Научная статья на тему 'Система оценки качества подготовки выпускников основной школы по предметам естественно-научного цикла (химия, биология)'

Система оценки качества подготовки выпускников основной школы по предметам естественно-научного цикла (химия, биология) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Широкова И. Г., Лаврентьева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система оценки качества подготовки выпускников основной школы по предметам естественно-научного цикла (химия, биология)»

2. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие. - М.: Академия, 2001. - С. 107-108.

3. Жесткова Е.А., Рыбакова Е.Н. Литературный кружок как форма организации внеурочной деятельности с одаренными детьми // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. URL: http://www.science-education.ru/125-19783 (дата обращения: 29.02.2016).

4. Жесткова Е.А., Клычева А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 1-1 - С. 126-130.

5. Жесткова Е.А., Казакова В.В. Обучение младших школьников написанию отзыва о прочитанном художественном произведении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8-2 -С. 355-358.

И. Г. Широкова, Е. В. Лаврентьева

Система оценки качества подготовки выпускников основной школы по предметам естественно-научного цикла

(химия, биология)

В современных условиях большое внимание уделяется качеству образования.

В Приморском районе Санкт-Петербурга на протяжении нескольких лет проводится работа по созданию системы независимой оценки качества образования (СНОКО) с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Целью СНОКО является обеспечение преемственности образовательных программ начального, основного общего и профессионального образования.

Данная система включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки учащихся в предметных областях знаний;

2) независимую оценку качества и эффективности педагогической деятельности работников отрасли образования.

Работа осуществляется организациями-партнёрами - государственными бюджетными общеобразовательными учреждениями (ГБОУ) среднего общего образования, имеющими статус опытно-экспериментальной площадки, государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного педагогического профессионального образования центром повышения квалификации специалистов «Информационно-методическим центром» Приморского района СПб и Головным центром мониторинга и сертификации Отраслевой системы Университета ИТМО, который

осуществляет научное руководство инновационной деятельностью в образовательных учреждениях.

В данной статье будет рассмотрена оценка качества подготовки учащихся в предметных областях знаний «Химия» и «Биология».

Проблема проверки и оценки знаний рассматривалась учёными в разных аспектах. В опубликованных исследователями работах (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.Н. Максимов и др.) показаны контролирующие, обучающие и воспитывающие функции проверки и оценки знаний, раскрыта методика проведения их устного, письменного, графического и практического контроля, фронтального, индивидуального, тематического и итогового опросов, сформулированы требования к качеству знаний обучающихся, к оценке их устных и письменных ответов по различным учебным дисциплинам в традиционной системе обучения.

В современной практике особое значение приобретает тестирование как один из наиболее технологичных методов педагогической диагностики, который можно автоматизировать, что позволяет обеспечить массовость контроля, надёжность и достоверность полученных результатов педагогического измерения. Кроме того, при тестировании обеспечиваются равные условия для испытуемых, а это в свою очередь позволяет объективно сравнивать их достижения.

Обобщённые рекомендации по разработке тестовых заданий и композиции целостного теста в соответствии с современной теорией и практикой педагогических измерений приводятся в работах В.С. Аванесова [1] и А.Н. Майорова [5].

Методика исследования качества средств измерений, исходя из особенностей построения автоматизированной системы измерений (АСИ), представлена в работах С.А. Бояшовой [2; 6].

Школа № 253 занимается разработкой, проведением экспертизы качества средств измерений, их апробацией на выборочной совокупности испытуемых и вводом в АСИ.

Основной целью учебных предметов «Химия» и «Биология», в соответствии с ФГОС [7, с. 27-28], является овладение обучающимися основополагающими химическими и биологическими понятиями, законами и закономерностями, уверенное пользование химической и биологической терминологией и символикой.

В ходе многочисленных педагогических и психологических исследований выявлено, что в процессе учения человека в его психической системе возникают целостные новообразования в виде ЗУН (системы связанных между собой знаний, умений, навыков различного качества, уровня и сложности), которые формируют основные составляющие его интеллекта [4].

При этом прочность ЗУН в системе интеллекта человека зависит от многих внешних (качество преподавания учебного предмета в

образовательном учреждении, качество учебных программ и ФГОС и др.) и внутренних (физические, психические и личностные особенности ученика) факторов.

В нашей работе исследуется понятие «грамотность», определяемое как «одно из свойств интеллекта, количественной мерой которого является объём усвоенных им научных понятий в виде соответствующей системы связанных между собой ЗУН» [3]. При этом, являясь общей характеристикой в качественном отношении для человека, грамотность в количественном отношении индивидуальна. По мнению Бояшовой С.А., объём ЗУН и время, затраченное на их формирование, конечны для каждого отдельного этапа образования, поэтому грамотность можно измерить.

Объём ЗУН (УЗУН) пропорционален объёму понятий научной области (Упонятий), усвоенных обучающимся в процессе его учения (формула (1)):

Узун = а • Vпонятий^ (1)

где а- коэффициент пропорциональности, или коэффициент грамотности.

Единицей объёма ЗУН является 1 понятие. Если ученик полностью усвоил содержание учебной программы, то можно утверждать, что он обладает абсолютной грамотностью, и коэффициент его грамотности

а = 1.

Если равенство не выполняется, то коэффициент грамотности определяется по формуле (2) [6, с. 6]:

а = Узу^ ^понятий (2)

Коэффициент химической (биологической) грамотности (а) - это безразмерный коэффициент, который определяется как отношение объёма химических (биологических) ЗУН учащегося к объёму понятий соответствующей предметной научной области, подлежащих обязательному усвоению в соответствии с учебной программой или ФГОС.

При проведении измерений коэффициента химической (или биологической) грамотности используется метод сравнения его с эталонной мерой, которая представляет собой систему содержательных элементов соответствующей предметной области «Химия» или «Биология», подлежащую обязательному усвоению на ступени основного общего образования, согласно ФГОС третьего поколения.

Эталонная мера может быть представлена в виде таблицы-кодификатора, где определены подсистемы (блоки) элементов содержания данной предметной области, а также структурные элементы содержания, входящие в блок.

Следует отметить, что в зависимости от целей измерения каждый отдельный элемент содержания может рассматриваться либо как отдельная система, в этом случае можно проводить промежуточное тестирование, либо как компонент целостной системы, если нужно провести итоговое тестирование по всему курсу учебной дисциплины.

С целью проверки химической и биологической грамотности у выпускников основной школы (9 класс) по данным учебным предметам была разработана система измерения, включающая в себя следующие подсистемы: кодификатор содержания указанных предметных областей, эталонные шкалы измерения, модели тестов (2 фасетных варианта) (фасетный тест представляет собой большой массив элементов - фасеток, из которых путём различных сочетаний конструируются тестовые задания), методики обработки данных и анализ полученных результатов.

Для двух фасетных вариантов теста отбор заданий проводился для учебного предмета «Химия» на базе учебно-методического комплекса (УМК) «О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. Базовый уровень», для пред-мета «Биология» - «В. В. Пасечник,В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Биология. 5-9 классы».

Кодификатор по учебному предмету «Химия» включает 7 блоков:

«Введение. Общая характеристика химических элементов», «Общая характеристика металлов», «Металлы главных подгрупп», «Металлы побочных подгрупп», «Общая характеристика неметаллов», «Оксиды неметаллов. Летучие водородные соединения и бескислородные кислоты неметаллов», «Кислородсодержащие кислоты неметаллов. Соли неметаллов». Каждый блок содержит определённое количество структурных элементов содержания (вопросов). Всего 30 элементов.

Кодификатор по учебному предмету «Биология» также включает 7 блоков: «Введение», «Молекулярный уровень», «Клеточный уровень», «Организменный уровень», «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень». Каждый блок содержит 4-6 структурных элементов, всего 33.

Данные кодификаторы являются основой построения первичного числового эталона предметной области высшего класса точности.

По завершении обучения на ступени основного общего образования выпускник должен воспроизводить заданные в кодификаторе элементы содержания соответствующей предметной области, согласно первичному эталону высшего класса точности.

Если выпускник основной школы усвоил все элементы содержания кодификатора определённой предметной области (например, выполнил верно все 30 заданий в тесте по химии), то можно говорить, что он обладает абсолютной химической грамотностью в гра-

ницах стандартизированного кодификатора (а=1). Аналогично по биологии.

Шкалирование значений коэффициента предметной грамотности проводится на основе составления возможных распределений элементов содержания по блокам эталонных мер, имеющих более низкий класс точности. При этом последующие эталоны (с меньшей степенью валидности) строятся по принципу уменьшения числа структурных элементов в первичном эталоне на единицу.

В качестве рабочего средства измерения коэффициента предметной грамотности выпускника основной школы был использован тест.

Количественная модель теста по химии и биологии составлена в соответствии с первичным эталоном предметных областей «Химия» и «Биология», согласно кодификаторов по этим предметам:

по химии:

• длина теста определяется общим числом структурных элементов содержания - 30 тестовых заданий;

• число блоков равно числу подсистем структурных элементов содержания - 7 блоков;

• число заданий в блоках распределяется по числу структурных элементов содержания в блоках: 1 блок - 4 задания; 2 блок - 6 заданий; 3 блок - 3 задания; 4 блок - 4 задания; 5 блок - 4 задания; 6 блок - 4 задания; 7 блок - 5 заданий;

по биологии:

• длина теста - 33 тестовых заданий;

• число блоков равно 7;

• число заданий в блоках соответственно: 1 блок - 4 задания; 2 блок - 5 заданий; 3 блок - 5 заданий; 4 блок - 6 заданий; 5 блок -5 заданий; 6 блок - 4 задания; 7 блок - 4 задания.

Обработка данных измерений проводится параллельно с измерением и начинается с заполнения тестовой матрицы (строится таблица Exel). Если задание испытуемым выполнено верно, то в тестовой матрице ставится цифра «1», если имеется хотя бы одна ошибка в ответе - цифра «0».

После того, как тестовая матрица заполнена (завершён процесс тестирования), АСИ сравнивает эталонное распределение с экспериментальным распределением усвоенных испытуемым элементов содержания соответствующей предметной области, конкретизированных в форме тестовых заданий, и полученным в ходе тестирования.

Далее АСИ рассчитывает значения коэффициента предметной (химической или биологической) грамотности для каждого испытуемого по блокам с использованием формулы (2), строит его экспери-

ментальное распределение по блокам, определяет среднее значение, выставляет оценку.

Конечные результаты педагогического измерения предметной грамотности предоставляются испытуемому (учащемуся) и учителю в виде распечатки текстового файла из АСИ с целью устранения допущенных ошибок.

Полученная информация позволяет выявить структурные элементы содержания, которые не усвоены учащимся в процессе учения, построить индивидуальную программу коррекции в соответствующей предметной области и, в конечном счёте, повысить эффективность и качество реализации ФГОС.

Следует особо отметить положительные стороны проведения тестирования с использованием АСИ:

• после выполнения работы каждый ученик сразу видит её результат. Это несомненный плюс такого вида тестирования;

• учитель также сразу видит, какую ошибку, в каком блоке, в каком задании допустил ученик. Это даёт возможность ближайшей корректировки уроков с целью исключения подобных ошибок в дальнейшем;

• заинтересованность учащихся в выполнении такого рода работы;

• благоприятная психологическая атмосфера в ходе компьютерного тестирования.

Список литературы

1. Аванесов В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме: учеб. пособие. - М.: МГТА, 1995.

2. Апробация автоматизированной системы оценки качества подготовки учащихся по учебным предметам (начальная школа): учеб.-метод. описание / под общ. ред. С.А. Бояшовой. 2 этап. - СПб., 2015. - 48 с.

3. Бояшова С.А. Теоретические основы построения автоматизированной системы сертификации работников отрасли образования: автореф. дис. ... д-ра техн. наук. - СПб., 2010.

4. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986. - 458 с.

5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Нар. образ., 2000.

6. Методика педагогического измерения грамотности школьника в предметных областях научных знаний: учеб.-метод. описание / под общ. ред. С.А. Бояшовой. Ч. 1. - СПб., 2015. - 28 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - М.: Просвещение, 2013. - 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.