ного вопроса обучения не умеющих плавать солдат в реальных условиях современной обстановки в средней климатической полосе с использованием открытых водоемов при относительно некомфортной температуре воды и воздуха.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бобела М.А. Физическая подготовка допризывной молодежи к воинской службе с учетом преимущественного развития основных физических качеств: автореферат, диссертация кандидата педагогических наук/ М. А. Бобела, - СПб.: ВИФК, 2007.
- 21 с.
2. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание. Учебник для вузов физической культуры/ Н.Ж. Булгакова, - М.: ФОН, 1996. - 430 с.
3. Гончар И. Л. Плавание: теория им методика преподавания. Учебник/ И. Л. Гончар, - Минск,: 1998. - 290 с.
4. Двоенко В.В. Развитие и корригирование профессионально важных качеств у курсантов военного автомобильного учебного заведения: автореферат, диссертация кандидата педагогических наук/ В.В. Двоенко. - СПб.: ВИФК, 2003. - 24 с.
5. Жаринов Н.М. Формирование физической готовности молодежи допризывного и призывного возраста к военной службе/ Н.М. Жаринов; СПб.: ВИФК, 328 с.
6. Марищук В.Л. Вопросы общей, военной и спортивной дидактики/В.Л. Ма-рищук, - СПб.: ВИФК, 2000, - 188 с.
7. Новиков А.И. Обучение плаванию воспитанников в довузовских военных учебных заведениях: автореферат, диссертация кандидата педагогических наук/А.И. Новиков. - СПб.: ВИФК, 2007, - 18 с.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Л.В. Ястребова
ВВЕДЕНИЕ
Проблема повышения качества подготовки курсантов военно-морских учебных заведений (ВМУЗ) неразрывно связана с проблемой совершенствования оценочного компонента качества результатов образования, которая становится одной из наиболее актуальных проблем современного образования, в целом, и военно-образовательного процесса, в частности, и требует серьезных исследований. При этом особую важность приобретает проблема определения новых, более объективных методов психологопедагогической оценки качества подготовки курсантов военно-морских учебных заведений.
Проблемы оценки качества результатов обучения с позиции компетентностного подхода и тестового контроля исследованы в ряде работ [1, 2, 3, 4 ].
Цель исследования заключалась в повышении качества профессиональной подготовки специалистов в ВМИРЭ по учебной дисциплине «Электроника» за счет разработки внедрения инновационных моделей обучения, основанных на компетентност-ном подходе, и объективных методов количественной оценки результатов (тестировании).
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проведены на базе ВМИРЭ им. А. С. Попова. Педагогические измерения проводились в течение трех лет. Репрезентативная выборка составила 138 курсантов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Для достижения целей исследования была разработана концептуальная модель
системы подготовки курсантов радиоэлектронного профиля по учебной дисциплине «Электроника», основанная на компетентностном подходе к оценке результатов обучения и модульном планировании учебного процесса и включающая в себя совокупность взаимосвязанных элементов:
1. Иерархическую последовательность целей подготовки (обобщенные ^ уточненные ^ конкретизированные по выбранной учебной дисциплине).
2. Технологическую модель процесса обучения специалистов по учебной дисциплине «Электроника», ориентированную на достижение высокого уровня компетентности специалиста и модульную структуру обучения.
3. Системное описание совокупности информации, целостно и однозначно определяющее принципы, состав и организацию процесса обучения, реализуемого в направлении заданных целей.
4. Описание методов и средств контроля текущих результатов и итогового контроля, позволяющих оценивать уровень развития обучаемых как в когнитивной, так и в аффективной областях их развития.
Обобщенные образовательные цели определяют направление подготовки специалистов по тому или иному направлению и в первоначальной постановке носят общий неопределенный характер, скорее, описывают области, в которых будут получены образовательные результаты, чем дают их какую-либо определенную характеристику. По характеру обобщенности формулировок к ним относятся и цели, провозглашаемые отдельным учебным заведением.
Степень уточнения будет тем выше, чем больше затрагиваются представления о возможных образовательных результатах.
Уточненные обобщенные образовательные цели, определяющие подготовку специалистов по определенной специальности, можно сформулировать как создание на всех уровнях образовательной системы условий, позволяющих будущим специалистам подготовиться к выполнению профессиональных видов деятельности, которые уточнены и дополнены в соответствии с квалификационными требованиями к подготовке инженера по определенной специальности.
Отправным моментом для конкретизации уточненных обобщенных целей является воздействие обучения на курсанта. Характеристика направленности и результатов этого воздействия составляет основной путь конкретизации.
Первая ступень конкретизации затрагивает общие целевые установки, проясняет характер воздействия на обучающегося со стороны общества и учебного заведения. На данной ступени конкретизации определяется, какие способности и возможности следует формировать у обучающихся (характеристика внутренних, процессуальных параметров - способностей и возможностей обучающихся), и каких результатов будут способны достичь обучающиеся в образовательном процессе (характеристика итогов образовательного процесса).
Вторая ступень конкретизации предполагает постановку целей, которые соответствуют учебному предмету (курсу) и его тематическим разделам. На этом уровне преподаватель непосредственно работает с содержанием предмета и его разделов, уточняет учебные цели, проектирует и организует учебный процесс.
Описанная выше иерархия целей обучения, в конечном счете, всегда подразумевает сдвиги во внутреннем состоянии обучающегося, в его интеллектуальном развитии, ценностных ориентациях и т. д.
Способ постановки целей, который предлагает описанная выше технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через его результаты, выраженные в действиях обучающихся, причем таких, которые преподаватель или какой-либо другой эксперт могут надежно опознать с помощью выбранных индикаторов.
Проблема однозначного перевода результатов обучения на формализованный язык решается двумя основными способами:
1. Построением четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия).
2. Созданием максимально ясного, конкретного формализованного языка для описания результатов обучения, которые, в свою очередь, являются индикаторами достижения целей.
Развитие информационно-коммуникационных технологий и компьютерной техники, новых интерактивных методов обучения определяют необходимость в преобразовании процессов обучения на новой технологической основе.
Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок, а именно: социальный заказ, образовательные ориентиры, цели, содержание обучения, контроль. В общем виде технологическое построение учебного процесса представлено на рисунке 1.
Коррекция/поправки
Цели:
Общие
Уточненные
Конкретизированные
-
Коррекция /поправки
Преподавание Процесс обучения
г
♦ 1
Учение
Оценка результатов преподавания
Оценка результатов учения
Результаты обучения:
Результаты преподавания 1
Рис. 1. Технологическая схема построения учебного процесса
Системное описание совокупности информации, целостно и однозначно определяющее принципы, состав и организацию процесса обучения, реализуемого в направлении заданных целей, представляет собой нормативный документ - учебную программу.
Основными отличительными особенностями новой учебной программы являются:
1) внедрение новых подходов к определению целей обучения и планированию результатов (технологический и компетентностный подходы);
2) технологичность организации процесса обучения (предполагается модульное усвоение обучающимися содержания программы);
3) внедрение новых методов оценки результатов обучения с использованием совокупности формализованных показателей качества усвоения программы и тестовых технологий контроля.
Сравнение целей обучения приведено в таблице 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Описанная выше модель системы удовлетворяет всем необходимым критериям: связанности между элементами, константности (воспроизводимости и технологичности), наблюдаемости, обозримости и может быть использована при исследовании про-
цессов образования человека как структурная и функциональная, с одной стороны, и концептуальная, с другой.
Модель может быть применена как для любой учебной дисциплины, так и для описания целостной системы подготовки специалиста на всех этапах профессионального образования.
Таблица 1
Сравнение целей обучения______________________________
Типовая программа Экспериментальная программа, ее отличительные особенности
Целевые установки ориентированы на развитие способностей обучающихся в когнитивной сфере на уровне: знание, понимание, воспроизведение, применение изученного материала. Каждая цель имеет свой индикатор в виде качественного описания. Целевые установки ориентированы на развитие способностей обучающихся как в когнитивной (на всех существующих уровнях развития мышления), так и в аффективной сфере, позволяющей изменить отношение обучающегося к учебному процессу и повысить уровень мотивации. Каждая цель имеет свой индикатор не только в виде качественного описания, но и в виде формализованного показателя, который можно представить в количественном виде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов, В. С. Методологические и теоретические основы тестового контроля : дис. ... д-ра пед. наук / Аванесов В.С. ; С.-Петерб. Гос. Ун-т. - СПб., 1994. -339 с.
2. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию ГОС ВПО : (методологические и методические вопросы) : методическое пособие / В. И. Байденко.
- М. : [б.и.], 2005. - 96 с.
3. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования : (как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А.Н. майоров. - М. : [б.и.], 2002. - 295 с
4. Нейман, Ю. М. Педагогическое тестирование как измерение / Ю.М. Нейман, В.А. Хлебников. - М. : [б.и.], 2002. - 274 с.