Научная статья на тему 'Финансовые нормативы и их роль в подготовке спортивного резерва'

Финансовые нормативы и их роль в подготовке спортивного резерва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые нормативы и их роль в подготовке спортивного резерва»

ния при р<0,05 у юношей произошли в 20% случаев, у девушек - в 20%; при р<0,01 у юношей - в 20%, а у девушек - в 10% случаев; при р<0,001 у юношей - в 60% и у девушек - в 60%. Недостоверных изменений (р>0,05) у юношей отсутствует, у девушек -в 10% случаев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Соревнование создает экстремальную ситуацию, в которой занимающийся проявляет максимум усилий для достижения победы. Результаты соревнований являются стимулирующим фактором для того, чтобы студент продолжал совершенствовать свои физические возможности, а также являются эффективным средством воспитания личности.

Внедрение соревновательного метода в учебно-тренировочные занятия позволяет получить срочный тренировочный эффект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека : (к проблеме развития физического знания) // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 7. - С. 37-41.

2. Бальсевич, В.К. Физическая культура : молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 5. -С. 21.

3. Вопросы физического воспитания студентов / С.-Петербургский государственный университет. - СПб. : Изд-во СПб ГУ, 2001. - 32 с.

4. Зайцев, Г.К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов // Теория и практика физического воспитания. - 1993. - № 7. - С. 21.

5. Красников, К. Н. Роль соревнований в системе подготовки спортсменов / К.Н. Красников. - М. : [б.и.], 1997. - 43 с.

6. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания : методы развития и технология реализации // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 5.

7. Починкин, А. В. К вопросу об эволюции состязательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 5. - С. 21.

ФИНАНСОВЫЕ НОРМАТИВЫ И ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНОГО

РЕЗЕРВА

О.А. Сатаненко

Основополагающими условиями достижения стоящих перед физической культурой и спортом задач является эффективное государственное управление и надлежащее финансовое обеспечение спортивно-образовательных учреждений, что определяется общественной, социальной и экономической значимостью подготовки спортивного резерва.

В настоящее время Федеральным агентством по физической культуре и спорту активно разрабатываются нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации расходных обязательств, исполнителем которых является Росспорт. Однако степень их использования на уровне субъектов РФ является минимальной, так как органы государственного управления в сфере физической культуры и спорта субъектов РФ при финансовых взаимоотношениях с подведомственными спортивнообразовательными учреждениями обязаны, прежде всего, руководствоваться региональными документами, в том числе теми из них, где прописан порядок нормирования расходов по разным направлениям деятельности.

Между тем, научные исследования по вопросам нормирования расходов, выполняемые учеными Санкт-Петербургского государственного университета физиче-

ской культуры, позволяют судить о том, что в большинстве субъектов РФ финансовые нормативы отсутствуют либо требуют существенной корректировки. Это явилось основанием для разработки методологии формирования нормативов, в рамках которой выделяются общие и частные принципы нормирования:

• научная обоснованность величин нормативов в натуральном и денежном выражении по направлениям деятельности для разных категорий субъектов физкультурно-спортивной работы;

• зависимость величин нормативов от вида спорта, уровня подготовки и вида тренировочной и соревновательной деятельности, пола и возраста спортсменов;

• многоцелевой характер использования финансовых нормативов: при формировании проекта бюджета в целом; распределении утвержденных ассигнований между учреждениями; анализе степени финансовой обеспеченности по направлениям расходов; формировании государственного задания на подготовку спортсменов для государственных учреждений и др.;

• обязательность натурального обеспечения воспитанников, учащихся-спортсменов, тренеров-преподавателей предметами снабжения, исключающего предоставление денежной компенсации.

Использование финансовых нормативов при финансировании физической культуры и спорта нацелено на получение следующих результатов:

• повышение уровня прозрачности, объективности и предсказуемости процесса распределения бюджета и сокращение времени, которое уходит на переговоры;

• отказ от затратного принципа;

• совершенствование методик планирования расходов на содержание спортивно-образовательных учреждений в случае понижения или повышения их статуса в рамках программы реструктуризации сети учреждений в зависимости от результата их работы (аттестации);

• повышение уровня самостоятельности подведомственных учреждений в эффективном использовании финансовых ресурсов;

• зависимость подходов к нормированию от уровня решаемых задач и видов расходов.

Указанные принципы были положены в основу разработанных с участием автора методик формирования дифференцированных размеров финансовых нормативов и планирования средств по отдельным видам расходов, отражающих специфику деятельности спортивно-образовательных учреждений г. Москвы. Разработаны методики для нормирования расходов на питание, медикаменты, текущий ремонт и эксплуатацию спортивных объектов, на обеспечение воспитанников-спортсменов и тренеров-преподавателей спортивно-образовательных учреждений спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального и коллективного пользования. На основе указанных методик определены стоимостные значения нормативов.

В частности, при разработке методологии и методики нормирования расходов на приобретение спортивной экипировки учитывалось, что одним из обязательных условий достижения высоких спортивных результатов и безопасности учебнотренировочного и соревновательного процессов являются государственные гарантии обеспечения воспитанников спортивных школ, учащихся училищ олимпийского резерва и других спортивно-образовательных учреждений одеждой, обувью, инвентарем, имеющими соответствующие сертификаты и символику. Перечень минимально необходимых предметов обеспечения спортсменов и тренеров приведен в Табеле, утвержденном приказом Росспорта от 03.03.2004 № 190/п, где приводятся наименования видов обеспечения, количество и срок эксплуатации. В свое время проект указанного документа также был разработан кафедрой спортивных сооружений СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта.

Для определения финансовых нормативов обеспечения спортсменов и трене-

ров-преподавателей одеждой, обувью, инвентарем индивидуального и коллективного пользования в данной методике вводятся следующие обозначения:

Е - вид единицы обеспечения (для примера см. таблица 1, графа 2);

Ке - количество штук в конкретном виде единиц обеспечения (см. таблица 1, графа 5);

ЭЕ - срок эксплуатации конкретной единицы обеспечения (см. таблица 1, графа

6);

Це - цена конкретной единицы обеспечения (см. таблица 1, графа 7) (Цены единиц обеспечения определяются в соответствии с рыночной конъюнктурой и могут ежегодно корректироваться.);

I - индекс, указывающий на принадлежность расчетной единицы к категории спортсменов (1=1) или тренеров (1=2);

I - индекс, указывающий вид спорта (например, индекс .7=1 присваивается академической гребле, индекс 7=2 присваивается синхронному плаванию и т.д.);

Ь - индекс, указывающий на уровень спортивной подготовки (например, индекс Ь=1 присваивается начальному этапу спортивной подготовки, индекс Ь=2 присваивается учебно-тренировочному этапу спортивной подготовки и т.д.);

Н11Ь - финансовый норматив 1-й расчетной единицы, 7-го вида спорта, Ь-го уровня спортивной подготовки. Для его расчета применяется формула:

н ^ КЕ • ЦЕ

П 1,Ь 'Л

Е ЛЕ

Норматив, рассчитанный по данной формуле, включает в себя сумму расходов на одного спортсмена или тренера по всем единицам обеспечения. Он определяется по каждому в отдельности виду спорта, по каждому уровню подготовки спортсменов.

Например, в таблице 1 приведен пример расчета финансовых нормативов (Н111 и Н211) в год на обеспечение спортсменов (1=1) и тренеров (1=2) по академической гребле (7=1) спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального и коллективного пользования. На этапе начальной подготовки (Ь=1) они составляют 2081 руб. для учащихся и 1085 руб. для тренера - преподавателя.

Определение объема бюджетного финансирования в год (академическая гребля) на обеспечение спортсменов и тренеров спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального и коллективного пользования на всех этапах подготовки (О1) производится по формуле:

О = И Н ш ■ УI и •

I Ь

где У11Ь - среднегодовое количество воспитанников-спортсменов и тренеров-преподавателей по каждому уровню спортивной подготовки.

Для определения общего объема годового финансирования (О) на обеспечение спортсменов и тренеров спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального и коллективного пользования на всех этапах подготовки по всем видам спорта, по которым спортивно-образовательное учреждение осуществляет обучение учащихся-спортсменов, применяется формула:

О = ШН7,Ь ■У,7Ь

I 7 Ь

Мы считаем, что настоящая методика является универсальной и позволяет определить как нормативы в расчете на одного воспитанника-спортсмена или тренера-преподавателя на обеспечение их спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального и коллективного пользования, так и годовую потребность в объеме необходимых средств на эти цели каждого спортивно-образовательного учреждения.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что финансовые нормативы позволяют главным распорядителям бюджетных средств экономически обоснованно определять потребности в бюджетных средствах и существенно облегчают задачу рас-

пределения утвержденных ассигнований между подведомственными спортивнообразовательными учреждениями. При недостаточности выделенных ассигнований к расчетной сумме может быть применен понижающий коэффициент, показывающий степень обеспечения системы финансовыми средствами по данной экономической статье.

Таблица 1

Пример расчета финансовых нормативов в год на обеспечение спортсменов и тренеров по академической гребле спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального и коллективного пользования на этапе начальной подготовки

№ п/п Наименование спортивной одежды, обуви и инвентаря индивидуального пользования Ед. измерения Расчетная единица о тво с и ли о « Срок эксплуатации І ^ ар з а н е X Сумма, руб. (гр. 5 Х на гр. 7) Норматив, руб. (гр.8 : на гр. 6)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Для спортсмена

Инвентарь, аксессуары

1 Весло для распашной гребли шт. на занимающегося 0

2 Весло для парной гребли пар «» 0

3 жилет спасательный шт. «» 1 3 1540 1540 513

Обувь

4 | сандалии для водных видов спорта | пар | «» | 0 | | | |

Одежда

5 трусы гребцовские пар «» 1 1 392 392 392

6 леггинсы пар «» 1 1 812 812 812

7 костюм тренировочный утепленный шт. «» 0

8 майка (футболка без рукавов) шт. «» 1 1 364 364 364

9 термобельё (нижнее бельё) шт. «» 0

10 футболка утепленная (толстовка) компл «» 0

Итого на занимающегося 2081

Для тренера

11 костюм тренировочный утепленный шт. на тренера 1 3 2310 2310 770

12 сапоги резиновые пар «» 1 2 630 630 315

Итого на тренера 1085

СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта располагает достаточным научным потенциалом для разработки подобных финансовых нормативов и по другим субъектам РФ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ПРЕДСТАРТОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

А.Ю. Тюличева, Н.И. Семёнов

Лыжные гонки предъявляют повышенные требования к функциональной и эмоциональной устойчивости спортсменов, требуют от них упорства и целеустремленности. Это связано с тем, что во время гонки лыжник ведет борьбу индивидуально, ему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.