Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая оценка качества подготовки курсантов военно-морских учебных заведений'

Психолого-педагогическая оценка качества подготовки курсантов военно-морских учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
62
26
Поделиться

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Ястребова Л.В.,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая оценка качества подготовки курсантов военно-морских учебных заведений»

ного вопроса обучения не умеющих плавать солдат в реальных условиях современной обстановки в средней климатической полосе с использованием открытых водоемов при относительно некомфортной температуре воды и воздуха.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бобела М.А. Физическая подготовка допризывной молодежи к воинской службе с учетом преимущественного развития основных физических качеств: автореферат, диссертация кандидата педагогических наук/ М. А. Бобела, - СПб.: ВИФК, 2007.

- 21 с.

2. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание. Учебник для вузов физической культуры/ Н.Ж. Булгакова, - М.: ФОН, 1996. - 430 с.

3. Гончар И. Л. Плавание: теория им методика преподавания. Учебник/ И. Л. Гончар, - Минск,: 1998. - 290 с.

4. Двоенко В.В. Развитие и корригирование профессионально важных качеств у курсантов военного автомобильного учебного заведения: автореферат, диссертация кандидата педагогических наук/ В.В. Двоенко. - СПб.: ВИФК, 2003. - 24 с.

5. Жаринов Н.М. Формирование физической готовности молодежи допризывного и призывного возраста к военной службе/ Н.М. Жаринов; СПб.: ВИФК, 328 с.

6. Марищук В.Л. Вопросы общей, военной и спортивной дидактики/В.Л. Ма-рищук, - СПб.: ВИФК, 2000, - 188 с.

7. Новиков А.И. Обучение плаванию воспитанников в довузовских военных учебных заведениях: автореферат, диссертация кандидата педагогических наук/А.И. Новиков. - СПб.: ВИФК, 2007, - 18 с.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Л.В. Ястребова

ВВЕДЕНИЕ

Проблема повышения качества подготовки курсантов военно-морских учебных заведений (ВМУЗ) неразрывно связана с проблемой совершенствования оценочного компонента качества результатов образования, которая становится одной из наиболее актуальных проблем современного образования, в целом, и военно-образовательного процесса, в частности, и требует серьезных исследований. При этом особую важность приобретает проблема определения новых, более объективных методов психологопедагогической оценки качества подготовки курсантов военно-морских учебных заведений.

Проблемы оценки качества результатов обучения с позиции компетентностного подхода и тестового контроля исследованы в ряде работ [1, 2, 3, 4 ].

Цель исследования заключалась в повышении качества профессиональной подготовки специалистов в ВМИРЭ по учебной дисциплине «Электроника» за счет разработки внедрения инновационных моделей обучения, основанных на компетентност-ном подходе, и объективных методов количественной оценки результатов (тестировании).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проведены на базе ВМИРЭ им. А. С. Попова. Педагогические измерения проводились в течение трех лет. Репрезентативная выборка составила 138 курсантов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Для достижения целей исследования была разработана концептуальная модель

системы подготовки курсантов радиоэлектронного профиля по учебной дисциплине «Электроника», основанная на компетентностном подходе к оценке результатов обучения и модульном планировании учебного процесса и включающая в себя совокупность взаимосвязанных элементов:

1. Иерархическую последовательность целей подготовки (обобщенные ^ уточненные ^ конкретизированные по выбранной учебной дисциплине).

2. Технологическую модель процесса обучения специалистов по учебной дисциплине «Электроника», ориентированную на достижение высокого уровня компетентности специалиста и модульную структуру обучения.

3. Системное описание совокупности информации, целостно и однозначно определяющее принципы, состав и организацию процесса обучения, реализуемого в направлении заданных целей.

4. Описание методов и средств контроля текущих результатов и итогового контроля, позволяющих оценивать уровень развития обучаемых как в когнитивной, так и в аффективной областях их развития.

Обобщенные образовательные цели определяют направление подготовки специалистов по тому или иному направлению и в первоначальной постановке носят общий неопределенный характер, скорее, описывают области, в которых будут получены образовательные результаты, чем дают их какую-либо определенную характеристику. По характеру обобщенности формулировок к ним относятся и цели, провозглашаемые отдельным учебным заведением.

Степень уточнения будет тем выше, чем больше затрагиваются представления о возможных образовательных результатах.

Уточненные обобщенные образовательные цели, определяющие подготовку специалистов по определенной специальности, можно сформулировать как создание на всех уровнях образовательной системы условий, позволяющих будущим специалистам подготовиться к выполнению профессиональных видов деятельности, которые уточнены и дополнены в соответствии с квалификационными требованиями к подготовке инженера по определенной специальности.

Отправным моментом для конкретизации уточненных обобщенных целей является воздействие обучения на курсанта. Характеристика направленности и результатов этого воздействия составляет основной путь конкретизации.

Первая ступень конкретизации затрагивает общие целевые установки, проясняет характер воздействия на обучающегося со стороны общества и учебного заведения. На данной ступени конкретизации определяется, какие способности и возможности следует формировать у обучающихся (характеристика внутренних, процессуальных параметров - способностей и возможностей обучающихся), и каких результатов будут способны достичь обучающиеся в образовательном процессе (характеристика итогов образовательного процесса).

Вторая ступень конкретизации предполагает постановку целей, которые соответствуют учебному предмету (курсу) и его тематическим разделам. На этом уровне преподаватель непосредственно работает с содержанием предмета и его разделов, уточняет учебные цели, проектирует и организует учебный процесс.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Описанная выше иерархия целей обучения, в конечном счете, всегда подразумевает сдвиги во внутреннем состоянии обучающегося, в его интеллектуальном развитии, ценностных ориентациях и т. д.

Способ постановки целей, который предлагает описанная выше технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через его результаты, выраженные в действиях обучающихся, причем таких, которые преподаватель или какой-либо другой эксперт могут надежно опознать с помощью выбранных индикаторов.

Проблема однозначного перевода результатов обучения на формализованный язык решается двумя основными способами:

1. Построением четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия).

2. Созданием максимально ясного, конкретного формализованного языка для описания результатов обучения, которые, в свою очередь, являются индикаторами достижения целей.

Развитие информационно-коммуникационных технологий и компьютерной техники, новых интерактивных методов обучения определяют необходимость в преобразовании процессов обучения на новой технологической основе.

Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок, а именно: социальный заказ, образовательные ориентиры, цели, содержание обучения, контроль. В общем виде технологическое построение учебного процесса представлено на рисунке 1.

Коррекция/поправки

Цели:

Общие

Уточненные

Конкретизированные

-

Коррекция /поправки

Преподавание Процесс обучения

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

г

♦ 1

Учение

Оценка результатов преподавания

Оценка результатов учения

Результаты обучения:

Результаты преподавания 1

Рис. 1. Технологическая схема построения учебного процесса

Системное описание совокупности информации, целостно и однозначно определяющее принципы, состав и организацию процесса обучения, реализуемого в направлении заданных целей, представляет собой нормативный документ - учебную программу.

Основными отличительными особенностями новой учебной программы являются:

1) внедрение новых подходов к определению целей обучения и планированию результатов (технологический и компетентностный подходы);

2) технологичность организации процесса обучения (предполагается модульное усвоение обучающимися содержания программы);

3) внедрение новых методов оценки результатов обучения с использованием совокупности формализованных показателей качества усвоения программы и тестовых технологий контроля.

Сравнение целей обучения приведено в таблице 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Описанная выше модель системы удовлетворяет всем необходимым критериям: связанности между элементами, константности (воспроизводимости и технологичности), наблюдаемости, обозримости и может быть использована при исследовании про-

цессов образования человека как структурная и функциональная, с одной стороны, и концептуальная, с другой.

Модель может быть применена как для любой учебной дисциплины, так и для описания целостной системы подготовки специалиста на всех этапах профессионального образования.

Таблица 1

Сравнение целей обучения______________________________

Типовая программа Экспериментальная программа, ее отличительные особенности

Целевые установки ориентированы на развитие способностей обучающихся в когнитивной сфере на уровне: знание, понимание, воспроизведение, применение изученного материала. Каждая цель имеет свой индикатор в виде качественного описания. Целевые установки ориентированы на развитие способностей обучающихся как в когнитивной (на всех существующих уровнях развития мышления), так и в аффективной сфере, позволяющей изменить отношение обучающегося к учебному процессу и повысить уровень мотивации. Каждая цель имеет свой индикатор не только в виде качественного описания, но и в виде формализованного показателя, который можно представить в количественном виде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов, В. С. Методологические и теоретические основы тестового контроля : дис. ... д-ра пед. наук / Аванесов В.С. ; С.-Петерб. Гос. Ун-т. - СПб., 1994. -339 с.

2. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию ГОС ВПО : (методологические и методические вопросы) : методическое пособие / В. И. Байденко.

- М. : [б.и.], 2005. - 96 с.

3. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования : (как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А.Н. майоров. - М. : [б.и.], 2002. - 295 с

4. Нейман, Ю. М. Педагогическое тестирование как измерение / Ю.М. Нейман, В.А. Хлебников. - М. : [б.и.], 2002. - 274 с.