Научная статья на тему 'Методика педагогического измерения информационной грамотности учащихся девятых классов'

Методика педагогического измерения информационной грамотности учащихся девятых классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орешкова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика педагогического измерения информационной грамотности учащихся девятых классов»

ций. Большинство (89,5 %) смогли точно соотнесли результат с исходной гипотезой и дали пошаговые рекомендации по дальнейшей работе с учащимися. Остальные студенты (10,5 %) выдвигали версии и ставили диагноз только на основе познавательных психических процессов, рекомендации давали схематично.

Результаты проведенного исследования показали положительную динамику, а именно, в среднем 83,5 % студентов I—IV курса свободно и осознанно владеют диагностическими умениями и могут использовать их на практике. Следовательно, проведенная работа позволяет отметить, что логическое изучение учебных дисциплин способствует теоретическому осмыслению основ педагогической диагностики, а педагогическая практика - увеличению объема диагностических знаний, умений и накоплению соответствующего опыта.

Список литературы

1. Ничагина А.В. Реализация принципа преемственности в развитии диагностической компетентности субъекта непрерывного образования: моногр. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 198 с.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 4.02.2010 // МОиН РФ. - URL: http://минобрнауки.рф/1450

3. Федеральные государственные образовательные стандарты. - URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Просвещение, 2015. - 160 с.

В. В. Орешкова

Методика педагогического измерения информационной грамотности учащихся девятых классов

«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».

Г. Лихтенберг

Предмет информатика очень молодой, но активно развивающийся. В школах он стал обязательным предметом относительно недавно, но произошло много перемен. Развитие информатики не стоит на месте, каждый день появляются новые технологии, открытия.

Существует достаточно большое количество учебно-методических комплексов (УМК) по этому учебному предмету. При этом не так давно многие темы изучали только в старших классах, а в этом году эти темы перекочевали в более младшие классы. В отличие от других точных наук в силу молодости предмета, его активного развития можно встретиться с такой ситуацией, что нет единого объёма знаний, того минимума, который должен знать каждый школьник по данному предмету.

Кроме того, информатику в разных школах начинают изучать с разного возраста, как правило, факультативно.

Информатика входит в список выбираемых предметов на ОГЭ. И тут встаёт вопрос: как подготовить ученика к успешной сдаче экзамена?

В современной школе ученики проходят проверку своих знаний только непосредственно перед выпуском из школы. Да, конечно, есть пробное тестирование в I-II четверти, но порой оставшегося времени до экзамена бывает недостаточно для качественной подготовки.

На базе нашей школы создаются тесты для девятых классов по предмету «Информатика».

Тест - инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов [5]. Тест направлен в первую очередь на поиски пробелов в полученных знаниях. Поэтому задания нужно разрабатывать таким образом, чтобы не вводить ребёнка в заблуждение, задание должно быть понятно, и ответы подбираются без подвохов.

Обобщённые рекомендации по разработке тестовых заданий и композиции целостного теста в соответствии с современной теорией и практикой педагогических измерений приводятся в работах В.С. Аванесова [1] и А.Н. Майорова [3].

Создание теста состоит из нескольких этапов.

Первый этап - определение объекта, цели и принципа измерения.

В ходе многочисленных педагогических и психологических исследований выявлено, что в процессе учения человека в его психической системе возникают целостные новообразования в виде ЗУН (системы связанных между собой знаний, умений, навыков различного качества, уровня и сложности), которые формируют основные составляющие его интеллекта [2]. При этом прочность ЗУН в системе интеллекта человека зависит от многих внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам относят качество преподавания учебного предмета в образовательном учреждении, качество учебных программ и ФГОС и др.

Внутренние факторы - это физические, психические и личностные особенности индивидуума (ученика).

Грамотность определяется как «одно из свойств интеллекта, количественной мерой которого является объём усвоенных им научных понятий в виде соответствующей системы связанных между собой ЗУН» [4]. Объём ЗУН и время, затраченное на их формирование, конечны для каждого отдельного этапа образования, поэтому грамотность можно измерить.

Объём ЗУН (УЗУН) пропорционален объёму понятий научной области (упонятий), усвоенных обучающимся в процессе его учения (формула (1)):

узун = а • упонятий> (1)

где а - коэффициент пропорциональности, или коэффициент грамотности.

Единица объёма ЗУН - 1 понятие. Если ученик полностью усвоил содержание учебной программы, то можно утверждать, что он обладает абсолютной грамотностью, и коэффициент его грамотности а = 1.

Если равенство не выполняется, то коэффициент грамотности определяется по формуле (2) [4, с. 6]:

а = уЗУн/ упонятий (2)

Коэффициент грамотности (а) - это безразмерный коэффициент, определяемый как отношение объёма информационных ЗУН учащегося к объёму понятий предметной научной области «Информатика», которое подлежит обязательному усвоению в соответствии с учебной программой или ФГОС.

Второй этап - определение метода измерения и эталонной меры - коэффициента информационной грамотности.

При проведении измерений коэффициента грамотности по информатике будем использовать метод сравнения его с эталонной мерой.

Эталонная мера грамотности - это система содержательных элементов предметной области «Информатика». Эталонная мера может быть представлена в виде таблицы-кодификатора, где определены подсистемы (блоки) элементов содержания данной предметной области, а также структурные элементы содержания, входящие в блок.

Следует отметить, что в зависимости от целей измерения каждый отдельный элемент содержания может рассматриваться либо как отдельная система, тогда можно проводить промежуточное тестирование, либо как компонент целостной системы, если нужно провести итоговое тестирование по всему курсу учебной дисциплины.

Для проверки знаний по информатике у выпускников средней школы по данному учебному предмету была разработана система измерения, которая включала в себя следующие подсистемы: кодификатор содержания указанной предметной области, эталонные шкалы измерения, модели тестов (два фасетных варианта), методики обработки данных и анализ полученных результатов.

Отбор заданий для двух фасетных вариантов теста проводился на базе УМК «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 9 класс, Босова Л.Л. Информатика. 9 класс».

Содержание данной предметной области включает следующие темы: системы счисления, кодирование информации, электронные таблицы, компьютер и логическая структура дисков, основные конструкции языка программирования

Третий этап - составление шкалы значений коэффициента грамотности по предмету. Он начинается с составления возможных распределений элементов содержания по блокам эталонных мер, имеющих более низкий класс точности. Последующие эталоны строятся по принципу уменьшения числа структурных элементов в первичном эталоне на единицу. Поэтому чем выше оценка ученика, тем меньше относительная погрешность его оценивания.

На четвертом этапе происходит разработка средств измерения, т. е. разработка самого теста. Здесь главное помнить о целях его создания. В первую очередь нас интересуют пробелы в знаниях у ученика и задача теста - их выявить.

Формы разрабатываемых тестовых заданий могу быть разнообразны: традиционный тест, задания на установление соответствия, упорядочивание последовательности, задания с открытым ответом.

Пятый этап - непосредственное тестирование.

Завершающий этап - обработка полученных данных и анализ результатов измерения. Для удобства и наглядности лучше использовать тестовую матрицу. Если задание испытуемым выполнено верно, то в тестовой матрице ставится цифра «1», если имеется хотя бы одна ошибка в ответе - цифра «0».

После того как тестовая матрица заполнена, необходимо сравнить эталонное распределение с экспериментальным распределением усвоенных учеником элементов содержания предметной области «Информатика», конкретизированных в форме тестовых заданий и полученных в ходе тестирования.

Далее проводится сравнение для каждого ученика. В результате оценивание проводится в соответствии с эталонным интервалом и выводится оценка.

Данный метод очень удобен в использовании и понятен ученикам.

Разрабатываемые тесты позволяют проверить уровень знаний на разных этапах обучения.

Следовательно, тестирование, является высокотехнологичной формой контроля, позволяет проводить независимую оценку подготовки учащихся в предметной области знаний.

Список литературы

1. Аванесов В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме: учеб. пособие. - М.: МГТА, 1995. - 198 с.

2. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986, 458 с.

3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Народное образование, 2000.

4. Методика педагогического измерения грамотности школьника в предметных областях научных знаний. Ч. 1. // Учебно-методическое описание / под общ. ред. С.А. Бояшовой / ГБОУ ДППО ЦПКС «Информационно-методический центр Приморского района Санкт-Петербурга, 2015. - 28 с.

5. 1ЖЬ: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Педагогическое_тестирование

А. В. Петроченко

Духовно-нравственное воспитание:

тактические ориентиры взаимодействия семьи и школы

Внедрение в образовательную практику Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России структурировало работу образовательных организаций и предопределило стратегические векторы деятельности. В Концепции определён современный национальный воспитательный идеал, сформулированы базовые национальные ценности. Иными словами, есть цель, к которой следует стремиться при организации образовательного процесса.

Но вот для того, чтобы её достичь, важно ориентироваться на текущую ситуацию практики образования, на которую существенное влияние оказывают очень и очень разные факторы, в том числе и родители. Знание исходных и истинных установок семьи ученика по вопросу духовно-нравственного воспитания позволяет повысить эффективность работы в этом направлении, избежать многих конфликтных ситуаций.

Тезис о том, что совместная и согласованная работа школы и семьи заметно повышает качество образования, сомнению не подвергается.

Для определения тактических ориентиров взаимодействия семьи и школы в вопросах духовно-нравственного воспитания обучающихся в ноябре 2015 г. в ГБОУ школе № 462 Пушкинского района Санкт-Петербурга было проведено анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся 1-11 классов, в котором приняло участие 98 респондентов. Если учесть общую численность учеников (206 чел.), количество братьев и сестёр, обучающихся в учреждении, то анкетирование охватило около 85 % семей школы.

Анкета предполагала ясность содержания для любого родителя, легкость в заполнении, поэтому включала следующие вопросы:

1. Какое направление развития ребёнка должно быть первоочередным?

2. Государством определены базовые национальные ценности, которыми должен обладать современный ребёнок. Кому Вы отводите главную роль в их формировании?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.