УДК 343.98
А. А. Каримов
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ
СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ В МЕСТАХ, СВЯЗАННЫХ С ОСМОТРОМ МЕСТА ВЗРЫВА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы безопасности сотрудников следственно-оперативной группы (СОГ), выезжающей на место происшествия, связанного со взрывом взрывных устройств; предлагаются практические рекомендации по последовательности выполнения мероприятий сотрудниками СОГ на месте происшествия в зависимости от обстановки.
Ключевые слова: следственно-оперативная группа, взрывные устройства, дежурная часть, специализированная следственно-оперативная группа (СОГ).
A. A. Karimov
ABOUT SOME PECULIARITIES OF THE WORK OF THE INVESTIGATIVE-OPERATIVE GROUP IN THE PLACES RELATED TO THE EXPLOSION INSPECTION
Abstract. The article deals with the safety issues of the employees of the Investigative- operative Group (SOG) going to a crime scene connected with the explosion of explosive devices. The article offers practical recommendations on the sequence of actions taken by SOG officers at the crime scene, depending on the situation.
Keywords: investigative-operative group, explosive devices, duty unit, specialized investigative-operative group (SOG).
Осмотр места взрыва является одним из наиболее сложных и трудоёмких видов следственного осмотра и зачастую во многом зависит от подготовительного этапа. Рассмотрим некоторые особенности работы следственно оперативной группы при осмотре места взрыва.
Принято различать две стадии подготовительного этапа: действия до выезда на место происшествия и действия на месте происшествия до начала рабочего этапа.
Первая стадия начинается с момента поступления сообщения о взрыве в дежурную часть ОВД. Источником информации о взрыве могут быть сообщения (как правило, по телефону) от граждан, охраны предприятий и объектов, постов и патрулей полиции. При получении такой информации
дежурный уясняет место и время взрыва, характер и масштабы последствий, уточняет сведения о пострадавших.
Анализ этих и других данных позволил сформулировать следующие рекомендации.
1. Насколько подробным бы ни было сообщение о взрыве, необходимо до формирования СОГ как можно быстрее выслать на место взрыва дежурную машину (возможно, это будет машина, патрулирующая в указанном районе) со средствами связи. Задача группы заключается в разведке места происшествия, установлении очевидцев и свидетелей произошедшего. В связи с этим немаловажным моментом с точки зрения достоверного установления хронологии произошедшего является опрос очевидцев. Психологи утверждают, что очевидцы очень хорошо запоминают всё, что происходило до взрыва и после него [1, с. 127]. Также руководителю СОГ необходимо организовать первую помощь пострадавшим и охрану места происшествия. Следственно-оперативная группа формируется не в дежурной части ОВД, а на месте происшествия по мере прибытия обязательных и факультативных участников, необходимых для предстоящей работы.
2. Следственно-оперативная группа формируется не в дежурной части ОВД, а на месте происшествия по мере прибытия обязательных и факультативных участников, необходимых для предстоящей работы.
3. Следственно-оперативная группа, действующая на месте происшествия, связанного со взрывом, может быть не единственной. По мере уяснения обстоятельств происшествия и состава преступления (уничтожение чужого имущества, убийство, терроризм), определяется подследственность. Руководителем следственно-оперативной группы может быть назначен следователь ОВД, прокуратуры или ФСБ. Это, пожалуй, самый сложный с позиций организации этап [2, с. 71].
На месте происшествия может работать дежурная и (или) специализированная следственно-оперативная группа. В подразделениях ОВД, на территории которых совершены преступления с применением ВУ, а также в случаях частого совершения подобных (серии однотипных) преступлений образуются постоянные специализированные следственно-оперативные группы. Задача таких групп — раскрытие преступлений данной категории. В состав группы входят наиболее опытные следователи, оперативные работники, эксперты в области взрывотехнических исследований, кинолог и другие специалисты. Специализированная СОГ прибывает на место взрыва на 1—3 ч позже дежурной группы, т. к. её участники не находятся в режиме дежурства, а вызываются (в том числе в нерабочее время) при необходимости.
Результаты анализа практики осмотров мест криминальных взрывов, связанных с человеческими жертвами, серьёзными разрушениями объектов, позволяют обрисовать негативные штрихи картины, происходящей в первые часы на месте взрыва. По прибытию на место происшествия дежурной СОГ территориального ОВД работа начинается с первых докладов об оцен-
ке обстановки, необходимых силах и средствах (скорая помощь, сапёры, коммунальные службы, спасатели и др.). В течение первых двух часов на место происшествия прибывает руководство территориальных органов правоохранительных ведомств (ОВД, прокуратуры, ФСБ). С их прибытием руководитель СОГ постоянно отвлекается на доклады руководству и организацию взаимодействия с прибывающими специалистами. В этот период определяется, какой правоохранительный орган будет непосредственно расследовать данное преступление [3]. В результате возникают недопустимые ситуации, когда в ходе осмотра места происшествия одна СОГ сменяет другую. При этом нарушаются целостность осмотра, единый замысел тактических приёмов и последовательности осмотра местности и объектов.
В данной ситуации необходимо детализировать функции дежурной СОГ, первой прибывающей на место происшествия. По прибытии на место взрыва руководитель СОГ обязан:
1) оценить обстановку и доложить дежурному по ОВД о характере происшествия, его последствиях, о необходимой помощи и своих действиях;
2) организовать (в отдельных случаях — проверить) оказание помощи пострадавшим, принять меры по преодолению вредных последствий происшествия;
3) на основе консультаций со специалистом-взрывотехником определить зону осмотра места происшествия, обозначить её границы и удалить посторонних лиц;
4) провести опрос лиц, которые могут дать информацию о событии. Такой опрос должен занять минимум времени, его главная цель — определение квалифицирующих признаков преступления, а также получение оперативно-розыскной информации для поиска и задержания преступников. Результаты опроса могут фиксироваться в рабочем блокноте или с помощью портативного магнитофона [2, с. 72].
После ознакомления с обстановкой на месте происшествия руководитель СОГ должен окончательно решить вопрос о круге участников осмотра, в том числе в ведомственном отношении. Возможно, потребуются дополнительные специалисты, силы и средства для обеспечения эффективного осмотра места происшествия.
Устранение опасности повторного взрыва относится к первоочередным действиям на месте происшествия. Причинами возможного повторного взрыва могут быть: установка преступниками мин-ловушек или ВУ замедленного действия; наличие невзорвавшихся ВВ и ВУ, разбросанных взрывом; образование газо-, паровоздушных взрывоопасных смесей в результате утечки газа, испарения горючих жидкостей из повреждённых ёмкостей или трубопроводов; нагрев герметичных ёмкостей. Опасность повторного взрыва реально существует при осмотре газифицированных и снабжённых газом в баллонах жилых домов, гаражей, строений, возведённых в местах актив-
ного выделения природного газа из почвы. Повторные взрывы, как правило, сопровождают любую аварию на взрывоопасных предприятиях. Многократно увеличивается подобная опасность после взрыва складов боеприпасов, когда после активного периода горения, разлёта и детонации элементов вооружения, продолжающегося зачастую до нескольких суток, происходит фактически сплошное минирование прилегающей местности.
В случае опасности повторного взрыва все участники осмотра места происшествия должны быть удалены на безопасное расстояние, которое определяют специалисты.
Важно отметить ещё одну особенность — трудоёмкость осмотра места происшествия, связанного со взрывом. Руководитель СОГ, намечая общий план действий, уже на подготовительном этапе должен решить вопрос о необходимости привлечения дополнительных сил для осмотра места взрыва путём сплошного прочёсывания местности [4, с. 15]. По мнению специалистов, зона сплошного визуального поиска фрагментов ВУ в большинстве случаев ограничивается радиусом от 50 до 200 м от центра взрыва.
До начала рабочего этапа руководитель СОГ выбирает приоритетные для конкретной ситуации действия, как по очерёдности, так и степени их выполнения. Например, оцепление и остановка на длительное время важных дорожных коммуникаций (магистральные железные дороги, автострады), длительная отсрочка ремонта нефте- и газопроводов, линий электропередач и т. п. являются нецелесообразными в силу экономических и иных причин. В таких условиях необходимо спланировать начало рабочего этапа, прежде всего на те участки местности (территорию, элементы) объекта, без которых он не может функционировать. Поэтому при взрыве, связанном с дорожными коммуникациями, в первую очередь осматривают железнодорожное полотно, проезжую часть дороги, а также участки местности, где планируется работа восстановительной ремонтной техники.
Особенность действий СОГ на месте происшествия до начала рабочего этапа зачастую связана с ходом мероприятий по ликвидации последствий взрыва. Так, при тушении пожара, разборе завалов производится фиксация происходящих изменений с использованием видеозаписи и фотосъёмки, благодаря чему обеспечивается полнота, объективность и адекватность за-печатления (отражения) и сохранения информации [5, с. 221]. В это время планируется работа на безопасных участках местности и объектах, прилегающих к месту взрыва.
Распределение обязанностей между участниками осмотра и их инструктаж целесообразно проводить после оценки общей обстановки [6, с. 7]. При большом количестве участников (более 12 человек) СОГ рационально разбивать на подгруппы, действующие на отдельных участках местности (объекта). В состав такой подгруппы входят: следователь (помощник следователя), специалист-взрывотехник, специалист-криминалист, судебный врач, сотрудники, привлекаемые для прочёсывания местности.
До начала осмотра места происшествия, когда организуется эвакуация пострадавших, оцепление и охрана осматриваемой территории и удаление посторонних, в некоторых случаях целесообразно провести скрытую видеозапись и фотосъёмку с целью последующей выработки версий в отношении подозрительных лиц. Кроме того, в качестве источника важной информации могут быть использованы видеоматериал или фотоснимки сцены происшедшего, реакции толпы, сделанные любительской видеокамерой.
В некоторых ситуациях при значительных разрушениях объекта взрыва (здания, производственного помещения, транспортного средства и т. п.) необходимо заблаговременно организовать получение технического паспорта (формуляра) объекта с чертежами его конструкции и отдельных элементов. В качестве тактических приёмов может быть использовано сопоставление элементов разрушенного транспортного средства (например, разрушенного вагона) и исправного аналогичного по конструкции вагона, установленного на соседний путь. Без этих данных будет сложно провести реконструкцию обстановки и самого объекта до взрыва, а также определить место и способ закладки ВУ.
Уровень технических возможностей и организации современных средств массовой информации практически не оставляет сотрудникам правоохранительных органов шансов быть изолированными на месте происшествия от журналистов и корреспондентов [4].
Ещё одной особенностью первоначального этапа осмотра места происшествия, связанного со взрывом, является прибытие на место работы СОГ руководства разных ведомств и рангов (представители местных органов власти, начальствующий состав МВД, прокуратуры и ФСБ). Оно, как правило, связано с оценкой общей обстановки и последствий взрыва, оказанием помощи пострадавшим, а также с необходимостью заявлений для прессы. Как показывает опыт, руководители, осматривая место происшествия, стараются пройти как можно ближе к центру (эпицентру) взрыва и лично увидеть картину происшедшего. Такие перемещения по необследованным участкам в зоне действия взрыва приводит к негативному изменению следовой обстановки.
Известно, что на месте происшествия старшим, не взирая на должности и ранги, является следователь — руководитель СОГ. Однако сложившийся отечественный общественный и служебный менталитет практически не позволяет игнорировать прибытие и присутствие руководства и сопровождающих его лиц.
В подобной ситуации рационально на стадии подготовки к осмотру места происшествия наметить, обозначить и в первую очередь обследовать так называемую дорожку руководства. Ширина такой дорожки составляет 0,6—1,0 м. Она обозначается лентами и проходит по участкам местности, доступным для быстрого обследования — участки автомобильных, пешеходных дорог (дорожек), подмостки и тротуары.
Таким образом, начальный этап осмотра места происшествия, связанного со взрывом, имеет много особенностей, отличающих его от других происшествий, требующих определённого опыта руководителя и участников СОГ, активности и настойчивости в организации и подготовке условий для качественной работы.
Список использованной литературы
1. Подлиняев О. Л. Психология толпы и специфика её разновидностей / О. Л. Под-линяев // Вестн. Вост.-Сиб. ин-та М-ва внутр. дел России. — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017. — № 2 (81). — С. 124—130.
2. Первоначальные действия сотрудников ОВД при обнаружении самодельных взрывных устройств: учеб.-метод. пособ. /авт.-сост. А. А. Каримов, М. Б. Руденко, Д. С. Морозов. — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России. — 2016. — 90 с.
3. Тактические особенности проведения следственного осмотра: учеб. пособ. / авт.-сост. О. П. Грибунов, О. В. Трубкина, Е. И. Третьякова. — Иркутск: Вост.-Сиб. ин-т М-ва внутр. дел России. — 2016. — 98 с.
4. Каримов А. А. Тактические приёмы обеспечения личной безопасности сотрудников полиции в составе малых групп патрулирования // Актуальные проблемы использования сил и средств и методов оперативно-разыскной деятельности в борьбе с преступностью: сб. мат-лов Всерос. межвед. науч.-практ. конф.: 27—28 апр. 2017 г. — Иркутск: Вост.-Сиб. ин-т М-ва внутр. дел России. — 2017. — С. 172—176.
5. Родивилина В. А. Задачи, решаемые с помощью применения технических средств в стадии предварительного расследования // Уголовная политика и проблемы правоприменения: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф.: 1 нояб. 2013 г. — СПб: Изд-во «Петрополис», 2013. — С. 221—223.
6. Трубкина О. В. Тактические особенности производства осмотра места происшествия при расследовании преступлений, совершённых на воздушном транспорте // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. тр. — Иркутск. — 2016. — С. 159—163.