Научная статья на тему 'Использование музыки в предстартовой подготовке лыжников-гонщиков'

Использование музыки в предстартовой подготовке лыжников-гонщиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование музыки в предстартовой подготовке лыжников-гонщиков»

пределения утвержденных ассигнований между подведомственными спортивнообразовательными учреждениями. При недостаточности выделенных ассигнований к расчетной сумме может быть применен понижающий коэффициент, показывающий степень обеспечения системы финансовыми средствами по данной экономической статье.

Таблица 1

Пример расчета финансовых нормативов в год на обеспечение спортсменов и тренеров по академической гребле спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального и коллективного пользования на этапе начальной подготовки

№ п/п Наименование спортивной одежды, обуви и инвентаря индивидуального пользования Ед. измерения Расчетная единица о тво с и ли о « Срок эксплуатации І ^ ар з а н е X Ю ¡і ^ св ез * | X ум 5 ° £ Норматив, руб. (гр.8 : на гр. 6)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Для спортсмена

Инвентарь, аксессуары

1 Весло для распашной гребли шт. на занимающегося 0

2 Весло для парной гребли пар «» 0

3 жилет спасательный шт. «» 1 3 1540 1540 513

Обувь

4 | сандалии для водных видов спорта | пар | «» | 0 | | | |

Одежда

5 трусы гребцовские пар «» 1 1 392 392 392

6 леггинсы пар «» 1 1 812 812 812

7 костюм тренировочный утепленный шт. «» 0

8 майка (футболка без рукавов) шт. «» 1 1 364 364 364

9 термобельё (нижнее бельё) шт. «» 0

10 футболка утепленная (толстовка) компл «» 0

Итого на занимающегося 2081

Для тренера

11 костюм тренировочный утепленный шт. на тренера 1 3 2310 2310 770

12 сапоги резиновые пар «» 1 2 630 630 315

Итого на тренера 1085

СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта располагает достаточным научным потенциалом для разработки подобных финансовых нормативов и по другим субъектам РФ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ПРЕДСТАРТОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

А.Ю. Тюличева, Н.И. Семёнов

Лыжные гонки предъявляют повышенные требования к функциональной и эмоциональной устойчивости спортсменов, требуют от них упорства и целеустремленности. Это связано с тем, что во время гонки лыжник ведет борьбу индивидуально, ему

приходится длительное время работать на пределе своих возможностей, часто при отсутствии какой бы то ни было психологической поддержки со стороны зрителей или тренеров. Другая особенность обусловлена различным рельефом трасс и погодой. В связи с этим, каждое соревнование представляет собой неповторимый комплекс условий, с учетом которых необходимо избрать правильную тактику ведения борьбы и придерживаться ее в течение гонки, а также вносить в нее целесообразные изменения при изменении условий. Все это также предъявляет повышенные требования к предстартовой подготовке.

В предстартовом состоянии происходят различные изменения в функциональных системах организма. Эти изменения связаны с усилением деятельности симпато-адреналовой системы, активируемой лимбической системой головного мозга - гипоталамусом и лимбической долей коры. Активность данных систем растёт еще до начала работы, на что указывает, в частности, повышение концентрации норадреналина и адреналина в крови. Под влиянием катехоламинов и других гормонов ускоряются процессы расщепления гликогена в печени, жиров - в жировом депо, при этом еще до начала работы в крови повышается содержание энергетических субстратов - глюкозы, свободных жирных кислот. Также усиление симпатической активности вызывает расширение кровеносных сосудов в скелетных мышцах.

Таким образом, для успешного выполнения деятельности организму необходимо перейти на "рабочий уровень" еще до начала работы.

Следует отметить, что уровень и характер предстартовых сдвигов идентичен характеру сдвигов, происходящих во время самого упражнения. Предстартовые изменения функций имеют специфику, хотя количественно выражены, конечно, гораздо слабее, чем изменения, происходящие во время выполнения работы (Гандельсман А.Б., Смирнов К.М., 1970).

Как известно, задачей предстартовой подготовки является достижения оптимального для соревновательной деятельности уровня функционирования центральной нервной системы, выражающегося в состоянии готовности. Психологическая подготовка делится на общую, специальную и коррекцию психологических состояний перед конкретными соревнованиями. Даже при успешном проведении общей и специальной подготовки не исключено появление неблагоприятных состояний непосредственно перед соревнованиями. Данные состояния отрицательно сказываются как на технике преодоления трасс и сложных спусков, так и на проявлении физических качеств, общей работоспособности. Уменьшается сила и скорость отталкивания, а также ухудшается субъективная переносимость нагрузки. Эмоциональный подъём, уверенность в своих силах, напротив, способствуют свободе и легкости движений, ведут к мобилизации скрытых возможностей организма (Бутин И. М., 2000).

В настоящее время выделяют три основных вида предстартовых состояний: состояние боевой готовности, состояние стартовой апатии и состояние стартовой лихорадки (Пуни А.Ц., 1969). Степень выраженности предстартового состояния, а также сроки их появления могут быть различными.

Необходимо заметить, что чем меньше времени остается у спортсмена до старта, тем больше увеличивается эмоциональная напряженность и уменьшается арсенал средств для регулирования психических состояний. В настоящее время используются такие средства, как массаж, аутогенная тренировка, дыхательная тренировка, специализированная разминка. Но одни из этих средств направлены исключительно на мышечную деятельность (массаж, дыхательная тренировка, разминка), не охватывая в должной степени эмоциональную сферу, отрицательное влияние которой может нейтрализовать эффект от данных средств. Другие же (аутогенная тренировка, самонастрой) требуют высокой концентрации внимания и произвольных волевых усилий, что не всегда возможно, учитывая множество сбивающих факторов и высокий уровень эмоционального напряжения перед стартом.

В связи с этим возникает потребность в средстве предстартовой подготовки, ко-

торое будет воздействовать на организм в целом на уровне нервной системы, корректируя тем самым неблагоприятные состояния. Таким средством может выступить музыка, так как она воздействует на центральную нервную систему человека, а, следовательно, психическую, физиологическую, мышечную деятельность, а также доступна для практического применения.

Влияние музыки на организм человека доказано множеством работ по музыкальной психологии и музыкальной терапии (Догель И.М., 1888; Могнедович М.Р.,1966; Шушарджан С.В., 2005). Психофизиологами (Калюжный Л.В.,1984, Клас-син С.Я.,1996 и др.) было выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию, в частности - на уровень гормонов в крови, играющих важную роль в эмоциональных реакциях. Анализ работ по музыкотерапии выявил существование единого физиологического субстрата, изучение которого способно раскрыть специфику музыкального воздействия на сому и психику человека (Могнедович М.Р., 1966). Данные исследований свидетельствуют о том, что многообразие физиологических реакций, возникающих в организме человека в результате музыкально-терапевтических воздействий, в первую очередь, обусловлено сложным механизмом механической рецепции.

Восприятие звуков, в целом, и музыки, в частности, осуществляется слуховым и вибротактильным анализаторами и происходит в три этапа.

Первый этап - акустический. Данный этап представляет собой сенсорный акт, в результате которого физическая энергия трансформируется в психическую и воздействует на сознание человека.

Второй этап - физиологический. Целесообразно подобранная музыка оказывает положительное влияние на деятельность человека путем такой ритмической настройки организма, при которой физиологические процессы протекают наиболее эффективно.

Кроме того, на физиологическом уровне происходит воспроизведение ритма и интонационного состава мышечным аппаратом и перцептивное воспроизведение их на голосовых связках. Данное восприятие доступно даже людям, не имеющим музыкальных способностей.

Первые два этапа восприятия являются универсальными и протекают одинаково у всех людей без учета индивидуальных особенностей.

Третий этап - психологический. При прослушивании музыкальных произведений возникают реакции слуховой адаптации, которые вызывают определенные ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на психоэмоциональное состояние человека.

Данный эффект возможен благодаря тому, что под воздействием музыки происходит возбуждение областей мозга, отвечающих за эмоции, что, в свою очередь, вызывает усиление кровообращения в областях мозга, регулирующих вегетативные функции. Также активизируются выработка нейромедиаторов, важнейшими из которых для восприятия музыки являются эндорфины, дофамины и эндоканнабиноиды. Эндорфины способствуют хорошему настроению, эндоканнабиноиды снижают чувство тревоги и «стирают» отрицательные эмоции, дофамины являются предшественниками адреналина и норадреналина и известны как «гормоны удовольствия» (Шимановский Н.Н., 2007).

Третий этап восприятия является строго индивидуальным, реакции, возникающие при прослушивании того или иного произведения, зависят от личностных факторов (жизненный опыт, музыкальность, уровень образованности и т.д.).

Сопоставляя физиологические изменения, происходящие в организме спортсмена перед стартом, и изменения, возникающие под влиянием музыки, можно заметить их идентичность. Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что и предстартовые состояния, и состояния, возникающие под воздействием музыки, относятся к одному классу психических состояний - классу собственно эмоций, имеют одну основу, а также тесной взаимосвязью ритма движений и музыкального ритма. Из этого следует, что корректировать неблагоприятные предстартовые состояния можно эффективно и с

помощью музыкального воздействия.

Зная особенности влияния отдельных выразительных средств музыки, можно путем целенаправленного подбора музыкальных произведений не только оказывать влияние на эмоциональное и физиологическое состояние спортсменов перед стартом, но и оптимизировать ритмо-темповую структуру предстоящих упражнений, что будет способствовать максимальной реализации физического потенциала лыжника-гонщика на соревнованиях.

Описанные выше воздействия музыки на организм осуществляются с помощью выразительных средств музыки: интонации, ритма, темпа, лада, мелодии, гармонии (Корлякова С.Г., 1999).

Интонация первична, интонационный слух в филогенезе и онтогенезе появился раньше остальных. Интонационные реакции являются базовыми и выражаются мускульно-моторно. Существует три интонационных (коммуникативных) архетипа. «Призыв» - направление интонации вверх, «прощение» - направление интонации вниз, «игра» - ровное направление интонации (расслабление, нега). Интонация воздействует на состояние, отношение, мускульно-моторные реакции.

Ритм есть движение, выраженное в звуковой форме, он рождается из движения, воспроизводит движение и описывает его характеристики, такие как сила, скорость, общий характер (активизация либо расслабление). Ритм организует время и состоит из метрических долей. Двухдольный метр имеет одну сильную долю и одну слабую, он дает ощущение четкости и определенности, ограничивает движение. Трехдольный метр имеет одну сильную долю и две слабых, отражая при этом свободу, свободное пространство. Создав ритмовую модель структуры предстоящей гонки с учетом стиля передвижения, условий скольжения и рельефа трассы и прослушав перед стартом музыкальный материал, копирующий эту структуру, можно в несколько раз повысить эффективность идеомоторной тренировки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование выявило, что в экспериментальных группах, участники которых прослушивали перед стартом музыку, темп которой соответствовал темпу предстоящих соревновательных упражнений, показатель сосредоточенности увеличился в 9 раз (с 0,14 до 1,28) в группах «стартовой лихорадки» и в 5 раз (с 0,57 до 2,85) в группах «боевой готовности». Изменения зафиксированы на уровне значимости р < 0,05. Оптимальными темпо-ладовыми характеристиками основных произведений явились следующие сочетания: быстрый темп - минор, быстрый темп - мажор и медленный темп - мажор.

Отметим, что восприятие музыки - процесс сознательный, поэтому для успешного воздействия данного метода необходимо мотивировать спортсменов, кроме того, оказывать действие будет только та музыка, которую человек любит, и к которой он привык, подбор произведений должен осуществляться строго индивидуально.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутин И. М. Лыжный спорт: Учеб. для сред. проф. образования / И. М. Бутин. - М.: Академия, 2000. - С. 192-202.

2. Догель И.М. Влияние музыки на человека и животных/ И.М. Догель. - Казань: Дубровина, 1888. - С. 4-5

3. Калюжный Л.В. К вопросу о химических механизмах некоторых форм поведения// Успехи современной биологии. - 1964. - С. 232.

4. Кечхауашвили Г.Г. Музыка и фиксированная установка/ Г.Г. Кечхауашви-ли//Бессознательное: природа, функция, методы исследования - Тбилиси: Мецниере-ба, 1978. - С.412-448

5. Классин С.Я. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов перед экзаменами/ С.Я.Классин, О.П.Тараканов, Н.А.Фудин //Физиология

человека. - 1996. - №12. - С. 1-9.

6. Корлякова С.Г. Основы общей и музыкальной психологии: учеб.-практическое пособие для студентов средних спец. и высших учебных заведений/ С.Г.Корлякова - Ставрополь:ИРО, 1999. - С. 112-121

7. Могнедович М.Р. К физиологическому анализу влияния музыки на человека/ М.Р.Могнедович, В.Б.Полякова//ХХ1 совещание по проблемам высшей нервной деятельности: Тез.докл. - М.,1966. - С. 204-205

8. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте/ А.Ц.Пуни.- М.: Физкультура и спорт, 1969. - С. 56

9. Шимановский Н.Н. Гармонию проверим алгеброй/ Н.Н. Шимановский// Наука и жизнь. - 2007. - № 7. - С.15-18

10. Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии/ С.В.Шушарджан -М.:Медицина, 2005. - С. 357-430

МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Л.В. Ястребова

На современном этапе развития подготовка офицерских кадров выделена в одно из приоритетных направлений в военном строительстве страны. При этом особо отмечается роль и место офицера как военного профессионала в решении сложных и ответственных задач обеспечения обороноспособности государства, формируются повышенные требования к военным специалистам, их профессионализму.

Современный военный специалист радиоэлектронного профиля должен быть подготовлен не только к применению существующих образцов радиотехнических устройств, но и к самостоятельному освоению новых средств радиоэлектронной борьбы. У военных специалистов должны быть сформированы способности к продуктивной творческой деятельности, умение принимать и реализовывать нестандартные решения, в том числе и в экстремальных условиях.

Все это существенно повышает требования к качеству подготовки военных инженеров в стенах военно-морских учебных заведений (ВМУЗ), при этом особенно возрастает роль объективности и ценности полученной информации о качестве подготовки будущих военных специалистов.

Обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки будущих военных специалистов в соответствии с возрастающими потребностями общества требует научно-практического решения вопроса о направленности, содержании, структуре, методах обучения и оценки качества результатов образования в ВМУЗ.

Проблема повышения качества подготовки специалистов неразрывно связана с проблемой совершенствования оценочного компонента качества результатов образования. При этом в рамках указанного процесса особую важность приобретает проблема определения новых, более объективных методов психолого-педагогической оценки качества подготовки специалистов.

Качество образовательной системы военно-морских учебных заведений интерпретируется через качество подготовки ее выпускников, что включает в себя предметную, психологическую, физическую и социальную составляющие этой подготовки, в соответствии с рисунком 1.

Оценка качества предметной и психологической составляющих профессиональной подготовки специалиста производится с применением формализованных показателей обученности (грамотности, дееспособности и компетентности) [1], которые можно измерить. В качестве основного метода измерения применяется тестирование, а в качестве основного средства измерения используются тесты, которые разрабатываются на основе ГОС ВПО (педагогическая составляющая), метрологических стандартов (техническая и методологическая составляющая) и в соответствии с законами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.