Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ОЦЕНКА БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ'

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО КУРСА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / DIAGNOSTIC TESTING / FIRST-YEAR STUDENTS / ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Лена Иннокентьевна, Павлова Надежда Валентиновна

Статья посвящена одному из важных проблем обеспечения качества образования высшей школы. В статье раскрываются современные методы оценки качества обучения в вузе в процессе организации диагностического тестирования, особенности организации диагностического тестирования студентов первого курса. Исходя из результатов исследования, авторами определены условия организации диагностического тестирования студентов первого курса для выявления реального уровня подготовки обучающихся по дисциплинам школьного курса и готовности их к продолжению обучения в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Лена Иннокентьевна, Павлова Надежда Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND ASSESSMENT OF BASIC KNOWLEDGE OF FIRST-YEAR STUDENTS AS THE BASIS OF EDUCATION QUALITY MANAGEMENT AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to one of the important problems of ensuring the quality of higher education. The article reveals modern methods of evaluating the quality of education in higher education in the process of organizing diagnostic testing, features of the organization of diagnostic testing of first-year students. Based on the results of the study, the authors determined the conditions for organizing diagnostic testing of first-year students to identify the real level of training of students in school subjects and their readiness to continue their studies at the University.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ОЦЕНКА БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ»

значимости приобретения, чем чувство значимости потери. Мы говорим о том, что педагог должен, прежде всего, ставить в приоритет интересы ученика, а не свои. Каждый тест позволяет оценить уровень знаний студентов по осваиваемой профессии учителя. Методика «Педагогические ситуации» позволяет определить характер педагогических установок студентов-практикантов.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме характера и направленности педагогических установок студентов-практикантов, осваивающих профессию учителя, показал, что профессиональные установки могут носить как позитивный, так и негативный характер. При неадекватных педагогических представлениях у учителя появляются психологические барьеры, которые создают препятствия для взаимопонимания и взаимодействия участников образовательного процесса.

Таким образом, теоретический анализ позволил раскрыть психолого-педагогическую сущность педагогических установок студентов-практикантов, осваивающих профессию учителя, и сделать вывод о том, что негативные установки отрицательно влияют на эффективность работы учителя и их наличие у педагога ведет к появлению психологических барьеров. Разногласия между ними снижают эффективность их деятельности.

Выводы. Следовательно, рассмотренная организация исследования позволила получить надежные данные по уровню научного понимания механизмов реализации педагогического процесса и определения характера педагогических установок студентов-практикантов, осваивающих профессию учителя начальных классов. Так же удалость систематизировать полученные результаты и сделать типологию педагогических установок.

Литература

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович // Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Челяб.гос. пед. ун-та 2015. - 352 с.

2. Гамзаева М.В., Магомедов Г.М., Асваров М.А. Сущность, показатели и содержание профессиональной идентичности педагога // В сборнике: Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы. Материалы межвузовской студенческой (18.04.2020 г.) и международной (26.04.2020 г.) научно-практических конференций. Москва-Берлин, 2020. С. 100-107.

3. Гуслякова, Н.И. Профессиональное сознание учителя: психологический аспект / Н.И. Гуслякова. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун- та, 2013. - 284 с.

4. Джавахишвили, Е.В. Возрастные особенности личности студента и формирование педагогической установки / дис. канд. психол. наук / Е.В. Джавахишвили. - Тбилиси, 2018. - 156 с.

5. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси: Мецниереба, 2018. - 210 с.

Педагогика

УДК 378.146

кандидат педагогических наук, доцент Максимова Лена Иннокентьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); специалист по учебно-методической работе Павлова Надежда Валентиновна

Департамент по обеспечению качества образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена одному из важных проблем обеспечения качества образования высшей школы. В статье раскрываются современные методы оценки качества обучения в вузе в процессе организации диагностического тестирования, особенности организации диагностического тестирования студентов первого курса. Исходя из результатов исследования, авторами определены условия организации диагностического тестирования студентов первого курса для выявления реального уровня подготовки обучающихся по дисциплинам школьного курса и готовности их к продолжению обучения в университете.

Ключевые слова: диагностическое тестирование, студенты первого курса, оценка качества образования.

Annotation. The article is devoted to one of the important problems of ensuring the quality of higher education. The article reveals modern methods of evaluating the quality of education in higher education in the process of organizing diagnostic testing, features of the organization of diagnostic testing of first-year students. Based on the results of the study, the authors determined the conditions for organizing diagnostic testing of first-year students to identify the real level of training of students in school subjects and their readiness to continue their studies at the University.

Keywords: diagnostic testing, first-year students, assessment of the quality of education.

Введение. Сегодня проблема обеспечения качества образования находится в центре внимания учреждений высшей школы. Современный конкурентоспособный вуз должен иметь отлаженную, эффективную систему управления качеством подготовки будущих специалистов, включающую новые организационные и методические подходы.

В связи с чем, анализ и оценка результатов диагностического тестирования как части входного внутривузовского контроля уровня знаний и умений студентов первого года обучения по учебным предметам школьного курса является основой проведения дальнейшего мониторингового исследования оценки качества образования в вузе.

К определению «качество образования» в методологическом аспекте следует подходить как к характеристике образовательного процесса и результата, имеющей значение не только в системе образования, но и в развитии общества в целом. В этой связи понятие «качество образования» можно определить как сложное образование с учетом всех объективных и субъективных характеристик.

Изложение основного материала статьи. Вопросы создания внутривузовской системы мониторинга качества образования рассмотрены в трудах Е.В. Кузнецовой [3] , Т.И. Рудневой, Т.П. Рубцовой [5] и др. Основные подходы к организации диагностического тестирования студентов раскрыты в исследованиях В.П. Киселевой, К.Н. Киселевой [2], Г.В. Пачурина, Н.С. Тюминой, С.М. Шевченко [4] и др.

В рамках данного исследования представляем процесс управления качеством, который является основным из трех интегрированных процессов. Управление качеством связано, прежде всего, с идентификацией потребителя и его требований. Согласно концептуальной модели Н.А. Анниковой система высшего образования представляется тремя уровнями: макроуровень - прогнозируемое и желаемое с позиций государства качество; мезоуровень - качество образования в конкретном вузе; микроуровень - качество реально полученного обучающимся образования [1]. Основа качества образования - образование конкретного человека. Именно оно является общественной и индивидуальной ценностью, социальной и личной задачами, для решения которых создана система образования. Объектом изучения всегда является личность: она находится на входе и выходе образовательного процесса.

С 2016 года отдел мониторинга качества образования Департамента по обеспечению качества образования СВФУ им. М.К. Аммосова проводит ежегодное диагностическое Интернет-тестирование студентов первого курса очной формы обучения с использованием внутривузовской системы онлайн тестирования СВФУ (http://teststud.s-vfu.ru). По традиции, диагностика уровня знаний осуществляется в начале учебного года, что позволяет выявить «проблемные» разделы учебной программы и уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой.

Таблица 1

Участие в Диагностическом тестировании студентов за 4 года

Уч. год Число студентов 1 курса, находящихся в процессе обучения Русский язык Биология Обществознание

число доля число доля число доля

2016-2017 71 55 77% 66 93% - -

2017-2018 67 65 97% 39 58% 26 39%

2018-2019 98 88 90% 45 46% 43 44%

2019-2020 80 70 88% 37 46% 21 26%

В данной таблице приводится число и доля участников ДТ по годам, относительно числа всех студентов 1 курса, находящихся в процессе обучения на данный момент. Необходимо отметить, что участие в ежегодном Диагностическом тестировании СВФУ студентов Института физической культуры и спорта идет на снижение. Если в данном мероприятии студенты 1 курса ИФКиС принимали активное участие и всегда числились в лидерах по числу экзаменационных сеансов, то в 2019-2020 учебном году из всего числа студентов группы БА-НВСиНИ-19 принял участие всего 1 человек (1 из 9), доля составила 11%. Это сказалось на общей картине участия в данном мероприятии, таким образом, доля принявших участие в ДТ-2019 по институту составила 88%.

Если в 2016-2017 уч. году в приоритете у студентов ИФКиС стояла дисциплина «Биология», то с осени

2017 года всех студентов СВФУ обязали сдать предмет «Русский язык». По этой причине, участие всех студентов всех учебных подразделений стали считать по количеству сеансов по данной дисциплине. В результате анализа данных диагностического тестирования студентов ИФКиС за 4 года в проекции 3 дисциплин мы получили представление об уровне школьной подготовки студентов первого курса ИФКиС. Например, у поступивших в 2016-2017 учебном году студентов качественный показатель по дисциплине «Русский язык» у первокурсников, поступивших на базе ЕГЭ составляет 68%, у студентов 1 курса, поступивших на базе СПО, ВО и др. составляет 50%. По дисциплине «Биология» качество у студентов, поступивших по баллам ЕГЭ составляет 33%, у студентов с СПО - 20%. Наилучший результат показали студенты, поступившие на базе ЕГЭ по дисциплине «Русский язык».

В 2017-2018 учебном году качественная успеваемость дисциплины «Русский язык» у первокурсников, поступивших на базе ЕГЭ составляет 51%, у студентов 1 курса, поступивших на базе СПО, ВО и др. составляет 50%. По дисциплине «Обществознание» у студентов 1 курса, поступивших на базе ЕГЭ составляет 29%, у испытуемых, поступивших на базе СПО, ВО и др. составляет 25%. По предмету «Биология» качество у студентов, поступивших по баллам ЕГЭ составляет 59%, у студентов с СПО - 63%. Наилучший результат по институту показали студенты, поступившие на базе СПО, ВО и др. по дисциплине «Биология» - 14 из 22 (63,6%). В разрезе всего вуза, включая филиалы, первокурсники ИФКИС по дисциплине «Биология» показали самый высокий результат ДТ в 2017 году, его качественный показатель составил 59%.

В 2018-2019 учебном году качественный показатель по дисциплине «Русский язык» у первокурсников, поступивших на базе ЕГЭ составляет 66%, у студентов 1 курса, поступивших на базе СПО, ВО и др. составляет 60%. По дисциплине «Обществознание» качество у студентов, поступивших по баллам ЕГЭ составляет 71%, у студентов с СПО - 68%. По дисциплине «Биология» качество у студентов, поступивших по баллам ЕГЭ составляет 61%, у студентов с СПО - 21%. В 2019-2020 учебном году качественный показатель по дисциплине «Русский язык» у студентов, поступивших на базе ЕГЭ составил 65%, у, поступивших на базе СПО, ВО и др. составляет 63%. По дисциплине «Обществознание» Качественный показатель составил 52%, Качественный показатель составляет 28%. Результаты ДТ по дисциплине «Биология» качественный показатель у студентов, поступивших на базе ЕГЭ составляет 27%, у поступивших на базе СПО, ВО и др. - 50%.

В целях мониторинга динамики изменений результатов диагностического тестирования с показателями прошлых лет и подготовленности студентов первого курса ИФКиС к продолжению обучения в университете мы сделали сравнительный анализ результатов всех первокурсников, независимо от их уровня образования. Показатели отклонений по абсолютной успеваемости по русскому языку за 2016 и 2017 гг. (-13%), за 2017 и

2018 гг. (+13%), за 2018 и 2019 гг. (+2%). Таким образом, по дисциплине «Русский язык» наблюдается

положительная динамика. По качественной успеваемости также за 2016 и 2017 гг. (-13%), за 2017 и 2018 гг. (+13%), за 2018 и 2019 гг. (-1%), тут качественный показатель стоит почти на одном уровне.

С заданиями диагностического тестирования по обществознанию справились (преодолели пороговый уровень) за 2017 и 2018 гг. (+18%), за 2018 и 2019 гг. (-5%). Качественная успеваемость за 2017 и 2018 гг. (+43%), за 2018 и 2019 гг. (-27%). Однозначной динамики не наблюдается. Показатели отклонений по абсолютной успеваемости всех первокурсников по биологии за 2016 и 2017 гг. (+1%), за 2017 и 2018 гг. (-12%), за 2018 и 2019 гг. (-4%), тут в основном наблюдается ухудшение результатов. В 2019 году 24% испытуемых не преодолели пороговый уровень. По качественной успеваемости однозначной динамики не наблюдается, так, за 2016 и 2017 гг. (+32%), за 2017 и 2018 гг. (-13%), за 2018 и 2019 гг. (-11%). По русскому языку качественный показатель варьируется между 50% и 68%, примечательно, что меньше 50% ни у поступивших в ИФКиС первокурсников по ЕГЭ, ни у поступивших на базе СПО нет.

Далее рассмотрим качественную и абсолютную успеваемость по дисциплине "Русский язык" студентов, поступивших в СВФУ на базе ЕГЭ. По показателям абсолютной успеваемости по русскому языку за 4 года наблюдается стабильный результат - свыше 90%, процент не справившихся с заданиями минимален. Качественный же показатель остается на уровне 60%. А в 2016 году на «неудовлетворительно» сдал всего 1 студент, доля составляет 98%. За четыре года отмечается стабильная динамика роста абсолютной и качественной успеваемостей у студентов, поступивших на базе СПО. Если качество в 2016-2017 гг. стоял на уровне 50%, то в последующие годы наблюдается рост, а показатели абсолютной успеваемости с каждым годом идет вверх: в 2016 г. доля составляла 67%, то в 2019 году вырос до 97%.

Таким образом, по абсолютной успеваемости по годам по русскому языку за 4 года, у поступивших с баллами ЕГЭ, наблюдается стабильный результат - выше 90%, это очень высокий показатель по сравнению с первокурсниками, поступившими на базе СПО, у которых доля абсолютной успеваемости варьируется между 97% (ДТ-2019) и 60% (2016 и 2017 гг.).

Качественная успеваемость студентов, поступивших с баллами ЕГЭ, чуть выше - в целом 63%, чем у студентов, поступивших на базе СПО, у них доля в среднем составляет 55%. Из данных следует, что биологию каждый раз сдают с разной долей успеваемости. В 2017 и 2019 гг. доля качественной успеваемости у студентов на базе СПО выше, чем у студентов, поступивших по ЕГЭ, а в 2016 и 2018 гг. наоборот, наблюдается превосходство у студентов, поступивших по ЕГЭ. Самый большой отрыв наблюдается в 2018 году: 61% у студентов, поступивших по результатам ЕГЭ, против 21% у студентов, поступивших на базе СПО. При анализе качественной и абсолютной успеваемости по дисциплине "Биология" (ЕГЭ) можно отметить, что самый высокий результат по доле абсолютной успеваемости был в 2017 году - 100%, качество - 59%. В общем, за три года наблюдалась очень высокая доля абсолютной успеваемости, но в 2019 году показатель составил всего 63% (-33%), доля получивших неудовлетворительную оценку составляет 37%. Качественная успеваемость варьируется от 27% до 61%.

С тестовыми заданиями по биологии в 2018 году не справились 58% первокурсников, доля абсолютной успеваемости составил 42%, качество - 21%. Если учитывать, что в предыдущие годы доля абсолютной успеваемости был выше 80%, то результаты ДТ-2018 являются самыми наихудшими. А у поступивших в 2019 году студентов 1 курса абсолютная успеваемость составила 90% (+48%), качество - 50% (29%).

В 2017 году доля качественной успеваемости по дисциплине "Обществознание" всех первокурсников ИФКиС. был очень низок. По сравнению с 2018 годом: результаты первокурсников, поступивших на базе СПО увеличился на +43%, а у поступивших по ЕГЭ на +42%. В 2019 году картина меняется в обратную сторону: у студентов, поступивших на базе СПО -18%, у студентов, поступивших по ЕГЭ -19%. Это притом, что тестовые задания по всем дисциплинам, разработанных в 2016 году еще не обновили, по Стандарту "Система онлайн тестирования СВФУ" (СМК - СТУ - 2.5 - 266 - 16 версия 2.0) тесты обновляются в каждые 5 лет.

По обществознанию по абсолютной успеваемости наихудший результат показали испытуемые Диагностического тестирования-2019, в этом году доля не справившихся с заданиями студентов составил 13%, притом, что в 2018 году - 4%, в 2017 году - 7%. По качественному показателю наибольшая доля наблюдается в 2018 году - 71%. В особенности, из общего числа студентов, поступивших на базе СПО, НПО, ВПЛ, иностранцы, 50% испытуемых не справились с заданиями. По доле абсолютной успеваемости это наихудший результат за все года и все дисциплины (6 человек получили неудовлетворительную оценку из 12).

Таким образом, в тестировании по русскому языку качественный показатель всех студентов 1 курса ИФКиС варьируется между 50% и 68%, это говорит о том, что 50% первокурсников являются отличниками и хорошистами по этой дисциплине. По показателям абсолютной успеваемости по русскому языку за 4 года у первокурсников, поступивших по ЕГЭ наблюдается стабильный результат - свыше 90%, процент не справившихся с заданиями минимален. У студентов, поступивших на базе СПО, ВО и др. отмечается динамика роста, так в 2016 г. доля абсолютной успеваемостей составляла 67%, а в 2019 году вырос до 97%. Качественная успеваемость студентов, поступивших с баллами ЕГЭ - в целом 63%, студентов, поступивших на базе СПО - в целом 55%.

Дисциплину «Биология» каждый раз сдают с разной долей успеваемости. Самый высокий результат по доле абсолютной успеваемости у первокурсников, поступивших по ЕГЭ, был в 2017 году - 100%, качество -59%. В общем, за три года наблюдалась очень высокая доля абсолютной успеваемости, но в 2019 году показатель составил всего 63% (-33%), доля получивших неудовлетворительную оценку составляет 37%. Качественная успеваемость варьируется от 27% до 61%. Наихудший результат показали студенты, поступившие на базе СПО, так, в 2018 году неудовлетворительную оценку получили 58% первокурсников, доля абсолютной успеваемости составил 42%, качество - 21%. В 2016 и 2017 годах доля абсолютной успеваемости был выше 80%, а в 2019 году составила 90%, качество - 50%.

По обществознанию по абсолютной успеваемости наихудший результат показали испытуемые Диагностического тестирования-2019, в этом году доля не справившихся с заданиями студентов составил 13%, притом, что в 2018 году - 4%, в 2017 году - 7%. По качественному показателю наибольшая доля наблюдается в 2018 году - 71%. В особенности, из общего числа студентов, поступивших на базе СПО, НПО, ВПЛ, иностранцы, 50% испытуемых не справились с заданиями. По доле абсолютной успеваемости это наихудший результат за все года и все дисциплины (6 человек получили неудовлетворительную оценку из 12).

Выводы. Результаты тестирования отразили реальный уровень знаний выпускников школ и выявили реально существующие проблемы. По полученным результатам можно сделать вывод, что студенты имеют значительные пробелы в знаниях по уровням среднего общего образования по дисциплинам «Биология» и «Обществознание». Сравнительный анализ результатов диагностического тестирования с результатами прошлых лет предназначен для анализа и оценки качества подготовки первокурсников по каждой отдельной дисциплине. Он служит средством информационно-аналитического обеспечения педагогического коллектива о вновь прибывших первокурсниках, помогает принять руководству и профессорско-преподавательскому составу института принять организационно-методические решения и формирует механизмы управления на различных уровнях учебного процесса, тем самым улучшает внутривузовскую систему менеджмента качества вуза. Эти данные дают возможность принять к сведению и учитывать её при работе у подведомственных управленческих подразделений университета и у учебных подразделений для дополнительной разработки дистанционных выравнивающих курсов по школьным дисциплинам.

Таким образом, диагностическое тестирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, анализ статистических данных, выявление динамики и прогнозирование дальнейшего обучения студентов. Кроме того, каждый студент может использовать результаты диагностического тестирования в качестве личных достижений и представить их в своем портфолио на начальном этапе обучения в вузе.

Литература:

1. Анникова, Н.А. Качество образования в российской высшей школе: социокультурные ориентиры трансформации: дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.06 Новочеркасск, 2006. - 156 с. РГБ ОД, 61:06-22/614

2. Киселева, В.П. О диагностическом тестировании студентов первого курса / В.П. Киселева, К.Н. Киселева // Современные проблемы профессионального технического образования: материалы междунар. науч.-метод. конференции 20-21 октября 2011 г. - Йошкар-Ола, 2011. - С. 77-80.

3. Кузнецова, Е.В. Внутренний мониторинг качества реализации образовательных программ в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2011. №3. С. 37-44.

4. Пачурин, Г.В. Анализ тестирования как средства контроля знаний обучающихся / Г.В. Пачурин, Н.С. Тюмина, С.М. Шевченко // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26716 (дата обращения: 03.12.2020).

5. Руднева, Т.И. Внутривузовский мониторинг качества обучения / Т.И. Руднева, Т.П. Рубцова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. №2. - С. 70-76. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-70-76.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры чеченской филологии Мамалова Хоузу Эдилсултановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Ахмадова Зайнап Мухадиновна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К САМООБРАЗОВАНИЮ СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье автором раскрыт процесс формирования готовности студентов педагогического вуза к самообразованию средствами дистанционных образовательных технологий. С целью изучения формирования готовности студентов педагогического вуза к самообразованию с использованием дистанционных технологий были проведены анкетирования и беседа со студентами и ряд заданий с использованием дистанционных технологий на базе Чеченского государственного университета. Представлена краткая характеристика проведенного эксперимента. Автор делает вывод, что с помощью вебинаров и дистанционных заданий были достигнуты определенные результаты. Студенты осознанно стремились к самообучению и саморазвитию, пытались развить свои знания, умения и навыки.

Ключевые слова: формирование, готовность, студент, педагогический вуз, самообразование, дистанционные образовательные технологии.

Annotation. In the article, the author reveals the process of forming the readiness of students of a pedagogical University for self-education by means of distance educational technologies. In order to study the formation of readiness of students of a pedagogical University for self-education using remote technologies, questionnaires and interviews with students and a number of tasks using remote technologies were conducted on the basis of the Chechen state University. A brief description of the experiment is presented. The author concludes that certain results were achieved using webinars and remote tasks. Students consciously sought self-study and self-development, tried to develop their knowledge, skills and abilities.

Keywords: formation, readiness, student, pedagogical University, self-education, remote educational technologies.

Введение. Информатизация общества кардинально изменила подходы к формированию педагога, сместив акценты с традиционной профессиональной подготовки на самообразование, саморазвитие студентов педагогического вуза с использованием инновационных, в том числе дистанционных, образовательных технологий , «реализуемых в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников» (А.Н. Козырин).

Изложение основного материала статьи. Образование является одной из важных сфер социальной жизни, от развития которой зависит интеллектуальное, культурное и нравственное состояние общества. Как указано в нормативно-правовом документе о высшем, среднем и дополнительном образовании Российской Федерации, «дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.