Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / СТУДЕНТЫ-ПРАКТИКАНТЫ / ПРОФЕССИЯ / УЧИТЕЛЬ / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / PEDAGOGICAL ATTITUDES / TRAINEE STUDENTS / PROFESSION / TEACHER / INITIAL CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Индира Исаевна

В статье автором раскрыта психолого-педагогическая сущность педагогических установок студентов-практикантов, осваивающих профессию учителя и выявлены предпосылки формирования педагогических установок у студентов. Приведены трактовки понятий различных ученых, занимающихся исследованием педагогических установок. Теоретический анализ позволил раскрыть психолого-педагогическую сущность педагогических установок студентов-практикантов, осваивающих профессию учителя, и сделать вывод о том, что установки могут, прежде всего, возникать и развиваться только тогда, когда появляются благоприятные условия и определенные потребности для развития личности и ее деятельности. Исследование проводилось на базе факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». Исследование включало в себя следующие этапы: подготовительный, основной и заключительный. После завершения исследования была разработана программа по профилактике негативных педагогических установок студентов и действующих учителей, которая была проанализирована и оценена выбранными экспертами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Индира Исаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PEDAGOGICAL ATTITUDES OF STUDENTS-TRAINEES MASTERING THE PROFESSION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

In the article, the author reveals the psychological and pedagogical essence of the pedagogical attitudes of trainee students who are mastering the teaching profession and identifies the prerequisites for the formation of pedagogical attitudes among students. Interpretations of the concepts of various scientists engaged in the study of pedagogical attitudes are given. The theoretical analysis allowed us to reveal the psychological and pedagogical essence of the pedagogical attitudes of students-trainees who master the teaching profession, and to conclude that attitudes can, first of all, arise and develop only when there are favorable conditions and certain needs for the development of the individual and its activities. The study was conducted on the basis of the faculty of primary classes of the Dagestan state pedagogical University. The study included the following stages: preparatory, main and final. After the study was completed, a program was developed to prevent negative pedagogical attitudes of students and current teachers, which was analyzed and evaluated by selected experts.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

результативно-оценочный компонентами. Отражена сопряжённость этапов и технологий формирования исследовательской компетентности в условиях экологического клуба.

Литература:

1. Алексеев, Н.Г. Леонтович, А.В. Обухов, С.А. Фомина, Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся (фрагменты) / Фiзiка: праблемы выкладання. 2006. № 5. С. 3-5.

2. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Методика воспитания экологической ответственности учащихся 5-7 классов в неформальном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 149-153

3. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. URL: https:// https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-6 (дата обращения: 10.12.2020).

4. Демидова Н.Н., А.В. Зулхарнаева. Технология кейс-стади в изучении экологических проблем: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. 176 с.

5. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 98-109.

6. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных механизмов управления. М. ДИА-Пресс. 2000 г. 284 с.

7. Кожуховская Л.С., Позняк И.В. Рефлексивные техники, методы и приемы. Проектирование коллективной деятельности и развитие "Я-концепции" // Народная асвета. 2009. № 4. C. 13-17.

8. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.

9. Лощилова А.А., Винокурова Н.Ф., Шеманаев В.А.. Технология формирования экологической ответственности учащихся при изучении курса «География России» по ФГОС // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 6. С. 66.

10. Насырова Э.Ф., Розлован В.В. Критерии оценки уровней сформированности исследовательской компетенции студентов - будущих преподавателей ТГПУ (TSPU Bulletin) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. №6 (195). С 176-181.

11. Обухов А.С., Киселев Б.А. Развитие субъектной позиции учащихся в условиях учебно -исследовательской деятельности // Психология и образование. 2010. №2. С. 179-188

12. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / под. ред. Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. Н. Новгород: ООО «Кириллица», ООО «Благовест», 2019. 220 с.

13. Прохорова М.П., Ваганова О.И.. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2019. Том 7. № 4. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-2 (дата обращения: 20.04.2020).

14. Соловьева Н.М. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в классах с углубленным исзучением естественнонаучных дисциплин в условиях взаимодействия «Школа-Вуз» (с учетом региональной специфики): дис. ... канд.пед.наук / Соловьева Наталья Михайловна. Якутск: 2019. 194 с.

15. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владос-Пресс, 2005. 383 с.

Педагогика

УДК 378

учитель начальных классов Магомедова Индира Исаевна

МБОУ «Многопрофильный лицей №5» имени А.С. Пушкина» (г. Махачкала)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье автором раскрыта психолого-педагогическая сущность педагогических установок студентов-практикантов, осваивающих профессию учителя и выявлены предпосылки формирования педагогических установок у студентов. Приведены трактовки понятий различных ученых, занимающихся исследованием педагогических установок. Теоретический анализ позволил раскрыть психолого-педагогическую сущность педагогических установок студентов-практикантов, осваивающих профессию учителя, и сделать вывод о том, что установки могут, прежде всего, возникать и развиваться только тогда, когда появляются благоприятные условия и определенные потребности для развития личности и ее деятельности. Исследование проводилось на базе факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». Исследование включало в себя следующие этапы: подготовительный, основной и заключительный. После завершения исследования была разработана программа по профилактике негативных педагогических установок студентов и действующих учителей, которая была проанализирована и оценена выбранными экспертами.

Ключевые слова: педагогические установки, студенты-практиканты, профессия, учитель, начальные классы.

Annotation. In the article, the author reveals the psychological and pedagogical essence of the pedagogical attitudes of trainee students who are mastering the teaching profession and identifies the prerequisites for the formation of pedagogical attitudes among students. Interpretations of the concepts of various scientists engaged in the study of pedagogical attitudes are given. The theoretical analysis allowed us to reveal the psychological and pedagogical essence of the pedagogical attitudes of students-trainees who master the teaching profession, and to conclude that attitudes can, first of all, arise and develop only when there are favorable conditions and certain needs for the development of the individual and its activities. The study was conducted on the basis of the faculty of primary classes of the Dagestan state pedagogical University. The study included the following stages: preparatory, main and final. After the study was completed, a program was developed to prevent negative pedagogical attitudes of students and current teachers, which was analyzed and evaluated by selected experts.

Keywords: pedagogical attitudes, trainee students, profession, teacher, initial class.

Введение. Актуальность проблемы обусловлена тем, что эффективность деятельности педагогов существенно снижают такие негативные факторы, как профессионально-педагогические заблуждения, педагогические мифы, предрассудки, негативные установки и стереотипы. Каждая педагогическая установка является «регулятором» взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Именно поэтому важно, чтобы педагогические установки учителей носили позитивный характер и основывались на научном понимании особенностей педагогического процесса. Формируются педагогические установки уже на этапе освоения профессии учителя. Поэтому их изучение у студентов, осваивающих профессию учителя, позволит не только понять генезис данных явлений, но и будет способствовать ранней профилактике формирования непродуктивных или негативных педагогических установок. Также нужно донести до них то, что в своей работе учитель должен всегда руководствоваться исключительно научными знаниями о поведении в любой педагогической ситуации.

Изложение основного материала статьи. Важность исследования педагогических установок обусловлена тем, что данные, ранее полученные в этой сфере (К.А. Зотова, Е.В. Джавахишвили, О.М. Краснорядцева, К. Роджерс), по нашему мнению, не были систематизированы в полной мере. Используя полученную информацию в исследовании, мы можем прогнозировать дальнейшее развитие событий в эффективном разрешении педагогических ситуаций.

«Установка - это неосознанное состояние, определяющее и предваряющее раскрытие любых форм психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к действию, состояние, обусловленное наличием у субъекта потребности в соответствующей ситуации и ее удовлетворения» [5].

В узком смысле «педагогическая направленность - это профессионально значимое качество, занимающее центральное место в структуре личности учителя и обусловливающее его своеобразие. В широком смысле - это система эмоционально-ценностных отношений, доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих к утверждению в педагогической деятельности и общении» [3, С. 34].

По мнению Л.И. Божович, «направленность личности сама по себе может быть рассмотрена также в качестве особой предиспозиции - предрасположенности личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности» [1, С. 254].

Джавахишвили считает, что «профессиональная педагогическая установка есть целостно-личностное образование, которое регулирует и направляет психофизические силы личности для реализации педагогической деятельности. Закрепленная и стабилизированная педагогическая установка становится свойством личности. Она выражает общую внутреннюю тенденцию личности по отношению к профессии. Чем богаче педагогическая установка предшествующим опытом, тем легче она актуализируется». «Иметь установку на педагогическую профессию, подчеркивает Е.В. Джавахишвили, означает владеть, кроме мотивов и потребностей, соответственными знаниями, навыками и способностями - иначе установка на педагогическую деятельность не формируется» [4, С. 43].

Обучение, как известно, является профессией, которая требует компетенции в области познания, такие как знания и навыки, а также аффективные компетенции, такие как отношение и поведение. Поэтому кандидатам в учителя необходимо приобрести ценности и отношения, свойственны этой профессии. Учитель - это человек, который постоянно взаимодействует со студентом, проводит образовательные программы, организует обучение. Таким образом, квалификация учителей оказывают большое влияние на учебный процесс. Она определяется как компетенции, связанные с областью направления обучения профессиональным навыкам, учебно-воспитательным процессом и мониторингом - оценкой и регистрацией процесса обучения студентов [2, С. 100-107].

Интерес зарубежных исследователей к проблеме: почему профессия учителя является предпочтительной? И по результатам различных исследований можно выделить следующие причины:

Альтруистически-самоотверженные причины. Среди этих причин такие факторы, как рассмотрение профессии учителя, как важную и необходимую профессию для общества, желание служить людям, стрем Внутренние причины. Эта категория в основном охватывает деятельность, которая связана с получением профессии и ситуации связанные с характером обучения. Удовольствие, полученное от обучения, значит любить эту профессию, желание работать с детьми, думая, что ты преуспеешь в этой профессии.

Внешние причины. Среди этих причин упоминаются такие внешние факторы, как, например, долгие летние каникулы, зарплаты, статус в обществе, возможности трудоустройства, социального обеспечения.

Хотелось бы обратить внимание на следующее исследование, результаты которого натолкнули на мысль о составлении своей типологии установок, которыми обладают студенты-практиканты, осваивающие профессию учителя начальных классов. Работа носит название «Five Attitudes of Effective Teachers: Implications for TeacherTraining». Автор исследовательской работы Бонни Гурно (Bonni Gourneau), профессор начального образования на кафедре преподавания, лидерства и профессиональной практики (Professor in Elementary Education for the Department of Teaching, Leadership, & Professional Practice.) в Университете Северной Дакоты. ление быть полезным обществу, служить стране и т.д.

Познакомившись с этим исследованием, мы решили провести свое и выяснить характер педагогических установок студентов-практикантов, осваивающих профессию учителя в институте педагогики и психологии, а также выделить наиболее распространенные установки.

На основе исследований разных авторов, можно сделать вывод о том, что негативные установки отрицательно влияют на эффективность работы учителя и их наличие у педагога ведет к появлению психологических барьеров. разногласия между ними снижают эффективность их деятельности.

Анализируя подходы к изучению данного феномена отечественных и зарубежных авторов и результаты их исследования, мы полагаем, что проблема педагогических установок не полностью раскрыта. Основываются ли они на научном понимании механизмов реализации педагогического процесса или на эвристиках мышления.

Таким образом, теоретический анализ позволил раскрыть психолого- педагогическую сущность педагогических установок студентов-практикантов, осваивающих профессию учителя, и сделать вывод о том, что установки возникают и развиваются только в благоприятных условиях.

Для изучения особенностей педагогических установок были сформулированы следующие исследовательские гипотезы:

1. Педагогические установки студентов-практикантов, осваивающих профессию учителя, в большей

мере основываются на эвристиках мышления, чем на научном понимании механизмов реализации педагогического процесса.

2. В условиях единообразного обучения в педагогическом вузе педагогические установки студентов-практикантов отличаются от педагогических установок действующих педагогов, работающих по специальности.

3. Педагогический опыт больше влияет на формирование педагогических установок, чем уровень знаний студентов.

В качестве испытуемых, для эмпирической проверки гипотезы мы выбрали студентов-бакалавров с 1 по 4 курс и студентов-магистрантов с 1 по 2 курс. В исследовании приняло участие 60 человек, из них 51 женщина и 9 мужчин (половые различия не принимались во внимание) в возрасте от 16 до 60 лет. Из них 30 студентов-практикантов (средний возраст 18 лет) и 30 действующих педагогов (средний возраст 35 лет).

Из студентов, принявших участие в исследовании, были определены 2 группы:

1 группа - студенты-практиканты, не имеющие педагогического опыта;

2 группа - студенты, у которых уже есть педагогический опыт и которые являются действующими педагогами.

Выбор основывается на том, что нам важно сравнить уже сформировавшиеся педагогические установки студентов-практикантов и студентов, которые уже имеют педагогический опыт и работают по специальности.

Исследование проводилось на базе факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». Исследование включало в себя следующие этапы.

Подготовительный этап. На данном этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, были сформулированы цель и задачи исследования, определен объект и предмет исследования, выдвинуты гипотезы исследования. Но основе сформулированного методологического аппарата исследования были подобраны 3 дидактических теста и 1 методика для выявления уровня научного понимания механизмов реализации педагогического процесса студентов, осваивающих профессию учителя начальеых классов. Были проведены все мероприятия по подготовке процедуры обследования.

Основной этап. На данном этапе осуществлялся сбор эмпирических данных по выявлению уровня научного понимания механизмов реализации педагогического процесса студентов, осваивающих профессию учителя начальных классов. Также мы получили данные о педагогическом стаже студентов. Исследование проходило в онлайн-сервисе для создания форм обратной связи - Gооglе формах. Была осуществлена обработка полученных данных.

Заключительный этап. На этом этапе были сформулированы основные выводы по проведенному теоретическому и эмпирическому исследованию. Проведена оценка реализации цели и задач исследования. Осуществлено окончательное оформление результатов исследования.

Анализ результатов эмпирического исследования позволил сформулировать основные выводы:

Результаты критериально-ориентированных тестов показали, что у студентов-практикантов и действующих педагогов преобладают средние показатели по уровню подготовки в базовых вопросах общей педагогике и возрастным особенностям школьников, причем у первой группы средний процент успешности прохождения тестов больше на 6,25%, чем у действующих педагогов.

Результаты методики «Педагогические ситуации» позволили создать типологию часто используемых педагогических установок, которыми обладают студенты. Самыми популярными оказались установки: на процесс коммуникации, на общепринятые модели поведения, на организацию знания и социальные установки. Установка на организацию знания распространена у 100 % студентов обеих групп, причем, у этой установки самое большое количество убеждений.

Можно сказать, что студенты ставят первоначальной целью педагога и школы в целом - обучение.

Для того, чтобы определить влияние уровня знаний студентов на их педагогические установки, мы использовали однофакторный дисперсионный анализ данных, результаты которого показали, что педагогические установки не основываются на научном понимании механизмов реализации педагогического процесса.

После завершения исследования была разработана программа по профилактике негативных педагогических установок студентов и действующих учителей, которая была проанализирована и оценена выбранными нами экспертами.

Представленный комплекс критериально-ориентированных тестов оценивался количественно и качественно. Количественная оценка представляет собой показатель успешно выполненных заданий. Качественное описание включало в себя психологическую интерпретацию полученных данных, а также сравнительный анализ ответов студентов бакалавров и студентов магистрантов.

Мы предполагаем, что такие результаты могли получиться из-за того, что установки формируются не в процессе обучения в вузе или при прохождении педагогической практики, а люди уже идут в профессию педагога с определенными установками. Именно поэтому сложно определить влияние того или иного фактора.

Скорее всего, для решения педагогических ситуаций студенты используют уже приобретенные знания в этой сфере. Будучи сами учениками, они копируют действия своих учителей, вспоминая их действия в той или иной ситуации.

Можно сделать предположение о том, что будущие педагоги фантазируют, отвечая на предложенные вымышленные проблемы, которые могут возникнуть в процессе обучения школьников. Первичные результаты методики «Педагогические ситуации» действительно говорят о том, что испытуемые пытаются найти и предложить абсолютно новые подходы к решению образовательных и воспитательных задач, с которыми учителя начальных классов могут столкнуться в школе.

Если рассматривать решения студентов с точки зрения эвристик мышления, исследованных Д. Канеманом и А. Тверски, то можно сделать предположение о том, что при приятии решения, они не столько ориентировались на научно-педагогическое знание, сколько их ответы основывались на когнитивно доступных вариантах решения задач, свойственных человеческому мышлению.

Возможно, при дальнейшем изучении этой проблемы стоит рассмотреть другие факторы, которые могут влиять на формирование педагогических установок на более объемной выборке студентов из разных вузов.

Стоит отметить, для того, чтобы решение педагогических задач студентов носили исключительно научный и эффективный для обучения школьников характер, у них должно быть сформировано чувство

значимости приобретения, чем чувство значимости потери. Мы говорим о том, что педагог должен, прежде всего, ставить в приоритет интересы ученика, а не свои. Каждый тест позволяет оценить уровень знаний студентов по осваиваемой профессии учителя. Методика «Педагогические ситуации» позволяет определить характер педагогических установок студентов-практикантов.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме характера и направленности педагогических установок студентов-практикантов, осваивающих профессию учителя, показал, что профессиональные установки могут носить как позитивный, так и негативный характер. При неадекватных педагогических представлениях у учителя появляются психологические барьеры, которые создают препятствия для взаимопонимания и взаимодействия участников образовательного процесса.

Таким образом, теоретический анализ позволил раскрыть психолого-педагогическую сущность педагогических установок студентов-практикантов, осваивающих профессию учителя, и сделать вывод о том, что негативные установки отрицательно влияют на эффективность работы учителя и их наличие у педагога ведет к появлению психологических барьеров. Разногласия между ними снижают эффективность их деятельности.

Выводы. Следовательно, рассмотренная организация исследования позволила получить надежные данные по уровню научного понимания механизмов реализации педагогического процесса и определения характера педагогических установок студентов-практикантов, осваивающих профессию учителя начальных классов. Так же удалость систематизировать полученные результаты и сделать типологию педагогических установок.

Литература

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович // Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Челяб.гос. пед. ун-та 2015. - 352 с.

2. Гамзаева М.В., Магомедов Г.М., Асваров М.А. Сущность, показатели и содержание профессиональной идентичности педагога // В сборнике: Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы. Материалы межвузовской студенческой (18.04.2020 г.) и международной (26.04.2020 г.) научно-практических конференций. Москва-Берлин, 2020. С. 100-107.

3. Гуслякова, Н.И. Профессиональное сознание учителя: психологический аспект / Н.И. Гуслякова. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун- та, 2013. - 284 с.

4. Джавахишвили, Е.В. Возрастные особенности личности студента и формирование педагогической установки / дис. канд. психол. наук / Е.В. Джавахишвили. - Тбилиси, 2018. - 156 с.

5. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси: Мецниереба, 2018. - 210 с.

Педагогика

УДК 378.146

кандидат педагогических наук, доцент Максимова Лена Иннокентьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); специалист по учебно-методической работе Павлова Надежда Валентиновна

Департамент по обеспечению качества образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена одному из важных проблем обеспечения качества образования высшей школы. В статье раскрываются современные методы оценки качества обучения в вузе в процессе организации диагностического тестирования, особенности организации диагностического тестирования студентов первого курса. Исходя из результатов исследования, авторами определены условия организации диагностического тестирования студентов первого курса для выявления реального уровня подготовки обучающихся по дисциплинам школьного курса и готовности их к продолжению обучения в университете.

Ключевые слова: диагностическое тестирование, студенты первого курса, оценка качества образования.

Annotation. The article is devoted to one of the important problems of ensuring the quality of higher education. The article reveals modern methods of evaluating the quality of education in higher education in the process of organizing diagnostic testing, features of the organization of diagnostic testing of first-year students. Based on the results of the study, the authors determined the conditions for organizing diagnostic testing of first-year students to identify the real level of training of students in school subjects and their readiness to continue their studies at the University.

Keywords: diagnostic testing, first-year students, assessment of the quality of education.

Введение. Сегодня проблема обеспечения качества образования находится в центре внимания учреждений высшей школы. Современный конкурентоспособный вуз должен иметь отлаженную, эффективную систему управления качеством подготовки будущих специалистов, включающую новые организационные и методические подходы.

В связи с чем, анализ и оценка результатов диагностического тестирования как части входного внутривузовского контроля уровня знаний и умений студентов первого года обучения по учебным предметам школьного курса является основой проведения дальнейшего мониторингового исследования оценки качества образования в вузе.

К определению «качество образования» в методологическом аспекте следует подходить как к характеристике образовательного процесса и результата, имеющей значение не только в системе образования, но и в развитии общества в целом. В этой связи понятие «качество образования» можно определить как сложное образование с учетом всех объективных и субъективных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.