Научная статья на тему 'Методика психолого-педагогической оценки качества подготовки специалистов по учебной дисциплине'

Методика психолого-педагогической оценки качества подготовки специалистов по учебной дисциплине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика психолого-педагогической оценки качества подготовки специалистов по учебной дисциплине»

человека. - 1996. - №12. - С. 1-9.

6. Корлякова С.Г. Основы общей и музыкальной психологии: учеб.-практическое пособие для студентов средних спец. и высших учебных заведений/ С.Г.Корлякова - Ставрополь:ИРО, 1999. - С. 112-121

7. Могнедович М.Р. К физиологическому анализу влияния музыки на человека/ М.Р.Могнедович, В.Б.Полякова//ХХ1 совещание по проблемам высшей нервной деятельности: Тез.докл. - М.,1966. - С. 204-205

8. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте/ А.Ц.Пуни.- М.: Физкультура и спорт, 1969. - С. 56

9. Шимановский Н.Н. Гармонию проверим алгеброй/ Н.Н. Шимановский// Наука и жизнь. - 2007. - № 7. - С.15-18

10. Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии/ С.В.Шушарджан -М.:Медицина, 2005. - С. 357-430

МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Л.В. Ястребова

На современном этапе развития подготовка офицерских кадров выделена в одно из приоритетных направлений в военном строительстве страны. При этом особо отмечается роль и место офицера как военного профессионала в решении сложных и ответственных задач обеспечения обороноспособности государства, формируются повышенные требования к военным специалистам, их профессионализму.

Современный военный специалист радиоэлектронного профиля должен быть подготовлен не только к применению существующих образцов радиотехнических устройств, но и к самостоятельному освоению новых средств радиоэлектронной борьбы. У военных специалистов должны быть сформированы способности к продуктивной творческой деятельности, умение принимать и реализовывать нестандартные решения, в том числе и в экстремальных условиях.

Все это существенно повышает требования к качеству подготовки военных инженеров в стенах военно-морских учебных заведений (ВМУЗ), при этом особенно возрастает роль объективности и ценности полученной информации о качестве подготовки будущих военных специалистов.

Обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки будущих военных специалистов в соответствии с возрастающими потребностями общества требует научно-практического решения вопроса о направленности, содержании, структуре, методах обучения и оценки качества результатов образования в ВМУЗ.

Проблема повышения качества подготовки специалистов неразрывно связана с проблемой совершенствования оценочного компонента качества результатов образования. При этом в рамках указанного процесса особую важность приобретает проблема определения новых, более объективных методов психолого-педагогической оценки качества подготовки специалистов.

Качество образовательной системы военно-морских учебных заведений интерпретируется через качество подготовки ее выпускников, что включает в себя предметную, психологическую, физическую и социальную составляющие этой подготовки, в соответствии с рисунком 1.

Оценка качества предметной и психологической составляющих профессиональной подготовки специалиста производится с применением формализованных показателей обученности (грамотности, дееспособности и компетентности) [1], которые можно измерить. В качестве основного метода измерения применяется тестирование, а в качестве основного средства измерения используются тесты, которые разрабатываются на основе ГОС ВПО (педагогическая составляющая), метрологических стандартов (техническая и методологическая составляющая) и в соответствии с законами

мышления человека (психологическая составляющая).

Качество предметной подготовки по учебным дисциплинам

Качество развития психической системы человека

Качество подготовки выпускников ВМУЗ ------

Качество физической подготовки

Личностные качества

Рис. 1. Составляющие качества подготовки специалиста

Разработанная методика психолого-педагогической оценки качества подготовки специалистов по учебной дисциплине позволяет оценить не только результаты процесса его обучения в условиях организованного обучения, но и эффективность управления учебной деятельностью (эффективность используемой модели обучения по учебным дисциплинам в ВМУЗе).

Рассмотрим поэтапно процесс психолого-педагогической оценки качества подготовки специалиста радиоэлектронного профиля по учебной дисциплине «Электроника».

4.1. Определение дидактической модели теста. Отбор дидактических единиц в соответствии с целями измерения и программой обучения.

4.2. Отбор тестовых заданий. Определение содержания и формы заданий. Ис-

Этап 1. Определение объекта исследования

Выбираемые объекты

Выбранный объект Процесс предметной подготовки специалиста ВМФ по «Электронике»

1) система;

2) педагогическое явление;

3) процесс.

Этап 2. Определение целей измерения и показателей качества подготовки

Выбираемые объекты

Выбранный объект

1) качество условий обучения;

2) качество моделей обучения;

3) качество УМК;

4) качество результатов и др.

Результаты (формализованные показатели):

1) грамотность;

2) дееспособность;

3) компетентность;

4) эффективность модели обучения.

Этап 3. Определение метода измерения выбранных показателей

1)

2)

3)

4)

5)

Выбираемые объекты контрольные работы; зачеты; экзамены; собеседование; курсовые работы и др.

Тестирование

Выбранный объект

Этап 4. Разработка контрольно-измерительных материалов (тестов)

следование свойств тестовых заданий (сложность, трудность, дифференцирующая способность).

4.3. Составление композиции теста в соответствии с типом мышления испытуемых и характеристиками заданий.

Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную форму социально-психического отражения и отображение человеком окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами.

Тип мышления - это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Выделяют четыре базовых типа профессионального мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: образное, предметное, знаковое, символическое.

Независимо от типа мышления, человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий доминирующие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его индивидуальный стиль профессиональной деятельности (мышления и направленности).

4.4. Исследование теста на метрологическую пригодность. Определение репрезентативной выборки испытуемых для апробации теста. Определение надежности и валидности по результатам тестирования репрезентативной группы.

Этап 5. Проведение педагогических измерений и обработка полученных результатов

Проведение тестирования в контрольных и экспериментальных группах. Сравнение результатов промежуточного и итогового тестирования обучающихся с применением методов статистического анализа. Педагогическая и психологическая интерпретация полученных данных. Построение выводов и составление экспертных заключений.

Анализ данных педагогических измерений позволяет выявить профессионально значимые знания, умения и навыки обучающихся, построить шкалу обученности специалиста, определить рейтинг интеллектуальных способностей, выявить уровни развития мышления, внимания, памяти, психомоторики, эмоционально-волевой устойчивости, что, в свою очередь, существенно повышает диагностичность образовательного процесса. Индивидуальные параметры, определяющие уровень подготовки курсанта по учебной дисциплине, представлены в таблице [2].

Таблица

Индивидуальные параметры, определяющие уровень подготовки курсанта по

учебной дисциплине

№ Наименование параметра Компонент

1 Быстрое принятие решения при выполнении тестовых заданий Мышление

2 Проникновение в сущность процессов

3 Видение в задаче проблемы в целом, не упуская необходимых частностей

4 Решение задач с анализом, сравнением и обобщением различных образов

5 Объективная оценка идей с всесторонней проверкой всех тезисов и выводов

6 Решение задачи оперированием понятий и логическими конструкциями

7 Образное представление информации, опираясь на схему, чертеж

8 Быстрое переключение внимания с одной операции (предмета) на другую Внимание

9 Охват вниманием нескольких объектов за короткое время

10 Сосредоточение внимание на объекте при отвлекающих воздействиях

11 Выполнение одновременно нескольких действий с рассредоточением внимания

12 Решение задачи в уме непосредственно в ходе практической деятельности Память

13 Зрительное и слуховое запоминание, сохранение и воспроизведение образов по памяти

14 Длительное и прочное сохранение воспринятой информации

Описанная выше методика обеспечивает научные гарантии эффективности образовательного процесса за счет воспроизводимости процедуры измерений и результатов, а также однозначности понятийного аппарата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бояшова. С.А. Теоретические основы, методы и средства педагогических измерений в автоматизированных тестовых системах контроля качества подготовки специалистов : монография / С. А. Бояшова ; СПб ИТМО. - СПб. : [б.и.], 2007. - 200 с.

2. Надуваев, А. А. Психологический анализ структуры профессиональной деятельности офицера военно-морского флота : методическое пособие. - СПб. : ВВМУЗ, 1997. - 117 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.