УДК 378.1.022 ББК Ч481.4
Астахова Людмила Викторовна
доктор педагогических наук, профессор кафедра информационной безопасности Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Трофименко Анастасия Евгеньевна аспирант
кафедра информационной безопасности Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Astakhova Lyudmila Viktorovna Doctor of Pedagogics,
Professor Chair of Information Security South Ural State University Chelyabinsk Trofimenko Anastasiya Evgenievna Post-graduate Chair of Information Security South Ural State University Chelyabinsk
Развитие информационно-аналитических компетенций
студентов в вузе
Higher School Students’ Information-and-Analytical Competences Development
В данной статье рассмотрена модель развития информационноаналитических компетенций студентов в вузе: раскрыта сущность понятия «информационно-аналитические компетенции студента вуза» и его структура, описаны подходы к развитию ИАК и педагогические условия реализации модели, а также показаны результаты опытно-поисковой работы.
This article is devoted to the model of the students’ information-and-analytical competences development at higher educational establishment: the content of the notion «information-and-analytical students’ competences» (IAC) and its structure are revealed, the methodological approaches to the development of IAC and pedagogical environmental complex of model implementation are described. The results of the experiment are given in the article as well.
Ключевые слова: информационно-аналитические компетенции,
информационно-аналитическая деятельность, теория принятия
управленческого решения, жизненный цикл принятия решения.
Key words: information-and-analytical competences, information-and-
analytical activity, decision-making theory, life cycle of decision making.
В настоящее время российское общество находится на переходной стадии своего развития, эволюционируя из индустриального типа устройства общества в информационный. В решении задачи построения гармоничного информационного общества немалая роль принадлежит системе образования. Анализ официальных документов (ФЗ РФ «Об образовании» (1992),
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (1998), Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 года (2011)) свидетельствует о признании необходимости подготовки кадров, адаптированных к условиям формирующегося информационного общества, способных грамотно работать с информацией: анализировать, выделять смысл, строить структуру информационных массивов, вести оптимальный поиск информации, формировать и упорядочивать информационное пространство.
В настоящее время внимание исследователей обращено преимущественно к таким аспектам профессиональной компетентности/компетенции как: информационно-коммуникационная (И.В. Абрамова, Е.Ю. Авксентьева, Н.Ю. Куликова, Т.В. Панкова, Т.Ю. Удалова и др.); информационнокоммуникативная (Л.В. Бочарова, Е.В. Достовалова, Г.В. Круглякова, О.А. Савельева, Е. Ю. Федотова, Е. М. Шевченко и др.); информационнотехнологическая (И.М. Баштанар, П.В. Беспалова, Д.В. Дахин, О.П. Когумбаева, Л. Ф. Отверченко, Л. Н. Паламарчук, Л. В. Сергеева и др.); собственно информационная (Ю. И. Аскерко, Е. В. Бурькова, Н. Г. Витковская, Д.В. Голубин, А.В. Гоферберг, О.Б. Зайцева, И.А. Кулантаева, Н.А. Мещерякова, Е.В. Панюкова, М. Ю. Порхачев и др.). При этом ученые рассматривали специалиста преимущественно с позиции потребителя информации, нежели ее производителя, для которого важны технологии интерпретации информации, то есть понимания чужой речи с целью правильного сообщения другим отраженного в мыслях интерпретатора содержания. [1] Поэтому цикл аналитической работы с информацией в описанных подходах практически нивелирован.
В исследованиях, в которых этот аспект является ключевым объектом, ученые связывают формирование информационно-аналитической/
аналитической компетентности студентов в вузе с конкретными специальностями и направлениями подготовки - педагогические кадры (Е. С. Гайдамак, Е. В. Назначило), инженеры аграрного профиля (И. А. Абрамова). В связи с этим формулируемые определения информационноаналитической компетентности лишаются универсальности и приобретают зауженный характер. Так, основу информационно-аналитической компетентности магистров физико-математического образования
Е. С. Гайдамак видит в информационно-коммуникационных технологиях. По мнению Е. В. Назначило, информационно-аналитическая компетентность преподавателя в процессе непрерывного педагогического образования связана с поэтапным выполнением конкретных операций с информацией, образующих ИАД преподавателя. И. А. Абрамова сводит аналитическую компетентность ИАК будущего инженера аграрного профиля к овладению средствами автоматизации и технологиями программного обеспечения в его профессиональной деятельности. Концепция информационно-аналитической компетентности В. И. Фомина, претендующая на универсальность, поскольку в качестве объекта выступает будущий специалист, ограничивается не предметом его профессиональной деятельности, а областью и средствами ее осуществления - теорией информационных процессов на основе системного анализа и моделирования.
Анализ ГОС ВПО второго и третьего поколений свидетельствует о недостаточном внимании разработчиков к информационно-аналитической деятельности (ИАД) как объекту изучения, что позволяет говорить об актуальности проблемы развития информационно-аналитических
компетенций (ИАК) студентов в вузе не только с теоретической, но и с практической точки зрения.
Формулируемое в нашем исследовании понятие ИАК выпускника вуза основано на определениях информации с точки зрения семантического подхода (Р. С. Гиляревский) и ИАД, разработанном Л. В. Астаховой с точки зрения теории управления. Под ИАК студента вуза мы понимаем его способность применять знания, умения и личностные качества в процессе
аналитико-синтетической обработки и переработки информации различных видов и форм с целью получения качественно нового знания для оперативного обеспечения процесса принятия управленческих решений в различных сферах деятельности. Для определения структуры ИАК выпускника вуза мы опирались на структуру деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) [4]. ИАК выпускника вуза состоит из 4 компонентов: потребностно-мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный и оценочно-рефлексивный. Зная основы функционирования современного информационного общества, будущий специалист должен осознавать потребность в освоении и впоследствии совершенствовании своего знания ИАД с целью поддержания своей конкурентоспособности на рынке труда. Когнитивный и операционально-деятельностный компоненты ИАК обеспечивают систему знаний функциональной и отраслевой сферы ИАД и систему информационноаналитических умений и навыков ИАД, учитывающих баланс между неавтоматизированными и автоматизированными технологиями. Мониторинг динамики уровня перечисленных компонентов, входящих в состав ИАК специалиста, осуществляется в рамках оценочно-рефлексивного компонента, который предоставляет преподавателю возможность своевременно внести в процесс обучения коррективы в случае отсутствия положительной динамики, выраженной в повышении уровня ИАК студентов вуза.
Для построения эффективной модели развития ИАК студентов в вузе мы обратились к особенности ИАД, которая заключается в ее трехуровневой структуре. На технологическом уровне происходит освоение функциональнодеятельностных основ ИАД; на предметном - изучение основ и особенностей ИАД в контексте определенной отрасли (например, сфера государственного управления, бизнес, международные связи региона и др.); на управленческом -получение знания об управлении процессом реализации разработанного решения, его корректировке и контроле. [2]
Особенность разработанной модели развития ИАК студентов в вузе состоит в концентрации внимания на потенциале комплекса таких методологических подходов как компетентностный, информационный и герменевтический,
которые имеют для нашего объекта развития наибольшее значение. Компетентностный подход (В. И. Байденко, А. С. Белкин, П. Я. Гальперин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Т. М. Ковалев, А. Н. Леонтьев, К. Г. Митрофанов, М. Н. Скаткин, С. А. Субетто, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов) акцентирует внимание на результате образования и «выдвигает на первое место не информированность обучаемого, а умение решать проблемы в различных сферах» посредством сформированных компетенций. [3] Использование
герменевтического подхода (Х.-Г. Гадамер, В. Дильтей, Ю. Хабермас, Ф. Шлейермахер, К. Ясперс и др.) обусловлено встроенностью и функционированием герменевтических процедур понимания, объяснения и интерпретации в процессы управления на всех этапах принятия управленческого решения, на которое ориентирована вся ИАД. [1] При развитии ИАК студентов в вузе мы считаем также целесообразным использование системного и деятельностного подходов. Системный подход позволяет рассматривать изучаемый процесс как целостную систему, основными признаками которой являются цель, содержание, организационные формы и методы, условия. Деятельностный подход служит, главным образом, инструментом для выделения четырехкомпонентной структуры ИАК студентов (потребностно-мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный и оценочно-рефлексивный), что позволяет выделить критерии сформированности ИАК студентов. В соответствии с критериями мы определили уровни сформированности ИАК студентов. На удовлетворительном уровне выпускник осознает свои личные и профессиональные информационные потребности и владеет навыками работы с информационных ресурсами по удовлетворению этих потребностей. На профессиональном уровне выпускник осуществляет функцию не только потребителя, но и производителя информации. Совершенствуя герменевтические процедуры понимания, объяснения и интерпретации, специалист создает информационные продукты и услуги, имеющие определенную ценность и стоимость. Недопустимый уровень ИАК выпускника свидетельствует о том, что он вовсе не адаптирован к условиям современного информационного общества.
к
н
о
о
д
д
о
ч
са
л
д
>Д
д
и
&
д
н
о
д
е
л
[5
0
л
си
3
К
Л
4 <и
1 О
о
Ч
о
&
В
д
н
о
о
д
д
о
о
ч
д
н
о
о
д
д
о
са
н
о
о
о
л
д
Д а
<э
д д н
ю о ° 2 о Д
^ Й
0 ч
д ^
1 Й
І * Е^ О » о
д
н
о
о
д
ч
&
о
и
о
о
д
^ й о, о
“ л
се ^
м
Н О
к к ч
о д д о - н о л н
о
о
ч
§ і & ц н ?
о ^ д ю о о
5Д >Д
ч
о
и
ч
о
а
и
о
т
=
и
о
ч
о
4 о н о
5
л
о
Ч д
д
0> н о
к -, О ЬЙ
1 * л а
и 2
0 ° § ^
1 * я ®
р <и н И
в <5
Й 3
О и
целевой блок
Государственный заказ: потребность в личности, адаптированной к условиям жизнедеятельности в информационном обществе.
Социальный заказ: на специалиста, способного применять технологии информационно-аналитической деятельности в профессиональной сфере.
Цель - развитие информационно-аналитических компетенций студентов в вузе.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Этапы
Ориентирующий (1 курс)
Формирующий (2-4 курсы)
Результативный (5 курс)
Потребностно-мотивационный
Рефлексивный
Компоненты ИАК
Когнитивный
Операционально-деятельностный
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК
Формы
Методы
Средства
Лекции, практические занятия, лабораторные занятия, НИР, самостоятельная работа (в т.ч. индвивдуальные задания), консультация, экскурсии, экзамен
Репродуктивные (информационно-рецептивные и собственно репродуктивные), продуктивные (проблемное изложение, эвристические исследовательские)
Традиционные (учебные и наглядные пособия, библиотеки), современные (СМИ, компьютеры, мультимедиа, Интернет, локальные и глобальные компьютерные сети, программные средства, специализированные БД)
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
5
5
си
И
Н
5
си
Потребностно-
мотивационный
Когнитивный ч и н <
Операционально- СО <
деятельностный о с
Рефлексивный
Потребность в освоении ИАД
Содержание ИАД
Технология ИАД
Рефлексия ИАД
Уровни
Недопустимый
Удовлетворительный
Профессинальный
Результат
Повышение уровня информационно-аналитических компетенций студентов
и « и
а « 2 3
о я н к ш я вва
Н М
О д О ь о 2 §
, О
го н
П
р
е
ч
о
с
и н
е
В
е л
в
н
с
Ч
е
р
с
К
н
е
д
у
б
о
и
й
и
и
о
л
о
н
К
е
н
Й
ы
н
н
е
м
е
р
в
о
с
е
и
д
а
в
о
з
ь
л
о
д
с
и
* а р
нтци
в 3
5 с=
ус
о *
и
а
£
у
&
О
у
а
о
т
=
и
о
и
л
ч
о
И
и н _ с
и
н
с о н ь
л е
Й
е
ч
й йон нтк е о
уе & о
И 8
Рис. 1. Модель развития информационно-аналитических компетенций
студентов в вузе
Реализации предлагаемой модели способствует комплекс педагогических условий. Первое педагогическое условие - соответствие содержания обучения студентов технологиям ИАД содержанию этапов жизненного цикла принятия
управленческого решения заключается в том, что на каждом из выявленных этапов принятия управленческого решения (подготовка принятия решения, принятие решения, реализация решения [5]) предполагается освоение определенного уровня ИАД (функционально-деятельностный, предметный (содержательно-отраслевой) и управленческий уровни).
Суть второго педагогического условия - организация учебного процесса на основе выполнения практических заданий, способствующих сбалансированному развитию как дифференциального, так и интегрального когнитивных стилей студентов - состоит в том, что в процессе освоения содержания того или иного уровня ИАД каждая учебная задача по развитию ИАК студента в вузе универсальна; она направлена на равномерное освоение студентами технологий и анализа, и синтеза, которые органически связаны между собой.
Третье педагогическое условие - сквозное использование современных технологий и средств автоматизации ИАД в учебном процессе - предполагает сопровождение процесса освоения студентами всех уровней ИАД, соответствующих этапам принятия управленческого решения, комплексом аппаратных и программных средств, методик, концепций. На этапе подготовки решения - это компьютерные информационно-поисковые и информационноаналитические системы, средства мультимедиа, информационно-аналитические системы и информационно-программные комплексы и др; на этапе принятия решения - системы поддержки принятия решения; на этапе реализации управленческого решения - интегрированные системы управления.
Опытно-поисковая работа по проверке эффективности предлагаемой модели развития ИАК студентов в вузе была проведена с участием 486 студентов дневной формы обучения (специальность «Регионоведение» и «Международные отношения»). Методика развития информационноаналитических компетенций студентов в вузе представлена тремя этапами: констатирующим, формирующим и обобщающим. На основе анализа трех проведенных контрольных срезов был сделан вывод о том, что наиболее значимые изменения в уровне развития информационно-аналитических
компетенций студентов имеют место в тех экспериментальных группах, в которых использовались все три педагогических условия. Систему диагностических средств оценки уровня студентов вуза составил комплекс психолого-педагогических мероприятий: тестирование, групповые беседы,
педагогическое наблюдение, изучение аналитических записок, самоанализ студентов и др.
Нулевой срез
Итоговый срез
Таким образом, реализация разработанной модели развития
информационно-аналитических компетенций студентов вуза положительно отразилась на всех четырех компонентах: потребностно-мотивационном,
когнитивном, операционально-деятельностном и оценочно-рефлексивном, что свидетельствует об ее эффективности.
Библиографический список
1. Астахова, Л. В. Информационная безопасность: герменевтический подход [Текст] / Л. В. Астахова. - М.: РАН, 2010. - 186 с.
2. Астахова, Л.В. Системный подход к информационно-аналитической подготовке документоведа [Текст] / Л.В. Астахова// Делопроизводство. - 2007. №2. - С.75-78.
3. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э. Ф. Зеер. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 211с.
4. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1981. - 584с.
5. Литвак, Б. Г. Разработка управленческого решения [Текст] / Б. Г. Литвак. - М.: Дело, 2006. - 439с.
Bibliography
1. Astakhova, L.V. Information Security: Hermeneutical Approach [Text] / L. V. Astakhova. - М.: RAS, 2010. - 186 p.
2. Astakhova, L.V. System Approach to Information Analytical Training of Document Specialists / L. V. Astakhova [Text] // Records Management. - 2007. - №2. - P.75-78.
3. Leontiev, АЖ The Problems of Mental Evolution [Text] / А. N. Leontiev. - М.: МSU, 1981. - 584 p.
4. Litvak, B.G. Decision-Making [Text] / B.G. Litvak. - М.: Delo, 2006. - 439 p.
5. Zeer, E.F. Modernization of Professional Education: Competence Approach [Text] / E. F.Zeer. - М.: Мoscow Psychological-and-Social Institute, 2005. - 211p.