирование последствий собственной деятельности в окружающей среде.

Анализ школьной практики показал, что члены детского экологического клуба проявляют интерес к исследовательской деятельности, но вместе с тем испытывают затруднения в проведении исследований и оформлении их результатов. Педагоги, в свою очередь, отмечая необходимость и важность формирования

данного качества, указывают на отсутствие методики формирования исследовательской компетентности у школьников в условиях экологического клуба.

Вследствие этого сложилось противоречие между значительным потенциалом школьного экологического клуба в формировании у обучающихся исследовательской компетентности и фрагментарностью его использования, поскольку отсутствует методическая система, обеспечивающая последовательное развитие данного интегративного личностного качества.

Сложившееся противоречие определило проблему и актуальность нашего исследования.

Целью статьи является разработка и обоснование методической системы формирования исследовательской компетентности школьников в условиях экологического клуба.

Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы позволил установить, что теоретико-методологические и методические аспекты формирования исследовательской компетентности раскрыты в трудах Л.А. Казариной, Н.М. Соловьёвой, Л.Ш. Абдуловой, Т.В. Альниковой, М.Ю. Кожуковой, В.А. Константиновой, С.И. Осиповой, С.Н. Скарбич, A.A. Ушакова, О.В. Ушаковой и др.

Определены различные трактовки понятия "исследовательская компетентность" и её структуры. Установлено, что данная категория рассматривается в рамках деятельностного, личностного и компетентного подходов. Значимым для нашего исследования является определение Н.М. Соловьёвой, характеризующее исследовательскую компетентность «как «интегративное личностное качество субъекта исследовательской деятельности, представляющее собой процессуальную готовность к творческой преобразовательной деятельности, в том числе и в нестандартных (проблемных) ситуациях и проявляющееся в осознанной готовности и способности самостоятельно и инициативно осваивать, получать новые знания, осуществлять рефлексивно-оценочные действия в определении границ и результатов своей деятельности, базируясь на ранее полученных и освоенных знаниях, умениях и способах деятельности» [14].

Теоретические основы исследования составили положения компетентного подхода (И.А. Зимняя,

A.B. Хуторской и др.), идеи личностно-деятельного подхода (Н.И. Алексеев, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев,

B.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), положения о сущности и структуре формирования исследовательской компетентности (Н.М. Соловьёвой), рефлексии (Н.Г. Алексеев, Л.С. Кожуховская, И.В. Позняк), положения проектной технологии (Е.С. Полат, И. Чечель и др.); положения технологии кейс-стади (О.В. Козлова, Ю.Д. Красовскийц, В.Я. Платов, Коупленд, Г.А. Брянский и др.), квест-игр (Лагутин А.А., Сапрыкина О.В., Витязь Л.Н. и др), теории эвристического обучения (В.И. Андреев, A.B. Хуторской); положения о специфике организации исследовательской деятельности (A.B. Леонтович, A.C. Обухов, А.С. Саввичев, Е.Н. Кикоть и др.).

С учётом представленных теоретических положений была разработана методическая система формирования исследовательской компетентности в условиях детского экологического клуба, базирующаяся на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом.

Теоретико-методологический уровень включает идеи экологизации и гуманизации, компетентностный, личностно-деятельностный, аксиологический подходы, а также ряд реализующих их дидактических принципов: субъектности, активности, экологизации, природо-и кульутро-сообразности, научности, самореализации, проблемности, положительной мотивации, проектирования, сотрудничества, продуктивности, творчества, самоорганизации учебно-исследовательской деятельности, целостности, рефлексии.

Методический уровень представлен методической системой, включающей целевой, содержательный, процессуальный, технологический и результативно-оценочный компоненты.

Целевой компонент представлен целью - создание условий для формирования исследовательской компетентности у членов детского экологического клуба.

Содержательный компонент отражает структуру исследовательской компетентности и включает эмоционально-ценностный, познавательный, деятельностный и личностный компоненты.

Эмоционально-ценностный компонент предусматривает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст исследовательской деятельности по экологии, сформировать представление о существующих экологических проблемах и особенностях их решения, ценностях и нормах научной деятельности. Включает экологические ценности, нравственные и экологические императивы. Реализуется контекстно во всех компонентах содержания.

Познавательный компонент представлен когнитивным опытом, содержащим знание специфики, этапов, методов, особенностей оформления и презентации результатов экологических исследований.

Деятельностный компонент включает опыт исследовательской деятельности по экологии, применения исследовательских умений в стандартных и нестандартных ситуациях. Способствует развитию умения устанавливать межпредметные связи при решении прикладных задач.

Личностный компонент представлен результатами и продуктами исследовательской деятельности, опытом качественного и эффективного решения исследовательских проблем, опытом рефлексии своей исследовательской деятельности на основе знания образцов и критериев эффективности.

— осуществлять сбор, анализ и интерпретацию полученных данных, оформлять и презентовать результаты деятельности.

3. Творческо-преобразующий этап «Я действую сам и реализую себя в деятельности для других». На данном этапе школьники проявляют инициативу, предлагают темы исследовательских работ, проявляют самостоятельность в процессе исследовательской деятельности. Внутренняя заданность деятельности реализуется по следующей схеме (Н.Г. Алексеев): «замысел - реализация - рефлексия». Исследования имеют как индивидуальный, так и коллективный характер.

4. Рефлексивный этап «Я осмысляю себя и свою деятельность» ориентирован на создание условий для рефлексии и самооценки, в процессе которых происходит сопоставление цели и результатов деятельности, осмысляется её новизна, практическая значимость. Присутствует контекстно на всех этапах.

Технологический компонент представлен следующей технологической цепочкой «экологическая квест-игра с элементами исследования - структурированные и неструктурированные экологические кейсы -исследовательские проекты» (Таблица 1). Каждое из её звеньев обеспечивается методами эвристического обучения (А.В. Хуторского) [15], практическими методами: опыт, эксперимент, а также методами и приёмами рефлексии (Л.С. Кожуховская, И.В. Позняк) [7].

Экологические квест-игры с элементами исследования мотивируют школьников к познанию и осмыслению экологических проблем, развивают пытливость, любознательность, наблюдательность, интерес экологии [4].

Структурированные и неструктурированные экологические кейсы_способствуют пониманию членами детского экологического клуба логики и этапов исследовательской деятельности, развития умения выявлять и формулировать проблему, объект, предмет, цели, гипотезу, задачи и другие элементы методологического аппарата исследования. Позволяют осуществить ситуативно-обусловленный исследовательский поиск, анализ информации, оценки альтернативных решений.

Исследовательские проекты по экологии обеспечивают формирование опыта самостоятельной исследовательской деятельности.

Эвристические методы и приемы содействуют вовлечению школьников в исследовательскую деятельность, активизации творческого мышления, стимулированию к поиску новых способов решения проблем.

Практические методы представлены химико-экологическими научными опытами, которые включают следующие виды: демонстрационные (проводит педагог) и фронтальные (выполняются учащимися под руководством учителя).Процессуальный компонент предполагает последовательное формирование всех компонентов исследовательской компетентности. В соответствии с логикой развития субъектнности (по А.С. Обухову, Б.А. Киселёву) [11] нами были выделены следующие этапы формирования исследовательской компетентности в условиях экологического клуба:

1. Мотивационно-смысловой этап «Я хочу и понимаю зачем» предусматривает сдвиг мотива на цель как основу предмета будущей деятельности. Создаются условия для переживания важности исследовательской деятельности в сфере экологии, её означивания и осмысления.

2. Познавательно-операционный этап «Я могу и действую» предусматривает две стадии:

- овладение школьниками ориентировочной основой исследовательской деятельности, предполагающей создание условий для знакомства с системой ключевых понятий, методологическим аппаратом научного исследования, спецификой этапов и методов исследовательской деятельности по экологии;

- формирование базовых исследовательских умений и способов деятельности, применение которых осуществляется в стандартных ситуациях. Создаются возможности для развития у членов детского экологического клуба умения формулировать проблему, объект, предмет, цели, гипотезу и задачи исследования, отбирать применительно к своему исследованию методы научного познания, планировать.

Таблица 1

Сопряжённость процессуального и технологического компонентов формирования исследовательской компетентности в условиях детского экологического клуба

№ Процессуальный компонент Технологический компонент

1 1 этап - мотивационно-смысловой 1. Экологические квест-игры с элементами исследования. 2. Методы эвристического обучения А.В. Хуторского. 3. Демонстрационные химико-экологические научные опыты «Тайны природы».

2 2 этап - познавательно-операционный 1. Структурированные и неструктурированные экологические кейсы. 2. Методы эвристического обучения А.В. Хуторского. 3. Фронтальные химико-экологические научные опыты.

3 3 этап - творческо-преобразующий 1. Исследовательские проекты по экологии. 2. Методы эвристического обучения А.В. Хуторского. 3. Самостоятельный эксперимент.

4 4 этап - рефлексивно-оценочный Методы и приёмы рефлексии (Л.С. Кожуховская, И.В. Позняк).

Результативно-оценочный компонент отражает целевой компонент и предполагает диагностику исследовательской компетентности на основе компонентов, выделенных Н.М. Соловьёвой [14].

Критерием мотивационно-ценностного компонента является субъектная позиция обучающего, предполагающая активное, осознанное отношение в исследовательской деятельности. Её диагностика осуществлялась на основе методики «Исследование субъектной позиции учащихся разных возрастов» (Ю.В. Зарецкий, В.К. Зарецкий, И.Ю. Кулагина [5] по следующим уровням: «субъектная позиция», «объектная позиция», «позиция отрицания».

Критерием когнитивного компонента выступает глубина качества усвоения знаний (И.Я. Лернер) [8] о содержании, способах, этапах исследовательской деятельности, правилах и методах ее осуществления [12].

Деятельностный компонент диагностировалась по уровням самостоятельности исследовательской деятельности: 1) репродуктивный уровень, 2) частично-поисковый уровень, 3) исследовательский уровень, выделенных нами на основе работ Э.Ф. Насырова, В.В. Розлован [10]. Их определение осуществлялось на основе экспертной оценки.

Сформированность рефлексивно-оценочный компонент выявлялась на основе опросника рефлексивности А.В. Карпова [6].

Выводы. Обобщение и систематизация полученных в ходе исследования результатов позволило сформулировать ряд выводов. Установлено, что формирование исследовательской компетентности в условиях экологического клуба детерминируется ориентацией современного образования на развитие личности обучающихся в русле системно-деятельностного и компетентностного подходов. Сконструирована методическая система формирования исследовательской компетентности школьников в условиях экологического клуба, реализующаяся на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом. Теоретико-методологический уровень включает идеи экологизации и гуманизации, компетентностный, личностно-деятельностный и аксиологическим подходы, а также ряд дидактических принципов. Методический уровень представлен целевым содержательным, процессуальным, технологическим и

результативно-оценочный компонентами. Отражена сопряжённость этапов и технологий формирования исследовательской компетентности в условиях экологического клуба.

Литература:

1. Алексеев, Н.Г. Леонтович, А.В. Обухов, С.А. Фомина, Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся (фрагменты) / Фiзiка: праблемы выкладання. 2006. № 5. С. 3-5.

2. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Методика воспитания экологической ответственности учащихся 5-7 классов в неформальном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 149-153

3. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. URL: https:// https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-6 (дата обращения: 10.12.2020).

4. Демидова Н.Н., А.В. Зулхарнаева. Технология кейс-стади в изучении экологических проблем: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. 176 с.

5. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 98-109.

6. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных механизмов управления. М. ДИА-Пресс. 2000 г. 284 с.

7. Кожуховская Л.С., Позняк И.В. Рефлексивные техники, методы и приемы. Проектирование коллективной деятельности и развитие "Я-концепции" // Народная асвета. 2009. № 4. C. 13-17.

8. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.

9. Лощилова А.А., Винокурова Н.Ф., Шеманаев В.А.. Технология формирования экологической ответственности учащихся при изучении курса «География России» по ФГОС // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 6. С. 66.

10. Насырова Э.Ф., Розлован В.В. Критерии оценки уровней сформированности исследовательской компетенции студентов - будущих преподавателей ТГПУ (TSPU Bulletin) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. №6 (195). С 176-181.

11. Обухов А.С., Киселев Б.А. Развитие субъектной позиции учащихся в условиях учебно -исследовательской деятельности // Психология и образование. 2010. №2. С. 179-188

12. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / под. ред. Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. Н. Новгород: ООО «Кириллица», ООО «Благовест», 2019. 220 с.

13. Прохорова М.П., Ваганова О.И.. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2019. Том 7. № 4. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-2 (дата обращения: 20.04.2020).

14. Соловьева Н.М. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в классах с углубленным исзучением естественнонаучных дисциплин в условиях взаимодействия «Школа-Вуз» (с учетом региональной специфики): дис. ... канд.пед.наук / Соловьева Наталья Михайловна. Якутск: 2019. 194 с.

15. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владос-Пресс, 2005. 383 с.

Педагогика

УДК 378

учитель начальных классов Магомедова Индира Исаевна

МБОУ «Многопрофильный лицей №5» имени А.С. Пушкина» (г. Махачкала)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье автором раскрыта психолого-педагогическая сущность педагогических установок студентов-практикантов, осваивающих профессию учителя и выявлены предпосылки формирования педагогических установок у студентов. Приведены трактовки понятий различных ученых, занимающихся исследованием педагогических установок. Теоретический анализ позволил раскрыть психолого-педагогическую сущность педагогических установок студентов-практикантов, осваивающих профессию учителя, и сделать вывод о том, что установки могут, прежде всего, возникать и развиваться только тогда, когда появляются благоприятные условия и определенные потребности для развития личности и ее деятельности. Исследование проводилось на базе факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». Исследование включало в себя следующие этапы: подготовительный, основной и заключительный. После завершения исследования была разработана программа по профилактике негативных педагогических установок студентов и действующих учителей, которая была проанализирована и оценена выбранными экспертами.

Ключевые слова: педагогические установки, студенты-практиканты, профессия, учитель, начальные классы.

Annotation. In the article, the author reveals the psychological and pedagogical essence of the pedagogical attitudes of trainee students who are mastering the teaching profession and identifies the prerequisites for the formation of pedagogical attitudes among students. Interpretations of the concepts of various scientists engaged in the study of pedagogical attitudes are given. The theoretical analysis allowed us to reveal the psychological and pedagogical essence of the pedagogical attitudes of students-trainees who master the teaching profession, and to conclude that attitudes can, first of all, arise and develop only when there are favorable conditions and certain needs for the development of the individual and its activities. The study was conducted on the basis of the faculty of primary classes of the Dagestan state pedagogical University. The study included the following stages: preparatory, main and final. After the study was completed, a program was developed to prevent negative pedagogical attitudes of students and current teachers, which was analyzed and evaluated by selected experts.

Keywords: pedagogical attitudes, trainee students, profession, teacher, initial class.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.