УДК 378.147 ББК 74.58
Грибан Олег Николаевич
аспирант
кафедра теории и методики обучения истории Уральский государственный педагогический университет
г. Екатеринбург Griban Oleg Nikolaevich Post-graduate
Chair of Theory and Methodology of Teaching History Ural State Pedagogical University Yekaterinburg
Методика развития информационной компетентности студентов
исторического факультета Methodology of Historical Faculty Students’ Information Competence
Development
В статье описана авторская методика развития информационной компетентности студентов исторического факультета педагогического вуза посредством обучения компьютерным технологиям.
The article describes the author's methodology for the historical faculty students’ information competence development by means of computer technologies at a pedagogical university.
Ключевые слова: информационная компетентность, профессиональная компетентность, компьютерные технологии.
Key words: information competence, professional competence, computer technologies.
Понимая важность достижений современной педагогической науки по вопросу использования новых информационных технологий в процессе обучения студентов-историков, мы стремимся выработать такой вектор обучения компьютерным технологиям, который бы позволил развить информационную компетентность будущих выпускников исторического факультета. Данный процесс мы видим как непрерывный и развивающийся по нарастающей: от освоения основ компьютерных технологий в рамках курса «Математика и информатика», изучаемого на втором году обучения, до углубления и расширения специальных знаний в области владения новыми информационными технологиями при изучении дисциплин «Компьютерные технологии в обучении и воспитании», «Современные средства оценивания результатов обучения» (3 курс) и «Новые информационные технологии в обучении истории» на 4 курсе исторического факультета УрГПУ.
Таким образом, к 5 курсу студенты проходят все этапы информационнотехнологической направленности, предусмотренные государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «050401 - История» согласно Общероссийскому
классификатору специальностей по образованию, утверждённом 31.01.2005 г. В результате, если обучаемый успешно освоил предусмотренные стандартом дидактические единицы, он должен овладеть низким, средним или высоким уровнем информационной компетентности, в зависимости от индивидуальных способностей.
При проектировании образовательного процесса с целью развития информационной компетентности студентов педагогического вуза, ключевыми выступают несколько факторов: наличие базовых (школьных) знаний в области работы с компьютерными технологиями у студентов; профессиональная компетентность преподавателя; оснащённость образовательного учреждения современной технической базой. Эффективность применения новых информационных технологий в учебном процессе педагогического вуза, в первую очередь, зависит не от возможностей и качества аппаратной и программной составляющей компьютеров, за которыми работают студенты, а от мастерства педагога.
Внедрение в сферу образования новых информационных технологий приводит к обновлению роли педагога в образовательном процессе, изменению его педагогических воззрений и методологических подходов, его готовности передавать свои знания и опыт на новом теоретическом и практическом уровнях. Как отмечает О.М. Корчажкина, педагог перестаёт быть единственным источником информации для обучаемых. Преподаватель должен организовать процесс обучения таким образом, чтобы превратить традиционную образовательную среду в высокотехнологичную, современную, отвечающую требованиям информационного общества [5, с. 170].
Процесс обучения компьютерным технологиям представляет собой, с одной стороны, знание основных теоретических положений, понятийного аппарата, рассматриваемых при изучении каждой дисциплины информационно-
технологической направленности на историческом факультете УрГПУ. С другой стороны, студентом должны быть получены практические знания и умения в области работы с компьютерными технологиями. В связи с этим, методика развития информационной компетентности студентов-историков при обучении компьютерным технологиям, на наш взгляд, будет результативной при сохранении принципа «от теории к практике». При этом, теоретическая часть должна быть ориентирована на дальнейший выход на практику, которая, в свою очередь, не может быть в полной мере эффективной без учёта фундаментального знания.
Рассмотрим более подробно роль НИТ при изучении курсов информационно-технологической направленности. В рамках теоретической (лекционной) части каждого курса, предполагается использование технологических достижений при подготовке и проведении учебных занятий.
Во время подготовки к лекционным занятиям преподавателем используются: традиционные учебно-методические пособия; компьютерные продукты, созданные для поддержки учебного процесса; базы данных; информационно-справочные системы; хранилища информации любого типа (включая видео и графику); ресурсы сети Интернет.
Неотъемлемой частью лекционных занятий является использование учебных презентаций. На таких занятиях новые информационные технологии применяются для сопровождения объяснения теоретического материала преподавателем. При использовании учебных презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны важные и/или сложные для аудиального восприятия элементы темы. На экране показываются определения, схемы, диаграммы, иллюстрации и т. д. В презентацию включаются вопросы и задания на повторение и закрепление учебного материала, что также позволяет осуществить быстрый контроль за уровнем усвоения изученного на занятии материала.
Показ презентации производится преподавателем на экране проектора в учебной аудитории, специально для этого подготовленной (экран должен быть
виден всем обучаемым, аудитория должна иметь возможность затемнения от дневного света и т.д.). Переход от одного слайда к другому осуществляется преподавателем только по нажатию клавиш на клавиатуре компьютера или по щелчку мыши, без использования автоматического перехода между слайдами по истечении заданного времени, так как время, требуемое для восприятия студентами того или иного слайда, может быть различным в зависимости от разных факторов (подготовленность обучаемых к излагаемому материалу, дополнительный вопросы от аудитории и т.п.). Деятельность педагога при работе с учебной презентацией заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания обучаемых на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений.
При переходе с теоретического уровня освоения учебного предмета на практический предполагается проведение контроля усвоения основных положений изученного материала. Такой контроль проводится как в устной, так и в письменной форме, и включает в себя задания или вопросы на знание основных понятий в рамках изученных тем (для определения степени сформированности терминологической компетенции), а также понимание основных процессов и явлений, характерных для конкретной дидактической единицы.
После изучения теоретической части курса начинается его практическая часть. Практические (лабораторные) занятия проводятся в компьютерном классе. Для освоения основной образовательной программы, с целью развития общепредметных и предметно-ориентированных информационных компетенций, обязательными для освоения являются следующие программные средства: прикладные программы общего назначения (Microsoft Word,
Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher и др.); программы специального назначения (Adobe PhotoShop, GIMP, Corel DRAW, Inkscape, Windows MovieMaker и т.п.); программы обработки данных (Microsoft Office Access, OpenOffice Base и т.п.); программы компьютерного тестирования (MyTest X, Магистр (разработка лаборатории информационных технологий образования УрГПУ) и др.); программы и технологии для доступа к локальным и глобальным сетям (Internet Explorer, Mozilla Firefox и т.п.).
Анализируя методику преподавания дисциплин информационнотехнологической направленности в вузах нашей страны, мы пришли к выводу о том, что большинство преподавателей учат студентов работе с конкретным программными продуктами, что, по мнению некоторых исследователей (А.В. Диков, В.В. Жилдак), является недопустимым. Авторы предлагают обучать студентов теоретическим основам компьютерных технологий, а освоение средств информационных и коммуникационных технологий осуществлять не абстрактно, а в сочетании с выполнением актуальных задач, ориентированных на будущую профессию [3, c. 28; 4, c. 5]. На наш взгляд, подобный подход не всегда оправдан, так как работа с программами одного типа (например, тестовыми редакторами Microsoft Office Word и OpenOffice Writer), идейно и визуально схожа. Поэтому не стоит опасаться выхода новой версии программы. Как правило, новые версии программных продуктов создаются для облегчения выполнения пользователем рутинных операций, а не наоборот. В связи с этим, считаем уместным использование перечисленных выше программ. Данное программное обеспечение установлено в УрГПУ, так как университетом куплены соответствующие лицензии. Помимо этого, по данным большинства Интернет-изданий, проприетарное программное обеспечение установлено в большинстве организаций, в которых работают выпускники вуза.
Ещё одним спорным моментом является тезис, выдвинутый в 2000 г. П.И. Образцовым, суть которого сводится к следующему. Разработка дидактических аспектов создания и использования новых информационных технологий в процессе обучения не успевает сегодня за развитием технических средств [6]. К сожалению, это положение остаётся проблемным и сегодня. Поэтому мы умышленно не указываем конкретные модели технических средств или версий программных продуктов, используемых в исследовании, предполагая в этом вопросе универсальность излагаемых идей.
Основной формой учебных занятий, в рамках которых развивается информационная компетентность студентов исторического факультета педагогического вуза, является практическая самостоятельная (лабораторная) работа обучаемых. На важность лабораторных работ в процессе обучения указывают такие исследователи, как А.А. Давиден, С.Е. Тихомиров [2, c. 28; 9].
Б.С. Гершунский, К. Маклин, С.В. Панюкова в своих работах выделяют ряд преимуществ, которые предоставляют компьютерные технологии по сравнению с традиционным («безкомпьютерным») обучением. Их идеи, на наш взгляд, могут быть применены к системе организации лабораторных работ. Перечислим эти преимущества: реальная индивидуализация учебного процесса по содержанию материала, объёмам и темпам его усвоения; повышение эффективности использования учебного времени; активизация учебной деятельности обучаемых при усвоении учебной информации за счёт индивидуальной работы; положительная мотивация к обучению, созданная благодаря комфортным психологическим условиям работы обучаемого, объективности оценки выполненной работы; изменение характера труда преподавателя, в частности, сокращение рутинной и усиление творческой составляющей его деятельности [1, 7].
При подготовке и проведении лабораторных занятий считаем целесообразным учитывать методические рекомендации педагогов-практиков. Например, Н.А. Протченко выделяет факторы, которые необходимо учитывать при проектировании занятий с использованием компьютерных технологий: соблюдать санитарно-гигиенические нормы работы студентов за компьютерами (в юношеском возрасте - не более 35-40 мин. без перерыва); обучаемым необходимо работать по одному человеку за одним компьютером и др. Также Н.А. Протченко называет основные моменты подготовки учебного занятия с использованием компьютерных технологий. Так, преподавателю необходимо: определить роль и место конкретной лабораторной работы в изучаемой теме, её связей с предыдущими и последующими занятиями; спланировать образовательные продукты, которые будут созданы учениками в результате занятия; обозначить способы контроля и оценки уровня достижения каждой из целей занятия и др. [8].
Каждая созданная нами лабораторная работа содержит: а) задания-алгоритмы, направленные на знакомство с программой (или углубления знаний по ней), представляющей собой пошаговую инструкцию, выполнив которую обучаемый «приходит» к заданному преподавателем результату; б)
творческие задания, предполагающие использование опыта, полученного при выполнении задания-алгоритма, но без пошаговой инструкции, с элементами нестандартных решений. Важным условием развития информационной компетентности является последовательное выполнение всех лабораторных работ, так как в каждой последующей работе в творческой части «заложены» элементы предыдущих лабораторных работ, что позволяет активизировать ранее приобретённые знания и использовать их в новой учебной ситуации на более высоком теоретическом и практическом уровнях. Обучение строится по принципу «чем старше курс, тем меньше алгоритмов». Такой подход позволяет студенту к моменту окончания обучения в университете быть готовым к решению новых нестандартных профессиональных задач в области использования компьютерных технологий. В зависимости от изучаемой дисциплины, творческая часть варьируется от общепредметного к предметноориентированному компонентам. Например, в рамках дисциплины «Компьютерные технологии в обучении и воспитании» особый интерес вызывают задания конкретно-исторической направленности.
Что касается контроля, то результаты выполнения лабораторных работ фиксируется в электронном журнале, созданном заранее в программе Microsoft Office Excel и содержащем список группы, номер, тему, дату лабораторного занятия, а также отметку о выполнении конкретной работы каждым студентом. Благодаря возможностям программы Excel, в журнале идёт автоматическое суммирование баллов и при наборе «зачётного» числа баллов происходит смена цвета ячейки, что позволяет более оперативно ориентироваться в журнале. Обучаемые знают о существовании преподавательского журнала и в любой момент могут получить информацию о выполненных ими работах или имеющихся задолженностях.
Проверка выполнения лабораторных работ осуществляется в конце каждого занятия и осуществляется по следующим критериям: проверяется не только объем и правильность теоретических знаний, но также их глубина, осознанность, гибкость и оперативность, умение использовать имеющиеся знания на практике; ответы на вопросы, заданные преподавателем,
комментируются с указанием положительных и отрицательных сторон в знаниях; оценивается качество выполнения заданий-алгоритмов и творческих заданий.
Последовательное прохождение студентами «контрольных точек» (выполнение лабораторных работ) ведёт к развитию их информационной компетентности, что имеет свои положительные результаты: наблюдается повышение мотивации в обучении; стремление к улучшению результатов обучения; желание продемонстрировать свои учебные достижения сокурсникам, что легко позволяет реализовать имеющееся в аудитории проекционное оборудование.
Интересным является тот факт, что, изучив все дисциплины информационно-технологической направленности на четвёртом году обучения в университете, студенты готовы продолжать изучение компьютерных технологий. На 5 курсе для студентов исторического факультета организуются дополнительные учебные занятия, направленные на освоение методики грамотного построения и защиты учебных презентаций. Мотивацией для посещения этих занятий выступает необходимость в ближайшем будущем защищать выпускную квалификационную работу. Процесс защиты ВКР на историческом факультете УрГПУ в обязательном порядке сопровождается мультимедийной презентацией.
В целях осуществления поддержки будущей профессиональной педагогической деятельности студентов исторического факультета создан Интернет-ресурс «Учебные презентации» (http://present.griban.ru), содержащий большой объём теоретических материалов по подготовке и проведению презентаций. Ресурс включает базу готовых учебных презентаций, которая регулярно дополняется новыми материалами. Любая презентация является свободной для загрузки с сайта. Также существует возможность размещения своих материалов на сайте через специальную форму «Предложить презентацию». Подобная лёгкость взаимодействия с компьютерными технологиями плодотворно влияет на желание постоянного самосовершенствования выпускниками исторического факультета.
Таким образом, процесс развития информационной компетентности будущих выпускников исторического факультета мы видим как непрерывный и развивающийся по нарастающей. При таком подходе важным является последовательное изучение студентами всех дисциплин информационнотехнологической направленности, изучаемых на историческом факультете УрГПУ. На наш взгляд, такая организация учебного процесса (от изучения общетеоретических знаний на ранних курсах до их углубления на завершающем этапе обучения в университете), позволяет более продуктивно развивать информационную компетентность студентов исторического факультета. Особенно важным мы считаем внутреннюю организацию каждой лабораторной работы (от выполнения заданий-алгоритмов до углублённой работы над творческими заданиями), что позволяет лучше освоить ту или иную компьютерную технологию или программу.
Библиографический список
1. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и
перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика, 1987. - С. 178-181.
2. Давиден, А.А. Лабораторные работы в процессе обучения физике [Текст] // Фізіка: праблемы выкладання. - Мінск, 1997. №б. - С. 2б-29.
3. Диков, А.В. Компьютерная технология для будущего учителя математики [Текст] // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». М.: МГПУ, 2003, №1. - С. 48-53.
4. Жилкин, В. В. Проблемы освоения современной информационной культуры [Текст] // Педагогическая информатика, 2003. № 3. - С. 3-8.
5. Корчажкина, О.М. Обучение в условиях информатизации [Текст] // Народное образование. № б, 2008. - С. 1б9-175.
6. Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения [Текст] / П.И. Образцов. - Орел, 2000. - 145 с.
7. Панюкова, С.В. Концепция реализации личностно- ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий [Текст] / С.В. Панюкова. М.: ИОСО РАО. 1998. - 120 с.
8. Протченко, Н. А. Рекомендации педагогам при подготовке урока с использованием средств ИКТ // Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/publ/2б-1-0-973.
9. Тихомиров, С.Е. Значение лабораторных работ для формирования знаний, умений, навыков [Текст] // Первое сентября. 2008. №17. - С. 28-43.
Bibliography
1. Daviden, A.A. Laboratory Work in Physics Education [Text] / A.A. Daviden // Physics: Teaching Problems. - Minsk, 1997. - № б. - P. 2б-29.
2. Dikov, A.V. Computer Technology for Future Teachers of Mathematics [Text] // Herald of the Moscow State Pedagogical University. Series " Computer Science and Education Informatization". - Moscow: Moscow State Pedagogical University, 2003. - № 1. - P. 48-53.
3. Gershunsky, B.S. Computerization in Education: Problems and Prospects [Text] / B.S. Gershunsky. - Moscow: Pedagogy, 1987. - P. 178-181.
4. Korchazhkina, O.M. Education in Information Environment [Text] / O.M. Korchazhkina // National Education. - 2008. - № 6. - P. 169-175.
5. Obraztsov, P.I. Psycho-Pedagogical Aspects of Information Technologies Development and Application at a Higher School [Text] / P.I. Obraztsov. - Orel, 2000. - 145 p.
6. Panyukova, S.V. Concept of Personality-Based Learning While Using Information and Communication Technologies [Text] / S.V. Panyukova. - M., 1998. - 120 p.
7. Protchenko, N.A. Recommendations for Teachers While Preparing Lesson Using ICT / E. Pashkova’s Teachers’ Community [Electronic Resource]. - Access Mode: http://pedsovet.su/publ/26-1-0-973.
8. Tikhomirov, S.E. Laboratory Work Value for Generating Knowledge, Skills, Abilities [Text] // The first of September. - 2008. - № 17. - P. 28-43.
9. Zhilkin, V.V. Problems of Mstering Modern Information Culture [Text] / V.V. Zhilkin // Pedagogical Computer Science. - 2003. - № 3. - P. 3-8.