УДК 37.011.32-057.875
Габышева Татьяна Петровна
старший преподаватель кафедры высшей математики Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова https://orcid.org/0000-0003-0888-5280
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВУЗА В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ
Аннотация:
Данная работа посвящена учебной адаптации студентов первого курса в условиях самоизоляции (полного перехода с очного обучения на дистанционное) с учетом уровня довузовской подготовленности студентов к обучению в вузе. В связи с незапланированным полным переходом с очного обучения на дистанционное в марте 2020 г., связанным со сложной эпидемиологической ситуацией в России, адаптация первокурсников оказалась незавершенной, в некоторых случаях произошла дезадаптация, так как первокурсники не смогли приспособиться к новым условиям обучения в режиме самоизоляции. Целью работы является выявление особенностей учебной адаптации студентов первого курса в условиях самоизоляции и перехода с очной формы на дистанционную форму обучения. Педагогическое исследование проведено на базе Автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.
Ключевые слова:
учебная адаптация первокурсников, дистанционное обучение, переход от очного обучения к дистанционному, качество образования в вузе, обучение в условиях самоизоляции
Gabysheva Tatiana Petrovna
Senior Lecturer, Department of Higher Mathematics, Institute of Mathematics and Informatics, North-Eastern Federal University https://orcid.org/0000-0003-0888-5280
FEATURES OF EDUCATIONAL ADAPTATION OF FIRST-YEAR UNIVERSITY STUDENTS IN SELF-ISOLATION
Summary:
This study is focused on the educational adaptation of first-year students in conditions of self-isolation (complete transition from full-time to distance learning), taking into account the level of pre-university training of students to study at university. Due to the unplanned full transition from full-time studies to distance in March 2020, associated with a complex epidemiological situation in Russia. The adaptation was partially incomplete, because freshmen were unable to adapt to the new learning environment in the mode of self-isolation. The aim of the work is to identify the features of educational adaptation of first-year students in conditions of self-isolation and transition from full-time to distance learning. The pedagogical research was conducted on the basis of the Road Department of the North-Eastern Federal University.
Keywords:
educational adaptation of first-year students, distance learning, transition from full-time to distance learning, quality of education at university, studying in self-isolation
В связи с возникшей в 2020 г. в России сложной эпидемиологической ситуацией многие вузы полностью перешли с очной формы на дистанционную форму обучения, что повлияло не только на качество образования в вузе, но и также на адаптацию первокурсников к обучению в вузе. Многочисленными исследованиями установлено, что успешность обучения во многом зависит от возможностей обучающегося освоить образовательную среду вуза [1], т. е. успешно пройти адаптацию к обучению в вузе, от которой зависят личностное развитие и будущие профессиональные компетенции студента.
Адаптация первокурсников - это, прежде всего, адаптация к образу жизни студенчества, т. е. к совокупности наиболее типичных форм жизнедеятельности. Основное содержание деятельности студентов составляют учеба, участие в общественно-политической практике, интенсивное общение и т. п. [2]. В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности - адаптированность как результат, итог процесса адаптации [3].
Под учебной адаптацией студентов мы понимаем часть профессиональной адаптации, в процессе которой первокурсник приобретает обобщенные учебные умения для успешного обучения и принятия решения получить профессиональную квалификацию, а также процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с условиями вузовской среды [4].
Проблема адаптации первокурсников к обучению в вузе и применение средств электронного обучения в образовательном процессе в вузе рассмотрены в работах Н.А. Кручининой,
Н.Н. Дарьенковой, А.Э. Агаевой, А.А. Домахина и др. Анализ работ, посвященных данной проблеме, показал, что исследования проводились в рамках очного обучения с применением технологий электронного обучения без учета разноуровневости довузовской подготовленности студентов первого курса вуза по базовым дисциплинам, что, несомненно, влияет на учебную адаптацию студентов. Также изучены случаи адаптации выпускников сельских и городских средних школ в вузе. Проблематика учебной адаптации выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО) к обучению в вузе на данное время изучена недостаточно. Исследовательская работа Е.В. Олейник, Д.А. Муталовой, Т.А. Безенковой, А.В. Мананниковой «Изучение проблемы даптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий», посвященная проблеме адаптации студентов к дистанционному обучению в вузе в условиях самоизоляции, направлена в большей мере на определение социально-психологического состояния студентов в условиях самоизоляции.
В случае сложной эпидемиологической ситуации в России и вызванных этим последствий в обучении студентов первого курса вузов произошел скачок от одной сложной системы адаптации к другой, в которой ведущую роль приобретает учебная адаптация студентов ввиду того, что в режиме самоизоляции исключаются некоторые социально-психологические факторы привыкания студентов к обучению в вузе.
Для изучения трудностей и особенностей учебной адаптации первокурсников в условиях полного перехода от очной формы обучения к дистанционной в режиме самоизоляции было проведено педагогическое исследование обучающихся первого курса Автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (АДФ СВФУ). В марте 2020 г. СВФУ совершил полный переход с очной формы на дистанционную форму обучения. В СВФУ были полностью прекращены все университетские мероприятия, студенты выселены из общежитий СВФУ и направлены на постоянное место жительства для продолжения обучения в вузе в дистанционной форме.
В качестве респондентов были выбраны студенты первого курса 2019 года набора учебных групп ТТП-19, САД-19, АД-19 следующих направлений: «Технология транспортных процессов», «Строительство», «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей» АДФ СВФУ. Контингент данных учебных групп на 85 % состоит из выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО) и на 15 % - из выпускников общеобразовательных организаций. В ходе проведения исследования учитывалась разноуровневость подготовленности первокурсников к обучению в вузе (довузовская подготовка по базовым дисциплинам). На примере дисциплины «Математика» проверка базовых знаний по элементарной математике в начале учебного года показала, что 59 % студентов исследуемых групп имеют слабую довузовскую подготовку по школьному курсу, все 59 % являются выпускниками СПО [5].
Среди студентов первого курса 2019 года набора были проведены индивидуальные беседы, опрос об очном обучении (в первом семестре), опрос о дистанционном обучении после перехода с очной формы на дистанционную форму обучения в режиме самоизоляции (во втором семестре) и тестирование по методике «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова).
В исследовании участвовали 27 студентов АДФ СВФУ, из них 59 % - студенты первого курса 2019 года набора очной формы обучения от общего числа студентов АДФ по указанным выше направлениям.
Сравнительный анализ ответов студентов на вопросы для выявления трудностей и особенностей учебной адаптации по очной форме и дистанционной форме обучения в режиме самоизоляции показал, что в начале обучения 96 % студентов первого курса успешно и 4 % удовлетворительно адаптировались к очному обучению в вузе. После перехода на дистанционную форму обучения в режиме самоизоляции к новой образовательной среде успешно адаптировались только 22 % обучающихся, 37 % студентов - удовлетворительно и 41 % - плохо.
Исследование показало, что первокурсники 2019 года набора столкнулись в ходе учебной адаптации при очной форме обучения с такими трудностями, как: сложность выполнения практических заданий без объяснений преподавателя (21 %), неудобство пользования сайтом дистанционного обучения (ЭИОС, Мооdle) (21 %), большой объем задаваемых материалов (25 %), увеличение часов самостоятельной работы (3 %), отсутствие индивидуальных консультаций преподавателя (3 %), отсутствие обратной связи и общения с преподавателем (3 %), другое (7 %). 25 % студентов не испытывают трудностей при обучении в очном формате. Среди трудностей, которые испытывают первокурсники АДФ СВФУ при дистанционном обучении в режиме самоизоляции, самые высокие показатели имеют такие, как: сложность выполнения практических заданий без объяснений преподавателя (50 %) - на показатель повлияло то, что в исследуемых группах
85 % от общего числа обучающихся составляют выпускники СПО (здесь следует учитывать, что для устранения пробелов по школьному курсу у обучающихся необходима большая дополнительная работа с личностно ориентированным подходом, которую затруднительно проводить в дистанционном формате); неудобство пользования сайтом дистанционного обучения (ЭИОС, Мооdle) - 43 %, что связано с тем, что значительная часть студентов первого курса не прошли технологическую подготовку по использованию средств электронного обучения (широкое использование ЭИОС, Moodle, платформ телеконференций zoom, google meet и др.) вследствие того, что не все преподаватели вуза использовали при очном обучении студентов средства электронного обучения. Также студенты на дистанционном обучении отмечают большой объем задаваемых преподавателями материалов (25 %), что сопряжено с увеличением объема самостоятельной работы обучающихся вследствие того, что охватить полностью запланированный в очном обучении учебный материал сложно в режиме онлайн-конференций в дистанционном формате; отсутствие обратной связи и общения с преподавателем (25 %) - при дистанционном обучении затруднительно поддерживать обратную связь и общение с аудиторией в режиме реального времени; другое (7 %). При ответе на вопрос, что студенты подразумевают под другими трудностями, они отметили проблемы, связанные с плохим интернет-соединением. Следует отметить, что 41 % первокурсников 2019 года набора учебных групп АД-19, САД-19, ТТП-19 прервали свое обучение по причине плохого интернет-соединения по месту проживания, соответственно, трудности, связанные с плохим интернет-соединением, составляют 48 %.
Наряду с опросами после полного перехода на дистанционное обучение среди студентов первого курса групп АД-19, САД-19, ТТП-19 было проведено тестирование по методике «Адапти-рованность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова) для выявления обучающихся, испытывающих трудности в учебной адаптации и во взаимодействии с учебной группой. Методика предназначена для исследования адаптированности студентов в вузе и включает в себя две шкалы: адаптированность к учебной группе и адаптированность к учебной деятельности [6].
Тестирование указанных учебных групп показало следующие результаты.
1. По шкале «Адаптированность к учебной группе» пониженный уровень имеют 26 %, средний - 19 %, повышенный - 33 %, высокий - 22 % студентов. Средний показатель адаптиро-ванности к учебной группе у выпускников общеобразовательных организаций и выпускников СПО одинаковый и равен 10,2.
2. По шкале «Адаптированность к учебной деятельности» низкий уровень имеют 15 %, пониженный уровень - 44 %, средний - 30%, повышенный - 11 % обучающихся. Следует отметить, что среди студентов с низкой и пониженной адаптированностью к учебной деятельности в дистанционном формате в условиях самоизоляции - 3 выпускника общеобразовательных организаций и 14 выпускников СПО. Большое количество выпускников СПО, имеющих низкие уровни адаптированности к учебной деятельности, обусловлено тем, что у них слабая довузовская подготовка по базовым дисциплинам, необходимым для усвоения учебных программ бакалавриата и специалитета. Средний показатель адаптированности к учебной деятельности у выпускников общеобразовательных организаций составляет 6,8, у выпускников СПО - 6,2, т. е. адаптированность к учебной деятельности у выпускников общеобразовательных организаций выше, чем у выпускников СПО. В целом 59 % студентов исследуемых групп имеют показатели адаптированности к учебной деятельности ниже среднего.
Учебная адаптация студентов в вузе в очной форме обучения и дистанционной форме в режиме самоизоляции влияет на познавательную активность первокурсников и качество образования в целом. Это наглядно можно наблюдать по итогам промежуточных аттестаций первых курсов АДФ учебных групп АД-19, САД-19, ТТП-19 по дисциплине «Математика». Анализ результатов промежуточных аттестаций показывает, что в конце первого семестра 2019 года, когда студенты обучались в очной форме, в промежуточной аттестации общая успеваемость групп составила: группы АД-19 - 77 %, группы САД-19 - 72 %, группы ТТП-19 - 94. После перехода на дистанционную форму обучения во втором семестре в 2020 г. наблюдается существенное снижение общей успеваемости во всех представленных учебных группах: в группе АД-19 - 42 %, в группе САД-19 - 47 %, в группе ТТП-19 - 70 % общей успеваемости.
Если рассматривать результаты промежуточных аттестаций выпускников общеобразовательных организаций и выпускников СПО, составляющих контингент групп АД-19, САД-19, ТТП-19, в отдельности, то успеваемость выпускников общеобразовательных организаций не изменилась при переходе на другую форму обучения, а у выпускников СПО в первом семестре на очном обучении общая успеваемость составила: в группе АД-19 - 77 %, в группе САД-19 - 72 %, в группе ТТП-19 - 83 %; во втором семестре на дистанционном обучении общая успеваемость стала: в группе АД-19 - 42 %, в группе САД-19 - 47 %, в группе ТТП-19 - 60 %.
Главный фактор, который оказал сильное отрицательное влияние на учебную адаптацию студентов и обучение в вузе в целом, - невозможность полноценно учиться в дистанционном формате по причине плохого интернет-соединения. Чтобы обеспечить полноценное обучение и высокий уровень учебной адаптации студентов первого курса в условиях пандемии, вуз должен: решить вопрос плохого интернет-соединения для восстановления обучения студентов; провести подготовительные практические курсы для первокурсников по использованию ЭИОС, Мооdle, электронных библиотек; провести адаптивные курсы по базовым дисциплинам для устранения пробелов по школьному курсу; куратор учебной группы должен выступать как воспитатель, наставник, тьютор, психолог, он обязан помочь адаптироваться студентам к обучению в вузе; преподаватели вуза должны создать условия, при которых обучающиеся за короткие сроки смогли бы усвоить максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике [7]. Учебные занятия должны проводиться в режиме онлайн-конференций для повышения качества образования и интереса аудитории к учебному материалу. Приемлемо использовать личностно ориентированные технологии в обучении первокурсников в дистанционном формате для развития познавательной активности, сильной обратной связи с аудиторией, повышения мотивации к обучению в вузе, что также обеспечит успешную учебную адаптацию первокурсников; провести семинары по проработке лекционного материала в дистанционном формате, выполнение практических, самостоятельных работ, конспектов и творческих заданий, взаимопроверки и самоконтроля результатов обучения. Психологические службы вузов должны осуществить диагностику адаптации студентов в условиях самоизоляции в каждом учебном подразделении вуза и провести профилактические мероприятия в дистанционном формате (тренинги, психологические консультирования, коуч-сессии). Преподавательскому составу следует обеспечить психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе. Все рекомендации, исключая рекомендацию устранения проблемы слабого интернет-соединения, что послужило причиной прекращения обучения значительной части студентов, носят личностно ориентированный характер и требуют психологического и педагогического вмешательства.
Ссылки:
1. Жиркова С.К. Адаптация первокурсников в социокультурной и образовательной среде (по данным социологического исследования) // Социология. 2019. № 2. С. 99-104.
2. Кудинова И.Н. Профессиональная и социально-психологическая адаптация первокурсников к вузовскому образу жизни // Социалистический образ жизни и коммунистическое воспитание студентов : материалы III научно-практической конференции. Воронеж, 1982. С. 70-75.
3. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. URL: http://psyedu.rU/journal/2010/2/Dubovitskaya _Krilova.phtml (дата обращения: 29.11.2020).
4. Попцов А.Н., Суровикина С.А. Анализ содержания понятия «Адаптация» и ее диагностика в процессе обучения физике первокурсников филиала политехнического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 132.
5. Габышева Т.П. Применение личностно ориентированных технологий в обучении выпускников учреждений среднего и профессионального образования в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 26.
6. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе.
7. Жабин А.Б. Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2017/05/04/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-i-sredstv (дата обращения 15.11.2020).
Редактор: Фетисова Ирина Викторовна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна