Научная статья на тему 'Совершенствование управления развитием детско-юношеского спорта в России'

Совершенствование управления развитием детско-юношеского спорта в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
678
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SPORTS RESERVE / PREPARATION SYSTEM / STANDARD-LEGAL / MATERIAL / INFORMATION AND SCIENTIFICALLY METHODICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Квашук Павел Валентинович, Грачев Николай Павлович, Маслова Ирина Николаевна

В статье рассматриваются основные факторы, обеспечивающие высокую результативность подготовки юных спортсменов. Система подготовки спортивного резерва представляет упорядоченную совокупность взаимоотношений между государственными органами, общественными и иными организациями и учреждениями, осуществляющими спортивную деятельность на основе рациональных программ многолетней подготовки и требований к уровню спортивного мастерства занимающихся. К объективным факторам, определяющим эффективность функционирования системы подготовки спортивного резерва, относятся особенности международного спортивного движения, социальных, экономических, демографических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Квашук Павел Валентинович, Грачев Николай Павлович, Маслова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of development management of children and youth sports in Russia1The All-Russia scientific research institute of physical training

The article treats the main factors providing high productivity of preparation of young athletes. The system of preparation of sports reserve presents the ordered set of mutual relations between state structures, public and other organizations and institutions which control the sports activity on the basis of rational programs of long-term preparation and requirements to level of sports skill of the engaged athletes. The features of the international sports movement, social, economic, demographic conditions are applied to the objective factors defining efficiency of functioning of the system of sports reserve preparation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления развитием детско-юношеского спорта в России»

Так же наблюдается уменьшение количества обращений в санитарную часть курсантов опытных групп получивших различные травмы. Так на первом курсе число больных уменьшилось на 30%, на втором на 20%, на третьем уменьшение произошло на 25% и на четвертом курсе на 15%. В контрольных группах данный показатель практически не изменился.

Полученные данные, дают основание утверждать, что уменьшение травматизма различной степени тяжести и простудных заболеваний в опытных группах произошли в результате повышения информированности испытуемых. В контрольных группах показатели по заболеваниям остались практически на прежнем уровне, общеизвестно, что важную роль в ослаблении организма человека

В свою очередь вышеперечисленные мероприятия в совокупности с другими средствами применяемыми, в течение всего педагогического эксперимента, способствовали улучшению физической работоспособности курсантов опытных групп всех курсов (р<0,05), в то время как в контрольных группах выявлена положительная динамика лишь у курсантов четвертого курса. Об этом свидетельствуют данные полученные в результате повторного тестирования, которое проводилось в конце учебного года в июне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Велитченко, В.К. Физкультура без травм / В.К. Велитченко. - М. : Просвещение. 1993. - 129 с.

2. Виленский, М.Я. Личностное развитие студента в гуманитарноориентированном образовательном пространстве физической культуры / М.Я. Велинский / Материалы Междунар. науч-практ. конф. «Физическая культура, спорт, туризм: сегодня и завтра». - Ростов-на-Дону, 2004. - С. 9-15.

3. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М. : АСТ, «Астрель», 2004. - 864 с.

4. Синяев, Е.Е. Самосовершенствование курсантов образовательных учреждений МВД России по дисциплине физическая подготовка : метод. пособие/ Е.Е. Синяев, А.А. Сияева. - Брянск : [б.и.], 2010. - 61 с.

5. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник для вузов физ. культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Терра-Спорт : Олимпия Пресс, 2001. - 519 с. : ил.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796/799

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ

Павел Валентинович Квашук, доктор педагогических наук, профессор, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК),

Москва

Николай Павлович Грачев, кандидат педагогических наук, доцент,

Ирина Николаевна Маслова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье рассматриваются основные факторы, обеспечивающие высокую результативность подготовки юных спортсменов. Система подготовки спортивного резерва представляет упорядоченную совокупность взаимоотношений между государственными органами, общественными и иными организациями и учреждениями, осуществляющими спортивную деятельность на основе рациональных программ многолетней подготовки и требований к уровню спортивного мастерства занимающихся. К объективным факторам, определяющим эффективность функционирования сис-

темы подготовки спортивного резерва, относятся особенности международного спортивного движения, социальных, экономических, демографических условий.

Ключевые слова: спортивный резерв, система подготовки, нормативно-правовое, материально-техническое, информационное и научно-методическое обеспечение.

PERFECTION OF DEVELOPMENT MANAGEMENT OF CHILDREN AND YOUTH

SPORTS IN RUSSIA

Pavel Valentinovich Kvashuk, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The All-Russia scientific research institute of physical training, Moscow

Nikolay Pavlovich Grachev, the candidate of pedagogical sciences senior lecturer,

Irina Nikolaevna Maslova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education

Annotation

The article treats the main factors providing high productivity of preparation of young athletes. The system of preparation of sports reserve presents the ordered set of mutual relations between state structures, public and other organizations and institutions which control the sports activity on the basis of rational programs of long-term preparation and requirements to level of sports skill of the engaged athletes. The features of the international sports movement, social, economic, demographic conditions are applied to the objective factors defining efficiency of functioning of the system of sports reserve preparation.

Keywords: sports reserve, preparation system, standard-legal, material, information and scientifically methodical support.

ВВЕДЕНИЕ

Система подготовки спортивного резерва сформирована в советский период развития страны. В последние годы она претерпела значительные изменения, сохранив многие черты лучшей на тот период, по признанию многих специалистов, системы в мире.

До настоящего времени российская система подготовки спортивного резерва, благодаря заложенным ранее механизмам, довольно успешно справлялась со стоящими перед ней задачами. В настоящее время в мировом и российском спорте произошли значительные изменения. Одной из главных причин происходящих изменений стала увеличивающаяся коммерциализация и профессионализация спорта высших достижений. К участию в Олимпийских играх в последнее десятилетие были допущены профессиональные спортсмены. Постепенно профессиональный спорт занимает все большее место в отечественной системе физического воспитания и спорта, что уже нашло свое отражение в российском законодательстве. Наряду с искусством, модельным и шоу-бизнесом спорт стал профессиональным занятием, оставаясь для подавляющего большинства граждан любимым средством проведения досуга и организации отдыха. В этой связи, прежние задачи подготовки спортивного резерва дополняются важным направлением - подготовкой резерва для профессионального спорта.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе исследования были изучены основные условия, обеспечивающие успешность функционирования системы подготовки спортивного резерва в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, сборных командах России, а также центрах образования и спортивных клубах. Были проанализированы статистические данные, типовые положения, программы, нормативные документы спортивных организаций.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В последние годы ярко звучит тема гуманизации детского спорта, необходимости его освобождения от чрезмерного регламентирования и раннего приобщения к соревно-

ваниям по образцу взрослых. Так, по мнению специалистов, значительные нагрузки в спорте необходимы только той части талантливой молодежи, которая по своей природе способна их выдерживать без особого вреда для здоровья.

Иначе говоря, вопрос стоит о необходимости дифференцированного подхода к детям и подросткам, занимающихся спортом.

В связи с этим, представляется важным более точно сформулировать цели развития детско-юношеского спорта и системы подготовки спортивного резерва.

Основными целями развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва являются: вовлечение максимально возможного числа детей и подростков в систематические занятия спортом, формирование устойчивого интереса к ним; отбор и подготовка наиболее одаренных, имеющих перспективу достижения спортивных результатов международного уровня для пополнения спортивных сборных команд России.

Система подготовки спортивного резерва представляет упорядоченную совокупность взаимоотношений между государственными органами, общественными и иными организациями и учреждениями, осуществляющими спортивную деятельность на основе рациональных программ многолетней подготовки и требований к уровню спортивного мастерства занимающихся.

К объективным факторам, определяющим эффективность функционирования системы подготовки спортивного резерва, относятся особенности международного спортивного движения, социальных, экономических, демографических условий.

Таблица1

Основные условия, обеспечивающие успешность функционирования системы под-

готовки спортивного резерва

№ п/п Условия ДЮСШ ё в СД Центры образования ё Центры спортивной подготовки (ШВСМ) Спортивные клубы Сборные команды

1. Возможность сочетания тренировочных занятий и учебы в учебных заведениях в соответствии с программными требованиями Ч Ч П П П Ч Нр

2. Медико-биологическое обеспечение Ч Пр Пр Пр Пр Пр П

3. Научное обеспечение Нр Ч Ч Ч Ч П Пр

4. Информационное обеспечение Ч Ч Пр Пр Пр П П

5. Восстановление Ч Ч Пр П Пр Пр П

6. Необходимая спортивная материальная база Ч Пр Пр Пр Пр Пр Пр

7. Наличие специализированного питания и условий проживания во время учебнотренировочных сборов Ч Ч Пр П Ч Пр П

8. Обеспеченность специальной спортивной обувью, одеждой, инвентарем и т.п. Ч Пр Пр Пр Пр Пр П

9. Подготовка спортивной базы к тренировочным занятиям и соревнованиям Ч Ч Пр Пр Ч Пр Пр

10. Отбор Ч Ч Ч Пр Пр П П

11. Финансирование Ч Ч Пр П Пр Пр П

Примечание: П - полностью (95-100%), Пр - преимущественно (50-95%), Ч - частично (10-50%), Нр - не реализуется (менее 10%).

Для выявления возможности реализации основных факторов, определяющих успешность развития системы подготовки спортивного резерва в спортивных школах раз-

ных типов, были проанализированы статистические данные, типовые положения, программы, нормативные документы спортивных организаций и т.д. В результате были выявлены основные условия, необходимые для качественного осуществления учебнотренировочного процесса (табл. 1), качества организации работы по подготовке спортсменов в спортивных школах различных типов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качество спортивного резерва для пополнения сборных команд России по олимпийским видам спорта определяется следующими основными факторами:

- разработкой нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность спортивных школ, не зависимо от их принадлежности и организационно правовых форм, типов и видов. Совершенной программно-нормативной базой, обеспечивающей преемственность программ и требований к уровню разносторонней подготовленности и спортивного мастерства юных спортсменов на этапах многолетней подготовки;

- квалификацией тренерских и управленческих кадров. Анализ деятельности спортивных школ свидетельствует о недостаточном квалификационном уровне тренеров-преподавателей, работающих с юными спортсменами;

- уровнем материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва. В настоящее время существенные резервы повышения качества подготовки юных спортсменов связаны с улучшением материально-технического оснащения спортивных школ, обеспечением юных спортсменов современным инвентарем, спортивной одеждой и обувью, тренажерами и техническими средствами обучения;

- уровнем оплаты труда с учетом целевых показателей на разных этапах многолетней подготовки. Существующий порядок оплаты труда тренеров-преподавателей побуждает их вести необоснованно высокоспециализированную подготовку уже на ранних этапах спортивной подготовки;

- совершенной системой многолетнего отбора двигательно-одаренных детей и подростков для спортивной специализации в олимпийских видах спорта на основе научно обоснованных нормативных требований физической, функциональной, технической и тактической подготовленности и модельных характеристик соревновательной деятельности на этапах становления спортивного мастерства;

- эффективной системой спортивных соревнований, регламентирующей целевую направленность тренировочного процесса, календаря спортивных мероприятий с учетом возрастных особенностей и темпов биологического развития юных спортсменов на этапе начальной подготовки, учебно-тренировочном и совершенствования спортивного мастерства;

- уровнем информационного, научного и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва. Своевременное внедрение в практику достижений научно-технического прогресса является одним из решающих факторов высокой результативности подготовки юных спортсменов;

- реализацией построения индивидуально ориентированного тренировочного процесса наиболее перспективных юных спортсменов, проходящих подготовку на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства;

- разработкой современной системы комплексного контроля процесса подготовки для объективного нормирования тренирующих воздействий, объема и интенсивности тренировочных нагрузок с целью оптимизации темпов прироста спортивных результатов, исключения форсированных методов подготовки, снижения отсева перспективных юных спортсменов на ранних этапах спортивной специализации. Возможность внедрения объективных методов индивидуального нормирования тренировочных нагрузок сдерживается разработкой информативных технологий оперативного и текущего контроля в юношеском спорте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бескровная, В. А. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта: приоритеты финансирования / В. А. Бескровная, А.Н. Медведев // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 6. - С. 7-10.

2. Современное состояние физической культуры и спорта: проблемы и решения / Б.Ф. Вашляев, И.Ю. Сазонов, А.И. Доронин, А.В. Гришин // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 5-7.

3. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность учреждений до-

полнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенные на территории Российской Федерации (25 января 1995 г. № 96-ИТ) //

URL:http://www.businesspravo.ru. - Дата обращения 01.06.2011.

4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // URL: http://www.infosport.ru/strategiya/. - Дата обращения 01.06.2011.

5. Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html. - Дата обращения 01.06.2011.

6. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» // URL: http://www.innovbusiness.ru/. - Дата обращения 01.06.2011.

Контактная информация: [email protected]

УДК 372.212.1:617.586-053.2

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНОЕ СТРОЕНИЕ СВОДОВ СТОП

Олеся Александровна Комачева, старший преподаватель,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье представлены данные о двигательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимающихся физическими упражнениями вне школы и вне режима дня детского сада и имеющих различное строение сводов стоп. Нами установлено, что двигательная активность детей дошкольного возраста (4-7 лет), имеющих нормальное состояние сводов стоп, почти в четыре раза ниже, чем у их сверстников, страдающих плоскостопием.

Ключевые слова: двигательная активность, коэффициент активности, плоскостопие, дошкольный и младший школьный возраст.

MOTOR ACTIVITY OF CHILDREN WITH DIFFERENT STRUCTURE OF FOOT

ARCH

Olesya Alexandrovna Komacheva, senior lecturer Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

The article presents the facts depicting the motor activity of preschool and primary school children involved in physical activity outside the school and kindergarten day regimen and having the different structure of foot arch. It has been established that motor activity of children at preschool age (4-7 years old) with normal state of foot arch is almost four times lower than among their counterparts suffering flat-footedness.

Keywords: motor activity, activity coefficient, flat-footedness, preschool and junior school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.