Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 245 — 248. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):245 — 248.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья
УДК 351.74 NIION: 2007-0062-2/22-125
doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-245-248 MOSURED: 77/27-004-2022-02-325
Методика обучения сотрудников полиции МВД России действиям при обнаружении взрывоопасного предмета (ВОП)
Константин Александрович Прохоров
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, ugra-67-77@yandex.ru
Аннотация. В статье приведены рекомендации по обучению сотрудников полиции действиям при обнаружении взрывоопасного предмета.
Ключевые слова: сотрудник полиции, обучение действиям, взрывоопасный предмет
Для цитирования: Прохоров К.А. Методика обучения сотрудников полиции МВД России действиям при обнаружении взрывоопасного предмета (ВОП) // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 245 — 248. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-245-248.
METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION
Original article
Methods of training police officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia to act when detecting an explosive object (EO)
Konstantin A. Prokhorov
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, ugra-67-77@yandex.ru
Abstract. The article provides recommendations for training police officers to act when detecting an explosive object.
Keywords: police officer, action training, explosive object
For citation: Prokhorov K.A. Methods of training police officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia to act when detecting an explosive object (EO) // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):245-248. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-245-248.
Современная нестабильная политическая обстановка в Российской Федерации и странах СНГ диктует необходимость сотрудникам полиции по роду службы сталкиваться с попытками проведения различных акций экстремистской, террористической и радикальной направленности, деятельность которых подчас может быть сопряжена с применением взрывоопасных предметов или их имитаций. Использование указанных средств направлено на устрашение общества, поскольку является источником повышенной общественной опасности.
Исходя из этого необходимы совершенствование имеющихся и выработка новых методов и
© Прохоров К.А., 2022
методик, направленных на подготовку сотрудников ОВД, деятельность которых сопряжена с возможностью выполнения действий, направленных на незамедлительное реагирование при обнаружении взрывоопасного предмета. Следует учитывать важность слаженности работы подразделения в целом, а также сотрудников в отдельности, обработанности действий и оперативности реагирования для достижения наибольшей эффективности.
Для понимания, с каким объектами придется столкнуться сотрудникам полиции, поясним, что подразумевается под взрывным устройством и взрывоопасным предметом.
К взрывным устройствам относятся: боеприпасы, заряды, применяемые в промышлен-
ности, сигнальные или пиротехнические средства, такие как взрывпакеты, фейерверки, петарды, т.е. изделия, специально изготовленные для производства взрыва.
Взрывоопасным предметом (ВОП) является устройство или вещество, которое при определенных условиях (наличие источника инициирования) способно быстро выделять химическую, электромагнитную, механическую и другие виды энергии.
Таким образом, обучаемым необходимо понимать, о каких объектах идет речь, знать их специфику, а также последовательность действий, которые необходимо выполнять для охраны общественного порядка при обнаружении взрывоопасного предмета.
Для определения последовательности действий, выполняемых сотрудниками полиции при обнаружении взрывоопасного предмета, необходимо уточнить, что существует несколько возможных вариантов развития событий, которые зависят от того, известно ли местонахождение взрывоопасного предмета или предмета, имеющего конструктивное сходство с таковым, а также от наличия факта самого взрыва.
Следует отметить, что потенциально взрывоопасный предмет может быть обнаружен не только сотрудником полиции, но и обычными гражданами, не имеющими представления о том, какие действия им следует предпринимать в сложившейся ситуации. В данном случае гражданину следует соблюдать спокойствие и не поддаваться панике, для выполнения квалифицированных действий ему следует обратиться к сотруднику полиции. Это может быть проходящий мимо наряд патрульно-постовой службы, если же такового в зоне доступа не обнаружено, необходимо передать данную информацию в ближайший орган внутренних дел, при этом важно помнить, что вблизи взрывоопасного предмета запрещено пользоваться средствами сотовой связи, что может привести к детонации, поэтому необходимо организовать альтернативный способ передачи информации.
Если же взрыв уже произошел, гражданам следует по возможности оказать помощь сотрудникам полиции, прибывшим на место происшествия. Так, они могут со своей стороны осуществлять помощь пострадавшим гражданам, вызвать службу скорой медицинской помощи, оказать психологическую помощь напуганным людям, пожилым и детям.
Основой работы в любой из возможных ситуаций является неукоснительное соблюдение мер безопасности как лично сотрудника, его коллег, так и остальных граждан.
Существует определенный типизированный алгоритм действий сотрудников органов внутренних дел, касающийся их действий в случае обнаружения возможного взрывоопасного предмета до прибытия саперной группы. Согласно этому алгоритму действия сотрудников ОВД должны быть направлены на обеспечение безопасности самих сотрудников, а также граждан, располагающихся поблизости; ограничен свободный доступ на территорию, где располагается обнаруженный предмет и в радиус его возможного взрыва и т.п.
Сотрудник полиции, обнаруживший подозрительный предмет, не должен заниматься его идентификацией, т.е. определять тип, вид, принадлежность, конструктивные особенности и вероятное состояние по внешним признакам и маркировке взрывоопасного предмета, это следует делать лицам, сведущим в этом вопросе. Несмотря на возможное наличие некоторых знаний, связанных с жизненным опытом или стереотипами, транслируемыми через средства массовой информации, сотрудники полиции, не обладающие специальными знаниями о взрывчатых веществах, изделиях, их содержащих, и т.д., не должны делать собственных выводов об обнаруженном взрывоопасном предмете.
Имеется ряд признаков, свойственных взрывоопасным предметам, по которым можно предположить, что предмет может быть взрывоопасен и предпринять меры, направленные на обеспечение общественной безопасности. К таковым относятся:
■ наличие бесхозных портфелей, чемоданов, сумок, коробок, ящиков и неопознанных предметов в местах скопления людей и транспорте;
■ наличие у предмета характерного вида штатных боеприпасов;
■ наличие у предмета резкого запаха горюче-смазочных материалов, растворителей, а также дыма, исходящего от предмета;
■ наличие звука работающего часового механизма;
■ наличие у предмета элементов (деталей), не соответствующих его прямому назначению;
■ наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек, прикрепленной проволоки;
■ значительная масса при небольших размерах;
■ наличие надписей (наклеек) типа «Бомба», «Тротил», «Взрыв», «Заминировано».
Несмотря на это, основными остаются его размерные характеристики, а также внутреннее убеждение сотрудника полиции в том, что данный предмет является взрывоопасным. При наличии такого убеждения дальнейшая деятель-
ность сотрудника должна быть направлена на оценку размерных характеристик обнаруженного предмета и обстановки вокруг него для дальнейшего осуществления доклада, а также выполнение действий при обнаружении настоящего взрывного устройства. Для сотрудника важно осознавать, что в случае неуверенности относительно взрывоопасности обнаруженного предмета отношение к сомнительному предмету должно быть как к представляющему реальную угрозу.
Говоря об отработке практических навыков сотрудниками полиции по получению и совершенствованию навыков работы со взрывоопасными предметами, следует отметить, что для достижения наибольшей эффективности обучения стоит погружать обучаемых в условия, максимально приближенные к реальности. Поскольку, помимо практического навыка, приобретаемого за счет тренировки двигательного навыка, существенную роль в подготовке сотрудника к действиям в особых условиях играет его психологическая готовность к решительным действиям, важно использование имитации условий, сопряженных с действиями других лиц — как коллег, так и простых граждан, оказавшихся вблизи места происшествия.
Примером таких условий может быть воссоздание условий паники окружающих лиц, получение ранений после взрыва и др., как следствие, крики, неконтролируемые действия со стороны граждан, которые оказывают психологическое давление на сотрудника полиции, оказавшегося в стрессовой ситуации.
Другой пример — моделирование присутствия так называемых «проблемных посторонних», т.е. лиц, которые могут создавать помеху при работе с взрывоопасным предметом. Таким контингентом могут быть женщины с детьми, родственники лиц, которые могли пострадать при взрыве, корреспонденты и просто прохожие, которые пытаются запечатлеть произошедшее и пр.
Вариант проведения занятия по вопросу получения сообщения о взрывоопасном предмете
1. Из числа обучаемых создаются игровые коллективы (предлагаемый состав).
Дежурная часть: один человек с задачей по координации действий нарядов, приему, передаче сообщений и постановке задач. (Рекомендуется из числа преподавателей).
Патруль № 1 (основной): 2—3 человека с задачей осуществления действий наряда при обнаружении ВУ (ВОП).
Группа немедленного реагирования: 2—3 человека с задачей оказания помощи патрулю № 1.
Патруль № 2 (соседний патруль): 2—3 человека с задачей оказания помощи патрулю № 1 (при необходимости).
Заявитель: один человек с задачей передачи информации об обнаруженном предмете с целью имитации опроса.
Статисты: 3—6 человек (оставшиеся из группы), их задача — имитация гражданского населения. Для усложнения задачи патрулям возможно давать дополнительные задачи одному-двум из них (например, один журналист, одна мать, потерявшая ребенка, и т.п.).
Пострадавшие: 2—6 человек (для второго учебного места по произошедшему взрыву) с задачей имитации пострадавших с целью отработки вопроса оказания первой помощи, при этом целесообразно каждому назвать характер повреждения. При данной ситуации возможно разнообразить или усложнить следующими элементами:
■ использовать служебный или личный автотранспорт для имитации автодороги и движения на ней;
■ назначить руководителя объекта (торгового центра, спортивного центра и т.п.) с двумя-тремя людьми в качестве посетителей для имитации вывода из опасного здания, при задействовании в отработке вопросов входа в какое-либо помещение или самого помещения.
2. Определяем район действий и исходные положения игровых коллективов.
3. После команды на начало отработки следим за действиями нарядов, регулируем действия статистов, отмечаем ошибки.
4. Подводим итоги, предлагаем всем участникам назвать, что не было выполнено или выполнено, но с ошибкой, как надо было поступить.
5. Повторная отработка с заменой действующих лиц.
Порядок основных действий
Патруль № 1 начинает движение по маршруту, к нему выдвигается заявитель, отрабатывается вопрос приема заявления, для подтверждения информации патруль выдвигается к месту закладки ВОП. После осмотра с безопасного расстояния Патруль № 1 докладывает в ДЧ и просит помощь. ДЧ принимает информацию и отправляет ГНР к Патрулю № 1. Патруль № 2 начинает движение по сигналу от ДЧ либо вызывается Патрулем № 1 (например, сигналами свистка). Старший патруля № 1 продолжает отрабатывать алгоритм при обнаружении ВОП, попутно ставя задачи прибывшей помощи в лице Патруля № 2 и реагирует на изменение обстановки в лице статистов (журналиста и т.п.). Введение статистов в работу и дополнительных лиц осуществляется по указанию руководителя занятия. Для отличия сотрудников полиции от
гражданских лиц целесообразно ввести опознавательные знаки (повязки или перевернутый головной убор). За время отработки основного вопроса сотрудники полиции должны докладывать об изменении обстановки в ДЧ (при этом отходить на безопасное расстояние, возможно, условно определенное), вывести посторонних за линию безопасной зоны, при этом потребовать отключить средства связи и отключить их самим, попутно осуществить опрос выводимых с целью определения из них свидетелей произошедшего. После вывода посторонних сотрудники должны организовать оцепление и охрану места закладки, одновременно со своих мест в оцеплении полицейские должны провести осмотр с целью выявления наличия дополнительных закладок ВОП (для этого возможно осуществить не одну, а две закладки в подходящих местах). При оцеплении важно учесть наличие автодороги и проконтролировать перекрытие дороги. По окончанию мероприятий старший патруля докладывает в ДЧ о завершенных действиях. При всех действиях важно контролировать меры безопасности при работе с ВОП (не двигаться рядом с ВОП, не осуществлять с ним никаких действий и т.п.).
После этого руководитель занятия осуществляет разбор занятия и ставит задачу на повтор действий с обязательной заменой участников.
При отработке учебного места по действиям на месте взрыва алгоритм действий аналогичен, осложняется только наличием пострадавших и необходимой первоначальной помощи. При этом целесообразно попросить «пострадавших» громко озвучивать «свое положение» и изображать страдание для усиления психологического эффекта.
При использовании радиостанций строго соблюдать режим связи, таблицу позывных и кодировок. В учебных целях целесообразно для первой отработки сокращать реальные расстояния безопасных зон (но с их обязательным практическим определением (методом «на глаз» или иным) и указанием на это в начале занятия при опросе первоначальных знаний).
Таким образом, всесторонняя подготовка с применением максимально большого круга возможностей крайне необходима для качественной подготовки сотрудников, она обеспечит практическую и психологическую подготовленность сотрудника ОВД к действиям в нестандартных условиях.
Список источников
1. Панасенко НА Взаимодействие следователей органов внутренних дел российской федерации со специалистами-саперами при осмотре места происшествия / / Юридическая наука. 2021. №№ 4. С. 139—143.
2. Николаев С А., Шаталина Н.С. Тактика действий сотрудника полиции при подозрении обнаружения взрывного устройства на месте происшествия / / Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. материалов Все-рос. конф. Орёл, 2021. С. 150—154.
3. Гонтарь В.Н., Мельцов В.М., Гусева С.Г. К вопросу о подготовке сотрудника полиции с учетом специфики деятельности / / Совершенствование подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. науч. ст. по итогам науч.-практ. конф. 2021. С. 20—25.
References
1. Panasenko NA. Interaction of investigators of the internal affairs bodies of the Russian Federation with sappers during the inspection of the scene // Legal science. 2021. No. 4. P. 139—143.
2. Nikolaev SA., Matalina N.S. Tactics of actions of a police officer in case of suspected detection of an explosive device at the scene / / Improvement of fire and tactical-special training of law enforcement officers: Collection of materials of the All-Russian Conference. Orel, 2021. P. 150—154.
3. Gontar V.N., Maltsev V.M., Guseva S.G. On the issue of training a police officer taking into account the specifics of the activity / / Improving the training of law enforcement officers: Collection of scientific articles based on the results of the scientific and practical conference. 2021. P. 20—25.
Информация об авторе
К.А. Прохоров — заместитель начальника кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.
Information about the author K.A. Prokhorov — Deputy Head of the Department of Internal Affairs Bodies in special conditions of the Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Y. Kikot', Candidate of Law.
Статья поступила в редакцию 06.05.2022; одобрена после рецензирования 20.05.2022; принята к публикации 06.06.2022.
The article was submitted 06.05.2022; approved after reviewing 20.05.2022; accepted for publication 06.06.2022.