УДК 378.002 ББК 74.580.22 Ч 48
К.Д. Чермит, Е.Б. Птущенко, И.П. Субботина
Инновационный подход в обучении информатике как основа формирования профессиональной информационнотехнологической компетентности специалиста
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье рассмотрена типология инновационных подходов к обучению информатике, способствующих формированию профессиональной информационно-технологической компетентности будущих специалистов. Компьютерный практикум как составляющая часть адаптивной модели обучения информатике решает задачу формирования и развития информационно-технологической компетентности и способствует повышению уровня профессиональной компетентности специалиста.
Ключевые слова:
Инновации-модернизации, инновации-трансформации, информационно-технологическая компетентность, компьютерный практикум.
В современной России обостряется проблема реформирования системы повышения качества подготовки специалистов, что связано с новыми общественными потребностями, обусловленными вхождением государства в рыночные отношения и вступлением России в Болонский процесс, актуализируется задача обеспечения качества высшего образования, качество подготовки профессионально-компетентных специалистов. Задача профессиональной информационно-технологической компетентности будущих специалистов, на фоне процессов смены образовательных парадигм, внедрения личностно-ориентированного подхода к обучению, моделей развивающихся педагогических технологий становится актуальной.
Результаты современных исследований, посвященных рассмотрению различных аспектов профессионально-компетентной направленности обучения, являлись предметом исследований последних десятилетий, но при рассмотрении понятия «информационно-технологическая компетентность» не учитываются особенности ее содержания для студентов гуманитарных специальностей, в частности, сту-дентов-филологов, относящихся к социальной группе так называемых непрограммирующих пользователей персональных компьютеров.
Хотелось бы отметить, что выпускники-филологи это разносторонние специалисты, работающие в школах, вузах, библиотеках, музеях, театрах, в сфере управления и в средствах массовой информации, практически, в ежедневной профессиональной работе они сталкиваются с большим объемом сведений, сообщений, докладов, отчетов, обозрений и т. д., т. е. информационным потоком. Эту информацию нужно редактировать, форматировать, преобразовать согласно поставленной задаче, поэтому специалисту-филологу необходимо иметь практические умения и навыки работы с компьютерной техникой, программным обеспечением и современными носителями информации.
В ГОС ВПО представлены требования к профессиональной квалификации, предъявляемые к уровню подготовки выпускника-фило-лога, которые включают навыки компьютерной обработки данных, свободное пользование компьютерными сетями, включая Ыете1;, для доступа к российским и зарубежным источникам информации, умение найденную информацию грамотно обрабатывать с использованием компьютерных программ, включая текстовые и графические редакторы.
Таким образом, отдельной нерешенной проблемой в вузах является проблема исполь-
зования на всех уровнях обучения студентов адаптивных образовательных информационных технологий, которые позволяют воспитать современного компетентного специалиста-фило-лога, способного в любой области знания уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения на основе анализа имеющейся у него информации, путем использования средств информационных и коммуникационных технологий.
Вместе с тем даже поверхностный анализ процессов информатизации системы высшего образования высвечивает существенные проблемы. В большинстве учебных заведений отсутствуют инновационные разработки, преподаватели неохотно меняют традиционный стиль образования и модернизируют учебный процесс, считая, что новое не всегда значит лучшее... Поэтому налицо ряд выявленных противоречий: между существующей общетеоретической потребностью современного общества в высококвалифицированных специали-стах-филологах, обладающих высоким уровнем развития профессиональной информационнотехнологической компетентности и низким уровнем её формирования в частных методиках преподавания; между необходимостью формирования информационно-технологической компетентности студентов-филологов, адаптированной к профессиональным потребностям будущего специалиста-филолога и сложившейся стереотипной технологией преподавания дисциплины информатика студентам этой специальности; между существующими отдельными теоретическими разработками адаптивной технологии обучения и отсутствием знаний о способах реализации педагогических условий формирования информационно-технологической компетентности будущих специалистов-филологов с ее использованием.
Было найдено разрешение создавшихся противоречий, которое заключалось во внедрении в учебный процесс адаптивной технологии в виде, адаптивной модели обучения информатике, основанной на личностно-ориентированном и вариативном подходах. Учебнопознавательная деятельность студентов-фило-логов, с использованием адаптивной модели, строится таким образом, что, с одной стороны,
обеспечивается целенаправленное формирование информационно-технологической компетентности будущих специалистов-филологов, а с другой - используются методы и средства, соответствующие задачам конкретных этапов учебно-воспитательного процесса.
Из всего многообразия системообразующих факторов, обусловливающих актуальность вопроса об эффективности процесса подготовки специалистов-филологов при формировании профессиональной информационно-технологической компетентности, выделена основополагающий фактор - организационно-методического обеспечения образовательного процесса. Структура этого фактора, наряду с разработкой системы внутренних нормативных актов, вариативных учебных планов в соответствии с ГОС ВПО и выбором образовательной траектории студента, определяется: обновлением рабочих программ; оптимизацией образовательного процесса, формированием инновационной интегративной образовательной среды.
На сегодняшний день инновации в образовании заключаются во введении нового в цели, в содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателей и студентов; изменения в стиле профессионального педагогического мышления. Используемый нами в образовательной среде термин: инновационная деятельность - обозначает процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок. Этот термин был введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 832 в документе «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы».
Рассмотрена типология инновационных подходов к обучению и выделены два основных типа инноваций: инновации-модернизации, инновации-трансформации, соответствующие репродуктивной и проблемной ориентации технологического подхода в образовательном процессе.
1. Инновации-модернизации, видоизменяющие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сооб-
щение студентам знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.
2. Инновации-трансформации, преобразующие учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у студентов опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций.
По мнению многих ученных, инновационные образовательные технологии должны быть ориентированы на формирование системного творческого мышления студентов, их способности генерировать нестандартные идеи при решении учебных, практических или творческих задач, что в свою очередь является формирующим фактором профессиональной компетентности будущих специалистов. Вместе с тем, основным требованием модернизации образования является переход от информативной модели обучения к развивающей, которая предполагает формирование у студентов не только предметных знаний, но и умений самостоятельно приобретать их. На сегодняшний день при реализации учебного плана специалиста 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу студентов, а при переходе к системе обучения, соответствующей требованиям Болонского соглашения, предполагается увеличение доли самостоятельной работы до 75%.
Немаловажно, что информатика, благодаря универсальности ее системообразующего понятия «информация» и порождаемого ей информационного подхода в научном познании, способствует построению межпредметных связей в образовательном процессе, и может быть адаптирована к профессиональным потребностям будущего специалиста (филолога в том числе), а также подразумевает самостоятельное углубление практических знаний и умений.
Таким образом, нами была разработана адаптивная модель обучения информатике, основанная на изучении и учете индивидуальноличностных особенностей студентов-фило-логов (проведение опросов, бесед, анкетирова-
ния) и направленная на формирование информационно-технологической компетентности
будущих специалистов-филологов. Обоснованы структура и критерии оценки хода процесса формирования профессиональной информационно-технологической компетентности, выделены факторы, влияющие на показатели качества образования и их структуры, а также выявлены педагогические условия, способствующие успешному ее формированию. Опытноэкспериментальная проверка эффективности адаптивной модели проводилась в течение 3-х лет. По итогам каждого года (текущих, промежуточных и итоговых срезов) наблюдалось позитивное изменение уровня сформированности информационно-технологической компетентности и повышение качества образования.
Основную часть аудиторного и внеаудиторного времени в вузовском курсе информатика занимает лабораторный компьютерный практикум, где студенты получают практические навыки работы с программным обеспечением персонального компьютера и вариативно работают с материалом. Нами был разработан и внедрен в адаптивный процесс обучения компьютерный практикум, который состоит из трех частей, включающих восемь модулей (глав), в котором аккумулированы разнообразные формы проведения занятий от консультативного ведения занятия преподавателем до самостоятельного приобретения знаний студентами (работа по намеченной схеме). Каждый модуль является самостоятельной содержательной линией курса, и последовательность их изучения может быть произвольной. Задания, включенные в компьютерный практикум, неразрывно связаны с основной образовательной программой студентов-филологов, их специальностями и специализацией.
Представляет интерес, что задания, вводимые в компьютерный практикум, отвечают не только информационным, но и развивающим целям, так как предусматривают установление широких связей и обобщений в изучаемом материале, перенесение усвоенных знаний и способов оперирования ими на новый материал. Структура учебного пособия представлена таким образом, что теоретический материал перемежается практическими и самостоятельными заданиями применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.
Пособие снабжено большим количеством иллюстраций. В конце каждой практической работы имеются подводящая итог таблица «Коротко о главном» и контрольные вопросы. Следует отметить, что для более эффективного использования компьютерного практикума, разработаны вариативные методики, реализующие психолого-педагогическое воздействие лонги-рующего характера, которые основаны на достижениях современной психолого-педагоги-ческой науки и идеях информатизации образования и обусловливают интенсификацию процесса развития личности обучаемого - основу его профессиональной компетентности.
Проводимые срезы (контрольные работы) показали рост успеваемости, задания выполнялись точно и качественно, соответственно образцу или в творческом стиле в некоторых случаях за меньший промежуток времени.
Адаптивный подход и модульность разработанного нами компьютерного практикума намного повысили эффективность организации и проведения лабораторных работ. В итоге, повысился уровень качества образования, а так же возросла осмысленность знаний студентов, стали более прочными основные умения и навыки, таким образом, эффективность формирования и развития профессиональной компетентности будущих специалистов, с помощью адаптивной модели обучения информатике, была нами доказана.
Созданные адаптивная модель обучения информатике, соединяющая информационные
технологии и инновационные педагогические методики, и изданный компьютерный практикум могут быть рекомендованы к использованию преподавателями информатики для формирования профессиональной информационнотехнологической компетентности специалистов гуманитарных и естественно-научных специальностей, как вузов, так и средних профессиональных учебных заведений. Разработанные методические рекомендации могут быть использованы преподавателями вузов при подготовке студентов к предстоящей профессиональной деятельности.
Примечания:
1. Ловцов, ДА. Адаптивная система индивидуализации обучения / ДА. Ловцов, ВБ. Богорев // Педагогика. - 2001. - № 6. - С.24-28.
2. Негодяев, ИА. Информатизация культуры / ИА.Негодяев. - Ростов на Дону, ЗАО «Книга»,
2003. - С.152-156.
3. Семин, Ю.Н. Интеграция содержания профессио-
/ . . // . - 2001. - № 2. - С.20-25.
4. Сорокина Н. Инновационные методы обучения:
/ . // . -зование в России. - 2001. - № 1. - С. 116-119.
5. , . . -
/ . . // -временные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ, науч.метод. конф.:/ тез. док. - 2004. Изд-во Ростов. гос. у-та,
2004. - 251с.