человека. - 1996. - №12. - С. 1-9.
6. Корлякова С.Г. Основы общей и музыкальной психологии: учеб.-практическое пособие для студентов средних спец. и высших учебных заведений/ С.Г.Корлякова - Ставрополь:ИРО, 1999. - С. 112-121
7. Могнедович М.Р. К физиологическому анализу влияния музыки на человека/ М.Р.Могнедович, В.Б.Полякова//ХХ1 совещание по проблемам высшей нервной деятельности: Тез.докл. - М.,1966. - С. 204-205
8. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте/ А.Ц.Пуни.- М.: Физкультура и спорт, 1969. - С. 56
9. Шимановский Н.Н. Гармонию проверим алгеброй/ Н.Н. Шимановский// Наука и жизнь. - 2007. - № 7. - С.15-18
10. Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии/ С.В.Шушарджан -М.:Медицина, 2005. - С. 357-430
МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Л.В. Ястребова
На современном этапе развития подготовка офицерских кадров выделена в одно из приоритетных направлений в военном строительстве страны. При этом особо отмечается роль и место офицера как военного профессионала в решении сложных и ответственных задач обеспечения обороноспособности государства, формируются повышенные требования к военным специалистам, их профессионализму.
Современный военный специалист радиоэлектронного профиля должен быть подготовлен не только к применению существующих образцов радиотехнических устройств, но и к самостоятельному освоению новых средств радиоэлектронной борьбы. У военных специалистов должны быть сформированы способности к продуктивной творческой деятельности, умение принимать и реализовывать нестандартные решения, в том числе и в экстремальных условиях.
Все это существенно повышает требования к качеству подготовки военных инженеров в стенах военно-морских учебных заведений (ВМУЗ), при этом особенно возрастает роль объективности и ценности полученной информации о качестве подготовки будущих военных специалистов.
Обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки будущих военных специалистов в соответствии с возрастающими потребностями общества требует научно-практического решения вопроса о направленности, содержании, структуре, методах обучения и оценки качества результатов образования в ВМУЗ.
Проблема повышения качества подготовки специалистов неразрывно связана с проблемой совершенствования оценочного компонента качества результатов образования. При этом в рамках указанного процесса особую важность приобретает проблема определения новых, более объективных методов психолого-педагогической оценки качества подготовки специалистов.
Качество образовательной системы военно-морских учебных заведений интерпретируется через качество подготовки ее выпускников, что включает в себя предметную, психологическую, физическую и социальную составляющие этой подготовки, в соответствии с рисунком 1.
Оценка качества предметной и психологической составляющих профессиональной подготовки специалиста производится с применением формализованных показателей обученности (грамотности, дееспособности и компетентности) [1], которые можно измерить. В качестве основного метода измерения применяется тестирование, а в качестве основного средства измерения используются тесты, которые разрабатываются на основе ГОС ВПО (педагогическая составляющая), метрологических стандартов (техническая и методологическая составляющая) и в соответствии с законами
мышления человека (психологическая составляющая).
Качество предметной подготовки по учебным дисциплинам
Качество развития психической системы человека
Качество подготовки выпускников ВМУЗ ------
Качество физической подготовки
Личностные качества
Рис. 1. Составляющие качества подготовки специалиста
Разработанная методика психолого-педагогической оценки качества подготовки специалистов по учебной дисциплине позволяет оценить не только результаты процесса его обучения в условиях организованного обучения, но и эффективность управления учебной деятельностью (эффективность используемой модели обучения по учебным дисциплинам в ВМУЗе).
Рассмотрим поэтапно процесс психолого-педагогической оценки качества подготовки специалиста радиоэлектронного профиля по учебной дисциплине «Электроника».
4.1. Определение дидактической модели теста. Отбор дидактических единиц в соответствии с целями измерения и программой обучения.
4.2. Отбор тестовых заданий. Определение содержания и формы заданий. Ис-
Этап 1. Определение объекта исследования
Выбираемые объекты
Выбранный объект Процесс предметной подготовки специалиста ВМФ по «Электронике»
1) система;
2) педагогическое явление;
3) процесс.
Этап 2. Определение целей измерения и показателей качества подготовки
Выбираемые объекты
Выбранный объект
1) качество условий обучения;
2) качество моделей обучения;
3) качество УМК;
4) качество результатов и др.
Результаты (формализованные показатели):
1) грамотность;
2) дееспособность;
3) компетентность;
4) эффективность модели обучения.
Этап 3. Определение метода измерения выбранных показателей
1)
2)
3)
4)
5)
Выбираемые объекты контрольные работы; зачеты; экзамены; собеседование; курсовые работы и др.
Тестирование
Выбранный объект
Этап 4. Разработка контрольно-измерительных материалов (тестов)
следование свойств тестовых заданий (сложность, трудность, дифференцирующая способность).
4.3. Составление композиции теста в соответствии с типом мышления испытуемых и характеристиками заданий.
Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную форму социально-психического отражения и отображение человеком окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами.
Тип мышления - это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Выделяют четыре базовых типа профессионального мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: образное, предметное, знаковое, символическое.
Независимо от типа мышления, человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий доминирующие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его индивидуальный стиль профессиональной деятельности (мышления и направленности).
4.4. Исследование теста на метрологическую пригодность. Определение репрезентативной выборки испытуемых для апробации теста. Определение надежности и валидности по результатам тестирования репрезентативной группы.
Этап 5. Проведение педагогических измерений и обработка полученных результатов
Проведение тестирования в контрольных и экспериментальных группах. Сравнение результатов промежуточного и итогового тестирования обучающихся с применением методов статистического анализа. Педагогическая и психологическая интерпретация полученных данных. Построение выводов и составление экспертных заключений.
Анализ данных педагогических измерений позволяет выявить профессионально значимые знания, умения и навыки обучающихся, построить шкалу обученности специалиста, определить рейтинг интеллектуальных способностей, выявить уровни развития мышления, внимания, памяти, психомоторики, эмоционально-волевой устойчивости, что, в свою очередь, существенно повышает диагностичность образовательного процесса. Индивидуальные параметры, определяющие уровень подготовки курсанта по учебной дисциплине, представлены в таблице [2].
Таблица
Индивидуальные параметры, определяющие уровень подготовки курсанта по
учебной дисциплине
№ Наименование параметра Компонент
1 Быстрое принятие решения при выполнении тестовых заданий Мышление
2 Проникновение в сущность процессов
3 Видение в задаче проблемы в целом, не упуская необходимых частностей
4 Решение задач с анализом, сравнением и обобщением различных образов
5 Объективная оценка идей с всесторонней проверкой всех тезисов и выводов
6 Решение задачи оперированием понятий и логическими конструкциями
7 Образное представление информации, опираясь на схему, чертеж
8 Быстрое переключение внимания с одной операции (предмета) на другую Внимание
9 Охват вниманием нескольких объектов за короткое время
10 Сосредоточение внимание на объекте при отвлекающих воздействиях
11 Выполнение одновременно нескольких действий с рассредоточением внимания
12 Решение задачи в уме непосредственно в ходе практической деятельности Память
13 Зрительное и слуховое запоминание, сохранение и воспроизведение образов по памяти
14 Длительное и прочное сохранение воспринятой информации
Описанная выше методика обеспечивает научные гарантии эффективности образовательного процесса за счет воспроизводимости процедуры измерений и результатов, а также однозначности понятийного аппарата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бояшова. С.А. Теоретические основы, методы и средства педагогических измерений в автоматизированных тестовых системах контроля качества подготовки специалистов : монография / С. А. Бояшова ; СПб ИТМО. - СПб. : [б.и.], 2007. - 200 с.
2. Надуваев, А. А. Психологический анализ структуры профессиональной деятельности офицера военно-морского флота : методическое пособие. - СПб. : ВВМУЗ, 1997. - 117 с.