Научная статья на тему 'Методика проведения практических занятий по действиям при обнаружении взрывоопасных предметов и взрывных устройств'

Методика проведения практических занятий по действиям при обнаружении взрывоопасных предметов и взрывных устройств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тактико-специальная подготовка / практическое занятие / взрывоопасный предмет / взрывное устройство / угроза теракта / алгоритм действий / tactical and special training / practical training / explosive ordnance / explosive device / threat of terrorist attack / algorithm of actions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александр Владимирович Кузнецов

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки сотрудников орга-нов внутренних дел Российской Федерации в рамках проведения практических занятий по действиям поли-цейских при обнаружении взрывоопасных предметов и взрывных устройств. Проведен анализ научной ли-тературы по исследуемой проблематике. Предлагается структура занятий, оптимальная для данной темы. Определено значение их структурных элементов. Обозначена методика проведения практических занятий по действиям сотрудников полиции при обнаружении взрывоопасных предметов и взрывных устройств. Рас-смотрена роль теоретического опроса, обсуждения учебных тем и решения практических задач. Сформу-лирован алгоритм действий при обнаружении взрывоопасных предметов. Определен перечень запретных действий, отмечены наиболее типичные ошибки, допускаемые полицейскими в подобных ситуациях. Сфор-мулированные в статье положения могут быть полезны преподавателям, слушателям и практическим ра-ботникам органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александр Владимирович Кузнецов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical Training Methodology on Actions of Explosive Ordnance Reconnaissance and Explosive Devices

The article scrutinizes the issues of professional training of internal affairs officers of the Russian Federation as part of practical training on the actions of police officers in explosive ordnance reconnaissance and explosive devices. The scientific literature on the problem under study is analyzed. Structure of lessons, optimal for the given topic, is suggested. It defines the importance of their structural elements. The methodology of practical training on the actions of police officers in the explosive ordnance reconnaissance and explosive devices is outlined. The role of theoretical questioning, discussion of training topics and solution of practical tasks is considered. The algorithm of actions at explosive ordnance reconnaissance objects is formulated. In addition, the list of prohibited actions is defined, the most typical mistakes made by police officers in such situations are emphasized. The provi-sions formulated in the article may be useful for teachers, students and practitioners of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Методика проведения практических занятий по действиям при обнаружении взрывоопасных предметов и взрывных устройств»

Научная статья

УДК 343.344: 378.147

https ://d oi.org/10.24158/tipor.2023.9.18

Методика проведения практических занятий по действиям при обнаружении взрывоопасных предметов и взрывных устройств

Александр Владимирович Кузнецов

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, Симферополь, Россия, kuznetsov-crimea@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в рамках проведения практических занятий по действиям полицейских при обнаружении взрывоопасных предметов и взрывных устройств. Проведен анализ научной литературы по исследуемой проблематике. Предлагается структура занятий, оптимальная для данной темы. Определено значение их структурных элементов. Обозначена методика проведения практических занятий по действиям сотрудников полиции при обнаружении взрывоопасных предметов и взрывных устройств. Рассмотрена роль теоретического опроса, обсуждения учебных тем и решения практических задач. Сформулирован алгоритм действий при обнаружении взрывоопасных предметов. Определен перечень запретных действий, отмечены наиболее типичные ошибки, допускаемые полицейскими в подобных ситуациях. Сформулированные в статье положения могут быть полезны преподавателям, слушателям и практическим работникам органов внутренних дел.

Ключевые слова: тактико-специальная подготовка, практическое занятие, взрывоопасный предмет, взрывное устройство, угроза теракта, алгоритм действий Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Кузнецов А.В. Методика проведения практических занятий по действиям при обнаружении взрывоопасных предметов и взрывных устройств // Теория и практика общественного развития. 2023. № 9. С. 135-139. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.9.18.

Original article

Practical Training Methodology on Actions of Explosive Ordnance Reconnaissance and Explosive Devices

Alexander V. Kuznetsov

Crimean Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Simferopol, Russia, kuznetsov-crimea@mail.ru

Abstract. The article scrutinizes the issues of professional training of internal affairs officers of the Russian Federation as part of practical training on the actions of police officers in explosive ordnance reconnaissance and explosive devices. The scientific literature on the problem under study is analyzed. Structure of lessons, optimal for the given topic, is suggested. It defines the importance of their structural elements. The methodology of practical training on the actions of police officers in the explosive ordnance reconnaissance and explosive devices is outlined. The role of theoretical questioning, discussion of training topics and solution of practical tasks is considered. The algorithm of actions at explosive ordnance reconnaissance objects is formulated. In addition, the list of prohibited actions is defined, the most typical mistakes made by police officers in such situations are emphasized. The provisions formulated in the article may be useful for teachers, students and practitioners of internal affairs bodies.

Keywords: tactical and special training, practical training, explosive ordnance, explosive device, threat of terrorist attack, algorithm of actions Funding: Independent work.

For citation: Kuznetsov, A.V. (2023) Practical Training Methodology on Actions of Explosive Ordnance Reconnaissance and Explosive Devices. Theory and Practice of Social Development. (9), 135-139. Available from: doi: 10.24158/tipor.2023.9.18 (In Russian).

Программы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел предусматривают изучение вопросов, связанных с действиями полицейских при возникновении угроз террористических актов. На занятиях у обучающихся формируются навыки грамотных действий при обнаружении взрывоопасных предметов и взрывных устройств, возникновении иных угроз террористического характера.

© Кузнецов А.В., 2023

Тактику поведения сотрудников полиции при обнаружении взрывоопасных предметов рассматривали в своих работах А.С. Гричанов (2019), К.А. Прохоров (2022), Н.А. Савчук (2023), Н.П. Ба-кулин (2022) и другие авторы.

А.С. Гричанов и Д.О. Заречнев описывали особенности подготовки участковых уполномоченных полиции (УУП) с точки зрения обеспечения личной безопасности и отмечали, что «проведение комплексных занятий в образовательных организациях МВД России является основным средством совершенствования навыков по обеспечению личной безопасности УУП в возникающих чрезвычайных обстоятельствах»1.

В работе А.Ф. Босомыкина рассматриваются вопросы повышения эффективности обучения сотрудников полиции навыкам действий по поиску, обнаружению и локализации взрывоопасных предметов (Босомыкин, 2018).

Работа И.Д. Виноградова и О.А. Коченогова посвящена проблемам теоретической подготовки работников органов внутренних дел, не обладающих специальными познаниями в области взрывотехники, обучающихся в образовательных организациях МВД России, к действиям при обнаружении взрывоопасных предметов (Виноградов, Коченогов, 2020).

Однако при изучении исследовательских работ по данной тематике нам не удалось обнаружить описания рекомендуемой структуры занятий, проводимых в рамках профессиональной подготовки. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Представляется целесообразным придерживаться структуры занятия, включающей в себя вводную, основную и заключительную части.

Первая из названных должна содержать проверку наличия обучающихся, вступительное слово преподавателя, включающее объявление темы и целей занятия, обозначение места темы в структуре изучаемой дисциплины, определение межпредметных связей рассматриваемой темы, объявление плана проведения занятия, методов контроля знаний и критерии оценивания. С целью активизации познавательной активности обучающихся преподаватель аргументирует актуальность темы занятия, ее важность в практической деятельности сотрудника органов внутренних дел.

С.И. Осипова и Н.С. Агишева под познавательной активностью понимают «интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении к познанию, определяющее устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности, инициативность и самостоятельность в ней, выражающееся в положительных эмоциях и рефлексивном самоуправлении» (Осипова, Агишева, 2016).

Основная часть занятия, по нашему мнению, должна включать устный опрос обучающихся по теоретическому материалу, полученному на лекции, обсуждение учебных моментов и решение практических задач.

В ходе устного опроса осуществляется проверка готовности обучающихся к занятию, определяется уровень усвоения ими теоретических знаний, выявляются положения, вызывающие наибольшие сложности в усвоении. По мнению Д.А. Гусева и Е.А. Бутиной, именно устный опрос является наиболее эффективной формой контроля знаний в процессе обучения (Гусев, Бутина, 2018: 32). Мы согласны с этим утверждением.

Обсуждению подлежат ключевые вопросы изучаемого материала, включая те, при изучении которых у курсантов возникли сложности. Как отмечает С.Г. Коростелева, дискуссия является «наиболее распространенным активным методом обучения», «она позволяет лучше понять то, что не в полной мере является ясным и не нашло еще убедительного обоснования» (Коростелева, 2019: 118). Обучающиеся развивают навыки общения, формирования и изложения своей мысли, аргументации своего мнения, учатся анализировать свою речь.

Решение практических задач должно предполагать определение правильного алгоритма действий в конкретных ситуациях, а также выполнение практических действий в условиях имитации типовых ситуаций, связанных с обнаружением взрывоопасных предметов или поступлением сообщения об угрозе террористического акта.

А.В. Медведев и его коллеги отмечают важность решения задач как средства обучения: «Необходимо максимально широко использовать обучающие возможности ситуативных задач, представляющих собой практическую модель ситуации оперативно-служебной деятельности» (К вопросу о необходимости совершенствования методики проведения занятий по тактико-специальной и огневой подготовке ..., 2016).

В заключительной части занятия целесообразно проводить анализ результатов опроса, обсуждения учебных аспектов и решения практических задач. Выявляются наиболее типичные ошибки, озвучиваются и аргументируются выставленные оценки, доводятся до сведения обучающихся вопросы для самоконтроля и задание для самоподготовки.

1 Гричанов А.С., Заречнев Д.О. Особенности подготовки участковых уполномоченных полиции к обеспечению личной безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов : учебно-методическое пособие. Барнаул, 2020. 32 с.

В настоящей работе мы постараемся сформулировать алгоритм действий сотрудников органов внутренних дел при обнаружении взрывоопасных предметов, а также отобразить методику проведения практических занятий по данной теме.

Отработка указанных навыков с курсантами осуществляется в рамках изучения ими дисциплины «Тактико-специальная подготовка». Проведение практических занятий по рассматриваемой теме преследует достижение нескольких целей. Образовательная цель занятия состоит в закреплении теоретических знаний, полученных ранее на лекциях; обучении правильным действиям при обнаружении взрывоопасных предметов и возникновении угроз террористического акта. Методическая - в активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе обсуждения учебных вопросов и решения практических задач по теме занятия. Развивающая цель заключается в совершенствовании навыков наблюдательности, логического мышления, в формировании первоначальных поведенческих моделей в рассматриваемых ситуациях. Воспитательная - в присвоении чувства ответственного отношения к выполнению служебных обязанностей в условиях террористических угроз.

В процессе занятий целесообразно определить четкую последовательность действий сотрудников при возникновении рассматриваемой ситуации. Подобная алгоритмизация способствует повышению эффективности профессионального поведения сотрудника, особенно в экстремальных условиях.

Во время несения службы полицейские выявляют взрывоопасные предметы самостоятельно или по обращениям граждан. К таковым относятся взрывные устройства промышленного и кустарного изготовления, а также замаскированные под бытовые предметы.

Взрывчатые вещества обладают определенными специфическими свойствами, что обусловливает высокую степень опасности при обращении с взрывными устройствами. Обучающиеся сотрудники должны знать, что они обладают высокой чувствительностью к внешним воздействиям. Кроме этого, самодельные взрывные устройства имеют нестандартную конструкцию. Эти факторы исключают возможность обезвреживания их лицом, не обладающим специальными познаниями в данной сфере, и могут привести к самопроизвольному взрыву.

Сотрудник органов внутренних дел при обнаружении взрывоопасных предметов должен соблюдать меры личной и коллективной безопасности.

Информация о выявлении взрывоопасного предмета или об угрозе взрыва может поступить непосредственно сотруднику полиции, несущему службу на посту, или в орган внутренних дел по различным каналам, например, по телефону. Полученная информация в обязательном порядке должна быть тщательно проверена. Все предметы, вызывающие подозрение, должны считаться взрывоопасными до их полной проверки саперами-взрывотехниками. Для обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов могут использоваться специальные технические средства, но их применение должно осуществляться квалифицированными специалистами. Вопросы привлечения саперов для осмотра места происшествия рассматривает в своей работе Н.А. Панасенко (Па-насенко, 2021).

Как отмечают А.Н. Нестеренко и В.В. Горошко, «действия по обезвреживанию требуют знания особенностей конструкции взрывоопасных предметов (взрывных устройств), возможных способов приведения их в действие, основных требований безопасности при разминировании» (Нестеренко, Горошко, 2023). Поэтому до прибытия квалифицированных специалистов запрещается самостоятельно пытаться обезвредить взрывоопасный предмет, приближаться к нему, трогать или перемещать его, накрывать чем-либо, заливать жидкостями, засыпать грунтом, пользоваться радиоаппаратурой и другими переговорными устройствами вблизи предмета, проезжать на автомобиле рядом с ним, оказывать электромагнитное воздействие, производить громкие звуки.

Характерными ошибками будут следующие действия: попытка накрыть предмет бронежилетом, проверка его с помощью металлоискателя, использование мобильного телефона или радиостанции вблизи взрывоопасного предмета.

Сотрудники органов внутренних дел не должны допускать приближения к нему лиц, не имеющих отношения к обезвреживанию. Разрешается привлечение кинолога, который осуществляет первоначальное обследование подозрительного предмета. При этом служебно-розыскная собака не осуществляет непосредственный контакт с предметом.

Простейший алгоритм действий выглядит следующим образом:

1. Обнаружение взрывоопасного предмета.

2. Эвакуация на безопасное расстояние.

3. Доклад оперативному дежурному.

4. Охрана места происшествия.

Безопасное расстояние определяется с учетом типа взрывного устройства, его характеристик, мощности заряда. Учебной литературой установлены рекомендуемые безопасные зоны

оцепления и эвакуации людей для различных взрывоопасных предметов1. Не всегда представляется возможным определить, какое именно взрывное устройство обнаружено, особенно когда речь идет о самодельных конструкциях. В таких случаях эвакуация должна осуществляться на максимально возможное расстояние.

В процессе обучения слушатели должны получить твердые и долгосрочные знания, закрепить специальные умения и навыки. При этом обучаемые должны научиться действовать и в роли исполнителя, и в роли лица, принимающего руководящие решения. Перед преподавателем стоит задача обучения каждого слушателя с учетом его профессиональных навыков и психологических особенностей.

Сформулированные нами положения могут быть полезны преподавателям дисциплины «Тактико-специальная подготовка», слушателям, обучающимся по программам профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, а также практическим работникам правоохранительных структур, чья деятельность связана с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности.

Список источников:

Бакулин Н.П. Формирование профессиональных компетенций по обеспечению безопасности у сотрудников правопорядка при обнаружении взрывоопасных предметов // Kant. 2022. № 4 (45). С. 187-192. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2022-45.32.

Босомыкин А.Ф. Повышение эффективности обучения сотрудников полиции к действиям по поиску, обнаружению и локализации взрывоопасных предметов // Вестник экономической безопасности. 2018. № 1. С. 280-284.

Виноградов И.Д., Коченогов О.А. Актуальные проблемы теоретической подготовки сотрудников органов внутренних дел, не обладающих специальными познаниями в области взрывотехники, обучающихся в образовательных организациях МВД России, к действиям при обнаружении взрывоопасных предметов // Вопросы совершенствования деятельности полиции по охране общественного порядка. М., 2020. С. 52-58.

Гричанов А.С. Особенности тактики действий участкового уполномоченного полиции для обеспечения личной безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2019. № 19-2. С. 152-153.

Гусев Д.А., Бутина Е.А. Блиц-опрос как дидактическое средство контроля знаний учащихся // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. № 4 (25). С. 29-35. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2018-4-29-35.

К вопросу о необходимости совершенствования методики проведения занятий по тактико-специальной и огневой подготовке / А.В. Медведев [и др.] // Будущее науки - 2016 : в 4 т. Курск, 2016. Т. 2. С. 225-227.

Коростелева С. Г. Дискуссия как активный метод обучения в профессиональной подготовке будущего учителя // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 2. С. 118-122. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-2-118-122.

Нестеренко А.Н., Горошко В.В. Основы профессиональной подготовки саперов для выполнения задач по поиску, обнаружению и уничтожению взрывоопасных предметов // Яковлевские чтения. Новосибирск, 2023. С. 337-342.

Осипова С.И., Агишева Н.С. Познавательная активность как объект педагогического анализа // Гуманизация образования. 2016. № 2. С. 89-96.

Панасенко Н.А. Взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации со специалистами-саперами при осмотре места происшествия // Юридическая наука. 2021. № 4. С. 139-143.

Прохоров К.А. Методика обучения сотрудников полиции МВД России действиям при обнаружении взрывоопасного предмета (ВОП) // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 245-248. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2022-2-245-248.

Савчук Н.А. Обеспечение личной безопасности сотрудников органов внутренних дел РФ при обнаружении взрывоопасных предметов // Автономия личности. 2023. № 1 (29). С. 59-63.

References:

Bakulin, N. P. (2022) Formation of Professional Competencies to Ensure Security Among Law Enforcement Officers When Explosive Objects are Detected. Kant. (4 (45)), 187-192. (In Russian).

Bosomykin, A. F. (2018) Improving Efficiency Training Police Officers to Action Search, Detection and Localization of Explosive Subjects. Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. (1), 280-284. (In Russian).

Grichanov, A. S. (2019) Osobennosti taktiki deistvii uchastkovogo upolnomochennogo politsii dlya obespecheniya lichnoi bezopasnosti pri obnaruzhenii vzryvoopasnykh predmetov [Features of tactics of the district police commissioner's actions to ensure personal safety in case of detection of explosive objects]. Aktual'ny'e problemy' bor'by's prestupleniyami i iny'mi prav-onarusheniyami. (19-2), 152-153. (In Russian).

Gusev, D. A. & Butina, E. A. (2018) Quiz as a Means of Checking Knowledge. Educational Resources and Technologies. (4 (25)), 29-35. Available from: doi:10.21777/2500-2112-2018-4-29-35. (In Russian).

Korostelyova, S. G. (2019) Discussion as an Active Method of Teaching During a Future Teacher's Professional Training. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 25 (2), 118-122. Available from: doi: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-118-122. (In Russian).

Medvedev, A. V., Gnes, V. N., Kolesnikov, V. I. & Savenkov, G. I. (2016) K voprosu o neobkhodimosti sovershenstvovaniya metodiki provedeniya zanyatii po taktiko-spetsial'noi i ognevoi podgotovke [Towards the necessity of improving the methodology of tactical, special and firearms training classes]. In: Budushhee nauki- 2016. Vol. 2. Kursk, pp. 225-227. (In Russian).

Nesterenko, A. N. & Goroshko, V. V. (2023) The Basics of Professional Training of Sappers to Perform Tasks of Searching, Detection and Destruction of Explosive Objects. In: Yakovlevskie chteniya. Novosibirsk, pp. 337-342. (In Russian).

1 Профессиональная подготовка полицейских : учебник в 4 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. М., 2020. Ч. 2. С. 96.

Osipova, S. I. & Agisheva, N. S. (2016) Cognitive Activity as an Object of Pedagogical Analysis. Gumanizaciya obrazovaniya. (2), 89-96. (In Russian).

Panasenko, N. A. (2021) Interaction of the Investigators of the Internal Affairs of the Russian Federation with the SpecialistsSupers during the Inspection of the Accident Situation. Yuridicheskaya nauka. (4), 139-143. (In Russian).

Prokhorov, K. A. (2022) Methods of Training Police Officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia to Act When Detecting an Explosive Object (EO). Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry. (2), 245-248. Available from: doi:10.24412/2073-3305-2022-2-245-248. (In Russian).

Savchuk, N. A. (2023) Ensuring the Personal Safety of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation at the Objects of Detection of Explosive Objects. Avtonomiya lichnosti. (1 (29)), 59-63 (in Russian).

Vinogradov, I. D. & Kochenogov, O. A. (2020) Aktual'nye problemy teoreticheskoi podgotovki sotrudnikov organov vnutren-nikh del, ne obladayushchikh spetsial'nymi poznaniyami v oblasti vzryvotekhniki, obuchayushchikhsya v obrazovatel'nykh organ-izatsiyakh MVD Rossii, k deistviyam pri obnaruzhenii vzryvoopasnykh predmetov [Actual problems of theoretical training of internal affairs officers who do not have special knowledge in the field of explosive engineering, studying in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, to act in the explosive ordnance reconnaissance]. In: Voprosy sovershenstvovaniya deyatel'nostipolitsii po okhrane obshchestvennogo poryadka. Moscow, pp. 52-58 (in Russian).

Информация об авторе А.В. Кузнецов - преподаватель кафедры специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, Саки, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=760309

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author A.V. Kuznetsov - Lecturer, Department of Special Disciplines, Crimean Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saki, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=760309

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.08.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 18.09.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.09.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.